Главная страница

ответы к экзамену. Экзаменационные ответы по предмету Патрология ( III курс, заочное отделение, 2004 2005 г. )


Скачать 0.57 Mb.
Название Экзаменационные ответы по предмету Патрология ( III курс, заочное отделение, 2004 2005 г. )
Анкор ответы к экзамену.doc
Дата 24.04.2017
Размер 0.57 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ответы к экзамену.doc
Тип Документы
#2464
страница 7 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

В «Философуменах», или «Опровержение ересей» он следует за св. Иринеем Лионским, опровергая различные ереси, и, прежде всего, разные гностические направления. Сочинение изобилует материалами, цитатами и поэтому служит важным источником для исследования гностических направлений, которые, как правило, нам известны только в их опровержениях у святых Отцов.

Здесь св. Ипполит излагает историю философских систем и языческих верований, проведя ту мысль, что гностики свои теории брали не столько из философии, сколько из мифологии и вообще таинственного учения язычников. И так как эти еретики более всего (из философов) пользовались учениями Пифагора и Платона, то св. Ипполит в «Философуменах» обратил особенное внимание на системы этих философов.

Трактат «Против Ноэта» – обстоятельное изложение и опровержение заблуждений Ноэта – еретика, который разделял взгляды патрипассианского монархианизма и учил, что сходил на землю, страдал и умер Сам Бог Отец. Св. Ипполит, прежде всего, критикует ноэтианскую доктрину, а затем переходит к положительному изложению и выяснению православного учения о Боге, едином по Существу и троичном в Лицах, в частности, о Лице Сына Божия, о Его вечном бытии и сосуществовании вместе с Богом Отцом от вечности, об ипостасном различии Его с Богом Отцом и отношениях к Нему при творении мира, а затем в деле промышления о мире, важнейшим актом которого представляется искупительная жертва Сына Божия. Рассуждая об искуплении, автор говорит в то же время об образе соединения во Христе двух естеств при сохранении двух действований в Нем. Во всех этих случаях св. Ипполит указывает богооткровенные основы своего учения, обращает в свою пользу также и все места Свящ. Писания, приводимые Ноэтом в доказательство своих положений.

«Апостольское Предание» (43 главы) дает картину литургической жизни Церкви, в частности, жизни римской общины начала III-го столетия. Название труда указывает на то, что описываемое св. Ипполитом унаследовано Римской Церковью от времени св. апостолов.

[Асмус] «Апостольское Предание» св. Ипполита разделяется на три части. Первая – содержит пролог, правила, относящиеся к избранию и посвящению епископа, молитву этого посвящения, чин Евхаристии, который следует за епископским посвящением, и затем чины благословления елея, сыра и маслин. Затем следуют правила и молитвы, относящиеся к поставлению пресвитеров и диаконов. И, наконец, говорится о разных категориях христиан: об исповедниках, о вдовах, о чтецах, о девах, о иподиаконах и о тех, кто обладает даром исцеления. Это все были особые служения в древней Церкви. Св. Ипполит имеет целью не вводить какие-то новшества, а утвердить тот церковный чин и порядок, который уже существовал, зафиксировать его.

Итак, в «Апостольском Предании» содержатся правила избрания и посвящения во епископа (избирается «всем народом»; приводится молитва посвящения – в этой молитве говорится об апостольском преемстве епископов и об их власти разрешать грехи.

Далее св. Ипполит приводит чин Литургии, – это самый древний чин, сохранившийся в письменном виде. Еще недавно, во второй половине второго века, как сообщают нам источники, молитвы Литургии произносились предстоятелями по вдохновению, каждый молился и столько, и сколько считал нужным. Однако теперь имеется фиксированный письменный текст Литургии. Св. Ипполит при этом отмечает, что тем, кто имеет желание, не возбраняется, совершая Литургию, молиться и другими словами. Однако существует уже общепринятая норма и это, конечно, знаменует совершенно новый этап в становлении христианского богослужения. Можно отметить, что в чине, который приводит св. Ипполит, содержится епиклеза, т. е. призывание Духа Святого на евхаристические Дары. Епиклеза – важнейшее отличие всех восточных Литургий и ряда западных Литургий от Римской мессы. Однако, творение св. Ипполита свидетельствует о том, что в Риме первоначально также существовала епиклеза в чине Литургии, которая произносилась после установительных слов. Тот чин, который излагает св. Ипполит, представляет, однако, очень существенные отличия от известных нам очень древних чинов. Например, одно из таких отличий, это то, что причастники перед вкушением евхаристической Чаши, Крови Христовой, должны были пить из двух других чаш. Сначала давалась вода, как символ очищения, Св. Крещения, затем давалась чаша с медом и молоком, как символ обетованных будущих благ. Здесь мы, конечно, видим совершенно очевидное соединение и смешение символического и сакраментального. Это объясняет, почему впоследствии чин был пересмотрен и почему сочинение св. Ипполита, столь важное для современных литургистов, так основательно пришло в забвение.

Во второй части говорится о поведении мирян. Там даются правила, относящиеся к новообращенным, перечисляются искусства и профессии, запрещенные для христиан, говорится о оглашенных, о Крещении, о Миропомазании и о первом Причащении. Очень интересно описание Крещения. В процессе Крещения крещаемые должен исповедать свою веру, в кратком Символе, который считается древнейшим Символом Римской церкви. Когда крещаемый сходит в воду, крещающий спрашивает его: «Веруешь ли ты в Бога Отца Вседержителя?» и крещаемый отвечает кратким исповеданием веры в Бога Отца, после чего совершается первое погружение. Затем, после первого погружения, крещающий задает второй вопрос:«Веруешь ли ты в Христа Иисуса, Сына Божия, рожденного от Духа Святаго и Марии Девы, умершего, погребенного и воскресшего живым из мертвых в третий день, восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца и имеющего придти судить живых и мертвых?». И когда крещаемый исповедует веру и в Сына Божия, совершается второе погружение. И, наконец, следует третий вопрос крещающего: «Веруешь ли ты в Духа Святаго, в Святую Церковь и Воскресение плоти?». После исповедания веры у крещаемого, совершается третье погружение.

В этом, очень интересном описании Крещения, совершенно ничего не говорится о тех словах, которые впоследствии в схоластическом Богословии получили именование «тайносовершительной формулы». По всей видимости в Римской церкви эти слова вообще не произносились при Крещении; это доказывают творения Тертуллиана и святителя Амвросия, епископа Медиоланского.

После описания Крещения следует описание Миропомазания. Миропомазание совершает епископ, который сначала возлагает руки на новокрещенного с произнесением определенных молитв, затем помазывает его освященным маслом.

Третья часть «Апостольского Предания» говорит о различных сторонах церковной жизни; там описывается воскресное богослужение, Литургия, даются правила поста, описывается агапа и чин освящения масла. Там говорится также о духовной жизни каждого христианина в отдельности, даются рекомендации относительно времени, когда нужно молиться, рекомендуется ежедневное причащение (подразумевается – теми Святыми Дарами, которые верующие получают от епископов или пресвитеров и приносят в свои дома). Описывая агапу, св. Ипполит ясно показывает, что здесь речь идет не о таинстве, и благословенный хлеб, который вкушается на агапах четко отличается от Тела Господня. Таково вкратце содержание этого важнейшего сочинения св. Ипполита, которое особенно в последнее время привлекает очень большое внимание исследователей.

БОГОСЛОВИЕ. В христологии, в учении о второй ипостаси Св. Троицы, св. Ипполит, как и многие богословы той эпохи, придерживается субординационизма, т.е. он учит о подчиненности Сына Отцу, даже о второстепенности Сына. По описанию св. Ипполита, Бог, т.е. Отец порождает Сына по своей воле и, как можно понять, в основном, в связи с желанием сотворить мир. Получалось, что, с одной стороны, Сын Божий находится на большой онтологической дистанции от Бога Отца, с другой стороны, между ними получается существенное различие, и поэтому Римский епископ Каллист, не без оснований, обвинял св. Ипполита в двоебожии. Я говорил много раз, что доникейское учение о Боге с большим трудом приходило в равновесие, а, в основном, колебалось между двумя неправославными крайностями: между модализмом – слиянием трех Лиц Божества, и субординационизмом, где получалось неравенство трех Лиц. Здесь св. Ипполит не составляет исключения в ряду многих своих современников.

В учениии о спасении (сотериологии) св. Ипполит находится под влиянием св. Иринея Лионского; он повторяет учение св. Иринея о рекапитуляции, т.е. о восстановлении всего человечества в общении с Христом. Причем, св. Ипполит подчеркивает, что это восстановление совершается не автоматически, не по одной только воле Божией к спасению людей, но совершается с каждым отдельным человеком по его собственному желанию, если человек захочет войти в число спасаемых Христом.

С большой определенностью св. Ипполит говорит о полноте человечества во Христе; он указывает, что спасение было бы невозможно, если бы Христос не был полностью человеком, если бы Он не был полностью равен всем прочим человекам, если бы Он не воспринял не только человечество, человеческую плоть, но также и последствия греха – какие-либо страдания и саму смерть. Но в то же время св. Ипполит говорит о полноте Божества во Христе. Христос – есть Бог, который превыше всего, говорит св. Ипполит.

В экклезиологии, учении о Церкви, св. Ипполит говорит о двух аспектах Церкви: иерархическом и духовном. Говоря о иерархическом аспекте Церкви, он говорит о том, что апостольская преемственность обеспечивает преемственность правой веры и дает гарантию от ересей. Говоря о духовном аспекте Церкви, св. Ипполит проявляет все свои воззрения, которые поставили его вне общения с Римской церковью. Он говорит, что Церковь – есть общество, состоящее исключительно из праведников. В Церкви, как ее описывает св. Ипполит, не остается никакого места для тех, кто допустил тяжелые грехи, как бы они не каялись после этого. Как Адам был изгнан из Рая, так и грешник должен изгоняться из Церкви, приговор не подлежит никакому пересмотру.

Св. Ипполит дает весьма впечатляющее развернутое сравнение Церкви и корабля. Этот корабль плывет на Восток к пристани спасения, он обуреваем бурями, но его ведет кормчий Христос и поэтому всем, кто находится на корабле, не приходится бояться за свою безопасность. Другой образ Церкви еще более характерный для своеобразной экклезиологии св. Ипполита – это образ Ноева Ковчега. О Церкви он говорит, как об обществе святых, живущих в праведности.

Если поверить тому, что св. Ипполит пишет о Римской Церкви его времени, времени епископа Каллиста, то нам представится картина самых страшных грехов и беззаконий, которые узаконяются священноначалием Церкви. Здесь, конечно, мы не должны забывать, что св. Ипполит в ходе полемики мог допускать весьма существенное преувеличение. Во всяком случае, мы не должны думать, что Римская церковь санкционировала те беззакония, которые он описывает. Скорее всего, речь шла всего лишь о прощении грешников, кающихся в этих беззакониях. Если Римская церковь открывала и довольно широко открывала двери для ищущих прощения, то св. Ипполит считал это совершенно недопустимым. Как я уже говорил, св. Ипполит в принципе, не отрицает власти прощения грехов, которую имеет церковная иерархия.

Это сочинение, которое безусловно отражает жизнь Римской церкви, очень рано было отвергнуто в Риме, но, напротив, получило большое распространение на Востоке и сильно повлияло на жизнь Восточных церквей, в частности, на жизнь Восточных общин, отделившихся от православной Церкви в V веке, прежде всего на монофизитов Египта и Эфиопии. И только комбинируя различные переводы, коптские, арабские, эфиопские, латинские, можно себе представить, чем было подлинное сочинение св. Ипполита, написанное им по-гречески.
15. Этика и экклезиология Тертуллиана.

Жизнь: Родился в Карфагене в семье римского сотника ок 155 г. Распущенная жизнь язычника. Получ. светское юридическое образование: философия, право, медицина. 90-ые гг. Крещение, священство, был женат.

4 периода: до священства (200 г); в священстве (до 206 г.); полумонтанизм (до 212 г.); монтанизм (после 213 г.).

Тон сочинений: резкий, страстный, полемический. Сочинения Тертуллиана буквально переполнены различными юридическими терминами, которым он придает богословское значение. Такие термины, как «виновность», «удовлетворение», «компенсация», «заслуга» – эти термины стали по настоящему богословскими терминами уже у Тертуллина.

В 207 г. впадает в монтанизм (мы не получ. полноту откровения во Христе, открытие не зак. наход. в процессе заверш. под действ. Св. Духа, отверж. иерархии власть у пророков вдохновителей). Впосл. в Африке возник. тертуллианизм и сущ. до V в.

Труды:

1. Писания в защ. хр-ва: «Апологетический трактат».

2. Против Еретиков: «Опровержение еретиков» (не могут польз. Св. Писанием.), «Трактат о Крещении» (крещ. ерет. не действит.). Тертуллиан выступает противником крещения младенцев, но он говорит об этом Крещении, как об уже существующем обычае, «Против Праксея», «О душе» (душа по природе своей христианка, нет нужды к философ. – сама природа явл. учит. души).

3. Нравств. темы: «О зрелищах», «Об одежде женщин», «Письмо к жене», «Увещевание о целомудрии», «Книга о единобрачии».

Экклезиология Ссылается на предание.

Сформулировал не разреш. противоречие: Афины – Иерусалим, академия – Ц..философ. – христ-во.

В силу ед-ва общей веры все Ц. идентичны и одинаковы, – одна Ц. осн. Христом. Утв. преемственность от апп. Сформ. Символ веры. Впервые употребил слово Троица по Латыни. Сын обл. той же сущностью, что и О.и Дух исх. от О. через Сына.

Этика – учение о армии христианом не след. вербоваться в армию (т.к. служба предпол. участие в языч. обрядах).

Брак – абсолют. моногамия. Брак вдовствующих не приветств., разводы запрещ.. В иерархии тоже абс. моногамия.

Отриц. отнош. к женским нарядам, украшениям, к достиж. техники ремесла, т.к. люди забывают о внутренней красоте.

Очень важны заслуги Тертуллиана в области тринитарного богословия, в области учения о Святой Троице. Прежде всего, Тертуллиан – это первый Западный богослов, у которого мы встречаем само слово «Троица» (Trinitas по-латыни). Тринитарные формулы Тертуллиана иногда очень близко подходят к формулам, которые были впоследствии даны Вселенскими соборами или святыми Отцами уже следующего периода церковной истории. однако, не нужно думать, что учение Тертуллиан о Святой Троице совершенно свободно от неточностей и ошибок, он не избегает суббординацианизма – это общий недостаток очень многих доникейских богословов. В соответствии с этим доникейским суббординационизмом у Тертуллиана, также, как у других, мы находим совершенно явственное учение об исхождении Святого Духа от Сына, даже не от Отца и Сына, а от Сына. Сын рождается от Отца, Дух Святой исходит от Сына – обычная тринитарная схема Тертуллиана, которую он иллюстрирует различными образами, различными вещественными аналогиями.

Тертуллиан много пишет о Церкви. Он первый, кто употребляет слово «Мать» в отношении Церкви, делает это многократно и настойчиво. Говоря о создании Церкви, Тертуллиан проводит аналогию между сотворением Евы и созданием Церкви; подобно тому, как Адам был усыплен и из его ребра была сотворена жена, так и после смерти Господней, которую прообразовал этот сон Адама, из пронзенного ребра истекла кровь и вода и искупительная жертва Христова создает Церковь, которая есть истинная Мать всех живущих.

Уже впадая в свои заблуждения, Тертуллиан еще несколько лет не рвал с Церковью; потом он, наконец, вышел из Церковного общения. В связи с эволюцией некоторых его воззрений, можно даже датировать его сочинения, поскольку известны этапы его отхода от Церкви. Конечно, отход его от Церкви вызвал появление новых воззрений на Церковь. Если прежде Тертуллиан настаивал на апостольском преемстве, как гарантии хранения Истины в Церкви, то, впав в ересь, он противопоставляет Церковь, как институцию, руководимую епископами, Церкви, как обществу духоносных людей, руководимых пророками. Эти духоносные люди, эти харизматики имеют такие полномочия, которых не имеют епископы и по поздним воззрениям Тертуллиана именно они, эти харизматики – суть истинные преемники апостолов.

Важный момент учения, в котором также проявилась эволюция Тертуллиана по мере его отхода от Церкви – это учение о покаянии и о власти Церкви разрешать грехи. Православный Тертуллиан не отрицает того, что Церковь имеет возможность прощения всех грехов, даже самых тяжких. Поздний Тертуллиан, Тертуллиан – еретик, эту возможность отрицает; он считает, что есть тяжкие грехи, которые не имеет право прощать никто. Само понятие о Церкви у него меняется, потому что поздний Тертуллиан считает, что Церковь – это общество святых в самом строгом и узком смысле этого понятия, все греховное должно изгоняться из Церкви, не может в ней находиться.

Кроме того, можно сказать, что у Тертуллиана мы находим явственное учение о реальном присутствии Тела и Крови Христова в Евхаристии. Что касается эсхатологии Тертуллиана, то он разделяет воззрения хилиастов, что впрочем не уникально в доникейском богословии.

[2 вариант] Противостояние политеизму, дуализму Ермогена (материя совечна, т.к. Бог зла не сотворил); дуализму Маркиона (злой Бог ВЗ, простота типа Толстого), гностики (типа Валентина).

«О давности против еретиков» – прескрипция (решающий аргумент) – непрерывное предание от апостолов.

«Апологетик» – умный и добрый чек т.к. он христианин, он христианин т.к. он умный и добрый. Свидетельства души-христианки. Повиновение богов-бесов хр-нам. Молитва об отечестве, имп., воинстве. Лучше быть убитым, чем убить. Кто узнав это не обращается? «Свидетельства души» – у лучших язычников нет и начал хр-ва. Любой душе присуща религиозность «дай Бог, суди Бог и т.д». печать Его у нас внутри. «О покаянии» осуждение грешащих оглашенных, необходимость и допустимость деятельного покаяния. «К жене» 2 книги – после смерти не выходить замуж (вдовство и девство), если выходить так за единоверца. Брак – великое таинство. «О зрелищах» торжества в честь побед Септ. Севера – идолослужение, рассеяние ума, страстность, бесстыдство и нечистота

Ригоризм: осуждение, едкое и резкое обличение, мирские вещи – творение дьявола (дуализм), брак – любодеяние, неприязнь к детям, чистота души приятней чем опрятность, нападки на театр (Зрелище С. Суда – радость при наказании цвета эллинизма.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14