Главная страница
Навигация по странице:

История стилей Лекции. История стилий. Лекции



Скачать 0.65 Mb.
Название История стилий. Лекции
Анкор История стилей Лекции.docx
Дата 30.04.2017
Размер 0.65 Mb.
Формат файла docx
Имя файла История стилей Лекции.docx
Тип Лекции
#5150
страница 1 из 31
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

ИСТОРИЯ СТИЛИЙ. ЛЕКЦИИ
Стиль (лат. stylus, от греч. stylos — палочка для письма) — единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и тд.

Понятие «стиль» многозначно, им пользуются разные науки, такие как литературоведение, искусствоведение, лингвистика, культурология, эстетика. Смысл понятия «стиль» всё время расширяется: «стиль одежды», «стиль моды», «стиль поведения», «стиль игры», «стиль жизни», «стиль мышления», «стиль руководства», «стиль работы».

Широко поле функционирования стиля.

Стиль — фактор творческого процесса, осуществление ориентации художника по отношению к реальности, к художественной традиции, к публике. Стиль диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, культурной и в частности к художественной традиции, к общественным целям искусства.

Стиль в искусстве — это не форма, не содержание, не даже их единство в произведении. Стиль — набор «генов» культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц) обусловливающий тип культурной целостности.

Стиль как единая порождающая программа живет в каждой клеточке художественного организма и определяет структ

Стиль определяет качество определённой культуры, отличающее её от всякой другой, конструктивный принцип построения культуры. Обретая культурную значимость, предмет обретает и стилистическую выраженность — свидетельство его принадлежности к определённой культуре, к тому или иному социальноисторическому пласту.

В искусстве стиль — одно из самых фундаментальных понятий. Основные понятия определяют стиль как то, «что делает целостным совершенно разные, единичные проявления художественной деятельности», при этом в художественных процессах он только осуществляется. Кроме того, стиль определённого художественного произведения есть создание не только его автора, но и того, кто это произведение сейчас воспринимает. Ведь восприятие тоже искусство и зависит от эпохи, в которой живёт человек, общающийся с произведением искусства, от той социальной ниши, в которой он находится, от его жизненного опыта, художественного воображения, темперамента, характера и т. д.

Гераклит считал, что искусство подражает красоте в природе. По Платону предметы — тени идей, искусство же подражает предметам и есть отражение отраженного (тень тени), а потому явление низшее. Доступ ему в идеальное государство должен быть ограничен (гимны богам).

Для Аристотеля искусство — подражание действительности (мимезис). Две причины произвели искусство: 1) подражание присуще людям с детства; 2) продукты подражания всем доставляют удовольствие. «На что мы в действительности смотрим с отвращением, тончайшее изображение того мы рассматриваем с удовольствием» 7 . Аристотель обосновывает принципы художественной правды: подражание воспроизводит не случайные явления, а вероятные (не факты, а то, что могло бы произойти; не случившееся, но вероятное предпочтительнее случившегося). Поэзия изображает цепь вероятных событий (даже если они никогда не происходили). История же воспроизводит единичные факты и события, часто лишь случайно связанные. По Аристотелю искусство содержит больше философского и серьезного элемента, чем история; поэзия выше истории. В этих положениях — первая попытка выявить специфику искусства в сравнении с наукой.

Типы подражания: 1) подражание вещам «так, как они были или есть»; 2) «так, как о них говорят или думают»; 3) «какими они должны быть».

Каждому роду искусства присуще, по Аристотелю, свое наслаждение. Так наслаждение, доставляемое комедией, проистекает от зрелища смешного, которое не причиняет боли, веселит и развлекает. В основе наслаждения картиной — узнавание в изображении истинной природы вещей.

Аристотель признает воспитательную роль искусства, что отражает ситуацию в античном обществе, где искусство и право составляли основу воспитания. Обществу небезразлично направление воздействия искусства, поэтому допустимые в музыкальном воспитании инструменты, музыкальные лады, системы мелодики должны контролироваться цензурой.

Аристотель полагает, что музыка с помощью ритмов и мелодий подражает определенным состояниям души — гневу, кротости, мужеству. Формы музыки близки к естественным состояниям души. Испытывая печаль или радость от подражания действительности в музыке, человек привыкает глубоко чувствовать в жизни.

По Аристотелю произведение не может быть причислено к искусству только на основании метрического построения речи. Ритмом обладают и научные произведения. «Если издадут написанный размером какой-нибудь трактат по медицине или физике, то они обыкновенно называют его автора поэтом, а между тем у Гомера и Эмпедокла нет ничего общего, кроме метра, почему первого справедливо назвать поэтом, а второго скорее физиологом, чем поэтом» (Аристотель Поэтика) Можно уложить в размер сочинения Геродота, но они останутся историей, а не станут поэзией, ибо их содержание не станет поэтическим. Характеризуя особенности содержания искусства, Аристотель разработал понятия: «фабула» («подражание действию», «сочетание фактов»), «перипетии», «узнавание»; «характер» («то, почему мы действующих лиц называем какими-нибудь», — определенность; «то, в чем обнаруживается нравственный принцип»), «композиция». Аристотель ввел деление персонажей на положительных и отрицательных: «подражатели подражают действующим (лицам), последние же необходимо бывают или хорошими или дурными».
История стилей — это наука, изучающая историю развития изобразительных видов искусства.

В стиле эпохи воплощаются и социальные условия проживания того или иного народа, иногда непосредственно, чаще через символы. На египетских рельефах и фресках обычно фараон — самая крупная фигура, вельможи, чиновники меньше по размерам, свободные ремесленники, крестьяне, рабы ещё меньше, и самые малые — военнопленные. В средневековом искусстве о социальной иерархии говорят образы химер и даже самого Христа и святых. Если они изображены в образах языческих представлений, то святые и Христос похожи на крестьян, простых тружеников,

Социальные условия формируют социальную психологию, которая также влияет на формирование художественного стиля. Особенно выразительно передаёт социальную психологию жанр портрета.

Во многом стиль складывается от художественного темперамента эпохи. Романтизм, барокко - стили, провоцирующие яркое проявление темперамента, смелого в творчестве, хотя, конечно, если мирочувствова- ние художника чуждо темпераменту того или иного стиля, то он сумеет выразить себя и в рамках более уравновешенного художественного темперамента. И конечно, индивидуальный темперамент художника - важнейшая составляющая его стиля, поэтому в эпоху Возрождения рядом творят Тинторетто и Тициан, а в эпоху Романтизма - Делакруа и Жерико, импрессионизм представляют рядом Дега и Ренуар, а абстракционизм - Кандинский и Малевич.

Стиль определяется технологическими возможностями искусства. Имеются в виду материалы, которые используются в том или ином виде искусства, способы и приёмы применения материала. Например, темпера

- это материал скорее средневековой живописи, а эпоха Возрождения создаёт новый вид красок - масляные краски, от чего возможности живописцев несоизмеримо расширились. Бетон применяли в архитектуре уже римляне, но железобетонные конструкции - технология XX века, и стеклянные каркасы в оформлении зданий начали применять только в XX веке. Технологические возможности искусства зависят от уровня развития цивилизации, с одной стороны, а с другой, - от воображения художника. Но, так или иначе, технология искусства - это материальное его воплощение.

Наш перечень составляющих стиля должен включить и историческую компоненту, и этническую, которые влияют на содержание и форму выражения художественного произведения, меру логики и интуиции мастера и т. д. Как бы мы ни пытались определить полноту составляющих стиля, всегда будет что-то ускользать от теоретической попытки осмыслить стиль, всегда будет присутствовать некая тайна в создании произведения искусства. Но все эти феномены пересекаются в феномене творчества. Это понятие и есть самое основное в создании произведения искусства. Творчество - это свобода художника. Он, художник, может быть зависимым от своего материального положения, от своих заказчиков, даже от темы, которую он должен воплотить в искусстве, но процесс его творчества - это свобода. Вне свободы создать подлинное произведение искусства нельзя. Общеизвестен факт, когда Рембранту был заказан групповой портрет членов стрелковой гильдии, впоследствии получивший название «Ночной дозор». Голландский художник, как человек творческий и гениальный, отступил от привычной интерпретации заказанного сюжета. Рембрант отказался от принятого в ту пору спокойного расположения фигур и равного изображения всех участников. Он изобразил сцену, полную жизни. На картине запечатлён момент, когда по сигналу тревоги, поспешно и беспорядочно, выходят на площадь стрелки, на ходу поправляя оружие. Впереди группы торжественно выступает капитан и его помощник. Неровный свет озаряет группу, усиливая впечатление подвижной толпы. В результате получилась полная жизненной убедительности сцена, но этого и не поняли заказчики. Они были очень недовольны тем, что одни лица видны хорошо, а другие почти скрыты от зрителя. Так свобода художника вошла в противоречие с заказанным сюжетом. Ещё один пример того, что подлинное произведение искусства создаётся в пространстве свободы. Режиссеру Эйзенштейну Сталин заказал фильм об Иване Грозном. Эйзенштейн, выполняя заказ, меньше всего хотел воплотить те черты русского царя, которые виделись Сталину, - несгибаемость, жестокость власти в достижении великодержавных целей. Эйзенштейн показал человека, разрушаемого властью, показал бесовство абсолютного самодержавия, за что, естественно, впал в немилость.

Итак, творчество - всегда свобода, но реализуемая в конкретной ситуации, и поэтому каждый художник создаёт свой стиль в рамках своей эпохи, в рамках своих возможностей, в рамках того мировоззрения, которое сформировала эпоха. Власов В.Г., автор словаря о стилях в искусстве, пишет: «Чистых стилей в искусстве не бывает». Как нужно понимать это высказывание? Думается, что стиль формируется бесконечным вариативным воплощением в рамках всех тех составляющих, о которых упоминается выше, и, конечно, в рамках тех составляющих, которые здесь не упоминаются в силу того, что произведение искусства всегда явление единичное. А значит, причиной, побудившей его рождение, могут быть случайные явления: взгляд, прикосновение рук, ожидание, нетерпение, ранняя весна или осень, вкусный обед, невозможность утолить голод и т. д. Эта вариативность бесконечна, как бесконечно число составляющих стиля, поэтому понятие «чистого стиля» абсурдно.

В истории художественной культуры распространено мнение, что стиль как полноценное явление существовал до середины XIX века, а с этого времени стиль сменяется направлениями в искусстве. Эта точка зрения зиждется на такой интерпретации стиля, которая утверждает, что стиль выражает всеобщую эстетическую значимость, а в постпросветительской культуре притязания того или иного стиля на всеобщую значимость ослабевают. Какую точку зрения мы с вами разделим, изучив курс истории художественных стилей? Ведь если придерживаться только что изложенной точки зрения, то нужно согласиться с тем, что стиль не онтологический феномен художественной жизни, а исторически обусловленный. Само осмысление этой проблемы методологически продуктивно, так как мы широко и многопланово должны осмыслить понятие стиля для того, чтобы ответить на вопрос: стиль - явление историческое или универсальное для искусства? Можно утверждать, что весь курс истории художественных стилей является ответом на этот генеральный вопрос.

Наиболее наглядно особенности того или иного стиля проявляются в архитектуре, а уже от туда проникают в другие виды искусства.
Виды изобразительного искусства:

1) архитектура;

2) скульптура;

3) живопись;

4) графика;

5) декоративно-прикладное искусство;

Архитектура (зодчество) — искусство строительства. Архитектура делится на: промышленную, жилую, общественно-гражданскую. При строительстве используются определенные законы (нормали). Архитектура жилых домов обуславливается местом, где происходит строительство. «Центр» любого здания — интерьер.

Скульптура — объемно-пространственный вид изобразительного искусства. Главный объект изображения в скульптуре — человек. Скульптура подразделяется на: монументальную, станковую, декоративную; круглую и рельеф (высокий, низкий, врезанный). У рельефа одна плоскость прижата к стене, одна точка зрения. Станковая скульптура (небольшая по размеру) применяется для интерьера, смотрится с близкого расстояния.

Живопись всегда содержит изобразительные элементы: цвет, светотень, линия; человек, окружающая среда. Живопись делится на: монументальную и станковую. Используется для: украшения каких-либо зданий (фреска, мозаика), создания картин. Живопись передает одно мгновение жизни.

В графике главное — рисунок. Элементы, используемые в графике: линии, штрих, градация светотени, твердость-мягкость. Гравюра (оттиск) — графика массового характера. Графика бывает станковая, прикладная (этикетки, почтовые марки, шрифты и т. д.), книжная (иллюстрации).

Декоративно-прикладное искусство — это произведения искусства для украшения быта, бытовых нужд человека (мебель, ковры, ткани и т. д.).

Костюм — это система определенным образом подобранных предметов одежды, обусловленная предназначением. Костюм дает внешнюю характеристику человеку: пол, возраст, национальность, социальный и культурный статус и т. д.

Жанры изобразительного искусства:

1) портрет;

2) пейзаж;

3) натюрморт;

4) исторический;

5) бытовой;

6) батальный.

1 ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Первые ростки художественного развития человека восходят к периоду первобытно-общинного строя, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.

1.1 Искусство эпохи палеолита

Палеолит, или древнекаменный век — это наиболее длительный период в истории становления культуры человеческого общества. Художественное творчество появляется период позднего палеолита (35–10 тыс. до н. э.).

1.1.1 Ориньяк-Солютрейский период

(35–20 тыс. до н. э.)

Скульптура. Появляются круглые скульптуры из мягких пород камня и кости: изображения животных высотой 5–10 см и изображение женщин. Конечности у таких женских фигур едва намечены, художники не конкретизируют черты лица, голову обрабатывая условно, сосредотачивая внимание на анатомических особенностях тела — Венера Виллендорфская (Австрия).

Живопись. Самые ранние рисунки — контурные изображения звериных голов на известняке, оттиски человеческой руки, волнистые и другие линии — так называемые «макароны» (пещера Ла-Ферраси (Франция), пещера Санта-Изабель (Испания). Впоследствии появляются животные того времени: зубры, лани, медведи, табуны лошадей и оленей, мамонты. Фигуры животных наносились резцом по камню или краской по слою сырой глины.

Появляются: штриховка — рисунок головы лани из пещеры Кастильо (Испания), техника рельефа.

1.1.2 Период Мадлен

(ок. 20–10 тыс. до н. э.)

Развивается круглая скульптура и рельеф. Кроме женских фигурок появляется изображение животных и птиц — фигурка птицы, Украина.

Живопись. Главная тема — животные. Изображаются они в разных позах, в движении, крупными пятнами двумя-тремя видами красок — Бизон, Альтамирская пещера (Искания), Олень, пещера Фон-де-Гом, росписи в пещерах Ляска и Руфиньяк (Франция), Каповая пещера (Урал).

Это время уже сложных композиций, появились конкретные жизненные сюжеты — изображение группы на стене пещеры Лимейль (Франция), рисунок на кости стада оленей из грота около Тейжа (Франция), табун лошадей из грота Шаффо (Франция).

Появляются богато декорированные ювелирные украшения — костяной браслет со стоянки Мезино (Украина).

1.2 Искусство эпохи Мезолита

(10–6 тыс. до н. э.)

В эпоху Мезолита — среднекаменного века — люди начали группироваться в небольшие родовые объединения, о чем говорит появление родовых могильников. Появляются кремневые орудия труда и деревянная утварь. Расширился диапазон наблюдений, увеличилось умение, возросли потребности людей. В изобразительном искусстве появляются многофигурные сцены: охоты, загона скота, сбора меда, танцев и т. д. Главное — образ человека, внутренний смысл происходящего — сцена танцующих женщин из Когула (Испания). Элементы схематизма, живопись теряет многокрасочность. Наскальные росписи, как правило, силуэтные, без выделения объёма. Краска употребляется чёрная или красная. Человеческая фигура изображалась схематичнее, условнее фигуры зверя, но значительно динамичнее — сцена сражения лучников на скале Валлторта (Испания).

1.3 Искусство эпохи Неолита

(6–2 тыс. до н. э.)

В эпоху неолита, или новокаменного века, от охоты и собирательства человек переходит к скотоводству и земледелию. Камень сверлят и полируют. Появляется гончарный круг. Усиливается родовая община, и происходит переход от матриархата к патриархату.

В искусстве появляются локальные местные особенности. У человека стремление к обобщению понятий, представление о мироздании в целом. Возникает необходимость показать такие образы, как небо, земля, вода, солнце. Распространяется обычай украшать орнаментом предметы, что носило функции обозначения «лица» или «души» предмета. Появляется построчное расположение орнамента на гончарных сосудах. Появляются различные виды симметрии — осевая, относительно точки, переносная.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
написать администратору сайта