Главная страница
Навигация по странице:

НИКИФОРОВ А.Л .Учебник.. Издательство "весь мир"



Скачать 0.7 Mb.
Название Издательство "весь мир"
Анкор НИКИФОРОВ А.Л .Учебник..doc
Дата 05.05.2017
Размер 0.7 Mb.
Формат файла doc
Имя файла НИКИФОРОВ А.Л .Учебник..doc
Тип Документы
#7853
страница 1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ НИКИФОРОВ

ЛОГИКА
МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО “ВЕСЬ МИР”

2001
Содержание
Предисловие
Глава 1

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Что изучает логика

Истинность и правильность

Мышление и язык

Этапы развития логики

Зачем нужно знакомство с логикой?
Глава 2

СЛОВО И ПОНЯТИЕ

Имя

Понятие

Содержание и объем имени (понятия). Классификация понятий

Отношения между объемами понятий.. Неточность, неясность, многозначность Операции с понятиями

Ответы
Глава 3

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СУЖДЕНИЕ

Что такое суждение

Строение простого суждения

Виды простых суждений

Логические связки

Таблицы истинности

Другие виды высказываний Ответы
Глава 4

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
Глава 5

РАССУЖДЕНИЯ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Что такое умозаключение. Дедукция и индукция

Непосредственные умозаключения

Простой категорический силлогизм

Условно-категорический силлогизм

Разделительно-категорический силлогизм

Индукция

Ответы
Глава 6

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ

Структура доказательства

Прямое и косвенное доказательства

Опровержение

Каков ваш тезис?

Какими должны быть аргументы

Демонстрация, или форма доказательства

Убедительность доказательств

Ответы
Глава 7

МЫ ВСТУПАЕМ В СПОР

Что такое спор

Разновидности спора

Условия спора
Глава 8

ТАКТИКА СПОРА
Глава 9

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРИЕМЫ СПОРА

Паралогизм и софизм

Запрещенные общие приемы. Запрещенные аргументы.

Что делать?

Предисловие
Биологический вид, к которому мы принадлежим, называется “homo sapiens” - “человек разумный” в переводе с латинского. Среди наших предков был “человек умелый”, начавший изготавливать первые каменные орудия; “человек выпрямленный”, пите­кантроп; неандерталец, непосредственный предше­ственник современного человека. Нашей отличи­тельной особенностью по сравнению с животными и предшественниками является наличие разума. Но что такое “разум”? Оказывается, до сих пор отве­тить на этот вопрос чрезвычайно трудно. Мы гораз­до больше знаем о строении вещества, о звездах и галактиках, о растениях и животных, чем о наибо­лее важном свойстве человека.

Но есть одна из сторон разума - важнейшая, быть может, - которая исследована достаточно хо­рошо. Это - мышление, т.е. способность ориенти­роваться в окружающем мире, рассуждать, строить объяснения тех или иных явлений, делать предска­зания. Наука о мышлении называется логика.

“Когда я принимаю в соображение, - писал сто лет назад английский экономист, философ и логик Джон Ттюарт Милль, - ка” проста теория умоза­ключения, какого небольшого ремени достаточно для приобретения полного зн-.ния ее принципов и правил и даже значительной опытности в их при­менении, я не нахожу никакого извинения для тех, кто, желая заниматься с успехом каким-либо умст­венным трудом, упускает это изучение. Логика есть великий преследователь темного и запутанного мы­шления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время как мы его не по­нимаем. Я убежден, что в современном воспитании ничто не приносит большей пользы для выработки точных мыслителей, остающихся верными смыслу слов и предложений и находящихся постоянно на­стороже против терминов неопределенных и дву­смысленных, как логика”.

Да, разумом нужно уметь пользоваться, его нуж­но и можно развивать. И этому учит единственная из наук - логика. Поэтому знакомство с ней необходи­мо любому человеку. Слон сильнее человека, ло­шадь - быстрее, орел видит дальше и лучше. Но ра­зум позволяет человеку неизмеримо превзойти их всех и в силе, и в быстроте, и в зоркости.
Глава 1

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
ЧТО ИЗУЧАЕТ ЛОГИКА

Конечно, предмет всякой науки становится вполне ясным лишь в процессе знакомства с самой наукой, поэтому все предварительные определения этого предмета остаются неполными и не очень ясными. Тем не менее с чего-то же надо начинать.
Логика есть наука о формах и законах по­знающего мышления.

Логика изучает мышление, но не всякое, а лишь те мыслительные процессы, которые направлены на обнаружение и обоснование истины, на реше­ние некоторой задачи, на поиск путей преодоле­ния тех или иных трудностей, встающих перед на­ми как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Иногда утром, посмотрев на себя в зеркало, вы можете подумать: “У...у, ка­кая у меня сегодня противная физиономия!” Таких мыслительных процессов логика почти не касает­ся, изучение их - дело психологии или даже пси­хиатрии. Логику интересуют прежде всего позна­вательные процессы. Ну а что такое “познающее мышление”? Попро­буйте ответить на несколько простых вопросов.

У меня в кармане две монеты, которые в сумме дают 15 копеек, но одна из этих монет не пятачок. Какие это монеты? Вы начинаете думать: 7 и 8 копеек? Таких монет не существует. Может быть, 2, 3 и 10 копеек? Но тогда получается три монеты, а их всего две. Наконец, приходит мысль: одна из них не пятачок, но другая-то может быть пятачком! Ответ: 10 и 5 копеек.

Ночной сторож умер не ночью, а днем. Назначат ли ему пенсию? Вы начинаете вспоминать, что вам известно о пенсионном законодательстве, затем вдруг спохватываетесь: но ведь он умер, зачем же ему пенсия? Ответ: нет, не назначат.

Может ли порядочный человек жениться на сес­тре своей вдовы? Слово “порядочный” привлекает ваше внимание и вы задумываетесь: этично ли же­ниться на сестре вашей жены? Но вскоре приходит мысль: жена-то ведь уже вдова, значит, тот человек, о котором идет речь, умер! Ясно, что он ни на ком уже жениться не может, а слова “порядочный чело­век” просто отвлекают наше внимание от этого ре­шающего обстоятельства.

Во всех этих случаях поиск решения сводится к выдвижению некоторого предположения и выве­дению из него следствий. Если следствия не согла­суются с условиями задачи, мы отбрасываем перво­начальное предположение и выдвигаем новое и т.д. Несмотря на простоту приведенных примеров, по­иск их решения воспроизводит основные черты вся­кого познавательного процесса: проблема — пред­положительное решение — проверка решения и его отбрасывание, если оно не согласуется с условиями задачи и с известными нам истинами, - выдвиже­ние нового решения... Логика как раз и изучает те формы, в которых протекает познающее мышление, и те общие принципы, которым оно должно подчи­няться, чтобы достигнуть поставленной цели.

Логику интересует лишь форма наших мыслей, но не их содержание. Содержание наших мыслей бесконечно разнообразно: мы можем думать и рас­суждать о вулканах и звездах, о любви и предпри­нимательстве, о колбасе, которой вечно не хватает, и об электронах, от которых не знаешь куда девать­ся. Однако все это разнообразие укладывается в сравнительно небольшое число форм. Вот эти формы и изучает логика. Образно говоря, логику интересуют сосуды - бутылки, ведра, бочки, а не то, что в них налито. В бутылку что ни налей - нарзан, пиво, вино - она останется бутылкой и ее можно изучать именно как бутылку: исследовать ее геоме­трическую форму, объем, толщину стенок и т.д. Точ­но так же и мыслительные формы, независимо от своего содержания, обладают определенными свойствами, которые изучает логика.

В этом отношении логика сходна с грамматикой, которую мы изучали в школе. Грамматика тоже иссле­дует и описывает формы языковых выражений, от­влекаясь от их содержания. Для иллюстрации этого обстоятельства известный советский лингвист Л.В. Щерба приводил пример следующего выдуман­ного им предложения: “Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка”. Мы ничего не можем сказать о содержании этого предложения, но знание грамматики позволяет нам утверждать, что слово “ку-здра” здесь является подлежащим, “будланула” -сказуемым, “бокра” - дополнением и т.д. Мы можем говорить о роде, числе, падеже наших существитель­ных, не имея ни малейшего представления о том, что обозначают соответствующие слова. Аналогичное знание о формах мысли дает нам логика.
ИСТИННОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ

Мы уже несколько раз упоминали слово “истина”. Пора бы пояснить его. Вопросы о том, что есть исти­на, можно ли получить ее и каким образом, иссле­дует философия. Здесь мы ограничимся кратким разъяснением, достаточным для целей логики.

Мысль называется истинной, если она соответст­вует своему предмету, т.е. представляет объект, ситу­ацию, положение дел так, как они существуют в ре­альности, сами по себе. Если же мысль не соответст­вует своему предмету, искажает его, ее называют ложной. Например, мысль о том, что русский компо­зитор А.П. Бородин был химиком, является истинной, так как Бородину действительно принадлежит целый ряд трудов и открытий в области химии. Однако мысль о том, что на яблоне растут бананы, будет лож­ной, ибо дает искаженное представление о яблоне.

Логическая правильность рассуждения есть его соответствие правилам, законам логики. Если вы опираетесь на истинные данные и рассуждаете пра­вильно, то вы всегда получите истинное заключе­ние. Это логика гарантирует. К со калению, можно правильно рассуждать, но исходить при этом из ложных посылок. В таком случае вы можете прийти к любому заключению - как к истинному, так и к ложному. Как говорится, из лжи следует все что угодно. Например, если вы приняли посылку “Все тигры питаются травой”, то из нее вы можете сде­лать как истинный вывод: “Некоторые травоядные полосаты”, так и ложный - “Некоторые травоядные есть тигры”. Важно иметь в виду следующее: логика не может сказать, истинны ли те или иные посыл­ки - это задача конкретных наук и повседневной практики, - но она помогает нам сделать наши рас­суждения правильными. Если вы опираетесь на ложь, ваши рассуждения могут привести вас куда угодно. Если вы опираетесь на истину, правильные рассуждения приведут вас только к истине.
МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

Познающее мышление, изучаемое логикой, всегда выражается в языке, поэтому логика рассматривает мысль в ее языковом выражении. Иногда мы будем просто говорить о словах и предложениях, имея в ви­ду их мысленное содержание. Конечно, имеются мыс­ли, которые нам бывает трудно выразить в языке, -каждый с этим сталкивался: порой школьник или сту­дент на экзамене как будто бы все понимает, а сказать ничего не может. С такими мыслями логика не может иметь дела, не может их изучать и анализировать, они остаются “внутри” индивидуального сознания. Предполагается, что познающее мышление всех людей приблизительно одинаково и не зависит от их национальной принадлежности, социального поло­жения и культурных различий. Естественные языки, на которых разговаривают люди разных народов, весьма существенно различаются, в чем мы с огор­чением убеждаемся, когда начинаем изучать иност­ранные языки. Логика изучает формы мысли, а не языка, поэтому ее законы и принципы справедливы для всякого мышления, независимо оттого, в какой языковой оболочке оно представлено. Возьмем, на­пример, два следующих языковых выражения:

“Snow is white”, “Der Schnee ist weiss”.

Они состоят из разных знаков и вообще значи­тельно отличаются одно от другого. Однако оба вы­ражают одну и ту же мысль, которая по-русски пере­дается предложением “Снег бел”. Мысль —то общее, что свойственно всем этим трем совершенно разным языковым выражениям. Эту мысль и изучает логика. Тем не менее основополагающие характеристики языка оказывают влияние и на нашу мысль, поэтому логике часто приходиться принимать во внимание особенности языкового выражения мысли.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ

Логика является одной из древнейших наук, офор­мившихся в самостоятельную дисциплину. Ее со­здателем считается древнегреческий философ и ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Обращение Аристотеля к систематическому изложению логических знаний и разработке логи­ки было обусловлено в значительной мере обще­ственной потребностью. Гражданин античного по­лиса активно участвовал в жизни своего малень­кого государства. Он регулярно посещал народ­ные собрания, на которых обсуждались вопросы войны и мира, городского строительства, торгов­ли и т.п., ежегодно участвовал в выборах государ­ственных чиновников и сам в течение жизни неод­нократно мог занимать те или иные должности. За отправление государственных должностей в античной Греции не полагалось никакой оплаты, поэтому занять их стремились немногие. Иногда граждане были вынуждены прибегать к жребию, чтобы назначить кого-то командовать армией, надзирать за рынками или общественными водо­проводами. Античные греки много и с удовольст­вием судились, причем греческий суд не знал прокуроров и адвокатов, истец и ответчик сами должны были выступать перед судьями и присут­ствовавшей публикой. От умения внятно изло­жить суть дела и убедительно обосновать свои претензии часто зависел исход дела. Короче гово­ря, хорошему гражданину необходима была оп­ределенная образованность для выполнения сво­их гражданских обязанностей и осуществления своих гражданских прав.

Вот поэтому-то в античной Греции существовало всеобщее образование и высоко ценились учителя, их называли софистами (от греческого слова “софия” - мудрость), что означало первоначально “мудрец” или “учитель мудрости”. Они учили детей грамоте, основам наук, воспитывали умение ясно и убедительно говорить, отстаивать в спорах свое мнение. Со временем, однако, софисты стали изоб­ретать приемы, направленные на то, чтобы одура­чить собеседника, представить противника в смеш­ном или глупом виде, внушить недоверие к истине, а ложь, напротив, представить в белоснежных ри­зах истины. Такие недобросовестные приемы и уловки получили наименование “софизмы”, а слово “софист” приобрело тот негативный отте­нок, который сохранился у него до сих пор. Вот при­меры некоторых софизмов, сохранившихся в тру­дах древних авторов:

“То, чего ты не терял, у тебя есть. Ты не терял ро­гов. Следовательно, ты рогат”.

“Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следова­тельно, сидящий стоит”.

Со времен Античности до нас дошла следующая история. У знаменитого софиста Протагора был уче­ник по имени Эватл, обучавшийся праву. Учитель и ученик заключили договор, согласно которому Эватл должен был заплатить за обучение лишь по­сле того, как выиграет свой первый процесс. Одна­ко, закончив обучение, Эватл не спешил выступать в суде. Терпение учителя иссякло, и он подал на сво­его ученика в суд.

“Эватл в любом случае вынужден будет запла­тить мне, — рассуждал Протагор. — Он либо выигра­ет этот процесс, либо проиграет его. Если выигра­ет - заплатит в силу нашего с ним договора; если же проиграет - заплатит в силу приговора суда”.

“Ничего подобного, - рассуждал, в свою очередь, Эватл. — Действительно, я либо выиг­раю процесс, либо проиграю его. Если выиг­раю - решение суда освободит меня от уплаты;

если же проиграю - не буду платить в силу на­шего договора”.

Ученик, как видите, оказался достоин своего учителя! Озадаченный таким поворотом дела, Про­тагор посвятил этому спору с Эватлом особое сочи­нение “Тяжба о плате”, которое, к сожалению, до нас не дошло. А если вам публично начнут задавать, например, такие вопросы (договорившись предварительно, что вы будете отвечать только “да” или “нет”):

“Перестал ли ты бить свою мать?”, “Перестал ли ты пить коньяк по утрам?” и т.п. Здесь можно впасть в легкий столбняк: скажи хоть “да”, хоть “нет” - все равно оказываешься в дурацком положении.

Чувствуешь, что тебя слегка надувают, но в чем тут дело, сказать трудно. Софистика стала мешать общественной жизни греков, как, впрочем, она мешает нам и сейчас. Аристотель систематизиро­вал известные к тому времени логические знания, добавив к ним немало нового, и написал несколь­ко сочинений, в которых представил логику как средство защиты истины и разоблачения софисти­ки и лжи. В этом качестве она служит людям вот уже более двух тысячелетий. Значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схола­сты и до сих пор сохраняется введенная ими ла­тинская терминология.

В середине XIX в. логика пережила свою науч­ную революцию: возникла и стала бурно разви­ваться математическая (символическая) логика, применяющая для анализа рассуждений матема­тические средства и методы. Именно она заложила теоретические основы последующей разработки языков программирования для компьютерной тех­ники. Аристотелевская логика с тех пор стала на­зываться традиционной.

В России до 1917 г. логику преподавали в старших классах гимназии, и русские логики внесли значи­тельный вклад в развитие этой науки. Однако вско­ре после Октябрьской революции логика — по цело­му ряду причин - в России исчезает. Только в конце 40-х гг. она вновь возвращается сначала в юридиче­ские институты и университеты, затем в педагогиче­ские и другие вузы, а в последние годы логика вновь начинает проникать в школы.
ЗАЧЕМ НУЖНО ЗНАКОМСТВО С ЛОГИКОЙ?

В наш прагматичный век, сталкиваясь с чем-то для себя новым, люди первым делом спрашивают:

“А зачем мне это нужно?” Увы, простая любозна­тельность постепенно исчезает, да и вечная погоня за карьерой, успехом, просто за куском хлеба поч­ти не оставляет времени и сил на занятия, не при­носящие немедленной пользы. Поэтому - зачем? Зачем мне читать эту книжку? Быть может, следую­щие соображения покажутся вам заслуживающи­ми внимания.

Прежде всего, знакомство с логикой приучает нас точно мыслить и ясно излагать свои мысли. Многие люди вообще не способны связать двух слов. Другие говорят, но так бессвязно и расплывча­то, что ничего не поймешь. Логика содействует фор­мированию связной и ясной речи.

Логика воспитывает умение обосновывать свои идеи и решения и убеждать других людей. Если вы способны обосновать свою мысль, решение того или иного вопроса, то ваша речь будет не только яс­ной, но и убедительной. Каким бы родом деятель­ности вы ни занимались, часто это - необходимое условие ее успеха.

Еще более важно то, что знакомство с логикой постепенно формирует привычку анализировать свои и чужие рассуждения. Логика вооружает нас и средствами, позволяющими обнаружить, точно обозначить и устранить ошибку рассуждения. Она помогает нам справиться с демагогией и софисти­кой, избавляет нас от того земляного простоду­шия, которое легко толкает нас в объятия сладко­речивых жуликов. Обращаются, например, к вам с таким рассуждением: “Я - человек, а вы - не я, следовательно, вы - не человек”. И даже если вы чувствуете, что здесь что-то не так, сможете ли вы достойно возразить? Вряд ли. В лучшем случае буркнете что-то вроде “Сам дурак!” и отойдете с чувством интеллектуального унижения. Знаком­ство с логикой даст вам возможность определить, что это за рассуждение, каким требованиям оно должно удовлетворять и какое из этих требований здесь нарушено. Указав на все это, вы пристыдите демэгога или невежду, и уже он отойдет от вас, посыпав голову пеплом.

Логика научит вас спорить. И в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности нам ча­сто приходится вступать в полемику по разным по­водам. Спорить мы, как правило, не умеем, и наши столкновения чаще всего заканчиваются перебран­кой, криком, а то и дракой. Познакомившись с ло­гикой, вы научитесь корректно отстаивать свое мне­ние, опровергать ошибочное убеждение своего оп­понента, находить компромиссы, разоблачать не­добросовестные приемы и уловки.

И все-таки самое важное - логика вырабаты­вает привычку думать. Современная жизнь вы­нуждает человека много знать, поэтому системы школьного и высшего образования построены та­ким образом, чтобы вложить в голову учащегося как можно больше информации. Но они, как пра­вило, не учат думать, не стремятся развить эту драгоценную способность человека. Поэтому многие не любят и не умеют думать. Вместо того чтобы задуматься и найти свое решение тех или иных проблем, мы охотно полагаемся на мнение какого-нибудь телевизионного вещателя, друзей или знакомых. Конечно, думать трудно, напря­женное размышление забирает столько сил, сколько тратит шахтер или молотобоец. Но ведь думать необходимо, если вы не хотите прожить всю свою жизнь куклой, которую дергают за вере­вочки ловкие манипуляторы. А когда думание ста­новится привычкой, оно начинает доставлять на­слаждение. Так атлет, хрустя позвоночником, об­ливаясь потом, со стонами развивает свои мыш­цы. Зато потом, какой восторг доставляет ему игра этих мышц, когда каждая клетка тела поет о радо­сти телесного бытия!

Именно с этой целью в книжку включены самые разнообразные задачи. Они просты, но все-таки за­ставят вас слегка задуматься. Думайте! Но это не учеб­ник по логике. Для более глубокого знакомства с этой наукой нужно обратиться к специальной литературе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта