Главная страница
Навигация по странице:

Как эффективно работать на лекцииНовое-копия. Как эффективно работать на лекции



Скачать 333 Kb.
Название Как эффективно работать на лекции
Анкор Как эффективно работать на лекцииНовое-копия.doc
Дата 16.09.2017
Размер 333 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Как эффективно работать на лекцииНовое-копия.doc
Тип Лекции
#10168
страница 4 из 4
1   2   3   4

Знайте и применяйте общепринятые сокращения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите основные закономерности слухового восприятия.

2. 2. иаль-
выхватить необходимый
Перечислите причины, мешающие эффективно слушать лекцию, доклад или другие выступления.

3. Как улучшить умение слушать?

4. Какие вы можете привести советы по оптимизации процесса слушания и преодолению вредных привычек, мешающих эффективно слушать?

5. Как правильно конспектировать лекции?

6. Что вы знаете о системе условных сокращений, применяемых при конспектировании лекций и ведении других записей?
Задание 1.

Все наши убеждения влияют на систему ценностей и психологические установки относительно тех или иных типов поведения других людей, поэтому нам трудно прислушиваться к чужим взглядам или принимать чужое поведение.

  • Можете ли вы привести пример, подтверждающий это утверждение, или оно для вас неверно?


Задание 2.

Можно ли так сказать: хорошо слушает тот, кто хорошо говорит, или есть какие-то другие факторы, влияющие на процесс восприятия речи говорящего?

В нашем общении существует целый ряд барьеров между говорящим и слушающим. Это объективно существующие явления и процессы.

Первый – это миф о том, что в общении вся власть принадлежит говорящему, так как говорение олицетворяет власть, силу, действие, а слушание ассоциируется со слабостью, апатией.

Второй – это мнение о том, что слушание является выборочным, субъективным процессом (информация, противоречащая нашим убеждениям, не воспринимается).

Третьим барьером является предвзятое слушание: уже сформированное мнение об уровне и значимости того, что будет сказано.

Определённый барьер создают и эмоции: существуют темы, которые мы не хотели бы обсуждать, поэтому не участвуем в их обсуждении, а готовим каверзные вопросы, возражения.

Значительное воздействие на умение слушать оказывают и процессы, происходящие в нашем организме, они относятся к там называемым физиологическим барьерам: время суток, усталость, жизненные проблемы, фактор разницы во времени обработки информации (объём поступаемой информации чуть меньше 200 слов в минуту, а наше сознание может перерабатывать 300-350 слов, следовательно, возникает избыток времени, и мы отвлекаемся от процесса общения).

Наконец, имеются и семантические барьеры, ведь не существует людей, которые в одно слово вкладывали бы один и тот же смысл.
Задание 3.

Главное в ходе слушания – правильно «упаковать» информацию. Но именно и только те сведения, которые были нами верно услышаны. Давайте вспомним способы совершенствования слушательских навыков:

  • Стремись найти в услышанном что-то полезное, интересное для себя. (Как это соотносится с тем, что мне уже известно? Что из сказанного я могу применять? Что я узнала нового?)

  • Возьми инициативу на себя: создай благоприятную атмосферу, стимулируй говорящего.

  • Слушая, работай: если предмет обсуждения известен заранее, подготовься, выработай свою точку зрения.

  • Сосредоточь своё внимание на основных мыслях и идеях.

  • Конспектируй: записи должны быть краткими; в процессе разговора просматривай их, выделяй для себя, что можно использовать, с чем ты согласен, а с чем - нет.

  • Не отвлекайся на внешние обстоятельства.

  • Воздерживайся от поспешных возражений.

  • Задавай вопросы, чтобы выяснить, насколько точно ты понимаешь сказанное.

  • Обрати на пользу скорость мышления: резюмируй сказанное.

  • Постоянно тренируйся: слушай и конспектируй сложный и незнакомый материал.

  • Анализируй, что тебе сообщат посредством невербальных каналов.

  • Оценивай и критикуй содержание сообщения, а не поведение говорящего.

Опираясь на услышанное, кратко сформулируйте основные советы грамотному слушателю.
Задание 4.

Определите второстепенную информацию.

1. Хазары — это название древнего народа тюрк­ского происхождения, то есть они являются ис­торическими родственниками многих совре­менных народов, например, турок, татар, казахов, киргизов, якутов и др.

2. Генерал Скобелев прославился как герой при освобождении Болгарии от турецкого владыче­ства в русско-турецкую войну 1877—1878 годов.

3. Семиотика — это современная наука о знако­вых системах (системы знаков — это, напри­мер, язык, светофор, погоны военнослужащих, деньги, буквы, цифры, шахматы, жесты, дорож­ные знаки и т.д.).

4. 996 год — торжественное открытие великим князем киевским Владимиром церкви Успения Богородицы, названной «Десятинной», потому что он отдавал ей «десятую часть от богатств своих и своих городов».

5. Первая часть Библии (Ветхий Завет) была на­писана на древнееврейском языке (иврите). Это очень экономное письмо. В нем, как и в араб­ском, обязательно обозначаются только соглас­ные. Евреи и арабы пишут справа налево.
Задание 5. Расшифруйте сокращенную запись.

1. Ольга (ок. 890—969) — первая христ. киевск. княгиня. Возм., р. в Пскове и была, по преда­нию, дочерью Олега, завоевавшего Киев. Ольга сочетала в себе незаурядный ум и редкие гос. качества. Она реформировала сист. управления государством, стремилась к расширению меж-дунар. связей.

2. Сист. усл. знаков употр. в разл. областях жиз­ни. Т. наз. инициальн. аббревиатуры употр. б.ч. в кач. сокр. назв. гос-в и орг-ций, напр.: РФ, ООН. Ср.: Российская Федерация, Организа­ция Объединенных Наций.

3. Геогр. карты показывают взаимн. расположе­ние разл. геогр. объектов. Общеупотр. усл. сокр. на них — это Б., вдхр., г., г., глуб., кн-во, кр., М., м., о., обл., о-в, р., пос, с, пров., прол., пуст, и др.
Задание 6. Запишите, используя общепринятые сокращения. Подчеркните слова, которые несут второстепенную информацию.

1. Святослав (погиб в 972 году) — киевский князь, сын Игоря и Ольги. Возможно, родился около 942 года. Стремился к расширению государст­венных границ Руси, росту ее международного авторитета. Прославился военными походами, разгромил Хазарский каганат.

2. Сперанский Михаил Михайлович, граф, (1772—1839). Сын сельского священника, Сперанский служил в министерстве внутрен­них дел перед тем как стать советником импе­ратора Александра I, который поручил ему разработку плана государственных преобразо­ваний.

3.Аракчеев Алексей Андреевич, граф, (1769— 1834). Выходец из семьи мелкопоместных дво­рян, Аракчеев сделал стремительную военную карьеру при Павле I, насаждая в войсках ме­лочную и жестокую прусскую муштру. Став во­енным министром в 1808 году, в 1810 году он подал в отставку в знак несогласия с преобра­зовательными планами Сперанского.
Задание 7. Сравните текст первоисточника и письменные записи, оформленные как текстуальный и схематичный конспекты.

Учебник по экономической теории (экономика). М.: Владос, 1997. - С.303-304.


Текст первоисточника Текстуальный конспект

студента

Мировое сообщество включа­ет в себя более 160 национальных, формально независимых и само­стоятельных экономических субъ­ектов, каждый из которых спосо­бен влиять на направления разви­тия. Все страны имеют свою историко-географическую, национальную, религиозную и социально-политическую специфику, которая в самых разнообразных формах преломляется в социально-экономических особенностях развития данной страны.

Мир поделен на различ­ные социально-экономические системы, международные груп­пировки, отличающиеся друг от друга целями, механизмами функционирования, эффективно­стью действия этих механизмов. Классификация стран мирового сообщества производится на основе различных критериев. До недавнего времени в нашей литературе мировое сообщество де­лилось на мир социализма, мир капитализма и «третий мир». Конфронтационное, по сути, деление поддерживалось и тези­сом об основном содержании эпохи — как периоде перехода от капитализма к социализму. От­каз от идеологизированной диф­ференциации мира, от «борьбы двух систем» не снимает про­блему разнородности стран мирового сообщества.

При самом общем под­ходе к классификации стран ми­рового сообщества можно выде­лить: три группы государств в соответствии со спецификой хозяйственных систем — страны с развитой, развивающейся ры­ночной экономикой и страны с нерыночной экономикой; три группы по степени развитости (низко-, средне-, высокоразви­тые); новые индустриальные страны (НИС) Юго-Восточной Азии и Латинской Америки; вы­сокодоходные нефтеэкспортирующие (Саудовская Аравия, Ку­вейт и др.); наименее развитые страны (НРС), в том числе наи­более бедные страны мира (Чад, Бангладеш, Эфиопия); различные региональные союзы и интегра­ционные группировки.

Мировое сообщество (МС). 160 национальных, неза­висимых и сам-х эконом. суб-тов. Каждый член МС способен влиять на направл. разв-я. Все страны имеют свою ист.-географ., нац-ную, религиозную и соц.-полит. спец-ку. Это находит отражение в соц.-экономич. особ-ях разв. стра­ны.
Мир поделен на разл. соц. -экономич. системы, междунар. группир-ки; эффект. разв. Классификация стран -МС произв-ся на основе разл. критериев.

Выделяют: 3 группы госуд-в по специфике хоз-ных систем: 1) с развитой;

2) развивающ. РЭ;

3) с нерын. экон.

3 группы по степени разновидности: низко-, средне-, высокоразви­тые госуд-ва;

Новые индустриальные стра­ны (НИС): Юго-Восточная Азия и Латинская Америка;

Вы­сокодоходные нефтеэкспортирующие (Саудовская Аравия, Ку­вейт и др.); < развитые (НРС),+> бедные страны (НБС) (Чад, Бангладеш, Эфиопия); различные регион. союзы и интеграционные группировки.

Опорный конспект (схематический)

Мировое сообщество: различия составляющих его государств
Мировое сообщество государств (МСГ)

160 нац. независ. гос-в (после 80-х годов XXв.)

3 группы: развитая, развивающаяся, нерыночная

3 группы: степень развития высоко-, средне-, низко:

НИС: Латинская Америка, Юго-Восточная Азия

Высокодоходн. НЭС. Саудовская Аравия, Кувейт

>НРС

НБС<

Регион. Союзы и интергруппы
Специфика МСГ Мир капитализма

Историко-географическая (ИГ) Мир социализма

Национальная (НЦ) «третий мир»

Религиозная (РЛГ) (до 80-х гг. XX века)

Социально-политическая (СП) Борьба систем

Социально-экономическая (СЭ)

Эталоны ответов
Задание 4.

1. Хазары — это название древнего народа тюрк­ского происхождения, то есть они являются ис­торическими родственниками многих совре­менных народов, например: турок, татар, казахов, киргизов, якутов и др. Хазары были тюрки = татары, казахи, киргизы, якуты...Были подчеркнуто, потому что сейчас их нет. А знак «равно» понятен каждому. Турки пропу­щены в списке, потому что само собой разуме­ется, что они являются тюрками.

2. Генерал Скобелев прославился как герой при освобождении Болгарии от турецкого владыче­ства в русско-турецкую войну 1877—1878 годов. Ген. Скобелев освобождал Болгарию от турок в 1877-78. Ген. — это общепринятое сокращение.

3. Семиотика — это современная наука о знако­вых системах (системы знаков — это, напри­мер, язык, светофор, погоны военнослужащих, деньги, буквы, цифры, шахматы, жесты, дорож­ные знаки и т.д.).

Семиотика — наука о системах знаков = язык, светофор, погоны, деньги...

4. 996 годторжественное открытие великим князем киевским Владимиром церкви Успения Богородицы, названной «Десятинной», потому что он отдавал ей «десятую часть от богатств своих и своих городов».

996 — открытие Владимиром церкви Успения Богородицы — «Десятинной». Можно еще сократить, потому что «Успение» — обязательно «Богородицы».

5. Первая часть Библии (Ветхий Завет) была на­писана на древнееврейском языке (иврите). Это очень экономное письмо. В нем, как и в араб­ском, обязательно обозначаются только соглас­ные. Евреи и арабы пишут справа налево. В древнееврейском языке Ветхого Завета Биб­лии (иврите) и арабском пишут только соглас­ные, справа налево.

Как видите, можно менять строй фразы и поря­док слов. От этого краткость только выигрывает.
Задание 5.

1. Ольга (около 890—969 годов) — первая христи­анская киевская княгиня. Возможно, родилась в Пскове и была, по преданию, дочерью Олега, завоевавшего Киев. Ольга сочетала в себе неза­урядный ум и редкие государственные качества. Она реформировала систему управления госу­дарством, стремилась к расширению междуна­родных связей.

2. Система условных знаков употребляется в раз­личных областях жизни. Так называемые ини­циальные аббревиатуры употребляются боль­шей частью в качестве сокращенных названий государств и организаций, например: РФ, ООН. Сравните: Российская Федерация, Орга­низация Объединенных Наций.

3. Географические карты показывают взаимное расположение различных географических объ­ектов. Общеупотребительные условные сокра­щения на них — это Большой/ая/ое, водохра­нилище, город, гора, глубина, княжество, край, Малый/ая/ое, море, озеро, область, остров, ре­ка, поселок, село, провинция, пролив, пустыня и другие.

Задание 6.

1. Святослав (погиб в 972 г.) — киевск. кн., сын Игоря и Ольги. Возм., р. ок. 942 г. Стремился к расширению гос. границ Руси, росту ее между-нар. авторитета. Прославился воен. походами, разгромил Хазарск. каганат.

2. Сперанский Мих. Мих., гр., (1772—1839). Сын сельск. свящ., С. служил в МВД перед тем к. стать советником имп. Александра 1, к-рый по­ручил ему разработку плана гос. преобразований. С. — т. наз. «ситуативное» сокращение, фами­лия Сперанский уже была упомянута в этом тексте.

3. Аракчеев Ал. Ан., гр., (1769—1834). Выходец из семьи мелкопоместн. дворян, А. сделал стреми­тельную воен. карьеру при Павле 1, насаждая в войсках мелочную и жестокую прусскую мушт­ру. Став воен. министром в 1808, в 1810 он подал в отставку в знак несогласия с преобразова­тельными планами Сперанского.


Литература
1. Беркли А.М. Забытое искусство слушать. СПб.- 1997.   

2.   Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда. – М., 2004.

3. Гарунов М.Г, Александров Е.М. Как слушать, конспектировать и прорабатывать лекции.- Иваново, 1979.

4. Граф В., Ильясов И., Ляудис В. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.,1981.

5. Илюшечкин В.И., Сосновский В. Т. Учись учиться в вузе. – Армавир, 1988.

6. Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. – Саратов, 1984.

7. Шаповал В. В., Митрофанов К. Г. Как быстро и правильно написать конспект. – М., 2004.

ДЛЯ ЗАМЕТОК

Отпечатано в ООО «Аверс Плюс»

150003, г. Ярославль, ул. Советская, 78. Тел. 97-69-22.

Тираж 800 экз. Заказ № 31. Усл. п. л. 2.

1   2   3   4
написать администратору сайта