Главная страница
Навигация по странице:

Как эффективно работать на лекцииНовое-копия. Как эффективно работать на лекции



Скачать 333 Kb.
Название Как эффективно работать на лекции
Анкор Как эффективно работать на лекцииНовое-копия.doc
Дата 16.09.2017
Размер 333 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Как эффективно работать на лекцииНовое-копия.doc
Тип Лекции
#10168
страница 1 из 4
  1   2   3   4


Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Как эффективно работать на лекции




Издание 2-е

Ярославль

2007 год

УДК37

ББК74


Составитель: Хмаро Наталья Владимировна – доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ФПК(п), кандидат педагогических наук.

Рецензент: Русина Н.А. доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ФПК(п), кандидат психологических наук.
Как эффективно работать на лекции. Ярославль, Аверс Плюс, 2007,
32 с. Библиогр. 7.
Лекция является одной из ведущих форм организации учебного процесса в вузе. От умения студентов эффективно работать на лекции зависит успех в обучении. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации работы на лекционных занятиях, основам конспектирования адресованы студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений.
Утверждено и разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом академии (протокол № 1 от 31.10.06)


Содержание
Введение 4

Особенности лекционной формы обучения в вузе 5

Как научиться эффективно слушать лекцию 7

Конспектирование 15

Приложение 23

Контрольные вопросы и задания 25

Эталоны ответов 29

Литература 31

Введение
Учебный процесс в вузе организуется таким образом, чтобы каждый этап учебной деятельности студента не только непосред­ственно продолжал ряд предшествующих либо являлся их обоб­щением, но и одновременно подготавливал студента к последу­ющему этапу, предусматривающему усвоение более сложных структур, достижение более емких обобщений. Если глубокая проработка лекционного материала и рекомендованной литера­туры является лучшей подготовкой к очередному семинару, прак­тическому занятию, коллоквиуму, то последние готовят студен­та к будущему экзамену, а все это в целом плюс непосредственная подготовка и сдача экзамена помогут его становлению как спе­циалиста. У тех студентов, которые плохо осознают иерархию форм обучения, не умеют распределять силы и строить свою дея­тельность в соответствии с общей структурой обучения, возни­кают большие трудности.

Обучение в вузе состоит из аудиторной и самосто­ятельной подготовки, причем в гораздо большей степени сту­дент должен учиться самостоятельно или в общении с товари­щами.

Аудиторная подготовка предусматривает:

- посещение студентом лекций, семинаров, практических, лабораторных занятий, консультаций и добросовестное конспектирование;

- сдачу в установленные сроки выполненных самосто­ятельно и в письменной форме различных заданий;

- отчеты в устной форме по другим заданиям.

Самостоятельная подготовка предусматривает:

- внимательное чтение и продумывание лекций, решение задач и выполнение различных упражнений;

- библиотечную работу с разнообразной литературой, веде­ние записей, конспектов;

- обсуждение учебного материала с другими студентами;

- выполнение различных самостоятельных работ, написа­ние рефератов, подготовку докладов и т.д.

Основной каркас учебной деятельности студента задан учебным расписанием, сочетающим различные формы аудиторной работы и предусматривающим прохождение опре­деленных программ в установленные сроки. Поэтому первоочеред­ной задачей студента на данном этапе является скорейшее ознакомление с учебным распорядком, программами, возможное согласование индивидуального ритма работы с обязательным ритмом аудиторных занятий. Надо построить свою внеаудиторную самостоятельную работу так, чтобы она наилучшим образом гото­вила его к восприятию очередной лекции, к выступлению на семи­наре, эффективной работе на практическом занятии, зачете, экзамене и т.д. Это значит также уметь в ходе аудиторной работы (лекции, семинара) организовать дело так, чтобы в наибольшей степени облегчить себе последующую самостоятельную работу. Например, подготовка к семинару или практическому занятию во многом будет зависеть от того, правильно ли вы записывали лекции.

Поскольку вся учебная деятельность студента формально подразделяется на аудиторную и внеаудиторную работу, правомер­но задать вопрос: как же следует учиться в аудитории и за ее пре­делами, каковы оптимальные условия работы студента на лекции, семинаре, практическом занятии и в ходе подготовки к ним? Попы­таемся ответить на эти вопросы.
Особенности лекционной формы обучения в вузе
Выражение «читать лекцию» уходит своими корнями в Средневеко­вье, когда не было учебников и лекция была для студентов един­ственным источником получения необходимых знаний. Лектор (от лат. lektor — чтец) стоял за кафедрой и быстро или медленно читал написанное им. В 1935 г. в Парижском университете на факультете искусств было решено испробовать два вида лекций:

1) быстрый — читать так, что ум может воспринять, но рука не успевает записывать;

2) медленный, при котором слушатель может все записы­вать.

При сравнительном анализе первый метод был признан луч­шим, поскольку у слушателей образуются понятия, способству­ющие запоминанию услышанного.

Естественно, со временем лекция как способ передачи информации, фактического материала уступила свои позиции книге, учебнику, изменив тем самым свои функции. Лекция не является неким застывшим образованием, а чутко реагирует на социальные преобразования, отражает и аккумулирует свое­образие эпохи, перестраивается вместе с ней.

Лекция, где изучаются основы теории того или иного учеб­ного предмета, должна дать студенту путеводную нить, помочь ему не захлебнуться в потоке информации, обрести ориентиры, выбрать самое главное и необходимое. Вузовская лекция не толь­ко дает глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студентов. При недостаточ­но полном понимании особенностей лекционной формы обуче­ния нередко возникает представление о полной взаимозаменя­емости лекции и учебных пособий. Между тем лекция никак не сводима лишь к одной из ее функций — информативной. Преж­де всего это очень эффективная форма живого, непосредствен­ного контакта сознания, воли, чувств, убежденности — всего богатства личности педагога с внутренним миром студента. Обла­дающий обширными знаниями, богатым опытом и целым арсе­налом научных методов лектор ведет студентов в мир знания, приобщает к «тайнам» научного мышления, вводит в лаборато­рию современного научного творчества.

Суть лекции хорошо выразил великий русский ученый и философ Павел Александрович Флоренский (1882—1937): «Существо лекции — непосредственная научная жизнь, совместное со слушаниями размышление о предметах науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов. Лекция — это посвящение слушателей в процесс научной работы, приобщение их к научному творчеству, род наглядного и даже экспериментального научения методам работы, а не только передача «истин» науки в ее «настоящем» положении... Лекция должна не научить тому или другому кругу фактов, обобщений или теорий, а приучить к работе, создать вкус к научности. Давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности».

Отметим такие важнейшие качества лекции, как информа­ционная насыщенность, оперативность, возможность концентрации в ней новейших сведений из данной области знаний, диффе­ренцирования ее по отношению к различной аудитории.

Как правило, выделяют пять основных функций вузовской лекции:

  • информативную,

  • ориентирующую,

  • стимулирующую,

  • раз­вивающую,

  • воспитывающую.

Информативная функция лекции проявляется в систематическом изложении научных фактов, доказательств и выводов.

Выделение в материале основного и наиболее существенного, пробуждение у студентов внимания, интереса к поиску, экспериментированию, самостоятельной рабо­те составляют суть ориентирующей и стимулирующей функ­ций вузовской лекции. Анализируя научные теории, лектор раскрывает методы исследования, объясняет, для решения каких проблем эту теорию можно применить, определяет способы и алгоритмы решения этих проблем.

Развивающая функциялекции заключаются в формирова­нии у будущего специалиста культуры восприятия и мышления, в обогащении структур интеллекта, в стимулировании познавательной мотивации.

Воспитывающая функциялекции состоит в первую очередь в пробуждении интереса, эмоционально-оце­ночного отношения у студентов к изучаемому предмету.

Процесс усвоения информации на лекции сложнее, чемв процессе чтения учебной литературы, так как необходимо распределять свое внимание между слушанием и записью. Многие первокурсники во время лекции испытывают большие трудно­сти. Так, среди проблем, с которыми сталкиваются многие студенты, можно назвать следующие:

  1. большой объем учебного материала. Одна лекция может содержать информацию в объеме 5—10 школьных уроков;

  2. сложный язык лекционного материала. Первокурсники не всегда подготовлены к восприятию материала на таком уровне сложности и в такой форме;

  3. многие первокурсники испытывают большие трудности при восприятии материала в течение двухчасовой лекции;

  4. в процессе лекции некоторые студенты часто отвлекаются и могут сконцентрировать свое внимание лишь на непро­должительное время;

  5. во время лекции некоторые студенты «отключаются», погружаются в свои мысли и с трудом понимают, о чем говорит лектор;

  6. учащиеся не могут заставить себя сосредоточиться на лек­ции, если содержание ее показалось неинтересным или не понравился лектор;

  7. многие студенты, хотя и внимательно слушают, но не успевают записывать весь материал лекции или допускают существенные ошибки в своих конспектах, что может привести к большим проблемам при подготовке к практическим занятиям, экзаменам;

  8. большинство студентов хотя и успевают записывать лек­цию, но не могут ее осмыслить. Если такие студенты не делают попыток самостоятельно разобраться в мате­риале после лекции, то за семестр накапливается много недоработанного лекционного материала;

  9. некоторые студенты испытывают трудности при попыт­ках применить теоретические знания, полученные на лек­ции, для решения задач, при подготовке к практическим или семинарским занятиям.

Как следует из приведенных данных, затруднения студентов вызваны тем, что целый ряд важнейших умений учебного тру­да у них сформирован недостаточно. Такие трудности испыты­вает значительное количество студентов, причем они встречаются среди хорошо успевающих. Эффективная работа студента на лекции требует определенных умений. К ним относятся:

  • уме­ние эффективно слушать лекцию,

  • умение осмысливать инфор­мацию,

  • управлять своим вниманием,

  • правильно конспектировать лекцию,

  • владеть навыками синхронной переработки логической структуры информации и записи.


Как научиться эффективно слушать лекцию
Чтобы восприятие было полным и осмысленным, реко­мендуется заранее готовиться к лекции, для этого полезно повто­рить предыдущий материал. Тогда восприятие нового материала будет более эффективным. Нужно сформировать у себя установ­ку на то, что материал, который будет сейчас излагаться, очень важен как для усвоения последующей информации, так и для дальнейшей учебы, для будущей профессии.

Необходимо быть готовым к лекции, к ее записи еще до при­хода лектора в аудиторию, так как уже в первую минуту объяв­ляется тема, формулируется основная цель, дается перечень важнейших вопросов. Без этого дальнейшее понимание лекции затруднено. В ходе слушания лекции надо помнить название темы и соответствующий план изложения. Весь материал лекции, все обоснования, разъяснения, примеры необходимо постоянно соотносить с главными теоретическими положениями.

Эффективность познавательной деятельности студента в процессе слушания лекций всецело зависит от направленности его внимания. Известный русский педагог Константин Дмитри­евич Ушинский (1824—1870/71) назвал внимание той дверью, через которую проходит все, что входит в душу человека из внеш­него мира.

В деятельности студента на лекции проявляются различные свойства внимания:

  • устойчивость,

  • концентрация,

  • объем,

  • распре­деление,

  • переключение.

Каждое из них весьма существенно. Например, устойчивость и концентрация позволяют студенту длительное время сосредоточиваться на своей работе даже при внешних раздражителях и помехах. Главное в том, чтобы процесс записи во время лекции не мешал слуховому восприятию мате­риала. В первую очередь необходимо усвоить материал на слух, понять и осмыслить его.

Работа студента на лекции — сложный процесс, сочетающий в себе три вида деятельности:
слушание, осмысливание и соб­ственно конспектирование (запись).
Причем умение слушать, как один из важных методов восприятия информации, используется намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые. Дан­ный канал передачи информации наиболее часто задействуется в учебном процессе. Психологи установили, что время, которое мы посвящаем разным видам коммуникации, в среднем распре­деляется следующим образом:

около 40% времени мы тратим на слушание,

до 35% — на разговоры,

до 16% — на чтение,

до 9% — на письмо.

При этом средняя эффективность слушания состав­ляет всего 25%, тогда как около 70% своего времени (без учета сна) мы проводим в вербальном общении.

Слышать и слушать — не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и часто осознаем, что услышали тот или иной звук только после того, как он прекратился. Например, в тихой ком­нате мы можем слышать тиканье часов, однако мы редко слуша­ем его, иногда мы вспоминаем о часах только в тот момент, когда они вдруг остановились. Умение слушать подразумевает гораздо более утонченный мыслительный процесс, чем просто умение слышать. Чтобы научиться слушать эффективно, требуются затраты времени и сил, но это — самый простой и доступный спо­соб получения полезной информации. Он требует определенной дисциплины и затрат энергии. Причем умение слушать эффек­тивно — не врожденное, данное нам от природы, оно является при­обретаемым и его необходимо постоянно развивать.

Процесс слушания и понимания требует подчас значитель­ного умственного напряжения и бывает затруднен целым рядом причин.

1. Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, мы можем отвлекаться от речи гово­рящего, начинаем думать о чем-то постороннем, наши мысли витают где-то далеко. Большая разница между ско­ростью речи и мыслительного процесса может стать глав­ным препятствием эффективного слушания.

  1. Избирательность внимания.Мы с детских лет привык­ли слышать одновременно многое, не уделяя всему пре­дельного внимания. Попытка внимательно слушать все и всегда — непосильное занятие. Поэтому мы приучаем­ся последовательно выбирать то, что представляет для нас наибольший интерес. Привычка переключать внимание с объекта на объект затрудняет фиксирование внимания.

  2. «Антипатия» к чужим мыслям. Нам легче следовать своим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой. Прошлый опыт человека, его убеж­дения становятся своеобразными фильтрами, сквозь призму которых воспринимаются чужая точка зрения и чужие мысли. Это приводит к появлению барьеров, мешающих прислушиваться к чужому мнению и новой необычной информации.

  3. Потребность в репликах и критических суждениях. Чья-то речь может вызвать у нас потребность немедлен­но возразить. Мы уже не слушаем, наши мысли заняты формулированием комментариев или критических суж­дений, с которыми мы хотим выступить по окончании речи. У некоторых людей существует очень вредная при­вычка: постоянно перебивать говорящего, сразу же выска­зывать свое мнение, даже не дослушав до конца.

  4. Предвзятое слушание. Этот барьер на пути эффектив­ного слушания возникает тогда, когда у нас уже сформи­ровано свое мнение о том, что будет сказано. Когда мы ожидаем услышать нечто определенное, то часто не прислушиваемся к тому, что именно говорится. Мы как бы заранее навешиваем на информацию ярлык «ненужной, неинтересной, чрезвычайно сложной или не дающей ничего нового».

  5. Уникальное восприятие информации. На слуховое восприятие, как и на любое другое, оказывают сильное вли­яние прошлый опыт человека, воспоминания, установки, интересы, убеждения, ожидания, предположения, чув­ства, предрассудки, окружение, образующие своеобраз­ные фильтры. Таким образом, слушание — процесс — субъективный и выборочный. Информация, противоре­чащая убеждениям и установкам слушателя, может либо совсем не восприниматься, либо восприниматься иска­женно в позитивную или негативную сторону. Фильтр прошлого опыта, например, может заставить слушателя ожидать услышать то, что отвечает его стремлениям или желаниям. Информация, которую мы получаем, как бы просеяна через наши фильтры, обработана нами и уже не является сырой.

  6. Сильные чувства — барьер на пути к эффективному слушанию. Они могут вызвать дезорганизацию воспри­нимаемой информации, ее искажение и путаницу. Филь­тры прошлого опыта выстраиваются также в тех случа­ях, когда обсуждаются такие вопросы, которые нам не хочется обсуждать по различным эмоциональным при­чинам. В качестве средства защиты мы выдвигаем противоречивую мысль или используем в речи слова, вызывающие непри­ятные ассоциации. Некоторые слова могут создавать барьер на пути к эффективному восприятию, так как вызывают определенные сильные чувства. Такие слова, несущие в себе определенный эмоциональный заряд, получили название «горячих кнопок» или «красных флажков». У каждого человека свои «красные флажки». Примеры негативно заряженных фраз: «маменькин сынок», «примитивный», «неудачник», «вы обязаны, должны...», «вам следует...», «вам нужно...» т.п.

Могут ока­зать сильное влияние на манеру слушать также положи­тельные слова и фразы. Человека могут настолько переполнять положительные эмоции, что он уже не сможет внимательно вслушиваться в последующее выступление.

  1. Ощущение угрозы при появлении информации, кото­рая может заставить нас изменить свое восприятие. Потенциальное изменение восприятия может вызывать довольно сильные чувства. Многие люди не хотят менять свое восприятие, свои привычные установки и убежде­ния, для этого им приходится либо избегать того, что гово­рится, либо искажать услышанное.

  2. Семантические барьеры. Каждый человек придает сло­вам свое собственное значение, мы словно фильтруем их сквозь свой личный опыт, свои убеждения, знания, образование и воспитание. В результате не существует двух людей, которые в одно и то же слово вкладывали бы один и тот же смысл. Поэтому значения слов могут соответствовать характеристике не собственно слов, а конкретных людей, это слова высказывающих и воспри­нимающих.

  1   2   3   4
написать администратору сайта