Главная страница
Навигация по странице:

  • Кузнецов В. Н.

  • К 0301030000 (4309000000)-255 20-89 ББК 87.3001(01)-89 1Ф (с) Издательство «Высшая школа»,ISBN

  • Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. Классическая


    Скачать 2.35 Mb.
    НазваниеКлассическая
    АнкорКузнецов В.Н. Немецкая классическая философия.doc
    Дата12.04.2017
    Размер2.35 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКузнецов В.Н. Немецкая классическая философия.doc
    ТипДокументы
    #40
    страница1 из 42
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

    В.Н.КУЗНЕЦОВ

    НЕМЕЦКАЯ

    КЛАССИЧЕСКАЯ

    ФИЛОСОФИЯ

    ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

    XVIII-

    НАЧАЛА

    XIX

    ВЕКА

    Допущено

    Государственным комитетом СССР
    по народному образованию
    в качестве учебного пособия

    для студентов

    философских факультетов

    университетов



    Москва
    «Высшая школа» 1989

    ББК 87.3
    К 89

    Рецензенты: кафедра истории философии Уральского
    государственного университета им. А. М. Горького (зав. кафед-
    рой, д-р филос. наук, проф. К. Н. Любутин); д-р филос. наук,
    проф. А. Г. Мысливченко (Институт философии АН СССР)

    Кузнецов В. Н.

    К 89 Немецкая классическая философия второй поло-
    вины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие для
    ун-тов.-М.: Высш. шк., 1989.-480 с.

    ISBN 5-06-000002-8

    Это первое учебное пособие, целиком посвященное немецкой
    классической философии. В нем с учетом новейших достижений
    историко-философской науки и современных задач университетского
    образования освещаются учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля,
    Фейербаха. Немецкая классическая философия охарактеризована в ее
    неоднозначности и противоречивости: ее диалектические и материа-
    листические положения показаны как один из теоретических источ-
    ников марксизма, а ее агностические; идеалистические, теистические
    утверждения — как важнейший источник антимарксистских спеку-
    ляций в философии.

    К0301030000 (4309000000)-25520-89 ББК 87.3
    001(01)-89 1Ф


    (с) Издательство «Высшая школа»,
    ISBN 5-06-000002-8 1989


    ПРЕДИСЛОВИЕ


    Понятие «немецкая классическая философия», вве-
    денное Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских
    работах, обозначает ту линию в развитии новоевро-
    пейской мысли второй половины XVIII в.— первой по-
    ловины XIX в., которая была представлена учениями
    Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем
    различии эти учения тесно связаны между собой узами
    преемственности: после Канта каждый из мыслителей
    этого направления опирался на воззрения своего пред-
    шественника и вдохновлялся творческими импульсами
    его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта,
    Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выраже-
    ние наиболее значительные идеи немецкой философ-
    ской мысли рассматриваемого периода. К концу
    XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга заняли веду-
    щее место в западноевропейской философии, а затем в
    полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля
    и Фейербаха, немецкая классическая философия при-
    обрела всемирно-историческое значение, состоящее
    прежде всего в том, что благодаря своим достиже-
    ниям она явилась непосредственным теоретическим
    источником марксизма в области философии. Связы-
    вая создание диалектико-материалистической филосо-
    фии с процессом обогащения К. Марксом материали-
    стической мысли «приобретениями немецкой классиче-
    ской философии, особенно системы Гегеля, которая
    в свою очередь привела к материализму Фейербаха»,
    В. И. Ленин указывал, что «главное из этих приобре-
    тений — диалектика...» (2. 23. 43)1.

    Не свободные от существенных ограниченностей
    диалектические новации немецкой классической фило-
    софии оказались включенными в острейшую конфрон-
    тацию идеализма, прошедшего путь от кантовского

    1 Здесь и далее цифры в скобках указывают: первая цифра —
    на источник, приведенный в списке литературы в конце книги;
    цифры курсивом — том из собрания сочинений, цифра рядом с ней
    через дробь — часть тома; последующие цифры, приводимые через
    запятую, — страницы цитируемого источника.

    1* 3

    «трансцендентального идеализма» до гегелевского
    «абсолютного идеализма», с материализмом. В ходе
    этой конфронтации, которая длительное время выгля-
    дела как победоносная для идеализма, последний су-
    щественно обновился и сделался значительно более
    содержательным, чем прежде. Это явилось мощным
    стимулом для соответствующего обновления и даль-
    нейшего развития материализма. Фейербах, вступая на
    такой путь, усмотрел возможность материалистиче-
    ского «перевертывания» содержания идеалистических
    учений от Канта до Гегеля на основе выявления его
    имплицитной и вместе с тем существенной материали-
    стичности. Это был принципиально важный шаг в де-
    ле понимания новейших сложных форм взаимодей-
    ствия материализма и идеализма, сопровождавшийся
    использованием данного понимания в интересах раз-
    вития материалистической философии.

    К числу крупнейших достижений немецких мысли-
    телей от Канта до Фейербаха относится уяснение того
    отнюдь не очевидного факта, что при всем многообра-
    зии проблем у философии имеется основной вопрос
    и он состоит в определении отношения между мышле-
    нием и бытием.

    В отличие от английских, а особенно французских
    философов XVIII в., стремившихся популяризировать
    свои учения среди возможно более широких слоев чи-
    тателей и находивших подходящий для этого способ
    изложения, немецкие мыслители от Канта до Гегеля
    предназначали свои сочинения большей частью для
    весьма ограниченного круга читателей, состоящего из
    тех, кто профессионально занимается философией
    в качестве компетентных специалистов или в качестве
    готовящихся стать таковыми студентов. В традициях
    немецкой университетско-академической философии
    было создание трудных для восприятия сочинений, изо-
    билующих абстрактными дедукциями и написанных
    сухим языком с массой понятных лишь посвященным
    специальных терминов, в том числе вновь изобре-
    таемых. Эта форма распространенных в Германии фи-
    лософских произведений соответствовала и содержа-
    нию, и способу построения спекулятивно-идеалистиче-
    ских систем. Имея в виду немецких философов, Гегель
    с известной долей самокритичности отмечал: «О нас
    идет слава как о глубоких, но часто неясных мыслите-
    лях» (96. 3. 72).

    4

    Основы научного понимания немецкой классиче-
    ской философии обстоятельно разработаны в трудах
    К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, давших вместе
    с тем многочисленные образцы проникновения в суть
    самых «темных» произведений этой философии,
    в частности гегелевских «Феноменологии духа» и «На-
    уки логики». Опираясь на это марксистско-ленинское
    наследие и применяя лежащую в его основании диа-
    лектико-материалистическую методологию, советские
    и зарубежные ученые уделяли много внимания иссле-
    дованию многообразия тем и аспектов немецкой клас-
    сической философии, а также целостной характеристи-
    ке творчества каждого из ее создателей. В нашей
    стране было опубликовано также несколько солидных
    обобщающих работ о всей немецкой классической фи-
    лософии в целом1.

    Предлагаемая книга2 — итог исследовательской
    и преподавательской работы, которую автор вел на
    философском факультете МГУ с 1960 г. Свою задачу
    автор видел в том, чтобы в максимально доступной
    форме, но без упрощения сути дела осветить для сту-
    дентов философских факультетов (а также, разумеется,
    для всех читателей, приступающих к изучению исто-
    рии философии) сложный путь развития немецкой фи-
    лософской мысли от Канта до Гегеля и Фейербаха,
    обращая вместе с тем внимание на эволюцию воззре-
    ний ее ведущих представителей. Названная задача
    включает в себя характеристику всех основных поло-
    жений и сторон учения Канта, Фихте, Шеллинга, Геге-
    ля, Фейербаха с учетом реальной неоднозначности
    и даже противоречивости этих учений. С целью спо-
    собствовать творческому освоению читателями немец-
    кой классической философии автор стремился к тому,
    чтобы наряду с его обобщающими характеристиками
    рассматриваемых воззрений последние были бы по
    мере возможности представлены в книге так, как они
    формулировались самими их творцами.

    1 Это написанный В. Ф. Асмусом и Б. Э. Быховским большой
    раздел в III томе «Истории философии» (М., 1943), 6 глав в «Запад-
    ноевропейской философии» И. С. Нарского (М., 1976) и книга А. В.
    Гулыги «Немецкая классическая философия» (М., 1986).

    2 Она представляет собой очередной том — после книги В. Н.
    Кузнецова, Б. В. Мееровского, А. Ф. Грязнова «Западноевропей-
    ская философия XVIII века» (М., 1986) — новой серии учебных по-
    собий по истории зарубежной философии.

    5

    Опираясь в процессе работы над книгой на много-
    численные труды советских и зарубежных исследова-
    телей-марксистов по немецкой классической философии,
    автор не счел, однако, целесообразным цитировать
    кого-либо из них (за одним-двумя исключениями).
    Подобное цитирование заняло бы десятки или даже
    сотни страниц, так как после едва ли не каждого свое-
    го суждения автор должен был назвать многих иссле-
    дователей, с которыми он при этом оказался согласен,
    и, возможно, еще нескольких исследователей, с ко-
    торыми обнаружилось разногласие. Вдобавок при-
    шлось бы еще отмечать, какие суждения автора ранее
    никем не высказывались. Специалисты легко опреде-
    лят, на чьи выводы опирается автор и в чем он расхо-
    дится с другими исследователями, в чем проявляется
    новизна его трактовки немецкой классической филосо-
    фии 1. Для широких кругов читателей, к которым
    в первую очередь обращена эта книга, главный инте-
    рес представляет уяснение сути этой философии в це-
    лом и в многообразии ее основных идей. Принимая на
    себя всю ответственность за содержащиеся в данной
    книге выводы, обобщения и оценки, автор считал це-
    лесообразным подкреплять их не ссылкой на работы
    других историков философии, а аргументацией по су-
    ществу рассматриваемых вопросов.

    Что касается многочисленных немарксистских и ан-
    тимарксистских трактовок немецкой классической фи-
    лософии, то автор, не входя в их конкретное рассмо-
    трение (для чего потребовалась бы специальная
    большая книга), но учитывая их наличие, выразил кри-
    тическое отношение к ним посредством обоснования
    позитивных альтернатив по всем главным вопросам,
    трактуемым в соответствующей литературе.

    Поскольку на философских факультетах универси-
    тетов история эстетических учений является предме-
    том особого обширного курса, трактовки искусства
    в немецкой классической философии (они занимают
    большое место в системах взглядов Канта, Шеллинга,
    Гегеля) освещаются в данной книге лишь в их ос-
    новных чертах и в их общефилософской значимости.

    1 Важнейшие советские и зарубежные исследования по немец-
    кой классической философии указаны в библиографии, помещенной
    в конце книги.

    6

    ВВЕДЕНИЕ


    Развитие немецкой классической философии было
    одним из важнейших выражений эпохального подъема
    духовной культуры, начавшегося в германских госу-
    дарствах с середины XVIII в. и имевшего другим
    своим проявлением, главным по воздействию вширь
    на общественное сознание, классическую немецкую ли-
    тературу, корифеями которой считаются Г. Э. Лес-
    синг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Этот подъем
    был включен в общеевропейское движение обществен-
    ной мысли, получившее название Просвещения. Наи-
    более ярко и мощно Просвещение развернулось во
    Франции, где представлявшая его плеяда философов
    (Вольтер, Монтескье, Руссо, Ламетри, Дидро, Гельве-
    ции, Гольбах и многие другие), самые влиятельные
    из которых были одновременно крупнейшими писате-
    лями и драматургами своей эпохи, идеологически под-
    готовила величайшую буржуазно-демократическую ре-
    волюцию Нового времени, которая в конце XVIII в.
    до основания разрушила в этой стране феодально-аб-
    солютистский строй. Хотя в экономически разобщен-
    ном и политически раздробленном конгломерате не-
    мецких государств (их число приближалось к 400!)
    в то время отсутствовали объективные условия для
    проведения антифеодальной и антимонархической ре-
    волюции (немецкая буржуазия из-за своей слабости
    была не способна сыграть необходимую для такой ре-
    волюции роль класса, возглавляющего борьбу кресть-
    янских масс), деятели передовой немецкой культуры,
    которые в основном были выходцами из бюргерской
    среды, сумели с большой силой выразить характерный
    для Просвещения протест против феодального гнета,
    деспотизма коронованных правителей, клерикального
    засилья. В своих социальных идеалах немецкая класси-
    ческая философия и литература, испытавшие огромное
    влияние событий, происшедших в других европейских
    странах (прежде всего в Англии и Франции), предвос-
    хищали перспективы прогрессивного развития Герма-
    нии.

    7

    Немецкая классическая философия развивалась
    в эпоху глубочайших изменений, которые происходили
    в экономической, социально-политической и духовно-
    идеологической жизни всей Европы, прямо или кос-
    венно затрагивая также немецкие государства и стано-
    вясь предметом осмысления живших в них философов,
    чей мировоззренческий кругозор при всей его опреде-
    ленности условиями своей страны не был национально
    ограниченным. Вслед за мировоззренческой револю-
    цией Просвещения произошла имевшая мировой резо-
    нанс Великая французская революция (1789—1794).
    Она потрясла соседние феодальные государства глав-
    ным образом в ходе войн, которые с 1792 по 1815 г.
    вела сначала революционная, а затем наполеоновская
    Франция с коалициями противостоящих ей государств,
    включая немецкие. Последовавший за этим период
    большей или меньшей реставрации феодально-монар-
    хических режимов сменился (после происшедшей
    в июле 1830 г. во Франции революции) примерно дву-
    мя десятилетиями вызревания условий для целой се-
    рии буржуазно-демократических революций, которые
    в 1848—1849 гг. прокатились по ряду европейских
    стран, в том числе и по германским государствам;
    причем в некоторых странах имели место первые
    выступления революционного пролетариата.

    Революционные перемены происходили и в есте-
    ствознании, в котором механика утрачивала свою пре-
    жнюю доминирующую роль. К концу VIII в. сформи-
    ровалась химия как наука о качественных превраще-
    ниях природных веществ. В первые десятилетия XIX в.
    появились такие вызвавшие огромный интерес фило-
    софов новые, немеханические отрасли физики, как
    учения о магнетизме и электричестве, вскоре объеди-
    нившиеся в одну научную дисциплину, изучающую
    электромагнитные явления. Быстро прогрессировала
    совокупность биологических дисциплин, все более про-
    двигавшихся к созданию условий для выработки науч-
    но обоснованной теории эволюции как обобщающего
    теоретического построения.

    Происходила острейшая борьба свободомыслия с
    религией, которая в период после Великой француз-
    ской революции пыталась отвоевать позиции, утра-
    ченные в эпоху Просвещения, а затем опять выну-
    жденно отступала в условиях нового подъема освобо-
    дительной борьбы.

    8

    В рассматриваемую бурную и противоречивую
    эпоху объективная диалектика развития проявлялась
    в различных сферах общественного бытия и обще-
    ственного сознания отчетливее, чем когда бы то ни
    было прежде, и поиск адекватного понимания проис-
    ходящих изменений наиболее подготовленными к это-
    му немецкими философами увенчивался успешным
    продвижением по пути разработки диалектического
    способа мышления. Начиная с Канта плеяда мыслите-
    лей первой величины придала небывалую интенсив-
    ность и глубину развитию немецкой философской
    мысли.

    Само это развитие представляло собой своего рода
    философскую революцию, о которой можно говорить,
    по крайней мере, в двух смыслах. Во-первых, в том
    смысле, что и Кант, и Фихте, и Шеллинг, и Гегель,
    и Фейербах вносили своими учениями1радикальные
    новации в развитие философской мысли: каждое из
    них диалектически, т. е. с сохранением определенной
    преемственности, отрицало предшествующее. Немало-
    важно, что все названные мыслители сами считали се-
    бя радикальными новаторами в философии. Кант, со-
    зидая первую ступень немецкой классической филосо-
    фии в процессе преодоления ранее господствовавшей
    в Германии лейбнице-вольфианской «метафизики», по-
    лагал, что он вместе с тем совершает «коперникан-
    скую революцию» по отношению к всей предшествую-
    щей философии. Фихте был убежден, что значение его
    «наукоучения» для философии равнозначно значению
    Великой французской революции для социально-поли-
    тической истории человечества. Согласно Гегелю,
    в созданной им системе «абсолютного идеализма» че-
    ловеческая мысль впервые и навсегда обрела «абсо-
    лютную истину». По мнению Фейербаха, возвещаемая
    им «антропология», революционно «перевертываю-

    1 Мы будем называть их «кантизмом», «фихтизмом», «шел-
    лингизмом», «гегелизмом», «фейербахизмом», считая целесоо-
    бразным вновь ввести в научный оборот термины, которые употре-
    блялись в отечественной философской литературе XIX — начала
    XX в. (в том числе в трудах Г. В. Плеханова). Привычные же для
    советской литературы термины «кантианство», «фихтеанство»,
    «шеллингианство», «гегельянство», «фейербахианство» используют-
    ся в настоящей книге только для обозначения тех течений фило-
    софской мысли, которые возникали на основе перечисленных
    учений.

    9

    щая» гегелизм, означает в то же время глобальный ко-
    нец философии в прежнем ее понимании.

    Во-вторых, в более глубоком смысле, выявленном
    марксизмом, революционный характер немецкой клас-
    сической философии состоял в том, что ее учениями
    было разработано диалектическое мировоззрение и со-
    зданы предпосылки для соответствующего его сути
    материалистического преобразования. В ходе этого
    преобразования, начатого К. Марксом и Ф. Энгельсом
    в 40-е годы XIX в. после ознакомления с основопола-
    гающими работами Фейербаха, раскрывались револю-
    ционные потенции гегелевской диалектики, в которой
    диалектическая мысль немецкой классической филосо-
    фии достигла своей кульминации. С учетом всего это-
    го Ф. Энгельс сформулировал вывод о том, что «в
    Германии в XIX веке философская революция предше-
    ствовала политическому перевороту» (1, 21, 273) —
    революции 1848 — 1849 гг. Начало этой философской
    революции положил И. Кант.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
    написать администратору сайта