Главная страница
Навигация по странице:

биология тест № 5. Контрольная работа 5 Дайте определение экологии. Экология от др греч


Скачать 87.28 Kb.
Название Контрольная работа 5 Дайте определение экологии. Экология от др греч
Анкор биология тест № 5.docx
Дата 04.05.2017
Размер 87.28 Kb.
Формат файла docx
Имя файла биология тест № 5.docx
Тип Контрольная работа
#7535
страница 1 из 3
  1   2   3

Контрольная работа № 5



1. Дайте определение экологии.

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

2. Что вы понимаете под средой организмов? Есть ли разница в понятиях «окружающая среда» и «среда обитания»?

внутренняя среда организма - это комплекс жидкостей, которые циркулируют по системе замкнутых сосудов или омывают клеточные элементы и участвуют в обмене веществ в органах и тканях. Для жизни многоклеточным организмам нужна определенная система, которая бы обеспечивала каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникли специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внутренняя среда.

Внутренняя среда - единая система жидкостей является естественным продолжением водной основы клетки.

Кровь, лимфа, тканевая жидкость, спинномозговая, плевральная и др. жидкости являются внутренней средой организма. Внутренняя среда организма не имеет контакта с внешней средой и отделена от нее барьерами: кожа, слизистые оболочки, эпителий пищеварительного тракта, стенка кровеносных сосудов.

«Окружа́ющая среда́» — обобщённое понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте иэкологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности Земли, состоянию её локальных и глобальных экосистем и их взаимодействие с человеком. В таком значении термин используется в международных соглашениях.

Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид[1], часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продуктыобмена веществ. Термин часто считается синонимом окружающей среды. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

Нетронутая человеком среда обитания многих растений и животных

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутреорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:

  • Абиотическая среда (факторы среды) — это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.) Например: накопление в почве токсичных и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение.

  • Биотическая среда (факторы среды) — это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза) Например: разрушение почвы кабанами и кротами, уменьшение численности белок в неурожайные годы.

  • Антропогенные (антропические) факторы — это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.

3. Назовите абиотические факторы среды?

Экологи́ческие фа́кторы — свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм.
1. снижение численности популяции опылителей - снижение численности опыляемых растений
2. Пожар - нет растительности - вымирает вид травоядного животного
3. Вылавливание зайцев - сокращение числа волков, лис, рысей


4. Что понимают под циркадными ритмами и какова их роль в жизни растений и животных?

Циркадные (циркадианные) ритмы (от лат. circa — около, кругом и лат. dies — день) — циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи. Несмотря на связь с внешними стимулами, циркадные ритмы имеют эндогенное происхождение, представляя, таким образом, «внутренние часы» организма. Циркадные ритмы присутствуют у таких организмов как цианобактерии, водоросли, грибы, растения, животные. Период циркадных ритмов обычно близок к 24 часам.

Циркадные ритмы растений связаны со сменой дня и ночи и важны для адаптации растений к суточным колебаниям таких параметров как температура, освещение, влажность. Растения существуют в постоянно меняющемся мире, поэтому циркадные ритмы важны для того, чтобы растение могло дать надлежащий ответ на абиотический стресс. Изменение положения листьев в течение суток — лишь один из многих ритмических процессов у растений. В течение суток колеблются такие параметры как активность ферментов, интенсивность газообмена и фотосинтетическая активность.

В способности растений распознавать чередование дня и ночи играет роль фитохромная система. Примером работы такой системы является ритм цветения у растения ‘’Pharbitis nil’’. Цветение у этого растения зависит от длины светового дня: если день короче определенного интервала, то растение цветет, если длиннее — вегетирует. В течение суток условия освещения меняются из-за того, что солнце находится под разными углами к горизонту, и соответственно меняется спектральный состав света, что воспринимается различными фитохромами которые возбуждаются светом с разной длиной волны. Так, вечером в спектре много дальних красных лучей, которые активизируют только фитохром А, давая растению сигнал о приближении ночи. Получив этот сигнал, растение принимает соответствующие меры. Важность фитохромов для температурной адаптации была выяснена во время опытов с трансгенными осинами ‘’Populus tremula’’, у которых продукция фитохрома А была повышена. Растениям постоянно «казалось», что они получают свет высокой интенсивности, и таким образом не могли адаптироваться к суточным колебаниям температуры и страдали от ночных заморозков.

При исследовании суточных ритмов у арабидопсис была также показана фотопериодичность работы трех генов CO, FKF1 и G1. Ген constans участвует в определении времени цветения. Синтез продукта гена CO запускается комплексом из белков FKF1 и G1. В этом комплексе продукт гена FKF1 играет роль фоторецептора. Синтез белка CO запускается через 4 часа после начала освещения и останавливается в темноте. Синтезированный белок за ночь разрушается и таким образом необходимая для цветения растения концентрация белка достигается только в условиях долгого летнего дня.

Практически все животные приспосабливают свои физиологические и поведенческие процессы к суточным колебаниям абиотических параметров. Примером циркадного ритма у животных является цикл сон-бодрствование. У человека и у других животных существуют внутренние часы, которые идут даже в отсутствие внешних стимулов, которые могут дать информацию о времени суток. Исследование молекулярно-биологической природы этих часов началось около 30 лет назад. Конопка и Бензер, работавшие в калифорнийском технологическом институте, обнаружили три мутантных линии дрозофил, циркадные ритмы которых отличались от циркадных ритмов мушек дикого типа. Дальнейший анализ показал, что у мутантов изменения затрагивали аллели одного локуса, который был назван исследователями per (от period). В отсутствие нормальных сигналов окружающей среды период околосуточной активности у мушек дикого типа составлял 24 часа, у мутантов per-s 19 часов, у мутантов per-1 29 часов, у мутантов per-0 вообще не наблюдалось никакого ритма. Впоследствии было обнаружено, что продукты генов per есть во многих клетках дрозофил, участвующих в продукции циркадного ритма насекомого. Более того, у мушек дикого типа наблюдаются циркадные колебания в количестве per mРНК и белка Per, в то время как у мушек per0, у которых нет циркадного ритма такой цикличности, экспрессии не наблюдается.

5. Что собой представляет симбиоз, каковы его формы?

'Симбио́з' (от греч. συμ- — «совместно» и βίος — «жизнь») — взаимовыгодное отношение двух или нескольких организмов разных видов, особенно ярко проявляется у грибов и им подобных.

В природе встречается широкий спектр примеров взаимовыгодного симбиоза (мутуализм). От желудочных и кишечныхбактерий, без которых было бы невозможно пищеварение, до растений (примером служат орхидеи, чью пыльцуможет распространять только один , определённый вид насекомых). Такие отношения успешны всегда, когда они увеличивают шансы обоих партнёров на выживание. Осуществляемые в ходе симбиоза действия или производимые вещества являются для партнёров существенными и незаменимыми. В обобщённом понимании такой симбиоз — промежуточное звено между взаимодействием и слиянием.

В более широком научном понимании симбиоз — это любая форма взаимодействия между организмами разных видов, в том числе паразитизм (отношения, выгодные одному, но вредные другому симбионту). Обоюдно выгодный вид симбиоза называют мутуализмом. Комменсализмом называют отношения, полезные одному, но безразличные другому симбионту, а аменсализмом — отношения, вредные одному, но безразличные другому.

Разновидность симбиоза — эндосимбиоз (см. Симбиогенез), когда один из партнёров живёт внутри клетки другого.

6. Дайте определение иммунитета. В чем заключается биологическая сущность иммунитета?

Иммунитет (лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо) — невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекциям и инвазиям чужеродных организмов (в том числе — болезнетворных микроорганизмов), а также воздействию чужеродных веществ, обладающих антигенными свойствами. Иммунные реакции возникают и на собственные клетки организма, измененные в антигенном отношении.

Обеспечивает гомеостаз организма на клеточном и молекулярном уровне организации. Реализуется иммунной системой.

Биологический смысл иммунитета — обеспечение генетической целостности организма на протяжении его индивидуальной жизни. Развитие иммунной системы обусловило возможность существования сложно организованных многоклеточных организмов.

Выделяют центральные и периферические органы иммунной системы. К центральным органам относят красный костный мозг и тимус, а к периферическим —селезёнку, лимфатические узлы, а также местноассоциированную лимфоидную ткань: бронхассоциированную (БАЛТ), кожноассоциированную (КАЛТ), кишечноассоциированную (КиЛТ, пейеровы бляшки).
7. Перечислите формы иммунитета и охарактеризуйте их.

Красный костный мозг — центральный орган кроветворения и иммуногенеза. Содержит самоподдерживающуюся популяцию стволовых клеток. Красный костный мозг находится в ячейках губчатого вещества плоских костей и в эпифизах трубчатых костей. Здесь происходит дифференцировка В-лимфоцитов из предшественников. Содержит также Т-лимфоциты.

Тимус — центральный орган иммунной системы. В нём происходит дифференцировка Т-лимфоцитов из предшественников, поступающих из красного костного мозга.

Лимфатические узлы — периферические органы иммунной системы. Они располагаются по ходу лимфатических сосудов. В каждом узле выделяют корковое и мозговое вещество. В корковом веществе есть В-зависимые зоны и Т-зависимые зоны. В мозговом есть только Т-зависимые зоны.

Селезёнка — паренхиматозный зональный орган. Является самым крупным органом иммунной системы, кроме того, выполняет депонирующую функцию по отношению к крови. Селезёнка покрыта капсулой из плотной соединительной ткани, которая содержит гладко-мышечные клетки, позволяющие ей при необходимости сокращаться. Паренхима представлена двумя функционально различными зонами: белой и красной пульпой. Белая пульпа составляет 20 %, представлена лимфоидной тканью. Здесь имеются В-зависимые и Т-зависимые зоны. И также здесь есть макрофаги. Красная пульпа составляет 80 %. Она выполняет следующие функции:

  1. Депонирование зрелых форменных элементов крови.

  2. Контроль состояния и разрушения старых и повреждённых эритроцитов и тромбоцитов.

  3. Фагоцитоз инородных частиц.

  4. Обеспечение дозревания лимфоидных клеток и превращение моноцитов в макрофаги.

8. Определите содержание понятий «антиген» и «антитело».

Антитела (иммуноглобулины, ИГ, Ig) — особый класс гликопротеинов, присутствующих на поверхности B-лимфоцитов в виде мембраносвязанных рецепторов и всыворотке крови и тканевой жидкости в виде растворимых молекул, и обладающих способностью очень избирательно связываться с конкретными видами молекул, которые в связи с этим называют антигенами. Антитела являются важнейшим фактором специфического гуморального иммунитета. Антитела используются иммунной системой для идентификации и нейтрализации чужеродных объектов — например, бактерий и вирусов. Антитела выполняют две функции: антиген-связывающую и эффекторную (вызывают тот или иной иммунный ответ, например, запускают классическую схему активации комплемента).

Антитела синтезируются плазматическими клетками, которыми становятся некоторые В-лимфоциты, в ответ на присутствие антигенов. Для каждого антигена формируются соответствующие ему специализировавшиеся плазматические клетки, вырабатывающие специфичные для этого антигена антитела. Антитела распознают антигены, связываясь с определённым эпитопом — характерным фрагментом поверхности или линейной аминокислотной цепи антигена.

Антитела состоят из двух лёгких цепей и двух тяжелых цепей. У млекопитающих выделяют пять классов антител (иммуноглобулинов) — IgG, IgA, IgM, IgD, IgE, различающихся между собой по строению и аминокислотному составу тяжёлых цепей и по выполняемым эффекторным функциям.

Антиген (англ. antigen от antibody-generator — «производитель антител») — это любая молекула, которая специфично связывается с антителом. По отношению к организму антигены могут быть как внешнего, так и внутреннего происхождения. Хотя все антигены могут связываться с антителами, не все они могут вызвать массовую продукцию этих антител организмом, то есть иммунный ответ. Антиген, способный вызывать иммунный ответ организма, называют иммуногеном[1].

Антигены, как правило, являются белками или полисахаридами и представляют собой части бактериальных клеток, вирусов и других микроорганизмов. Липиды инуклеиновые кислоты, как правило, проявляют иммуногенные свойства только в комплексе с белками. Простые вещества, даже металлы, также могут вызывать продукцию специфичных антител, если они находятся в комплексе c белком-носителем. Такие вещества называют гаптенами.

К антигенам немикробного происхождения относятся пыльцаяичный белок и белки трансплантатов тканей и органов, а также поверхностные белки клеток крови при гемотрансфузии.

9. Каковы принципы выделения фаунистических и флористических областей?

При выделении флористических и фаунистических регионов ученые руководствуются рядом принципов, важнейшими среди которых являются:

.Систематические группы, на основании которых проводится выделение фаунистических или флористических регионов, должны иметь широкое распространение и, следовательно, они должны быть достаточно крупными таксонами.

Ведущую роль в решении вопросов биогеографического районирования играют такие таксономические единицы, как «тип» («отдел»), «класс», «семейство». Так, среди животных в первую очередь учитывают насекомых, моллюсков, птиц и млекопитающих. Такие классы позвоночных, как рептилии и амфибии, менее удобны из-за их отсутствия на многих островах и в холодных странах. Среди растений основным классом для построения системы регионов являются цветковые (покрытосеменные); в меньшей - голосеменные, распространение которых весьма ограничено, а число видов относительно невелико (около 600 видов). Нельзя строить систему регионов на распространении отрядов (порядков) жуков, прямокрылых, хищных млекопитающих, воробьиных птиц. Такие системы будут относительно неполными.

.Распространение систематических групп, на основании которых осуществляется выделение флористических и фаунистических регионов, должно быть достаточно хорошо изученным.

В науке пока не существует систем, построенных на распространении мохообразных растений или паукообразных животных, распространение которых изучено относительно слабо.

. При выделении регионов различного порядка вплоть до областей и царств необходимо опираться на таксоны разного ранга: от классов и подклассов до видов и подвидов, отдавая при этом предпочтение таксонам более высокого уровня.

Строгого соответствия между рангом регионов и таксонов (например, выделение царств только по подклассам, областей только по семействам, подобластей только по родам животных и растений) быть не может. Каждый регион выделяется по наличию и отсутствию в нем таксонов различного порядка.

.При выделении регионов отрицательная характеристика (отсутствие) какого-либо таксона зачастую бывает не менее важной, чем положительная (присутствие).

Отрицательная характеристика является весьма существенным дополнением к положительной.

Голосеменные - древняя группа (отдел) семенных растений, у которых имеются семяпочки (в отличие от папоротников), но отсутствуют плодолистники (в отличие от цветковых). Всего на Земле насчитывается около 600 видов древесных и кустарниковых форм голосеменных растений. К голосеменным относятся следующие классы:

саговниковых;

гинкговых;

хвойных;

гнетовых.

К голосеменным также относятся ископаемые семенные папоротники и беннеттиты. Большое хозяйственное значение имеют представители хвойных, особенно сосновые (сосна, лиственница, ель, пихта, кедр), а также таксодиевые и кипарисовые.

Саговники (цикадовые) - класс (также порядок и семейство) голосеменных древесных растений. Стволы клубневидные или редьковидные, реже колоннообразные высотой до 20 м с кроной из пучка листьев длиной до 3 метров. Всего насчитывается около 100 видов, произрастающих в тропиках и субтропиках. 

10. Что представляют собой биомы?

Биом — совокупность экосистем одной природно-климатической зоны[1].

По другим источникам биом — более крупная, чем биоценозбиосистема, включающая в себя множество тесно связанных биоценозов. Так, в определении Юджина Одума, биом — «термин, определяющий крупную региональную или субконтинентальную биосистему, характеризующуюся каким-либо основным типом растительности или другой характерной особенностью ландшафта».

Существует несколько классификаций биомов, включающих от 10 до 32 типов. Распределение биомов происходит по принципу широтной и вертикальной зональностей, а также секторности.

На территории России и сопредельных стран выделяют 13 наземных биомов.
11. Сформулируйте определение биосферы и назовите ее составные компоненты.

Биосфера - не просто внешняя среда обитания человека. Мы должны осознать, что это ее дом. Человек становилась по законам живого, биосферы. Поэтому и сегодня она должна считаться с законами именно биосферы как сферы своей жизни. Игнорирование или просто непонимание этих существенных особенностей человеческого существования привело к трагическим последствиям - глобального экологического кризиса антропогенного происхождения. Проблематичным становится вообще дальнейшее существование человеческого рода. Осознавая эти сложные обстоятельства современного цивилизационного развития, ЮНЕСКО как одно из комплексных программ, требующих глубокого изучения определило проблему "Человек и биосфера". Такие действия являются ярким признаком осознания мировым сообществом глобальности, всеобщности проблемы биосферы и особенностей человеческого бытия в ней.

Впрочем, действительно практическое решению экологических проблем должен опираться прежде всего на профессиональное научно-экологическое исследование, оно не может ограничиваться уровнем узко-прагматического захвата модной проблематикой с целью воздействия на массовое сознание для реализации собственных целей определенных политических или деловых кругов.

Таким образом, решение экологических проблем требует глубокого научно-экологического изучения феномена биосферы, закономерностей ее функционирования и развития, ее истории, длящийся как наименьшее 4 млрд. лет, она порождает человека, но и человек творит биосферу, и поэтому "итоговые" настоящем негативные воздействия человека на биосферу являются не только результатом социоэкономического, то есть - цивилизационного развития и являются также следствием особенностей эколого-эволюционного развития человека, тем типом адаптации, присущий роду человеческому в биосфере.

В современной науке биосфера является предметом детального изучения. Как же понимают современные ученые понятие биосферы?

Надо сразу заметить, что поскольку разные ученые следовали различные исторические научные традиции, кроме того, исследователи являются представителями разных наук, единого определения понятия биосферы нет, а существует много различных определений. Как правило, существенным в биосфере считают определенный аспект классических представлений о биосфере.

Да, определенные авторы (В. Ковда, А. Тюрюканова) подчеркивают, что биосфера - это оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой обусловлены прежней и современной деятельностью живых организмов. Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Другие исследователи (А. Григорьев) определяет их биосферу как совокупность живых существ на планете. Дж.Хатчинсон рассматривает биосферу как часть земного шара, в пределах которой существует жизнь.

М. Тимофеев-Ресовский так структурирует биосферу: биосфера в узком смысле слова, т.е. сумма живых организмов - "живое вещество" и область "бывших биосфер", очерченную распределением на Земле биогенных осадочных пород.

М. Вассаевич понимает биосферу как сложную многослойную оболочку Земли и обозначает ее термином мегабиосфера. Она сложилась под влиянием жизнедеятельности организмов. Сверху ограничена атмосферой, снизу - геологическими залежами, в которых нет следов жизни. Мегабиосфера структурирована следующим образом. Апобиосфера - часть биосферы, находящейся над слоем атмосферы, в котором находятся живые формы в состоянии анабиоза. Парабиосфера - сфера анабиозних форм жизни. Далее - собственно биосфера. И потом - метабиосфера - глубокие оболочки Земли, некогда находившихся под влиянием живого вещества.

Ю. Одум характеризует биосферу как крупнейшую и наиболее близкую по признакам самообеспечения к идеалу экологическую систему. Биосфера включает все живые организмы Земли во взаимодействии с физической средой, обеспечивающей ее целостность и единство. Одум также называет биосферу экосферы, подчеркивая таким образом ее экологическую сущность.

Таковы характерные точки зрения и рассуждений о биосфере и ее сущность. Они демонстрируют разные стороны изучения этой сложной экосистемы и отсутствие единого ее определения.

Впрочем, характерно, что человек в его социокультурной сущности, деятельность человека не включаются в приведенные определения биосферы, хотя еще В. Вернадский подчеркивал, что деятельность человека - это мощная геологическая сила. Итак, преобладают трактовка сущности биосферы согласно требованиям классического типа научной рациональности. Хотя, как мы уже рассматривали в прошлой теме, методологи экологии отмечают качественных изменениях биосферы и необходимости учета в ее существовании существенного влияния человека.

12. Что собой представляет экологическая система?

Экологическая система закрытая, функционально единая совокупность организмов (растений, животных и микроорганизмов), населяющих общую территорию и способных к длительному существованию при полностью замкнутом круговороте веществ (т. е. при отсутствии материального обмена через её границы).

Принцип Э. с. используется при разработке биологических систем жизнеобеспечения человека в условиях изоляции от биосферы Земли, например в космических или подводных аппаратах. Основу такой искусственно создаваемой Э. с. составляют растения, которые за счёт энергии света в процессе фотосинтеза поглощают двуокись углерода и выделяют кислород, т. е. осуществляют регенерацию атмосферы. Биомасса растений используется в пищу человеком и др. гетеротрофными организмами, которые, в свою очередь, могут входить в пищевой рацион человека. Неиспользованная биомасса растений, продукты жизнедеятельности человека и других компонентов биокомплекса разлагаются микроорганизмами до воды, двуокиси углерода и минеральных веществ, которые вновь используются растениями. В СССР созданы экспериментальные Э. с., включающие человека, одноклеточные водоросли, высшие растения (капуста, морковь, свёкла, томат, пшеница и др.), микроорганизмы — минерализаторы. За счёт регенерации в таких Э. с. полностью обеспечивалась потребность человека в кислороде, воде и до 20% в пище. Э. с. природные чаще называются экосистемами.
13. Что такое пищевая цепь? Как много этих цепей в экосистемах?

Пищева́я (трофи́ческая) цепь — ряды видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, которые связаны друг с другом отношениями:пища — потребитель (последовательность организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника к потребителю).Организмы последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии ивещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80 —90 %)потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4—5.

Пищевая цепь представляет собой связную линейную структуру из звеньев, каждое из которых связано с соседними звеньями отношениями «пища — потребитель». В качестве звеньев цепи выступают группы организмов, например, конкретные биологические виды. Связь между двумя звеньями устанавливается, если одна группа организмов выступает в роли пищи для другой группы. Первое звено цепи не имеет предшественника, то есть организмы из этой группы в качестве пищи не использует другие организмы, являясь продуцентами. Чаще всего на этом месте находятся растенияводоросли. Организмы последнего звена в цепи не выступают в роли пищи для других организмов в течение жизни, хотя после смерти могут служить пищей для редуцентов, которые не включаются в пищевую цепь, но могут замыкать круговорот вещества в биосфере.

Каждый организм обладает некоторым запасом энергии, то есть можно говорить о том, что у каждого звена цепи есть своя потенциальная энергия. В процессе питания потенциальная энергия пищи переходит к её потребителю. При переносе потенциальной энергии от звена к звену до 80-90 % теряется в виде теплоты. Данный факт ограничивает длину цепи питания, которая в природе обычно не превышает 4-5 звеньев. Чем длиннее трофическая цепь, тем меньше продукция её последнего звена по отношению к продукции начального. Пример: дерево - олень - тигр; трава - мышь - змея; трава - заяц - тигр; трава - мышь(птица)- сова.

Пищевые цепи делятся на два вида: пастбищная (начинается с растений) и детритная (начинается с мертвых живых организмов или или продуктов их жизнедеятельности).
14. Расскажите о потоке энергии через пищевую цепь.

Поток энергии. Для осуществления любых жизненных процессов необходима энергия. Единственным источником энергии для зеленых растений является Солнце. В экосистемах, где солнечная энергия недоступна (например, дно океана), источником энергии для организмов служит окисление неорганических веществ.

Солнечная энергия, падающая на фотосинтезирующие органы растений, аккумулируется во вновь образующихся органических соединениях. Эта энергия используется продуцентами по-разному. Часть ее тратится на дыхание, т. е. на биологическое окисление, часть запасается в виде вновь возникшей биомассы. Биомасса — это масса организмов определенной группы или сообщества в целом.

Некоторую долю созданной продуцентами биомассы съедают травоядные животные. Хищники потребляют травоядных животных и получают долю энергии. Часть энергии, полученной консументами с пищей, тратится на процессы, происходящие в клетках, а также выводится с продуктами жизнедеятельности в окружающую среду. Другая часть энергии идет на увеличение массы тела, рост и размножение и рассеивается в виде тепла.

Часть биомассы продуцентов, не съеденная животными, отмирает, и с отмершей биомассой аккумулированная в ней энергия поступает в почву в виде растительного опада.

Растительный опад, трупы и экскременты животных служат источником питательных веществ для редуцентов. Определенное количество энергии запасается в биомассе редуцентов, а часть рассеивается. Редуценты отмирают, и их клетки также разлагаются. Из продуктов разложения состоят органические вещества почвы.

Таким образом, энергия аккумулируется на уровне продуцентов, проходит через консументы и редуценты, входит в состав органических веществ почвы и рассеивается при разрушении ее разнообразных соединений.

Разобранный пример относится к наземным экосистемам. Подобным же образом происходят процессы и в водных экосистемах. Через любую экосистему проходит поток энергии, определенная часть которой используется каждым живым существом.

15. Назовите основные формы внутривидовых отношений организмов.

Отношения могут быть как внутри-, так и межвидовые.

Возможны следующие виды влияний одних организмов на другие:

  • Положительное (+) — один организм получает пользу за счёт другого.

  • Отрицательное () — организму причиняется вред из-за другого.

  • Нейтральное (0) — другой никак не влияет на организм.

Таким образом, возможны следующие варианты отношений между двумя организмами по типу влияния их друг на друга:
  1   2   3