Главная страница

развитие психики и сознания. Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания


Название Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания
Анкор развитие психики и сознания.doc
Дата 04.05.2017
Размер 84 Kb.
Формат файла doc
Имя файла развитие психики и сознания.doc
Тип Документы
#7415

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания

(Семенова Л.Э. Общая психология. Часть 1. Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2002)

1. Развитие психики в филогенезе

На проблему возникновения психики существует несколько точек зрения. Так, например, в отношении критериев психического в науке имеется ряд весьма разнообразных подходов, среди которых:

  • идея панпсихизма, т.е. признание психики всеобщим свойством как живой, так и неживой материи;

  • идея биопсихизма, наделяющая психикой все живые существа;

  • идея нейропсихизма, признающая психику свойством живой материи, обладающей нервной системой;

  • идея антропопсихизма, провозглашающая психику принадлежностью исключительно человека.

Вместе с тем большинство современных ученых разделяют точку зрения А.Н.Леонтьева, в соответствии с которой за основу берется представление о психике, как особой форме отражения. По мнению А.Н.Леонтьева, граница между допсихическим и психическим уровнем отражения лежит в переходе от раздражительности к чувствительности.

Раздражимость есть свойство живого организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия, как полезные, так и вредные, но не нейтральные. Это всеобщее свойство живых организмов.

В отличие от раздражимости, чувствительность - это свойство реагирования не только на биологически значимые воздействия, но и на нейтральные (абиотические), если они являются сигналом, обозначающим жизненно важные раздражители (например, запах сам по себе не съедобен, но он сигнал добычи; рычание - сигнал опасности и т.д.).

А.Н.Леонтьев отмечал, что на уровне чувствительности появляется поведение как особая форма активности. В своей простейшей форме чувствительность связана с ощущениями; вторая стадия развития психики связана с восприятием; третья - с развитием интеллекта. При этом согласно идее А.Н.Леонтьева, новые ступени психического отражения возникают вследствие усложнения активности, связывающей организм со средой. Чем выше способы отражения, тем более освобождается данный вид от непосредственного влияния среды.

Итак, вслед за А.Н.Леонтьевым в современной психологии выделяют три стадии развития психики животных:

  1. стадия элементарной чувствительности (животные реагируют только на отдельные свойства предметов);

  2. стадия предметного восприятия (отражение действительности осуществляется в виде целостных образов);

  3. стадия интеллекта (сложные формы отражения, включая межпредметные связи, способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных действий для своего решения). Для этой стадии характерно интеллектуальное поведение, предполагающее «изобретение» новых способов решения задачи, использование внешних предметов как орудий, перенос усвоенного в новые ситуации. Однако интеллектуальные действия животных ими не осознаются, не обобщаются и не передаются такими «человеческими» способами как речь, продукты труда. Животные не изготавливают, не сохраняют и не передают своим потомкам орудия труда, они могут только использовать какие-либо предметы как орудия. Они не понимают смысла действий, способны подражать, но не результату действия, а только самому действию. Осознать бессмысленность своих действий высшие животные не могут (Например, целесообразно применив однажды лестницу для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку у стены, обезьяна потом пытается использовать ту же лестницу и для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку посреди комнаты).

Развитие психики в филогенезе непосредственно связано с эволюцией нервной системы. Так, известно, что адекватность отражения зависит, прежде всего, от строения органов чувств и нервной системы. У одноклеточных, так же как и у простейших многоклеточных кишечно-полостных, можно наблюдать лишь общую реакцию на свет – фототропизм (тропизмы – это изменения направления движения растений и животных под влиянием биологически значимых раздражителей). У насекомых фасеточное устройство глаз позволяет видеть форму мелких предметов. У большинства позвоночных животных глаз снабжен специальной светопреломляющей линзой (хрусталиком), благодаря чему оказывается возможным четко видеть очертания предмета.

Развитие рецепторов в известных пределах сочетается с развитием определенного типа нервной системы. Уровень развития органов чувств и нервной системы неизменно определяет уровень и формы психического отражения.

На низшей ступени развития (у кишечно-полостных) нервная система представляет собой нервную сеть, состоящую из разбросанных по всему организму нервных клеток с переплетающимися между собой отростками. Это сетевидная нервная система, имеющие ее животные в основном реагируют тропизмами. Временные связи у них образуются с трудом и плохо сохраняются.

Узловая, или ганглиозная нервная система позволяет получать и перерабатывать наибольшее количество раздражений и существенно меняет качество анализа полученных раздражений. Животные с ганглиозной нервной системой отражают воздействия внешней среды, используя как врожденные, так и приобретенные в индивидуальном опыте рефлексы. При этом врожденные реакции явно преобладают.

Высший тип нервной системы - трубчатая. В процессе эволюции у позвоночных развивается спинной и головной мозг - центральная нервная система. Одновременно с развитием нервной системы и рецепторов совершенствуются органы чувств, усложняются формы психического отражения. Возникают новые и совершенствуются появившиеся на более низкой ступени эволюции психические функции (ощущение, восприятие, память, мышление). В головном мозге образуются локализованные центры, представляющие разные функции. Животные, обладающие ЦНС наиболее адекватно отражают воздействие среды.

Таким образом, эволюция психики выражается в совершенствовании органов чувств, развитии нервной системы, а также в усложнении форм психического отражения, появлении более сложных и многосторонних связей живых организмов со средой.

В психологии выделяют 3 способа приспособления животных к среде (формы поведения), а именно:

  • инстинкты,

  • навыки или индивидуально-изменчивое поведение,

  • интеллектуальное поведение.

  • Инстинктивное поведение является врожденным, в его основе лежат безусловные рефлексы. Инстинкты обладают следующими особенностями:

  • обеспечивают целесообразность поведения (например, организация активности пчел; перелеты птиц и т.д.), однако эта целесообразность сохраняется лишь в постоянных условиях, при изменении условий "разумность" инстинктов исчезает;

  • автоматизм (инстинкт продолжает действовать и тогда, когда смысла в нем больше нет);

  • шаблонность - реакция инстинкта всегда одинакова (например, нерест у рыб всегда проходит именно в том месте, где они сами вышли из икринок, хотя часто это стоит им жизни).

  • сложность программы действий, передающихся по наследству, однако, в основе этого лежат элементарные механизмы, (комар откладывает свои яйца на воду, а не на сушу, где они могут высохнуть, в то же время он может отложить свои яйца на зеркало, поскольку в основе его поведения лежит реагирование на блеск).

По выражению А.Н.Леонтьева, инстинкты являются элементарной сенсорной психикой. Если бы окружающая среда была постоянной, инстинктов вполне бы хватило для приспособления. Но среда обладает изменчивостью, поэтому инстинкты часто теряют свою целесообразность и не всегда обеспечивают выживание.

  • Более гибкой и более сложной формой поведения являются навыки или индивидуально-изменчивая форма поведения, в основе которой лежат условные рефлексы. Их появление связано с необходимостью ориентировки в меняющихся условиях окружающей среды. Эта форма поведения является индивидуальной и по наследству не передается.

В основе навыка лежат многочисленные повторения (упражнения); например, значительно распространен метод проб и ошибок (Торндайк); при этом наблюдается активная ориентировочная деятельность, включающая анализ ситуации (Толмен), т.е. присуща ориентировка в процессе исполнения.

Механизм навыка связан с корой головного мозга. Это убедительно показали эксперименты. И.П.Павлова: для индивидуально-изменчивой формы поведения характерно выделение стимулов, имеющих существенное значение.

  • Интеллектуальное поведение является высшей формой поведения животных, основу которого составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. В этом случае отсутствуют пробы, а правильное решение всегда используется в аналогичных ситуациях. Практическое мышление связано с ориентировочным манипулированием, при этом ориентировка всегда предшествует исполнению. Появляется сличение выполненных действий с исходным намерением. Для интеллектуального поведения характерны более сложное восприятие и прочная память.

  1. Возникновение и развитие сознания

Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей формы - человеческому сознанию.

Как отмечает А.В.Петровский, сознание обладает рядом специфических характеристик:

  • Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире (со-знание), в его структуру входят все познавательные психические процессы.

  • Сознание носит общественно-исторический и культурный характер. Сознание не является врожденным, оно формируется при условии жизни человека в обществе (у детей - маугли сознание отсутствует) и к тому же оно изменяется на протяжении истории и в зависимости от характера культуры общества.

  • Сознание является таким уровнем развития психики, при котором его обладатель способен выделять себя из окружающего мира (деление на "Я" и "не Я"), т.е. в сознании закреплено четкое различие субъекта и объектов. Для сознания характерно обращение психической деятельности на самого себя (самопознание и самосознание).

  • С сознанием связана целенаправленная деятельность, оно обеспечивает постановку цели, выбор средств в достижении результата, контроль и корректировку действий, планирование и прогнозирование, в процессе которых необходимый результат уже существует идеально в виде намеченной цели.

  • Сознание включает в себя определенную систему отношений человека к окружающей действительности и к самому себе (мир чувств – интеллектуальные, моральные, эстетические и чувства по отношению к себе).

Кроме того, необходимо отметить и следующий факт: если психика животного предполагает наличие коллективного инстинктивного опыта и индивидуального опыта, не передаваемого по наследству, то сознание человека предполагает наличие инстинктивного опыта, индивидуального опыта и общественного (культурного) опыта.

Согласно Л.С.Выготскому, с сознанием связано развитие высших психических функций (ВПФ). При этом венцом развития ВПФ является развитие самосознания.

По Л.С.Выготскому, индивидуальное сознание (т.е. сознание конкретного человека) формируется по мере активного овладения субъектом способами использования культурных знаков и символов, и тем самым носит знаково-символический характер. При этом, по мнению Л.С.Выготского, сознание выполняет следующие функции:

1) познавательная – приобретение и накопление знаний;

2) прогностическая – предвидение будущего, построение и осуществление планов;

3) творчески-конструктивная – целенаправленное преобразование, создание различных продуктов, не существующих в природе (к примеру, природа не строит самолетов, не печет хлеб, не пишет романы, не делает йогурт и т.п.);

4) регулятивно-управленческая (самоконтроль).

В целом, обобщая данные современной психологии, можно выделить следующие характеристики сознания.

1. Феномен сознания представляет собой реальность особого рода, в которой внешнее и внутреннее представлены в неразрывном единстве, где субъективный образ и объективная действительность сливаются в единое целое.

2. Сознание есть одновременно и отражение, и отношение, «единство аффекта и интеллекта» (Л.С.Выготский) является его неотъемлемой частью.

3. Единство социального и индивидуального составляет еще одну фундаментальную характеристику сознания, важнейшими образующими которого являются значение и смысл (А.Н.Леонтьев). Если в значении кристаллизируется общественный, социальный опыт, то смысл несет в себе личное, пристрастное отношение к нему. Основным психологическим механизмом сознания, с этой позиции, являются осмысление значений и означение смыслов (В.П.Зинченко и др.).

Таким образом, сознание можно представить как единство противоположностей: субъективного и объективного, интеллектуального и аффективного, общественного и индивидуального.

При этом коллективное сознание предшествует индивидуальному (как любая высшая психическая функция, согласно закону Л.С.Выготского): сначала возникают общественные формы сознания как совместные действия и деятельность во внешнем речевом плане общения с другими людьми, потом возникают индивидуальные формы сознания, как опосредованные речью действия и деятельность во внутреннем индивидуальном плане.

В процессе возникновения человеческого сознания в филогенезе отечественные психологи (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.) особую роль отводят труду и языку.

Изготовление орудий труда считается первой формой сознательной деятельности, причем сам процесс изготовления орудий является бессмысленным, смысл приобретается только в ходе их дальнейшего использования в процессе труда. В результате человек создает мир постоянных предметов, в связи, с чем возникает необходимость передачи опыта действия с орудиями труда последующим поколением, что наиболее успешно осуществляется с помощью речевого общения. Иными словами, труд (совместная трудовая деятельность) опосредован(а) орудиями труда и языком (речью).

Язык - система знаков, с помощью которой обозначаются объекты и отношения между ними. Необходимость языка появилась в ситуации коллективной деятельности. Язык удваивает воспринимаемый мир, позволяя иметь дело с предметами даже в ситуации их реального отсутствия, помогает хранить информацию, создает мир внутренних образом. Язык не только средство общения, но и орудие мышления (абстрагирование, обобщение).

Труд повлиял и на руку человека, изменил ее и ее функции, которая стала органом познания. Иными словами, рука человека одновременно является и органом труда, и продуктом труда. При этом специализация руки человека непосредственно связана с его прямохождением. Кроме того, функционирование руки существенно повлияло на развитием человеческого мозга. Именно развитие мозга признается предпосылкой и условием возникновения сознания.

Таким образом, обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что ведущий фактор, влияющий на развитие сознания – это общественная (коллективная) деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда.

Труд



язык (речь) рука



головной мозг
сознание

3. Проблема сознания в современной психологии

Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческой жизни, поскольку человек есть существо сознательное. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделять в представлении себя, свое "Я" от своего окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления, понимания и главное - практического преобразования. Подобная способность в психологии получила название рефлексии.

Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания до сих пор остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. При этом философско-психологическое рассмотрение проблемы сознания связано с анализом соотношения категорий сознания и бытия. По словам В.И.Слободчикова, сознание составляет специфическое отличие человека, определяет его уникальное положение в мире, его особый онтологический статус, способ его бытия. Человеческое бытие есть бытие осознанное. В то же время с возникновением человека сознание само обретает статус бытия.

Традиционная трактовка сознания, как правило, отождествляет его с самосознанием - знанием субъекта о мире и своем месте в нем. Однако, по мнению В.И.Слободчикова, сознание, понимаемое как отношение человека к миру, представляет собой лишь один из его уровней, а именно уровень самосознания.

В широком смысле слова сознание не исчерпывается отражением окружающего, а предполагает деятельность человека как активного субъекта, преобразующего объективную и субъективную реальность. С психологической точки зрения это означает, что субъект не просто «сталкивается» с объективным миром, не просто адаптируется к нему в процессе жизнедеятельности, а оказывается его существенным моментом. Практические действуя, субъект как бы «втягивает» в себя объективную реальность и наделяет ее смыслами и ценностями своей жизнедеятельности, превращая ее тем самым в содержание своей субъективности.

Как писала Л.И.Божович, «психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности».

Сознание - это не знание о бытии и не отношение к нему, а само осознанное бытие. Бытие человека носит социальный характер. Свое содержание сознание черпает из социального бытия - социальное бытие представлено в сознании человека.

Особо в психологии подчеркивается тот факт, что сознание не является индивидуальным свойством индивида (врожденной данностью), его нельзя сводить к свойству высокоорганизованной материи - мозгу. Именно поэтому многочисленные попытки поисков сознания в мозге не увенчались успехом.

«Сознание как таковое» не имеет индивидуального существования. Как таковое сознание есть культурно, действенно, предметно, со организованное единое сообщество.

Практика сознания означает его выход на уровень рефлексии, предполагающего выработку соответствующего отношения к действительности.

Установлено, что сознание является многомерным. Наличие того или иного сознания у человека обусловлено видом той практики, которой он занимается. Т.е. в зависимости от вида практики формируется и соответствующее ей сознание.

С культурно-исторической точки зрения существуют два вида практики, формирующие сознание как целое:

  • магия, лежащая в основе мифологического сознания,

  • вера, которой соответствует религиозное сознание.

Начиная с Нового времени, появляются и другие виды общественной практики и сознания, а именно: этическое, правовое, политическое, научное и др.

Иными словами,

В то же время с точки зрения непосредственного сознания в психологии принято говорить о его состояниях. Например, наивное, рациональное, обыденное, мистическое, рефлексивное, многие патологические состояния сознания и т.п. Состояние сознания создается сложнейшей практикой его, ее механизмами, которые встраивают актуальное сознание в сложнейший тип жизнедеятельности человека.

Бытийный и рефлексивный слои сознания

Л.С.Выготский в сознании человека, как и в мышлении, выделял два слоя:

  • сознание для сознания,

  • сознание для бытия.

А.Н.Леонтьев, продолжая развивать его идеи, поставил несколько вопросов, существенных для понимания сознания, в частности: 1) из чего сознание образуется?, 2) как оно возникает?, 3) каковы его источники?.

Он выделил в сознании три образующих:

  • чувственная ткань образа,

  • значение,

  • личностный смысл.

Предложенная А.Н.Леонтьевым структура сознания была дополнена и развита В.П.Зинченко. Согласно его позиции сознание имеет два слоя:

  • бытийно-деятельностный, образуемый единством биодинамической ткани живого движения и действия и чувственной ткани и образа,

  • рефлексивно-созерцательный, состоящий из значения и личностного смысла.

При этом, по словам В.П.Зинченко к выделенным уровням сознания не применимы понятия «высший-низший», «главный-подчиненный». Каждый из этих уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.

Кратко охарактеризуем каждый из компонентов структуры сознания.

  • Биодинамическая ткань - это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Следует отметить, что в жизни людей особенно слепоглухонемых, движения и действия в предметном и социальном мире имеют большое значение, сказываясь на формировании их индивидуального сознания.

  • Чувственная ткань образа - это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, форма, цвет, величина и т.п.), из которых строится образ. Как отмечал А.Н. Леонтьев, благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективная реальность и объект его деятельности.

  • Значение в одних случаях употребляется как значение слова в других - как содержание общественного сознания, усваиваемое индивидом. Известно, что сознание человека образуется внутри определенного культурного пространства, где весь общественно-исторический опыт существует в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Обобщенная форма отражения субъектом этого опыта деятельности, общения и мировосприятия, приобретаемая в процессе совместной деятельности и общения и есть значение. На основе значения каждый индивид строит свой собственный опыт. При этом индивидуальная система значений, выступая в виде интериоризованных эталонов обуславливает познавательные процессы и акты социального поведения. Индивидуальная система значений развивается в ходе онтогенеза.

  • Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл создает пристрастность человеческого сознания. Иначе говоря, сознание есть не только знание, но и отношение. Личностный смысл есть индивидуализированное отражение действительного отношения субъекта к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность, осознаваемое как "значение для меня". Введение понятия личностного смысла, сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистической трактовки сознания как со-знания (суммы знаний в мире).

Современная психология выделяет ряд составляющих смысловых систем:

  • побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы,

  • реализуемое посредством деятельности, отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость);

  • смысловые установки;

  • регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности.

Центральная особенность личностного смысла - его производность от социальной позиции человека, перемена которой влечет за собой переосмысление отношений к действительности.

Исследования смысловой сферы сознания в психологии связаны с анализом воплощения смысла в значениях, наделения ситуаций смыслом. При решении человеком сложных жизненных задач наблюдается противоположные и циклически совершающиеся процессы, состоящие в означении смыслов и в осмыслении значений. Означить смысл - значит, задержать реализацию программы действий, продумать ее. Осмыслить значение - значит, извлечь уроки из осуществленной программы действий, взять ее на вооружение или отказаться от нее, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу действия.

Как отмечает В.И.Слободчиков, бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл - это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.

4. Проблема рефлексии в научных исследованиях

Специфической особенностью психики человека – его сознания признается субъективность (отличие способа жизни от всякого другого). Именно с субъективностью связана рефлексия – специфическая человеческая способность, благодаря которой предметом анализа и оценки становятся собственные мысли, чувства и действия.

В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, как правило, в трех контекстах:

  • при изучении теоретического мышления, в частности при решении разного рода мыслительных задач, именно в этих исследованиях сложилось широко распространенное понимание феномена рефлексии как направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты (самоанализ);

  • при изучении процессов коммуникации и кооперации, связанных с необходимостью понимания сущности совместных действий и их координации, т.е. в процессе общения с другими людьми это способность человека понимать / осознавать, как его воспринимают и оценивают партнеры по общению;

  • при изучении самосознания личности, при самоопределении субъекта внутри собственного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения "Я" и "не Я"). Специфика рефлексивных процессов при самоопределении обусловлена ситуациями, требующими от субъекта развитого умения "вписаться", скоординировать свое автономное действие с действиями других людей (это и есть рефлексия). Также в этом контексте рефлексия выступает и как механизм дифференциации и интеграции в своем уникальном Я (своей личности) различных подструктур (аспектов и характеристик).

В целом, обобщая существующие подходы к пониманию рефлексии ее можно определить как способность человека, проявляющуюся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.

В общем, виде проблема рефлексии есть, прежде всего, проблема определения своего способа жизни. При этом различают два способа рефлексии: 1) рефлексию внешнюю; 2) рефлексию внутреннюю. Внешняя рефлексия связана с жизнью человека в социуме, в результате чего его личное сознание пополняется продуктами общественного сознания. Внутренняя рефлексия предполагает выход за пределы коллективного сознания и связана с личностным осмыслением социальных категорий. Так, например, применительно к нравственному сознанию, целесообразно различать стыд (чувство вины, базирующееся на переживании страха) как внешнюю инстанцию, и совесть (чувство раскаяния, интериоризованный стыд) как внутреннюю инстанцию. Если человек испытывает стыд, только в присутствии других, то совестно ему бывает перед самим собой.

Дополнительная литература для чтения:

1. Выготский Л.С. Проблема сознания. Собр. соч. в 6 томах. Том 1. М. 1982. С. 156-167.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. 2003.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 2006. (Глава 6. Сознание человека).
написать администратору сайта