Главная страница
Навигация по странице:

Лекции по ОЭ 1 курс правоведы. Контрольные вопросы для закрепления темы. Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой комиссии социальноэкономических дисциплин



Скачать 368 Kb.
Название Контрольные вопросы для закрепления темы. Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой комиссии социальноэкономических дисциплин
Анкор Лекции по ОЭ 1 курс правоведы.doc
Дата 22.04.2017
Размер 368 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Лекции по ОЭ 1 курс правоведы.doc
Тип Контрольные вопросы
#1550
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6


Гуманитарно-юридический колледж КазГЮУ

Библиотека методического кабинета

Гуманитарно-юридического колледжа КазГЮУ

Серия «Творческий поиск»

Сборник лекций

по курсу «Основы экономики»

Астана - 2012

Гусейнова Севил Совет кызы

Гуманитарно-юридический коллеж КазГЮУ

Основы экономики: сборник лекций, Астана, 2012 г. - 42 стр.

Данный сборник лекций предназначен для учащихся по специальности «Правоведение». В данном пособии изложен полный материал по курсу «Основы экономики». В конце каждой темы даны контрольные вопросы для закрепления темы.

Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой комиссии социально-экономических дисциплин

Протокол №___ от «__» _________ 20__г.

Председатель цикловой комиссии ________ Сексембаев Т.Х.

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………..4

1.1 Экономика и её роль в обществе……………………………………………………………5

1.2 Предмет и метод экономической теории…………………………………………………...6

1.3 Собственность и социально-экономический строй………………………………………..9

1.4 Рынок и законы его функционирования. Спрос, предложение. Рыночное равновесие....................................................................................................................................11

1.5 Система первичного распределения доходов. Вопросы социальной защиты………….15

1.6 Общие типы организации производства. Производство и рынок………………………17

1.7 Рынок и законы его функционирования. Конкуренция и монополия…………………..19

1.8 Деньги и банковская система……………………………………………………………...24

1.9 Биржи в современной экономике………………………………………………………….26

1.10 Экономический рост и цикличность развития национального хозяйства…………….28

1.11 Государственное регулирование рыночной экономики………………………………..30

1.12 Всемирная экономика и мировой рынок………………………………………………...36

1.13 Актуальные проблемы цивилизации и экономики……………………………………...39

Литература………………………………………………………………………………………42

Пояснительная записка.
Сборник лекций по курсу «Основы экономически», разработанный преподавателем Гусейновой С.С., составлен на основе государственных образовательных стандартов по дисциплине «Основы экономически» для специальности «Правоведение».

В сборнике затронуты основополагающие вопросы политической экономии, микроэкономики и макроэкономики.

Каждая лекция имеет план и задание для самопроверки, что упрощает для учащихся процесс самостоятельной работы со сборником.


    1. Экономика и её роль в обществе

План:

  1. Экономика как система хозяйствования

  2. Экономика как наука

  3. 3 основных вопроса в экономике


Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяй­ство и nomos — правила):

I.  система хозяйствова­ния, включающая от­расли материального производства (про­мышленность, сель­ское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сфе­ры (образование, куль­тура, здравоохранение и т. д.), обеспечиваю­щая общество матери­альными и нематери­альными благами.

Она обеспечивает людей материальными условиями су­ществования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.

II.  наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлет­воряют постоян­но растущие по­требности
1.  Экономика как система хозяйствования (общественного производства):

1. Экономическая деятельность – это производство, рас­пределение, обмен и потребление благ и услуг.

  • производство (процесс создания экономиче­ских благ и услуг);

  • распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производ­стве);

  • обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой про­дукт);

  • потребление (стадия ис­пользования (предметы длительного поль­зования) или уничтожения (продоволь­ствие) продукта).

2. Производство:

  • Материальное производство (произ­водство матери­альных благ и материальных услуг (транс­порт, торговля, коммунальное и бытовое об­служивание))

  • Нематериальное производство (производ­ство нема­териаль­ных благ и нематери­альных услуг (образование, здравоохра­нение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются по­нятия «товар» и «услуга».

Товар — продукт труда, произведенный для прода­жи на рынке. Признаки товара:

  • должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью — овеществлен­ным в товаре трудом);

  • должен удовлет­ворять потреб­ность человека (обладает по­требительной стоимостью – полезностью для потребителя);

  • должен обладать способностью обме­ниваться на другой товар (обладает мено­вой стоимостью)

Услуга — результат полезной деятельности пред­приятий (организаций) и отдельных лиц, направлен­ной на удовлетворение определенных потребностей на­селения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

3. Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Кривая про­изводственных возможностей. Дефицит ресурсов.

  • Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личнос­ти и общества в целом.

  • Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

  • Ресурсы, которые участвуют в процессе производ­ства товаров и услуг, называют факторами производ­ства (см. п. 2.2.).

2.  Экономика как наука

1. Экономика — это совокупность конкретных эко­номических дисциплин, таких как экономика промыш­ленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

2. Экономика как наука:

  • основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безгра­ничности пот­ребностей);

  • предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производ­ством товаров и услуг);

  • особенность  (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях)

3. Функции:

  •  познаватель­ная;

  • методологи­ческая;

  • практиче­ская (прагма­тическая);

  • образова­тельная;

  • идеологи­ческая.

4 Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.
3. 3 основных вопроса в экономике:

1.Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?
Вопросы для самопроверки и задания для выполнения:

    1. Что такое товар и услуга?

    2. Какие основные проблемы существуют в экономике?

    3. На основе 3 вопросов в экономике, возьмите любой товар или услугу и опишите по вопросам, что будите производить? Как будите производить (т.е. откуда возьмете денежные средства и какие материалы необходимы будут, какая рабочая сила необходима и т.д.)? для кого будите производить товар или оказывать услуги (т.е. кто будет вашим потребителем и почему именно вы выбрали данный вид товара или услуги.)

    4. Тесты



    1. Предмет и метод экономической теории


План.


  1. Предмет экономической теории.

  2. Функции экономической теории.

  3. Методы изучения экономической теории.

  4. Структура экономической науки.




  1. Предмет экономической теории.


Термин «экономика» ввел в научный оборот греческий мыслитель Аристотель. В работе «Политика» он обозначил этим понятием учение о ведении домашнего хозяйства. Таким хозяйством в его время было поместье рабовладельца, в котором рабы производили натуральные продукты. Эти продукты Аристотель считал настоящим богатством.

С тех пор прошло более двух тысячелетий. За это время понятие «экономика» претерпело существенные изменения. Сегодня под экономикой понимается:

  • Различные производственные факторы (личные и материально-технические);

  • Производственные технологии;

  • Процесс производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

  • Социальные связи между людьми и взаимодействие общества и государства.


Таким образом, предмет экономической теории – это экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Что же представляют собой экономические отношения? В экономической теории существуют два совершенно разных взгляда на экономические отношения. Согласно первому из них, экономические отношения – это связь между двумя материальными благами (Т-Д) – «вещь-вещь».

Второй взгляд основан на рассмотрении экономических отношений как взаимосвязи хозяйственных субъектов (отдельных лиц, предприятий, государств) – «человек – человек».

В действительности экономические отношения строятся по принципу: субъект – вещь – вещь – субъект.

Эти связи не всегда лежат на поверхности и их можно выделить только при изучении функций экономической теории.


  1. Функции экономической теории.


Функции экономической науки вытекают из того, насколько положения этой науки соответствуют реальной действительности.

Познавательная функция состоит во всестороннем изучении формы экономических явлений и их внутренней сущности, что позволяет открывать законы развития национального хозяйства.

Чтобы глубже познать изучаемые процессы, ученые прибегают к теоретическим обобщениям реальных фактов, изучают тенденции и законы хозяйственного развития. При этом может применяться экономический анализ (из соответствующих фактов выводятся экономические закономерности), экономические модели , экономические принципы.

Прогностическая функция экономической теории заключается в разработке научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Она приобретает важное значение в связи с разработкой планов и прогнозов развития крупных предприятий и национальных хозяйств в целом.

Практическая функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования.

Критическая функция исследует возможности использования положительного экономического опыта, имеющегося в мировой экономической теории и практики.

Понять и оценить содержание этих функций можно только владея основными методами познания экономической науки.


  1. Методы изучения экономической теории.


Основными методами научного познания, применяемыми в экономической теории, являются:

  • Исторический подход. Он состоит в том, что при изучении всякого экономического явления следует выяснить: когда и как оно возникло, какие основные этапы развития прошло и каким оно стало в настоящее время (например, товарное хозяйство, деньги).

  • Логичность мышления. Логика помогает достичь доказательности и истинности высказанных положений и выводов. Она позволяет вскрыть причинно-следственные связи, складывающиеся между различными хозяйственными явлениями. Логика позволяет правильно классифицировать экономические явления (например, конкуренция, монополия).

  • Построение экономических моделей. Этот метод применяется в экономической теории для выявления внутренней структуры хозяйственных процессов, открытия свойственных им закономерностей (например, связь инфляции и безработицы).

  • Системный подход. Системный подход применяется потому, что все экономические отношения образуют систему. Поэтому важно знать виды систем в экономике, их структуру и характер взаимосвязей составных частей (например, структура производства).

  • Сравнительный анализ экономических систем. С помощью этого анализа выявляются общие черты и различия между системами, сопоставляются достоинства и недостатки различных хозяйственных образований (например, различные формы собственности).

  • Выявление и анализ экономических противоречий. Противоречия - это внутренняя причина всякого развития, поскольку любое явление имеет как положительные так и отрицательные стороны (например, государственное вмешательство в экономику).

  • Использование социально-экономической статистики. Социально-экономическая статистика изучает систему показателей, отражающих важнейшие процессы общественного развития. Экономическую теорию невозможно изучать без использования данных социально-экономической статистики (например, государственный бюджет, международная торговля).




  1. Структура экономической науки.


Экономическая наука имеет сложную структуру, поскольку отражает сложное строение экономической действительности.

Отраслевая организация народного хозяйства изучается такими науками как: экономика промышленности, экономика с/х, экономика торговли, экономика транспорта, экономика связи, экономика природопользования, экономика строительства и т.п.

К функциональным экономическим наукам относят: бухгалтерский учет, финансы и кредит, менеджмент, маркетинг, экономическая статистика и т.п.

В ряде стран с большой территорией, где выделяются регионы с весьма различными условиями экономического развития, выделяют особую науку - региональную экономику.

Принято выделять науки, существующие на стыке с другими, не экономическими, областями знания: демография, экономическая география и т.п.

Существует целый ряд экономических дисциплин, в которых главным является экономический аспект: история экономических учений, история экономики, история народного хозяйства и т.п.

Кроме этого принято выделять микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает функционирование отдельных экономических единиц (домохозяйства, фирмы), макроэкономика изучает общеэкономические процессы, охватывающие национальную экономику в целом.
Вопросы для самопроверки.


  1. Вводный предварительный опрос:

  • Что такое экономика.

  • Какие экономические понятия вам известны.

  • Нужны ли экономические знания в повседневной жизни.

  • В чем может заключаться трудность в изучении экономической теории.




  1. Выскажите свое мнение по поводу следующих суждений:

  • Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.

  • Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться ошибочной в других.

  • Какой слой населения нуждается в экономических услугах?

3. Напишите эссе на тему: «Возможно ли существование государства без экономики?»


    1. Собственность и социально-экономический строй


План.


  1. Собственность как экономическая категория.

  2. Отношения собственности.

  3. Формы собственности.




  1. Собственность как экономическая категория.


Человек всегда стремился обладать материальным богатством. Это стремление привело к появлению особого ощущения – чувства хозяина, собственника.

Собственность – отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира(объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном присвоении объекта субъектом. Так что собственность характеризует принадлежность объекта определенному субъекту.

Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметом природы, вещества, энергии, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту.


  1. Отношения собственности.


Отношения, возникающие между субъектом и объектом собственности, характеризуют одновременно меру обладания объектом со стороны субъекта, его права на объект, вид функции, реализуемой субъектом в процессе практического воплощения отношений собственности, меру и характер использования субъектом своих прав. В связях между субъектом и объектом собственности следует различать такие категории как отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности.

Владение – начальная, исходная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности, либо факт реального обладания объектом.

Пользование – применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя.

Распоряжение – всеобъемлющий, высший способ реализации отношений между субъектом и объектом собственности, дающий субъекту право и возможность поступать по отношению к объекту и использовать его в рамках законах практически любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, глубокой трансформации, преобразования в другой предмет и даже ликвидации.
  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта