Главная страница
Навигация по странице:

  • Киреева Н.К., Засыпкина Е.Ю.

  • Рецензенты

  • 1.1.1. Структура мира человека 1.1.2. Предметные области науки

  • 1.1.5. Cмысл названия учебного курса

  • 1.1.6. Метасистема \Внешние вещественные связи1.1.7. Учебная дисциплина

  • 1.1.8. Научное мировоззрение в мире духовных ценностей 1.1.9. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

  • 1.1.10. Путь к единой культуре Вено идеальный

  • 1.2.1. Наука в системе духовной культуры 1.2.2. Общая систематизация наук

  • 1.3.1.Cвязь естествознания с общественным развитием 1.3.2. Периодизация истории естествознания

  • Период науки Античность Средневековье Возрождение

  • Рабовладельческий строй Феодальный строй Капитализм

  • Аналитическая Синтетическая Интегрально- дифференциальная

  • Механистическая Современная естественно- научная 1.3.3. Понятие о научной картине мира

  • 1.3.4. Функция научной картины мира как связующего звена

  • книга по КСЕ. Курс лекций концепции современного естествознания



    Скачать 12.17 Mb.
    НазваниеКурс лекций концепции современного естествознания
    Анкоркнига по КСЕ.doc
    Дата24.04.2017
    Размер12.17 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакнига по КСЕ.doc
    ТипКурс лекций
    #2412
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8



    Н.К.Киреева, Е.Ю.Засыпкина








    Федеральное агентство по образованию

    ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет

    Н.К.Киреева, Е.Ю.Засыпкина


    СТРУКТУРИРОВАННО-ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ
    КУРС ЛЕКЦИЙ
    «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»


    Учебное пособие


    Н.Новгород

    2009

    ББК 20

    К 43




    К43

    Киреева Н.К., Засыпкина Е.Ю.

    Структурированно-иллюстрированный курс лекций «Концепции современного естествознания»: Учебное пособие / Н.К.Киреева, Е.Ю.Засыпкина. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 181 c


    .

    Рецензенты: Троицкий Р.В. – к.физ.-мат.н., заведующий кафедрой математики, информатики и естественных наук Филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Н. Новгород

    Кондратюк Е.В. – к.сельхоз.н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Волжского государственного инженерно-педагогического университета


    Учебное пособие представляет собой вариант изложения концептуальных основ современного естествознания. Оно содержит структурно-логические схемы и иллюстрации с комментариями к шести разделам авторского структурированного лекционного курса «Концепции современного естествознания».

    Данное пособие рекомендуется к использованию как на традиционных лекционных занятиях, так и на занятиях с применением компьютерных технологий, а также для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям: 050501.65 «Профессиональное обучение», 080507.65 «Менеджмент организации», 030301.65 «Психология», 030501.65 «Юриспруденция», 080105.65 «Финансы и кредит», 080801.65 «Прикладная информатика» в Волжском государственном инженерно-педагогическом университете.

    ББК 20

    ©Киреева Н.К., 2009

    ©Засыпкина Е.Ю., 2009

    ©ВГИПУ, 2009

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Многолетняя практика преподавания учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» доказывает необходимость использования в учебном процессе пособия, содержание которого тематически структурировано и представлено в виде иллюстраций. Такое убеждение связано с тем, что студенты гуманитарных специальностей, как правило, сталкиваются со значительными трудностями восприятия материала в текстовом изложении, которое имеет место в подавляющем большинстве существующих учебников по дисциплине.

    При разработке данного пособия авторы стремились использовать наглядно информативный способ подачи концептуальных основ современного естествознания посредством структурно-логических схем, сопровождаемых многочисленными рисунками, таблицами, графиками, картинками. В пособии представлены авторские разработки, а также наиболее удачный иллюстрационный материал из других научных и учебных изданий, приведенных в библиографическом списке.

    Лекционная часть курса «Концепции современного естествознания», представленная в объеме шести разделов, направлена на формирование научного мировоззрения студента.

    Раздел I позволяет уяснить место и роль науки в системе культуры, показывает отличие и единство рационального (естественнонаучного) и образного (гуманитарного) способов постижения мира, демонстрирует исторический характер научного познания, ведущего к смене научных картин мира.

    Раздел II вскрывает физическую сущность природы и закономерностей её развития, дает общие представления о принципах современной физики.

    Разделы III, IV дают возможность познать неживой и живой мир через его структуру, осознать единство живой и неживой природы.

    Разделы V, VI позволяют уяснить биологическую и социальную сущность человека, осознать взаимосвязь элементов в системе человек – биосфера – космос, выработать потребность сознательного регулирования социальных отношений с учетом развития биосферы.

    Структура лекционного курса «Концепции современного естествознания»











    Раздел I

    НАУКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ



    ТЕМА 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

    1.1.1. Структура мира человека



    1.1.2. Предметные области науки



    1.1.3. Уровневая структура естественнонаучного образования



    Научно-технический прогресс, экологический кризис,

    этика открытий и достижений





    Средне- образовательный уровень

    Вузовский

    уровень


    Начальный школьный уровень





    дает дифференцирование знания об основных законах

    начальные

    понятия

    дифференци-

    рованные знания об основных

    законах живой и неживой природы

    законах

    интегрированные знания, формирующие системный подход к анализу явлений природы и взаимодействия ее с человеком


    Социальный заказ в естественнонаучном образовании



    1.1.4. Функции естественнонаучных знаний




    Функция

    Результат


    1



    мировоззренческая


    позволяет осознать место человека во Вселенной, его связь с живой и неживой природой, проблемы происхождения и эволюции Вселенной, жизни, человека


    2


    гностическая


    позволяет объяснять явления природы на основе её фундаментальных законов и связанных с ними моделей



    3


    социально-управленческая


    обеспечивает решение задач сознательного регулирования социальных отношений на основе понимания природы человека, закономерностей развития биосферы



    4


    профессионально-практическая


    дает теоретическую основу работы технических устройств и технологических процессов



    5


    жизненно-практическая


    позволяет решать жизненно-практические проблемы, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизнедеятельности человека при общении с природой, с техническими устройствами



    6


    общеобразовательная и воспитательная


    развивает стремление к достижению истины, знакомит с этическими нормами науки и применения её достижений



    1.1.5. Cмысл названия учебного курса

    КОНЦЕПЦИИ (К) СОВРЕМЕННОГО (С) ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (Е)




    Современное Наука о природе в целом

    Система научных знаний естествознание

    20 в.


    Ф

    Х
    Теории, законы, Классическое


    1

    2
    модели и т.д. естествознание





    А

    Б

    3
    15-16 в.в.


    т

    з
    Подготовительный

    период


    м



    Система

    VI – V в.в. до н.э.



    Реальный мир (природа)


    КФ

    КА
    Результат познания познает

    Человек (ученый)





    КХ

    КБ




    Субъект Объект

    познания познания

    Научная картина мира (НКМ)

    КФ – физические концепции; Ф – физика; Х – химия; 1 элементы

    КХ – химические концепции; А – астрономия; Б – биология. 2 (подсистемы)

    КА – астрономические концепции; 3 мира

    КБ – биологические концепции

    1.1.6. Метасистема




    \

    Внешние вещественные связи


    1.1.7. Учебная дисциплина

    «Концепция современного естествознания»





    ЗАДАЧА
    учебной дисциплины




    Ознакомление с современной естественнонаучной картиной мира


    ЦЕЛЬ

    учебной дисциплины




    Формирование научного мировоззрения студента


    1.1.8. Научное мировоззрение в мире духовных ценностей



    1.1.9. Естественнонаучная и гуманитарная культуры






    1.1.10. Путь к единой культуре



    Вено идеальный

    1.1.11. Классификация культуры в зависимости от целей деятельности



    Тема 1.2. Наука как способ познания мира
    1.2.1. Наука в системе духовной культуры


    1.2.2. Общая систематизация наук



    1.2.3. Уровни, методы и формы научного познания


    1.2.5. Модели развития науки



    Тема 1.3. Панорама и тенденции развития естествознания

    1.3.1.Cвязь естествознания с общественным развитием



    1.3.2. Периодизация истории естествознания



    Период науки


    Античность


    Средневековье

    Возрождение

    Новое время


    Современное время

    Общественно-экономичес-кая формация


    Рабовладельческий строй


    Феодальный строй


    Капитализм



    Стадия познания



    Натурфилософия



    Натурфилософия



    Аналитическая

    Синтетическая



    Интегрально- дифференциальная


    Картина мира


    Натурфилософская


    Схоластическая


    Механистическая

    Современная естественно- научная

    1.3.3. Понятие о научной картине мира

    Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, методологических установок



    Виды

    Элементы


    Общенаучная картина мира

    Картина мира с точки зрения господствующих в данное время парадигм

    Чувственно-образный


    Понятийный






    Общенаучные понятия и законы (закон сохранения и превращения энергии)

    Совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах (планетарная модель атома, образ Вселенной в виде расширяющейся сферы)

    Картины мира отдельных наук

    Философские категории (материя, движение, пространство, время)





    физическая

    биологическая

    астрономическая

    вероятностно-статистическая




    эволюционистская

    синергетическая


    Принципы (материальное единство мира, детерминизм, всеобщая связь, взаимообуслов-ленность явлений)


    Фундаментальные понятия отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, популяция, биологический вид)


    1.3.4. Функция научной картины мира как связующего звена




    Мировоззрение

    Научная картина (НКМ)

    Фундаментальная теория

      1   2   3   4   5   6   7   8
    написать администратору сайта