Главная страница
Навигация по странице:

книга по КСЕ. Курс лекций концепции современного естествознания


Скачать 12.17 Mb.
Название Курс лекций концепции современного естествознания
Анкор книга по КСЕ.doc
Дата 24.04.2017
Размер 12.17 Mb.
Формат файла doc
Имя файла книга по КСЕ.doc
Тип Курс лекций
#2412
страница 1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8



Н.К.Киреева, Е.Ю.Засыпкина








Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет

Н.К.Киреева, Е.Ю.Засыпкина


СТРУКТУРИРОВАННО-ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ
КУРС ЛЕКЦИЙ
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»


Учебное пособие


Н.Новгород

2009

ББК 20

К 43




К43

Киреева Н.К., Засыпкина Е.Ю.

Структурированно-иллюстрированный курс лекций «Концепции современного естествознания»: Учебное пособие / Н.К.Киреева, Е.Ю.Засыпкина. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 181 c


.

Рецензенты: Троицкий Р.В. – к.физ.-мат.н., заведующий кафедрой математики, информатики и естественных наук Филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Н. Новгород

Кондратюк Е.В. – к.сельхоз.н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Волжского государственного инженерно-педагогического университета


Учебное пособие представляет собой вариант изложения концептуальных основ современного естествознания. Оно содержит структурно-логические схемы и иллюстрации с комментариями к шести разделам авторского структурированного лекционного курса «Концепции современного естествознания».

Данное пособие рекомендуется к использованию как на традиционных лекционных занятиях, так и на занятиях с применением компьютерных технологий, а также для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям: 050501.65 «Профессиональное обучение», 080507.65 «Менеджмент организации», 030301.65 «Психология», 030501.65 «Юриспруденция», 080105.65 «Финансы и кредит», 080801.65 «Прикладная информатика» в Волжском государственном инженерно-педагогическом университете.

ББК 20

©Киреева Н.К., 2009

©Засыпкина Е.Ю., 2009

©ВГИПУ, 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ
Многолетняя практика преподавания учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» доказывает необходимость использования в учебном процессе пособия, содержание которого тематически структурировано и представлено в виде иллюстраций. Такое убеждение связано с тем, что студенты гуманитарных специальностей, как правило, сталкиваются со значительными трудностями восприятия материала в текстовом изложении, которое имеет место в подавляющем большинстве существующих учебников по дисциплине.

При разработке данного пособия авторы стремились использовать наглядно информативный способ подачи концептуальных основ современного естествознания посредством структурно-логических схем, сопровождаемых многочисленными рисунками, таблицами, графиками, картинками. В пособии представлены авторские разработки, а также наиболее удачный иллюстрационный материал из других научных и учебных изданий, приведенных в библиографическом списке.

Лекционная часть курса «Концепции современного естествознания», представленная в объеме шести разделов, направлена на формирование научного мировоззрения студента.

Раздел I позволяет уяснить место и роль науки в системе культуры, показывает отличие и единство рационального (естественнонаучного) и образного (гуманитарного) способов постижения мира, демонстрирует исторический характер научного познания, ведущего к смене научных картин мира.

Раздел II вскрывает физическую сущность природы и закономерностей её развития, дает общие представления о принципах современной физики.

Разделы III, IV дают возможность познать неживой и живой мир через его структуру, осознать единство живой и неживой природы.

Разделы V, VI позволяют уяснить биологическую и социальную сущность человека, осознать взаимосвязь элементов в системе человек – биосфера – космос, выработать потребность сознательного регулирования социальных отношений с учетом развития биосферы.

Структура лекционного курса «Концепции современного естествознания»











Раздел I

НАУКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ



ТЕМА 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

1.1.1. Структура мира человека



1.1.2. Предметные области науки



1.1.3. Уровневая структура естественнонаучного образования



Научно-технический прогресс, экологический кризис,

этика открытий и достижений





Средне- образовательный уровень

Вузовский

уровень


Начальный школьный уровень





дает дифференцирование знания об основных законах

начальные

понятия

дифференци-

рованные знания об основных

законах живой и неживой природы

законах

интегрированные знания, формирующие системный подход к анализу явлений природы и взаимодействия ее с человеком


Социальный заказ в естественнонаучном образовании



1.1.4. Функции естественнонаучных знаний




Функция

Результат


1



мировоззренческая


позволяет осознать место человека во Вселенной, его связь с живой и неживой природой, проблемы происхождения и эволюции Вселенной, жизни, человека


2


гностическая


позволяет объяснять явления природы на основе её фундаментальных законов и связанных с ними моделей



3


социально-управленческая


обеспечивает решение задач сознательного регулирования социальных отношений на основе понимания природы человека, закономерностей развития биосферы



4


профессионально-практическая


дает теоретическую основу работы технических устройств и технологических процессов



5


жизненно-практическая


позволяет решать жизненно-практические проблемы, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизнедеятельности человека при общении с природой, с техническими устройствами



6


общеобразовательная и воспитательная


развивает стремление к достижению истины, знакомит с этическими нормами науки и применения её достижений



1.1.5. Cмысл названия учебного курса

КОНЦЕПЦИИ (К) СОВРЕМЕННОГО (С) ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (Е)




Современное Наука о природе в целом

Система научных знаний естествознание

20 в.


Ф

Х
Теории, законы, Классическое


1

2
модели и т.д. естествознание





А

Б

3
15-16 в.в.


т

з
Подготовительный

период


м



Система

VI – V в.в. до н.э.



Реальный мир (природа)


КФ

КА
Результат познания познает

Человек (ученый)





КХ

КБ




Субъект Объект

познания познания

Научная картина мира (НКМ)

КФ – физические концепции; Ф – физика; Х – химия; 1 элементы

КХ – химические концепции; А – астрономия; Б – биология. 2 (подсистемы)

КА – астрономические концепции; 3 мира

КБ – биологические концепции

1.1.6. Метасистема




\

Внешние вещественные связи


1.1.7. Учебная дисциплина

«Концепция современного естествознания»





ЗАДАЧА
учебной дисциплины




Ознакомление с современной естественнонаучной картиной мира


ЦЕЛЬ

учебной дисциплины




Формирование научного мировоззрения студента


1.1.8. Научное мировоззрение в мире духовных ценностей



1.1.9. Естественнонаучная и гуманитарная культуры






1.1.10. Путь к единой культуре



Вено идеальный

1.1.11. Классификация культуры в зависимости от целей деятельности



Тема 1.2. Наука как способ познания мира
1.2.1. Наука в системе духовной культуры


1.2.2. Общая систематизация наук



1.2.3. Уровни, методы и формы научного познания


1.2.5. Модели развития науки



Тема 1.3. Панорама и тенденции развития естествознания

1.3.1.Cвязь естествознания с общественным развитием



1.3.2. Периодизация истории естествознания



Период науки


Античность


Средневековье

Возрождение

Новое время


Современное время

Общественно-экономичес-кая формация


Рабовладельческий строй


Феодальный строй


Капитализм



Стадия познания



Натурфилософия



Натурфилософия



Аналитическая

Синтетическая



Интегрально- дифференциальная


Картина мира


Натурфилософская


Схоластическая


Механистическая

Современная естественно- научная

1.3.3. Понятие о научной картине мира

Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, методологических установок



Виды

Элементы


Общенаучная картина мира

Картина мира с точки зрения господствующих в данное время парадигм

Чувственно-образный


Понятийный






Общенаучные понятия и законы (закон сохранения и превращения энергии)

Совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах (планетарная модель атома, образ Вселенной в виде расширяющейся сферы)

Картины мира отдельных наук

Философские категории (материя, движение, пространство, время)





физическая

биологическая

астрономическая

вероятностно-статистическая




эволюционистская

синергетическая


Принципы (материальное единство мира, детерминизм, всеобщая связь, взаимообуслов-ленность явлений)


Фундаментальные понятия отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, популяция, биологический вид)


1.3.4. Функция научной картины мира как связующего звена




Мировоззрение

Научная картина (НКМ)

Фундаментальная теория

  1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта