Н.К.Киреева, Е.Ю.Засыпкина
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет
Н.К.Киреева, Е.Ю.Засыпкина
СТРУКТУРИРОВАННО-ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ
КУРС ЛЕКЦИЙ
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Учебное пособие
Н.Новгород
2009
ББК 20
К 43
К43
|
Киреева Н.К., Засыпкина Е.Ю.
Структурированно-иллюстрированный курс лекций «Концепции современного естествознания»: Учебное пособие / Н.К.Киреева, Е.Ю.Засыпкина. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 181 c
|
.
Рецензенты: Троицкий Р.В. – к.физ.-мат.н., заведующий кафедрой математики, информатики и естественных наук Филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Н. Новгород
Кондратюк Е.В. – к.сельхоз.н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Волжского государственного инженерно-педагогического университета
Учебное пособие представляет собой вариант изложения концептуальных основ современного естествознания. Оно содержит структурно-логические схемы и иллюстрации с комментариями к шести разделам авторского структурированного лекционного курса «Концепции современного естествознания».
Данное пособие рекомендуется к использованию как на традиционных лекционных занятиях, так и на занятиях с применением компьютерных технологий, а также для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям: 050501.65 «Профессиональное обучение», 080507.65 «Менеджмент организации», 030301.65 «Психология», 030501.65 «Юриспруденция», 080105.65 «Финансы и кредит», 080801.65 «Прикладная информатика» в Волжском государственном инженерно-педагогическом университете.
ББК 20
©Киреева Н.К., 2009
©Засыпкина Е.Ю., 2009
©ВГИПУ, 2009
ПРЕДИСЛОВИЕ
Многолетняя практика преподавания учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» доказывает необходимость использования в учебном процессе пособия, содержание которого тематически структурировано и представлено в виде иллюстраций. Такое убеждение связано с тем, что студенты гуманитарных специальностей, как правило, сталкиваются со значительными трудностями восприятия материала в текстовом изложении, которое имеет место в подавляющем большинстве существующих учебников по дисциплине.
При разработке данного пособия авторы стремились использовать наглядно информативный способ подачи концептуальных основ современного естествознания посредством структурно-логических схем, сопровождаемых многочисленными рисунками, таблицами, графиками, картинками. В пособии представлены авторские разработки, а также наиболее удачный иллюстрационный материал из других научных и учебных изданий, приведенных в библиографическом списке.
Лекционная часть курса «Концепции современного естествознания», представленная в объеме шести разделов, направлена на формирование научного мировоззрения студента.
Раздел I позволяет уяснить место и роль науки в системе культуры, показывает отличие и единство рационального (естественнонаучного) и образного (гуманитарного) способов постижения мира, демонстрирует исторический характер научного познания, ведущего к смене научных картин мира.
Раздел II вскрывает физическую сущность природы и закономерностей её развития, дает общие представления о принципах современной физики.
Разделы III, IV дают возможность познать неживой и живой мир через его структуру, осознать единство живой и неживой природы.
Разделы V, VI позволяют уяснить биологическую и социальную сущность человека, осознать взаимосвязь элементов в системе человек – биосфера – космос, выработать потребность сознательного регулирования социальных отношений с учетом развития биосферы.
Структура лекционного курса «Концепции современного естествознания»
Раздел I
НАУКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ
ТЕМА 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
1.1.1. Структура мира человека
1.1.2. Предметные области науки
1.1.3. Уровневая структура естественнонаучного образования
Научно-технический прогресс, экологический кризис,
этика открытий и достижений
Средне- образовательный уровень
Вузовский
уровень
Начальный школьный уровень
дает дифференцирование знания об основных законах
начальные
понятия
дифференци-
рованные знания об основных
законах живой и неживой природы
законах
интегрированные знания, формирующие системный подход к анализу явлений природы и взаимодействия ее с человеком
Социальный заказ в естественнонаучном образовании
1.1.4. Функции естественнонаучных знаний
№
|
Функция
|
Результат
|
1
|
мировоззренческая
|
позволяет осознать место человека во Вселенной, его связь с живой и неживой природой, проблемы происхождения и эволюции Вселенной, жизни, человека
|
2
|
гностическая
|
позволяет объяснять явления природы на основе её фундаментальных законов и связанных с ними моделей
|
3
|
социально-управленческая
|
обеспечивает решение задач сознательного регулирования социальных отношений на основе понимания природы человека, закономерностей развития биосферы
|
4
|
профессионально-практическая
|
дает теоретическую основу работы технических устройств и технологических процессов
|
5
|
жизненно-практическая
|
позволяет решать жизненно-практические проблемы, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизнедеятельности человека при общении с природой, с техническими устройствами
|
6
|
общеобразовательная и воспитательная
|
развивает стремление к достижению истины, знакомит с этическими нормами науки и применения её достижений
|
1.1.5. Cмысл названия учебного курса
КОНЦЕПЦИИ (К) СОВРЕМЕННОГО (С) ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (Е)
Современное Наука о природе в целом
Система научных знаний естествознание
20 в.
Ф
Х
Теории, законы, Классическое
1
2
модели и т.д. естествознание
А
Б
3
15-16 в.в.
т
з
Подготовительный
период
м
Система
VI – V в.в. до н.э.
Реальный мир (природа)
КФ
КА
Результат познания познает
Человек (ученый)
КХ
КБ
Субъект Объект
познания познания
Научная картина мира (НКМ)
КФ – физические концепции; Ф – физика; Х – химия; 1 элементы
КХ – химические концепции; А – астрономия; Б – биология. 2 (подсистемы)
КА – астрономические концепции; 3 мира
КБ – биологические концепции
1.1.6. Метасистема
\
Внешние вещественные связи
1.1.7. Учебная дисциплина
«Концепция современного естествознания»
1.1.8. Научное мировоззрение в мире духовных ценностей
1.1.9. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
1.1.10. Путь к единой культуре
Вено идеальный
1.1.11. Классификация культуры в зависимости от целей деятельности
Тема 1.2. Наука как способ познания мира
1.2.1. Наука в системе духовной культуры
1.2.2. Общая систематизация наук
1.2.3. Уровни, методы и формы научного познания
1.2.5. Модели развития науки
Тема 1.3. Панорама и тенденции развития естествознания
1.3.1.Cвязь естествознания с общественным развитием
1.3.2. Периодизация истории естествознания
Период науки
|
Античность
|
Средневековье
|
Возрождение
|
Новое время
|
Современное время
|
Общественно-экономичес-кая формация
|
Рабовладельческий строй
|
Феодальный строй
|
Капитализм
|
Стадия познания
|
Натурфилософия
|
Натурфилософия
|
Аналитическая
|
Синтетическая
|
Интегрально- дифференциальная
|
Картина мира
|
Натурфилософская
|
Схоластическая
|
Механистическая
|
Современная естественно- научная
|
1.3.3. Понятие о научной картине мира
Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, методологических установок
|
Картина мира с точки зрения господствующих в данное время парадигм
|
Общенаучные понятия и законы (закон сохранения и превращения энергии)
|
Совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах (планетарная модель атома, образ Вселенной в виде расширяющейся сферы)
|
Картины мира отдельных наук
|
Философские категории (материя, движение, пространство, время)
|
вероятностно-статистическая
|
Принципы (материальное единство мира, детерминизм, всеобщая связь, взаимообуслов-ленность явлений)
|
Фундаментальные понятия отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, популяция, биологический вид)
|
1.3.4. Функция научной картины мира как связующего звена
Мировоззрение
Научная картина (НКМ)
Фундаментальная теория
|