Главная страница
Навигация по странице:

Курс лекций по монетарной политике. Курс лекций по дисциплине Монетарная политика и банковский надзор



Скачать 110.5 Kb.
Название Курс лекций по дисциплине Монетарная политика и банковский надзор
Анкор Курс лекций по монетарной политике.doc
Дата 12.11.2017
Размер 110.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Курс лекций по монетарной политике.doc
Тип Курс лекций
#11210

Курс лекций по дисциплине

«Монетарная политика и банковский надзор»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение

  1. Денежно-кредитная политика: сущность и роль, формы денежно-кредитного регулирования.

  2. Теоретические основы трансмиссионного денежного механизма.

  3. Цели, принципы и инструменты монетарной политики.

  4. Экономические модели таргетирования.

  5. Процентная политика Национального банка Республики Беларусь.

  6. Политика минимальных резервных требований.

  7. Операции на открытом рынке.

  8. Валютная политика в системе монетарного регулирования.

  9. Цели и система банковского пруденциального надзора.

  10. Макропруденциальный и персональный банковский надзор.

  11. Порядок осуществления регистрационного и лицензионного права в Республике Беларусь.

  12. Текущий банковский надзор и полномочия Национального банка Республики Беларусь в области корректирующих мер.


Введение
Дисциплина «Монетарная политика и банковский надзор» предполагает изучение механизма денежно-кредитного регулирования и деятельности государственных регулирующих органов монетарной экономики.

Основные цели курса – формирование у студентов комплексного представления о денежно-кредитной политике, формах денежно-кредитного регулирования, трансмиссионном механизме, методах управления денежным предложением и банковскими рисками. Освоение курса позволяет получить профессиональные навыки монетарного и пруденциального регулирования.

Данный курс лекций предназначен для получения информации, достаточной для ответа на прилагаемые тренировочные тесты и практические задания.


Глава 1. Денежно-кредитная политика: сущность и роль, формы денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная политика представляет собой управление денежным предложением и банковским риском и создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих обозначенным центральным банком целям. Таким образом, денежно-кредитная политика является частью экономической политики государства и состоит из стратегической и текущей. Она всегда относится к прерогативе центрального банка.

Центральный банк – банк первого уровня двухуровневой банковской системы, наделенный государством особыми функциями и являющийся регулятивным центром кредитной системы.

Понятие «центральный банк» означает статус банка, который выполняет в экономике страны роль ответственного за денежно-кредитную политику, кредитора последней инстанции, банка банков, банкира правительства и управляющего государственным долгом. Кроме того, центральные банки целого ряда государств выполняют роль органа банковского надзора, в т.ч. пруденциального регулирования, инициатора усовершенствования платежной системы и ответственного за валютную политику страны. Таким образом, термин «центральный банк» раскрывает функциональный характер банка. Эволюция банковской системы и создание центрального банка как государственного особого института обусловлена процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам, возникновением капиталистических отношений. Первые центральные банки в ходе этих процессов возникли более 300 лет назад. В их число входит банк Швеции Riks-банк, Банк Англии, Банк Шотландии. В дальнейшем учреждение центрального банка происходило двумя путями: путем преобразования центральных банков из крупных эмиссионных коммерческих банков и путем учреждения центрального банка государством, с опозданием вступившего на путь капиталистического развития. Образование Национального банка РБ (НБ РБ) стало результатом вступления страны на путь рыночного развития.

Центральный банк обладает независимостью, одним из принципов которой является автономия от правительства (с которым у центрального банка разные цели), заключающаяся в возможности центрального банка контролировать объем создаваемых банковских резервов путем отказа правительству в предоставлении кредитов. Целями центрального банка являются защита и обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы, развитие и обеспечение стабильности банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов в народном хозяйстве и работы национальной платежной системы страны. В число требований, предъявляемых к платежной системе, входит надежность, означающая способность поглощать платежные кризисы любого характера. Платежная система РБ успешно развивается в соответствии с Ключевыми принципами системно-значимых платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. С 5 января 2009 года межбанковские расчеты по срочным, несрочным, а также по прочим денежным переводам в автоматизированной системе межбанковских расчетов НБ РБ осуществляются на основании электронных платежных документов в системе BISS. Банки РБ интегрированы в международную систему расчетов, в том числе европейскую. С 28 января 2008 года в Европе существует единое платежное пространство – единая европейская платежная система SERA (Singbe Euro Payments Area).

Центральный банк как институт экономики насчитывает три стадии эволюции. Одним из факторов его создания для государства стал сеньораж (прибыль, определяемая разницей между номинальной стоимостью денег и стоимостью их физического производства). Маастрихский договор стал очередным третьим этапом становления центральных банков: 1 июня 1998 г. был учрежден ЕЦБ и 1 января 2002 г. образовалась еврозона, что означало отказ от фиксации Европой обменного курса к доллару США и потерю автономии денежно-кредитной политики национальными банками, входящими в ЕСЦБ.

Таким образом, три этапа эволюции центральных банков в мировой экономике представляют собой: совпадение интересов банков и государства и учреждение центрального банка; национализацию центрального банка; создание наднационального в региональном масштабе центрального банка.

Денежно-кредитная политика может реализовываться двумя типами денежно-кредитной политики – кредитной рестрикции (политика дорогих денег) и кредитной экспансии (политика дешевых денег). Для их осуществления центральный банк осуществляет совокупность мероприятий, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики, называемых денежно-кредитным регулированием (ДКР). В целом это отражает роль монетарного сектора в государственной экономической политике, обеспечивая процесс экономического развития общества. В зависимости от выбора тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулирования (гибкое, жесткое и промежуточное), где гибкое предполагает поддержание на оптимальном уровне кредитного процента.
Глава 2. Теоретические основы трансмиссионного денежного механизма.
Теоретическая концепция воздействия денежного предложения на реальный сектор экономики была впервые сформулирована в работах Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946) и получила название денежной трансмиссии. В настоящее время трансмиссия денежно-кредитной политики определяется как механизм, посредством которого финансовые инструменты, используемые центральными банками, влияют на экономические процессы и, прежде всего, на инфляцию и экономическую активность.

В структуре трансмиссионного механизма выделяют отдельные каналы, представляющие собой цепочки макроэкономических переменных, по которым передается экономике влияние изменений в инструментальных переменных денежно-кредитной политики:

- кредитный канал, где различают два основных направления денежной трансмиссии: а) основанный на отношениях кредитного рынка и связанный с эффектом изменения ликвидности банковской системы (избыточных резервов); б) связанный с изменением риска кредитования;

- процентный канал (главный канал трансмиссии);

- канал валютного курса;

- канал цены активов;

- канал ожиданий.

В трансмиссионном механизме РБ действуют кредитный канал, канал валютного курса и канал процентной ставки.

Действие трансмиссионного механизма прежде всего затрагивает объем и структуру денежной массы (чистых обязательств банковской системы), денежной базы (чистых обязательств центрального банка), монетизации экономики, скорости денежного оборота, мультипликации, денежной эмиссии. В результате реализации информационно-статистической функции центральный банк осуществляет расчет денежно-кредитных обзоров путем консолидации банковских балансов: банков, органов денежно-кредитного регулирования и банковской системы.

На основе выведения и суммирования чистых позиций иностранных и внутренних активов (как разницы между валовыми активами и валовыми обязательствами) осуществляется подсчет ДМ и ДБ (денежная масса и денежная база). Публикация их вместе с методикой расчета осуществляется ежемесячно в Бюллетене банковской статистики НБ РБ. Для прогнозирования ДМ рассчитывается показатель мультипликации (1/РТ), для его фактической фиксации – ДМ/ДБ. В состав денежной массы включаются финансовые активы, соответствующие критериям: выполнения функций денег, ликвидности, наличия фиксированной номинальной стоимости, законного платежного средства. Базирующиеся на ДМ показатели характеризуют: валютозамещение – степень развития инфляционных процессов, коэффициент монетизации экономики – уровень спроса на деньги в данный момент и в данных условиях и объем ВВП, обслуживаемой банковской системой, денежный мультипликатор – зависимость между процессом прироста общих банковских резервов и приростом банковских депозитов, эластичность денежной массы – сужение или расширение предложения денег в зависимости от потребностей хозяйственного оборота.

Бюджет ликвидности банковской системы составляется на основе изменений избыточных резервов. Изменения мультипликатора отражают поведение на денежном рынке центрального банка, банков и населения. Объем избыточных резервов прямо пропорционален коэффициенту мультипликации и обратно пропорционален процентной ставке. Доминирующее место в избыточных резервах занимает денежная наличность в банках.

Применяемый в девяностые годы ХХ века в РБ кейсианский подход к управлению экономикой, заключавшийся в использовании целевой эмиссии центрального банка для поддержки реального сектора экономики, в основном, исчерпал себя. С 1999 года были внесены значительные изменения в монетарную политику, а именно, Национальный банк приступил к сокращению денежной эмиссии, в том числе для финансирования дефицита республиканского бюджета и приобретения государственных ценных бумаг (монетизации госбюджета). За исключением случаев, предусмотренных законом о бюджете РБ на очередной год и Президентом РБ, Национальный банк не вправе предоставлять такие кредиты Правительству РБ.

Сужение или расширение предложения денег в зависимости от потребностей хозяйственного оборота характеризует эластичность ДМ. Эластичность ДМ находится в положительной взаимосвязи с ВВП. В случае возрастания ВВП центральный банк претворяет в жизнь свое монопольное эмиссионное право. Выпуск в обращении денег во всех формах, приводящий к увеличению ДМ, называется денежной эмиссией. В ее состав входят кредиты НБ РБ на финансирование дефицита республиканского бюджета, чистая покупка инвалюты, рефинансирование банков, перечисление прибыли в бюджет.
Глава 3. Цели, принципы и инструменты монетарной политики.
По временному признаку цели ДКП классифицируют на конечные, промежуточные и тактические. Конечные цели именуют «магическим четырехугольником», поскольку одновременное достижение всех четырех ориентиров (рост материального производства в стране, занятость населения, стабильность цен, равновесие платежного баланса) невозможно. Промежуточные объявляются для информирования экономических агентов о решениях центрального банка и ориентирования ожиданий рынка относительно будущего поведения денежных величин. Критериями отбора являются: 1) увязка с конечными целями; 2) подконтрольность со стороны центрального банка; 3) возможность измерения стоимости достижения этой цели сразу же или с небольшим отставанием.

Максимальное воздействие на оперативные цели центрального банка, способность быстро и позитивно изменяться в ответ на действия центрального банка и стабильное влияние на промежуточную цель составляют тактическую (оперативную) цель.

Организуемое центральным банком управление денежным оборотом для поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач называется системой денежно-кредитного регулирования (ДКР), а денежные величины, непосредственно контролируемые центральным банком и при применении влияющие на промежуточные и конечные цели ДКП, - методами ДКР. Набор правил, на которых базируются все элементы системы ДКР и соблюдение которых делает ее устойчивой, эластичной и экономичной, определяют как принципы организации ДКР.

В зависимости от реализации правила «компенсационного регулирования» методы ДКР классифицируют по признакам характера и объема (степени) воздействия. Степень рыночных преобразований отразилась на классификации методов ДКР, принятых в ЕСЦБ и НБ РБ. Методы НБ РБ систематизированы по проведению операций регулирования текущей политики, под которой понимается обеспеченность банков денежными средствами в белорусских рублях для осуществления платежей с учетом необходимости выполнения ими резервных требований.

По характеру воздействия методы разделяют на методы прямого контроля (административные) и рыночные (экономические), по степени воздействия – на общие и селективные. Ориентация на принципы рыночной экономики, платность депонируемых средств в фонде обязательных резервов ЕЦБ, деление операций открытого рынка (ООР) на регулярные и нерегулярные (тонкой настройки и структурные операции, для которых характерна высокая оперативность, нерегулярный график, отсутствие стандартизации, возможность прямого участия ЕЦБ в операциях, непрозрачность операций для других участников рынка) операции отличают классификацию методов ДКР, принятую в ЕЦБ. В состав нерегулярных операций входят СВОП, РЕПО, скоростной тендер, сделки аутрайт. Главной особенностью классификации методов ДКР НБ РБ является: а) включение в ее состав в качестве самостоятельного метода двусторонних операций, штрафной характер ставок которых обеспечивает выполнение ими функций отличных от аукционных операций (ООР);

б) невключение в состав ООР операции структурной настройки из-за неустойчивой динамики позиции банковской системы по инструментам текущей ликвидности и отсутствие прогнозов автономных факторов на длительный срок.

Объем белорусских рублей на корреспондентских счетах банков в НБ РБ за вычетом требуемого их объема на данных счетах до конца периода выполнения резервных требований количественно обозначается термином текущая ликвидность. Отрицательная величина текущей ликвидности показывает объем заимствований средств из ФОР. В зависимости от воздействия на текущую ликвидность операции НБ РБ делятся на операции по поддержке и изъятию текущей ликвидности. В качестве обеспечения операций по рефинансированию могут выступать ценные бумаги, включенные в ломбардный список НБ РБ. Положение о принципах регулирования текущей ликвидности банков РБ НБ РБ содержит принципы построения системы операций НБ РБ, которыми являются: синхронизация основных операций и решений об изменении уровня процентов с периодами выполнения резервных требований; минимизация вмешательства НБ РБ в функционирование денежного рынка; оперативность, простота и автоматизация процедур операций; прозрачность политики НБ РБ; фиксированный срок операций НБРБ. Так, операции по поддержке текущей ликвидности осуществляются в форме кредитов, сделок прямого РЕПО, сделок СВОП. Регулирование текущей ликвидности включает согласованное проведение процентной и эмиссионной политики с отдачей приоритета процентной ставке. Право НБ РБ отказать банку в проведении сделок обозначается термином автономность.

Методы прямого контроля заключаются, главным образом, в мерах административного ограничения деятельности банков, направленных на регулирование их деловой активности, стоимости услуг и не требуют вложения денег центрального банка. К ним относится установление индикативных параметров для банков, селективная процентная политика, регулирование процентных ставок в РБ и др.
Глава 4. Экономические модели таргетирования.
Организационно-управленческий способ достижения центральным банком монетарных целей, используя различные каналы трансмиссионного механизма, представляет собой режим монетарной политики. Различают следующие типы режимов ДКП: таргетирование (утратившего свою значимость к началу 21 века), таргетирование обменного курса, таргетирование инфляции и режим без явного номинального якоря. Основной закон определения целей таргетирования состоит в определении таргетирования одного показателя. Каждый из режимов имеет свои преимущества и недостатки и должен соответствовать макроэкономическим условиям страны.

Таргетирование валютного курса в наибольшей степени подходит для малых открытых экономики, в которых обменный курс является существенным фактором формирования уровня цен. Поэтому в качестве цели таргетирование в РБ выбрана промежуточная цель ДКП – обменный курс, критерием риска которого является волатильность. Волатильность – это индикатор ДКП по степени колебания обменных курсов. Преимуществом таргетирования валютного курса является привязка внутреннего уровня инфляции к темпам роста, сдерживающая импорт инфляции, снижение инфляционных ожиданий, относительная простота режима.

Прямое инфляционное таргетирование ориентирует на главную цель ДКП – инфляцию и подразумевает отсутствие или вторичность промежуточных целей ДКП, в основе его лежат неокейсианская экономическая концепция, используемым основным инструментом является – уровень процентных ставок. Инфляционному таргетированию свойственна вариантность.
Глава 5. Процентная политика Национального банка Республики Беларусь.
Приоритет в монетарной политике процентной означает превышение по уровню процентов степени инфляции, поддержание выгодной для сберегателей и пользователей цены денег, обеспечение преимущественной доходности рублевых инструментов над инвалютными, стимулирование работы банков с реальным сектором экономики, что составляет совокупность целей процентной политики НБ РБ.

Процентная политика центрального банка осуществляется посредством учетной политики и по стоянию доступных механизмов. Учетная (дисконтная) политика выполняет роль сигнала рынку о типе осуществляемой ДКП. Реальное влияние на формирование рыночной процентной ставки оказывает метод постоянно действующего (доступного) механизма (ПДМ), который задает пределы колебаний рыночной ставки денежного рынка и подразделяется на кредитный и депозитный. ПДМ используется по инициативе коммерческих банков, предоставляет банкам право размещать избыточные резервы на счетах центрального банка без ограничения квотами и лимитами и представляет основной канал поступления средств от центрального банка. ПДМ предусматривают установление нижнего и верхнего предела однодневных ставок центральным банком. ПДМ рефинансирования представляет собой предохранительный клапан рынка, ограничивающего верхний предел колебаний ставок межбанковского рынка; осуществляет корректировку процентной ставки до и после изменений ставок по ООР. Активы, принимаемые в качестве обеспечения кредитных операций ПДМ, формируются методами залогового пула и маркировки. В ПДМ применяется фиксированная процентная ставка, при овернайте – штрафная. При этом выдача овердрафта осуществляется на бесплатной основе, но остаток его задолженности не может превышать индивидуальный лимит овернайта.
Глава 6. Политика минимальных резервных требований.
Политика минимальных обязательных резервов, являясь одним из методов косвенного монетарного регулирования, усовершенствована вмонтированием правила (механизма) усреднения. Оно позволяет банкам использовать депонированные средства ФОР при условии обеспечения среднего ежедневного размера резерва в период поддержания. Регулирование НБ РБ ФОР осуществляется, исходя из размера депозитной базы, принимаемой в расчет по среднехронологическому значению на пять дат. Это означает, что средняя сумма ежедневных остатков средств ФОР за период поддержания не должна быть ниже определенной величины, отрегулированной на 1 число следующего за отчетным месяца, а фактический остаток средств фонда не опускаться ниже установленного уровня минимального остатка. Введение правила (механизма) усреднения в механизм политики минимальных резервных требований позволяет стабилизировать процентные ставки, уменьшить требуемый объем краткосрочного рефинансирования и частичную разгрузку депозитного механизма.

Частые изменения норм резервных требований дестабилизируют деятельность банков, что относит резервные требования к мерам долгосрочного характера. Единый период поддержания резервных требований предполагает привязку к дням недели, в которые проводятся 7-дневные операции НБ РБ на открытом рынке. Исходя их этого продолжительность периода поддержания равна 28 или 35 дням, т.е. кратна 7 дням. Отрицательная величина текущей ликвидности показывает объем заимствования банка из средств ФОР.

Право изъятия из оборота ресурсов банка центральным банком и установление им нормативов резервных требований определяет закон, который впервые был применен в США в 1863 г. Изъятые средства хранятся на корреспондентском счете и счете фонда обязательных резервов. Резервирование осуществляется, исходя из базы резервирования депозитов по их остаткам на начало 1,8,15,22 и 1 числа следующего за отчетным месяца, что таким образом причисляет данный метод ДКР к методу прямого отсечения банковских депозитов. Правило усреднения, усовершенствовавшее механизм метода, позволяет погашать краткосрочные колебания текущей ликвидности и, как правило, реализуется на бесплатной основе. Особенностью системы обязательного резервирования ЕЦБ является платность: выплата банкам осуществляется по средней ставке основных операций рефинансирования за период поддержания.
Глава 7. Операции на открытом рынке.
Операции на открытом рынке (ООР) – метод ДКР, проводимый операциями по покупке-продаже государственных ценных бумаг и иностранной валюты (девизная политика) центральным банком за свой счет и по собственной инициативе на открытом денежном рынке с целью оказания на него немедленного воздействия. ООР центральный банк выполняет как ответственный за денежно-кредитную политику страны и агент правительства по размещению эмитированных министерством финансов ценных бумаг. Основными инструментами ООР являются аукционы, формами которых являются конкурсы объемов по объявленной НБ РБ процентной ставке и конкурсы процентных ставок. В их состав входят операции прямого и обратного РЕПО (спот\форвард). Аукционы процентных ставок проводятся по голландскому и американскому способам. Поэтому ставки по аукционным операциям определяются центральным банком либо на конкурентной основе. Например, условия голландского способа проведения аукциона означают, что все заявки удовлетворяются по цене отсечения.

ООР воздействует на избыточные банковские резервы и для оживления экономики с их помощью центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги.

ООР осуществляются по рыночной процентной ставке. По частоте проведения ООР разделяют на регулярные плановые и нерегулярные (в РБ – основные и дополнительные), которые со стороны центрального банка не обладают автономностью, и по цели – корректирующие (защитные) и структурные. Периодичность дополнительных ООР в РБ не стандартизирована. В рамках ООР непосредственная взаимосвязь между валютным курсом и уровнем внутренней процентной ставки проявляется на открытом рынке ценных бумаг и девизной политики. Любой вид интервенции сопровождается стерилизацией.

Продажа центральным банком золотовалютных резервов (ЗВР) требует проведения стерилизации в виде покупки центральным банком государственных ценных бумаг, а покупка ЗВР – продажи государственных ценных бумаг. Чистый эффект от проведения стерилизации в ответ на покупку центральным банком ЗВР состоит в увеличении ЧИА центрального банка сопровождающимся равным по величине уменьшением резервов центрального банка в обязательствах правительства. И наоборот.
Глава 8. Валютная политика в системе монетарного регулирования.
Совокупность мер государственного регулирования в области валютно-финансовых и кредитных отношений обозначают термином валютная политика. По форме проведения валютную политику разделяют на структурную (совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе) и текущую (совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота). В рамках текущей валютной политики применяют методы ДКР: дисконтную (учетную) политику, девизную политику, политику ООР, политику минимальных резервных требований.

Выражение денежной стоимости национальной валюты в другой валюте называется валютным курсом. Различают режимы фиксированного и плавающего валютного курса. Существуют различные варианты режимов свободного плавания (с исключением всякого вмешательства в игру рыночных сил и управляемое плавание с интервенциями) и фиксированного курса («ползучая привязка», регулируемая привязка, валютный коридор, валютный совет). В число преимуществ фиксированного валютного курса входит «номинальный якорь» в борьбе с инфляцией.

Признаком конвертируемости валют являются валютные ограничения, являющаяся составной частью политики валютного регулирования распространяющиеся на операции, связанные с движением капитала, и текущие операции. В состав валютных ограничений входит норматив обязательной продажи выручки, являющийся предметом контроля. Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров, НБ РБ, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет. В РБ банки являются агентами валютного контроля в рамках действующей двухуровневой системы валютного контроля. В ней НБ РБ выступает одним из органов валютного контроля, банки – агентами. В этих условиях порядок и сроки уведомления банками органов валютного контроля устанавливает НБ РБ, который осуществляет контроль за совершением банками валютных операций.

Показателем международной валютной ликвидности страны является отношение официальных золотовалютных резервов к сумме годового товарного импорта. По рекомендации МВФ объем золотовалютных резервов при фиксированном валютном курсе должен составлять не менее трехмесячного объема критического импорта. Расчет общей величины международных резервов РБ осуществляется в долларах США. Они состоят из иностранной валюты, резервной позиции в МВФ, монетарного золота, СДР (специальных прав заимствования). СДР представляет собой международные резервные активы, распределяемые МВФ между государствами-членами МВФ пропорционально их квоте. В РБ СДР показывают сумму средств, поступивших Правительству РБ от МВФ, при этом реальные обязательства по погашению полученных СДР у РБ, как члена МВФ, не возникают. Составляя основу международной валютной ликвидности, официальные золотовалютные резервы страны (международные резервные активы) в аналитическом балансе центрального банка отражаются как ЧИА.

Основными инструментами выравнивания валютного курса национальной валюты является девизная политика, выражаемая двумя видами интервенций: при продаже центральным банком иностранной валюты курс национальной валюты повышается, при покупке – понижается. Негативные последствия интервенций, отражаемые в денежной базе, устраняются центральным банком в ходе политики ООР и именуются методом ДКР «стерилизация».
Глава 9. Цели и система банковского пруденциального надзора.
Банковский надзор – это форма государственного регулирования деятельности банков и небанковских финансовых посредников (далее – банков) в области пруденциального ведения банковского дела.

При этом следует учитывать неоднозначное толкование терминов применяемых в надзоре. По мнению ЕЦБ понятие «пруденциальное регулирование» означает определение законодательных и нормативных требований к банкам, а осуществление проверок банков на предмет соответствия их деятельности пруденциальным стандартам и применение мер воздействия – относится к банковскому надзору. В то же время определение директив по пруденциальным стандартам, перечисленным в Банковском кодексе, осуществляется надзорной службой НБ РБ.

Исторически доминирующей моделью субъекта банковского надзора был центральный банк, что характерно и для Республики Беларусь. В настоящее время в мире число регуляторов расширилось за счет мегарегуляторов (специализированных надзорных госорганов) и смешанных регуляторов различных областей финансового посредничества.

Введение института пруденциального банковского надзора началось в 30-е годы ХХ века, как мера по преодолению Всемирного экономического кризиса и недопущению проявления подобных разрушительных явлений впредь. Термин «пруденциальность» произошел от лат. prudence – «разум, знание, наука» и англ. prudentia – «осторожность, осмотрительность, благоразумие, расчетливость» и означает благоразумное, осмотрительное поведение банка в рыночной среде с поддержанием в управляемом состоянии риска операций. Введением пруденциального регулирования строгое правило денежно-кредитного регулирования «жесткое следование денежного предложения темпам роста реального товарного выпуска» обогащено дискреционной политикой, (дискреционная – действующая по своему усмотрению), проводимой по «своему усмотрению, исходя из соображений благоразумия». Поэтому главная цель банковского надзора состоит в обеспечении безопасного и надежного функционирования банков и защиты на этой основе интересов их кредиторов, а промежуточными ориентирами – собственная и общественная эффективность банковской системы, представляющие собой дилемму.

Концепцией, ориентированной на сбалансированность альтернативы промежуточных целей, является теория общественного выбора, которая в качестве предпочтения выдвигает взвешенное поощрение конкуренции для того, чтобы в банковской системе получать прибыль выше уровня рынка совершенной конкуренции, но ниже уровня, обеспечиваемого чистой монополией.

Достижение целей банковского надзора за весь период существования его института обеспечивалось двумя типами систем, которые различаются по характеру реагирования на действия рыночных сил.

Совокупность пруденциальных элементов управления со стороны государства рисками, организующая и развивающая доходный и антизатратный менеджмент банков, называется системой банковского надзора, который по существу можно охарактеризовать как императивное и законодательное закрепленное в вмешательство государства в рисковую деятельность банка.

Современный второй тип системы, приспособленный к конкурентной среде, в настоящее время меняет свою парадигму, заключающуюся в содержательном мониторинге, опирающемся на профессиональное суждение банковских менеджеров о профиле риска банка и конструктивный диалог участников надзорного процесса. Данная система надзора получала название риск-ориентированный банковский надзор. И если объектами банковского надзора является банковская деятельность в рисковой зоне, то в риск-ориентированном надзоре особое значение приобретает толерантность к риску как допустимый уровень риска, который готов на себя принять банк.

Четыре основных барьера защиты банков от рисков (высококвалифицированный персонал, достаточная доходность операций, формирование резервов и фондов, компенсирующих убытки, собственный капитал) формируют основную направленность риск-ориентированного надзора.

Интернационализация банковской деятельности предопределила разнообразие органов международной конвергенции в области пруденциального регулирования, в число которых входят Базельский комитет по банковскому надзору, Институт финансовой стабильности, Комитет ЕСЦБ по банковскому надзору, Форум финансовой стабильности. Базельский комитет по банковскому надзору в 1997 году рекомендовал Ключевые принципы эффективного банковского надзора и модернизировал их в 2006 году. Согласно им и исходя из последовательности применения надзорных инструментов выделяют пять методов надзора:

- «входной» надзор, вмещающий регистрационное и лицензионное право;

- директивы пруденциальных правил и требований, в состав которых включены нормативы достаточности нормативного капитала (предельных соотношений нормативного капитала и рисков, принимаемых на себя банком), ограничений открытой валютной позиции (ограничивающей валютный риск), инсайдеров (собственников банка и проч.) и т.д.;

- документальный (дистанционный) надзор, позволяющий получать надзорную информацию и проверяя ее, как например, в Республике Беларусь, инспекцией силам надзорной службы;

- инспекции на местах (надзор на месте или онсайт-надзор), которые вместе с дистанционным надзором образуют текущий надзор. Каждый банк подлежит комплексной проверке не реже одного раза в 3 года и по ее результатам осуществляются надзорная оценка, рассчитываемая с использованием определенной шкалы;

- корректирующие меры, как полномочия и средства императивного вмешательства в менеджмент банка. Они подразделяются на предупредительные и меры воздействия. В Республике Беларусь штрафные санкции банк несет в случае неисполнения платежных инструкций клиента (взыскателя).

Первоочередной функцией банковского надзора является превентивная, направленная на предупреждение разрастания риска банковской деятельности.
Глава 10. Макропруденциальный и персональный банковский надзор.
Структура банковского надзора подразделяется на персональный и макропруденциальный надзор. Формирует результаты макропруденциального регулирования персональный надзор. Макропруденциальный надзор осуществляется за функционированием национальной банковской системы в целом с целью недопущения системного кризиса, персональный надзор организуется на индивидуальной основе.

Необходимым условием своевременного выявления кризисного потенциала банковской системы является наличие постоянного потока макропруденциальных данных, рассчитанных по методике мониторинга финансовой стабильности.

Результатом осуществления макропруденциального анализа НБ РБ является выпуск ежегодных обзоров «Финансовая стабильность в Республике Беларусь», присоединивших данную публикацию к серии обзоров финансовой стабильности, выпускаемых пятьюдесятью центральными банками, ЕЦБ и МВФ с полугодовой и годовой периодичностью.

Переход на новую надзорную парадигму в РБ прежде всего отразился на персональном надзоре, где одним из краеугольных камней является теория экономического капитала, предполагающая повышение требований к собственному капиталу, необходимому для адекватного покрытия потерь от рисков банка и индивидуально оцениваемому рейтингом. Порядок использования инструментов персонального надзора предполагает централизованную или децентрализованную организацию деятельности надзорных служб, которые применяют определенные приемы (способы), включающие набор инструментов банковского надзора, объединяемые общим признаком и называемые надзорными методами.

Поэтапное внедрение в РБ риск-ориентированного, содержательного надзора показало необходимость формирования системы управления банковскими рисками. Одной из причин этого стала необходимость укрепления трансакционного мотива участников рынка. Трансакционный мотив – это необходимость хранения денег их владельцами в банках в силу несовпадения сроков получения со временем расходования и возможность наращивания их объема. Одним из наиболее существенных банковских рисков, способных спровоцировать кризисные явления не только в отдельных банках, но и в банковском секторе в целом, является риск ликвидности (вероятность возникновения у банка потерь вследствие неспособности обеспечить своевременное исполнение своих обязательств в полном объеме). В основу системы управления риском ликвидности положены Принципы эффективного управления риском ликвидности и надзора за ним Базельского комитета по банковскому надзору.
Глава 11. Порядок осуществления регистрационного и лицензионного права в Республике Беларусь.
Регистрация банков носит разрешительный характер и осуществляется в три этапа. На первом этапе согласовывается наименование банка. На втором этапе формируется уставный фонд (для чего используются собственные средства учредителей и открывается временный счет). На третьем этапе рассматривается пакет учредительных документов.

Регистрации подлежат банки, их обособленные подразделения и изменения дополнения в учредительные документы. Банк вправе после предварительного извещения НБ РБ открыть на территории страны представительство, под которым понимается обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту. Филиал (отделение) банка не является юридическим лицом.

Отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Одновременно с государственной регистрацией банков НБ РБ осуществляет их лицензирование. Для получения лицензии банку на право привлечения денежных средств ему установлены критерии определения устойчивого финансового положения.
Глава 12. Текущий банковский надзор и полномочия Национального банка Республики Беларусь в области корректирующих мер.
Сбор информации о деятельности банка осуществляется посредством дистанционного надзора и инспекций на местах, называемых текущим надзором. В его ходе дается количественная оценка величины рыночного, кредитного, операционного рисков, риска потери ликвидности. Базельский комитет по банковскому надзору рекомендует подтверждать информацию, полученную дистанционным (документальным) надзором, посредством независимой проверки на месте (онсайт – надзор) надзорной службой и(или) внешними аудиторами. В РБ периодичность проверки зависит от надзорной оценки по результатам предыдущей проверки, комплексная проверка осуществляется не реже одного раза в три года.

Для восстановления нормального функционирования банка надзором используются корректирующие меры, означающие полномочия и средства императивного вмешательства в менеджмент банка. Необходимость вмешательства определяется надзорной оценкой, которой является совокупная оценка показателей деятельности банка и уровня рисков, рассчитываемая с использованием определенной шкалы по результатам комплексной проверки банка.

Корректирующие меры подразделяются на предупредительные и меры воздействия.

Исключительным правом Правления НБ РБ является отзыв лицензии банка на осуществление отдельных банковских операций. Часто консолидация капиталов банков в результате реорганизации помогает выстоять в условиях высокой конкуренции и сохранить свой финансовый потенциал. Банк считается ликвидированным только с внесением соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В то же время слияния и присоединения позволяют получить положительный эффект от реорганизаций, называемый синергизмом, предотвратить финансовую несостоятельность банка, изменив институциональное построение банковской системы. В присоединениях и слияниях проявляется одна из основных санационных ролей надзорного органа.



написать администратору сайта