Главная страница
Навигация по странице:

Курс Риторика культура речи ораторское мастерство



Скачать 92.5 Kb.
Название Курс Риторика культура речи ораторское мастерство
Анкор Kurs_ritoriki3.doc
Дата 06.05.2017
Размер 92.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Kurs_ritoriki3.doc
Тип Документы
#8479

Курс

«Риторика – культура речи – ораторское мастерство»

Автор - Аннушкин В.И., профессор Государственного

института русского языка имени А.С.Пушкина

Тема 2

Способы обучения риторике (красноречию).

Красноречие - истинное и ложное. Каков ваш талант и как его развить? Как овладевать правилами и законами риторики? Можно ли научиться говорить, овладеть ораторским искусством? В какой мере нужна теория и наука? Кому вы подражаете (роль образцов в создании стиля вашей речи)? Как упражняться в риторике? Для чего нужен опыт и когда он придет?

Знание предмета речи.

Принципы овладения риторическим мастерством (красноречием):

1. Формирование целостного и уместного образа ритора;

2. Практическая учеба в реальной речевой борьбе;

3. Критический анализ своей и чужой речи;

4. Поиск и наблюдение образцов риторического искусства;

5. Изучение законов и правил риторики;

6. Знакомство с творчеством писателей и ораторов разных эпох и стилей;

7. Упражнения и реальная практика в написании и произнесении речей;

8. Чтение, разбор и декламация образцовых текстов;

9. регулярные занятия техникой речи.

Практика речи:

Ораторская практика. Я желаю счастья вам! Речь-сочинение

"Честь имею представиться!" Эффективные способы развития содержания и построения речи. Оценка речей: содержание - эмоция - слова - произношение - пластика. Ваш образ оратора (имидж): достоинства и недостатки. Представление и аналитический разбор образцов литературной и деловой прозы.

Культура устной речи делового человека: нормы произношения и ударения в русском языке (что "выдает" литературную необразованность?) Трудности фиксированного / нефиксированного ударения. Жесткая норма и варианты ударения.

Фонетический тренинг с комментариями.

Техника речи. Внешний облик оратора. Телодвижение, мимика и жесты. Работа над голосом, артикуляцией, интонацией, темпом и ритмом речи.

Т ем а 2.

Способы обучения риторике. Я желаю счастья вам!
Советы к овладению речевым мастерством.
С о в е т 1-й: “Ищи самого себя, свой образ оратора, индивидуальный стиль личности”. Действуя в речи, необходимо стремиться утвердить свои взгляды и убеждения, повлиять на людей. Однако нельзя навязывать свою речь или свои взгляды, необходимо “быть уместным” и убеждать только ту аудиторию, которая готова выслушать вашу речь. В иных ситуациях необходимо “взять паузу” и промолчать –не исключено, что доказать свою точку зрения удастся в другом разговоре. В речи должны чувствоваться личность, воля и своеобразие говорящего. Аристотель определяет это так: “Чтобы убедить кого-то в чем-то, необходимо показать себя человеком известного склада”, то есть найти свой уместный образ оратора, маску говорящего.

С о в е т 2-й: “Учитесь говорить практически, приобретайте опыт речевых “сражений”. Практика будет постепенно оттачивать ваше искусство. В тепличных условиях оратор не может сформироваться, поэтому если хочешь научиться говорить, - г о в о р и! Оратором становятся только в реальной практике, живых столкновениях, речевой борьбе. Не зря древние говорили: “поэтами рождаются, ораторами становятся”.

С о в е т 3-й: “Анализируйте собственные и чужие выступления, учитесь находить в них достоинства и недостатки, перенимая первые и отказываясь от последних”. Даже если вы сетуете на свою “плохую” речь, это уже верный признак того, что вы над нею задумались. Это уже начало риторической учебы. Значит, завтра вы постараетесь не повторять вчерашних ошибок, а послезавтра забудете про них. Активное отношение к недостаткам собственной речи, самоанализ и стремление совершенствоваться, наблюдение над другими ораторами ведут нас к следующему совету:

С о в е т 4-й: “Найди образец и у него учись!” Наверняка каждый из нас тайно восхищался чьей-либо речью, значит, мы чувствуем, что имеются образцы речевого творчества, которым хочется подражать. В детстве такими образцами бывают родители или родственники (авторитетные в глазах ребенка), когда мы взрослеем, такими образцами нередко становятся старшие товарищи, а в школе –понравившиеся учителя. Ответьте же сами себе честно: кому я следую в жизни (при том, что каждый из нас, конечно, стремится к самостоятельности)?

С о в е т 5-й: “Изучай законы и правила риторики”. З а к о- н а м и называются теоретические положения, выведенные из практики ораторского красноречия или речевого общения в целом. Эти законы показывают речевую реальность и распространяются на разные виды общественно-речевой практики. Из законов выводятся п р а в и л а для практического пользования речью. Сами правила есть следствия удачного или неудачного применения речевых законов.

С о в е т 6-й: “Знакомься с творчеством писателей и ораторов разных эпох и стилей”. Невозможно стать хорошим оратором (говорящим), не зная образцовых сочинений той культуры, в которой вы родились и формируетесь как личность. Всякий человек, входящий в культуру, стремится овладеть результатами деятельности, познакомиться с классическими примерами. Так, для русской художественной культуры образцами литературного творчества являются сочинения Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, В зависимости от идеологических установок эпохи состав образцовых авторов может смещаться или меняться: в конце ХХ века мы отмечаем, что вместо сочинений Горького, Маяковского, Шолохова за образцы литературного стиля берутся сочинения Пастернака, Булгакова, Ахматовой, Зощенко и др..

Кто является образцом русской ораторской классики? Ответить на этот вопрос непросто, потому что ораторика (ораторское искусство) не являлась предметом специального школьного образования. Тем не менее, в каждом виде ораторского красноречия можно найти свои образцы: для судебного красноречия – известные судебные деятели второй половины XIX –начала ХХ веков Плевако, А.Ф.Кони, Пороховщиков; для академического красноречия - профессора университетов историки Т.П.Грановский, В.О.Ключевский, филологи И.И.Давыдов, Ф.И.Буслаев, И.И.Срезневский в XIX веке, Н.И.Конрад, В.В.Виноградов в ХХ веке. Образцами духовного красноречия были многие церковные ораторы: Филарет Дроздов, Иоанн Кронштадтский

Самый сложный вопрос – образцы политической риторики, поскольку многие авторитетные для своего времени политики были критикованы впоследствии. Кроме того, в русской политической истории сравнительно невелик собственно парламентский период, где зафиксированы открытые политические споры и столкновения. Между тем, образцы политического красноречия мы находим и у киевских князей, и у сподвижников Петра Великого (Феофан Прокопович), и в воззваниях Александра I, написанных по поводу нашествия Наполеона, и в Государственных думах начала ХХ века (речи Столыпина, Витте и многих других). Если мы обратимся к ораторской практике Ленина, Сталина, Кирова, Калинина, то увидим, что именно речевая пропаганда обеспечила им политический успех. Ну, а сегодня придется внимательно проанализировать секреты успеха В.В.Путина, В.В.Жириновского – ведь нет сомнения в том, что все они завоевали государственный авторитет не без риторических успехов.

С о в е т 7-й: “Упражняйся и практикуйся в написании и произнесении речей”. Упражнения необходимы, чтобы представить себя в будущих ситуациях речевой борьбы. Если солдат не участвовал в учениях и не прошел боевой подготовки, не отточил навыки поведения в боевом строю, он не сможет участвовать в сражении. Футболист, прежде чем выйти на поле в составе известной команды, тренируется ежедневно. Ежедневной муки тренировок и репетиций требуют искусство балета, музыки, театра, цирка, любой вид спорта... Не странно ли, что именно искусство речи не удостаивается чести и внимания со стороны тех, кто реально, каждодневно пользуется языком?

Ответ на этот вопрос интересно поискать. Во-первых, языком пользуются все люди, причем, пользуются даже не ежедневно, а ежечасно и ежеминутно (на необитаемом острове Робинзон Крузо продолжал разговаривать с Богом и с самим собой). Большинство людей усыплены обладанием “словесного дара” – им кажется, что они умеют говорить - и этого достаточно... И множество обстоятельств отвлекает нас от этих насущных вопросов, решение которых сделало бы человеческую жизнь счастливее и благополучнее.

С о в е т 8-й: “Разбирайте и декламируйте вслух образцовые тексты.” Следует выбрать понравившийся вам текст (он может быть и прозаический и поэтический), разобрать его с точки зрения содержания и стиля, а затем читать вслух, постепенно выучивая наизусть. Это могут быть и занятия с учителем, режиссером (вот почему полезен театр), но если нет рядом наставника, занимайтесь самостоятельно. Полезно записать себя на магнитофон или на видеокамеру – тогда вы сами увидите недостатки своего образа оратора (например, неумение стоять или двигаться), услышите убыстренный темп речи, отсутствие пауз, словесные повторы, однообразие интонаций и т.д. Результатом же работы над декламацией или чтением ораторских речей будут разработанное дыхание, яркий голос, отсутствие боязни говорить и ненужной сосредоточенности на себе. В результате вы забудете о себе и сосредоточитесь на слушателях и материале своей речи. А это то, что ведет к успеху.

С о в е т 9-й: “Занимайтесь техникой речи”. Эти занятия предполагают комплекс упражнений на постановку дыхания, развитие ясного и четкого произношения, “полётного” голоса. Конечно, вы должны ясно понимать, что риторика – это не “красивоговорение”. И одной техники речи недостаточно, чтобы стать удачным ритором. Но согласитесь, что грустно наблюдать людей, умеющих мыслить и имеющих слова, однако не способных выразить свои намерения в звуках, жестах, мимике, тембре голоса, интонации, голосоведении.

Итак:

10. Ищи и формируй свой уместный образ ритора;

11. Учись практически в реальной речевой борьбе;

12. Анализируй критически свою и чужую речь;

13. Найди образец и у него учись;

14. Изучи законы и правила риторики;

15. Знакомься с творчеством писателей и ораторов разных эпох и стилей.

16. Упражняйся и практикуйся в написании и произнесении речей;

17. Читай и декламируй образцовые тексты;

18. Занимайся техникой речи.
Цветник мыслей
"Хорошим оратором может быть только тот, кто умеет мыслить; поэтому кто посвящает себя истинному красноречию, тот посвящает себя и

мудрости."

"Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней."

/Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве/
***

"Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Первое последствие сего определения есть то, что, обучать красноречию не можно, ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром; можно обучать, каким образом сии драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать их от коры, умножать отделкою их сияние и вставлять их в таком месте, которое умножало бы их блеск. И вот то, что собственно называется риторикою.

Я разделяю риторику, или средство усилить красноречие, на три рода: на чтение правил, чтение образцов и собственное в сочинении упражнение."

/М.М.Сперанский. Правила высшего красноречия. 1792г./
***

"Красноречие проистекает от совершенства ума и сердца, от обилия чувствований и познаний: следовательно, тот только может быть красноречивым, кто добродетелен и сведущ в разных науках."

/Я.М.Толмачев. Правила высшего красноречия. 1915/
***

Книга академика Ю.В.Рождественского “Риторика публичной лекции” заканчивается следующим рассуждением относительно возможностей научиться риторике.

“Никакие тепличные условия не могут помочь формированию оратора. Всякие риторические упражнения беспочвенны. Риторические способности развиваются только в условиях риторической практики.

Поэтому необходимо:

- слушать хороших ораторов, анализировать их ораторскую деятельность;

- анализировать классические произведения ораторского искусства, имеющиеся в письменной речи;

- знать риторические правила;

- постоянно заниматься собственной ораторской практикой.”
Материалы к выразительному чтению

Советы
1. Речь начинается с деления на отрезки, или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. Пауза проявление мастерства говорящего, поэтому цените ваши слова: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным.
2. В каждом отрезке речи есть логический центр, главные слова. Обычно это слова, несущие основную, новую информацию. На этих словах делается логический акцент (ударение). В каждой фразе такое ударение определяется по смыслу, который вы хотите вложить в слова. Поэтому находите точно логический центр. Выделяем главные слова полужирным шрифтом.
3. Действие, которое вы совершаете, и смысл, который вкладываете в слова, должны подсказать вам нужную интонацию (мелодический рисунок) вашей речи. Предлагаемый рисунок интонации показываем стрелками и , хотя вы, конечно, должны иметь в виду, что возможен и другой выбранный вами интонационный рисунок.
4. Старайтесь четко артикулировать все звуки вашей речи.

Артикуляция – ясное и четкое произношение – показывает культуру вашего звучания.
Совет мастера

«Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты или иначе говоря, с расстановки пауз… Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставить вас постоянно думать о том, что вы говорите…»

/К.С.Станиславский. Работа актера над собой/
М.В. ЛОМОНОСОВ:

Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким –с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

(«Российская грамматика», 1755)
Л.Н.ТОЛСТОЙ:

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

(«На каждый день», 1906-1910)
И.А.ИЛЬИН:

И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.

В нем - вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм, и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и над мирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.

(«О России», 1947)

Поздравительная речь «Я желаю счастья вам!»
§ 1. Поздравительная речь в общественной и частной жизни.

Существует своеобразная магия слова, с которой всегда считались люди: как вы обрисуете речью будущую жизнь, такой она примерно и выйдет. Как если назвать человека добрым, обратиться к нему с добрым словом, таковым он и будет…

Обучение красноречию всегда начиналось с написания и произнесения хвалебных, торжественных, праздничных речей. Это наиболее простой, но чрезвычайно важный для жизни любого общества вид речи. Праздники, семейные и государственные, различные торжества, связанные с началом или окончанием какого-то большого дела, знаменательной датой, требуют не только внешнего обряда и организации, но обязательного сопровождения речью в виде докладов, выступлений, тостов, а также написания писем, поздравительных открыток, телеграмм, адресов и так далее.

Поздравительная речь (а она еще имеет названия «показательная, торжественная, эпидейктическая» речь) ставит целью восхваление какого- то лица, события и произносится в торжественных случаях.

Общество не может существовать без праздничных, хвалебных, торжественных речей. В античности такая речь называлась «эпидейктической» (эпидейксис – похвала или хула), она произносилась по торжественным случаям, содержанием такой речи является «прекрасное». Поздравительная эпидейктическая речь произносилась и произносится по поводу настоящего (события или праздника), в то же время в этих речах происходит соединение прошлого с будущим, поскольку прошлому дается доброжелательная, положительная оценка, а относительно будущего даются благопожелания и внушается бодрый, обнадеживающий настрой.

§ 2. «О чем речь?» В «Риторике» Аристотеля сказано, что «все наши уговаривания и отговаривания (то есть наши речевые действия) касаются счастья», а «счастье – известная цель всякого человека». Данное положение более всего подходит именно к праздничной речи, поскольку более всего в ней говорится о том, что есть счастье. Следовательно, наиболее искусным и убедительным в поздравительной речи будет тот, кто лучше понимает, а вследствие этого напишет или скажет, представит наиболее точное, истинное, удовлетворяющее потребностям аудитории определение счастья. При этом не стоит ссылаться на то, что у каждого свое понимание счастья – в данном случае для ритора главное заявить о своей позиции, своем мнении.

Один из путей формирования собственного мнения – знание, знакомство с наиболее авторитетными мнениями великих ученых, философов, писателей. Причем сразу же приходит мысль о том, что определять самое простые вещи часто бывает сложнее всего. Вот как делает это Аристотель: он определяет счастье как «благосостояние, соединенное с добродетелью, или как довольство своей жизнью, или как приятнейший образ жизни». Что для вас, для вашего корреспондента или вашей аудитории, будет представлять собой «довольство жизнью», «приятнейший образ жизни»? Это вопрос о наших жизненных ценностях, ориентирах, пристрастиях, которые могут вызвать горячие споры. Впрочем, в ситуации праздничной речи, когда все настроены, как правило, благожелательно, необходимо как раз найти эти общие интересы, общие идеи, которые могут объединить присутствующих.

К благосостоянию человека Аристотель относит обилие друзей, хорошую семью, славу, почет, богатство (естественно, полученное честным путем) – разве не этого обычно желают люди в поздравительных речах? К добродетелям физическим, то есть внешним хорошим качествам, относят обычно здоровье, силу, красоту, статность, ловкость, к добродетелям духовным – справедливость, мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, скромность, мудрость. Естественно, что это не все качества, о которых можно было бы говорить (ср. с теми, которые были приведены нашими студентами в их списках!). Сами качества выводят нас к вопросу о философской позиции оратора, которая еще более проявится тогда, когда он будет комментировать данные качества и развивать их в своем описании.

Итак, похвала прекрасного (человеческих качеств и поступков) и есть предмет поздравительной речи.

§ 3. Подготовка и произнесение поздравительной речи. Но вот вам дали слово. Вы собираетесь говорить. Кто из нас не испытывал тревоги, страха, некоторой путаницы в мыслях и всех других знакомых каждому ощущений? Я говорю «каждому», потому что хороший оратор должен волноваться перед произнесением речи. Можно даже сказать, что волнение –признак добросовестности и ответственности оратора за свою речь. Кроме того, аудитория отчасти сочувственно относится к волнению выступающего –не только потому, что каждый может быть на его месте, но и как знаку почтительного отношения оратора к слушателям («волнуется –значит уважает»).

Но вот вы начали говорить – здесь надо отбросить все страхи, снять внимание с себя, перенести его на предмет речи, на аудиторию, которая вас слушает. Как она слушает – видно по глазам собравшихся: если глаза тусклые, значит, вы проигрываете речь; если глаза внимательные и живые, значит, вы ведете речь в нужном направлении.
Как готовить речь?

Письменная речь готовится в черновиках, исправлениях текста, устная речь продумывается во внутреннем диалоге, либо также прописывается. Очень часто надо быстро отреагировать на ситуацию и произнести речь – нет времени писать ее или долго обдумывать. В таком случае необходимо быстро сориентироваться, почувствовать аудиторию, примерно представлять тему и содержание речи. Но и здесь оратор должен быстро проиграть в воображении возможную речь, стараясь предвидеть действие своих слов, быстро подготовить внутренне интонацию, эмоцию, стиль речи.

Классическая схема обучения ораторскому искусству требует речь написать, исправить, переписать, выучить наизусть, а затем тренироваться в ее произношении. Умение писать формирует литературный стиль оратора и постепенно заставляет складно и выразительно говорить (неслучайно это выражение: «говорит, как пишет»). «Перо, - отмечал Цицерон, - наилучший наставник красноречия». Современная напряженная жизнь информационного общества лишь вносит коррективы, не отменяя требований подготовки речи. Подготовка же может, например, состоять в том, что выступление пишется, а затем письменный текст кладется в карман пиджака и никому не показывается…

Наконец, весь подготовленный материал надо произнести. Демосфен, великий древнегреческий оратор, считал произношение главным требованием в ораторской речи. И действительно, иных ораторов, несмотря на важность темы, невозможно слушать именно вследствие недостатков произношения, а иных выступающих, несмотря на мелкотемье, слушать приятно – они «очаровывают» публику какими-то низкобаритональными красотами (на НТВ было несколько передач о красноречии, где некоторые психологи искренне доказывали публике, что сила и мощь красноречия состоят в сексуальном воздействии на воображение публики очаровывающих «низких» тембров).

Голосоведение действительно должно быть таким, чтобы привлекать внимание аудитории. Для этого не надо кричать, а подчас даже напротив, невысокой громкостью заманивать аудиторию к слушанию речи. Дело не всегда и в дикционной четкости. Конечно, речь должна быть понятной, но слушатели должны как бы несколько напрягать слух, следя за мыслью выступающего.

Очень важно следить за ритмом и темпом речи. Молодые люди, как правило, плохо говорят вследствие быстрого темпа речи, отчего мысли скользят, не успевая закрепиться у слушателей. Люди постарше осознают: для того, чтобы заставить себя слушать, не надо «частить», надо держать внимание значимым молчанием, потому что речь осмысливается в паузах. «Пауза – великое проявление мастерства» (А.К. Шнейдер).

Наконец, ничто так не украшает речь (в том числе и поздравительную), как богатство интонации и разнообразные тембры голоса. Однообразная интонация тягостна для слуха, и надо сказать, что чем человек внутренне богаче, тем богаче интонации его речи.

О впечатлении слушателей от тембра голоса, составляющего основную красоты звучащей речи, никто не сказал лучше Ломоносова: «иной голос подобен колокольному звону, иной – тележному скрипу, иной – скотскому реву, иной – соловьеву свисту, иной подходит к какому-нибудь музыкальному инструменту». Каждый ритор должен знать возможности своего голоса – и здесь дело вовсе не в каких-то отменных природных дарованиях: «иной ступает всей ступней, а шаги его едва слышны, другой крадется на цыпочках, а под ним пол дрожит» (В.О.Ключевский). Так что необходимо учиться выступать так, чтобы привлекать внимание слушателей как содержанием речи, так и голосовой энергетикой, включающей комплекс средств звукового воздействия.
Задание 1.

Прочитайте пословицы о счастье из сборника В.И.Даля «Пословицы русского народа». Объясните смысл пословиц.
Счастье – вольная пташка: где захотела, там и села.

Счастье без ума нипочем.

Счастье без ума – дырявая сума (что найдешь, то и потеряешь).

Счастье что волк: обманет да в лес уйдет.

Сегодня счастье, завтра счастье – помилуй Бог, а ум-то где? (Суворов).

Счастье везет дураку, а умному Бог дает.

Не родись красивый, а родись счастливый.

Клад да жена –на счастливого.

Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит.

Счастье отпало, ничего в доме не стало.

Счастье придет, и на печи найдет.

Дурак спит, а счастье в головах лежит.

Сегодня пан, а завтра пал (пропал).

Сегодня полковник, а завтра покойник.

Сегодня в порфире, а завтра в могиле.

Счастью не верь, а беды не пугайся!

Сидя на колесе, гляди под колесо!

Сидя на колесе, думай, что быть под колесом!

Хотел с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову унести.
Выберите понравившуюся пословицу, прокомментируйте, напишите и произнесите краткую благопожелательную речь к присутствующим слушателям на основе этой пословицы.
Задание 2.

Прочитайте мысли о счастье мужей мудрых и святых из сборника «Цветник духовный». На основе понравившегося афоризма напишите и произнесите краткую благопожелательную речь.
Счастье помогает тому, кто сам себе помогает умом и трудом.

За счастьем ездят за моря и рыщут кругом света, а оно в нас, в нашем сердце, куда мы совсем почти не заглядываем.

Ищи счастья в собственном твоем сердце: если там его нет, то нигде его не найдешь.

Наука быть счастливым проста: люби свои обязанности и ищи в них наслаждения (Мотвиль).

Бессмертной души нельзя напоить водою земных удовольствий: эта вода только усиливает жажду в бедной душе (Филарет Архиепископ Черниговский).

Чтобы быть счастливым, надо быть благочестивым.

Имей истинное благочестие, и тогда будешь иметь истинное счастие (Св. Тихон Задонский).

Совершенное счастие состоит в том, чтобы других счастливить.

Всего чаще слава покупается на счастье, удовольствие – на здоровье, милость знатных – на независимость, деньги –на совесть.
написать администратору сайта