Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 1.1.Понятие сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте

  • 1.2.Традиции и новаторство воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте.

  • 1.3.Специфика воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте

  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

  • Список использованной литературы

  • курсовая по педагогике. Курсовая работа по педагогике Тема Воспитание сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте Выполнила Студентка заочного отделения



    Скачать 111.5 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по педагогике Тема Воспитание сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте Выполнила Студентка заочного отделения
    Анкоркурсовая по педагогике.doc
    Дата22.04.2017
    Размер111.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакурсовая по педагогике.doc
    ТипКурсовая
    #1603




    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет

    Имени К. Д. Ушинского
    Курсовая работа по педагогике

    Тема:

    «Воспитание сознательной дисциплины в младшем

    школьном возрасте»


    Выполнила

    Студентка заочного отделения

    3 курса педагогического факультета

    Специальность «Музыкальное образование»

    Группа 63- Г МУ- 0247

    Попихина Светлана Сергеевна

    Преподаватель Даскал В. Я.

    Ярославль, 2012г.

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1. Теоретические основы воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте…………………………………………………….6

      1. Понятие сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте…..6

      2. Традиции и новаторство воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте……………………………………………...9

      3. Специфика воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте………………………………………………………..14

    Глава 2. Методические основы воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте…………………………………………………...17

    2.1. Формы, методы и приёмы воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте…………………………………………………...17

    Заключение……………………………………………………………………….24

    Список использованной литературы…………………………………………...26

    Введение

    Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов, что обусловлено, главным образом, запросами практики. Несомненно, что все учителя вне зависимости от продолжительности их педагогической деятельности, от эпохи, в которой они проживали, обязательно сталкивались в своей работе с проблемой дисциплины и искали наиболее эффективные способы предупреждения и борьбы с её нарушениями.

    В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение учащихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинированным требованиям. Данные обстоятельства вызвали серьёзную озабоченность учителей, которые понимают, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины в педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

    Проблема воспитания сознательной дисциплины в теории и практике всегда была актуальной. На её решение оказывали и оказывают самые разнообразные факторы: экономические, социально- политические, материальные и т.д.

    Большое внимание проблеме школьной дисциплины уделяли М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко.

    Н. К. Крупская говорила, что для того чтобы приобрести определённые знания на определённом уроке, надо чтобы на этом уроке присутствовала сознательная дисциплина. Без сознательной дисциплины отдача от урока будет очень низка, дети не усвоят. «Конечно, дисциплину мы понимаем не в том смысле, что ребята должны сидеть и не шелохнуться. Мы должны принимать её в том смысле, что ребята должны уметь коллективно работать, не мешая друг другу, помогая друг другу в работе».

    Ребёнок, особенно младшего школьного возраста, нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным состоянием, становится весьма чувствительным к интонации и характеру предъявляемых к нему требований.

    Сознательная дисциплина формируется в конкретных делах учащихся. Многие школьники учатся не в полную меру своих возможностей, из-за чего«недобирают» знания, умения и опыт, которые могли бы приобрести в школе.

    Важными причинами этого являются - недостаточное осознание школьниками жизненной значимости знаний, а также недисциплинированность в учении. Не используя в полной мере данные природой и социальной средой возможности в приобретении знаний, умений и навыков, ученик не может осуществить и развить всех своих возможностей. От этого страдает личность ребёнка.

    Дисциплина школьников на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

    Дисциплина ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Это актуальный вопрос нашего общества и мы считаем, что нужно уделять больше внимания подрастающему поколению.

    Поэтому целью нашей работы является выявление особенностей воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте.

    Предмет исследования - сознательная дисциплина детей младшего школьного возраста.

    Объект исследования – процесс воспитания сознательной дисциплины у детей младшего школьного возраста.

    Были определены следующие задачи исследования:

    1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

    2. Выявить структуру воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте.

    3. Разработать систему воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте.

    Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

    В первой главе раскрывается понятие, специфика, традиции и новаторство воспитания сознательной дисциплины.

    Во второй главе рассматриваются методические основы воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте: приёмы, методы, формы.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

    1.1.Понятие сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте.

    Для всякого здравомыслящего человека в словах «сознательная дисциплина» заключается простая, понятная и практически необходимая мысль: дисциплина должна сопровождаться пониманием её необходимости, полезности, обязательности, её классового значения.

    Можно выделить три стороны школьной дисциплины:

    - учебная дисциплина, аккуратная явка на занятия, регулярное и добросовестное выполнение домашнего задания, соблюдение порядка на уроке, выполнение всех учебных поручений учителя;

    - дисциплина личного поведения, обязывающая соблюдению правил, касающихся отношения ученика к другим людям и к самому себе (внимательность и заботливость к младшим, товарищу, родителям, учителям, взрослым, опрятность, аккуратность, благопристойность в поведении);

    -дисциплина общественных обязанностей.

    Правила и нормы поведения учащихся разрабатываются в каждой конкретной школе, образовательном учреждении на основании закона РФ «Об образовании».

    Существенными чертами дисциплины являются сознательность и добровольность. В силу сознательного характера дисциплины важнейшим её проявлением становится самодисциплина. Дисциплинированный человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения и в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины.

    Для воспитания сознательной дисциплины учитель должен приучать школьников к правильному чередованию труда и отдыха, к необходимости чёткого выполнения работы, к внимательному восприятию новых знаний. Этому способствует знакомство учащихся с понятной для них целью учения, правильная организация учебного труда, чёткая целевая установка поведения, приучение к самоконтролю.

    Большое значение имеет воспитание положительных мотивов учения и развитие познавательных интересов, формирование мотивов самообразования и социальных мотивов, вооружение учащихся умениями и навыками учебной работы, чёткая организация урока, опора на личный опыт учащихся, разнообразное и интересное содержание уроков, занятость всех учащихся на уроке.

    Значительное влияние на воспитание сознательной дисциплины оказывает участие школьников во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, ученик берёт на себя определённые обязанности, приучается планировать своё время, отказывается от игр, развлечений во имя любимых занятий.

    Благотворительное влияние оказывает участие в общественно- полезной деятельности, т.к. в этом случае учащиеся приучаются обязательно выполнять свои обязанности для достижения общественной социально- значимой цели, будут сплоченными, оказывая помощь друг другу. Учащиеся понимают, что достижение общей цели во многом определяется и зависит от организованности, ответственности каждого члена коллектива. С успехом можно использовать систему привлечения коллектива к организации дисциплины.

    Одной из таких норм является организация дежурства учащихся в классе и в школе. А. С. Макаренко показал, что дежурные выступают как уполномоченные коллектива, ответственные за выполнение единого требования в школе, они наделяются отдельными правами, сменяемость дежурных ставит учащихся в различные позиции.

    Большое значение в формировании навыков, привычек и дисциплинированного поведения имеет режим.

    Режим - это система дисциплинарных, моральных требований, устанавливаемых от цели воспитательной работы.

    Младшие школьники принимают требования режима без особых рассуждений и проявляют стремление к неуклонному их выполнению. Привычка вовремя вставать, вовремя ложиться спать, в определённое время выполнять домашнее задание – это важные привычки, которые являются основой сознательной дисциплины.

    Для того чтобы воспитать в детях сознательную дисциплину нужно выработать целую систему привычек, правил поведения на уроках, в общественных местах.

    При условии тщательного совместного контроля со стороны учителя и родителей, режим прочно утверждается в жизни ребёнка и становится важным средством воспитания дисциплины.

    Также большое значение в воспитании дисциплины имеет сочетание требований. Без систематически продуманных требований нельзя представить организацию учебной, трудовой и общественно- полезной деятельности детей.

    «Школа, - писал А. С. Макаренко, - должна с первого же дня предъявлять к ученику твёрдые, непререкаемые требования советского общества, вооружать ребёнка нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо» .Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе и на уроке, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся.

    Воспитание сознательной дисциплины требует систематической, планомерной, чётко организованной работы педагогического коллектива.

    1.2.Традиции и новаторство воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте.

    В разные исторические периоды формировались принципиально различные подходы к дисциплине и средствам её установления.

    В Киевской Руси послушание провозглашалось важной христианской добродетелью и тесно связывалось с нравственным обликом человека. «Не забывайте того хорошего чего не умеете, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь», - призывает Владимир Мономах. Ценность образования и уважительное отношение к учителю существенным образом сказались на решении школьной дисциплины – от учащихся требовали беспрекословного подчинения требованиям педагога и оправдывали применение к нему телесных наказаний в случае непослушания.

    В14- 16 веках в условиях господства религиозного воспитания, за которое отвечала церковь, проблема дисциплины решалась в контексте воспитания уважения к христианскому вероучению, церковным и светским властям.

    Просветители 15 – 17 веков (Ф.И. Карпов, И. С. Пересветов, И. Фёдоров, С.Полоцкий и др.) не посвящали специальных трудов вопросам сознательной дисциплины, однако, рассматривая проблемы воспитания и обучения детей, так или иначе их касались. Послушание детей следовало добиться положительным примером старших, который является более эффективным средством, нежели словесное поучение.

    Большое внимание проблеме сознательной дисциплины уделял М. В. Ломоносов. Он считал дисциплинированность важнейшим качеством личности и тесно связывал успех учебной деятельности с соблюдением дисциплины

    В уставе народным училищам в Российской империи (1786г.), который был подготовлен правительственной комиссией во главе с Ф. И. Янковичем, школьная дисциплина тесно связывалась с общей системой обучения и воспитания детей. Учитель должен был разъяснить детям правила «непоколебимой верности государю и истинной любви к отечеству и своим согражданам», дать «разумное понятие о творце и о его святом законе». Устав указывал, что поведение учителя должно было стать примером благочестия, добронравия, дружелюбия, учтивости и прилежания для учеников.

    В конце 18 – начале 20 веков практики учебных заведений Российской империи дисциплина была неразрывно связана с зубрёжкой и повиновением властям, как главной добродетели.

    При Николае 1 школьный режим ожесточился, официально разрешались телесное наказание. Устав гимназий и училищ уделяет большое внимание поведению и благонравию учащихся. Он устанавливает обязанность учителей отмечать в классном журнале успехи и поведение детей. Следует при этом отметить, что контролю подлежало не только поведение учащегося в стенах родного учебного заведения, но и за его пределами.

    Среди педагогических исследований 19 века, посвященных воспитанию сознательной дисциплины, значительное место занимают работы К. Д. Ушинского. Он критиковал школьные порядки, при которых дисциплина была основана «на страхе к учителю, раздающему награды и наказания». В школе, по мнению педагога, должна «царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без притворности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность». Организация «разумно устроенной классной деятельности» явилась, по мнению К. Д. Ушинского, стержневым моментом решения проблемы школьной дисциплины.

    К. Д. Ушинский считал, что для установления дисциплины в классе важен пример учителя (его собственная «серьёзность и ревность»). Несомненно, что такое поведение педагога способно внушить уважение, к самому процессу обучения, так и к правилам поведения, которые выдвигаются им.

    Прогрессивные идеи общественных деятелей и педагогов 19 века, выступивших за уважение личности ребёнка, создание условий для установления сознательной дисциплины в школе против применения телесных наказаний существенно расходились с доминирующими практике школьного обучения Российской империи принципами беспрекословного подчинения учащихся требования педагога и неминуемого наказания за их нарушение.

    В советской педагогике 20х- начала 30х годов 20 века сформировались различные подходы к проблеме школьной дисциплины. Представители радикального подхода (П. П. Блонский, К.Н.Вентцель, Н. А. Полянский, Л. Т. Шапиро) считали, что любое обсуждение вопросов школьной дисциплины является возвратом к педагогике царской России. В дисциплине они видели только средство насилия над личностью, подавление её свободы. В «Декларации прав ребёнка», опубликованной под подписью К. Н. Вентцеля в начале 1918 года, провозглашалась независимость детей от семьи, общества, государства, полная свобода и равенство в отношениях со взрослыми. Малейшие попытки дисциплинировать ребёнка рассматривались как покушение на его свободу.

    Сторонники идеи сознательной дисциплины (А. В. Луночарский, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий) указывали её личную и социальную значимость. Они призывали к воспитанию активной, самостоятельной личности, которая будет сознательно трудиться на общее благо. Важнейшими средствами воспитания сознательной дисциплины провозглашались общественно- полезный труд и развитие ученического самоуправления.

    В 20е годы в советских школах появились детские суды прокуратуры, комиссии, деятельность которых рассматривалась как важное средство воспитания дисциплинированности. При этом педагоги несколько устранились от решения проблемы школьной дисциплины. Детские комиссии и правления составляли правила работ в мастерской, а поле. Данные правила способствовали повышению эффективности общественно- полезной деятельности, создавали условия для воспитания сознательной дисциплины в школьной среде.

    В послевоенные десятилетия интерес к проблеме сознательной дисциплины постоянно стимулировался запросами практики, о чём свидетельствует множество нормативных актов органов управления образования и педагогические исследования. Так вышли приказы министра просвещения РСФСР «об укреплении дисциплины в школе» (9 июля 1949 г. и 8 октября 1955 г.), «О правилах поведения детей и подростков в общественных местах»(30 декабря 1954г.). Проблему учебной дисциплины и культуры поведения в 50 -60е годы исследовали в своих работах А. Г. Григорьева, Н. В. Ильинский, Р. Г. Гурова, Е. И. Медынский и другие педагоги. Рассматривались методы воспитания дисциплинированности, её личностное и общественное значение.

    В педагогической литературе сознательная дисциплина стала рассматриваться как ложное интегральное качество личности школьника, усилилось внимание к проблеме взаимосвязи дисциплины и культуры поведения. Возрос интерес к историческому опыту воспитания дисциплинированности в отечественной школе, к достижениям педагогической науки. Большое внимание уделялось предупреждению дисциплинарных проступков.

    Демократизация общественно- политической жизни в стране, начало интеграции России в мировое образовательное пространство существенно изменили подход к проблеме дисциплины в отечественной педагогической науке и практике. Отказ от прежних идеологических установок авторитарного режима советской власти, широкое распространение идей свободы личности, плюрализма вызвали вполне закономерный и объяснимый спад интереса к проблеме дисциплины. В таких условиях, на первый взгляд, сама сущность дисциплины (ограничительно – принудительная) противоречила новой общественно – политической ситуации, тенденции демократизации школьной среды. Однако опыт школ в 90х годах показал, что острота проблемы установления и поддержания школьной дисциплины даже усилилась. Учителя отметили, что школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонялись к безусловному следованию правилам. В таких условиях педагогическая общественность забила тревогу, напоминая о прямой связи между учебной дисциплиной и результативностью учебно – воспитательного процесса. Необходимо было осуществить кардинальную переоценку богатого опыта отечественной школы и достижений педагогической науки в области формирования учебной дисциплины. В этих условиях возродился интерес к школьному самоуправлению как важнейшему средству формирования сознательной дисциплины.

    В настоящее время усилилось внимание к проблеме влияния индивидуальных особенностей, мотивов и потребностей школьников на их поведение.

    Большое внимание стало уделяться изучению зарубежного опыта воспитания сознательной дисциплины младших школьников.

    В работах отечественных педагогов показано, что проблема сознательной дисциплины приобрела глобальный характер и требует объединения усилий педагогов различных стран.

    Необходимы изучение и переосмысление достижений отечественной школы и педагогической науки, выработка новых подходов с учётом сложившихся социально – педагогических условий.

    1.3.Специфика воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте

    Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на формирование сознательной дисциплины школьников, является разумная организация урока как основной формы обучения.

    Хорошая дисциплина учащихся на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их не развлекательностью приёмов, а умение раскрыть значение учебной работы и знаний, чётко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого школьника в работу.

    Многое зависит от умения учителя организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью школьников.

    К. Д. Ушинский в работе «Избранные педагогические сочинения» писал: «Если мы ввели…порядок и стройность в занятиях…не оставляя ни на одну минуту, ни одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребёнка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас, - то классная дисциплина в наших руках».

    Изучение широкой школьной практики показало, что основными недостатками организации дисциплины на уроках в школе являются:

    а) слабая занятость всех учащихся учебно–познавательной деятельностью в целом на уроке и отдельно на его этапах. Это проявляется в том, что деятельность школьников конкретно не определена: не поставлены задачи, не указано, чем, как и почему должны заниматься учащиеся. Поэтому работа в классе идёт в основном с опорой на возможности сильных учеников;

    б) нерациональная занятость учебно–познавательной деятельностью. Недостатки такой организации в том, что хотя все учащиеся на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности школьников. В результате самоорганизация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой учебной продуктивности школьников и создаёт у них неудовлетворённость своим трудом, порождает недисциплинированность.

    Целостность уроку, как динамической системе, придаёт дидактическая цель, в которой, как в модели желаемого результата, реализуется основная педагогическая идея и функция урока. Структура урока не должна быть шаблонной, она постоянно варьируется в зависимости от дидактических целей, типа урока, содержания изучаемого материала, избранных методов обучения, возрастного состава учащихся.

    Организация труда учителя и учащихся строится с учётом избранных этапов урока. На каждом этапе учитель предусматривает организацию своей деятельности, деятельности отдельных учащихся, групп и класса в целом с тем, чтобы каждый школьник был занят полезным делом в соответствии с поставленными целями урока и задачами конкретного этапа.

    Для того чтобы воспитать в детях сознательную дисциплину, учитель должен:

    1. Опираться на природную смышленость учащихся и не ограничиваться только механическими навыками; желательны дискуссии между учителем и учащимися.

    2. Вызывать активность учащихся.

    3. Повышать заинтересованность учащихся при обучении.

    4. Давать мотивировку необходимости изучения нового материала.

    5. Создавать педагогические ситуации, способствующие самостоятельному выяснению новых свойств.

    6. Использовать таблицы, схемы, специальные игры.

    7. Развивать мышление учащихся, использовать эвристические методы.

    8. Излагать материал при обучении школьников младшего возраста преимущественно опытно- индуктивным путём.

    На успешность воспитания сознательной дисциплины младших школьников огромное влияние оказывают педагогические условия, в которых протекает учебный процесс.

    Существует 4 группы условий учебно-воспитательного процесса:

    -учебно-материальные условия;

    -школьно-гигиенические условия;

    -морально-психологические условия;

    -этические условия.

    Выполнение каждого из условий обязательно.

    Большую роль в формировании организованности и дисциплинированности учащихся играет морально-психологическая атмосфера на уроке, его микроклимат.

    Психологическая атмосфера или микроклимат урока – это эмоционально-психическое состояние учащихся и учителя на уроке. Оно может характеризоваться как оптимистическое, когда на уроке есть радость общения, доверие между учителем и учениками, бодрость и взаимопонимание. Такое состояние отношений в коллективе А. С. Макаренко назвал мажорным. При этом у учащихся нет чувство страха, они уверены в себе, им присуща сознательная дисциплина. Вместе с тем хороший микроклимат урока характеризуется высокой требовательностью учителя к учащимся, а учащихся друг к другу. Нездоровый климат на уроке – это неуверенность детей, скука, нервозность, это создаёт гнетущую атмосферу на уроке, что может вызвать психический стресс, влекущий за собой грубое нарушение дисциплины.

    Знание преподаваемого предмета и владение методами обучения, понимание, в каком направлении надо воспитывать детей,- всё это, конечно, необходимо учителю для воспитания сознательной дисциплины учащихся.

    ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

    2.1.Формы, методы и приёмы воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте.

    Процесс воспитания сознательной дисциплины осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов воспитательных средств. Понятие «форма воспитания» в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса.

    Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между учителем и детьми.

    Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества учащихся, - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространённая классификация.

    Правомерна и классификация форм организации воспитательной в зависимости от методов воспитания:

    -словесные формы (собрания, сборы, диспуты, встречи);

    -практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы);

    -наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды).

    Под методами воспитания сознательной дисциплины понимают способы воздействия учителя на детей и организацию их деятельности. Методы воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

    Выбор методов воспитания сознательной дисциплины во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.

    Традиционные методы воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

    Наиболее последовательной представляется, на наш взгляд, классификация, разработанная Г. И. Щукиной. Она выделяет:

    -методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

    -методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

    -методы стимулирования поведения и деятельности.

    Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно практического воздействия – пример.

    В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает детям понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

    У рассказа на этическую тему много функций:

    -служить источником знаний;

    -обогащать нравственный опыт личности опытом других людей;

    -служить способом использования положительного примера в воспитании.

    К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

    -рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей;

    -рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев;

    -рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.

    Рассказ обязательно должен переживаться слушателем. Нужно позаботиться , чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше.

    Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на детей. Применяется, чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; для выработки правильного отношения к определённому поступку, который уже совершён.

    В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения.

    Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у детей, желание действовать вопреки.

    В работе с учащимися младшего школьного возраста широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысление, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

    Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - учителя и детей.

    Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

    -беседа должна носить проблемный характер;

    -нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения;

    -в ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.

    Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь детям самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого учителю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами детей, понимать их позицию и связанные с ней чувства.

    Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, учителей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся учёных.

    Жизнь даёт не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и в поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведённый негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

    Мы проанализировали способы воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединённых» средств, а гармонично организованная система. Разумеется, на каком-то определённом этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает своё назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

    Рассматривая проблему воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в нравственном воспитании. Воспитание сознательной дисциплины, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:

    -опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности;

    -создаёт атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;

    -утверждает радостный мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.

    Заключение

    Проблема воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте всегда была актуальной. На её решение оказывали и оказывают самые разнообразные факторы: экономические, социально-политические, материальные и другие.

    Анализ психолого-педагогической литературы по нравственному воспитанию показал, что сознательная дисциплина является необходимой предпосылкой для обучения. Без создания необходимых внешних условий, порядка, без признания авторитета учителя нельзя строить процесс обучения. Рассматривая проблему сознательной дисциплины в воспитательном плане, можно утверждать, что она является как результатом, так и предпосылкой воспитания отдельных черт личности. Без сознательной дисциплины нельзя воспитать в детях трудолюбие, организованности, умения планировать. Она способствует формированию у школьников культуры поведения, адекватному включению в учебно-воспитательный процесс, создаёт условия для преодоления недостатков.

    Сознательная дисциплина и в наше время остаётся существенной и важной частью воспитания подрастающего поколения, необходимым условием работы школы, результатом воспитания, органической и важной составляющей нравственного воспитания. Сознательная дисциплина даёт возможность активно включиться в многогранную творческую жизнь, укрепляет духовный рост, обращается к разуму, воле, чувствам. В современной школе по-прежнему актуально стремление учащихся быть дисциплинированными не в силу давления извне, а в силу собственных добровольных побуждений, что должно привести к самодисциплине.

    Нужна длительная, кропотливая работа всего педагогического коллектива, проводимая изо дня в день совместно с семьёй ребёнка и социумом.

    В нашей работе мы пришли к выводу, что воспитание сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно-цельной личности, в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно-ценного поведения.

    Список использованной литературы

    1. Абрамова Г. С. Практическая психология.//Учебник для высшей школы М.,2004г.-386с.

    2. Азбука нравственного воспитания/Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой.- М.: Просвещение, 2005г.-247с.

    3. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание.- М.: Просвещение, 2006г..- 284с.

    4. Богданова О. С. ,Калинина О. Д., Рубцова М. Б. Этические беседы со школьниками.- М., 2006г.

    5. Божович Л. И. , Конникова Т. Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе.-М., 2007г.

    6. Валеева С. Г. , Валеев И. И. Школа без дисциплины. -М.: МПА,1999г.

    7. Григорович Л.А. Педагогика и психология.- М., 2004г.

    8. Златоструй. Древняя Русь 10- 13 веков.- М.: Молодая гвардия,1990г.-163с.

    9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология.//Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. М., 2004н\г.

    10. Крупская Н. К. Педагогические сочинения.- М.: Издательство АПН РСФСР, 1957гг- Т.3.-С.39

    11. Лихачёв Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Прометей, Юрайт,2006г

    12. Лушников А. М. Воспитание сознательной дисциплины и предупреждение педагогической запущенности учащихся. Свердловск,1987г-С.4

    13. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей.- Соч.В7-мит. М., 2000, т. 4.

    14. Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе,1958г.

    написать администратору сайта