Главная страница
Навигация по странице:

Лекции по философии (2). Лекции по философии тема Предмет философии. Структура философского знания и его место в системе образования



Скачать 221.5 Kb.
Название Лекции по философии тема Предмет философии. Структура философского знания и его место в системе образования
Анкор Лекции по философии (2).doc
Дата 09.05.2017
Размер 221.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Лекции по философии (2).doc
Тип Лекции
#9199
страница 1 из 4
  1   2   3   4

Приложение 1

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

Тема 1.


Предмет философии.

Структура философского знания и его место в системе образования.
Filio sofia (др. греч.) – любовь к мудрости, умозрение.

Философия – рационально-понятийная форма познания окружающего мира.

Философия – наука о всеобщем развитии природы, общества, человека и мышления.


Предметы изучения философии



ПППППрирода

мышление

общество

человек

Природа
Предмет философии универсальный, так как охватывает все стороны объективной реальности. Философия делится на ряд отраслей философского знания (философские науки).
Структура философии:
1.Онтология – философская наука о бытие, природе, Вселенной. Обобщающий и фундаментальный характер.

2.Социальная философия – изучает общество.

3.Гносеология – учение о познании. Эпистемиология – учение о научном познании.

4.Антропология – изучает человека.

5.Логика – изучает законы мышления.

6.Этика – наука о моральных ценностях.

7.Эстетика – наука об основах прекрасного.

8.Аксиология – наука о ценностях.

Существует много частных отраслей философского знания, соответствующие многообразию видов деятельности человека (философия хозяйства, философия науки, философия образования, философия права, философия религии, философия истории и др.).

Впервые слово «философия» употребил древнегреческий математик, мыслитель и мистик Пифагор в VI веке до н.э.

Философия изучает основы бытия, проблемы познания, назначение человека (смысложизненный вопрос в философии один из самых главных) и его положение в мире.

Философия как исторически сложившаяся форма общественного сознания возникла в VII – VI вв. до н.э. одновременно в трех центрах:

- Древняя Греция (западная философия) – рациональный характер;

- Древний Китай (восточная философия) — иррациональный характер;

- Древняя Индия (восточная философия)– иррациональный характер.


Философия имеет ряд функций:

1.мировоззренческая — философия является основой мировоззрения;

2.общекультурная – история человеческой мысли, развитие интеллекта;

3.познавательная – философия является одной из основных форм познания мира;

4.аксиологическая (ценностная) – основополагающие ценности, учение о ценностях;

5.методологическая (эвристическая) – открывает новые методы.

Философия – основа методологии всех наук.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок и ценностей, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе.
Формы мировоззрения:
1.Мифологическое (Древний мир)

Мифология – архаические, древние рассказы, повествования о деяниях богов и героев.

Мировоззрение Древнего мира (Древний Восток, античность). Философия Древнего мира сложилась на основе мифологии как процесс рационального преодоления мифологических стереотипов (Платон строил свое учение на основе мифов).

2.Религиозное (Средние века)

Религия (лат.) – связь между сверхъестественным миром и естественным (связь между Богом и человеком). Религиозное мировоззрение — основа средневековой философии.

3. Научное (Новое время)

Наука – совокупность рационально-практических способов познания и освоения окружающей действительности.

Научное мировоззрение базируется на достижениях естественных наук. Основа – физическая картина мира.
Философии предшествовали мифология и религия. Философия предшествовала науке. Наука отделилась от философского знания в античном мире.

Место философии в образовании. Философия – мета-наука. Имеет фундаментальное значение для высшего образования.

Тема 2.

Философия Древнего мира.

Философия Др. Индии и Др. Китая.
1)Философия Др. Индии.

2)Философия Др. Китая.
1.Философия Др. Индии
Классическая философия: Неклассическая философия:

6 школ 3 школы

1) Веданта 1) Буддизм

2) Йога 2) Джайнизм

3) Вайшешика 3) Локаята (чарвака)

4) Миманса

5) Ньяя

6) Санкхъя
Основа классических школ - Веды (ведение, священное знание)

Упанишады (книги лесных отшельников).
Основные категории др. индийской философии:

Веды - священные книги Др.Индии

Брахма - мировая душа (субстанция всех вещей-повсюду)

Реинкарнация - перевоплощение души

Атман - индивидуальная душа человека (часть Брахмы)

Карма – закон нравственного воздаяния, управление процессом перевоплощения (сумма всех дел человека)

Мокша – освобождение от законов действия кармы. Цель индийской мудрости (слияние с Брахмой).

Сансара – колесо жизни (вечное перевоплощение)

Майя – ложная видимость, заблуждение органов чувств. Истина закл. в том, что всё едино. Ложь – все предметы различны (майя). Вина – органы чувств.

Рациональное – истина. Чувственное – ложь.

Дхарма – предписанный каждому человеку определённый образ жизни и деятельности (нравственный долг человека).

Йога: пуруша – духовное начало (волевое); пракрити – телесное начало (материальное).
Неклассические философские школы Др. Индии не признавали авторитета Вед и Упанишад.

Буддизм: основатель — Будда (Гаутама) — пробужденный, просветленный.

Нирвана – высшая цель устремления буддистов. Состояние блаженства. Угасание всех желаний и потребностей.

Джайнизм: ахимса – главный принцип джайнизма. Непричинение вреда живому.

Локаята – единственная материалистическая школа. Отрицается существование души. Признаётся только телесное начало. Главный принцип – наслаждение (гедонизм).
2.Философия Др. Китая
2 ведущие школы:

1) Конфуцианство;

2) Даосизм.

Инь – женское материальное начало;

Ян – мужское духовное начало.
Конфуцианство — социальная философия.

Основатель — Конфуций. Социальная философия управления обществом стала философией государства (чиновники, императоры).

Жень – гуманность, взаимоуважение; ли – процветающее благополучное общество. Цель конфуцианства - достижение ли; средство - жень.
Даосизм - философия природы.

Основатель — Лао- цзы. Дао – путь к небу, высший мировой закон. Дао – предписанный свыше каждому образ жизни, совпадает с индийской дхармой.

Увей – высший принцип даосизма, принцип невмешательства, недеяния. Цель - гармония человека с природой. Даосизм стремится к согласию с собственной и окружающей природой.
Восточная философия отличается:

1. Близостью к мифологии и религии;

2. Иррациональным характером;

3. Огромной ролью этики.

Тема 3.

Философия Древнего мира.

Античная философия
1)Античная натурфилософия.

2)Классическая философия Др. Греции.

3)Позднеантичная философия.

4)Древнеримская философия.
Античная философия (7 – 6 вв. до н.э. – 5 в. н. э. )
Философия Др. Греции





Античная натурфилософия (философия природы)

(VII – VI вв. до н.э.)

Классическая философия Др. Греции

(V – IV вв. до н.э.)

Позднеантичная философия

(III – I вв. до н.э.)

1.Античная натурфилософия
Натурфилософия — философия природы.

Школы:
1)Милетская шк. (г. Милет). Фалес: «Познай себя». Анаксимен, Анаксимандр, условно Гераклит (г. Эфес). Проблема первоначала. Гилозоизм

2) Элейская шк. (Зенон, Парменид). Проблема бытия. Метафизика

3) Атомистическая шк. (Демокрит, Левкипп). Философский материализм

4) Пифагорейская шк. (Пифагор и ученики). Философский идеализм.
Милетская школа.
Первоначало – субстанция, стихия, основа природы, космоса.

Фалес – вода как первоначало. Вода – живой организм, живое существо.

Гилозоизм – одушевление материи

Анаксимен – воздух

Гераклит – огонь

Анаксимандр – апейрон – бескачественное нетелесное начало эфир

Апейрон как Брахма – субстанция всех вещей. Философское начало, лишённое мифологической основы.
Элейская школа (Зенон, Парменид).
Проблема бытия. «Бытие» – ввёл понятие Парменид - наиболее обобщённая категория, характеризующая всю действительность.

Бытие неподвижно – метафизический метод (изменение бытия – заблуждение человеческих органов чувств).

Истина – умственное знание - «знание» (неподвижность бытия).

Заблуждение – чувственное знание - «мнение» (подвижность бытия).

Изначально западная философия принимает рациональный (теоретический) характер.

Элеаты доказывали, что движения не существует.

Апория – неразрешимое противоречие.

«Ахилл и черепаха»– самая известная апория. Согласно элейской школе, Ахилл никогда не догонит черепаху.

Гераклит: бытие подвижно и изменчиво.

Покой – лишь момент движения бытия.

Диалектический подход — подвижность бытия. Стихийная диалектика Гераклита.

Диалектика – учение о развитии бытия.

Гераклит: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». «Все течет, все изменяется».
Основной вопрос философии: отношение сознания к бытию. Различают два важнейших направления философии: идеализм и материализм.

Идеализм – Сократ, Платон, Аристотель, вся религиозная философия, немецкая классическая философия - классическая философия. Сознание, идея, дух, Бог — первичны, а материя — вторична и производна от духа.

Объективный идеализм: первоначало – идея, бог, существуют независимо от человека

Субъективный идеализм: первоначало – сознание, идея, дух существуют только в человеке. Вне человека его не существует.
Идеализм:

Материализм. Первоначало – материя, вещество.

Античный материализм – атомистический – Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.

В 18 в. механистический материализм – Гельвеций, Гольбах, Ламетри.

В 19 в. антропологический материализм – Фейербах, Чернышевский; вульгарный материализм — Молешотт, Фогт.

В 19-20вв. диалектико-исторический материализм — Маркс, Энгельс, Ленин.
Атомистическая школа.
Демокрит – учение об атомах. Все вещи состоят из атомов. Кроме атомов есть только пустота. Философский материализм. Демокрит – основатель философского материализма. Каждая вещь является причиной другой вещи и следствием предыдущей – детерминизм (причинная обусловленность, закономерность). Исключаются явления случайности, произвольности. Ничего сверхъестественного не бывает. Индетерминизм допускает явления случайности и сверхъестественности.
Пифагорейская школа.
Школа мистики чисел. Число – идеальная субстанция. Число – первоначало. Пифагор считал, что каждое число несет в себе сущностное начало:

  1. мужское начало

  2. женское начало

  3. гармония

  4. стихии

5. космос

Таким образом, Пифагор еще до Платона заложил основы философии идеализма. Но все же отцом идеализма считается Платон.

2.Классическая философия Др. Греции (V-IV вв. до н.э.).
Сократ, софисты, Платон (Академия), Аристотель (перипатетики).
Сократ и софисты.
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Мыслитель Др. Греции совершил революцию в философии, повернув ее от природы к человеку (антропологическая революция).

Досократики – натурфилософы.

Сократики - философы, считавшие себя учениками Сократа.

Проблема человека, его отличие от других существ; как человеку жить на свете; что есть добро, что есть истина, что есть красота — основные философские проблемы, поставленные Сократом. Философская антропология и этика.

Софисты. «Мудрецы»

«Человек - мера всех вещей» (софист Протагор). Человек – критерий добра, истины, красоты; микрокосмос. Софисты считали, что люди отличаются друг от друга и у каждого свой критерий добра, истины, красоты. Добро, истина, красота — субъективны (релятивистская точка зрения). Софисты за плату обучали красноречию, политике, диалектике в Афинах. Демагоги - «вожди народа». Высшее искусство софистов – умение доказать какую- либо точку зрения и сразу ее опровергнуть.

В отличие от софистов Сократ считал, что существует объективные добро, истина и красота. Метод поиска истинного знания у Сократа – философский диалог.

Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Антидогматизм. Позиция человека, готового к диалогу. Диалог построен на вопросах и ответах. Философский диалог Сократа имеет своей целью дать более точное определение общезначимых понятий и категорий. В философском диалоге понятия развиваются, т.е. философский диалог Сократа — это диалектика понятий и идей. Платон описал диалоги Сократа.

Майевтика. Сократ сравнивал себя с повивальной бабкой, помогающей родиться истине.

Этический рационализм Сократа заключался в утверждении: «Знающий, что есть добро, будет поступать в соответствии с добром» Причина зла – невежество, незнание.

Софисты положили начало трёхчастному образованию (начальное, среднее, высшее), развитию ораторского искусства.
Платон (424 – 344 гг. до н. э.) - самый знаменитый ученик Сократа, автор «Диалогов», «Учения о государстве».
Платон ввёл в философию понятие «идея».

Идея – нематериальная, интеллигибельная (познающаяся разумом), сверхчувственная сущность предмета.

Так как реальных и потенциальных предметов – бесконечное множество, то и идей этих предметов тоже бесконечное множество. Они существуют в царстве идей. Все предметы есть синтез первичной активной идеи и вторичной пассивной материи. Каждому предмету предшествует идея, идея существует в вечности.

Процесс обучения – процесс припоминания. Душа человека – идея, которая существует вечно в царстве идей.

«Учение об идеях» - фундамент философии идеализма. Платон отвергал всё чувственное, материальное, земное, предпочитая сверхчувственное, нематериальное, неземное.

Платон основал школу – Академию (г. Афины) в священной оливковой роще, посвященной легендарному царю Академу (384г. до н. э. - 529г. н. э.).
Аристотель – ученик Платона (384 – 322 гг. до н. э.), воспитатель царя Александра Македонского.
Основал собственную школу – Ликей (в священной роще Аполлона Ликейского). Ученики Аристотеля - перипатетики («прогуливающиеся»; обучение в процессе прогулки по роще).

Учение Аристотеля о форме, цели, движении и материи.

Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже».

Форма – сущность предмета. Отличие формы Аристотеля от идеи Платона: форма существует в предмете, а идея может существовать отдельно. Форм может быть бесконечное множество потенциальных и конечное множество актуальных.

Каждый предмет находится в движении, в изменении. Каждое движение имеет свою цель.

Источником движения и конечной целью движения у Аристотеля выступает философский абсолют - «Форма форм».

Аристотель основал целые отрасли философского знания: логику (наука о законах правильного мышления). Логика Аристотеля основана на дедуктивном умозаключении (способ мышления от общих верных посылок, суждений к частному умозаключению).

Дедукция. Дельфин не является рыбой (посылка). Дельфин имеет рыбообразную форму (посылка). Существуют такие животные, имеющие рыбообразную форму и не являющиеся рыбами (силлогизм – дедуктивное умозаключение).

Положил начало этике (философская наука о морали). «Никомахова этика». Аристотель ввёл принцип золотой середины. Морально то, что исключает противоположные крайности.

Аристотель – крупнейший учёный древности. Основал зоологию, минералогию и др. науки.

3.Позднеантичная философия
Позднеантичная философия решала этические (морально-нравственные) проблемы: смысла жизни, счастья и свободы человека.

Школы позднеантичной философии:

- киники

- стоики

- эпикурейцы

- скептики

Все школы основаны учениками Сократа – сократические школы.
1) Киники (кинос - собака). Основатель — Антисфен. Отрицали собственность, семью, государство, все законы. Призывали жить в единстве с природой. Натурализм. Отвергали все достижения цивилизации. Нигилизм. «Всё что естественно, то не безобразно».

Символ – Диоген Синопский («философ из бочки»). Киники – циники (открыто отвергали достижения культуры, морали).
2) Стоики. Основатель – Зенон Китионский.

В основе этики стоицизма находится вера в судьбу – фатализм, подчинение своей судьбе. Стоицизм учит человека в любой ситуации сохранять нравственное достоинство (хладнокровность, безмятежность – атараксия).

Кредо стоиков: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся».
3) Эпикурейцы. В этике эпикурейцы учили, что цель жизни – наслаждение (гедонизм).

Последователи учения Демокрита об атомах - материалистическая школа.

Основатель – Эпикур. Учил о духовных наслаждениях. Жизнь в саду, беседы с близкими и друзьями. Эпикур считал себя учеником Сократа.
4) Скептики. «Я знаю, что ничего не знаю» - скептики также считали себя учениками Сократа.

Агностицизм – философское учение, отрицающее истинное познание. Все познания есть заблуждение. Отрицают убеждения, веру, принципы, так как все они неистинны.

Основатель – Пиррон. «На каждое слово есть противоположное слово»; «Не говорите да, нет, а говорите: может быть»;

«Молчание – золото, глупость в болтовне».

Считали себя мудрыми. Мудрость заключается в признании собственной ограниченности. «Глупцы - те, кто считает, что что-то знает, верит во что-то». Школа очень популярная, самая массовая в конце античности.

Фанатизм всегда сильнее скептицизма. Скептицизм – философия поздней античности, столкнувшись с раннехристианским фанатизмом, уступил место философии средневековья. Философия сомнения уступила место философии веры.
Неоплатонизм – последняя вершина античной философии. Неоплатонизм – философское учение, развивавшее идеи Платона.
Основатели: Плотин, Порфирий. Развивали идеи единства космоса. «Единое» - это высший разум, из которого всё произошло. Весь мир является продолжением «Единого», его эманацией (истечение).

Этика неоплатонизма - отрицание материального начала (тело - темница для души). Неоплатонизм составил конкуренцию раннехристианскому учению. Христианство не отрицает материального (телесного) начала.

Неоплатонизм – языческая монистическая философия. Христианство – религиозная, монотеистическая философия.

Центр неоплатонизма – Афинская Академия. Юстиниан (византийский император) закрыл Академию в 529г., так как она – центр языческой мудрости. Закрытие Академии – конец античности.


4.Древнеримская философия (1 в. до н.э. - 5 в. н.э.)
Имеет вторичный характер по отношению к древнегреческой философии. Возникает во II- I вв. до нашей эры.

Благодаря завоеванию Греции в Риме появилась философия. В Риме с пренебрежением относились к философии. Трезвый, практичный характер римлян.

Партия эллинофилов (любители греков) – молодые знатные римляне, увлекавшиеся культурой, философией, наукой греков. Появились первые римские философы: Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Ему удалось привить уважение римлян к философии. Доказал ее полезность и практичность.

Цицерон: «Cultura animi filosofia est». Культура души - есть философия.

Философские взгляды Цицерона – эклектизм (смешение разных философских направлений).

В Риме появляются римские стоики, эпикурейцы, скептики. Киников в Риме не было.
Римские стоики: Луций Анней Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) - воспитатель императора Нерона и его же жертва. «Нравственные письма к Луцилию» - этика римского стоицизма.

Император Марк Аврелий Антоний (161-180 гг. н.э. – годы правления).

Автор трактата «К самому себе». Слава, богатство, успех – все это преходящее. Важно не внешнее, а внутреннее содержание в человеке.
Римский эпикуреизм: Тит Лукреций Кар. Автор поэмы «О природе вещей» - энциклопедии античного материализма. Последователь учения Демокрита и Эпикура об атомах, популяризатор эпикуреизма.

Римский скептицизм: Секст Эмпирик.
  1   2   3   4
написать администратору сайта