Главная страница
Навигация по странице:

Ист.гор.ЗО. Ист.гор. Лекция Реконструкция исторических городов



Название Лекция Реконструкция исторических городов
Анкор Ист.гор.ЗО.doc
Дата 03.05.2017
Размер 71 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Ист.гор.ЗО.doc
Тип Документы
#6712

Лекция: Реконструкция исторических городов




Методы реконструктивного анализа исторической городской среды



Город как сложный организм находится в непрерывном развитии, что проявляется:

  • в увеличении численности населения;

  • в изменении размеров и интенсивности использования освоенных территорий;

  • в повышении технического потенциала и усложнении информационного поля города.

Эти факторы развития, подвижные и быстро меняющиеся, вступают в противоречия с более стабильной, искусственно созданной материальной средой.

Процесс разрешения этих противоречий, постоянно действующий и исторически обусловленный, объективный и целенаправленный, и есть реконструкция города.

Изменения сложившегося и привычного физического окружения делают необходимой адаптацию к нему человека. Подобная адаптация возможна только при наличии относительно устойчивых во времени элементов окружения, которые являются как бы своеобразными точками отсчета.

Такими устойчивыми элементами, служащими гарантией преемственности последующего развития являются:

  • исторически сложившаяся планировочная структура города;

  • его архитектурно-художественные историко-культурные памятники.


ГОРОДА, обладающие ценной архитектурно- пространственной структурой, выдающимися и рядовыми памятниками архитектуры, исторической характерностью рядовой застройки, принято называть ИСТОРИЧЕСКИМИ.
Классификация исторических городов:
Существует классификация исторических городов, составленная в целях их реконструкции, по которой города подразделяются на ТРИ класса.

Класс «А» - города с архитектурно-градостроительным наследием, имеющим главное значение в их пространственной композиции и архитектурном облике (города, в которых сохранились основные элементы пространственной структуры, выдающиеся ансамбли и комплексы высокого качества архитектуры, пространственно связанные между собой; исторически ценная в архитектурном и градостроительном отношении рядовая застройка)

Класс «Б» – города с фрагментарно сохранившейся древней планировкой и ансамблями, не имеющими в облике городов большого значения, между которыми частично нарушены пространственные связи, соотношения между рядовой застройкой и ведущими памятниками.

Класс «В» - города, сохранившие архитектурное наследие в виде отдельных элементов планировки, обособленных памятников, частично сохранившихся пространственных связей.

Реконструкция городов, сохранивших ценное историческое и культурное наследие, осуществляется на основе самостоятельных методик, преследующих различные цели и задачи. Различия могут быть, как между городами, сохранившими своеобразие и неповторимость, так и между отдельными районами, функционально-планировочными частями одного города (центр города, жилая застройка, производственная зона)

РЕКОНСТРУКЦИЯ исторически сформировавшейся среды центральной части городов предполагает сохранение этой среды, как уникального явления, исключительного в каждом конкретном случае. Чтобы сберечь эту среду, надо сделать её жизнеспособной, а для этого следует не только сохранять, но и непрерывно её реконструировать. Процесс этот комплексный, включающий реставрацию, регенерацию, реабилитацию, ремонт, благоустройство и новое строительство.

Реставрация - сохранение отдельного здания, группы зданий или района города, представляющих большую архитектурную, культурную и историческую ценность.

Модернизация – вносить изменения, соответствующие требованиям современности, вводя различные усовершенствования.

Регенерация – «оживление здания» в новой функции, когда использование первоначального назначения здания затруднительно. (Так в двух зданиях старых церквей Калининграда были созданы концертный зал и детский театр)

Реабилитация – повышение благоустройства и комфортности здания (сан.оборудование, лифты мусоропроводы и т.п.)

Ремонт - замена и восстановление изношенных конструкция и элементов инженерного оборудования здания, обеспечивающих их постоянную эксплуатационную надежность.
Принципы реконструкции исторических городов

Общей единой методики реконструкции исторических городов не существует, однако повсеместное реконструктивное вмешательство осуществляется на основе следующих принципов:

1. Основным объектом реконструкции становиться не отдельное здание или ансамбль сооружений, а участок городской среды, который рассматривается как целостная городская ткань. Не экстерьер сооружения, а интерьер города находится в центре внимания исследователя;

2. Влияние сложившегося исторического плана на современное развитие города, его роль в формировании уникального характера городского окружения;

3. Развитие и всемерное использование ТРАДИЦИИ МЕСТА (гений места), его функциональные и архитектурные особенности;

4. Проведение специальных мероприятий по ограничению движения наземного транспорта в тех случаях, когда оно вступает в противоречие с исторически сложившейся планировочной структурой города (исторический процесс) – пешеходные улицы.
Застраивая центр города, многие поколения людей создавали такую пространственную среду и систему ценностей – площади, храмы, дворцы, библиотеки, которые сформировали «ДУХ МЕСТА» – место обжитое, как минимум 3-мя поколениями людей. Именно «Дух места» создает нужный психологический комфорт и эмоциональное воздействие, которое сопутствует человеку в центре.

«Городской интерьер» - это целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно-освоенного городского пространства, в котором часть реальных ограждений заменяется условными – небосводом, панорамой города. Простейшей формой городского интерьера следует считать единичный изолированный фрагмент города, который зритель в состоянии воспринимать единовременно – двор, площадь, перекресток, отрезок улицы.
На основе этих принципов разрабатываются архитектурно-планировочные приемы и выявляются методы реконструктивного вмешательства, исходя из задач:

1. бережного отношения к исторически ценной среде

2. интенсификации использования центральных территорий города.
Которые находят свое выражение в «Историко-архитектурном опорном плане и проекте зон охраны памятников». Проект выделяет в историческом городе: 1. заповедные зоны, 2. охранные зоны, 3. зоны регулирования застройки, 4. зоны охраняемого ландшафта.

В некоторых случаях, утверждается «Положение», по которому определяется режим зон, порядок разработки проектной документации для строительной деятельности, реконструкции и капитального ремонта, а также устанавливается Порядок надзора и контроля за соблюдением принятого в зонах режима.
Подобное деление городской застройки в проектах реконструкции исторических городов и населенных мест на зоны имело большое практическое значение и было принято во внимание при разработке Закона об охране памятников в СССР в 1975г.

В настоящее время действует Федеральный закон № 73-ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

На основе научных изысканий, практических реконструктивных работ в 80-х годах были разработаны уровни материально пространственных структур исторической городской среды, на основании которых разрабатывались проекты реконструкции-реставрации исторических городов:

1 уровень – детали архитектурных сооружений (окна, двери, лестницы и т.п.), несложные сооружения – МАФ (беседки, киоски) или изолированные пространства в сложном архитектурном сооружении (комнаты, классы, залы и т.п.)

2 уровень – архитектурные объемы (жилые подсобные, служебные сооружения исторических домовладений) или простые пространства в сложном пространстве (вестибюль, система торговых залов, входы в крупные общественные здания, площади и т.п.)

3 уровень - система пространств и объемов, формирующая сложное архитектурное сооружение или пространство (дореволюционное домовладение, крупное общественное здание)

4 уровень – система сложных архитектурных сооружений (жилые и общественные комплексы различного функционального назначения) или пространств (улицы, площади)

5 уровень – система архитектурных или пространственных комплексов формирующих городскую зону (районный центр, межмагистральные пространства в жилом районе, городском центре, промышленном узле)

6 уровень – система городских зон, формирующая район города (жилой район, городской центр, промышленный узел)

7 уровень - система городских районов, формирующая город.
Ценностные характеристики объектов реконструкции
Каждый объект реконструкции, целостный по своей архитектурной основе и функциональным связям обладает определенными ЦЕННОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ. Данные о ценностных характеристиках объекта не только содержат информацию о его архитектурных параметрах, но и, что особенно важно, освещают его градостроительный потенциал, который может и должен быть реализован в архитектурных реконструктивных программах и проектах.

Описание ценностных характеристик оформляется в виде паспорта реконструкции. Паспорт формируется на основе существующей классификации исторических памятников:

1. Историческая ценность памятника основывается на причастности архитектурного сооружения к какому-либо историческому событию, факту или просто к определенному историческому лицу.

2. Градостроительная ценность определяется связями архитектурного объекта с исторической планировочной системой и историко-архитектурным окружением (средой) на основе составляющих критериев и наделяет памятник архитектуры градостроительными качествами, делая его элементом пространственной системы.

3. Архитектурно-эстетическая ценность определяется: периодом строительства, принадлежностью к стилевой архитектурной эпохе (стилю); месту и значимости в мировой и отечественной архитектуре (особые архитектурные решения, строительные конструкции; художественные элементы).

4. Эмоционально-художественная ценность – ею обладают памятники, имеющие в архитектуре художественные элементы, положительно воздействующие на эмоциональное восприятие человека (скульптура, рельефные изображения (барельеф, горельеф, фрески, настенная живопись)

5. Научно-реставрационная ценность памятника возникает в результате проведения ремонтных, ремонтно-реставрационных и реставрационных работ. Определяются временные наслоения архитектурных форм, степень изменения первоначального вида памятника, реставрационные периоды на памятнике, значимость, ценность и отрицательность проведенных реставраций.

6. Функциональная ценность памятника основывается на способности архитектурного объекта выполнять конкретные функции во все периоды его существования. Критерии функциональной ценности представляются в следующем виде: первоначально заданные функции; возможность выполнения зданием современных функций; целесообразность функционального действия: памятник как объект назначения под различные функциональные цели, как объект показа (экспонат)
Для определения ценностной характеристики объекта памятника, реставраторы проводят: 1. Камеральные и 2. Натурные исследования.

Камеральные исследования предусматривают получение сведений об объекте из источников, находящихся вне исследуемого объекта: из архивов, библиотек, частных коллекций и др.

Натурные исследования включают следующие методы: 1. визуальный осмотр памятника специалистами, 2. инструментальный 3. метод физических измерений – обмеры, фотограмметрия.

Затем на основе камеральных и натурных исследований составляется паспорт объекта, а процесс этот называется научно-исследовательским проектированием. Это одна из самых длительных стадий реставрационного процесса, поскольку изучение памятника, проведение исследований продолжается на протяжении всего производства реконструктивных работ. На этой стадии принимается решение о направленности реставрационного процесса, объеме выполняемых работ и конечных результатов реставрации. Объем работ определяется заданием на проводимые работы (сохранные, консервационные, ремонтно-реставрационные, реставрационные). В этом же задании определяются стадии проектных решений: 1. проектное предложение и 2. рабочие чертежи.
Преемственность и новаторство в развитии городской среды
Постоянно развивающаяся «природа города» не может обойтись без нового строительства. Даже если это сугубо исторический город, охраняемый законом как памятник архитектуры, новому строительству всегда найдется место. Строительство новых зданий осуществляется при:

1. сносе ветхих и малоценных сооружений,

2. уплотнении и разуплотнении исторической застройки.

3. перепланировки с целью расширения улиц и магистралей.

Любой новый объект, возникающий внутри этой целостной и непрерывной ткани, является элементом реконструкции этой ткани, т.е. городской среды. Новый объект должен вписаться в эту среду и сосуществовать в архитектурном окружении, не вызывая отторжения.
Вопрос о том, чем заменить отжившие свой век здания и каким образом ввести в историческую ткань города новые архитектурные элементы. Всегда был сложной научно-исследовательской и практической проблемой реконструкции.
Методы реконструктивных мероприятий

В практике реконструкции существуют следующие методы по «вживлению» новых зданий в исторически сложившуюся среду:

1. скрытая реконструкция

2. стилевая имитация

4. контрастное решение

5. «хирургическое вмешательство.
Чтобы обновление старого центра, его приспособления к требованиям современной жизни не приводило к разрушению и физическому уничтожению сложившейся застройки и традиционного облика, пользуются методом скрытой реконструкции.

При скрытой реконструкции традиционные элементы городской структуры – исторически сложившиеся улицы, площади, кварталы - не меняют своего привычного облика, но реальное пространство функционирования человека не замыкается в этих границах. Оно развивается изнутри, пронизывает сооружения и кварталы, образует дополнительные внутренние связи, при этом сохраняя в сознании горожанина архитектурный стереотип старого города.

Существуют две принципиально отличные ситуации применения скрытой реконструкции:

1. реконструируемый объект находится в пределах территории, где локализуются активные функции общегородского центра (административно-управленческие учреждения, предприятия обслуживания и культуры, рекреационные зоны),т.е. объект входит в структурный каркас центральной части города;

2. реконструируемый объект находится в зоне влияния этого каркаса, но не входит в его состав, т.е. принадлежит центру только в «географическом», но не в функциональном отношении и формирует «тканевые» жилые образования, относительно изолированные от активно посещаемой зоны.
В первом случае - цель реконструкции создать насыщенную городскую среду, рассчитанную на массовые потоки посетителей, разнообразную и проницаемую во всех направлениях. При этом, использование старой застройки в прежнем качестве – как жилого фонда, в прежнем качестве – может оказаться невозможным.

Во втором случае – традиционно предлагаемый для центров старых городов путь реконструкции – разуплотнение, санирование (обеспечение необходимых нормативов инсоляции и проветривания, озеленения, улучшение санитарно-гигиенических условий и обслуживания) кажется реально осуществимым.

В последние годы термин «санирование» может трактоваться как программа реставрационной перестройки всего района исторического центра, оживление его архитектурных, композиционных, а также, что особенно важно, эксплуатационных ценностей.

В условиях плотно застроенных кварталов с острым дефицитом свободных территорий, возможно, использовать прием зонирования по вертикали.

  • путем перекрытия внутренних дворовых пространств на уровне 2-3 этажей;

  • использование 1-х этажей под обслуживающие учреждения, подвалов под гаражи технические и складские помещения;

  • включение во внутриквартальное пространство Пассажа и помещений для разных видов коммерческой и рекреационной деятельности;

  • размещение на различных уровнях зрительных залов, ресторанов, пешеходные переходы;

    • верхние этажи отведены для жилья;

    • комплекс соединен системой пешеходных коммуникаций на нескольких уровнях.


Еще один интересный прием - развитие общественного обслуживания вглубь квартала в виде пассажа целесообразно применять на насыщенных различными учреждениями главных проспектах с напряженным пешеходным и транспортным движением.
Принцип стилевой имитации используется для восстановления фасадной части исторических кварталов, как подражание стилевым особенностям старой застройки. К новым зданиям, вклинивающимся во фронт исторической улицы, предъявляются достаточно жестские требования: сохранение силуэтности застройки (ограничение высоты и объема), корректная пластика фасада нового здания (пропорции окон, декора), зависимое от соседних фасадов решение по фактуре, цвету ( материал облицовки)

Практика строительства новых зданий по принципу стилевой имитации имеет много примеров удачной встройки этих зданий в рядовую застройку исторической улицы. Чаще всего этот принцип применяется в случае брандмауэрной застройки, чтобы не нарушить привычный для данного города архитектурно-художественный облик улицы.

Если опираться на регламентирующие требования, то принцип стилевой имитации позволяет на профессиональном уровне решать задачи сохранности исторического облика улицы без особых трудностей.
Сложность возникает в случае, когда рядом с заповедной или охранной зоной приходится строить современные жилые и общественные здания повышенной этажности. В этом случае определяющим становиться принцип ограничения этажности во избежание нарушения силуэта старой застройки. Для этого разработан метод высотных ограничений – высота новых зданий находится в прямой зависимости от степени их удаленности от старой застройки. Кроме того, учитываются требования хорошего просмотра и обзора исторического ядра города или отдельных памятников архитектуры, а также оптимальные силуэтные и объемные соотношения нового объекта со старой застройкой.

Метод высотных ограничений обеспечивает для исторического ядра круговое пространство и образует четкую систему рекомендаций для выбора высоты новых зданий в разных частях города, формирует силуэт новой застройки, не нарушающий исторически сложившихся очертаний.
Наиболее сильное по эмоциональному воздействию впечатление оказывают новые объекты, выполненные по принципу контраста по отношению к окружающей знакомой и эстетически привычной архитектурной среде.

Примеров архитектурных контрастов, удачных и не очень, можно привести множество:

Центр имени Жоржа Помпиду (арх. Ренцо Пиано и Ричард Роджерс) был построен в 1977г. в самом центре Парижа на месте «блошинного рынка», Здание имело ошеломляющий вид – словно вывернутое на изнанку с яркими внешними трубами, воздуховодами и коммуникациями выведенными наружу.

Стеклянная пирамида, выполненная по проекту американского арх. И..Пея в 1987 г. – расположена во дворе Лувра. По силе эмоционального воздействия, откровенное противопоставление простого стеклянного пирамидального объема насыщенной архитектуре Лувра превосходит все ожидания. Контрастное» сопоставление нового и старого здесь оказалось очень убедительным.

Контрастное решение имеет и неудачные примеры, которых, к сожалению, гораздо больше. К этим случаям более подходит слово диссонанс, т.е. разлад, нежели контраст – противопоставление. Например, соседство «бездушных» сооружений из стекла и бетона (ул. Новый Арбат в Москве) с маленькой «рукотворной» церквушкой. В данном случае ни стекло, ни бетон ни принцип стандартного строительства сами по себе здесь ни причем. Нарушен сам подход к сложившейся городской среде, специфическому для Москвы городскому ландшафту, разорвана естественная материально пространственная ткань города.

Здесь налицо давно известный в градостроительной практике прием реконструкции старой застройки по принципу «хирургического вмешательства».

Архитекторы всех стран в настоящее время, как ни когда ранее, стремятся задачу обновления городской среды, продиктованную необходимостью улучшения условий жизни, решать в основном безболезненными методами. Из всех принципов нового строительства в исторически сложившейся среде только контрастное решение создает возможности для появления архитектурного сооружения высокого качества, а при талантливом исполнении – даже произведения искусства.
Вопросы к лекции:

1. Факторы, влияющие на рост городов?

2. Какие города называются историческими?

3. Основные принципы реконструкции исторических городов.

4. Классификация исторических памятников.

5. Основные методы реконструктивных мероприятий.

написать администратору сайта