Главная страница
Навигация по странице:

Политология. М. В. Бутырина политология



Скачать 1.92 Mb.
Название М. В. Бутырина политология
Анкор Политология.doc
Дата 13.04.2017
Размер 1.92 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Политология.doc
Тип Учебно-методическое пособие
#759
страница 14 из 21
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21
ГЛАВА 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
11.1. Понятие политической культуры
Общество проявляет и осознает себя в культуре. В самом общем смысле под культурой понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты. Культура присутствует в той или иной форме во всех проявлениях общественной жизни. Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры, важнейший критерий оценки политической деятельности общества.

Термин «политическая культура» был введен в научный оборот в XVIII в. немецким философом, литературоведом Иоганном Гердером (1744–1803). Однако непосредственное изучение мира политики через призму культуры началось намного позднее – на рубеже 1960-х гг. Большой вклад в разработку проблем, связанных с изучением политической культуры, внесли американские политологи Габриэль Алмонд (1911–2002) и Сидней Верба (род. 1932), американский социолог Рональд Инглхарт (род. 1934), английский политолог Ричард Роуз (род. 1933) и др.

Политическая культура в силу множественности своих проявлений разнообразна. Поэтому затруднительно создание четкой и «окончательной» характеристики данного феномена. Понятие «политическая культура» стало в некотором смысле символом обобщенной характеристики всего субъективного контекста политики.

Политическая культура представляет собой воплощенный на практике типичный для конкретной страны кодекс поведения человека, стиль его деятельности как субъекта политической власти, обусловленный его ценностными представлениями о целях развития мира политики и поддерживающий устоявшиеся нормы и традиции взаимоотношений государства и общества.

Особенность политической культуры состоит в том, что она составляет не саму политику или политический процесс, а их осознание, объяснение. В политической сфере значимость приобретают не только реальные действия и меры государства, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются и т.д.

Политическая культура общества носит объективный характер, является одним из факторов общего цивилизационного процесса. Она формирует отношение субъекта к социальной и политической жизни, содержанию, сущности и целям политики, характеру политической системы, формам и средствам деятельности властных структур и политических лидеров. Политическая культура обеспечивает преемственность определенных норм политического поведения, она формирует нормативы политики, влияет на характер и формы политической системы, направленность политических процессов.

11.2. Структура политической культуры
Характер политической культуры во многом зависит от ее структуры. Политическая культура – многоуровневое явление со сложной структурой, обусловленное разнообразием ее связей с различными социальными и политическими процессами. Основными структурными элементами политической культуры являются политический опыт, политическое сознание и политическое поведение (рис. 11.1).

Основой развития политической культуры является политический исторический опыт. Политическая культура есть результат исторического опыта, который фиксирует историю развития политических отношений в самых разнообразных формах:

  • исторических, литературных, научных памятниках;

  • политических традициях и обычаях;

  • политической идеологии;

  • типе функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями и т.п.

Политический исторический опыт в той или иной степени усваивается людьми в процессе их политической социализации.



Рис. 11.1. Структура политической культуры
На основе исторического познания формируется политическое сознание людей, социальная память общества, утверждаются политические ориентиры и образцы поведения.

Политическое сознание – это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки людей в отношении политической системы и их места в ней.

В политическом сознании выделяют два компонента:

1) Идеологический компонент (политические знания, политические ценности, политические убеждения).

Политические знания – это знания людей о политике, политической системе, различных политических идеологиях, тех ценностях и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе.

Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность и соответствующие этому предпочтения. Политическими ценностями являются законность, общественный порядок, стабильность системы, социальная справедливость и т.п.

Политические убеждения – это совокупность представлений, характеризующих политический идеал личности, представления о том, какой должна быть политическая система.

2) Эмоционально-психологический компонент (политические ориентации и установки людей).

Политические ориентации и установки – это нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. Они направлены на политическую систему и формы участия в политическом процессе. К ним относятся установки и ориентации граждан: на политические институты и структуры78; нормативную систему79; политические события80; отдельные политические роли81 и т.п. Современный американский политолог Уолтер Розенбаум систематизировал политико-культурные ориентации (табл. 11.1).

Таблица 11.1. Операционные характеристики политико-культурных ориентаций

Ориентация

Операционные определения

Политическая идентификация

Нация граждан: политические образования и группы, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; политические образования или группы, в которые индивид вовлечен глубже всего

Политическая вера

Готовность сотрудничать с различными группами в акциях; членство в группах; оценка деятельности группы с точки зрения того, заслуживает ли она доверия, каковы ее мотивы и т.д.

Ориентация относительно режима

Вера в легитимность режима; чувства по поводу основных политических учреждений и символов режима; вклю-ченность в политическую деятельность по поддержке или противостоянию режиму

Правила игры

Как индивид относится к высказываемым политическим мнениям; концепции политических обязательств для самого себя и для других; концепции принятия политических решений властями; отношение к политическим девиантам82 и диссидентам83

Политическая действенность

Вера в то, что власть ответственна за свои действия; вера в важность гражданской активности и участия в политической жизни; вера в возможность политических изменений

Политическая компетентность

Частота голосований и других типов политической активности; знания о политических событиях и их влиянии на человека; интерес к политике

Input-Output84 ориентации

Удовлетворенность политикой власти; знание о том, как политические требования достигают центров принятия решений; вера в эффективность «входов» и «выходов» политической системы


В системе ценностей, ориентаций и установок центральное место занимают те из них, которые способствуют формированию и сохранению политической системы. Чем большее число людей руководствуется такими позитивными ценностями, тем выше степень согласия между ними, и тем выше стабильность и жизнедеятельность общества.

Политические ориентации влияют на мотивационную систему человеческого поведения.

Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия.

Политическое поведение проявляется в политической деятельности людей и обнаруживает уровень их политической культуры на практике. Так, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, он может расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже приносящую вред, но быть безучастным в политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых для него форм воздействия на власть.

В то же время индивид не всегда может вести себя в соответствии со своими убеждениями, например, из-за угрозы насилия. Политическая культура, таким образом, содержит в себе противоречия между идеальными и практическими формами существования и на уровне отдельного гражданина, и на уровне государства в целом

Формы политического участия (поведения) могут быть различными (табл. 11.2).

Таблица 11.2. Формы политического участия

Форма участия

Приемлемые

Непримлемые

Активное участие

Предвыборная пассивность;

участие в выборных органах;

лоббистская деятельность;

организационная деятельность (учас-тие в политических партиях и орга-низациях);

участие в политических демонстра-циях и других политических акциях

Насилие;

подкуп должностных лиц;

дезорганизация

Пассивное участие

Участие в голосовании;

повиновение закону

Пренебрежение к закону; нарушение закона

Неучастие (абсентеизм)


Политическая культура общества – явление неоднородное. Разнообразие общественных интересов порождает и разные модели политической культуры – субкультуры. Г. Алмонд разделил их так:

  1. Вертикальные субкультуры: «массы» и «элиты».

  2. Горизонтальные субкультуры: региональные, религиозные, этнические.


11.3. Функции политической культуры
Политическая культура – органически присущая обществу характеристика его качественной целостности. Она обеспечивает стабильность общественной жизни. В то же время она не может быть универсальным политическим явлением, поскольку ей свойственно как сужение, так и расширение зоны влияния. Она развивается по собственным законам и влияет на политическое устройство общества, динамику изменений в сфере государственной власти, качество и состояние субъектов и объектов политики и т.п. В качестве наиболее устойчивых функций политической культуры в политической жизни общества можно выделить следующие:

1) Идентификация. Человек постоянно испытывает потребность в осознании своей групповой принадлежности, в определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании групповых интересов.

2) Ориентация. Направлена на объяснение смысла политических явлений и процессов. Для индивида свойственно стремление к смысловому отображению политических явлений, определению своих реальных возможностей при реализации прав и свобод в процессе политической практики.

3) Предписание (программирование). Гражданин определяет приоритетные для себя ценности, ориентации, нормы, представления, которые характеризуют его поведение. Это, в свою очередь, позволяет эффективнее регулировать разнообразные общественные отношения и поведение людей со стороны государства и гражданского общества.

4) Адаптация. Человек испытывает потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и свобод.

5) Социализация. Индивид приобретает определенные навыки и свойства, которые позволяют ему реализовывать свои гражданские права, политические функции и интересы.

6) Интеграция (дезинтеграция). Различные группы получают возможность сосуществования в рамках данной политической системы, что обеспечивает согласие в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, целостность государства и определяет форму его взаимоотношений с обществом.

7) Коммуникация. Определяется уровень взаимодействия всех субъектов власти на основе общепринятой символики, закрепленных терминов, стереотипов и каналов передачи информации и общения. Устанавливается связь между участниками политического процесса в соответствии с иерархией политической системы, транслируются элементы политической культуры от поколения к поколению, накапливается политический опыт.

Реализация данных функций зависит от конкретной исторической обстановки, в результате чего они могут сворачиваться или даже полностью прекращаться. Так, в кризисные, переходные периоды значительно сокра-щается коммуникативная функция, обостряются противоречия между раз-личными общественными группами, разрушаются привычные ценности и нормы.

11.4. Типология политических культур
Наибольшую известность в политической науке получила типология, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой («Гражданская культура», 1963). Они исследовали политические системы Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики и выделили три «чистых» типа политической культуры:

1) Приходская (патриархальная) политическая культура. Она преобладает в экономически отсталых странах. Для нее характерно отсутствие политических знаний, интереса граждан к политике. Население пассивно. Обычно не существует специализированных политических ролей. Политические ориентации не отделены от религиозных или экономических. Отношение к правительству мало определяется какими-то нормами.

2) Подданническая политическая культура. Она характеризуется повиновением, подчинением, исполнением со стороны участников политического процесса, невысоким уровнем индивидуальной активности граждан. Сильная ориентация граждан на политические институты сочетается с низкой индивидуальной активностью. Граждане не пытаются воздействовать на власть политическими методами, имеющимися в их распоряжении, надеются на то, что их проблемы решит кто-то другой.

3) Партиципаторная политическая культура. Граждане заинтересованы в политическом участии и проявляют активность в политическом процессе. Они ориентируются на активную личную роль в политической жизни, на обретение личного статуса в политической системе. Наличие у граждан возможностей и права выбора и контроля за властными структурами.

На практике эти типы политических культур взаимодействуют между собой и образуют смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Самой массовой и одновременно оптимальной с точки зрения стабилизации властных отношений является по мнению Г. Алмонда и С. Вербы, гражданская культура, в которой доминируют подданнические и активные формы участия в политике. «Идеальный гражданин» должен одновременно оказывать по мере возможности влияние на власть и сохранять к ней лояльность, быть потенциально активным, но не проявлять такую активность постоянно. Именно гражданская культура является залогом демократии.

В содержательном плане существует типология политической культуры, основанная на специфических особенностях цивилизаций Запада и Востока (табл. 11.3).

Указанная противоположность западного и восточного типов культур, по мнению политологов, выражена и устойчива. На нее мало влияют даже серьезные политические преобразования. Только незначительному числу государств удалось синтезировать отдельные проявления данных типов культур. Примером может служить Япония, где в результате политических последствий второй мировой войны, технологического прорыва в группу сильнейших индустриальных государств произошло внедрение в японскую культуру либерально-демократических ценностей и образцов поведения западной цивилизации.

Таблица 11.3. Сравнение политических культур западного и восточного типов

Основания

для сравнения

Политическая культура западного типа

Политическая культура восточного типа

Базовые ориентации

Индивидуализм, само-ценность человека

Коллективистские формы ор-ганизации общественной жизни

Политическая основа

Повышение значения личности в политической жизни общества; установ-ление гражданского кон-троля над государством; согласование противоре-чивых интересов и поиск компромисса; ориентация на правовое регулиро-вание конфликтов; свобо-да; плюрализм

Низкие, слабые позиции чело-века в сравнении с общиной и особенно государством; статус человека зависит от его полез-ности для общества; политика – сфера деятельности героев, вы-дающихся людей; разрешение конфликтов не на основе мо-рального авторитета властите-лей, начальников и т.п.; ориен-тация на силовое давление

Экономическая основа

Частная собственность, индустриальный тип про-изводственных отношений

Подавление индивидуальной предпринимательской деятель-ности; централизованное управ-ление собственностью; аграр-ный характер производства

Духовные ценности

Влияние католицизма и особенно протестантизма привели к утверждению таких жизненных прин-ципов: «трудись и пре-успеешь», «соревнуйся и прославишься»

Безраздельное господство рели-гиозных доктрин (арабо-мусуль-манской, конфуцианской, индо-буддисткой) привело к тому, что вероучения фактически поглотили критицизм светской философской науки

Отношение к власти

Соперничество за власть понимается как игровая конкуренция; демократическая форма власти

Власть – область божественного правления; между простым че-ловеком и властью должен быть посредник; признание главенст-вующей роли элит и отсутствие контроля за их деятельностью; патернализм; авторитарные (ино-гда и деспотические) формы власти

Отношение к государству

Государство – институт защиты прав и свобод человека

Государство – это орган при-нуждения и подавления


Россия в силу своего исторического развития, геополитического положения находится как бы между двух культур – западной и восточной. Здесь формируется синкретическая культура, которая сочетает в себе ценности и способы политического участия граждан западного и восточного типов.
11.5. Основные пути формирования политической культуры
Важнейшим условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, влияют на основные направления этого процесса.

Можно выделить следующие основные пути формирования политической культуры:

1) Деятельность государства по определению моделей политического поведения, формированию и закреплению национальных политических символов. Посредством принятия законодательных актов определяются соответственно и параметры политической культуры.

2) Политическая, идеологическая, воспитательная и организационная деятельность общественных организаций и, прежде всего, политических партий. Они закладывают основы политического сознания граждан, их мышления и поведения. Именно деятельность политических партий формирует у граждан отношение к партиям и партийным системам, электоральное поведение, представления о месте партий в политической системе общества, отношении между партиями и государством и т.п.

3) Участие церкви в повседневной политической жизни и продуцирование ею основных моделей политического мышления и поведения граждан.

Так, огромное влияние на политическую культуру западных стран оказал протестантизм, ориентирующий граждан на труд, повиновение закону, активную жизненную позицию.

4) Информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации. СМИмогут формировать основные политико-культурные ценности граждан, стереотипы политического поведения, воздействуя на максимальное число людей в кратчайшие промежутки времени. Особенно важную роль СМИ играют в переходные периоды жизни общества.

5) Воздействие бизнеса на политические отношения (в странах с рыночной экономикой). В сферу политики переносятся соревновательность, поиск компромиссных вариантов решения проблем и т.д.

6) Перенос с большими или меньшими изменениями принципов, норм и моделей деятельности армии на политическую жизнь (в странах с тоталитарным, авторитарным режимом правления). Среди таких принципов необходимо отметить единоначалие, действие по команде, ограничение демократии, ориентацию на использование силы, повышенную секретность и т.п.

7) Перенос принципов семейных отношений на политическую жизнь. Они определяют культурное содержание политики.

8) Образовательный и воспитательный процесс в учебных заведениях, в рамках которого происходит подробное информирование о политической системе и ее нормах. История, общественные науки – важнейшие средства утверждения патриотических ценностей, оправдания существующей политической системы, воспитания добропорядочного, законопослушного, лояльного властям гражданина.

Кроме того, существуют неполитические факторы, влияющие на процесс формирования политической культуры:

  • Исторический опыт. Он определяет качество политической культуры. Особую роль здесь играют исторические события с глубокими последствиями – войны, революции, национальные кризисы и т.п.

Так, можно проанализировать влияние истории на становление американской политической культуры. США – страна иммигрантов, носителей разных, порой противоречивых культурных ценностей. Кроме того, там происходило постепенное освоение земель и включение в состав государства разнородных в культурно-политическом отношении районов. Все это способствовало относительной децентрализации власти, потребовало выработки и пропаганды идеологии «американизма» для сплочения государства.

У американской буржуазии не было сильного соперника в лице феодальной аристократии, рабочего движения (как, например, в Европе). Ориентация с самого начала шла на согласованность политических действий, а не на насилие.

  • Геополитические факторы. США развивались вдалеке от Европы и Азии как центров политической силы и культуры. Это обеспечивало им относительную безопасность и определило характер взаимоотношений с другими странами. США до конца XIX в. не имели собственной регулярной армии, т.к. им не с кем было воевать. Соседи США традиционно были более слабыми. Все это в немалой степени обусловило формирование гипертрофированных представлений американцев о собственной значимости.

  • Экономические факторы. Большое значение на уровень политической культуры оказывают наличие или отсутствие частной собственности, экономической свободы, экономической стабильности, системы законов, регулирующих экономическую деятельность, сильных позиций у среднего класса и т.п.

В реальном общественно-историческом процессе происходит взаимовлияние всех перечисленных факторов, которое определяет не только содержание, но и качество политической культуры.

Политическая культура – явление динамическое, развивающееся, ее содержание и форма постоянно обогащаются историей. В мышлении и поведении конкретного индивида всегда существует определенный разрыв между освоенными и неосвоенными нормами и традициями, характерными для данной политической системы, поэтому у политической культуры сохраняется мощный источник саморазвития. Посредством участия в политическом процессе и гражданин и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры. Каждое новое поколение людей несет ответственность за сохранение политической культуры общества и ее обогащение новым положительным опытом. Эту ответственность должен чувствовать и понимать каждый человек, поскольку основой развития является именно высокая политическая культура личности.
Вопросы и задания
1. Чем политическая культура отличается от других понятий, раскрывающих субъективное содержание политики?

2. Как обнаружить и выделить в политической деятельности государства, партии, индивида влияние культурных факторов?

3. В чем проявляется специфика влияния политической культуры на разнообразные политические процессы?

4. В чем заключаются особенности политических культур Запада и Востока?

5. Может ли политический диалог государства и общества выходить за рамки культуры? В связи с этим правомерны ли такие понятия, как «культура фашизма», «культура терроризма», «культура геноцида»?

6. Какова роль традиций и «чужого», стороннего опыта политического развития в формировании политической культуры конкретного общества?

7. К какому из типов политических культур вы отнесли бы Россию?

8. Попытайтесь сформулировать и назвать основные традиционные черты российской политической культуры.

9. В чем состоят особенности, каковы факторы и направления развития современной российской политической культуры?

10. Какое влияние оказывают на российскую политическую культуру ценности православной, мусульманской и других религий?

11. Назовите политические ценности и ориентации, к которым, по Вашему мнению, должны приобщаться российские граждане и которые могут, в свою очередь, обеспечить стабильность политической системы.

12. Английский этнолог Дж. Горер объясняет особенности русского национального характера, в том числе и свойственное для российской политической культуры почтительное отношение к власти, традицией русских семей туго пеленать младенцев. Именно с помощью тугого пеленания родители, зачастую бессознательно, передают детям чувство необходимости сильной власти и бессилия перед ней. Американские этнопсихологи Э. Крэнкшоу и У. Миллер стремятся установить связь между российскими климатическими условиями и русским национальным характером. «Долгие зимние периоды… долгие осень и весна породили в русском национальном характере чередование долгой летаргии с бурной активностью». Д. Пибоди также подчеркивает, что «бесконечные русские равнины привели к появлению в русском национальном характере тенденций к неумеренности, стремление к экстремальным ситуациям и воистину космической эмоциональности».

Как вы относитесь к подобным подходам? Ответ аргументируйте.

13. Определите исторические, геополитические, экономические факторы, оказавшие влияние на политическую культуру России. Заполните таблицу:


Факторы

Какие ценности, ориентации, убеждения, нормы формировали

Исторические:










Геополитические:










Экономические:











14. Каковы перспективы обогащения российской политической культуры западными ценностями и нормами политической жизни?

15. Какие ценности российской политической культуры близки к западным, а какие – к восточным?

16. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) активистская политическая культура;

б) политический стереотип;

в) патриархальная политическая культура;

г) политическая социализация;

д) политическая культура;

е) политический символ;

ж) подданническая политическая культура;

з) политический миф;

и) гражданская политическая культура;

к) социализант;

л) гомогенная политическая культура;

м) агентуры социализации;

н) фрагментарная политическая культура;

о) агенты социализации;

п) смешанная политическая культура;

р) искусственно гомогенная политическая культура;

с) субкультура;

т) политическая идентификация;

1) статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интегрировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего;

2) совокупность ориентаций граждан на локальные ценности – общину, род, клан и т.п. и на конкретные личности, осуществляющие власть, – вождей, шаманов, военачальников;

3) упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах;

4) совокупность ориентаций граждан, характеризующихся пассивным отношением к политической системе;

5) знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью;

6) «смешанный» тип политической культуры, в котором преобладает политическая культура участия;

7) «совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы, субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение» (Г. Алмонд и Г. Пауэлл);

8) процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества;

9) совокупность ориентаций граждан на активное включение в политическую жизнь, воздействие на политическую систему;

10) объект социализации, тот, на кого направлено социализирующее воздействие;

11) политическая культура, характеризующаяся единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью;

12) непосредственные субъекты политической социализации (преподаватели, журналисты, общественные деятели и т.д.);

13) политическая культура, характеризующаяся апатичностью и мобилизованным участием;

14) институты, осуществляющие процесс социализации (политические партии, СМИ, общественные организации, образовательные учреждения);

15) политическая культура, характеризующаяся конфликтной оппозиционностью различных субкультур;

16) политическая культура, характеризующаяся наличием ценностных ориентаций, отличающихся от норм и ценностей существующего режима;

17) система специфических политических ориентаций;

18) ощущение принадлежности к определенной социальной группе, партии, чувство сопричастности с ними.

17. Укажите, какие из нижеперечисленных положений и оценок соответствуют ориентациям относительно а) институтов государственного управления; б) «других» в политической системе; в) своей собственной деятельности:

1) «правила игры» – преставления об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы;

2) политическая действительность – представления о влиянии политических действий индивидов на вырабатываемую политику;

3) оценки и реакции индивидов относительно государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции;

4) оценки индивидом собственных политических «ресурсов»;

5) ощущение принадлежности к определенной социальной группе, партии, чувств сопричастности и лояльности к ним;

6) оценки различных требований к политической системе;

7) политические убеждения, отражающие отношение к другим политическим группам.
Прокомментируйте следующие высказывания:

«Есть два момента, которые необходимо отметить в связи с понятием политической культуры. Во-первых, она не совпадает с данной политической системой или обществом. Структура ориентаций относительно политики может простираться и обычно простирается за пределы политических систем. Второй момент заключается в том, что политическая культура не является тем же самым, что и общая культура» (Г. Алмонд, американский политолог ХХ в.).

«Политическая культура – всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное» (С. Верба, американский политолог ХХ в.).

«В стране «Х» большинство граждан убеждено, что правительственные чиновники, берущие взятки, поступают дурно, а между тем взятки чиновники все-таки берут. Что же считать политической культурой данного общества: убеждения граждан или поведение чиновников? «И то, и другое», – отвечает большинство политологов, поскольку и убеждения граждан, и поведение чиновников приняли устойчивый характер и служат воспроизводству сложившейся системы политических отношений. Поэтому исследователь культуры держит в поле внимания как идеалы, так и реальность – даже если они противоречат друг другу» (Э.Я. Баталов, российский политолог ХХ в.).

«Гражданская культура – это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль «подданных». Еще важнее тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества прихожан и подданных не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к тем двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного» (Г. Алмонд, С. Верба, американские политологи ХХ в.).

Темы докладов, рефератов, сообщений
Проблема политической культуры в истории политической мысли.

Сравнительный анализ политических культур: Запад – Восток – Россия.

Советская политическая культура: сущность и типологические особенности.

Структура и функции гражданской политической культуры.

Политическая культура российского общества: традиции и инновации.

Политико-культурные факторы в процессе модернизации.

Политические нормы и ценностные ориентации современного российского общества.

Литература
Алмонд, Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций / Г. Алмонд // Антология мировой политической мысли: в 5 т. – М.: Мысль, 1997. – Т. 2. Зарубежная политическая мысль. – С. 593–610.

Алмонд, Г. Гражданская культура и стабильность демократии / Г. Алмонд, С. Верба // Полис. – 1992. – № 4. – С. 122–134.

Ачария, Б. Особенности воздействия политической культуры на политическую систему общества / Б. Ачария, С.М. Чаморро. – М.: Диалог – МГУ, 1998. – 171 с.

Баталов, Э.Я. Политическая культура современного американского общества / Э.Я. Баталов. – М.: Наука, 1990. – 252 с.

Башкирова, Е.Н. Трансформация ценностей российского общества / Е.Н. Башкирова // Полис. – 2000. – № 6. – С. 51–65.

Бойков, В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян / В.Э. Бойков // Социс. – 2004. – № 7. – С. 46–52.

Борисенко, М.В. Роль политических мифов в идейной дезориентации российского общества во второй половине 80-х–начале 90-х гг. ХХ столетия / М.В. Борисенко // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2003. – № 1. – С. 53–61.

Ваганова, Г.А. Сравнительный анализ политической культуры российского и западного общества: учеб. пособие / Г.А. Ваганова, Ю.С. Коноплин, Г.Р. Пушкарева. – М.: Изд-во МАИ, 1994. – 56 с.

Ваторопин, А.С. Политические ориентации студенчества / А.С. Ваторпин // Социс. – 2000. – № 6. – С. 39–43.

Галаганова, С.Г. Сравнительная политология: Запад – Восток – Россия / С.Г. Галаганова, А.М. Ушков, М.А. Фролов. – М.: Изд-во МГТУ, 1994. – 107 с.

Гельман, В.Я. Политическая культура, массовое участие и электоральное поведение / В.Я. Гельман // Политическая социология и современная российская политика. – СПб., 2000. – С. 9–36.

Глебова, И.И. Политическая культура современной России: облики новой русской власти и социальные расколы / И.И. Глебова // Полис. – 2006. – № 1. – С. 33–44.

Данилевский, Н. Россия и Европа / Н. Данилевский. – М.: Древнее и современное, 2002. – 548 с.

Завершинский, К.Ф. Когнитивные основания политической культуры: опыт методологической рефлексии / К.Ф. Завершинский // Полис. – 2002. – № 3. – С. 19–30.

Иванова, С.Ю. Патриотизм, национализм, глобализм: социокультурные, исторические и антропологические аспекты / С.Ю. Иванова. – Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 2004. – 198 с.

Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества / Р. Инглхарт // Полис. – 1997. – № 4. – С. 6–32.

Историческая память: преемственность и трансформации («круглый стол») // Социс. – 2002. – № 8. – С. 76–85.

Литвинович, М.А. Политические стереотипы в сознании россиян / М.А. Литвинович // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2002. – № 2. – С. 88–100.

Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство – СПб, 2001. – 412 с.

Луков, В.А. Особенности молодежных субкультур в России / В.А. Луков // Социс. – 2002. – № 10. – С. 79–87.

Малмин, А.М. Религия, плюрализм и генезис политической культуры Запада / А.М. Малмин // Ретроспективная и сравнительная политология. – М.: Наука, 1991. – С. 48–60.

Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире / под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 378 с.

Панарин, А.С. Российская политическая культура: прогнозы на XXI век / А.С. Панарин // Власть. – 1997. – № 11. – С. 44–49.

Перов, А.В. Тенденции и особенности формирования политических субкультур в современном российском обществе / А.В. Перов // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2003. – № 2. – С. 20–23.

Пивоваров, Ю.С. Политическая культура пореформенной России / Ю.С. Пивоваров. – М.: ИНИОН, 1994. – 217 с.

Политическая культура России / под ред. Ю.С. Пивоварова. – М.: ИНИОН, 1990. – 230 с.

Пикалов, Г.А. Теория политической культуры: учеб. пособие / Г.А. Пикалов. – СПб.: БГТУ, 2004. – 156 с.

Померанц, Г.С. Столкновение или диалог культур? Альтернативы для Европы / Г.С. Померанц, Т.С. Кондратьева, В.П. Любин // Актуальные проблемы Европы: сб. науч. тр. – М., 2005. – № 1: Западная Европа перед вызовами иммиграции. – С. 11–27.

Попов, А.В. Ценности в политике / А.В. Попов, Л.А. Зуева // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2000. – № 1. – С. 3–12.

Поливаева, Н.Р. Тип общества и политическое сознание / Н.Р. Поливаева // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политика. – 2002. – № 2. – С. 3–27.

Политическая культура: теория и национальные модели / ред. К.С. Гаджиев. – М.: Фирма «Интерпракс», 1994. – 350 с.

Романович, Н.А. Демократические ценности и свобода по-русски / Н.А. Романович // Социс. – 2002. – № 8. – С. 35–39.

Россия в поисках идентичности: материалы «круглого стола», 22 дек. 2004 г. / под ред. А. Владиславлева [и др.]. – М.: Фонд Единство во имя России, 2005. – 95 с.

Семененко, И.С. Трансформация критериев самоидентификации в социокультурном и политическом пространстве: западная парадигма и российский контекст / И.С. Семененко // Полис. – 2000. – № 3. – С. 80–89.

Скворцов, Л.В. Проблема цивилизационной самоидентификации России: теоретический аспект / Л.В. Скворцов // Россия и современный мир. – 2005. – № 2. – С. 52–77.

Соколов, В.М. Толерантность: состояние и тенденции / В.М. Соколов // Социс. – 2003. – № 8. – С. 54–63.

Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 535 с.

Тощенко, Ж.Т. Фантомы общественного сознания и поведения / Ж.Т. Тощенко // Социс. – 2004. – № 12. – С. 3–16.

Щербинина, Н.Г. Архаика в российской политической культуре / Н.Г. Щербинина // Полис. – 1997. – № 5. – С. 127–139.

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21
написать администратору сайта