Главная страница
Навигация по странице:

финансовое тема1. Практикум по финансовому праву. Лушникова М. В. 2012 г. (должен быть в электронном варианте). Все учебники не позднее 2010 г. Учебник М. В. Карасева (Сенцова) Учебник под ред. Грачевой Е. Ю



Скачать 117.05 Kb.
Название Практикум по финансовому праву. Лушникова М. В. 2012 г. (должен быть в электронном варианте). Все учебники не позднее 2010 г. Учебник М. В. Карасева (Сенцова) Учебник под ред. Грачевой Е. Ю
Анкор финансовое тема1.docx
Дата 24.04.2017
Размер 117.05 Kb.
Формат файла docx
Имя файла финансовое тема1.docx
Тип Практикум
#2168

Тема 1. Общая часть финансового права.

Литература:

  1. Практикум по финансовому праву. Лушникова М.В. 2012 г. (должен быть в электронном варианте).

  2. Все учебники не позднее 2010 г. Учебник М.В. Карасева (Сенцова)

  3. Учебник под ред. Грачевой Е.Ю.

  4. Учебник Кучеров И.И.

  5. Учебник под ред. С.В.Запольского

  6. Учебник под ред. Крохиной Ю.А. (Умнова)

План:

  • Понятие Финансового права: предмет и структура

  • Метод и принципы Финансового права

  • Финансово-правовые акты

  • Публичные субъекты финансового права и финансовый контроль



  1. Понятие финансового права: предмет и структура.

Финансовое правокак отрасль права призвана обеспечить согласованность (баланс) публичных финансовых интересов государства, с одной стороны, и частных финансовых интересов с другой.

Финансы –денежные средства, денежные обязательства, которые подразделяются на виды.

Публичные централизованные денежные фонды и децентрализованные денежные фонды делятся на государственные финансы и муниципальные (местные).

К финансовому праву относятся только публичные финансы.

Публичные финансы – совокупность денежных средств, которые находятся в собственности и распоряжении государства, его муниципального образования, в форме централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Финансы в фондах для того, чтобы потом из этих фондов расходовать средства для работы государства.

Финансовая деятельность государства – (государственное хозяйство) это ситсемообразующая категория Финансового права. Эта теория обоснована Адамом Смиттом в 1776 году.

Финансовая деятельность государства – деятельность по формированию публичных доходов в централизованные и децентрализованные денежные фонды государства и муниципального образования, и организация их расходования с целью обеспечения практического выполнения функций государства и муниципального образования.

Финансовые отношения – отношения, которые складываются в сфере финансовой деятельности государства и муниципального образования.

Эти отношения характеризуются 3 признаками:

  • Публичные. Финансовые отношения – властные отношения, где одним из субъектов выступает публичное образование в лице своих органов

  • Имущественные. Финансовые отношения – денежные отношения, т.е. разновидность особых имущественных отношений, где предметом выступают публичные финансы. Финансовые имущественные отношения носят безэквивалентный характер в отличие от имущественных отношений в гражданском праве.

  • Целевой характер этих финансовых отношений, т.е. публичные финансы в рамках финансовых отношений призваны обеспечить функционирование государства и муниципального образования.

Предмет финансового права.

Он имеет сложную структуру, включающую финансовые отношения (властно-имущественные) и организационные финансовые отношения (производные, возникающие по поводу публичных финансов в процессе финансовой деятельности государства и муниципального образования).

Вопрос о структуре финансового права – дискуссионный. Условно можно выделить 2 подхода по определению структуры.

Широкая концепция

Узкая концепция

Общее

В структуре предмета финансового права есть общая часть и особенная. В общей части называются институты публичных субъектов финансового права, принципы финансового права, институт финансово-правовых актов, институт финансового контроля.

Различное

Основана на теории публичного интереса в регулировании финансовых отношений. Помимо институтов и отраслей, которые названы в узкой концепции, данная включает:

  • Финансово-правовое регулирование банковской деятельности;

  • Финансово-правовое регулирование страхования;

  • Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг и финансовых услуг;

  • Финансово-правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности

  • Финансово-правовое регулирование инвестиций.

Министерство образования придерживается этого подхода.

Основана на теории публичных фондов. Соответственно, в структуру предмета финансового права включаются подотрасли и институты, регулирующие формирование и организацию расходования публичных фондов. Следовательно, в особенную часть включают:

  • Бюджетное право (регулирует бюджетные отношения, связанные с принятием и использованием бюджета);

  • Налоговое право;

  • Институт эмиссии. Право регламентирует не только эмиссию денежных знаков, но и их обращение, а также валютное регулирование;

  • Институт финансово-учетного права (бухгалтерский учет, бюджетный учет, налоговый учет);

Лушникова М.В. Сторонник этой теории, т.к. широкий подход не соответствует признакам финансового отношения, перечисленного выше.



  1. Метод и принципы финансового права.

Ведущий метод – властно-имущественные предписания, но в ряде случаев дозволение и запрет, как вспомогательные.

По второму подходу (каждая отрасль имеет свой индивидуальный подход, а ядром является правовое положение сторон) здесь императивный метод. Императивность означает, что и та, и другая сторона подчиняется закону.

Особенности юридических фактов, которые предусматриваются законом. Особое место занимают финансово-плановые акты (бюджеты), финансовый договор (особый юридический факт).

Следующий элемент отраслевого метода – особенности отраслевой ответственности и защиты прав сторон финансового отношения. По отраслевой ответственности в финансовом праве необходимо сделать ряд замечаний. Есть 2 разных подхода при характеристике ответственности:

  1. Существует некая отраслевая финансово-правовая ответственность, как самостоятельный вид ответственности, которая существует в различных разновидностях: налоговая ответственность, бюджетная ответственность, следовательно, существует самостоятельная отраслевая ответственность.

  2. Не существует финансовой ответственности как самостоятельного вида. Вся ответственность в современном Российском праве подразделяется на гражданско-правовую, уголовную, административную, дисциплинарную. Следовательно, здесь разновидность административной ответственности.

Законодатель придерживается обеих концепций. Формально существует самостоятельный вид налоговой ответственности, страховой ответственности. ФЗ «О социальных страховых взносах в фонды социального страхования, медицинского страхования», ФЗ «о валютном регулировании и валютном контроле».

Однако вместо финансовой ответственности появляется административная ответственность за нарушение валютного законодательства, аналогично с денежным обращением, т.е. административная ответственность (т.к. ответственность предусмотрена в КоАПе).

В отношение бюджетной ответственности решение законодателя неоднозначно: в БК составы бюджетных правонарушений, а процедура отсутствует.

Принципы финансового права. Нет единого нормативного акта, где было бы легальное закрепление принципов. Законодатель закрепил отдельные виды принципов по институтам и подотраслям финансового права. Следовательно, это своеобразный пробел в законодательстве.

Общие принципы:

  • Принцип согласования публичных и частных интересов в сфере финансирования;

  • Принцип единства финансовой политики и денежной системы РФ;

  • Принцип финансового федерализма;

  • Принцип самостоятельной финансовой деятельность органов местного самоуправления;

  • Принцип гласности;

  • Принцип плановости.



  1. Финансово-правовые акты.

Это акты, образующие правовую основу финансовой деятельности государства, которые по своим юридическим свойствам (характеристикам), подразделяющиеся на следующие виды:

  1. Нормативные акты.

    • Финансовое законодательство. Здесь кодексы исключительно кодексы, федеральные, региональные и местные законы;

    • Подзаконные нормативные акты, которые издают исполнительные органы, но они имеют следующие особенности:

      • Принимаются только по основаниям и в случаях, предусмотренных законами;

      • Не могут изменять или дополнять федеральные законы.

  2. Финансово-плановые акты. Это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по формированию денежных фондов и их использования на предусмотренные законом цели. Они имеют сложную юридическую природу, совмещающие в себе черты нормативно-правовых актов и индивидуальных актов, т.к. содержат не только конкретные задания, но и нередко указания на конкретное исполнение этих заданий. Сюда законы о бюджетах всех уровней, сметы казенных учреждений, кредитные и кассовые планы Центральнного банка РФ и др.

  3. Финансовые договоры. Договоры в финансовом праве могут разделяться на 2 группы:

    • Финансовые договоры, как разновидность публичных договоров:

      • Нормативные финансовые договоры (международные налоговые соглашения об устранения об устройстве двойного налогооблажения, договоры между публичными образованиями (РФ, субъекта РФ по поводу финансовой помощи из федерального бюджета субъекта федерации));

      • Индивидуальные финансовые договоры (договоры межбюджетной ссуды, договоры государственного займа, договоры государственного кредита).

    • Договоры в финансовом праве – гражданско-правовые договоры, которые применяются в финансовом праве в силу прямого на то указания федерального закона.

  4. Ведомственные ненормативные акты. Это письменные разъяснения, инструкции по применению финансово-правовых нормативно-правовых актов, данные финансовыми, налоговыми и иными уполномоченными органами в пределах их компетенции (Минфин, ФНС, ЦБ РФ и т.д.)

Основная характеристика:

  • Письменные акты, при этом они могут быть как в обычной письменной форме, так и в электронном виде, могут появляться как в СМИ, так и в правовых системах;

  • Ведомственные нормативные акты норм не содержат. Необходимо регистрация в Минюсте;

  • Эти акты порождают для них правовые последствия. Например, ст. 111 НК – обстоятельства, исключающее ответственность налогоплательщика, в случае, если он действовал в русле ведомственных нормативных актов. Если несколько писем, если противоречие в финансовом законодательстве, то все сомнения в пользу налогоплательщика и иных субъектов финансового права.

  • Они издаются уполномоченными на то органами. Например, акты министерства финансов, которые подписываются министром, его замом, руководителем департамента наг=логовой и таможенной политики. Судебная арбитражная практика это правило толкует расширительно и не исключает случаи, когда такие ведомственные акты подписыаваются иными должностными лицами того же министерства финансов. При этом, названные акты являются для суда обстоятельством, исключающим привлечение налогоплательщика к ответственности, или исключающим начисление пени (см. ст. 111 и 75 налогового кодекса РФ.

  1. Индивидуальные финансово-правовые акты акт, содержащий государственно-властное решение по вопросам финансовой деятельности и персонально адресованный.Это государственно-властные предписания по вопросам финансовой деятельности, которые отвечают следующим признакам:

    • Обязательная письменная форма;

    • Рассчитан этот акт на определенный строго индивидуальный случай и обращен поименно к конкретным лицам;

    • Этот акт порождает правовые последствия в отношении указанных лиц.

Только эти акты могут быть обжалованы лицом в административном или судебном порядке. Например, прошла выездная налоговая проверка, по результатам ее акт, в котором указаны выявленные нарушения налогового законодательства, дальше сумма недоимки и пенни, которые начислены организации, а также сумма штрафных санкций за нарушение. В свою очередь, этот акт рассматривается руководителем налогового органа, в результате рассмотрения решение о привлечении к ответственности. Т.о. 2 акта. Нельзя обжаловать акт выездной проверки. Обжаловать можно только решение. На акт выездной проверки пишутся возражения, которое направляется в налоговый орган, который этот акт выдал, а не в судебный или административный орган.

4)Публичные субъекты финансового права и финансовый контроль.

Субъекты делятся на 2 категории:

    • Публично-правовые субъекты – публично-правовые образования в лице их органов (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования). Характеристика:

      • Наличие финансово-правовой компетенции государственно-властного характера. Например, РФ имеет суверенные полномочия:

        • Только РФ обладает правом денежной эмиссии;

        • Устанавливает федеральные, региональные, местные налоги. Субъект федерации только вводит налоги на своей территории;

        • Полномочия в сфере бюджетного права и процесса;

        • Право на государственный кредит, где государство как в роли кредитора, так и в роли заемщика.

      • Финансово-правовая деятельность публичных образований сопровождается полномочиями по финансовому контролю как законодательных, так и исполнительных органов власти. Объединены полномочия по финансовой деятельности и финансовом контролю. Например, Госдума в сфере бюджетного права принимает закон о бюджете и она же осуществляет финансовый контроль за использованием средств. Минфин осуществляет специальную финансовую деятельность, определяет общие правила финансовой политики государства, осуществляет текущую финансовую деятельность. А в структуру минфина есть налоговая служба, которая отслеживает поступление налоговых платежей в казну.

    • Частные лица и организации. Нет общего понятия финансовой правосубъектности. Она дифференцируется в зависимости от отраслей и институтов финансового права, видов отношений например, налоговая, эмиссионная, валютная правосубъектность.

Зачастую законодатель дифференцируемую финансовую правосубъектность коррелирует (связывает) либо с гражданской правосубхъектностью, либо с административной правосубъектностью.

Финансовый контроль. В теории финансового права два подхода к определению финансового контроля. Одни ученые настаивают на том, что финансовый контроль это самостоятельный институт общей части финансового права. Другие утверждают, что не существует некого общего финансового контроля, финансовый контроль является необходимой частью (составляющей) конкретных институтов, подотраслей особенной части финансового права.

Если побеждает первая концепция, то на практике законодатель должен принять единый нормативный акт – закон о финансовом контроле, в котором предусмотреть взаимосвязанную систему контроля, органы, перечень их полномочий, формы финансового контроля (его проверок, ревизий) и результаты. Такая попытка создания закона предпринималась, но законопроект не прошел. Зато на уровне СНГ сторонники этой концепции в большинстве и межпарламентским комитетом СНГ принят (2004) модельный закон СНГ о финансовом контроле. Участникам предлагается иметь такой общий закон на фоне модели. Лушникова считает, что он более приемлем.

Согласно второму подходу каждая форма финансового контроля имеет свою специфику, следовательно нет оснований исключать нормы такого контроля из указанных нормативно-правовых актов. Они должны остаться там. Например, в налоговом кодексе есть специальная глава, посвященная налоговому контролю. Если убрать налоговый контроль, то в налоговом кодексе ничего не останется. Применяется на уровне РФ.

Финансовый контроль –в зависимости от уровня этого контроля подразделяют на

  • Публичный (государственный и муниципальный);

  • Внутрихозяйственный;

  • Аудиторский.

При этом авторы одних учебников полагают, что все эти три уровня финансового контроля включаются в предмет финансового права, другие придерживаются иной позиции, полагая, что к финансовому праву имеет отношение только публичный финансовый контроль, а внутрихозяйственный контроль и аудиторский – это сфера административного права.

ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которому выделяется 2 вида аудита: добровольный и обязательный (принудительный). Что касается обязательного аудита, то считается, что это сфера финансового права, разновидность финансового контроля. Сомнительная постановка контроля, но Конституционный суд РФ в постановлении от 1 апреля 2004 года причисляет обязательный аудит по закону «Об аудиторской деятельности» к форме публичного финансового контроля. Аргументы: во-первых, обязательный аудит преследует публичные цели, защищает публичные интересы, во-вторых, именно ФЗ уполномочил негосударственные аудиторские организации осуществлять публичные функции по контролю.

Публичный финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных органов власти в формах проверок и ревизий, своевременности и полноты поступления доходов в централизованные и децентрализованные денежные фонды и целевого эффективного их использования.

Классификация видов финансового контроля:

  1. По органам, осуществляющим финансовый контроль:

    1. Финансовый контроль представительных органов власти:

      1. Независимый финансовый контроль (контроль, который осуществляет счетная палата РФ, счетно-контрольные органы субъектов федерации и публичных образований);

      2. Парламентский контроль, который осуществляет сам законодательный орган, например, контроль государственной думы при утверждении отчета об исполнении бюджета.

    2. исполнительных органов власти:

      1. Финансовый контроль органов общей компетенции:

        1. Президентский контроль:

          • Контрольное управление Президента;

          • Уполномоченные представители Президента в федеральных округах;

        2. Контроль правительства РФ.

      2. Финансовый контроль органов специальной компетенции:

        1. Финансовый контроль центрального банка,

        2. Федеральной таможенной службы

        3. Министерства финансов. Осуществляется федеральными службами, в структуре Минфина:

          • ФНС

          • Федеральная служба страхового надзора

          • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

          • Федеральная служба по финансовому мониторингу (см. дополнительно ФЗ от 7 августа 2001 года №115-ФЗ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.)

          • Федеральная служба по финансовым рынкам

          • Федеральное казначейство.

Д/з:

Наименование органа контроля

Нормативно-правовые основы контрольной деятельности

Формы финансового контроля

Результаты финансового контроля.

  1. В зависимости от времени:

    1. Превдварительный контроль;

    2. Текущий финансовый контроль;

    3. Последующий финансовый контроль;

  1. В зависимости от предмета финансового контроля:

    1. Бюджетный контроль;

    2. Налоговый контроль;

    3. Валютный;

    4. Банковский (пруденциальный)

    5. Контроль в сфере денежного обращения;

  2. По форме проведения финансового контроля:

    1. Обязательный;

    2. Инициативный (выездная налоговая проверка).

  3. По методу проверки:

    1. Сплошной;

    2. Выборочный;

  4. В зависимости от способа получения информации при выполнении контрольных функций:

    1. Документальный (наиболее часто распространен)

    2. Фактический (при проведении выездной проверки может происходить контроль помещений);

    3. Финансовый мониторинг (получает информацию контрольный орган от так называемых информаторов. Например на цучет поставлен автомобиль, человек стал плательщиком транспортного налога. Появляется налоговое уведомление, благодаря информаторам);

  5. Пол периодичности проведения:

    1. Систематический;

    2. Периодический;

    3. Эпизодический;

  6. В зависимости от способа организации контрольных мероприятий:

    1. Ревизии;

    2. Проверки;

    3. Наблюдения (мониторинг).
написать администратору сайта