Главная страница
Навигация по странице:

metodichka по философии. Методические указания Онтология



Скачать 281 Kb.
Название Методические указания Онтология
Анкор metodichka по философии.doc
Дата 17.01.2018
Размер 281 Kb.
Формат файла doc
Имя файла metodichka по философии.doc
Тип Методические указания
#15493
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Кафедра философии

ОНТОЛОГИЯ

Методические указания

Ярославль 2010

Составитель: канд. филос. наук, доцент М.З. Мусин
Методические указания «Онтология» предназначены для студентов, обучающихся по всем специальностям на степень бакалавра и специалиста, и могут быть использованы при изучении курса философии. Указания содержат темы лекционных занятий, списки литературы, контрольные вопросы и темы рефератов.
Рецензент: кафедра философии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Оглавление



Оглавление 4

ТЕМА 1. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ 5

ТЕМА 2. МАТЕРИЯ 11

ТЕМА 3. ДВИЖЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ 22

ТЕМА 4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 32

ТЕМА 5. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 47



ТЕМА 1. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ


Основные вопросы

1. Смысл проблемы бытия.

2. Основные формы бытия.

3. Реальность субъективная и объективная. Бытие как единство субъективной и объективной реальности.

4. Многообразие явлений и проблема единства мира, поиск первоосновы сущего.
Онтология - философское учение о наиболее общих свойствах бытия и фундаментальных посылках познания. Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого раскрывается в таких категориях, как «нечто» и «ничто», «возможное» и «невозможное», «определенное» и «неопределенное», «количество» и «мера», «качество», «порядок», а также в понятиях «пространство», «время», «движение», «форма», «становление», «происхождение», «переход» и др.

Предметом философии служит бытие. В науке же предмет предполагается, то есть служит предпосылкой. Предпосылочность науки означает, что нечто принимается, признается существующим. Так, физика исходит из того, что природа (как некое целое, в котором существует естественный порядок) – есть. Математика – из того, что число – есть; психология – что есть психика; история – что есть история. Иными словами, любая научная дисциплина исходит из того, что ее предмет есть, не сомневается в его существовании. Это значит, что в науке не ставится вопрос о бытии предмета исследования: верят не в число, а в бытие числа, не в психику, а в бытие психики. В этом состоит феномен «онтологической веры»; он заключается в том, что отождествляются некий предмет и бытие (сущее и бытие).

«Онтологическая вера» является фундаментом не только научного, но и обыденного мировоззрения, основой самого существования человека в мире, ибо оно невозможно без веры в то, что мир (и Я в мире) есть как целое. Однако в само бытие нельзя уверовать, в нем можно только пребыть. Философия в этом смысле является нескончаемой, каждый раз возобновляемой в новых эмпирических условиях, попыткой переживания опыта бытия, того, что есть.

Для понимания онтологической проблематики необходимо уяснить существующее в философии со времен Античности различение бытия и сущего. Сущее – это совокупность окружающих вещей, наличный предметный мир, явленный сознанию. Сущим является эта книга; человек, который ее читает; проезжающий за окном дома автомобиль; облака; собака; теоремы и аксиомы; музыка; мои мысли и эмоции… Все, что существует кажется таким различным и отдельным друг от друга, но среди многообразия сущего можно найти то, что является общим всему: Все существующее (сущее вообще) ЕСТЬ. Это и выражено в понятии бытия.

Почему вообще есть сущее, а не наоборот – ничто? Это, по убеждению выдающегося философа XX века Мартина Хайдеггера, первейший из всех вопросов, поскольку он самый обширный, самый глубокий и, наконец, самый изначальный.

Вопрошание о бытии охватывает все сущее, то есть не только ныне наличествующее в самом широком смысле, но и прежде бывшее и сущее в будущем, или, иначе, сущее как таковое в целом. Вопрошание о бытии ищет основу сущего, устремляется в его глубину. Почему вообще есть сущее? Что является его причиной, основанием? Однако, поскольку бытие открывается только человеку и через его сознание, то вопрошание о бытии есть не что иное как попытка приобщения к истинному, настоящему существованию, попытка утоления жажды свободы, самобытности. Что значит быть, а не существовать (как вещь, растение или животное)? В этом смысле вопрос о бытии является изначальным вопросом, вопросом всех вопросов. Именно он превращает человека в существо спрашивающее, порождает у него состояние вопросительности, является истоком всех остальных (более частных) вопросов.

Бытие, в отличие от сущего, – это чистое существование, не имеющее причины, бытие – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. Как философское понятие, бытие не тождественно существованию мира и всего, что в мире имеется. Бытие - это мысль о всеобщности, всеобщей связи между всем, что существовало, существует, будет или может существовать.

Содержание бытия как философской категории отлично от обыденного его понимания. Бытие повседневного обихода — это все, что существует: отдельные вещи, люди, идеи, слова. Философу же важно выяснить, что такое «быть», существовать? Отличается ли существование слов от существования идей, а существование идей — от существования вещей? Чей вид существования более прочен? Как объяснить существование отдельных вещей — «из них самих», или же искать основу их существования в чем-то еще — в первоначале, абсолютной идее? Существует ли такое Абсолютное Бытие, ни от кого, ни от чего не зависящее, определяющее существование всех других вещей, и может ли человек познать его?

Однако попытки раскрыть содержание категории бытия сталкиваются с большими трудностями: на первый взгляд, оно слишком широко и неопределенно. На этом основании некоторые мыслители полагали, что категория бытия — это «пустая» абстракция. Г. Гегель писал: «Для мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем бытие». Ф. Энгельс также считал, что категория бытия мало чем может нам помочь в объяснении единства мира, направления его развития. А в XX столетии М. Хайдеггер утверждал: «Когда соответственно говорят: “бытие” есть наиболее общее понятие, то это не может означать, что оно самое ясное и не требует никакого дальнейшего разбора. Понятие бытия скорее самое темное».

Однако в XX веке намечается «онтологический поворот», философы призывают вернуть категории бытия ее подлинное значение. Обостренный интерес к проблеме бытия соотносится с пристальным вниманием к внутреннему миру человека, его индивидуальным характеристикам, структурам его мыслительной деятельности. Мыслители вновь и вновь возвращаются к фундаментальным вопросам: каковы особенности человеческого существования, каковы его связи с бытием, каковы возможности упрочения и совершенствования своего бытия? Основное желание «быть» является главной «жизненной предпосылкой» существования философии. Философия — это поиск форм причастности человека к бытию, закрепления себя в бытии. В конечном итоге — вопрос о бытии — это вопрос о преодолении небытия (ничто), о жизни и смерти.

Как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют как бы пирамиду, в основании которой находится неживая природа, над ней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы.

Каждая из форм обладает своей спецификой, неповторимой сущностью.

Бытие вещей и процессов неживой природы – это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга и т.д.). Это вся первая (естественная) и вторая (искусственная – созданная человеком) природа, лишенная жизни.

Бытие живой природы включает в себя два уровня. Первый из них представлен живыми неодухотворенными телами, т.е всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (вся биосфера во всем ее многообразии, представленная фауной и флорой планеты).

Второй – это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить: а) бытие конкретных людей; б) общественное бытие; с) бытие идеального (духовного).

Все существующее, все, что может возникнуть и возникло во времени образует реальность. Поскольку вещи, процессы, явления бывают разного рода, то различают два вида реальности: объективную и субъективную.

Объективная реальность – действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него. Субъективная реальность противоположна объективной и обозначает наш внутренний мир. Различаясь по способу своего существования, они тесно связаны друг с другом и в реальной жизни постоянно переходят друг в друга. Такую глубинную связь между ними, их единство и фиксирует категория «бытия».

Идея единства всего бесконечного многообразия мира приводит к представлению об общей основе всего существующего. В истории философии для обозначения первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория «субстанция» (от лат.substantia то, что лежит в основе). Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, воздуху, огню или мысленным конструкциям, «первокирпичикам» - апейрону, атомам.

Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания – постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому бы сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, эфир и т.д.

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира во всем его многообразии его вещей и явлений, получили название монизм (от греч. monos – один, единственный). Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis – двойственный). И, наконец, если более двух – плюрализмом (от лат. pluralis – множественный).

Монизм также имеет подвиды: материалистический и идеалистический. Материалистический полагает, что мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладает субстанциальной природой и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Милетской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его последователей. Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом можно выделить как объективно-идеалистический монизм (например, у Платона – это вечные идеи, в средневековой философии – Бог, у Гегеля – саморазвивающаяся «абсолютная идея»), так и субъективно-идеалистический (ощущения субъекта – по Беркли, трансцендентальное сознание – у Канта).
Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. М., 2008.

2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/ Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. М., 2003.

3. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

4. Доброхотов А.Л. Категория бытия, в классической западноевропейской философии. М., 1986.

5. Мусин М.З. Онтология// Философия: учеб. пособие/ под ред. Г.М. Нажмудинова, В.В. Томашова. Ярославль, 2009.

6. Основы онтологии: учеб. пособие/ Под ред. Ф.Ф. Вяккерева. СПб., 1997.

7. Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира// Вопросы философии. № 6. 2001.

8. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

9. Энгельс Ф. Диалектика природы// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20.
Контрольные вопросы

  1. В чем состоит предмет онтологии?

  2. Каково различие между бытием и сущим?

  3. Раскройте основные формы бытия.

  4. Что такое субстанция?

  5. Что такое материализм и идеализм? Чем отличаются друг от друга объективный идеализм и идеализм субъективный?


Темы рефератов

  1. Философское понятие бытия: от античности до наших дней.

  2. Проблема ничто в истории философии.

  3. Основные формы бытия.

  4. Проблема субстанции в истории философии.

  5. Монистические и плюралистические концепции бытия.


  1   2   3   4   5
написать администратору сайта