Главная страница
Навигация по странице:

мотояма уроки. Мотояма Дайован Вы писали 25 апреля 2012 г., 23 44 04



Скачать 145 Kb.
Название Мотояма Дайован Вы писали 25 апреля 2012 г., 23 44 04
Анкор мотояма уроки.doc
Дата 08.05.2017
Размер 145 Kb.
Формат файла doc
Имя файла мотояма уроки.doc
Тип Документы
#9010
страница 1 из 3
  1   2   3

Мотояма Дайован

Вы писали 25 апреля 2012 г., 23:44:04:




Как учить двойные ноты.
В гамме ( D-dur).
В Каприсе №5 Роде.
Сколько бы не учила - кристальной чистоты нет.
Или, действительно, это невозможно мне этого добиться.



Твоё затруднение находится далеко не в двойных нотах (тройных и пр.).
Тебе нужно не "чистить" интонацию, как, судя по твоему письму, это
происходит. Обрати внимание на такие вот 
задачи левой и правой рук:
Правая рука --- держи смычок всеми пятью пальцами на всём его протяжении
так 
легко, что бы он в них болтался (это позволит задействовать вес смычка
при звукоизвлечении, а так же успокоить левую руку). Играть (учить) разучиваемый
тобой материал только у подставки (
ровным, полнокровным, мягким звуком), держа
смычок, как написано ранее, 
легко.
Левая рука --- всё, что происходит в левой руке - это минимально затратное обеспечение работы только четырёх (игровых) пальцев. Эти четыре пальца должны двигиться, используя два "слова": быстро и легко... Причём, одно без другого немыслимоневозможно. После того как палец упал - мгновенно наступает состояние покоя (в руке, в пальце). До падения палец "! не готовится !" к этому падению на новую ноту. Рука расположена так, чтобы пальцы были над нужными местами всегда. Если пальцы "суетятся" после падения на струну, то чистой интонации не видать, причём нигде.
Строить, кстати, нужно по обертонам (данной тональности). Открытые струны всегда рядом, а также кватры в терцовых ходах и т.д. Это как само собой, я надеюсь, понятно, так как главное до этого. Ну вот так.

Приведённые в данном обучении упражнения, нуждаются в
беспрекословном, внимательном систематичном выполнении. Так Вы
гарантированно научитесь свободно владеть инструментом за 6-12
месяцев.

Скрипка – древний инструмент, развитие которого (как и навыков игры
на нём) почти не претерпело существенных преобразований за века его
существования. Причина в том, что конструкция инструмента, равно как
и весь звукотворческий процесс, задействуют естественные законы
Природы (естественное притяжение Земли). Поэтому обучаться на нём
легко и просто, когда знаешь, как говорится, что к чему.

1
! ! ! УПРАЖНЕНИЕ ! ! !

Первые три упражнения выполняются без инструмента (стоя).

Станьте на ровную поверхность прямо, свободно, руки висят «по швам»
(слегка поболтайте корпус от бёдер так, чтобы руки как плети начали
раскачиваться в такт), ступни ног на ширине плеч (желательно немного
шире), причём левая ступня «смотрит» немного влево, а правая ступня –
немного вперёд.

Медленно, чтобы не потерять ощущения налитых кровью рук,
приподнимите руки преимущественно в локтевых суставах (естественно,
словно как «само» получается), отслеживая ощущения в плечевом поясе
– он должен оставаться (всегда в дальнейшем) размягчённым. Это
гарантирует общую раскрепощённость Вашего игрового аппарата.

Внимание: СВОБОДОЙ называется такое состояние Вашего организма
(организма в целом), при котором любые необходимые действия
выполняются с минимально возможными усилиями, при этом возникает
общефоновое (игровое) состояние, которое идентифицируется как
состояние ПОКОЯ.

Продолжая плавный подъём рук, поднимите левую руку до уровня Вашего
лица ладонью вверх (округлую, безвольную, слово как «само»
получается) до полусогнутого положения, приблизительно 45* от
центральной линии Вашего корпуса (в том же направлении, что и левая
ступня).

Одновременно с левой рукой приподнимите правую руку, но ладонью вниз
(размягчённую, безвольную, слово как «само» получается) так, чтобы
запястье было напротив центральной линии Вашего корпуса.

Эта постановка соответствует положениям скрипки (левая рука) и
смычка (правая рука).

А теперь раскрепощайте руки (одновременно поднятые) до тех пор, пока
они сами не опустятся в свободном падении.

Смею заверить Вас, что первые три упражнения, первое из которых Вы
получили с первым письмом, являются основой подлинно-свободного
владения скрипкой. К ним мы с Вами всегда будем возвращаться.
Воспримите эти упражнения с особой внимательностью. При кажущейся
простоте, лишь  немногие Музыканты, кто дал себе труд сформировать
свою живую игру на базе этих упражнений, открыл неизмеримые
богатства мастерского владения инструментом.
2
! ! ! УПРАЖНЕНИЕ ! ! !

Выполните упражнение №1. Как почувствуете, что утвердились в нём –
поболтайте левой рукой из полусогнутого положения (какое она у нас
занимает в упражнении №1), наотмашь, но без усилий с Вашей стороны. При
этом Ваша размягчённая кисть левой руки плавно болтается, задевая
при этом левое плечо, после чего «опрокидывается» в противоположном
направлении, почти полностью раскрываясь. Таким образом, формируются
основы двигательно-моторных навыков левой руки (пока что без
пальцевой организации).

Теперь займёмся только правой рукой. Снова выполним упражнение №1
(см. первое письмо). Из полусогнутого положения правая рука начинает
раскачиваться (без сколько-нибудь заметного для Вас усилия).
Возможно, Вам будет удобна такая аналогия: Вы подтолкнули мячик, он
катится, уже без Вашего участия, постепенно замедляясь до полной
остановки. Раскачиваясь, правая рука постепенно достигает левого
плеча (размягчённой кистью), а обратное движение вообще ни чем не
ограничено до полной самопроизвольной остановки правой руки. Когда
правая рука приближается к левому плечу – пусть у неё будет не
большой, естественный для Вас, характерный разворот в предплечье так,
словно Вы собрались взглянуть на наручные часы. При этом кисть (в
запястье) будет разболтано болтаться не вертикально, а (условно)
горизонтально, продолжая общее движение правой руки. Таким образом,
формируются основы двигательно-моторных навыков правой руки,
включая так называемые смены смычка.
3
Как Вы уже заметили, пассивные (инерционные) силы имеют решающее
значение для формирования грамотного (естественного) игрового
аппарата.

Таким образом, Вы тренируете двигательно-координационную постановку
каждой руки, что и требуется.


Это упражнение центральное из первых трёх упражнений.

Выполните с прилежанием первые два упражнения. Теперь
синхронизируем движения уже освоенного упражнения №2, что станет
краеугольным камнем к целостному восприятию инструмента.

Выполните упражнение №1. Пустите правую руку, почти в свободном
падении, «вниз», тем самым раскрывая её (как мы это делали в
произвольном ритме в упражнении №2). Когда почувствуете, что правая
рука сама, затормозившись, остановлена в покое – непосредственно
перед полной остановкой правой руки начинайте движение левой рукой к
левому плечу (как было в упражнении №2). Теперь, когда левая рука
полностью остановлена, начинайте (только после этого) обратное
движение правой руки – вверх (плечевой пояс размягчён) до тех пор,
пока правая рука сама не остановится у левого плеча (кисть). Перед
полным торможением правой руки, левая рука начинает своё обратное
движение к головке скрипки, раскрываясь (как в упражнении №2). Это
единый цикл.

Теперь выполняем весь цикл в чётко заданном движении на счёт таким
образом: «раз-и-два-и-три-и-четыре-и» (можно считать просто до восьми)
– в одну сторону (вниз), и «раз-и-два-и-три-и-четыре-и» - в обратную
сторону (вверх). При этом левая рука начинает движение на три
последних счёта: «…и-четыре-и», или «…шесть-семь-восемь».
Упражнение №3 – Ваша, Сумина  Варвара, тренировочная площадка, сколь
бы Вы далеко ни продвинулись в дальнейшем на пути овладения
инструментом.
Это упражнение должно стать Вашей натурой, это состояние покоя в
движении.

Дальнейшие занятия проходят на инструменте, базируясь на
сегодняшнем упражнении №3.

4

Прошу Вас выполнить три первых упражнения. После этого возьмите
удобно смычок левой рукой посередине (правая рука отдыхает) так,
чтобы его колодка была напротив Вашего лица на уровне груди, а его spitz
(конец смычка) «смотрел» через левое плечо назад.

Теперь мягко уроните размягчённую кисть Вашей правой руки на трость
смычка так, чтобы большой палец кончиком прикасался к основанию
колодки на внутренней огранке смычка (трости), а все остальные пальцы
(указательный, средний и безымянный) – свисали от средних
(приблизительно) фаланг пальцев. Мизинец при этом остаётся округлой
формы, кончиком упираясь на внешнюю огранку смычка (трости).

Всё это выполняется одним «случайным» движением, к которому Вы в
буквальном смысле ни каких усилий не прикладываете. Доведите это
простое действие (эластично-цепкое «хватание» без схватывания
смычка) до автоматизма. Выполняете 25 раз подряд это простое
упражнение, после чего - делаете перерыв. Затем - Вы снова выполняете
упражнение (однако, без переутомления).

Дальнейшее воспитание игровой хватки смычка будет
персонифицировать как каждый палец в отдельности, так и игровые
сочетания пальцев правой руки, раскрывая тем самым потенциал
звукотворческого процесса.

Урок 5

Выполните три первых упражнения (без четвёртого). Теперь возьмите
скрипку правой рукой и приставьте её к левой стороне шеи (45* от
центральной линии Вашего корпуса) на уровне соединения шеи и ключицы.
Сейчас, продолжая держать таким образом скрипку правой рукой,
поднимите левую руку к шейке скрипки так, чтобы шейка оказалась между
большим пальцем и основанием указательного пальца. Вы, аналогично
прошлому, четвёртому, упражнению со смычком, вкладываете в
размягчённую ладонь левой руки скрипку, после чего убираете правую
руку – в ней больше нужды нет. Теперь - мягко прикоснитесь левой
скулой к подбороднику скрипки, без какого-либо специального усилия
головы.  Кисть левой руки естественным образом продолжает линию
локтевого сустава, не заваливаясь ни вперед, ни назад, находясь
условно вертикально. Четыре игровых пальца (указательный, средний,
безымянный и мизинец) располагаются над струнами, приблизительно на
равной высоте, но без дополнительных усилий, т.е. «как-само-есть».
Общее состояние руки – размягчённость.

Теперь возьмите смычок самостоятельно правой рукой всеми пятью
пальцами одновременно, как мы это делали в четвёртом упражнении,
только без помощи левой руки на сей раз. Пальцы размягчённые, но
цепкие (как щупальца осьминога), они естественно полукруглые (включая
мизинец), что, как и остальное, зависит от округлости большого пальца.

Удерживая смычок таким образом, поднесите его к скрипке, а точнее – в
положение, которое мы с Вами будем называть предигровым – над
струнами (в данный момент над струной «Ля»). В момент соприкосновения
волоса смычка со струной начинайте движение правой руки по заданной
прямой, как описано во втором и третьем упражнениях.

Справка: есть три фазы движения смычка (правой руки): начальная,
средняя и заключительная. При обратном движении – зеркальная
последовательность. Много было и будет полемики о них – мол, какая и
где часть руки за что отвечает, как они друг друга сменяют, что при
этом происходит. Нам с Вами это особой практической оснащенности не
несёт. Дело в том, что уже освоенные первые три упражнения дают все
предпосылки для грамотной (естественной, экономичной) работы правой
руки, как целостного механизма. Уточню лишь то, что когда правая рука
находится у колодки, сухожилия правой руки естественным образом
приводят руку (кисть и пальцы) в весьма округлое положение. Запястье
при этом остаётся прямым. А в конце смычка (у spitz'а) сухожилия
распрямляют кисть и пальцы, сохраняя запястье и здесь прямым. Пальцы,
что у колодки, что у конца смычка, своего места соприкосновения со
смычком не меняют. А вот угол соприкосновения и меняется. Запястье
всегда остаётся условно прямым, что и нужно, так как крайние
деформации руки неуправляемы в игровом процессе.

Учитывайте небольшой разворот запястья правой руки (словно Вы решили
на наручные часы взглянуть) и небольшое «свисание» кисти правой руки
на всём протяжении смычка. Надо сказать, что кисть правой руки
действительно свисает, своим весом ложась на трость смычка, а через
него – в струну, что и придаёт известную стабильность и чуткость во
звукоизвлечении.

Теперь поиграйте всем смычком по открытой струне «Ля» строго между
подставкой и грифом (строго по одной точке меж ними) в довольно
подвижном темпе на счёт: «раз-и-два-и» - вниз, и «раз-и-два-и» - вверх.
Смены смычка получатся эластичными и незаметными, если Вы не будете
ничего «делать» правой рукой. В этом движении, как и в общем
состоянии, для Вас должно быть только одно – покой. Распускайте всё
больше и больше плечевой пояс. Это гарантия, что Ваш игровой аппарат
свободен. Стойте на обеих ногах (ноги немного шире плеч, как в первом
упражнении) не переминаясь, без прогиба в пояснице, ровно, с
размягчённым плечевым поясом, руки и шея как на шарнирах. И вот в этом
игровом состоянии добивайтесь ровного, певучего, наполненного
звучания скрипки. Без какого-либо давления с Вашей стороны на смычок.
Вы должны так легко держать (поддерживать) смычок всеми пятью
округлыми пальцами, чтобы на всём его протяжении Вы чувствовали его
вес – вес смычка, или, что уместней, вес spitz'а. Это ни что иное, как
основа звукоизвлечения. Продолжайте играть на счёт, постепенно
обогащая это ощущение струны весом Вашей свободно свисающей кисти.

Смотрите: мы с Вами в пятом упражнении уже начали звукотворческий
процесс, используя грамотную игровую постановку. Звуковые
небрежности, возможные на первых порах обучения, пусть Вас не
смущают, так как это, с дальнейшим укреплением игрового аппарата и
слуховых представлений, скоро пройдёт. Просто выполняйте всё, что
написано добросовестно, с намеренным рациональным энтузиазмом.
Урок 6
В этом упражнении мы с Вами познакомимся и освоим 7 игровых зон правой
руки.

Есть 4 основные игровые плоскости (зоны) правой руки, которым
соответствуют 4 струны на скрипке. И есть 3 промежуточные игровые
плоскости, занимаемые правой рукой при игре на двух струнах
одновременно: «Соль+Ре», «Ре+Ля», «Ля+Ми» (Соль = «G», Ре = «D», Ля = «A», Ми =
«E»).

Выполните поочерёдно пять предыдущих упражнений. Теперь, начав игру
со струны «G», нужно озвучить по порядку все четыре струны на одном
движении правой руки вниз, завершив путь на струне «E». Обратный
смычок вверх будет идти по струнам в обратном порядке – от «E» к «G».
Правая рука в этом упражнении двигается не только горизонтально, но и
вертикально, что осуществляется благодаря ведущему плечевому
суставу, который сообщает всей руке необходимый угол хода. Плечевой
сустав сообщает начальную энергию движения, а рука продляет эту
энергию при помощи собственной пассивности (на подобии хлыста) до
конечной струны.

Это упражнение выполнять только на счёт. То есть Вы считаете:
«раз-и-два-и-три-и-четыре-и» - в одну сторону, и
«раз-и-два-и-три-и-четыре-и» - в другую. Правая рука при этом переходит
с одной струны на другую не внезапно, а так плавно, дугообразно,
обтекаемо, что каждый раз, когда Вы считаете очередное «и» - правая
рука озвучивает обе струны – «прошлую» и «будущую». Получается
сплошное эластично-дуговое движение правой руки вниз и вверх
смычком. Ровность и равнозначность звучания должны быть
приоритетными задачами в этом упражнении.
УПРАЖНЕНИЕ 7
Раньше мы с Вами были заняты в основном правой рукой. Для полноты
освоения механизмов взаимодействия обеих рук обратим теперь
внимание на левую руку в последующих ближайших уроках. Седьмое
упражнение, для наглядной компактности, объёмно.

РАБОТА ПАЛЬЦЕВ

По мнению крупного аналитика Карла Флеша, пальцы должны падать на
струну эластично, «только с естественной для них упругостью и
соответствующей их весу силой». Ю.И.Янкелевич рекомендовал следить
за тем, «чтобы падение пальца на струну было очень чётким и упругим».
Так же обращал внимание на то, что палец не должен прижимать струну, а
должен падать на неё (а точней на гриф) собственным весом. По меткому
замечанию Л.Ауэра, пальцы никогда не бывают слишком сильными. По
Ауэру принципиальное значение для пальцевой техники приобретает
всемерное использование пассивных сил (инерционных и весовых).

Движение задаётся мускульным усилием, с которым сообща действуют
пассивные силы. Это позволяет:

- мышечному импульсу сохранить предельно возможную экономичность;
- ускоряет (на подобии хлыста) пальцевое движение;
- нейтрализует излишние движения;
- придаёт естественность движениям, как в живой природе, в жизни

Благодаря послеударному расслаблению, подушечка пальца остаётся
мягкой и как бы распластывается на струне, что явно способствует её
наиболее тесному, полному и органичному контакту со струной. Это
обязательная составная часть игрового навыка и лежит в основании
игровых ощущений в левой руке скрипача, стабильно обеспечивая
звуковой результат – кристально чистое и тёплое звучание
инструмента.

Однако, помимо решения художественных задач (звук), послеударное
расслабление пальцев принципиально улучшает и саму технологию
движения. Оно позволяет максимально «развести» ощущения скрипача,
связанные с постоянным чередованием сокращений и расслаблений мышц.
Вследствие этого, фаза расслабления в режиме оптимального контакта
играющих пальцев со струной – начинает восприниматься скрипачом,
как состояние перманентного (изначально) покоя.

Главное заключается в том, что благодаря такой экономичной
организации, падение и отскок пальцев не нарушают это состояние
покоя.

Таким образом, решается и вопрос цепкости пальцев, так как она
напрямую зависит от эластичности ногтевой фаланги пальцев.

Внимание: в первое время занятий возможно быстрое уставание рук, так
как тренируемые мышцы задействованы впервые в жизни, потому как в
повседневной жизнедеятельности не используются. Если только Вы
почувствовали малейшие признаки утомления в руках (начиная с
плечевого пояса) – немедленно опустите руки (положив инструмент), дав
рукам побыть без движений в покое 5 секунд.

Тонкое ощущение органичного взаимодействия всех пальцев (игровых и
большого) подводит скрипача к восприятию своей левой руки (кисть и
пальцы) как комплексного, целостного двигательно-звукового единства.

СМЕНА ПОЗИЦИЙ

Ю.И. Янкелевич впервые разработал систему позиционной игры на
скрипке. Вспомните второе и третье упражнения. Движение левой руки,
когда под пальцами может быть доступен любой участок грифа скрипки –
это и есть система переходов, или смена позиций.

  1   2   3
написать администратору сайта