Главная страница
Навигация по странице:

  • Самыгин П.С

  • Природные сообщества.

  • Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация)

  • Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция)

  • Техногенная цивилизация

  • XVIII

  • Периодизация истории первобытного общества.

  • Происхождение человека (антропогенез). В

  • Общественные отношения в первобытности. Развитие семьи. Первобытное стадо.

  • Политогенез (образование государства).

  • История -Самыгин. Н. С. Присяжный Авторский коллектив


    Скачать 3.32 Mb.
    НазваниеН. С. Присяжный Авторский коллектив
    АнкорИстория -Самыгин.doc
    Дата12.04.2017
    Размер3.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория -Самыгин.doc
    ТипДокументы
    #13
    страница1 из 41
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41



    Серия «Среднее профессиональное образование»

    История

    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений

    Издание 7-е

    Ростов-на-Дону

    «Феникс»

    2007

    УДК 94(075.32) ББК 63.3(0)я723 КТК 030 С 17

    Ответственный редактор: П.С. Самыгин

    Рецензенты:

    кандидат исторических наук,

    доктор философских наук В.Н. Шевелев;

    доктор исторических наук, профессор Н.С. Присяжный

    Авторский коллектив

    Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е.,

    Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И.,

    Самыгин СИ.

    Самыгин П.С С 17 История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. — 478, [1] с. — (Среднее профессиональное образование).

    ISBN 5-222-10270-х

    В соответствии с государственными образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории.

    Для студентов средних профессиональных учебных за­ведений.

    ISBN 5-222-10270-х УДК 94(075.32)

    ББК 63.3(0)я723

    Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е., Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И., Самыгин СИ., 2007 Оформление: изд-во «Феникс», 2007

    Раздел 1

    ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

    МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ

    В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

    Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобо­да, справедливость и правовой строй. Становление цивили­зации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, об­разованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры и т. д. Цивилизация с позиций этого подхода — это социо­культурный феномен, ограниченный определенными про­странственно-временными рамками и имеющий четко вы­раженные параметры духовного, экономического и полити­ческого развития. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации.

    Цивилизации — это крупные целостные социокультур­ные системы со своими закономерностями, которые вклю­чают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образо­вания и воспитания и т. д.). Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Неповторимость цивили­зации придает духовный фактор — своеобразный склад пси­хической жизни, воплощающийся в особенностях культу­ры, ценностей, норм, обычаев, традиций и т. д. Взаимодей­ствуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо эле­ментов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.

    Типология цивилизаций. Тип цивилизации — методоло­гическое понятие, используемое для наиболее крупного чле­нения культурно-исторического развития человечества, по­зволяющего обозначить специфические особенности, харак-

    3

    терные для многих обществ. В основу типологизации по­ложены четыре основных критерия: 1) общие фундамен­тальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимоза­висимость историко-политической судьбы и экономичес­кого развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) нали­чие общих интересов и общих задач с точки зрения перс­пектив развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сооб­щества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации.

    Природные сообщества. Эта тип непрогрессивной фор­мы существования, к которому относятся исторические со­общества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, адаптировались к окружающей среде до та­кой степени, которая необходима для поддержания и вос­производства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между челове­ком и природой, в сохранений сложившихся обычаев, тра­диций, приемов труда, не нарушающих их единства с при­родой. Вся жизнь сообщества подчинена природному цик­лу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни.

    Духовная культура, верования, связаны с обожествлени­ем сил природы. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляет­ся через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддержи­вается системой запретов — табу. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Влас­тные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).

    Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к Ш тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней

    4

    Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характер­ными чертами восточной цивилизации являются: 1. Тради­ционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая под­вижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане пред­ставление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на со­зерцательность, безмятежность, мистическое единение с при­родой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллекти­визма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осу­ществляется абсолютное преобладание государства над об­ществом. 7. Экономической основой жизни в восточных ци­вилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления вы­ступает принуждение.

    Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция) — систематическая характеристика особого типа ци-вилизационного развития, включающая в себя определен­ные этапы историко-культурного развития Европы и Се­верной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) ди­намизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоин­ства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуа­лизм, установка на автономию личности; 4) рациональ­ность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) ува­жение к частной собственности; 7) предпочтение демокра­тии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

    Техногенная цивилизация — исторический этап в раз­витии западной цивилизации, особый тип цивилизационно-го развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа циви­лизации занимает научная рациональность, подчеркивает­ся особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

    5

    Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в про­изводстве научных знаний; 2) как результат слияния на­уки и производства происходит научно-техническая ре­волюция, существенным образом изменившая взаимоот­ношения человека и природы; 3) ускоряющееся обновле­ние той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иног­да на протяжении одного-двух поколений происходит из­менение образа жизни и формирование нового типа лич­ности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриаль­ное общество.

    Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех ти­пов цивилизаций на два основных типа: первичные цивили­зации и вторичные цивилизации. Первичными цивилиза­циями называют древние цивилизации, выросшие непосред­ственно из первобытности и не опиравшиеся на предшеству­ющую цивилизационную традицию. Вторичные возникли позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ. Современное состояние цивилизационного разви­тия привело к формированию глобальной цивилизации.

    Глобальная цивилизация — современный этап цивилиза­ционного развития, характеризующийся возрастающей це­лостностью мирового сообщества, становлением единой об­щепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современ­ную эпоху все человечество входит в единую систему соци­ально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобаль­ных взаимосвязей способствует распространению по всей пла­нете тех форм социальной, экономической и культурной жиз­ни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как опти­мальные и наиболее эффективные для удовлетворения лич­ных и общественных потребностей. Иными словами, проис­ходит все возрастающая унификация социокультурной жиз-

    6

    ни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной сис­темы общественного разделения труда, политических ин­ститутов, информации, связи, транспорта и т. д.

    Инструментом социокультурного взаимодействия являет­ся межцивилизационный диалог. В культурологии зафикси­рованы некоторые наиболее общие принципы межцивилиза-ционного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта при со­хранении особенностей каждого сообщества, культуры и мен­талитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) эле­менты иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне много­образный, плюралистический характер. В этой цивилиза­ции усиливающаяся однородность социальных, экономичес­ких и политических форм сочетается с культурным много­образием.

    Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, сле­довательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятиле­тия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного раз­вития восточных и традиционных обществ.

    Предмет истории определяется неоднозначно. Предме­том истории может быть социальная, политическая, эко­номическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоз­зрением историка. Историки, стоящие на материалисти­ческих позициях, считают, что история как наука изуча­ет закономерности развития общества, которые, в конеч­ном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а вовсе не конкретным людям при объяснении причиннос­ти. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является че-

    7

    ловек. (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

    Научные категории. Какой бы предмет ни изучали ис­торики, все они используют в своих исследованиях науч­ные категории: историческое движение (историческое вре­мя, историческое пространство), исторический факт, тео­рию изучения (методологическую интерпретацию).

    Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории — историческое время и историческое пространство. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духов­ных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени истории не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. По­чти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII ста­ли выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили исто­рию общества на формации: первобытнообщинную, рабов­ладельческую, феодальную, капиталистическую, коммуни­стическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на оп­ределенной территории. Под воздействием природно-гео­графических факторов формируются быт народов, заня­тия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду общность исторической судьбы, обще­ственной жизни этих народов.

    Исторический факт — это реальное событие прошло­го. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников, но для получения историчес­кой картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.

    Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предме­том истории. Теория — логическая схема, поясняющая

    8

    исторические факты. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодиза­цию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты историчес­кого процесса — и предлагают свое видение прошлого, де­лают свои прогнозы на будущее.

    По предметам изучения выделяются три теории изуче­ния: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.

    Научная категория теория исторического процесса (или теория изучения) определяется предметом изучения и пред­ставляет собой логическую цепочку причинно-следствен­ных связей, в которую вплетены конкретные факты исто­рии. Теории являются стержнем всех исторических тру­дов независимо от времени их написания.

    История России. История России — научная дисцип­лина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных го­сударственных и общественных институтов.

    Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. В историческом развитии Российского государства следует выделить ряд определяющих факторов, к которым отно­сятся географическое положение, влияние природно-кли­матических условий, геополитический фактор, специфика распространения религиозных учений (поликонфессиональ-ность), веротерпимость, многонациональный состав насе­ления, вобравшего в себя различные традиции как Восто­ка, так и Запада. Наконец, значительную роль в истории России играют особенности национального сознания рос­сиян и специфика их ментальности (мировосприятия), а также традиции социальной организации — отсутствие жесткой структурированности общества и неразделенность, в отличие от Запада, интересов общества, государства и личности — соборность. Вместе с тем, это не означает от­сутствие корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тесно связанных с обслуживанием институтов государственной власти и управления. С дру­гой стороны, огромные пространства Российской держа­вы, слабо заселенные разными по языку и обычаям племе­нами, плохо связанные друг с другом, могли управляться

    9

    только при помощи сильной централизованной власти. Без этого распад уникальной этнокультурной общности был бы предрешен.

    Многочисленные исследователи в настоящее время про­должают осмысливать и переосмысливать историю Рос­сии. В рамках данного учебного пособия курс истории Рос­сии представлен в контексте всемирной истории, что по­зволяет проследить исторический путь страны в его свое­образии и одновременно с точки зрения принадлежности к мировому развитию, в условиях взаимодействия россий­ского общества с различными цивилизациями.

    Вопросы к разделу 1

    1. Определите предмет истории. Раскройте понятия «ис­торическое движение», «исторический факт», «теория исторического процесса».

    2. В чем отличия западного и восточного типов цивилиза­ции?

    3. Укажите характерные черты глобальной и техногенной цивилизации.

    4. Каково на ваш взгляд место России во всемирном исто­рическом процессе? Какие факторы определяют исто­рическое развитие российского общества?

    Раздел 2

    ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ. ТРАДИЦИОННЫЕОБЩЕСТВА

    2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности

    Первобытная история человечества реконструируется по целому комплексу источников, поскольку ни один источ­ник в отдельности не в состоянии предоставить нам полной и достоверной картины данной эпохи. Важнейшая группа источников — археологические источники — позволяют ис-

    10

    следовать материальные основы человеческой жизнедея­тельности. Предметы, изготовленные человеком, несут в себе информацию о нем самом, о его занятиях и обществе, в котором он жил. По материальным останкам человека можно получить сведения о его духовноммире. Сложность работы с этим видом источников заключается в том, что до нас дошли далеко не все предметы, связанные с челове­ком и его деятельностью. Предметы из органических ма­териалов (дерево, кость, рог, одежда), как правило, не сохраняются. Поэтому историки выстраивают свои кон­цепции развития человеческого сообщества в первобыт­ную эпоху на основании дошедших до наших дней матери­алов (кремневых орудий, глиняной посуды, жилищ и пр.). Археологические раскопки способствуют приобретению знаний о самом начале человеческого существования, по­тому что орудия труда, изготовленные человеком, яви­лись одним из главных признаков, отделившим его от животного мира. Этнографические источники позволяют при помощи сравнительно-исторического метода реконст руировать культуру, быт, общественные отношения лю­дей прошлого. Этнография исследует жизнь реликтовых (отсталых) племен и народностей, а также пережитки про­шлого в современных обществах. Для этого используются такие научные методы, как непосредственные наблюдения специалистов, анализ записей древних и средневековых авторов, способствующих приобретению некоторых пред­ставлений об обществах и людях прошлого. Здесь есть одна серьезная трудность — так или иначе, все племена и народы земли подверглись влиянию цивилизованных об­ществ и исследователи должны об этом помнить. Мы так­же не вправе говорить о полном тождестве самых отста­лых обществ — племен аборигенов Австралии и первобыт­ных носителей сходных культур. К этнографическим ис­точникам также относятся фольклорные памятники, по которым исследуют устное народное творчество.

    Антропология изучает костные останки первобытных лю­дей, восстанавливая их физический облик. По костным ос­танкам мы можем судить об объеме мозга первобытного чело­века, его походке, строении тела, болезнях и травмах. Антро­пологи могут реконструировать весь скелет и облик человека

    11

    по маленькому фрагменту кости и, таким образом, восстано­вить процесс антропогенеза — происхождение человека.

    Лингвистика занимается исследованием языка и выяв­лением в его рамках древнейших пластов, которые сформи­ровались в далеком прошлом. По этим пластам можно не только восстановить древние формы языка, но и узнать мно­гое о жизни прошлого — материальной культуре, обществен­ном устройстве, образе мышления. Реконструкции лингви­стов трудно датировать и они всегда отличаются известной гипотетичностью.

    Существует, помимо основных вышеперечисленных, мно­жество других вспомогательных источников. Это палеобо­таника — наука о древних растениях, палеозоология — на­ука о древних животных, палеоклиматология, геология и другие. Исследователь первобытности должен использовать данные всех наук, комплексно изучая их и предлагая свою интерпретацию.

    Периодизация и хронология первобытной истории. Периодизация — это условное деление истории человечества в соответствии с определенными критериями на временные этапы. Хронология — наука, позволяющая выявить время существования какого-либо предмета или явления. Приме­няются два вида хронологии: абсолютная и относительная. Абсолютная хронология точно определяет время события (в такое-то время: год, месяц, число). Относительная хроно­логия только устанавливает последовательность событий, от­мечая, что одно из них произошло раньше другого. Эта хро­нология широко используется археологами при исследова­нии различных археологических культур.

    Для установления точной даты ученые используют такие методы, как радиоуглеродный (по содержанию в органиче­ских остатках изотопа углерода), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев), археомагнитный (датируются изделия из обоженной глины) и другие. Все эти методы еще далеки от желаемой точности и позволяют датировать собы­тия лишь приблизительно.

    Существует несколько видов периодизации первобытной истории. Археологическая периодизация в качестве основ­ного критерия использует последовательную смену орудий труда. Основные этапы:

    12

    • палеолит (древнекаменный век) — делится на нижний (самый ранний по времени), средний и верхний (поздний). Палеолит начался более 2 млн лет назад, завершился около VIII тыс. до н. э.;

    • мезолит (среднекаменный век) — VIII—V тыс. до н. э.;

    • неолит (новый каменный век) — V—III тыс. до н. э.;

    • энеолит (меднокаменный век) — переходный этап меж­ду каменным и металлическим периодами;

    • бронзовый век — IIIII тыс. до н. э.;

    • железный век — начинается в I тыс. до н. э.

    Датировки эти очень приблизительны и разные исследо­ватели предлагают свои варианты. К тому же в разных ре­гионах эти этапы наступали в разное время.

    Геологическая периодизация.

    История Земли делится на четыре эры. Последняя эра — кайнозойская. Она делится на третичный (начался 69 млн лет назад), четвертичный (начался 1 млн лет назад) и совре­менный (начался 14.000 лет назад) периоды. Четвертичный период разделяют на плейстоцен (доледниковая и леднико­вая эпохи) и голоцен (послеледниковая эпоха).

    Периодизация истории первобытного общества. Среди исследователей нет единства в вопросе периодизации исто­рии древнейшего общества. Наиболее распространенной яв­ляется следующая: 1) первобытное человеческое стадо; 2) родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов); 3) первобытная сосед­ская (протокрестьянская) община. Эпоха первобытного обще­ства завершается в момент появления первых цивилизаций.

    Происхождение человека (антропогенез). В современ­ной науке есть несколько теорий происхождения человека. Наиболее аргументированной является трудовая теория про­исхождения человека, сформулированная Ф. Энгельсом. Трудовая теория подчеркивает роль труда в формировании коллективов первых людей, их сплочении и образовании новых связей между ними. Согласно данной концепции, трудовая деятельность повлияла на развитие у человека кисти, а потребность в новых средствах общения привела к развитию языка. Появление человека, таким образом, свя­зывается с началом производства орудий труда.

    13

    Процесс антропогенеза (происхождения человека) в своем развитии прошел три стадии: 1) появление антропоидных предков человека; 2) появление древнейших и древних людей; 3) появление человека современного типа. Антропо­генезу предшествовала интенсивная эволюция высших обе­зьян в разных направлениях. В результате эволюции воз­никло несколько новых видов обезьян, в том числе дриопи­теки. От дриопитеков происходят австралопитеки, чьи ос­танки найдены в Африке.

    Австралопитеки отличались относительно большим объе­мом мозга (550—600 куб. см), хождением на задних конеч­ностях и использованием природных предметов в качестве орудий. Клыки и челюсти у них были менее развиты, чем у других обезьян. Австралопитеки являлись всеядными и за­нимались охотой на мелких животных. Как и другие антро­поморфные обезьяны, они объединялись в стада. Австрало­питеки жили 4 — 2 млн лет назад.

    Второй этап антропогенеза связан с питекантропом («обе­зьяночеловеком») и родственными ему атлантропом и синан­тропом. Питекантропов уже можно называть древнейшими людьми, поскольку они, в отличие от австралопитеков, изго­товляли каменные орудия труда. Объем мозга у питекантро­пов был около 900 куб. см, а у синантропов — поздней формы питекантропа — 1050 куб. см. Питекантропы сохранили не­которые черты обезьян — низкий свод черепа, покатый лоб, отсутствие подбородочного выступа. Останки питекантропов находят в Африке, Азии и Европе. Возможно, что прародина человека находилась в Африке и Юго-Восточной Азии. Древ­нейшие люди жили 750—200 тыс. лет назад.

    Неандерталец был следующей ступенью антропогенеза. Его называют древним человеком. Объем мозга неандерталь­ца — от 1200 до 1600 куб. см — приближается к объему мозга современного человека. Но у неандертальца, в отли­чие от современного человека, строение мозга было прими­тивным, не были развиты лобные доли мозга. Кисть была грубой и массивной, что ограничивало возможности неан­дертальца по использованию орудий труда. Неандертальцы широко расселились по Земле, заселяя разные климатичег ские зоны. Жили они 250—40 тыс. лет назад. Ученые счи­тают, что предками современного человека были не все

    14

    неандертальцы; часть неандертальцев представляла собой тупиковую ветвь развития.

    Человек современного физического типа — кроманьонец — появился на третьем этапе антропогенеза. Это люди высоко­го роста, с прямой походкой, имеющие резко выступающий подбородок. Объем мозга кроманьонца был равен 1400 — 1500 куб. см. Появились кроманьонцы около 100 тыс. лет назад. Вероятно, их родиной являлись Передняя Азия и прилегающие районы.

    На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез — формирование трех человеческих рас. Европеоидная, мон­голоидная и негроидная расы могут служить примером при­способления людей к природной среде. Расы отличаются цветом кожи, волос, глаз, особенностями строения лица и телосложения и другими чертами. Все три расы сложились еще в позднем палеолите, но процесс расообразования про­должился и в дальнейшем.-

    Происхождения языка и мышления. Мышление и речь взаимосвязаны между собой, поэтому их нельзя рассматри­вать обособленно друг от друга. Эти два явления возникли одновременно. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышле­ние человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. На поверхности слепков внутренней полости черепов синантро­пов обнаружено увеличение частей мозга, ответственных за речь, что позволяет с уверенностью говорить о наличии раз­витой членораздельной речи и мышлении у синантропов. Это вполне согласуется с тем, что синантропы практикова­ли развитые коллективные формы труда (загонную охоту) и успешно пользовались огнем.

    У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциа­тивное, абстрактное мышление, появились только у крома­ньонцев. Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одно­временно с появлением кроманьонцев и началом их трудо­вой деятельности.

    15

    Присваивающее хозяйство. Присваивающее хозяйство, в рамках которого люди существуют посредством присвое­ния продуктов природы, является древнейшим типом хо­зяйства. В качестве двух основных занятий людей древнос­ти можно выделить охоту и собирательство» Их соотноше­ние было неодинаковым на разных этапах развития челове­ческого общества и в разных природно-климатических ус­ловиях. Постепенно человек осваивает новые сложные фор­мы охоты — загонную охоту, ловушки и другие. Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) — рубила, скребла, остроконечни­ки. Использовались также и орудия из дерева — палки-ко­палки, дубины и копья.

    В период раннеродовой общины увеличивается число ору­дий труда. Возникают новые технологии обработки камня, ознаменовавшие переход к верхнему палеолиту. Теперь че­ловек научился откалывать тонкие и легкие пластины, ко­торые затем с помощью сколов и отжимной ретуши — спосо­ба вторичной обработки камня - доводились до нужной фор­мы. Новые технологии требовали меньше кремня, что спо­собствовало продвижению в ранее незаселенные районы, бедные кремнем.

    Помимо этого, новые технологии привели к созданию ряда специализированных орудий — скребков, ножей, резцов, не­больших наконечников метательных копий. Широко при­меняются кость и рог. Появляются копья, дротики, камен­ные топоры, остроги. Большую роль приобретает рыболов­ство. Продуктивность охоты резко повысилась в результате изобретения копьеметалки — дощечки с упором, позволяю­щей бросать копье со скоростью, сравнимой со скоростью стрелы из лука. Копьеметалка была первым механическим средством, дополнившим мускульную силу человека. Про­исходит первое так называемое половозрастное разделение труда: мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины — собирательством и домашним хозяйством. Женщинам помогали дети.

    В конце позднего палеолита наступила эпоха оледене­ния. В ходе оледенения главной добычей становятся дикие лошади и северные олени. Для охоты на этих животных широко использовались загонные способы, позволяющие за

    16

    короткое время убить большое количество зверей. Они обес­печивали древних охотников едой, шкурами для одежды и жилищ, рогом и костью для орудий. Северный олень совер­шает сезонные кочевки — летом он передвигается в тундру, поближе к леднику, зимой — в лесную зону. Охотясь на оленей, люди одновременно осваивали новые земли.

    С отступлением ледника условия жизни поменялись. Охотники на оленей ушли вслед за ними вслед отступающе­му леднику, оставшиеся вынуждены были приспосабливаться к охоте на мелких животных. Наступила эпоха мезолита. В этот период появляется новая микролитическая техника. Микролиты — кремневые изделия небольших размеров, ко­торые вставлялись в деревянные или костяные орудия и составляли режущую кромку. Такое орудие было более мно­гофункциональным, чем цельные изделия из кремня, а по остроте не уступало и металлическим изделиям.

    Огромным достижением человека стало изобретение лука и стрел — мощного скорострельного оружия дальнего боя. Был изобретен такэке бумеранг — изогнутая метательная палица. В эпоху мезолита человек приручил первое живот­ное — собаку, ставшую верным помощником на охоте. Усо­вершенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лодка с веслами, рыболовный крючок. Во многих местах рыболовство становится основной отраслью хозяйства. От­ступление ледника и потепление климата приводят к по­вышению роли собирательства.

    Человеку эпохи мезолита приходилось объединяться в мелкие группы, которые долго не задерживались на одном месте, кочуя в поисках еды. Жилища сооружались времен­ные и небольшие. В мезолите люди продвигаются далеко на север и восток; перейдя через сухопутный перешеек, место которого в настоящее время занимает Берингов пролив, они заселяют Америку.

    Производящее хозяйство. Производящее хозяйство воз­никло в эпоху неолита. Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной ин­дустрии — шлифования, пиления и сверления камня. Ору­дия изготавливались из новых видов камня. В этот период широко распространяется такое орудие, как топор.

    17

    Одним из важнейших изобретений неолита стала кера­мика. Изготовление и последующий обжиг глиняной посу­ды позволили человеку облегчить процедуры приготовле­ния и хранения пищи. Человек научился производить мате­риал, не встречающийся в природе — обожженную глину. Огромное значение имело также изобретение прядения и тка­чества. Волокно для прядения вырабатывалось из дикорас­тущих растений, позднее — из шерсти овцы.

    В эпоху неолита происходит одно из самых значитель­ных событий в истории человечества — возникновение жи­вотноводства и земледелия. Переход от присваивающего к производящему хозяйству получил наименование неолити­ческой революции. Отношения человека и природы стано-вятся.принципиально иными. Теперь человек мог.самостоя­тельно производить все необходимое для жизни и стал мень­ше зависеть от окружающей среды.

    Земледелие возникло из высокоорганизованного собира­тельства, в процессе которого человек научился ухаживать за дикими растениями в целях получения большего уро­жая. Собиратели использовали серпы с кремневыми вкла­дышами, зернотерки, мотыги. Собирательство было жен­ским занятием, поэтому земледелие было вероятно изобре­тено женщиной. По поводу места возникновения земледе­лия ученые приходят к выводу, что оно возникло сразу в нескольких очагах: в Передней Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Америке.

    Животноводство начало формироваться еще в эпоху мезо­лита, но постоянные передвижения мешали охотничьим пле­менам разводить каких-либо животных, кроме собак. Земле­делие способствовало большей оседлости человеческой попу­ляции, облегчив, тем самым, процесс одомашнивания жи­вотных. Приручали сначала молодых животных, пойманных во время охоты. Среди первых жиь jthbix, которых постигла такая участь, были козы, свиньи, овцы и коровы. Охота была мужским занятием, поэтому скотоводство также стало муж­ской прерогативой. Скотоводство возникло несколько позднее, чем земледелие, поскольку для содержания животных требо­валась прочная кормовая база; оно тоже появилось в несколь­ких очагах, независимых друг от друга.

    Животноводство и земледелие на первых порах не мог­ли конкурировать с высокоспециализированным охотни-

    18

    чьим и рыболовным хозяйством, однако постепенно про­изводящее хозяйство выходит на первое место в ряде ре­гионов (прежде всего, в Передней Азии).

    Общественные отношения в первобытности. Развитие семьи. Первобытное стадо.

    Древние люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выжива­ния. Эти стада не могли быть большими — не более 20-40 человек — потому что иначе они не смогли бы прокормить­ся. Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам. Отдельные стада были раз­бросаны по обширным территориям и почти не контактиро­вали друг с другом. Археологически первобытное стадо со­ответствует нижнему и среднему палеолиту.

    Половые отношения в первобытном стаде, по мнению ряда ученых, были неупорядочены. Такие отношения называют­ся промискуитетными. По мнению других ученых, в рам­ках первобытного стада существовала гаремная семья, и в процессе размножения здесь участвовал только вожак. Ста­до, как правило, состояло из нескольких гаремных семей.

    Ранняя родовая община. Процесс превращения перво­бытного стада в родовую общину связан с ростом производи­тельных сил, сплотивших древние коллективы, а также с появлением экзогамии. Экзогамия — это запрет вступать в брак внутри своей группы. Постепенно складывается экзо­гамный дуально-родовой групповой брак, при котором чле­ны одного рода могли вступать в брак только с членами дру­гого рода. При этом с самого рождения мужчины одного рода считались мужьями женщин другого рода, и наоборот. При этом мужчины имели право вступать в половую связь со всеми женщинами другого рода. При таких отношениях опасность кровосмешения и конфликтов между мужчинами одного рода устранялась.

    Для того чтобы окончательно избежать возможности кро­восмешения (например, отец мог вступить в связь со своей дочерью), люди прибегли к разделению рода на классы. В один класс входили мужчины (женщины) одного поколения, и они могли вступать в связь только с таким же классом другого рода. Совокупность брачных классов включала в себя обычно четыре или восемь классов. При такой системе

    19

    счет родства велся по материнской линии, и дети оставались в роду матери. Постепенно устанавливается все большее ко­личество ограничений в групповом браке, вследствие кото­рых он становился невозможным. В результате формируется парный брак, который очень часто был непрочным и легко расторгался.

    Дуально-родовая организация двух родов легла в осно­ву родовой общины. Родовую общину объединяли не толь­ко брачные отношения между родами, но и производствен­ные отношения. Ведь в силу обычая экзогамии складыва­лась ситуация, когда часть сородичей уходила в другой род и включалась здесь в производственные отношения. В ранней родовой общине управление осуществлялось собра­нием всех взрослых сородичей, решавшим все основные вопросы. Руководители рода выбирались на собрании все­го рода. Большим авторитетом пользовались самые опыт­ные люди, которые были хранителями обычаев, и их, как правило, избирали руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета.

    В ранней родовой общине все продукты, добытые члена­ми общины, считались собственностью рода и распределя­лись между всеми ее членами. Это было необходимым усло­вием выживания для древних обществ. В коллективной соб­ственности общины находилась земля, большая часть ору­дий труда. Известно, что в племенах, находящихся на этом уровне развития, разрешалось брать без спросу и использо­вать чужие орудия и вещи.

    Все люди в общине делились на три половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин, детей. Переход в группу взрослых считался очень важным рубежом в жиз­ни человека и назывался инициацией («посвящением»). Смысл обряда инициации состоит в приобщении подрост­ка к хозяйственной, общественной и идеологической жиз­ни общины. Вот схема инициации, единая для всех наро­дов: удаление посвящаемых из коллектива и их обуче­ние; испытания инициируемых (голодом, унижениями, побоями, нанесением ран) и их ритуальная смерть; воз­вращение в коллектив в новом статусе. По завершению обряда инициации «посвященный» получал право на вступление в брачную жизнь.

    20

    Поздняя родовая община. Переход к присваивающему хозяйству привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводов. В рамках позднеродовои общины сохранялась родовая собственность на землю. Одна­ко повышение производительности труда постепенно приво­дило к тому, что появлялся регулярный избыточный про­дукт, который общинник мог оставить себе. Эта тенденция способствовала формированию престижной экономики. Пре­стижная экономика возникла в условиях появления избы­точного продукта, который использовался в системе обмена дарами. Такая практика повышала общественный престиж дарителя, причем он, как правило, не нес убытков, так как существовал обычай обязательной отдачи. Обмен дарами ук­реплял взаимоотношения между членами как одной, так и разных общин, усиливал позиции вождя и родственные узы.

    Вследствие высокой производительности труда общины, разрастаясь, делились на коллективы родственников по ма­теринской линии — так называемые материнские семьи. Но родовое единство еще не распалось, поскольку в случае не­обходимости семьи объединялись обратно в род. Женщины, играющие главную роль в земледелии и в доме, сильно по­теснили мужчин в материнской семье.

    Парная семья постепенно укрепляла свои позиции в об­ществе (хотя известны случаи существования «добавочных» жен или мужей). Появление избыточного продукта позво­лило материально заботиться о детях. Но парная семья не имела отдельной от родовой собственности, что сдерживало ее развитие.

    Позднеродовые общины объединялись во фратрии, фрат­рии — в племена. Фратрия — это первоначальный род, раз­деленный на несколько дочерних родов. Племя состояло из двух фратрий, которые являлись экзогамными брачными половинами племени. В позднеродовои общине сохранялось экономическое и общественное равенство. Родом управлял совет, в который входили все члены племени и выбираемый родом старейшина. На время военных действий избирался военный вождь. В случае необходимости собирался совет племени, состоявший из старейшин родов племени и воен­ных вождей. Главой племени избирался один из старейшин, обладавший не очень большой властью. Женщины входили

    21

    в совет рода, а на ранних этапах развития позднеродовой общины могли становиться главами родов.

    Разложение родовой общины. Появление соседской общины. Неолитическая революция способствовала ради­кальному изменению образа жизни человека, резко ускорив темпы развития человеческого сообщества. Люди перешли к целенаправленному производству основных продуктов питания на базе комплексного хозяйства. В этом хозяйстве скотоводство и земледелие дополняли друг друга. Развитие комплексного хозяйства и природно-климатические условия неизбежно приводили к специализации общин — в одних переключались на скотоводство, в других на земледелие. Так произошло первое крупное общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяй­ственные комплексы.

    Развитие земледелия приводило к оседлости, а увеличе­ние производительности труда в благоприятных для земле­делия районах способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке по­являются первые большие поселения, а затем и города, В городах были жилые дома, культовые постройки, мастер­ские. Позднее города появляются и в других местах. Чис­ленность населения в первых городах достигала нескольких тысяч человек.

    Поистине революционные изменения произошли вслед­ствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков — медь и золото. Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный людям сплав из меди и олова — бронза, превосходящий по твердости медь.

    Металлы медленно вытесняли камень. Каменный век сменился энеолитом — медно-каменным веком, а энеолит — веком бронзы. Но орудия труда из меди и бронзы не могли полностью заменить каменные. Во-первых, источники сы­рья для бронзы находились лишь в нескольких местах, а месторождения камня были повсюду. Во-вторых, по неко­торым качествам каменные орудия труда превосходили мед­ные и даже бронзовые.

    22

    Только тогда, когда человек научился выплавлять желе­зо, эпоха каменных орудий окончательно ушла в прошлое. Месторождения железа находятся повсеместно, но железо не встречается в чистом виде и его достаточно трудно обра­батывать. Поэтому человечество научилось выплавлять же­лезо через относительно долгий промежуток времени — во II тыс. до н. э. Новый металл по доступности и рабочим качествам превосходил все известные тогда материалы, от­крыв новую эру в истории человечества — железный век.

    Металлургическое производство требовало знаний, на­выков, опыта. Для изготовления новых, сложных в изго­товлении металлических орудий труда, требовался квали­фицированный труд — труд ремесленников. Появились ре­месленники-кузнецы, передающие свои знания и навыки из поколения в поколение. Внедрение металлических ору­дий вызвало ускорение развития земледелия, скотоводства и повышение производительности труда. Так, после изоб­ретения плуга с металлическими рабочими частями по­явилось пашенное земледелие, основанное на применении тягловой силы скота.

    В энеолите был изобретен гончарный круг, что способ­ствовало развитию гончарного ремесла. С изобретением ткац­кого станка развивается ткацкое производство. Общество, приобретя устойчивые источники существования, смогло осуществить второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.

    Общественное разделение труда сопровождалось развитием обмена. В отличие от спорадически возникавшего ранее обме­на богатствами из природной среды, этот обмен уже носил эко­номический характер. Земледельцы и скотоводы обменивались продуктами своего труда, ремесленники выменивали свои из­делия. Потребность в непрекращающемся обмене даже приве­ла к развитию ряда общественных институтов, прежде всего института гостеприимства. Постепенно в обществах складыва­ются средства обмена и мерила их стоимости.

    В ходе этих изменений происходит замена матриархаль­ного (материнского) рода патриархальным. Она была обус­ловлена вытеснением женщины из важнейших сфер про­изводства. На смену мотыжному земледелию приходит плужное, л *лугом мог справиться только мужчина. Ско-

    23

    товодство, как и промысловая охота, также является ти­пично мужским занятием. В ходе развития производяще­го хозяйства мужчина приобретает значительную власть, как в обществе, так и в семье. Теперь при вступлении в брак женщина переходила в род мужа. Счет родства осу­ществлялся по мужской линии, а имущество семьи насле­довали дети. Появляется большая патриархальная семья — семья из нескольких поколений родственников по отцовс­кой линии, возглавляемая старейшим мужчиной. Внедре­ние железных орудий труда привело к тому, что малая семья могла сама себя прокормить. Большая патриархаль­ная семья распадается на малые семьи.

    Формирование прибавочного продукта и развитие обме­на явились стимулом к индивидуализации производства и возникновению частной собственности. Большие и эконо­мически крепкие семьи стремились выделиться из рода. Эта тенденция привела к замене родовой общины соседской, где родовые связи уступили место территориальным. Перво­бытная соседская община характеризовалась сочетанием от­ношений частной собственности на двор (дом и хозяйствен­ные постройки) и орудия труда и коллективной собствен­ности на главное средство производства — землю. Семьи вынуждены были объединиться, поскольку отдельная се­мья была не в силах справиться со многими операциями: мелиорацией, ирригационным и подсечным земледелием.

    Соседская община являлась универсальной стадией для всех народов мира на доклассовом и классовом этапе разви­тия, играя роль основной экономической ячейки общества вплоть до эпохи индустриальной революции.

    Политогенез (образование государства). Необходимо отметить, что существуют разные концепции происхожде­ния государства. Марксисты полагают, что оно было созда­но как аппарат насилия и эксплуатации одного класса дру­гим. Другая теория — «теория насилия», представители ко­торой считают, что классы и государство возникли в резуль­тате войн и завоеваний, в ходе которых завоеватели созда­вали институт государства в целях удержания своего гос­подства. Если рассмотреть проблему во всей ее сложности, то становится ясно, что война требовала мощных орга-

    24

    низационных структур, и являлась скорее следствием по-литогенеза, чем его причиной. Однако и марксистская схема тоже нуждается в коррекции, потому что стремление втис­нуть все процессы непременно в одну схему наталкивается на сопротивление материала.

    Рост производительности труда привел к появлению излишков продуктов, которые могли отчуждаться от про­изводителей. Некоторые семьи накапливали эти излишки (пищевые продукты, ремесленные изделия, скот). Накоп­ление богатств происходило, прежде всего, в семьях вож­дей, поскольку вожди обладали большими возможностя­ми, участвуя в распределении продуктов.

    Первоначально это имущество уничтожалось после смер­ти владельца или использовалось в обрядах, таких, напри­мер, как «потлач», когда все эти излишки на каком-либо празднестве раздавались всем присутствующим. Этими раз­дачами устроитель приобретал авторитет в обществе. Поми­мо этого, он становился участником ответных потлачей, на которых ему возвращалась часть раздаренного. Принцип дачи и отдачи, характерный для престижной экономики, ставил в неравные условия рядовых общинников и их бога­тых соседей. Рядовые общинники попадали в зависимость от человека, устраивающего потлач.

    Вожди постепенно захватывают власть в свои руки, в то время как значение народных собраний падает. Общество постепенно структурируется — из среды общинников выде­ляется верхушка. Сильный, богатый и щедрый, а, следова­тельно, авторитетный вождь подчинял себе слабый сопер­ников, распространяя свое влияние на соседние общины. Возникают первые надобщинные структуры, в рамках кото­рых происходит отделение органов власти от родоплемен-ной организации. Таким образом, появляются первые про-тогосударственные образования.

    Появление подобных образований сопровождалось ожес­точенной борьбой между ними. Война постепенно становит­ся одним из важнейших промыслов. В связи с широким распространением войн развивается военная техника и орга­низация. Большую роль приобретают военные предводите­ли. Вокруг них формируется дружина, в состав которой входили воины, наилучшим образом зарекомендовавшие себя

    25

    в боях. В ходе походов захватывалась добыча, которая рас­пределялась между всеми воинами.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41
    написать администратору сайта