Главная страница
Навигация по странице:

41. Особенности культуры и искусства древней Греции. Особенности культуры и искусства древней Греции



Скачать 45.97 Kb.
Название Особенности культуры и искусства древней Греции
Анкор 41. Особенности культуры и искусства древней Греции.docx
Дата 23.04.2017
Размер 45.97 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 41. Особенности культуры и искусства древней Греции.docx
Тип Документы
#1872
Категория Искусство. Культура

    1. Особенности культуры и искусства древней Греции.

Особенности культуры древней Греции: принципы периодизации, хронологические рамки. Неолитическая архаика в Средиземноморье - культура Крита и Микен. Хронотоп греческой культуры. Талассократия. Космос и социум. Олимпийская мифология и греческая культура как «бегство от хаоса». Гомеровский эпос. Агора и агон. Культурное своеобразие демократии; космизм, фатализм, героизм как основы греческого мировосприятия. Осевое время в культуре Греции. Ритуальный характер искусства. Архаика и классика в искусстве греков, их культурныйсмысл. Искусство древней Греции: эйдетический и пластический характер искусства. Эволюция художественных форм искусства древней Греции (Литература:, архитектура, скульптура, живопись). Театр древней Греции. Памятники и мастера. Повседневность древней Греции.

1. Гомеровский (XI–IXвв. до н.э.).

2. Архаический (VIII–VIвв. до н.э.).

3. Классический (V–IVвв. до н.э.).

4. Эллинистический ( конец IV–Iвв. до н.э.).

Древнейшая цивилизация на территории Греции получила у исследователей античности названиеКрито – микенской, поскольку еецентрами были остров Крит и город Микены на территории материковой Греции. В результате раскопок на северной стороне Крита, был открытдворец Кносса, а затем на южной стороне острова раскопали еще ряд дворцов – вФесте, Агия Триаде. Самым грандиозным из всех критских дворцов былДворец Кносса.

Живописная архитектура дворца. Контрасты света и цвета. Колонны расширились кверху и стояли по одной иногда по среди прохода. На стенах отлично сохранились фрески с самыми разнообразными сюжетами: морская фауна и флора – свидетельство островного положения дворца, игры с быком, очевидно, бывшим на Крите культовым животным. Дворец в Кноссе известен, как Лабиринт. Отсутствие симметрии было отличительной чертой всей Критской архитектуры, что подтверждается конструкцией всех известных критских дворцов. Запутанность ходов, внезапные спуски по лестницам и неожиданные повороты усугублялись неожиданными световыми эффектами, поскольку свет проникал только сквозь световые колодцы в потолке.

Царский дворец выполнял универсальные функции, был одновременно религиозным, административным и хозяйственным центром. Религиозные ритуалы совершались либо во дворце, либо на открытом воздухе, верховными жрецамибыли правитель и правительница,младшими критская знать.

Как и на Крите, основными центрами микенской культуры были дворцы. Микены имели сложную систему оборонительных сооружений, были обнесены стеной из неотесанных плит, в ширину достигавших до 6 м. – так называемой «циклопической кладкой».

Микенский акропольнаходился на возвышенности, окруженной равнинами и холмами, покрытыми оливковыми рощами. Попасть на акрополь можно было через так называемые «Львиные ворота», широкий пролет которых венчал треугольный рельеф с изображениями двух львиц. Недалеко от ворот были обнаружены гробницы ахейских царей с огромным количеством драгоценных украшений и утвари, а также золотыми посмертными масками.

В противоположность критским, дворцы ахейских владык отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и залов.

Судя по египетским источникам, между Критом и Египтом существовали довольно тесные связи. В некоторых обнаруженных на острове изображениях людей влияние Египта прослеживается отчетливо. Человеческие фигуры трактовались в духе египетского канона:

-ноги и лицо показывались в профиль

- плечи – развернутыми в фас

-глаза- смотрящими прямо на зрителя.

В религиозной жизни критян преобладали культы плодородия. Археологами обнаружены статуэткиБогини – матери. Немалое значение для Критской культуры имелобраз быка.Очевидно бык в культах плодородия символизировал мужское начало. В легендах, связанных с островом, фигурирует еще один бык, вернее полубык – получеловек –Минотавр.

Культура Этрусков была предшественницей культуры Древнего Рима. Этрурия представляла собой 12 городов – государств с рабовладельческим строем. Правильная планировка городов и ориентация улиц по сторонам света была введена в Этрурии раньше, чем в Греции. В живописи и скульптуре просматривается греческое влияние – Статуя Апполона из Вей, росписи гробниц в Корнето, Вульги. Бронзовое литье – Капитолийская волчица. Изготовление глиняных сосудов «буккенеро» (керамика буккенеро достижения этрусков).

Греческая культура космологична, т.е. ориентирована на порядок, в основе которого лежал мировой закон (логос). Идеи космического порядка-логоса воплотились в представлениях греков о красоте, мере, гармонии.

Дорические колонныассоциировались с фигурой мужчины, физически сильного, прекрасного своим физическим совершенством.Ионические колонныс женской фигурой, утонченной и нарядной.

Гармоничное и совершенное невозможно было выявить без сравнения, сопоставления, соперничества, проходивших обычно в форме состязаний, соревнований. Поэтому дух состязательности и соперничества агон пронизывает весь уклад греческой культуры. Состязания авторов трагедий и комедий, актеров, архитекторов, скульпторов, музыкантов.Агон–состязательное начало.

Олимпийская религия – была заимствована римлянами. Пантеон богов: политеизм (множество) богов, место пребывания – гора Олимп. Внешним видом напоминают людей. Во главе олимпийских богов находитсяЗевс– отец богов и людей, не являвшийся творцом мира.Аид– правитель подземного царства.Посейдон– повелитель водной стихии. Эллины продолжали верить в духов, населявших окружающий мир, особенно внимф – духов природы. Храмы – центры поклонения богам.

Главный храмовый цент Древней Греции – Дельфы. Обычно почитанием богов ведали – жрецы, а богинь – жрицы. Оракулы – жрические объединения.

Талассокра́тия (от др.-греч. θάλασσα «море» и κράτος «власть») — подтип государства (античного, средневекового или современного), всяэкономическая, политическая и культурная жизнь которого, вследствие недостатка земельных ресурсов или особого географического положения, сосредотачивается на деятельности так или иначе связанной с морем, морским судоходством, и контролем морских пространств и/или прибрежных регионов. Антиподом, а в некоторых случаях результатом, талласократии является теллурократия, т.е. контроль над обширнымиконтинентальными пространствами, составляющими ядро государства.

АГОРА рыночная площадь в городах Древней Греции, центр общественной и деловой жизни. Агора находилась подоткрытым небом и, как правило, была окружена общественными зданиями и главными святилищами города,а также торговыми рядами. В древнейших греческих городах рыночные площади складывались бессистемно,в городах же, заложенных в эпоху эллинизма, они планировались как единое целое. При детальномрассмотрении агоры в Афинах выясняется, что в ней сочетаются оба типа, так как древний рынок,возникший, по-видимому, без плана, был во 2 в. до н.э. обновлен в соответствии с принципами городскойпланировки той эпохи. Общественные здания, окружавшие афинскую агору, хорошо известны, посколькуописаны путешественником Павсанием, жившим в правление императоров Адриана, Антонина Пия и МаркаАврелия (середина 2 в. н.э.). В ходе раскопок, начатых в Афинах в 1931 Американской школой классическихисследований, удалось обнаружить развалины большинства упоминаемых Павсанием зданий.

Аго́н (др.-греч. ἀγών) — борьба или состязание у греков и римлян; игры во время религиозных или политических празднеств, например Агоналий.

Важнейшие особенности древнегреческой культуры

Перечислим важнейшие особенности древнегреческой культуры.

1) Космизм (космоцентризм, космологизм) от греч. kosmos - организованный мир, вселенский порядок. Имеется в виду восприятие мира как живой и упорядоченной целостности, частью которой (микрокосмом) является человек. Более того, можно утверждать, что чувственно-материальный космос был для эллинов тем божественным Абсолютом, выше которого они не мыслили себе истины, красоты, порядка и справедливости. Боги, которым поклонялись эллины, выступали, по сути, персонификациями различных аспектов космоса.

2) Повышенный интерес к человеку, побуждающий некоторых авторов говорить даже об антропоцентризме. Но все-таки человек находился не в центре мироздания, а в центре внимания самих эллинов. Отсюда – отчетливый антропоморфизм древнегреческих богов. Отсюда – знаменитый философский тезис: «Человек – мера всех вещей». Отсюда и поразительный факт: самыми авторитетными текстами для эллинов были не мифы, посвященные богам, а две эпические поэмы, «Илиада» и «Одиссея», повествующие, главным образом, о приключениях и подвигах людей.

3) Утверждение ценности полиса как необходимейшего условия нормальной человеческой жизни. Философы, художники, поэты почитали своим естественным долгом прославлять собственный полис и воспитывать для него достойных граждан.

4) Культ человеческой телесности и одновременно слабый психологизм. Дохристианская античность не открыла «внутреннего человека», не познала бездну человеческой души (если, как говорят, глаза являются зеркалом души, то стоит заметить, что у древнегреческих скульптур нет взгляда…) В этом смысле культура Эллады, по определению ее знатока, философа А.Лосева, была внеличностной.

5) Аисторизм, т.е. неисторичность, неспособность воспринимать историю как единый и направленный процесс. В Греции появились авторы-историки, самые знаменитые – Геродот и Фукидид. Однако их сочинения – это рассказы о достопримечательностях, о славных событиях и великих людях, т.е. это перечень ярких фактов, которые так и остаются фрагментами, не объединенными логикой, не выстраиваемыми в тенденции.

6) Совмещение фатализма и героизма, которое с большой художественной силой выразила древнегреческая трагедия. Фатализм (лат. fatalis – роковой, fatum – судьба, рок, неизбежность) – признание всевластия судьбы. Если вдуматься, это прямой вывод из космизма, растворяющего человеческую активность в природных процессах и ритмах. Но эллины ценили мужество тех, кто спорит с судьбой, действует невзирая ни на что.

7) Агонистика (греч. аgonia - борьба) – нацеленность на постоянную борьбу, соперничество, на то, чтобы превзойти всех. Агональный дух буквально пронизывал все сферы жизни эллинов – и Олимпийские игры, и театральные постановки, и философские споры, и судебные тяжбы, и мифология, и политику. Он же и придавал древнегреческому фатализму героический характер. Видна связь агонистики эллинов с их представлениями о загробном мире – сумрачном и тоскливом царстве теней… Эллины хорошо бы поняли современный рекламный призыв: «Возьми от жизни все!», и не согласились бы с принципом: «Главное не победа, а участие».

8) Отвлеченный рационализм, любовь к истине ради истины – в отличие, например, от древних египтян, да и от римлян, искавших преимущественно прикладное знание. Переход от эмпирических (опытных) представлений к понятийно-доказательному, теоретическому знанию сыграл большую роль в становлении науки. Но ее развитию в античном обществе мешало господство в нем мифологического мышления, которому отдавали порой дань даже величайшие мыслители. По словам английского писателя Г.К. Честертона, «греки за дриадами не видели лес»…

Осевое время

Сократа нередко называют основателем истинной греческой философии. Сократ будучи далеко не первым греческим философом совершил переворот, выработав новый метод философского мышления. Наиболее известным его учеником был Платон. Именно благодаря Платону до нас дошло учение Сократа. Сократ был обвинен в развращении молодежи и приговорен к смерти через принятие яда. Центральное место в философии Сократа занимают понятия блага и благодетели. По Сократу, основное предназначение знания – помочь человеку реализовать себя в жизни и прожить ее добродетельно. Знание – это источник нравственного совершенства и жизненного счастья. Истина должна родиться в споре, а цель философа чтобы помочь этому процессу.

Сократ – родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов.

Платон – согласно Платону, бытие идея, т.е.нематериальное, бестелесное образование. Платон полагал, что идеи как прообразы, по которым сотворены все вещи материального мира – формируют особое царство, существующее независимо от человека. Платона считают основателем объективного идеализма. Платоном было разработано учение об идеальном построении государства. Платон активно разрабатывал диалектику.

В период Империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римской философии – эпикуреизм, стоицизм. Все они продолжают греческие течения. Главные фигуры римского эпикуреизма – Лукреций и Цицерон. Лукреций развивает идеи о естественном происхождении и существовании мира и человека, прославляет человеческий разум. Эпикуреизм призывал радоваться и наслаждаться жизнью, ибо главным источником наслаждения является сам факт жизни.

После смерти не будет никаких наслаждений, поскольку не будет самой жизни. В своих трудах Цицерон стремился популяризовать все школы и течения греческой философии. В собственной же концепции он сочетал эпикуреизм и стоицизм.

Римский стоицизм – представители Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Они рассматривали философию прежде всего как учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья. Путь к этому они видели через примирение с внешними обстоятельствами, через стремление к добродетели и отказ от мирских соблазнов- богатства, почести, знатности. Стоицизм, особенно воззрения Сенеки, оказал сильное влияние на раннее христианство.

Эллинизм – историческая эпоха с воцарения Александра Македонского в 336 г. до н.э. и его завоеваний на Востоке до включения Птоломеевского Египта в состав Римского государства в 30 г. до н.э. Распространение и утверждение греческой культуры происходило в условиях непрерывных военных действий, когда их результаты и жизнь целых стран находилась в зависимости от индивидуальности и таланта полководца, что привело к переоценке в общественном сознании многих процессов общественной жизни. Прежде всего сформировался общественный идеал, которым стала не гражданская норма или отвлеченный собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность.

Уже с конца 4в. до н.э. греки начинают обожествлять в прямом смысле своих царей и полководцев, создавая им статуи и алтари, учреждая ежегодные празднества в их честь. Предоставленный самому себе, человек стремится к более тесному общению с божеством, от которого уже ждет не благоденствия отечества или победы оружия родного полиса, а личного спасения.

В эллинистический период появляются новые философские учения эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм (цинизм).

Кинизм –основателем этого направления считается Антисфен, а наиболее известным представителем Диоген Синопский. С точки зрения киников наиболее важным является воздержание, аскеза. С их точки зрения – родители не заслуживают благодарности ни за то, что они нас породили, ибо все сущее произошло от природы, ни за то какими мы родились, т.к. причина этого в смешении элементов.

Эпикурейство. Основатель Эпикур. По его мнению любое живое существо стремиться к благу и наслаждениям, и у человека есть все необходимое для счастья. Эпикур полагал, что страдания и удовольствия исключают друг друга: там, где есть удовольствие нет места для страдания, и наоборот где есть страдание, нет места для удовольствия.

Стоицизм. Стоики признавали только существование тел, которые совершают определенные действия или претерпевают определенные воздействия со стороны. В основе этики лежит представление о том, что человек должен жить в согласии с природой, только таким путем он может достигнуть гармонии и счастья. Стоики понимали счастье, как отсутствие влечений и страстей.

Скептицизм. Основатель Пиррон. Основная цель – достижение невозмутимости. Любая вера вызывает в человеке замешательство, страх и другие негативные эмоции. По мнению скептиков – истины не существует. Любые противоречия лишь причина беспокойства, а потому от их признания целесообразно отказаться.

Эллинистические религии таинств.

1.Культ фригийской богини Кибелы и ее возлюбленного Аттиса. Весной в праздник божественных возлюбленных, разыгрывались драмы – мистерии, содержанием которых были оскопление Аттиса, его смерть и воскрешение. Устраивались праздничные шествия, оргиастические пляски, во время которых калечили себя в честь бога Аттиса. Религия женская.

2.Синтетическая религия Исиды и Осириса. В мифе Исида воскрешает Осириса (египетский миф). В конце октября устраиваются шествия – «поиски» Осириса. Вершина праздника нахождение фигурки бога. Затем следовали ритуальные омовения и десятидневный пост, а также священная трапеза. Добровольные самопожертвования. Аскеза, самоконтроль. ИСИДИЗМ был государственной религией Александрии. Храмы подвалы, тайные действия, праздники, чтобы собрать Осириса.

3.Нитроизм. Нитра – иранское божество. Идея мирового пожара, благодаря пожару очищение, Личностный контакт человека и бога. Имеет воплощение в искусстве. Ритуал: 1.Жертвоприношение, 2.Храм под землей,3.Космичность религии. 4.Убийство- обряд сожжения быка

К основным чертам греческого искусства Б.Р. Виппер относит:

  1. неопровержимую логику греческого искусства;

  2. персональный характер греческого искусства;

  3. «эйдетическое» свойство, т.е. тенденцию к наглядности, образности.

Структура книги представляет собой описание основных периодов развития греческого искусства. Согласно Б.Р. Випперу, анализ любого периода лучше всего начинать с архитектуры по двум причинам:
1) знакомство с архитектурой вводит в быт и обычаи строителей;
2) принципиальные основы художественного стиля формулируются яснее и последовательнее именно в архитектуре, как наиболее абстрактном и математическом из искусств.

В каждом периоде искусства рассматривается также развитие скульптуры, живописи и вазописи.
Крито-микенское искусство

Обращаясь к критской культуре как основному и древнейшему предвосхищению греческой культуры, Б.Р. Виппер определяет тему критского искусства как «весь мир, включая маленькую раковину или колеблемое ветром растение. Критское искусство посвящено вообще не столько человеку, сколько всей натуре, пейзажу» (С.18).

Архитектура

В области эгейской культуры почти отсутствует сакральная архитектура, поэтому предметом анализа становится городское и крепостное строительство (поселения открытого и закрытого характера), эволюция жилого дома (круглое и прямоугольное строение) и отчасти – различные типы могил (погребение в естественных гротах и пещерах, микенские шахтовые гробницы, купольная гробница).

Анализируя архитектуру критских дворцов, Б.Р. Виппер отмечает особенности росписи и орнаментировки стен.

Основной мотив критской орнаментики – спираль, которая повторяется и в стенном форизе, и в украшениях потолка. Характерным для критского искусства является и метод применения спирали – в виде непрерывно нанизанной ленты спиралей или в виде «бесконечного рапорта», где нет ни начала, ни конца, где один орнаментальный ряд непрерывно зацепляется за другой, заполняя освобожденный им промежуток.

«Не менее типичен для критского искусства и орнамент, украшающий нижнюю часть стены, совершенно произвольный, лишенный всякого порядка и, вместе с тем, полный органической динамики, напоминающий не то контуры облаков, не то потоки вояных струй, не то узоры мраморных жилок» (С.25).

В области архитектуры ярко и последовательно сказывается различие между критским и микенским искусством. Микенцы заимствуют у Крита много архитектурных форм и приемов: например, колонну, плоскую крышу, декоративные мотивы. Но эти внешние заимствования не сказываются на архитектурной концепции в целом. Микенские дворцы, построенные обычно на вершине холмов, имеют вид небольших замкнутых крепостей. Основной тип микенской архитектуры – мегарон (прямоугольное внутреннее помещение с предшествующим ему открытым портиком).

Анализ крито-микенской архитектуры приводит автора к определению некоторых общих особенностей критского искусства:

  • чрезвычайно острое чутье динамики, потребность в движении, в смене;

  • неумение конструировать целое из частей, незамкнутые, незаконченные формы;

  • преобладание пространства над массой.

Скульптура

«Все памятники критской скульптуры отличаются небольшими размерами и предназначены для постановки во внутренних покоях. По материалу и технической обработке критские статуэтки и рельефы принадлежат не столько к области скульптуры, сколько мелкой пластики, глиптики и торевтики» (С.35). Задача критского скульптора – не равновесие пластических масс, а напротив – максимум подвижности, внезапности, эмоционального напряжения. «Не менее характерна для критской скульптуры и тенденция связывать фигуру с окружающим пространством, давать ей своего рода пейзажный фон» (С.37).

Микенская скульптура находилась под сильным влиянием критской, однако для нее характерна совершенно иная пластическая концепция, «которая стремилась подчеркнуть статику позы, прочное стояние на постаменте, выделяет сочленения и мускулы, словом, обнаруживает тот интерес к структуре тела, который всегда был чужд критской скульптуре» (С.47). Не менее характерен для микенской скульптуры интерес к человеческой голове, тяготение к портрету, которого нет на Крите.

Живопись и вазопись

Анализ проводится на материале керамики.

Начало анализа принадлежит неолитической керамике, отмечается полировка от руки, искусство глазури, господство в орнаменте спиралей, меандр, шахматного орнамента.

Далее рассматривается эволюция керамики : расхождение критской и континентальной школы в бронзовом веке – выделение в среднеэлладическую эпоху двух стилей (минийская керамика и «матовая живопись») – позднеминойский стиль (торжество пространственно-атектонической концепции).

В конце анализа выделяются основные черты живописи крито-микенской эпохи:

  1. Изображение человеческой фигуры (смешение пространственных и временных представлений);

  2. «Летучий галоп» (объединение в одном пространственном образе нескольких моментов действия);

  3. Форма гиперболы, принцип разряжения центробежных сил (характерна для орнамента, схем декоративных композиций, предметов обихода, изображения человеческой фигуры).

Искусство геометрического стиля

Б.Р. Виппер рассматривает различные точки зрения на взаимоотношения между микенским искусством и последовавшим за ним геометрическим периодом греческого искусства.

«До открытий Шлимана и Эванса в археологии господствовал взгляд, что греческое искусство только и началось с геометрического стиля, примерно с IX в. до н.э. Раскопки на Крите и доисторической Элладе поколебали этот взгляд, но долгое время многие ученые настаивали на полном перерыве художественных традиций между микенской культурой и последующей эпохой. Микенское искусство умерло бесследно, и на его месте без всякого вступления, совершенно готовым, возникло греческое искусство – так можно было бы формулировать этот взгляд. В противоположную крайность впадают другие исследователи, которые держатся взгляда, что уже в критском искусстве были заложены все предпосылки греческого стиля и что переход от критского натурализма к абстракции геометрического стиля совершился путем последовательной внутренней эволюции, совершенно не зависившей от политических и этнических перемен. Решение этого спора следует искать в примирительном взгляде, который признает и активную роль дорийского нашествия, и значение крито-микенского искусства в генезесе греческого стиля. Предпосылки греческого стиля были заложены не только в микенском, но и в среднеэлладском и, косвенно, в критском искусстве. Однако настоящий стимул к самостоятельному развитию греческий стиль получил только после дорийского нашествия. Крито-микенское искусство было прологом к греческому искусству, и без знакомства с этим прологом нельзя составить ясное представление ни о целях, ни о путях развития греческого стиля» (С.66-67).

Художественное творчество греков XII - VIII в.в. до н. Э. получило название «геометрического» стиля.

Б.Р. Виппер выделяет несколько гипотез происхождения геометрического стиля:

  1. геометрический стиль был совершенно заново принесен в Грецию дорийскими племенами;

  2. происхождение геометрического стиля из чисто технических предпосылк (техника плетенья и тканья);

  3. геометрическая орнаментика была исконным местным стилем с древнейших времен, но в эпоху аристократической микенской культуры была отодвинута на второй план как «крестьянское» искусство, а затем вновь возродилась. По мнению Б.Р. Виппера, именно эта точка зрения ближе всего к истине.

Говоря об особенностях геометрического стиля, Б.Р. Виппер пишет: «…язык геометрического стиля, скупой, линейный и абстрактный, был противоположностью органической динамики и экспрессии крито-микенского стиля, он был одностороннее и суше, но вместе с тем, он обладал такой логической последовательностью, таким ясным сознанием своих целей, что эпитеты упадочности и примитивности к нему совершенно не применимы. Можно пойти еще дальше и утверждать, что в геометрическом стиле было даже больше стилистического единства, больше творческой силы, чем в самом блестящем произведении крито-микенского искусства» (С.67).

В разделе, посвященном геометрическому стилю, Б.Р. Виппер рассматривает:

  1. Особенности вазописи: всякий сосуд представляет собой конструкцию («предмет», «построение»); орнамент сводится к простым, по большей части прямолинейным элементам (зигзаг, треугольник, меандр, крест, шашечный узор); постепенно к орнаментальным мотивам начинает присоединяться изображение животных и человека, а к концу периода – образы мифов и легенд.

  2. Особенности скульптуры: «новые тенденции проявляются в вытянутых пропорциях, в угловатых контурах и гранях тела и в огромном интересе к двигающимся, функционирующим конечностям…» (С.72). Автор выделяет контраст дорийской и ионийской школы, подчеркивая, что он еще более усилился в дальнейшем развитии греческой скульптуры.

  3. Архитектуру – возникновение в конце геометрического периода греческого храма.

Искусство эпохи архаики

Б.Р. Виппер отмечает, что греческий стиль раньше всего сложился в архитектуре. Но, анализируя греческие архитектурные ордена (дорийский (храм Посейдона в Пестуме) и ионийский (капители из Афин и Делоса)), автор обращает внимание на то, что греческий архитектор этого периода руководствуется чисто пластическим идеалом («Здание мыслилось ему как органическое существо, составные элементы которого выполняют свои функции наподобие членов человеческого тела. Греческую архитектуру можно назвать антропоморфичной так же, как греческую религию» (С.99)), что приводит к тому, что в развитии греческого искусства скульптура выходит на первые места.

В описании скульптуры эпохи архаики Б.Р. Виппер останавливается на особенностях:

  1. Критской школы – начала греческой монументальной скульптуры;

  2. Дорийской школы:

а) спартанской школы – тяготение к рельефу; рельефообразная, плоская трактовка головы. Специфический идеал человеческого лица и тела: худое короткое туловище почти без живота, чрезвычайно длинные ноги и острый удлиненный овал лица с напряженным взглядом широко раскртых глаз (Ника Архерма). Главное внимание – проблеме движения.

б) аргосской школы – в центре внимания человеческая фигура в состоянии покоя. Основная и почти исключительная тема – обнаженная мужская фигура (курос – юноша). Идеал аргосской школы: кубической формы череп с низким лбом и квадратное, могучее, приземестое тело. В этой школе появляется схема подвижного равновесия, которая наиболее ярко развивается Поликлетом.

в) сикионской школы – высокие сухопарые тела с тонкими костями и узкими бедрами. Характерны впалые щеки с выдающимися скулами и высокие, четко граненые дуги бровей. «Сикионский курос изображен по большей части одетым. Ярким примером может служить бронзовая статуэтка «Гермеса Криофора» в Бостоне» (С.106).

  1. Ионийской школы

Милетской школы – одетая женская статуя. Главная особенность – специфическая жизнь глаз, эмоциональный эффект взгляда.

  1. Аттической школы – по мнению Б.Р. Виппера «как бы синтезирует все достижения архаической эпохи» (С.108). В рамках этой школы автор рассматривает акропольские коры (отмечают изящество и экспрессивное богатство аттического стиля) и фронтонные композиции (жажда драматических событий, увлечение аттических скульпторов рассказом).

В конце раздела Б.Р. Виппер останавливается на развитии рельефа (стела, украшение баз статуй, метопы, фризы) и вазописи (ориентализирующий стиль, чернофигурный стиль, краснофигурный стиль).

Классическое искусство V века до нашей эры

Живопись и вазопись

Характеристика начинается с творчества живописца Полигнота, считающегося родоначальником классического стиля, и двух его спутников и соперников, Микона и Панайна. Б.Р. Виппер определяет их творчество как «раскрашенный рисунок» (С.142), для которого характерны ограниченная палитра, отсутствие горизонта и светотени; а характер живописи как абстрактно-плоскостной.

Продолжается описание классического искусства V века до н.э. переломным моментом развития греческого искусства – изобретением светотени (Апполлодор).

В дальнейшем развитии греческой живописи Б.Р. Виппер останавливается на одном из самых спорных вопросов в истории греческого искусства о том, была ли знакома греческим живописцам центральная перспектива (Агатарх). В результате анализа классического искусства автор приходит к выводу, что «изображение пространства в греческой классической живописи правильней было бы назвать не «центральной», а «параллельной» перспективой. Этот вывод можно формулировать и иначе: греческая живопись была не пространственной, а пластической живописью. Она изображала не самое пространство, а только тела, отдельные предметы в пространстве. Именно поэтому греческая классическая живопись не знает приема уменьшения предмета по мере их удаления от глаза зрителя и не любит изображать тень, падающую от одной фигуры на другую. По той же самой причине греческой живописи недостает и главной предпосылки центральной перспектив – единства точки зрения. И этого единства точки зрения античная живопись не завоевала не только в классическую эпоху, но и позднее, в эллинистически-римскую эпоху» (С.148).

Скульптура строгого стиля

Этот стиль продолжается приблизительно до 460 года и составляет своего рода пролог к греческой классике. Отличается прямо противоположными поздней архаике тенденциями: суровые, почти угрюмые лица; строгая простота форм и жестов; тяжелое, даже немного неуклюжее спокойствие («Голова белокурого мальчика»).

Конечную цель эволюции строгого стиля Б.Р. Виппер определяет как «преодоление фронтальности» (С.151).

В данном разделе книги Б.Р. Виппер рассматривает творчество отдельных мастеров этого времени – Каламида и Пифагора.

Далее автор останавливается на особенностях скульптур храма Зевса в Олимпии, которые были подвергнуты подробному и всестороннему анализу.

Скульптура высокой классики

Б.Р. Виппер отмечает, что «переход от строгого стиля к высокому совершается почти незаметно. В сущности говоря, это две стадии одного и того же стиля, который может быть объединен под названием классического. Граница между этими стадиями проходит около 450 года, когда формы стали более свободными и более закругленными, а концепция более возвышенной» (С.170-171).

В этом разделе автор рассматривает искусство трех великих мастеров высокого стиля: Мирона (аттическая школа), Поликлета (северопелопонесская школа) и Фидия.

Б.Р. Виппер заключает анализ классического искусства V века до н.э. характеристикой Парфенона и его скульптурных украшений.

Искусство поздней классики

Начиная анализ поздней классики, Б.Р. Виппер прежде всего отмечает, что «согласно обычной схеме эволюции греческого искусства классический стиль занимает примерно полтора века, от греко-персидских войн до битвы при Херонее в 338 году» (С. 214). Таким образом, в обычной схеме во внимание не принимается перелом, который происходит в греческом искусстве в эпоху Пелопонесской войны и который делит стили V и IV веков на высокую и позднюю классику.

Один из главных двигателей этого перелома Б.Р. Виппер видит «в открытии человеком новой ценности, новой стороны жизни – в открытии, наряду с телом и духом, души, субъективных желаний и чувств, то есть «личного», «моего», что было до сих пор совершенно чуждо и греческой драме, и греческому изобразительному искусству» (С. 214).

Начиная анализ с памятников архитектуры, Б.Р. Виппер замечает «как это ни покажется странным, но именно архитектура, это, казалось бы, самое неподвижное и абстрактное искусство прежде всего откликнулось на новые духовные запросы» (С.215).

Здесь Б.Р. Виппер останавливается на характеристике таких построек как Элевсинский храм, Ферсилейон, храм Аполлона в Бассах, Эрехтейон.

Далее следует анализ скульптуры переходной эпохи. Отмечается популярность рельефа и его преобладание над круглой статуей.

Следующая стадия развития скульптуры характеризуется автором как постепенное углубление рамы и увеличение количества фигур (до 6-8), которые становятся все пластичнее и активнее. «Искусство на следующей стадии развития – в гробнице Проклейда – фигуры из высокого рельефа образуются в подлинно круглые статуи, совершенно оторвавшиеся от фона» (С.222).

Сравнивая статуи этого периода с предшествующими Б.Р. Виппер отмечает преобладание женских статуй и почти полное отсутствие интереса к обнаженной мужской статуе, к атлетическому идеалу.

Далее автор обращается к творчеству отдельных представителей эпохи поздней классики.

Алкамен – Б.Р. Виппер трактует его стиль как продолжение торжественно-тектонической концепции Фидия. «Но к этому основному ядру классического стиля Алкамен прибавляет, с одной стороны, элемент архаизации, утонченные игры с примитивными формами, а с другой стороны – интерес к более сложной пластической композиции, к новому сочетанию пластики и тектоники, к статуарной группе» (С.226).

Каллимах – Б.Р. Виппер находит в статуе Каллимаха сочетание двух тенденций эпохи: острую линейную стилизацию, архаизацию и мягкую, расплывчатую, воздушную живопись.

Пэоний – Б.Р. Виппер отмечает ту же двойственность концепции, что и у Алкамена и Каллимаха: «наряду с чрезвычайно смелой и утонченной трактовкой поверхности – известная робость, почти архаическая связанность в самой структуре тела и его движениях. Живописная динамика восприятия относится только к оболочке предмета, только к драпировке, но не проникает в самое ядро формы» (С.230).

Заканчиваеися книга разделом «Скульптура IV века до нашей эры», в которой отмечается зарождение стремления сделать искусство более близким к жизни, более человечным, внести в него свои индивидуальные чувства. «…Искусство IV века приобретает, с одной стороны, более героический и патетический характер, с другой же стороны, в нем проявляются черты интимные, нежные и идиллические черты. Не боги, а люди являются теперь главными героями искусства» (С.234).

В этом разделе характеризуется творчество Кефисодота (новая концепция статуарной группы (Эйрена) – в позднейшем европейском искусстве группа мадонны с младенцем на руках)), Эвфранора (новый идеальный канон пропорций – Парис); Скопоса (-ассиметрия композиции; - столкновение голов с рамой фронтона; - новое оформление глаз (проблема взгляда)), Леохара (расширение границ пластической концепции), Праксителя (- чувственные эмоции; - элементы женственности; - оптические, колористические контрасты; - консерватизм общей концепции пластических масс и движения), Лисиппа (объединяет, завершает и усиливает тенденции, намеченные в творчестве Скопоса и Праксителя).
написать администратору сайта