Главная страница
Навигация по странице:

Иванов Диплом. "Особенности нервной системы подростков, занимающихся спортивными единоборствами (на примере самбо и кикбоксинга)"



Скачать 282 Kb.
Название "Особенности нервной системы подростков, занимающихся спортивными единоборствами (на примере самбо и кикбоксинга)"
Анкор Иванов Диплом.doc
Дата 22.12.2017
Размер 282 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Иванов Диплом.doc
Тип Реферат
#13604
страница 1 из 3
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «Белорусский государственный университет физической культуры»

Кафедра спортивной борьбы


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: "Особенности нервной системы подростков, занимающихся спортивными единоборствами (на примере самбо и кикбоксинга)"

Выполнил: студент 143 группы

Иванов Роман Андреевич.

Руководитель: старший преподаватель

Мацкевич Валентин Николаевич

Работа защищена с оценкой «_____________»

Дата «____»_____________________20 года

Протокол____ от «____»__________20 года


Минск

2013
Содержание
Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Значение физических упражнений для здоровья человека

1.2 Особенности нервной системы детей школьного возраста

1.3 Изменения свойств нервной системы у детей и подростков под влиянием различных факторов

1.4 Влияние свойств нервной системы на двигательные способности человека

1.5 Психофизиологические особенности подростков

1.6 Влияние физических нагрузок и спорта на психофизиологическое состояние подростков

1.7 Развитие больших полушарий в различные возрастные периоды

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Результаты исследований

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. В последнее время в средствах массовой информации, различных журналах и т.д. пропагандируются занятия различными видами единоборств т.к. они развивают устойчивость организма к стрессовым ситуациям, тактическое мышление, память, укрепляют защитные силы организма, поддерживая высокую работоспособность. Да и просто, если человек попадет в ситуацию, когда необходимо защитить себя, навыки полученные на тренировках очень пригодятся. В связи с этим многие родители предпочитают записывать детей именно в секции восточных единоборств, бокса, самбо и др. Нередки случаи, когда только родители решают, каким спортом будет заниматься их ребенок. Иногда в погоне за высокими показателями тренер, организует тренировочный процесс, не учитывая индивидуальных особенностей спортсмена, что может не только привести к негативным результатам тренировок, но и нанести вред здоровью занимающихся.

Управление процессом физического воспитания и спортивной тренировки детей и подростков требует от педагога глубоких знаний в области организации и проведения урочных форм занятий, методики обучения двигательным действиям и развития физических способностей исходя из возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся.

Для достижения спортивного результата в избранном виде спорта первостепенное значение имеют и способности занимающихся, и дифференцированный подход тренера, основанный на учете индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности.

В этой связи стала актуальной проблема выбора вида спортивной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями организма.

Объект исследования – учебно – тренировочный процесс в группах начальной подготовки по самбо и кикбоксингу в условиях детско – юношеского клуба.

Предмет исследования – индивидуальные особенности нервной системы подростков, занимающихся самбо и кикбоксингом.

Цель работы: выявление особенностей нервной системы подростков занимающихся спортом, на примере и кик-боксеров детско-юношеского клуба «Атлант» г. Орша.

Задачи исследования:

  1. Изучить индивидуальные особенности нервной системы подростков, занимающихся самбо и кикбоксингом.

  2. Сравнить особенности нервной системы самбистов и кик-боксеров.

  3. Дать практические рекомендации детским тренерам по организации отбора и дальнейшей работе с юными самбистами и кикбоксерами с учетом индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности.

Гипотеза исследования: предполагалось, что овладение базовой техникой позволит эффективно и правильно построить процесс технико-тактической подготовки дзюдоистов в условиях изменения правил соревнований по дзюдо.

Методы исследования:

  1. Анализ литературных источников и обобщение передового практического опыта тренеров.


  2. Педагогическое наблюдение.

  3. Анкетирование и интервьюирование тренеров и специалистов.



Структура и объем работы. Работа изложена на 49 страницах компьютерного текста. Состоит из общей характеристики работы, введения, трех глав, заключения, списка использованных 43 литературных источников. Работа иллюстрирована 3 таблицами и 4 рисунками.
ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о воздействии физических упражнений на здоровье человека интересовал врачей и ученых с самых древних времен. В настоящее время, когда здоровье человека стоит на первом месте основных ценностей, один из способов профилактики различных заболеваний – занятия спортом и физкультурой. Активная мышечная деятельность оказывает благоприятное влияние на функционирование различных физиологических систем организма (А.М. Шлемин, 1988; Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина, 1989).

Физические упражнения положительно сказываются на умственной работоспособности и состоянии вегетативной сферы организма, деятельности внутренних органов (Г.Л. Апанасенко, Л.А, Попова, 2000). Благотворно воздействие физических упражнений на нервную систему. Много лет назад выдающийся русский учёный И.М. Сеченов, открывший основные закономерности физиологических функций человеческого организма, отмечал в своей известной работе "Рефлексы головного мозга", что всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. И действительно, прыгает ли ребёнок на одной ноге, играя в классы, стремительно ли преодолевает спортсмен сложную слаломную трассу, выполняет ли учащийся сложное математическое упражнение, или исполняет музыкальное произведение скрипач - во всех случаях конечным проявлением сложнейшей нервной деятельности становится мышечное сокращение. Наш двигательный аппарат играет решающую роль в осуществлении связи с внешней средой, и это общий физиологический закон работы скелетной мускулатуры. Двигательные реакции - это сложные условные рефлексы, возникновение и течение которых определяются законами нервной деятельности.

Наиболее важной для осуществления движения является работа нервных клеток коры головного мозга. Здесь формируются связи между разнообразными внешними и внутренними раздражителями, сигналами от исполнительных аппаратов и внутренних органов, обеспечивающих их работу.

Чёткая функциональная система нервной деятельности обеспечивает двигательный акт во всём богатстве его мышечных проявлений. Под влиянием упражнений, тренировки течение нервных процессов облегчается, осуществляется всё более высокая согласованность в мышечной работе и деятельности сердца, лёгких и других органов. Образуется сложная и весьма подвижная система управления движениями, постепенно обеспечивающая их автоматизацию при одновременной способности к быстрой перестройке. Двигательная активность, физические упражнения тренируют, закаляют нервную систему. Это особенно важно для воспитания подростка, ибо даёт возможность выработать такие качества характера, как решительность, настойчивость, смелость, выносливость, ловкость. Хорошо известно, что люди, систематически занимающиеся физкультурой и спортом, более устойчивы к болезням. И это легко понять, представив в целом действие физических упражнений, проявляющееся в улучшении приспособительных реакций организма. Согласованная деятельность многочисленных органов и физиологических систем человека обеспечивает не только быстрое и наилучшее выполнение двигательной функции, но и подготавливает эти же системы в процессе упражнений к быстрой ответной реакции на иные, в том числе и неблагоприятные, воздействия. Развивается система так называемой неспецифической защиты. В то же время в организме физкультурников и спортсменов создаются выгодные физиологические условия для осуществления специфических защитных реакций - таких, как выработка иммунных тел. Всё сказанное позволяет утверждать, что физическая культура и спорт являются одним из основных средств предупреждения заболеваний и важным условием гармонического развития подростка.

В последнее время в средствах массовой информации, различных журналах и т.д. пропагандируются занятия различными видами единоборств т.к. они развивают устойчивость организма к стрессовым ситуациям, тактическое мышление, память, укрепляют защитные силы организма, поддерживая высокую работоспособность. Да и просто, если человек попадет в ситуацию, когда необходимо защитить себя, навыки полученные на тренировках очень пригодятся. В связи с этим многие родители предпочитают записывать детей именно в секции восточных единоборств, бокса, самбо и др. Нередки случаи, когда только родители решают, каким спортом будет заниматься их ребенок, или, в погоне за высокими показателями тренер, не учитывая индивидуальных особенностей спортсмена, организует тренировочный процесс, что может не только привести к негативным результатам тренировок, но и нанести вред здоровью человека.

В этой связи стала актуальной проблема выбора вида спортивной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями организма.

1. Обзор литературы
1.1 Значение физических упражнений для здоровья человека
С самых древних времен люди уделяли много внимания вопросу воздействия физических упражнений на здоровье человека. В Древней Греции и Риме культ движения являлся характерным укладом жизни. Горацио принадлежат замечательные слова: «Если не бегаешь, пока жив, придется бегать, когда заболеешь ». Древние врачи Герлодик и Апоксимер первыми из греков пытались обосновать целебное воздействие физических упражнений на организм, указав при этом, что от гимнастики организм укрепляется, а бездействие укрепляет его старение.

Концепция о взаимосвязи физических нагрузок, показателей функций организма и состояния здоровья организма являются общепризнанной и неудивительно, т.к. движение является естественным и наиболее сильным стимулятором многих жизненно важных функций организма, жизненной потребностью человека, непременным условием его жизнеспособности. Сбалансированность за счет физической активности – естественное предназначение организма человека (Т.В.Козлова, Т.А. Рябухина, 1989).

Активная мышечная деятельность оказывает благоприятное влияние на функционирование различных физиологических систем организма (А.М. Шлемин, 1988; Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина, 1989; Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова, 2000;). Физические упражнения положительно сказываются на умственной работоспособности и состояния вегетативной сферы организма, деятельности внутренних органов.

Систематическое вовлечение мышечной системы в двигательную активность оказывает огромное влияние на весь организм, а так же стимулирует интеллектуальную деятельность человека, повышает продуктивность умственного труда. Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения. Под влиянием физических тренировок увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре головного мозга.

Активная мышечная деятельность предупреждает такие расстройства, как нарушения высшей нервной деятельности, ухудшения внимания, памяти, дисфункция вегетативной нервной системы, нарушения реакций, и многие другие.

Установлено, что систематическая тренировка благоприятствует росту и биологическому созреванию организма. Все основные показатели физического развития: длина и масса тела, окружность грудной клетки, динамометрия и спирометрия – у юных спортсменов выше. В процессе тренировок активизируется обмен веществ. Повышение эффективности транспорта кислорода к работающим мышцам и скорости его перехода в ткани приводит к повышению его функциональных возможностей аэробной системы, и, следовательно, к росту энергетического потенциала организма.

У физически тренированных лиц хорошие возможности компенсировать неблагоприятные воздействия факторов окружающей и внутренней среды, что объясняется максимальной способностью усилить ту или иную функцию. Важное значение в этом отношении имеет осуществление так называемого принципа экономизации функции, который проявляется у тренированных лиц, как в покое, так и при дозированных нагрузках (Ю.Ф. Курамшин, В.М. Половский, 1978).
1.2 Высшая нервная деятельность детей школьного возраста
Существующие немногочисленные данные физиологии свидетельствуют, что младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) — период относительно «спокойного» развития высшей нервной деятельности. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Это переход «от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций» Однако, только на базе обучения письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все более отдаляясь от связанных с ним образов предметов и действии. Незначительное ухудшение процессов высшей нервной деятельности наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе. Интересно отметить, что в младшем школьном возрасте на основе развития второй сигнальной системы условно - рефлекторная деятельность ребенка приобретает специфический характер, свойственный только человеку. Например, при выработке вегетативных и сомато - двигательных условных рефлексов у детей в ряде случаев наблюдается ответная реакция только на безусловный раздражитель, а условный не вызывает реакции. Так, если испытуемому была дана словесная инструкция, что после звонка он получит клюквенный сок, то слюноотделение начинается только при предъявлении безусловного раздражителя. Подобные случаи «не образования» условного рефлекса проявляются тем чаще, чем старше возраст испытуемого, а среди детей одного возраста — у более дисциплинированных и способных. Словесная инструкция значительно ускоряет образование условных рефлексов и в некоторых случаях даже не требует безусловного подкрепления: условные рефлексы образуются у человека в отсутствие непосредственных раздражителей. Эти особенности условно-рефлекторной деятельности обусловливают громадное значение словесного педагогического воздействия в процессе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками. Особое значение для учителя и воспитателя имеет следующий возрастной период—подростковый (с 11 — 12 до 15—17 лет). Это время больших эндокринных преобразований в организме подростков и формирования у них вторичных половых признаков, что в свою очередь сказывается и на свойствах высшей нервной деятельности. Нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Образно этот период можно было бы назвать «горным ущельем». Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности подростка (вспыльчивость, «взрывная» ответная реакция даже на незначительные раздражения) и частым конфликтам с родителями и педагогами. Положение подростка, как правило, усугубляется все более усложняющимися требованиями к нему со стороны взрослых и, прежде всего школы. К сожалению, сегодня далеко не каждый педагог учитывает в своей работе функциональные возможности детей, отсюда и те трудности, которые возникают у педагога и большинства родителей в их общении с подростками. Только правильный здоровый режим, спокойная обстановка, твердая программа занятий, физическая культура и спорт, интересная внеклассная работа, доброжелательность и понимание со стороны взрослых являются основными условиями для того, чтобы переходный период прошел без развития функциональных расстройств и связанных с ним осложнений в жизни ребенка. Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических систем человеческого тела. Значительно повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и физиологических функций организма, ведущее значение получают корковые процессы, обеспечивающие функционирование второй сигнальной системы. Все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослого человека. Если на всех предыдущих этапах условия для развития ребенка были оптимальными, то высшая нервная деятельность старших школьников становится упорядоченной и гармоничной.
1.3 Изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков под влиянием различных факторов
Высшая нервная деятельность обеспечивает человеку адекватное приспособление к действию факторов окружающей среды, поэтому те или иные влияния среды вызывают разнообразные изменения высшей нервной деятельности. В зависимости от силы внешнего влияния изменения высшей нервной деятельности могут колебаться в пределах нормы или выходить за них, становясь патологическими.

Учебные занятия требуют напряженной работы головного мозга, и прежде всего его высшего отдела — коры головного мозга. Особенно интенсивно работают те корковые структуры, которые связаны с деятельностью второй сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами. Естественно, что нагрузка на нервные элементы не должна превышать их функциональных возможностей, иначе неизбежны патологические изменения высшей нервной деятельности. Если учебные занятия в школе организованы согласно гигиеническим требованиям, то изменения высшей нервной деятельности не выходят за пределы нормы. Обычно в конце учебного дня наблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов, нарушение индукционных процессов и соотношения между первой и второй сигнальной системами. Особенно резко эти изменения заметны у младших школьников. Важно отметить, что включение в учебные занятия уроков труда и физкультуры сопровождается в конце учебного дня менее выраженными изменениями высшей нервной деятельности.

Большое значение для сохранения нормальной работоспособности учащихся имеет активный отдых после школы: подвижные игры, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе.
1.4 Влияние свойств высшей нервной деятельности на двигательные способности человека
Типологическим особенностям высшей нервной деятельности соответствуют характерные особенности всей нервной организации индивида. Тип нервной системы можно рассматривать как интегратированный показатель генетически обусловленных признаков, определяющих характерные особенности физических функций.

Управление процессом физического воспитания и спортивной тренировки детей и подростков требует от педагога глубоких знаний в области организации и проведения урочных форм занятий, методики обучения двигательным действиям и развития физических способностей исходя из возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся.

Для достижения спортивного результата в избранном виде спорта первостепенное значение имеют и способности занимающихся, и дифференцированный подход тренера, основанный на учете их индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности.

На формирование человека, его успехи в избранном виде деятельности оказывают влияние задатки, воспитание, среда и личное стремление к самосовершенствованию. Человек - существо биосоциальное. Ему присущи все биологические свойства живых существ: наследственность и изменчивость, обмен веществ, саморегуляция жизненных процессов, способность к индивидуальному развитию.

Выделяют три основных свойства нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Сила (и соответственно слабость как другой полюс этого свойства) выражается в степени выносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю, а также в переносимости сильных раздражителей, хотя бы и кратковременных. Сила нервных процессов проявляется и в том, как адекватно нервная система реагирует на раздражители различной силы, что свидетельствует о ее чувствительности и возбудимости.

Подвижность нервных процессов (на противоположном полюсе - инертность) определяется тем, насколько быстро происходит перестройка нервной системы на меняющиеся раздражители. По-видимому, данное свойство нервной системы является одной из главных детерминант скорости центральной переработки информации, в том числе и скорости процесса принятия решения (В.Д. Небылицин, 1966).

Уравновешенность (или неуравновешенность) нервных процессов раскрывает соотношение и баланс возбуждения и торможения по их силе.

Каждому человеку присуще своеобразное сочетание этих свойств. Свойства нервной системы имеют функциональную основу, но открываются исследователю, как писал И.П. Павлов, в их жизненных проявлениях. Для человека эти жизненные проявления могут быть названы психологическими. Исследования психофизиологов направлены на раскрытие закономерностей между биологически обусловленными свойствами нервной системы и индивидуальными особенностями психики и поведения.

Типологические особенности нервной системы оказывают значительное влияние на проявление физических способностей человека, его обучаемость движениям, работоспособность и надежность выступления на соревнованиях.

Так, спортсмены с сильной нервной системой, которая отличается одинаково хорошо развитыми процессами возбуждения и торможения, могут в значительной степени напрягать и даже перенапрягать свои силы в ответственные периоды спортивных соревнований без всякого ущерба для себя. Спортсмены со слабым типом нервной системы оказываются не способными на сильные волевые проявления, высокую работоспособность, что выражается в нестабильности выступления на соревнованиях, а иногда и в новых "срывах".

Чем сильнее процесс возбуждения нервной системы, тем значительнее улучшает испытуемый свои результаты в игре по сравнению с тренировкой, и чем слабее процесс возбуждения нервной системы, тем значительнее ухудшаются его результаты на соревнованиях. Такое явление объясняется тем, что эмоциональное воздействие соревновательных условий для слабой нервной системы служит сильным раздражителем, вызывающим охранительное торможение и даже убывание качества. У представителей различных типологических групп процесс работоспособности протекает по-разному, и они в значительной степени отличаются друг от друга усвоением техники движений и их выполнением в усложненных условиях.

Так, лица с сильным подвижным типом нервной системы проявляют лучшую работоспособность при выполнении быстрых динамических упражнений, а также при частой смене заданий или изменении условий деятельности. Качества выполнения упражнений к концу тренировки не снижается. Слабый подвижный тип не обладает достаточной выносливостью; одно и тоже упражнение способен выполнять не более 3-5 раз. К концу тренировочного занятия качество выполнения упражнений заметно снижается, и нередко такой спортсмен досрочно прекращает занятие. У представителей слабого инертного типа относительно низкие показатели работоспособности. Они обычно не выдерживают трехчасовые тренировочные нагрузки. Качество выполнения упражнений после 4-5-кратного повторения снижается. Тренировочные занятия на следующий день крайне не результативны. Сильные, инертные типы лучшую работоспособность проявляют при выполнении медленных и статических упражнений. В деятельности, требующей быстроты движений и частой смены состояний, утомляются сравнительно быстро. По общему объему выполненной нагрузки, на тренировочном занятии характеризуются как работоспособные.

Усвоение техники движений обусловлено индивидуальными особенностями нервной системы. Представители нормально возбудимого, подвижного типа обычно легко овладевают техникой упражнений, точно выполняют разнообразные двигательные задачи, преуспевают в ситуационных видах деятельности. Учащиеся с сильным, безудержным типом нервной системы часто отличаются неровностью успеваемости в занятиях физическими упражнениями, однако способны легко овладевать двигательными навыками. Лица, нормально возбудимые (спокойный тип нервной системы), успешно овладевают сложнокоординационными движениями, однако у них сравнительно медленно образуются условно-рефлекторные связи, наряду с быстрыми наблюдаются и замедленные движения. Пониженновозбудимые типы, в движениях, как правило, малоактивны. Образование условных рефлексов у них крайне затруднено, экстрараздражители вызывают заметное снижение условного рефлекса, они удовлетворительно овладевают двигательными действиями.

При обучении физическим упражнениям ведущую роль должен иметь дифференцированный подход к ученикам с различными индивидуальными особенностями нервной системы. Как при показе, так и при объяснении ученики с сильной нервной системой усваивают упражнение быстрее, чем со слабой. Это объясняется тем, что для "слабых" новое упражнение создает напряженное состояние, особенно в период начального обучения. Исследователи предлагают при обучении двигательным действиям "сильных" типов больше уделять внимания словесному методу, а "слабых" типов - показу.

Знание педагогом индивидуальных особенностей темперамента учеников позволяет осуществлять дифференцированный подход при решении воспитательных задач. Установлено, что нервно-психическое напряжение, вызванное, к примеру, необходимостью в короткий срок овладеть новым сложным упражнением, подготовиться к соревнованиям, выполнить трудное задание, влияет не на всех одинаково: повышает волевую активность учащихся с сильной нервной системой и понижает готовность к борьбе с трудностями у более "слабых". Поэтому перед соревнованиями "сильных" следует вдохновить, стимулируя их активность, если необходимо, напомнить об ответственности, о радости и гордости победителя, а "слабых" - успокоить, отвлечь от мыслей о возможной неудаче.

Изучение типологических особенностей нервной системы школьников и учет их при отборе в ДЮСШ помогают тренеру ориентировать учеников на вид спорта, оптимально соответствующий их способностям. Хотя в конкретной спортивной специализации и встречаются представители разных типологических групп, все же высших достижений добиваются спортсмены с определенными свойствами нервной системы.

Человек с задатками спринтера обладает хорошей реакцией и быстрым мышлением. Эти качества присущи детям с повышенной возбудимостью. Хороший спринтер всегда подвижен, активен и отличается резкостью движений, обладает, как правило, сангвиническим темпераментом. Подвижность нервных процессов у спринтеров велика, и у многих возбудительный процесс преобладает над тормозным. У спортсменов, специализирующихся в беге на длинные дистанции, несколько снижена скорость элементарных двигательных реакций, но более выражена, чем у спринтеров, способность к дифференцированию отрицательных раздражителей, что свидетельствует о большей уравновешенности их нервных процессов. Чем длиннее дистанция, тем большей уравновешенностью обладает спортсмен-бегун. По мнению Л.В. Волкова (1984), спортсмены-ходоки по особенностям нервной системы близки к бегунам на длинные дистанции.

Представители скоростно-силовых видов спорта (метания, прыжки) по характеру элементарной условно-рефлекторной деятельности напоминают спринтеров. При относительно коротком латентном периоде двигательной реакции у многих затрудняется выработка дифференцированного торможения на отрицательные раздражители, что свидетельствует о некотором преобладании процесса возбуждения. Однако у метателей молота отмечается хорошая уравновешенность нервных процессов.

Специализация в спортивной и художественной гимнастике, акробатике предъявляет повышение требования к нервной системе. Разнообразие двигательной деятельности, скоростно-силовая работа, необходимость быстро изменять силу и направление движения при выполнении гимнастических упражнений - все это требует высокой подвижности нервной системы, качеств, которые характеризуют сильный, уравновешенный и подвижный тип.

Особое значение в ситуационных видах спорта (борьба, бокс, кик-боксинг, спортивные игры) имеет быстрота простых и сложных двигательных реакций, которые определяются длительностью латентного периода. Быстроту ориентировки и тактических умозаключений обеспечивает подвижность нервных процессов, способность своевременного перехода от возбуждения или торможения в одних участках коры к таким же процессам в других. В ситуационных видах спорта большое значение имеет уравновешенность нервной системы. Соревнования требуют значительного возбуждения спортсмена, однако при чрезмерной возбудимости он может потерять контроль над своими действиями. Преобладание торможения над возбуждением отрицательно сказывается на эмоциональной окраске соревнования, быстроте мышления и двигательных реакциях.

Таким образом, можно заключить, что типологическим особенностям высшей нервной деятельности соответствуют характерные особенности всей нервной организации индивида. Тип нервной системы можно рассматривать как интегратированый показатель генетически обусловленных признаков, определяющих характерные особенности физических функций. Это находит свое отражение в характере адаптационно-трофических, восстановительных и компенсаторных процессов представителей различных типов нервной системы.

Знание индивидуальных особенностей занимающихся позволяет преподавателю, тренеру эффективно управлять процессом физического воспитания и спортивной тренировки.
  1   2   3
написать администратору сайта