Главная страница
Навигация по странице:

Практические и ....мет-ка по Гигиене. Практические и индивидуальные занятия по гигиене общеобразовательных учреждений


Скачать 330.5 Kb.
Название Практические и индивидуальные занятия по гигиене общеобразовательных учреждений
Анкор Практические и ....мет-ка по Гигиене.doc
Дата 03.05.2017
Размер 330.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Практические и ....мет-ка по Гигиене.doc
Тип Методические рекомендации
#6662
страница 7 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Контрольные вопросы по возрастной физиологии и школьной гигиене

  1. Предмет и задачи возрастной физиологии, её связь с другими науками.

  2. Основные законы роста и развития детей и подростков.

  3. Возрастная периодизация. Понятие биологического и паспортного возраста.

  4. Критические периоды в постнатальном развитии детей и подростков. Акселерация и ретардация развития детей и подростков. Школьная зрелость.

  5. Понятие о здоровом и больном организмах. Реактивность, резистентность.

  6. Группы здоровья по С. М. Громбаху. Распространённость заболеваний в зависимости от возраста.

  7. Физическое развитие как показатель здоровья и социального благополучия. Соматометрия, соматоскопия, физиометрия.

  8. Возрастные стандарты физического развития ребёнка.

  9. Роль двигательной активности в физическом и психическом развитии детей и подростков.

  10. Гигиенические основы физического воспитания и закаливания школьника. Средства физического воспитания, закаливания.

  11. Нормы пешеходных экскурсий и походов для школьников разного возраста.

  12. Строение и функции опорно – двигательного аппарата. Возрастные особенности развития скелета. Состав и рост костей.

  13. Физиологические изгибы позвоночника, сроки формирования. Осанка, нарушение осанки: кифотическая, лордотическая, сколиотическая осанка.

  14. Основные группы мышц, возрастные изменения физиологических свойств мышц. Возрастные особенности образования двигательных навыков и координации движений.

  15. Гигиенические требования к мебели и правила размещения учащихся в классе. Группы мебели по СанПиН 2.4.2.1178-02. Окраска, маркировка, расстановка школьных парт.

  16. Рабочая поза и воспитание правильной посадки.

  17. Гигиенические требованияк помещениям общего пользования в школьном здании: рекреациям для отдыха, читальному залу, актовому залу, спортивному залу, столовой, умывальным и туалетным комнатам.

  18. Общий план строения и значение нервной системы.

  19. Раздражители, их классификация. Возбуждение, торможение.

  20. Нейрон, нервное волокно, возрастные особенности. Синапс.

  21. Нервный центр, свойства нервных центров.

  22. Рефлекс как основа нервной деятельности.

  23. Координация нервных процессов. Иррадиация, индукция, доминанта, возрастные особенности.

  24. Высшая нервная деятельность, возрастные особенности. Методы изучения ВНД. Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в изучении функций нервной системы.

  25. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

  26. Условия выработки условных рефлексов. Механизм формирования условных рефлексов.

  27. Торможение условных рефлексов. Виды торможения.

  28. Аналитико – синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Динамический стереотип как основа становления навыков. Возрастные особенности.

  29. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Развитие речи у детей.

  30. Типы высшей нервной деятельности, возрастные особенности.

  31. Строение и функции зрительного анализатора, возрастные особенности.

  32. Аккомодация, пределы аккомодации, аномалии рефракции. Школьная близорукость.

  33. Острота зрения, поле зрения, возрастные особенности.

  34. Гигиенические требования к учебникам и к условиям работы с учебниками.

  35. Длительность применения на уроках различных ТСО.

  36. Строение и функции слухового анализатора, возрастные особенности. Профилактика отрицательного воздействия шума.

  37. Работоспособность. Работоспособность потенциальная и фактическая, естественный резерв. Классические фазы. Утомление и переутомление. Возрастные особенности.

  38. Условия продуктивности умственного труда. Правила Н. Е. Введенского по организации умственного труда. Правило И. М. Сеченова: влияние активного отдыха на восстановление работоспособности.

  39. Динамика работоспособности учащихся в процессе учебных занятий. Гигиенические требования к уроку, расписание уроков, к организации перемен, физкультминуток.

  40. Гигиенические требования к продолжительности домашних уроков, внеклассной работы.

  41. Гигиенические требования к режиму дня детей и подростков.

  42. Понятие основного и общего обмена веществ и энергии. Физиологическое значение пищевых веществ. Нормы и режим питания. Гигиенические требования к пищеблоку, к продуктам питания, к обслуживающему персоналу.

  43. Витамины, их значение, суточная потребность.

  44. Предмет и задачи школьной гигиены, её связь с другими науками.

  45. Гигиенические требования к земельному участку школы.

  46. Гигиенические требования к зданию школы.

  47. Световой режим в школе: естественное и искусственное освещение. Световой коэффициент, коэффициент естественной освещённости, коэффициент заглубления.

  48. Искусственное освещение. Лампы накаливания, люминесцентные лампы; размещение светильников; общее и местное освещение, нормы освещённости в ваттах и люксах.

  49. Воздушный режим в школьных помещениях. Микроклимат. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха, содержание углекислого газа).

  50. Вентиляция, режим проветривания. Отопление школьного здания, водоснабжение школы.

  51. Гигиена трудового обучения учащихся.

  52. Гигиена производительного труда учащихся в промышленности.

  53. Гигиена производительности труда учащихся в сельском хозяйстве.

  54. Нормы по переноске тяжестей с учётом возраста, пола.

  55. Продолжительность работы, её плотность, перерывы на отдых, нормы выработки по отношению к «взрослым» нормам для учащихся разного возраста в промышленности и сельском хозяйстве.

  56. Гигиенические требования к одежде и обуви.



Список литературы


  1. Белецкая В. И., Егорова Т.И. Школьная гигиена. –М., 1982. 156с.

  2. Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардашенко. – М., 1988. 501 с.

  3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, введены с 1.1Х 2003 года.

  4. Карташев Н. Н., Соломатин С. С., Трегубов Е. М. Руководство к учебно – исследовательской работе по возрастной физиологии и школьной гигиене в межсессионный период. – М., 1985. 36 с.

  5. Методические указания к проведению практических и индивидуальных занятий по школьной гигиене. Н. Новгород, 1991. 21 с.

  6. Санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений. Образование в документах и комментариях. – М., 2001. 176 с.


Учебное издание

Практические и индивидуальные занятия по гигиене общеобразовательных учреждений

Методические рекомендации
Составители Ж.И. Зайцева, А.В. Неделяева, Т.Д. Воденисова, Г.А. Захарова, Л.С. Чеснокова

Редактор Л.И. Опарина


Подписано в печать 16.02.05 Печать оперативная

Объем 1,6 п.л. Тираж 100 экз. Заказ


Нижегородский государственный педагогический университет

603950, Нижний Новгород, ГСП-37, ул. Ульянова, 1



Полиграфический участок АНО «МУК НГПУ»

603950, Нижний Новгород, ГСП-37, ул. Ульянова, 1
1   2   3   4   5   6   7