Главная страница
Навигация по странице:

Практические и ....мет-ка по Гигиене. Практические и индивидуальные занятия по гигиене общеобразовательных учреждений


Скачать 330.5 Kb.
Название Практические и индивидуальные занятия по гигиене общеобразовательных учреждений
Анкор Практические и ....мет-ка по Гигиене.doc
Дата 03.05.2017
Размер 330.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Практические и ....мет-ка по Гигиене.doc
Тип Методические рекомендации
#6662
страница 4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в учебных помещениях



Температура воздуха должна составлять:

  • в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях – 18-20 0С при обычном остеклении и 19-21 0С – при ленточном остеклении;

  • в учебных мастерских – 15-17 0С;

  • в актовом зале, лекционных аудиториях – 18-20 0С;

  • в спортзале и комнатах проведения секционных занятий – 15-17 0С;

  • в раздевалке спортивного зала – 19-23 0С;

  • в кабинетах врачей – 21-23 0С;

  • в рекреациях 16-18 0С;

  • в библиотеке – 17-21 0С.

  • в вестибюле и гардеробе – 16-19 0С.

Учебные занятия и уроки физкультуры проводятся в хорошо проветриваемых помещениях. Рекомендуется сквозное проветривание во время перемен при отсутствии детей в помещении.

При достижении в помещении температуры воздуха 14-15 0С проветривание следует прекратить.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреации во время уроков. Аэрация классных комнат должна контролироваться термометром, который располагается на уровне 1,0-1,2 м от пола.

Площадь фрамуг и форточек должна быть не менее 1/50 площади пола, они должны функционировать в любое время года.

Относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.

В школьных учебно-производственных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется принудительная вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 м3 в час на одного ученика. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

Вытяжная вентиляция оборудуется также в помещениях кухни, уборных.

Таблица 1

Длительность сквозного проветривания учебных помещений

в зависимости от температуры наружного воздуха


Наружная температура, 0С

Длительность проветривания

помещений, мин

От 10 0С до 6 0С

4-10 25-35

От 5 0С до 0 0С

3-7 20-30

От 0 0С до –5 0С

2-5 15-25

От –5 0С до –10 0С

1-3 10-15

Ниже –10 0С

1-1,5 5-10

Требования к естественному освещению





  • В учебных помещениях следует проектировать левостороннее естественное освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направления основного светового потока впереди и сзади от учащихся.

  • В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).

-В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам.

-Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий учащихся, не должна превышать 3:1.

-Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещения кухни, ориентация кабинетов вычислительной техники – на север, северо- восток.

-Светопроемы учебных помещений оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов.

-Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются.

-Для отделки помещений используются материалы, создающие матовую поверхность с коэффициентом отражения:

-для потолка – 0,7- 0,8; для стен – 0,5 –0,6; для пола – 0,3 –0,5. Следует использовать следующие типы красок:

-для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

-для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый;

-для классных досок – темно- зеленый, темно- коричневый;

-для дверей, оконных рам – белый.

-Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется сажать деревья не ближе 15м, кустарник – не ближе 5 м от здания;

-не закрывать оконные стекла; не расставлять на подоконниках цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65 – 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон.

-Очистку и мытье окон проводить два раза в год: осенью и весной.
Требования к искусственному освещению
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания - при этом нормы освещенности снижаются на две ступени шкалы освещенности.

Для контроля общего освещения в помещениях рекомендуется использовать санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.2.1/1278-03.

Таблица 2

Правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.2.1/1278-03. «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»


Помещения

Естественное освещение, КЕО, %

Комбинированное освещение, Е мин., лк

Общее освещение, Е мин., лк

Классные комнаты, кабинеты (на рабочих столах)

1,5

-

300 (оптимально 500)

Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории в техникумах и ВУЗах

1,2

-

400

Кабинеты информатики и вычислительной техники

1,2

500

400

Учебные кабинеты черчения и рисования

1,5

-

500

Мастерские по обработке металлов и древесины

1,2

1000

300 (оптимально 500)

Спортивные залы

0,7

-

200

Кабинеты и комнаты преподавателей

1,0

-

300



Таблица 3

Нормы искусственной освещенности помещений школы


Помещение школы

Искусственная освещённость (лк)




При лампах накаливания

При люминесцентных лампах

1

2

3

Классы, учебные кабинеты, читальные залы, лаборатории, мастерские, уголки живой природы

150

300

Кабинеты черчения и рисования, швейные мастерские, кабинеты машинописи

200

400

1

2

3

Спортивный зал, актовый зал, буфет, учительская, кабинеты директора, врача и

100

200

Рекреация и коридоры

75

150

Гардеробы и вестибюли

50

100


- Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.

- В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются в две линии: параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.

- Предусматривается раздельное включение линий светильников.

Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
Второй этап работы:
составить таблицу нормативных показателей для ряда помещений общего пользования в школьном здании (рекреации для отдыха, читальный зал, спортивный зал, столовая и др.).
Для выполнения задания рекомендуется использовать пример из табл. 4.
Таблица 4

Пример таблицы нормативных показателей для помещений общего пользования в школьном здании


Параметры спортивного зала

Показатели

Норматив (формула вычисления)

Площадь спортивного зала –S, м2




S = L x D, где:

L – длина классной комнаты, D - ширина

Площадь на одного ученика в м2









Занятие 3
Тема: Гигиеническая оценка классной комнаты, воздушного режима и освещенности
Цель: овладеть методами гигиенической оценки классной комнаты.

План работы:

1. Провести гигиеническое обследование классной комнаты.

2. Составить гигиеническое заключение об условиях обучения в классе.

3. Дать гигиенические рекомендации по улучшению условий обучения.

Оборудование: люксметр, рулетка, сантиметровая лента, комнатный термометр, компас, таблицы по размещению светильников и типам светильников.

Ход работы:

Первый этап работы: Произвести оценку классной комнаты, используя табл. 5.

Таблица 5

Сравнительная оценка классной комнаты

  1. Оценить площадь и кубатуру классной комнаты




Параметры

Показатели

Норматив (формула вычисления)

Длина классной комнаты – L, м




8,0-8,4 м

Глубина (ширина) - D, м




6,0-6,3 м

Площадь класса –S, м2





S = L x D

Площадь прямоугольного класса - 50 м2

Площадь кабинета – 64 м2

Площадь на одного ученика в м2




В классе - 1,25 м2

В кабинете при фронтальных формах работы –2,5 м2

При групповых и индивидуальных занятиях-

-3,5 м2

Высота- H, м




3,0 – 3,5 м

Объём – V, м3




Объём воздуха на одного ученика 4-5 м3 , умноженное на 3, т.к. воздух должен обменивается 3-х кратно за 45 мин урока


  1. Оценить воздушный режим







Параметры

Показатели

Норматив

(формула вычисления)




Количество вытяжных систем, вентиляционных каналов




Принудительные вытяжные системы

Естественная вентиляция за счет щелей




Количество открывающихся форточек (фрамуг)










Площадь форточек (фрамуг)










Форточный коэффициент




ФК = S форточки/ S класса N = 1/50 от S класса

Температура воздуха в классе




Температура воздуха в классах и кабинетах северных широт-21 0С, для средней полосы-18 0С, для жарких районов-17 0С, в мастерских для обработки дерева и металла -16-18 0С, в спортивном зале-15-17 0С, в рекреациях-16-18 0С


Относительная влажность воздуха




40 – 60%


Скорость движения воздуха




0,2 – 1,2 м/с


Содержание углекислого газа




0,1 %


Термометр для контроля аэрации располагается




На уровне 1,0-1,2 м от пола


Допустимое понижение температуры воздуха во время проветривания




До 12 0С - 14 0С



1   2   3   4   5   6   7