Главная страница
Навигация по странице:

Философия (лекции). Предмет философии и её роль в обществе



Скачать 263.5 Kb.
Название Предмет философии и её роль в обществе
Анкор Философия (лекции).doc
Дата 22.04.2017
Размер 263.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Философия (лекции).doc
Тип Документы
#1826
страница 1 из 4
  1   2   3   4

Ксения Леонидовна Ерофеева – философия.

[email protected]

Спиркин «Философия». Философский словарь. Новая философская энциклопедия.
Предмет философии и её роль в обществе.
План:

  1. происхождение

  2. предмет философии и его историческая динамика

  3. социальные функции философии

  4. основные разделы философского знания

Существует две с половиной тысячи лет. Наряду с мифологическим существует философское мировоззрение. Мировоззрение – система взглядов о мире, о месте человека в нем. Мифологическое мировоззрение характеризуется ассоциативным мышлением, характерно для ранних культур. Там отсутствует логика. Дает ответы на вечные вопросы.

Религиозное мировоззрение связано с мифологическим. Характеристики: вера в сверхъестественное, есть влияние на человеческую жизнь, люди воздействуют на сверхъестественное.

Философия отвечает на вечные вопросы с позиции фактов и доказательств.

Философия возникла в трех очагах древних цивилизаций: Китай, Индия, Греко-Римская – в 7–5 веках до нашей эры. Предпосылки: социальное разделение, наличие свободомыслия, социальная борьба, переход к денежному обращению.

Философия – любовь к истине. Понятие ввел Платон в 4 веке до н.э. Платон исходит из того, что обладать истиной невозможно. Платон ссылается на Пифагора. Метафизика (Аристотель) – то же, что философия.

Предмет философии – вся реальность на ранних этапах. Аристотель – первый кто пытался наметить разделение философии. В средние века философия – служанка богословия. В новое время философия раздает свои знания другим наукам. Как наука философия изучает универсальные законы общества, природы и мышления.

Субъект – активное начало, познавательная и практическая.

Объект – на что направлена активность субъекта.

Философия содержит в себе ценностный (аксиологический) аспект, пытается видеть в каждом явлении смысл.

Функции:

  1. мировоззренческая, придает ему целостность и последовательность

  2. прививает культуру мышления

  3. методологическая, дает конкретным наукам метод для исследования. Метод – путь, способ достижения познавательной цели. Диалектика – объект рассматривается в динамике, во взаимосвязи с другими, понимается как внутренне противоречивый и антидиалектика – познавательная неточность. Слово «диалектика» принадлежит Сократу. Позиции: материализм и идеализм – два направления с античности, отвечают на вопрос: «Что первично: материальное или духовное?». Идеализм: объективный – не зависимое от человека начало, и субъективный – сознание субъекта. Нет инструментальной и экспериментальной базы. Интеллект мыслителя – единственный инструмент. Конкретные науки дают базы для построения теории.

  4. Философия – средство воспитания.

Онтология

Гносеология

Философия истории

Философия человека

Соотношение души и материи

Познаваем ли мир

Что такое общество?

О сущности человека

Проблема конечности мироздания

Проблема границ

Направление истории

О смысле жизни

О пространстве и времени, движении




Движущиеся силы

Проблема счастья

О различиях живого и неживого




Проблема социальной свободы

Проблема смерти

17–18 века – гносеология, 19 – философия истории.
Философия древнего мира.

План.

  1. основные черты философии Древнего Востока

  2. древнегреческая философия: специфика и периодизация

  3. ранняя греческая философия (7–5 века до н.э.)

  4. философия классической Греции (5–4 века до н.э.)

  5. философия эллинизма и Древнего Рима

Специфика философии Древнего Востока.

Для востока мудрец – носитель истины, и ученики должны от него её усвоить. На западе человек не обладает истиной, а может только любить её.

Более непосредственно связана с мифологическим сознанием.

Философия востока не содержит строгих определений и понятий.

Философия Древнего Китая (6–4 века до н.э.)

В этот период нет единства социального, следовательно, нет единства мнений, что является для философии благодатной почвой. Китайское общество отличается традиционализмом – приверженец к традициям. Общество строго иерархичное:

Ван

Шужэнь

Обязанность – выполнение традиций посредством ритуала.

Самой популярной школой философии стало конфуцианство (Конфуций (Кун-Фу-Цзы)). Это философия морали, правильной жизни. Разделяют традиционализм. Тема благого правления. Конфуций рисует идеал правителя. Вводит понятия: благородный муж и низкий человек. Благородный муж подобен ветру, низкий человек – траве, мужу можно доверить большие дела, низкий человек думает о себе. Традиционализм Конфуция проявляется в том, что любые усовершенствования ведут к бедам. Конфуций – противник войны. Конфуцианство приобретает официальный характер, когда в конце 4 века на трон приходит жестокий император. Основная книга: «Беседы и высказывания».

Даосизм. Основатель – Лао-цзы. Даосизм ориентирован на онтологию, сотворение мира. Диалектическое учение. Подчеркивают изменчивость мира. Дао – «путь». Подчеркивают взаимосвязь всех вещей, видят противоречивость всего сущего. Знак даосизма имеет значение: гармония, взаимосвязь между Янь и Инь. Принцип у-вэй (не деяние) – взаимодействие человека и природы. Даосы отказываются от технических приспособлений. Меньше проблематики социальной жизни, уходят в монастыри, считают, что в обществе нельзя создать что-то гармоничное.

Философия затрагивает все вопросы от онтологии до этики.

Философия Древней Индии (6–4 века до н.э.)

Веды – священная книга, которую изучали древние индусы. Общество поделено на четыре касты: брахман, кшатрия, вайшья, шудра. Веды не философская книга, но в ней велико философское сознание. Индуизм характерен отношением к смерти. В нем существует понятие реинкарнации. В целом, это объективный диализм. Понимание богов отличается от европейского. Брахман – безликое начало, но есть боги, различающиеся по функциям.

Буддизм. Будда – просветленный. Сиддхартха – основатель. Сформулировал 4 благородные истины буддизма:

  1. Жизнь – страдание.

  2. Причина страданий – желания.

  3. Есть путь избавления от страданий.

  4. Восьмеричный путь.

Конечное состояние – нирвана. Нирвана разрывает кольцо сансары. Нирвана – слияние с космическим абсолютом.

Весь акцент делается на состояние субъекта, как можно избавиться от страданий. Субъективный идеализм.

Школа чарвака (локаята) – материалистическая школа Древней Индии, отрицающая все другие. Утверждали, что в мире нет ничего, кроме четырех стихий. Душа умирает со смертью тела. Душа – неустойчивое состояние 4 стихий. Этика чарваков вытекает из этого положения. Перерождения нет. Познание понимается как приобретение духовного опыта. Интерес к субъективному миру человека, интравертная культура.

Специфика и проблематика философии Древней Греции.

Полис – город-государство. 6–5 века до н.э. – становление и расцвет полисной системы, в Греции складывается рабовладельческий строй. Эллин – свободный, варвар – раб. Культ свободы. На базе географических условий складывается философия, экстравертная философия. Провозглашает путь свободы. Сначала философия формируется в Азии.

Этапы:

  1. Досократовская философия (7– начало 5 века до н.э.). Фалес Милетский – основатель, философ, астроном, математик, медик. Поставил проблему: из чего состоит многообразие вещей? Фалес считал, что из стихий первична вода. Материалистическое направление. Видит духовную часть мироздания. Синкретизм – нерасчлененное единство, характерно для ранней эпохи. Последователи: Анаксимен (главная стихия – воздух), Анаксимандр (первооснова – апейрон – некое поле, объединяющее духовное и материальное). Элейская школа. Представители: Парменид, Зенон. Парменид ввел понятие бытие и небытие. В бытие нет движения. Гераклит: «Всё течёт. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Гераклит считал, что всё произошло из огня. Гераклит – яркий представитель античной диалектики. Делает акцент на борьбе противоположностей. «Война – отец всего и сад всего». Всем правит логос – духовное начало, которому подчиняются люди и боги.

  2. Сократ не писал произведений, а излагал философию в диалогах с учениками. Ученики: Платон и Ксенофонд. Его интересует внутренний мир. «Познай себя» – лозунг. Найти способ добродетельной жизни. Внес принцип иронии, который он называл майевтикой. Принцип поиска определения понятий принадлежит Сократу.

  3. Демокрит – родоначальник материалистической философии. Нет области знаний, где Демокрит не оставил трудов. Ввел понятие атом (неделимый) и представил, что всё в мире состоит из атомов. Атомизм Левкиппа-Демокрита. Бытие – атомы, небытие – пустота, где движутся атомы. Душа состоит из атомов, которые разлетаются со смертью тела. Демокрит – сторонник детерминизма: всё имеет свою причину. В своей теории познания Демокрит говорит, что мы познаем всё от ощущений. Приверженец демократии.

  4. Классический период (5–4 века до н.э.). философия становится систематизированной, классической, каждый философ представляет свою целостную систему, есть четкое разделение на идеализм и материализм. Первым мыслителем считается Платон, который создал систему объективного идеализма. Годы жизни Платона – 428–348 гг. до н.э. Жил в Афинах. Вернувшись в Афины, он создал школу, названную академией. Она была закрыта в 529 году н.э. Платон – ученик Сократа. Персонаж диалогов Платона – Сократ. Труд «Государство», где Платон излагает мысли об идеальном государстве. В «Диалогах» он излагает свою онтологическую модель. Он считает, что ещё есть мир идей – эйдосов, которые являются прообразами вещей. Идеи первичны. Душа по Платону тоже принадлежит миру идей своей лучшей разумной частью. У души есть ещё темные части: яростная и вожделеющая. Платон использует мифологические образы. В некоторых диалогах Платон – приверженец реинкарнации. Познание – воспоминание о том, что душа видела в мире эйдосов. Познание возможно с помощью разума. Такое направление называется рационализм. Платон считает, что самое главное – это общественный интерес. Он критикует все существующие формы правления. Он считает, что в идеальном государстве должны быть мудрецы, стражи и земледельцы. Править должны мудрецы. Они не должны иметь семьи и собственности. Рабство – совершенно естественное состояние. Платон не очень высокого мнения о людях, но выдвигает мысль о бессмертии души.

  5. Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – ученик Платона, учитель Александра Македонского. Он окончил школу-лицей, который просуществовал 800 лет. Другое название – школа перипатетиков. Аристотель не принимает концепцию мира эйдосов. В основе мира – ум (нус (ноос)), который придает первоначальный импульс миру. Идеалистическое учение. Категории Аристотеля: материя и форма. Материя – вещество, форма – организующий принцип. Форма форм – нус. У него явственнее присутствует диалектика. Аристотель видит противоречивость мира. В гносеологии познание – знакомство с вещами окружающего мира с помощью разума, но не отрицает важность чувственного познания. Аристотель вводит принцип золотой середины – принцип умеренности. Труд «Полития» – идеальная форма, сочетающая лучшие черты демократии и аристократии. Аристотель критикует платоновское государство. Опорой являются средние люди, то есть умеренного достатка. «Никомахова этика», где Аристотель говорит, что добродетель – средняя часть между противоположными гранями. Он же сторонник золотой середины и в эстетике. Он говорит, что красота заключена в высоте и порядке. Аристотель – создатель логики – наука о правильном, доказательном мышлении.

  6. Параллельно Сократу существовало направление софистов, которые за деньги учили определенным знаниям: политическим, юридическим. Во времена Сократа софисты могли доказывать ложные утверждения. Аристотель борется с софистами, создавая свою логику. Софисты оттачивали аргументацию, считали, что у истины – субъективный характер. Протагор – наиболее известный софист: «Человек есть мера всех вещей». Протагор отрицал истину как таковую. Скептицизм – отрицание всякого познания, считали, что познание невозможно, так как оно основано на субъективном начале. Не существует никакой истины. Стоики ведут начало с 5 века до н.э. С их точки зрения миром управляет сила, называемая фатумом (роком), поэтому человеческая участь не завидна. Стоики считают, что человек должен покориться судьбе, но сохранить человеческое достоинство. Киники (циники) – направление, говорившее об излишествах комфорта, что человек должен вернуться к естественному состоянию – животностью. Диоген Синопский – самый известный киник. Все эти направления существовали одновременно.

Философия эллинизма и Древнего Рима (конец 4–2 век до н.э.)

Главная тематика: внутренний мир, цели жизни, смысл смерти и бессмертия, проблема счастья. Наиболее популярны школы скептиков и стоиков. Также популярным становится учение Эпикура – приверженца атомизма, который делает акцент на человеческое бытие, а не онтологии. Эпикур считает, что два страха мешают быть счастливыми: страх перед богами и страх смерти. Боги, говорит Эпикур, не вмешиваются в дела людей. Смерть, по мнению Эпикура, не имеет к нам никакого отношения, потому что когда смерть приходит, нас уже нет. Счастье достигается путем удовлетворения умеренных радостей. Девиз: «Проживи незаметно».

Римская философия наследует достояния греческой. В целом, преобладают идеи эллинизма. Из наиболее выдающихся достижений римской философии можно назвать поэма Лукреция «О природе вещей». Лукреций говорит, что люди произошли от животных. Из римских стоиков наиболее известным является учитель Нерона Сенека (1 век н.э.).

Античная философия показали весь спектр философских проблем, и она является образцом.
Философия Средних веков.

План:

  1. специфика культуры средневековья

  2. средневековая философия эпохи патристики

  3. средневековая схоластика

Средневековье (7–14 века н.э.). В 7 веке развивается культура арабского мира, которая дает свою философию. Труды Аристотеля для запада появились на арабском языке. Развивается алгебра, медицина, а на западе наблюдается регресс. Запад переживает определенный упадок по сравнению с античностью, что связано с крахом Римской империи, с переселением народов. Как следствие, утрачиваются навыки градостроения, технологии мирные и военные. Средневековая западная культура сформировалась на основе античности – язык, на основе первобытной культуры англов, саксов, ближневосточное влияние через христианства. Синтез этих потоков дает начало западной культуре.

Философия патристики начинается со 2–3 века и заканчивается в 8 веке. Патристика – учение отцов церкви. Это философы платоновской академии. Главная проблематика: соединение философской картины мира с Библией. Представители: Ориген и Плотин (3 век). Ориген утверждал, что спасение ждет всех. Ориген считал, что бог сотворил не единственный мир, процесс божественного творения продолжается непременно. Плотин размышляет, что первично некое единое, он считает, что зло необходимо для драматургии в божественном спектакле, оно необходимый элемент бытия. Самый известный представитель патристики – Аврелий Августин. Августин ввел понимание развития вселенной – принцип креационизма: всё создано богом – и провиденциализм: всё предопределено божественной волей. Он автор концепции божественного предопределения. Произведения Августина: «Исповедь», где он рассказывает о своей жизни и где показана диалектика души, манихейство – один из альтернативных вариантов христианства, который был развит в начале нашей эры, манихеи считают, что мир – борьба между добром и злом, в этом произведении рассматриваются онтологические проблемы; «О Граде Божьем», которое посвящено проблеме государства, человечество греховно, следовательно, и государство несёт порочную греховную печать. В эту эпоху философия была более разнообразной, чем в следующую, наблюдается более живая философская мысль. Тематика обозначилась явственно.

Схоластика (9–14 века) – философия, которую изучают в школах и университетах. К этому моменту обозначилась официальная церковная доктрина. Западное христианство становится однообразным, идут гонения на инакомыслящих. Принципы Августина остаются, а метод предлагает особенности: ориентация на древних философов, авторитет отцов церкви в эпоху патристики. Вся учеба превращается в зубрежку, не приветствуется мышление, интерес а Аристотелевой логике. На ранних этапах (8–9 – 11–12 века) главной проблемой стало доказательство бытия Бога, которое было впервые предложено Ансельмом. Он сказал, что Бог – предел совершенств, среди которых есть и существование, следовательно, Бог есть. Универсалия – общее, абстрактное понятие, обозначающее признаки, спор об универсалиях ведется на протяжении всей эпохи схоластики. Существуют ли универсалии отдельно от вещей? – главный вопрос. Те, кто считает, что универсалии отдельно, называются реалистами (не путать с современными!). Противоположное направление – номинализм: универсалий нет, они лишь называют предметы. В споре об универсалиях отражается диалектика общего и единичного. Было ещё и третье направление – концептуализм, представителем которого был Пьер Абеляр. Расцвет схоластики приходится на 13 век. Яркий представитель: Фома Аквинский, который строит учение на учении Аристотеля. Фома создает произведения, названия которых начинаются со слова «Сумма»: «Сумма теологии» и «Сумма ихтиологии». Он приводит 5 доказательств бытия Бога. Он выстраивает иерархию существ. Фома рассуждает о лучшей власти и приходит к выводу, что лучше всех монархия. Самое интересное наблюдение в гносеологии: он говорит, что важны оба познания: через Священное писание и через книгу природы, то есть мир. Эта концепция получила название концепции двойственной истины или гармонии веры и разума. Правда, если вера и разум противоречат, что разум должен уступить.

Не вся средневековая философия была однообразной. Присутствует стремление к опытному знанию. Особенно наглядно оно проявляется у тех, кто занимается магией. Английский монах Роджер Бэкон провел несколько лет в темнице, куда попал за занятия магией. Известно, что он проводил эксперименты в области оптики. Как философ, он выступает за опытное знание. Уильям Оккам (номиналист) вводит принцип бритвы: не следует умножать сущности без необходимости. Таким образом к концу эпохи средневековья созревает основа для эпохи Возрождения.
  1   2   3   4
написать администратору сайта