Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

философия. Ясперс отвечает через понятие осевое время Философия возникла в цивилизациях где не просто были накоплен опыт в области политики, культуры,экономики, ремесла, военного дела, а где люди обратились к критическому осмыслению традиций.



Скачать 197.68 Kb.
Название Ясперс отвечает через понятие осевое время Философия возникла в цивилизациях где не просто были накоплен опыт в области политики, культуры,экономики, ремесла, военного дела, а где люди обратились к критическому осмыслению традиций.
Анкор философия.docx
Дата 12.04.2017
Размер 197.68 Kb.
Формат файла docx
Имя файла философия.docx
Тип Документы
#662
страница 1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8

1. Как и когда возникла философиия? На этот вопрос Ясперс отвечает через понятие «осевое время» ( Философия возникла в цивилизациях где не просто были накоплен опыт в области политики, культуры,экономики, ремесла, военного дела, А где люди обратились к критическому осмыслению традиций. Т е философия ассоциируется с критическим мышлением, сознанием и самосознанием О. Конт же говорил,что философия – необходимый феномен сначала люди приспосабливались к природе затем накапливали знания и следующим этапом была наука)

Проблема философии в том,что нет однозначной точки зрения на вопрос) Философия – с греч любовь к мудрости возникла в 6 веке до н э ( в др Греции, Индии, Китае и т д . Как на западе так и на востоке)

2. Объект Ф.: та область дейст-ти, которая изучается наукой – весь мир, место человека в мире, человек и мир.

3. Предмет Ф.: круг проблем, связанных с объектом – общие закономерности развития мира, закономерности его познания.

Предмет и проблемы философии, структура философского знания

Философия изучает систему «мир – человек» , основные 2 предмета ее исследования:

• мир (бытие) и

• человек

В силу этого основными философскими вопросами являются природа, человек - его природа, чувства, ум и т.п.

Проблемы философии

1. Проблема бытия человека.

2. Глобальные проблемы человечества.

3. Проблема исторического развития.

4. Проблема знания, языка науки

Структура философского знания

Онтология(бытие)

гносеология(знание)

логика(формы мышления).

Онтология- это учение о бытии (самые общие схемы об устройстве мира):

  Что есть мир – материя или дух?

  Мир разумное начало или хаотичная структура?

  Сам мир: дискретная или континуальная структура?

  В каком состоянии пребывает мир, абсолютный покой или движение (развитие или броуновское движение), что послужило толчком к движению?

  Существуют ли причины, следствия, случайности в мире, существуют ли вероятности? Статус случайности:

  Онтологический - случайность присуща самому миру, как его следствие.

  Гносеологический статус случайности: случайность в нашей голове т.к. мы всех причинно-следственных рядов не знаем.

 

Гносеология – проблема познания мира. Познаваем ли мир вообще и если познаваем, то в какой мере? Гносеологические взгляды:

1)     Оптимизм: познание возможно, нет ничего непознаваемого.

2)     Пессимизм: крайний агностицизм – мы вообще не познаем мир, т.е. мы не знаем, что стоит за нашими ощущениями.

3)     Скептицизм – нечто среднее.

В лоне философии развились и приобрели известную самостоятельность следующие философские дисциплины и направления:

Социальная, этика, эстетика, историческая, история философии, философия природы, техники,культуры, науки, аксиология.

 Основными методами философии(путями, средствами, с помо​щью которых осуществляется философское исследование) являются:

• диалектика;

• метафизика;

• догматизм;

• эклектика;

• софистика;

• герменевтика.

Диалектика- метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последователь​но с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика— метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаи​мосвязанности) ;

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, само​движения, развития);

• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм —восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный ме​тод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика —метод, основанный на произвольном соедине​нии разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся досто​верными выводы. Часто эклектика применялась для обоснова​ния каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гно​сеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика —метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (сужде​ний), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика —метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

. Мировоззренческая функцияспособствует формированию цело​стности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действи​тельности

Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая— одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции- подвергать сомнению окру​жающий мир и существующее знание, искать их новые черты, ка​чества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческо​го axios —ценный) заключается в оценке вещей, явлений окру​жающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тор​мозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно уси​ливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция— объяснить общество, причины его воз​никновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, приви​вать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора​ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и най​ти смысл жизни.

Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на осно​вании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции раз​вития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Эврестическая функция

Новые идеи

Рефлексивный

Давать оценки с точки зрения человека

2. первые онтологические учения античности

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

• милетская школа;

• школа пифагорейцев;

• элейская школа;

• атомисты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

• ярко выраженный космоцентризм;

• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

• поиск первоначала, породившего все сущее;

гилозоизм (одушевление неживой природы);

• (недискуссионный) характер философских учений.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

• выступали с материалистических позиций;

• занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

• первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");

• представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);

• допускал наличие множества богов;

• считал центром вселенной Землю;

• точно определил продолжительность года — 365 дней;

• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

• первоначалом всего сущего считал "апейрон" – нет пределов, бесконечность

вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

• вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества

• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

• первопричиной всего сущего считал воздух;

• проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";

• отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

• первоначалом всего сущего считал огонь;

• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

• выступал за материальность человеческой и мировой души;

• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

• первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

• считали единицу мельчайшей частицей всего;

• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

• изучали проблемы познания;

• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

• были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

. Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

• весь материальный мир состоит из атомов;

• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

• атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

• атомы находятся в вечном движении;

• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

 3. Софисты и Сократ поворот к человеку

1. Софисты— философская школа в Древней Греции, сущест​вовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и дру​гим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудре​цы, учителя мудрости).

Среди софистоввыделяются группы так называемых:

• старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гип​пий, Продик, Антифонт, Критий;

• младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал к указанным группам,

но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

2. Для софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их не​совершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив​ного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов— логических приемов, уло​вок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозак​лючение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм:

"То, что ты не потерял, ты имеешь;

ты не потерял рога;

значит, ты их имеешь".

Данный результат достигается не в результате парадоксаль​ности, логической трудности софизма, а в результате некор​ректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за пра​вильную, отсюда результат.

4. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала не​одобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугамотносят то, что они:

• критически взглянули на окружающую действительность;

• распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследст​вии именовались древнегреческими просветителями).

. Видным представителем старших софистовявлялся Протагор(V в. до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в выска​зывании: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".

Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

• вне человеческого сознания ничего не существует;

• нет ничего раз и навсегда данного;

• что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в дейст​вительности;

• если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, зна​чит, оно является вредным и плохим в действительности;

• вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажет​ся сладким, больному покажется горьким");

• окружающий мир относителен;

• объективное (истинное) познание недостижимо;

• существует только мир мнения.

Одному из современников Протагора приписывается созда​ние произведения "Двоякие речи", которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания ("Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей"; "Смерть есть зло для уми​рающих, но благо для могильщиков и гробовщиков") и учит мо​лодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отноше​ние Протагора к богам: "О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию — и вопрос темен, и людская жизнь коротка". 6. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.).

Сократ не оставил значительных философских произведе​ний, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика".Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того време​ни, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма,согласно которому.

• любое знание есть добро;

• любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбиваю​щий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

• открыл метод майевтики, широко применяемый в современ​ном образовании;

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на​пример, Платона), стоял у истоков целого ряда так называе​мых "сократических школ".

7. "Сократические школы"— философские учения, сложившие​ся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся:

• Академия Платона;

• школа киников;

• киренская школа;

• лигарская школа;

• элидо-эритрийская школа.

Академия Платона— религиозно-философская школа, соз​данная Платоном в 385 г. до н. э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просущество​вавшая до VI в. н. э. (около 1000 лет).

Киники— философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на че​ловеческих пороках.

Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном "Сократ, сошедший с ума").

Киренская школаоснована в IV в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (ки​ренаики):

• выступали против изучения природы;

• высшим благом считали наслаждение;

• соответственно целью жизни видели наслаждение, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство — как средство для достижения наслаждения.

Мегарская школаоснована учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н. э. Представители - Евбулид, Диодор Крон. "спорщики".

Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий безысходность,то есть парадоксов (не путать с софизмами), — "Куча" и "Лысый", с помощью которых пытались понять диалек​тику перехода количества в качество.

Апория "Лысый": "Если из головы человека выпадает по од​ному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становится лысым? Можно ли установить грань, разде​ляющую "еще не лысого" и "уже лысого"?"
  1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта