Главная страница
Навигация по странице:

8 класс МХК по Солодовникову. Программа Мировая художественная культура. 69 классы



Скачать 62.43 Kb.
Название Программа Мировая художественная культура. 69 классы
Анкор 8 класс МХК по Солодовникову.docx
Дата 01.05.2017
Размер 62.43 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 8 класс МХК по Солодовникову.docx
Тип Программа
#5793
страница 2 из 3
1   2   3
Тема 5. Суд Осириса, или О том, что ждет египтянина в подземном мире (2 ч)

Проблемы. Космогонические представления древних египтян. Основные части мироустройства — небо, земля, царство Дуат. Срединное положение земли между небом и царством Дуат. Круговое движение бога солнца Ра в Ладье Вечности и хронологическое (12 + 12 часов) путешествие Ра по дневному и ночному небу. Содержание «Книги Амдуат» (формулы, заклинания, подробные топографические рисунки). Утилитарное значение «Книги мертвых» как путеводителя для умерших. Необходимость овладения знанием законов Дуат при земной жизни. Обряд «отверзания уст» в момент захоронения саркофага в погребальную камеру и начало путешествия души умершего в Ладье Вечности бога солнца Ра по подземному Нилу в царстве Дуат.

Идея смерти и воскресения в мифах об Осирисе. Отождествление культа Осириса с культом фараона. Суд Осириса — важнейший момент для души умершего в царстве Дуат. «Исповедь отрицания» в 125-й главе «Книги мертвых». Отражение в ней «модели поведения» древнего египтянина (взаимоотношения с богом, фараоном, окружающим миром). Окончание суда Осириса и награда умершему на полях Иалу.

Художественные памятники. Изображение небосвода в виде богини Нут, охватывающей пальцами рук и ног противоположные стороны горизонта. Фрагменты текстов и рисунки «Книги Амдуат». Комментарии к текстам и рисункам. Изображение «Суда Осириса» в «Книге мертвых». Содержание знаков и символов (богиня справедливости Аммаат (Маат), бог мудрости Тот, Анубис, Гор, весы истины). «Исповедь отрицания» в 125-й главе «Книги мертвых», ее значение в становлении общечеловеческих ценностей. Сомнения в существовании жизни после смерти в «вольнодумных произведениях» древнеегипетской литературы («Песнь арфиста», «Разговор разочарованного со своей душой»).

Тема 6. Воюющие царства, или О том, как возникали и разрушались древнейшие города Месопотамии (2 ч)

Проблемы. Природные и географические особенности Западной Азии. Значение рек Тигра и Евфрата для возникновения и развития древнейших цивилизаций. Месопотамия (Двуречье) — древнегреческое название территории между этими реками. Города-государства Двуречья (Ур, Урук, Лагаш, Вавилон). Возвышение Вавилона и формирование единой шумеро-вавилонской мифологии. Бог Мардук — главный бог вавилонской мифологии и строитель мира.

Древнейшие языки и древнейшая литература — источники знаний о художественной культуре Двуречья. «Глиняная библиотека» Ашшурбанапала, особенности дешифровки ее клинописных текстов. Эпическая поэма Двуречья «О все видавшем...», названная по начальным строкам текста. Гильгамеш и Энкиду — главные герои эпоса. Историчность Гильгамеша. Мифологизация и обожествление образа Гильгамеша после его смерти. Космогонические представления в поэме (первое упоминание о Всемирном потопе, посещение подземного царства, идея бессмертия человека).

Художественные памятники. Сохранившиеся фрагменты крепостей, храмов («Белый» и «Красный» храмы в Уруке, зиккурат в Уре, ворота богини Иштар в Вавилоне) и дворцов — свидетельство уровня развития цивилизации Двуречья. Реконструкция храма Мардука («Эсагила») в Вавилоне. Представление о мироздании в его художественном решении.

Эпическая поэма «О все видавшем...» и ее основные сюжеты (рассказ Утнапишти о Всемирном потопе, встреча Гильгамеша и Энкиду, битва с Хумбабой, смерть Энкиду, Гильгамеш в поисках бессмертия). Эпическая характеристика главных героев поэмы, стремление к подвигу. Идея неотвратимости смерти человека. Обретение бессмертия в памяти потомков.

Тема 7. Вселенная Ахурамазды, или О том, чему учил древних иранцев пророк Заратуштра (2 ч)

Проблемы. Географические и природные особенности Иранского плоскогорья. Древнеиранские племена, их разделение на кочевые и оседлые. Создание могущественной державы Ахеменидов при персидском царе Кире. Грандиозные архитектурные комплексы как доказательство могущества Ассирии. Три знаменитых центра — Пасаргады, Персеполь, Сузы, в которых сохранились остатки древнеиранской архитектуры.

Древнейшие религиозные тексты как источник знаний о художественной культуре Древнего Ирана. Авеста, ее происхождение и структура. Авторство Заратуштры (Заратустры). Отсутствие исторических данных для реконструкции его биографии. Роль Заратуштры в формировании первой монотеистической религии. Нравственно-этическая основа его религиозных взглядов: отрицание языческого поклонения силам природы, призыв к оседлой жизни без кровавого жертвоприношения. Абстрактный характер зороастрийской религии. Борьба абсолютного добра и абсолютного зла как основа миротворения. Роль и значение человека в этой борьбе. Право личного выбора человека между добром и злом.

Художественные памятники. Фрагменты архитектурных парадных дворцов персидских царей. Реконструкции дворцового комплекса Саргона II в Дур-Шаррукине. Остатки колонного зала дворцового комплекса в Персеполе. Быки Шеду перед пропилеями царя Ксеркса в Персеполе. Гробница Кира II в Пасаргадах. Изображения персидских царей в скульптуре. Статуя Ашшурбанапала. Персидские воины в рельефах ападаны дворца в Персеполе. Военные сцены, сцены охоты, изображения раненых животных во дворце Ашшурбанапала в Ниневии. Реализм и условность ассирийских рельефов.

Фрагменты Авесты (существование добра и зла — Бундахишна, глава I, Всемирный потоп — Видевдат, фрагард 2, 22—45, миссия Заратустры — Ясны, гимн III).

Тема 8. Восхождение к солнцу, или О том, как погибли древние цивилизации Центральной Америки (2 ч)

Проблемы. Географические, климатические и природные контрасты Центральной Америки. Древнеиндейские племена (ацтеки, инки и майя) и их роль в освоении местности и развитии цивилизации. Образование особой культурной области — Мезоамерики. Использование ацтеками мифологических представлений инков и майя для оправдания своего превосходства над другими племенами индейцев.

Космогонические представления древних ацтеков о происхождении мира и этапах его творения. Абсолютное бытие верховного дуального существа «Владыки всего подобного ночи и ветру», никогда не утрачивающего своего единства. Появление первой божественной и одновременно человеческой пары — Тонакатекутли и Тонакасиуатля, создателей всего сущего. Отсутствие особого культа этих богов. Рождение четырех сыновей Тескатлипоков (белого, черного, красного, синего). Символическое значение цвета богов, обозначающего четыре стороны света, элементы природы, этапы творения. Хтоническая сущность Тескатлипоков как создателей и разрушителей мира. Борьба Тескатлипоков между собой за господство одного из них над всеми братьями и четыре эры возникновения и уничтожения мира. Первая эра — «Четыре ягуара», вторая эра — «Четыре ветра», третья эра — «Три воды», четвертая эра — «Четыре воды». Примирение Тескатлипоков и создание пятой эры — «Солнцедвижение». Почитание солнца как животворящего начала. 52-годичный цикл летосчисления и необходимость совершения ритуальных обрядов с человеческими жертвоприношениями.

Теотиуакан — величайшая столица ацтеков и свидетельство высокого расцвета их культуры накануне европейского завоевания. Легенды о белых предках индейских племен, ожидание их прихода и предчувствие собственной гибели. Открытие Америки и роль испанских конкистадоров Ф. Писарро и Э. Кортеса в уничтожении древнейшей цивилизации. «История государства инков» Гарсио де ла Вега и значение его труда для сохранения знаний о цивилизациях Мезоамерики.

Художественные памятники. Пирамида в мифологии древних индейцев. Пирамида солнца в Теотиуакане, Храм с нишами в Тахине, Пирамида надписей в Паленке. Культовое значение и конструктивные особенности этих сооружений (многоступенчатость, ориентация в пространстве, ложные своды, обилие скульптурных украшений). Календарь ацтеков — «Солнечный камень».

Итоговое занятие по разделу 1

Тема 9. Древнейшие цивилизации Востока и Центральной Америки и их место в художественной культуре человечества (1 ч)

Упадок, исчезновение и открытие древних культур как историческая закономерность. Значение художественной культуры древнейших цивилизаций в прошлом и настоящем человечества. Современные знания о памятниках художественной культуры древнейших цивилизаций и проблемы их изучения. Древнейшие цивилизации Востока и Центральной Америки, общность их религиозно-мифологических представлений, принципов культовых построек и хронологическая несовместимость. «Молодость» древнейших цивилизаций Центральной Америки.

Раздел 2

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА

Древняя Греция. Древний Рим

Тема 10. Остров великого Зевса, или О том, как начиналась античная цивилизация (2 ч)

Проблемы. Древняя Эллада и Древний Восток. Общие черты и принципиальные отличия. Море как специфический фактор в формировании античной цивилизации. Относительная «молодость» древнегреческой цивилизации по сравнению с древнейшими цивилизациями Востока — Древним Египтом, Месопотамией, Древним Ираном. Быстрое усвоение древними эллинами научных и художественных достижений высокоразвитых соседей и необычайный взлет собственной культуры. Источники изучения древнегреческой цивилизации (мифология, литературные произведения, архитектура, скульптура). Почти полное отсутствие подлинных произведений живописи и музыки. Греческие вазы — важнейший источник знаний о культуре Древней Греции. Бытовые, религиозные, мифологические сюжеты росписей древнегреческих ваз.

Остров Крит в истории древнегреческой цивилизации. Его географическое положение и климатические особенности. Крит как родина Зевса в восприятии древних греков, сакральные места, связанные с именем бога. Кносс — столица Крита в «догомеровскую» эпоху. Внезапная гибель Крита и перемещение центра художественной культуры в Микены.

Художественные памятники. Тема освоения земли и моря в древнегреческих мифах о Геракле, Тесее, Ясоне, Одиссее. Образцы краснофигурных и чернофигурных древнегреческих ваз. Мифология Крита («Похищение Европы», «Рождение Минотавра», «Подвиг Тесея», «Дедал и Икар»).

Кносский дворец — основной архитектурный центр города и «свидетель» критской художественной культуры. Особенность его планировки (разноэтажность, чередование парадных залов и скромных жилых помещений, сочетание внутренних закрытых помещений с открытыми площадками для церемоний религиозного и театрального характера). Использование многочисленных колонн, суживающихся книзу. Роль света и цвета в художественном облике Кносского дворца. Художественное воздействие Кносского дворца на современников. Архитектурные фрагменты Кносского дворца. Образцы фресковой живописи Кносса («Парижанка», «Игры с быком», «Собиратель шафрана»).

Тема 11. Олимпийский пантеон, или О том, как мир от хаоса пришел к гармонии (2 ч)

Проблемы. Мифологические свидетельства и исторические факты. Миф — закодированная история человечества. Отношение к мифам как достоверному источнику знаний. Разработанность древнегреческой мифологии по сравнению с мифологическими системами древнейших цивилизаций. Первое систематическое изложение древнегреческой мифологии в «Теогонии» Гесиода и «Мифологической библиотеке» Аполлодора. Разделение греческой мифологи на «хтоническую» и «героическую».

Космические первоначала — Тартар, Хаос, Эрос. Отсутствие точных представлений и антропоморфных черт, характерных для дальнейшего развития древнегреческой мифологии. Появление Геи, олицетворяющей землю, и Урана, олицетворяющего небо. Рождение первого поколения богов — уранидов. Гекатонхейры (сторукие) Котт, Гиес, Бриарей и киклопы (одноглазые) Бронт, Стероп, Арг, их многочисленное потомство — гиганты и эринии. Несовершенство их внешнего облика, внушающего ужас и отвращение. Необузданность, хтоничность их характера и поведения, неподвластного разуму и контролю. Рождение титанов и титанид. Появление среди хтонических чудовищ, рожденных Ураном и Геей-землей, проблеска разумного начала — Мнемосины (память) и Фемиды (справедливость). Восстание Крона против отца Урана. Рождение из капель крови Урана богини красоты Афродиты, покровительницы производительных сил природы.

Рождение второго поколения богов — кронидов, сыновей и дочерей Крона и Реи (Гестии, Деметры, Геры, Аида, Посейдона и Зевса). Судьба детей Крона и чудесное спасение Зевса. Борьба Зевса против Крона. «Титаномахия» — важнейшее событие в древнегреческой мифологии. Обладающие мудрым предвидением неизбежности победы разумного начала над хтоническим прошлым — титаны Атлант, Менетий, Прометей, Эпиметей и другие как сторонники Зевса в борьбе против Крона. Конец хтонической мифологии и начало нового этапа в развитии мира.

Зевс и Гера — родоначальники третьего поколения богов, воплощающих новые качества: разум, красоту, справедливость, покровительство искусствам и ремеслу. Привлечение человека к процессу мироустройства и появление нового четвертого поколения — поколения героев, рожденных от союза богов со смертными. Знаменитые герои Древней Греции — Тесей, Персей, Ахилл, Гектор, Одиссей и др. Геракл — любимейший герой Древней Греции. Его подвиги как символ овладения древними греками пространством всей Земли. «Гигантомахия» — борьба Зевса против гигантов, последнего порождения Геи-земли, и окончательная победа героической мифологии над хтонической. Установление Зевсом мирового космического порядка и распределение сфер влияния между богами (Зевс — небо и земля, Посейдон — океан и море, Аид — подземное царство). Формирование олимпийского пантеона главнейших богов Древней Греции (Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес). Их функции, родственные связи и атрибуты. Олимп — место обитания богов и географическая точка на карте Древней Греции.

Художественные памятники. Фрагменты «Теогонии» Гесиода и «Мифологической библиотеки» Аполлодора. Храм Зевса в Олимпии — главное святилище, религиозный и культурный центр Древней Греции, его местоположение и особенности зрительного восприятия. Разработка принципов взаимодействия скульптуры и архитектуры в художественном облике храма. Скульптурные группы восточного («Состязание Пелопса и Эномая») и западного («Борьба лапифов и кентавров») фронтонов. Подвиги Геракла на метопах храма. Статуя Зевса работы Фидия в интерьере храма — одного из чудес света. («Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, / Или на небо ты сам бога узреть восходил?»)

Тема 12. Боги и герои, или О том, как рассказывал слепой певец о прошлом своей родины (2 ч)

Проблемы. Остров Крит, Микены и Троя в истории древнегреческой цивилизации. Понятие «догомеровская Греция». Воинственный характер городов на Крите (Тиринф, Микены, Троя). Отражение реальной истории их взаимоотношений в мифологии Троянского цикла. Личность аэда Гомера и гомеровский вопрос. Отсутствие достоверных сведений о Гомере уже в античное время. Толкование имени Гомера, легенда о его врожденной слепоте. Спор семи античных городов (Смирна, Хиос, Колофон, Саламия, Родос, Аргос, Афины) за право называться родиной Гомера. Единство древних источников в указании на последнее местопребывание и его смерть на острове Иос.

Троянский цикл древнегреческого эпоса и поэма Гомера. Основные сюжеты Троянского цикла (суд Париса, похищение Елены, жертвоприношение Ифигении), предшествовавшие событиям поэмы Гомера «Илиада». Косвенное упоминание или полное умолчание об этих событиях в поэме Гомера.

«Илиада» Гомера — поэма войны. Тема и содержание поэмы «Илиада». Особенности повествования и построения сюжета — короткий временной отрезок действия, чередование картин битв («Битва за стену», «Битва при кораблях», «Приречная битва») с картинами мирной жизни («Изготовление оружия»).

Боги в поэме Гомера, их взаимоотношения и характеры. Сочувствие и помощь грекам со стороны Посейдона, Афины, Геры. Сочувствие и помощь троянцам со стороны Афродиты, Аполлона, Ареса. Углубление Гомером по сравнению с мифами человеческих качеств олимпийских богов и усложнение психологических мотивов их поступков. Участие богов в троянских событиях («Собрание богов», «Битва богов»), описанных в «Илиаде». Значение подробностей в описании предметов («Перечень кораблей», «Щит Ахилла»), событий, природы, данном в поэме Гомера.

Герои поэмы Гомера (Ахилл, Патрокл, Гектор, Приам, Парис, Елена, Андромаха). Индивидуальность и тонкий психологизм художественных образов, умение Гомера яркой, образной деталью создать художественный образ героев, участвующих в битвах, и передать их внутреннее, психологическое состояние.

Противопоставление двух главных героев поэмы — Ахилла и Гектора. Основные черты их внешнего облика и характера. Стихийность, необузданность, дикость и грубость в поступках и желаниях Ахилла, его страстность и вспыльчивость, стремление к полноте ощущения жизни в данный момент. Уравновешенность, внутреннее достоинство и благородство Гектора. Разработка Гомером собственных гуманистических взглядов на природу войны в образе этого героя («Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»).

Тема любви в поэме Гомера «Илиада», ее трактовка как величайшего стихийного дара богов в образах Париса и Елены и как возвышенного отношения к семейному очагу в образах Гектора и Андромахи. Тема судьбы, ее трактовка как необходимости подчинения воле богов и возможности выбора героем собственного решения.

Завершение сюжета поэмы «Илиада» в мифах и сказаниях других авторов («Смерть Ахилла», «Лаокоон и его сыновья», «Троянский конь»). Падение Трои и окончание троянского периода греческой истории.

Художественные памятники. Археологические находки сохранившихся фрагментов крепостных стен и ворот догомеровской Греции. «Львиные ворота» в Микенах, крепостные стены в Тиринфе. Некрополь Микен. Шахтовые и толосовые гробницы («Толос Атрея»). «Портретные» маски, найденные в этих гробницах. «Маска Агамемнона». Условность их названия, основанная на именах героев Троянского цикла.

Основные сюжеты Троянского цикла («Менелай и Елена», «Яблоко раздора», «Похищение Елены», «Жертвоприношение Ифигении», начало военных действий против Трои). Фрагменты поэмы Гомера «Илиада» («Прощание Гектора с Андромахой», «Поединок Ахилла и Гектора», «Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора»). Поэма «Илиада» Гомера в росписи античных ваз.

1   2   3
написать администратору сайта