Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Составление календарно–тематического и поурочного планирования.

  • 3.Учет успеваемости.

  • Предварительный

  • Текущий учет

  • Периодический или четвертной

  • Итоговый контроль

  • Критерии оценок работ учащихся

  • ЛЕКЦИИ ИЗО. Программа по изобразительному искусству, ее структура и содержание. Вариативность программ. Теория и технология проведения занятий по рисованию на темы



    Скачать 40.05 Kb.
    НазваниеПрограмма по изобразительному искусству, ее структура и содержание. Вариативность программ. Теория и технология проведения занятий по рисованию на темы
    АнкорЛЕКЦИИ ИЗО.docx
    Дата23.04.2017
    Размер40.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛЕКЦИИ ИЗО.docx
    ТипПрограмма
    #1841

    Школьная программа по изобразительному искусству, ее структура и содержание. Вариативность программ. Теория и технология проведения занятий по рисованию на темы.

    План.

    1.Содержание и структура программ по изобразительному искусству, их вариативность.

    2.Роль тематического рисования в развитии творчества, фантазии, воображения, наблюдательности, мыслительной активности младших школьников.

    а) возрастные особенности в рисунках детей,

    б) содержание занятий.

    3.Особенности рисования на темы:

    а) рисование фигуры человека,

    б) рисование портрета,

    в) рисование деревьев.

    Литература:

    1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1967.

    2. Кузин В.С. Психология.- М.: 1982, 1997.

    3. Курочкина Н.Н. Детям о книжной графике.- СПб.: 1997.

    4. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги.- М.: 1998.

    5. Шорохов Е.В. Основы композиции.- М.: 1979 .

    6. Сокольникова Н.М. Основы композиции.- Обнинск: Издательство ТИТУЛ, 1996.

    1.Содержание и структура программ по изобразительному искусству, их вариативность.

    Изобразительное искусство - это обязательный учебный предмет в общеобразовательной школе, который введен в 1970 году вместо предмета «рисование». В процессе обучения школьников решаются актуальные задачи художественного образования, духовной культуры личности, способствующие нравственному и эстетическому воспитанию.

    В общеобразовательной школе по изобразительному искусству базисным учебным планом запланирован 1 час в неделю или 2 часа, если это эстетические классы.

    Основной документ, с которого мы начинаем вплотную знакомиться с тематикой занятий по любому предмету - это программа.

    Для достижения успехов в работе, учителю необходимо знать какой объем знаний, умений и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте.

    В основном эта задача уже решена школьной учебной программой по изобразительному искусству, которая утверждена главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ.

    Любая программа начинается с пояснительной записки, где указаны цели, задачи преподавания данного предмета, виды деятельности.

    Большинство школ Тулы и Тульской области работают по программе Владимира Сергеевича Кузина, несколько школ города и области по программе Бориса Михайловича Неменского и Татьяны Яковлевны Шликаловой. Но по какой бы программе не работал учитель, везде в изобразительном искусстве при обучении детей предусматривается 6 основных видов занятий:

    1.Рисование с натуры, по памяти и представлению в 1 классе;

    рисование с натуры со 2 класса; включает в себя

    -рисунок карандашом, мягкими материалами (мелками, углем, сангиной и т. д.),

    -живопись акварелью, гуашью. Программа 2006 г. с-2.

    2.Рисование на темы и иллюстрирование (композиция), как графическая, так и живописная. С-4.

    3.Декоративное рисование. С-6.

    4.Лепка из пластилина и глины. С-7.

    5.Работа с белой и цветной бумагой (аппликация, оригами, создание объемных конструкций). С-7.

    6.Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. С-7.

    Поощряется проведение экскурсий как очных, так и заочных и пленерных занятий, т. е. выполнение графических и живописных работ на открытом воздухе.

    Все виды деятельности взаимосвязаны, дополняя друг друга, они помогают достоверно охарактеризовать окружающий мир в сознании ребенка.

    Что нужно усвоить ребенку в 1,2,3,4 классах? Проработать самостоятельно по программе В.С.Кузина: 1 класс с.-23, 2 класс с-39,3 класс с-57, 4 класс с-71.

    В 1 классе дети не рисуют с натуры, как это делают дети старшего возраста, они в силу своего психологического развития рисуют по памяти и представлению. Только со 2 класса даются задания рисования с натуры предметов расположенных фронтально. Рисовать человека учащиеся начинают в первом классе по пропорциональным размерам, а знакомятся с пропорциями в 3 классе, а к концу 4 класса выполняют наброски фигуры человека с натуры.

    Изобразительное творчество является одним из любимых занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна, необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение.

    В настоящее время, когда многие школы работают по вариативным программам, не возможно дать единые методические рекомендации проведения уроков изобразительного искусства, поэтому к этому процессу надо относиться творчески. Даже действующие государственные программы существенно отличаются друг от друга. В одном случае в основу обучения берется рисование с натуры (Кузин В.С.), по которой в основном и работают в Тульском регионе. В программе Неменского Б.М. акцент ставится на эмоциональном развития школьника. В программе Шпикаловой Т.Я. занятия построены на углубленном изучении народного искусства.

    Мы считаем, что одна из основных задач обучения изобразительному искусству - искать не отдельные точки соприкосновения с ребенком, а стремиться увидеть личность в целом, способности восприятия, мышления, интеллект, который находится в сложном, постоянно изменчивом соотношении с выразительными возможностями, с активной потребностью детей живо и непосредственно реагировать на видимый, окружающий мир. Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания, плодотворная работа творческого воображения осуществима только на основе реальных жизненных наблюдений. Изучение изобразительной грамоты с 1 по 4 класс является азбукой, основой любого визуального и предметного творчества. В то же время художественное творчество рассматривается как чувственное и эмоциональное начало самовыражения.

    2.Роль тематического рисования в развитии творчества, фантазии, воображения, наблюдательности, мыслительной активности младших школьников.

    Тематическое рисование является очень важным разделом работы на уроках изобразительного искусства. Оно представляет собой композиционное повествование средствами рисунка и цвета на темы определенных событий и впечатлений из окружающей жизни, а так же на темы сказок, песен, произведений литературы, и т. д.

    Задачами тематического рисования являются:

    1.Патриотическое, этическое, эстетическое воспитание.

    2.Творческая переработка своих чувств и переживаний.

    3.Понимание и оценка своих чувств, окружающей жизни, обогащение интеллекта.

    4.Наблюдение природы и окружающего мира, которые служат неисчерпаемым источником красоты, обогащают эмоциональный мир ученика.

    Тематическое рисование в школе это творческий процесс переживания и воспроизведение пережитого при помощи имеющихся зрительных представлений. Оно позволяет учителю выявить степень развития учащегося, так как в основе рисунка ребенка лежит подражательная способность изображать то, что видит вокруг себя и что себе представляет.

    Нашей задачей является: развивать у детей образное мышления и научить их переводить в художественные образы свои мысли и представления. Тематическое рисование развивает фантазию, творческое воображение, инициативу, заставляет анализировать виденное и отражать характерное, развивает и укрепляет память.

    В детском рисунке различают 5 характерных периодов.

    1.Процессуальный рисунок. Ребенок в возрасте от 1 до 1,5 лет заинтересован в получении на бумаге следа от карандаша, ручки, фломастера и т. д.

    2. Каракульный период. В рисунках детей, с 1,5 до 3-х лет, появляются замкнутые кривые. Ребенок трактует свой рисунок каждый раз по новому.

    3.Схематический период. С 3-х до 5 лет у ребенка появляется попытка собрать в едино характерные признаки предмета. Любимой темой является изображение человека, в начале в фас, а затем и в профиль.

    4.Период правдоподобного рисунка. С 5 лет дети подмечают характерные признаки предметов и логически их соединяют. Для убедительности используют «прозрачность рисунка», например, при рисовании дома видно внутреннее убранство комнат и находящихся там людей.

    5.Период пластического рисунка. С 7-8 лет дети начинают пытаться передавать объем и пространство. Вначале изображают один предмет, позднее обращают внимание на соотношение предметов.

    В 7-8 летнем возрасте естественное состояние графических навыков, привычный способ изображения предметов по памяти, позволяют ребенку рисовать быстро, смело, иногда довольно выразительно, не задумываясь над детализацией изображения.

    Уроки тематического рисования должны быть расположены в плане занятий таким образом, чтобы между ними на уроках рисования с натуры, лепке, дети накапливали навыки и приемы, которые давали бы положительные изменения в качестве работы над рисунком.

    Особое значение приобретает необходимость предварительного, целенаправленного накопления впечатлений имеющих отношение к изучаемой теме, например: внеклассное наблюдение природы, предметов на местности, человека в движении, животных, транспорта и т. д.

    Виды рисования на темы.

    1.Рисование по замыслу детей или на свободную тему.

    2.Рисование на литературные темы требует умения учителя выделить наиболее характерные моменты в литературном произведении и учесть возможность их изображения графическими средствами.

    3.Иллюсстрирование сказок является подразделом предыдущего вида рисования и пользуется у детей большой любовью и хорошо у них получается.

    4.Изображение сюжетов из окружающей действительности: «Какой бывает дождик?»,«Осень в городе», «Уборка урожая», «Зимние забавы», «Мир нашего аквариума», «Мы в театре, цирке» и т.

    5.Рисование по заданной линии.

    3. Особенности тематического рисования

    Тематическое рисование правильнее назвать композицией. Композиция - (от лат.) что означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция, это изображение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Это распределение, изображение на листе бумаги, холсте предметов, явлений, действий людей, связанных какой – либо идеей.

    Как вы знаете, большинство композиций на темы связаны с изображением человека в движении, архитектурных строений, природы, животных. Поэтому разберем именно эти моменты в изобразительном искусстве.

    Фигура человека является одним из самых сложных объектов изображения. Рисовать нужно от общего к частному, т. е. от крупных деталей к мелким. Рисование фигуры человека облегчает знание ее пропорций.

    Пропорции (в переводе с лат. означает «соотношение, соразмерность») – размерные соотношение частей предмета между собой, или между различными предметами или объектами. Пропорция - это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность - ее эстетическое качество.

    Египтяне положили в основу деления фигуры 21 часть. Из них 19 равных частей приходились на саму фигуру, а 2 части - на изображение традиционного головного убора.

    В древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V в. до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему называлось «Канон», а выражением этой системы на практике явилась его статуя «Дорифор», что означает копьеносец.

    В основе определения пропорции лежит метод сравнения. В художественной практике существует известный метод определения пропорции называемый визированием.

    За единицу меры при определении пропорции фигуры человека взята высота головы человека.

    У взрослого человека высота головы занимает от всей высоты 1/8 у мужчины и 1/7 у женщины.

    У подростка – 1/6.

    У ребенка 3-х, 5-и лет – 1/4.

    Длина ног равняется половине всей высоты человека.

    Предплечье и плечо руки примерно равны между собой.

    Голень и бедро ноги так же равны.

    Концы пальцев опущенной руки находятся чуть ниже середины бедра.

    Локоть соответствует линии талии.

    Портрет.

    Античные художники установили классические пропорции лица человека.

    1.По вертикали от темени до подбородка лицо делится на 2 равные части линией, называемой впадиной глаз.

    2.Высота лицевой части (без волосяного покрова) делится на 3 равные части, где 1-я линия это брови, а 2-я – нижняя часть носа.

    3.На расстоянии 1/3 от носа вниз – линия рта.

    4.Высота уха равна расстоянию от бровей до основания носа.

    5.Расстояние между глазами равно ширине носа или длине глаза.

    6.Уголки рта заканчиваются на продолжении линии середины глаз.

    Рисование деревьев разных пород (береза, дуб, ель, сосна).

    Чтобы передать в рисунке те или иные породы деревьев надо изучить их конструктивную основу, пропорции, строение. Взаимосвязь стволов, ветвей. Очень важно помнить, что дерево – живой организм, поэтому в своей жизни оно переживает молодость, зрелость и старость.

    Последовательность рисования деревьев соответствует обычному порядку: от простого переходят к сложному, от общего к частному и затем опять к общему. Рисовать дерево нужно в следующем порядке (на примере сосны):

    а) наметить ствол и определить какое место, на рисунке займет крона и какое – видимая часть ствола; справа и слева отметить ширину кроны, т.е. контуры крайних ветвей;

    б) определить толщину ствола и основные очертания кроны;

    в) точнее наметить форму всей листвы;

    г) работая тоном, листья передавать общей массой, а не вырисовывать отдельные листочки. (Дуб, клен, осина)
    2.Составление календарно–тематического и поурочного планирования.

    Кроме конспектов уроков учитель должен уметь составлять годовой

    календарный план уроков (можно иллюстрированный).

    Выполнять его можно как в виде отдельных карточек с указанием класса, темы, цели, задач и оборудования урока. Здесь возможны рисунки, поясняющие содержание работы, а так же на ватмановском листе.

    При планировании важно учитывать следующие принципы:

    1.должны быть представлены все разделы программы;

    2. необходимо обеспечить последовательность усложнения знаний, умений и навыков, а так же;

    3.преемственность между классами;

    4.следует учитывать праздники, календарные изменения в природе;

    5.необходимо разнообразие видов деятельности, последовательное освоение художественных материалов и техник;

    6.следует учитывать межпредметные связи, возможность проведения интегрированных уроков;

    7.материал лучше планировать тематическими блоками.

    Последние рекомендации по Министерству образования Российской Федерации таковы, что если вы занимаетесь по государственной программе (Кузина или Неменского) или их совмещаете, то в журналах так и записываете не меняя местами ни одного занятия.

    Если же у вас индивидуальная программа, то вы пишите объяснительную, краткую характеристику каждого занятия и утверждаете на заседание метод объединения или кафедры. Директор школы ставит печать и подписывает вашу программу.

    3.Учет успеваемости.

    Один из важнейших моментов урока учет знаний, умений и навыков и выставление оценок.

    На данный момент в первом классе оценки не выставляются официально ни по одному предмету (хотя у каждого педагога есть свой журнал с результатами работ учащихся).

    По изобразительному искусству в первой четверти или триместре, пока дети не ознакомились с материалами, которыми им предстоит работать, оценок ставить не надо, но обязательно нужно показывать лучшие работы, анализировать их, указывать достоинства и недостатки.

    По вопросам оценки знания К.Д, Ушинский говорил, что воспитатель не должен хвалить учащегося в сравнении с другими, а только с его собственными прежними ошибками или еще лучше в равнении с нормой совершенства, которое может быть достигнуто. Не следует так же пренебрегать похвалой, как об этом предупреждает Ушинский, т.е. убивает стремление к совершенству, «кто бранит, тот должен уметь и хвалить».

    Наблюдая работу учащихся во время урока при обходе класса во время самостоятельной работы учащегося, не оставлять без внимания ни одного ученика, учитель изучает и оценивает труд каждого. Успеваемость школьников следует учитывать систематически и обязательно указывать в классном журнале и дневниках учащихся. Обычно применяют четыре вида учета успеваемости: предварительный, текущий, периодический и итоговый.

    Предварительный - проводится в тех случаях, когда учитель получает новый класс и он должен выяснить уровень знаний, графических и живописных умений и навыков, которыми владеют школьники. Такой учет проводится как в форме практических заданий на разных видах занятий (рисование с натуры, ДПИ, тематическое рисование), так и в форме беседы, т.е. проверка теоретических знаний.

    Текущий учет проводится регулярно в процессе всей учебной работы.

    Возможны два вида текущего учета:

    а) выставление оценок за рисунки после их выполнения;

    б) и за устные ответы на уроке.

    Оценивать работы учащихся можно сразу

    а) в конце урока: ученик поднимает работу, учитель называет оценку и

    ставит ее в журнал;

    б) учитель проходит по рядам и ставит оценку в альбом, а потом

    спрашивает ученика и заносит оценку в журнал.

    в) для начинающего учителя оценивать работы учащихся таким образом очень сложно, поэтому выбирается следующий способ: учитель собирает работы и оценивает их, раскладывая на три стопки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). «Неудовлетворительно» я советовала бы совсем не ставить - это пустой лист. Для детей «3» по рисованию уже плохая оценка.

    Периодический или четвертной, учет успеваемости за данную четверть, триместр.

    Общая оценка выводится на основании всего комплекса работ ученика, все задания должны быть выполнены и оценены.

    Итоговый контроль – это оценка работы школьника за год. Ставить оценку за такой предмет как изобразительное искусство очень сложно. Годовая отметка это не только оценки за прилежание, но и характеристика всех успехов ученика.

    Критерии оценок работ учащихся

    Чтобы объективно оценить работу учащегося, необходимо установитькритерии оценки, определяющие степень усвоения знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства.

    Общие критерии всех видов рисования.

    1.Насколько успешно решена в рисунке, поставленная задача (самостоятельность).

    2.Каков уровень решения задач, с которыми учащиеся знакомились ранее (способ выполнения).

    3.Какова образная выразительность рисунка, гармоничность цветового решения.

    4.Насколько аккуратно и чисто выполнена работа (эмоционально, эстетическое отношение к процессу рисования).

    При рисовании с натуры учитывается.

    1.Композиция.

    2.Пропорции.

    3.Конструктивное строение объекта (-ов).

    4.Передача перспективного сокращения.

    5.Передача цвета.

    6.Передача объема при помощи светотеневого моделирования предмета и воздушной перспективы.

    При рисовании по теме и при иллюстрировании.

    1.Композиционное решение темы.

    2.Изображение пространства (законы перспективы).

    3.Конструктивное строение объекта (-ов).

    4.Пропорции.

    5.Цвет

    6.Передача объема.

    Декоративное рисование

    1.Композиционное решение орнамента (узора).

    2.Умение стилизовать растительные и животные формы.

    3.Умение стилизовать реальный цвет объектов.

    4.Умение использовать симметрию и ритм.

    Существуют различные споры и гипотезы о критериях оценивания работ учащихся по изобразительному искусству. В прессе часто встречаются статьи, в которых ведется речь о безотметочной системе на уроках изобразительного искусства. Авторы подобных публикаций опрометчиво экспериментируют, так как на сегодняшний день есть стандарт, который должен выполняться в соответствии с поставленными целями и задачами.

    Признавая необходимость учета динамики личностного развития учащегося, где показателями достижений являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, следует отметить, что в области «Изобразительное искусство» до сих пор нет однозначного подхода к решению проблемы оценивания учителем изобразительного искусства художественно-творческих достижений учащихся. Это касается как детского творческого рисунка, так и в целом познавательной и созидательной деятельности ребенка на уроке изобразительного искусства.

    Проблема оценивания связана, прежде всего, с существующей вариативностью программ, имеющих отличные взгляды на изобразительную деятельность ребенка. Если программа «Изобразительное искусство» под редакцией В.С. Кузина разработана на основе концепции «Школа рисунка – графическая грамота», то программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского – на основе   «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной». Соответственно, данные программы различаются по целеполаганию, задачам и признанию положения по отношению к художественному творчеству. Так, одной из главных задач программы «Изобразительное искусство» является овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» определяет главной задачей развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры. Как следствие, учителя, работающие по данным программам, при оценивании детских рисунков противопоставляют творчеству как рисованию, связанному с отражением окружающего мира, творчество как выражение свойств личности, заложенных от рождения. То есть, одни при оценивании детского рисунка исходят из основ изобразительной грамоты, другие – из авторской позиции ребенка по отношению к окружающему миру.

    Другим важным аспектом проблемы оценивания художественно-творческой деятельности учащихся на уроке ИЗО является существующий подход к оцениванию только созидательной деятельности детей через конечный продукт   рисунок, без учета их познавательной деятельности на уроке – включенности в процесс приобщения к искусству. То есть, учитель проставляет отметку в конце урока ученику только на основе анализа выполненного им рисунка, что влечет за собой необъективность всей выполняемой им деятельности на уроке. Такие расхождения в оценивании работ учащихся не позволяют отследить качество выполняемых работ и личностный рост учащегося.


    На необходимость переосмысления системы оценивания художественно-творческих достижений учащихся на уроках ИЗО оказывает влияние переориентация обучения на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и разумно действовать в современном меняющемся мире. Возникает вопрос как о развитии творческих возможностей ребёнка, так и об активизации его самостоятельности (формировании и развитии элементов самостоятельной контрольно-оценочной деятельности), что является его основным вектором взросления. Это в корне меняет расстановку акцента к существующим задачам в области «Изобразительное искусство». Среди задач формирования общей грамотности и коррекции, развития природных данных учащихся приоритетной является последняя. Как следствие, это влечет за собой новый взгляд на роль учителя в контрольно-оценочной деятельности.

    Возникает потребность использовать такую оценочную систему на уроке ИЗО, которая органически сочетала бы в себе контроль и диагностику, т.е. не устраняла бы системы контроля со стороны учителя, администрации школы, родителей, а, наоборот, еще и усилила бы роль самоконтроля и самооценки ученика. При этом необходимо, чтобы найденные при совместном поиске учителя и учащихся технологии формирования всех составляющих контрольно-оценочной деятельности передать детям, так как формирование контрольно-оценочной самостоятельности является ядром и основной формой развития всей учебной самостоятельности ребенка.

    Можно констатировать, что существующая отметочная система оценивания в области «Изобразительное искусство», основанная только на одном конечном продукте – детском рисунке, строится на следующих показателях:

      не дает возможности оценивания личностных достижений учащихся, формирования и развития их приращений посредством изобразительной деятельности;

      не даёт полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности;

      затрудняет индивидуализацию обучения;

      является малоинформативной, в ней нет прозрачности критериальных особенностей изобразительной деятельности школьников;

      вызывает проблематичность в сравнительной характеристике ученика по количественным и качественным данным;

      часто имеет травмирующий характер.

    На основании вышеизложенного учителям изобразительного искусства нужно определять систему оценивания художественно-творческих достижений учащихся в условиях современного обучения из сущности следующих составляющих:

      что оценивать (что именно подлежит оцениванию в изобразительной деятельности);

      как оценивать (какими средствами и по каким критериям должно фиксироваться то, что оценивается);

      каким образом оценивать (какова сама процедура оценивания, этапы ее осуществления).

    Необходимо в основе целеполагания уроков ИЗО иметь в виду не детский рисунок как результат, а те приращения, возникновение которых позволяют творчески развиваться ребенку. Тогда все внимание будет уделяться не конечному продукту (рисунку), а самому художественно-творческому процессу, результатом которого будут являться приобретенный определенный уровень развития творческого воображения, мастерства и др., а следствием   детский рисунок, через который прочитывается уровень имеющихся приращений.

    Необходимо, чтобы оцениванию на уроках ИЗО подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Особенно, если учесть, что принцип связи искусства с жизнью осуществляется не только и не столько в рамках урока, то существенным для педагога является вопрос оценивания познавательной деятельности учащегося вне школы. Это его работа по выполнению домашнего задания, которая может быть представлена в поисково-исследовательской деятельности, самостоятельная работа по выполнению творческих заданий и др.

    Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д. Здесь мы исходим из того, что сама творческая способность человека предполагает наличие двух составляющих: способность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечество, и способность нарушить сложившийся стереотип, готовность делать шаг в неведомое. Причем свое социальное признание учащиеся могут получить и во внеклассных мероприятиях: викторинах, конкурсах и т.д.

    Но если вся оценочная деятельность будет проводиться только по результатам созданной детской продукции, тоже имеющей свои нюансы: по мастерству или творческой выразительности, – то школьнику станет ясно, что его оценивают в основном как исполнителя, следующего учительским образцам, по определенным правилам, инструкциям. Тогда, естественно, неумение школьника при выполнении рисунка вписаться в предъявляемые учителем требования будут его приводить к неудовлетворенности, а, следовательно, к снижению интереса к изобразительной деятельности.

    При определении критериев оценивания художественно-творческих достижений учащихся необходимо учитывать, что нужна такая система оценивания, которая позволила бы:


    • отслеживать путь развития ребёнка на протяжении всей его учебной деятельности (познавательной, созидательной);


    • оценивать мотивационную деятельность;


    • предоставить картину роста личностных достижений для родителей ученика;


    • более эффективно участвовать в накопительной системе («портфолио»).


    При этом необходим более широкий взгляд на личностно-деятельностный подход, который иногда трактуется как деятельностно-личностный. Поскольку формирование личности происходит как благодаря той деятельности, в которую она включена, так и тем отношениям, которые возникают и упрочиваются в процессе этой деятельности, что имеет едва ли не решающее значение для становления личности (И.Ф. Харламов), то здесь будет правильнее говорить о продуктивности, так сказать, деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Основания для такой точки зрения очевидны: именно в деятельности и связанных с ней отношениях изначально коренятся социальные и психолого-педагогические источники личностного формирования растущего человека.

    При определении критериев оценивания нужно не разъединять критерии оценки детского рисунка и детского художественного творчества, а обозначать их условно, ибо творческий процесс – целостный и обязательно включает в себя конечный продукт (в данном случае детский рисунок), без которого вообще нет смысла говорить о каком-либо творчестве. Результатом же творчества определять те качественные приращения личности (личные достижения учащихся), которые осознаются личностью как положительный и значимый для нее результат. Кроме того, рисование и другая изобразительная деятельность есть вершина взаимодействия детей с художественной средой. И здесь мало созерцать художественную среду, необходимо учить детей её отражать в соответствии с их идеалом, в чём видна возможность развития их творчества.

    Здесь всю познавательную и созидательную деятельность школьника на уроке мы предлагаем оценивать по четырем критериям:


    • готовность к сотрудничеству с учителем;


    • отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве;


    • мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции;


    • общественно-полезная значимость результатов художественного труда школьников, важна значимость результата, как для развития школьника, так и окружающих.


    Под критерием готовность к сотрудничеству с учителем имеется ввиду наличие необходимых художественных материалов, разноуровневый объем выполненного домашнего задания, поисково-исследовательская деятельность.

    Второй критерий   отношение, интересы – отражает степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение к воспринимаемому и изображаемому в работе через определение уровней:

      эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивы деятельности, их изменение, если есть, доставляющие детям удовольствие от работы и удовлетворение своими результатами);

      волевых свойств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов (упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения);

      возникновения потребностей, интересов к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности).

    Третий критерий – мастерство (способы творческих действий)   призван определить уровень владения школьником художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте, через передачу формы, состоящей из линии (абриса), поверхности, и необходимыми навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче данной формы. Составляющими являются:

      передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита);

      сложность замысла   предварительной продуманности школьником использования образных средств изображения и выражения (уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям: композиционное решение замысла – выделение главного в композиции (фронтальное и угловое размещение предметов, наличие количества объектов, фигур людей от замысла, передача их величин, их взаимосвязь, связь композиционного центра со зрительным восприятием);

      сложности применяемых техник и приемов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.);

      оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме.

    Третий критерий по своей сути отражает оценку созидательной деятельности учащегося через учебную или творческую работу (упражнение, рисунок и др.). Рекомендуем в начальной школе оценивать его совместно с учеником, в средней школе – учеником.

    Четвертый критерий – общественно полезная значимость результатов художественного труда школьников   включает в себя:

      соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся);

      сопоставление самооценки учащегося с оценкой учителя (данная составляющая оценивается учителем).

    Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в разноуровневых выставках. Оно является итоговым, дает полное представление о значимости детских работ (их ценности), о возможности их участия в тех или иных выставках, без чего творческая деятельность считается неполной, т.е. незавершённой. Кроме того, участие в выставках детей является непременным условием в критериях оценки творческой деятельности детских коллективов (студий, кружков, художественных школ).

    Таким образом совокупность применения данных критериев будет способствовать оцениванию познавательной и созидательной деятельности ученика, т.е. будет оценен не сам исполнитель, а выполненная им работа.

    Можно использовать следующую балльную систему по изложенным критериям:


    • готовность к сотрудничеству с учителем – 1 балл;


    • отношения, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве – 1,5 балла;


    • способы творческих действий, с учетом качества детской продукции – 2 балла;


    • общественно-полезная значимость результатов художественного труда школьников, предусматривающее значимость результата, как для развития школьника, так и окружающих – 0,5 балла.


    Каждый критерий предусматривает трехуровневую систему, что должно решить задачу отражения художественно-творческого роста ученика. При этом метод сравнения по балльной системе позволяет «снять барьер» не только в сравнении ученика, группы детей, классов внутри уровней, но и обтекаемо рассматривать переходы между самими уровнями, то есть снять ряд вопросов, связанных с отнесением школьника (группы детей) к тому или иному уровню, например, к какому уровню развития отнести школьника, имеющего общий показатель – 3,5б. Кроме того, балльная система сможет показать рост ребенка, находящегося в начале учебного процесса четверти и по ее завершении на одном уровне, но повысившим свои результаты, скажем с 4 баллов до 4,7 баллов.

    Балльная система позволяет по каждому определенному критерию составить отдельно таблицу, отражающую градации по перечисленным уровням: предбазового, базового, сверхбазового. Здесь, чтобы снять негатив межличностных характеристик учащихся, мы предлагаем в обозначении уровней уйти от традиционной терминологии: низкий, средний, высокий уровни.

    Особенность процедуры оценивания по данной системе состоит в том, что учитель кроме классного журнала заводит специальный журнал художественно-творческих достижений школьников в познавательной и созидательной деятельности (всего по четырем критериям). В нем для каждого занятия отводится четыре графы, в которых по ходу или завершению урока проставляются баллы. Балльная система позволит гибко оперировать имеющейся информацией, проводить мониторинг, выявлять доминирование склонностей ученика к познавательной или созидательной деятельности, выстраивать методику развития его художественно-творческого потенциала.

    Окончательный результат (в виде отметки) рекомендуем отмечать по завершению каждой четверти в классном журнале, определяя при этом в специальном журнале (в целях последующего ведения учителем сравнительной характеристики) минимальный уровень в баллах по каждому уроку и в целом по итогам четверти согласно требований к содержательному минимуму по дисциплине ИЗО.

    При работе по данной системе оценивания очень важно, чтобы учитель обсудил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы. Текущая оценка познавательно-творческих достижений фиксируется по методике, указанной выше, где особое место отводится самооценке ученика, его саморазвитию. Независимо от форм фиксации главное выдержать принцип ухода от сравнения личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.

    Не следует идти по пути «давления» своим авторитетом на школьника. Специфичность заключается в том, чтобы увидеть в ребенке его индивидуальную особенность и помочь ему при сохранении определенных правил изобразительной грамотности развиться творчески. Для этого мы можем рекомендовать на усмотрение учителя ведение «портфеля индивидуальных достижений учащегося», в котором будут отражены его увлечения в области изобразительной деятельности (объем времяпровождения за рисованием, просмотра телепередач, посещение музеев и др.). «Портфель» может представлять собой подборку личных работ ученика: творческие работы, отражающие его интересы; продукты учебно-познавательной деятельности – доклады, сообщения и пр. За основу составления таких «портфелей» целесообразно брать анализ художественно-творческих способностей ученика и его интересы.

    Лист «портфеля» может заполняться раз в две недели, как учителем, так и самим учеником (совместно с учителем или под его контролем). Для активизации совместной работы с родителями по развитию познавательной и созидательной деятельности ребенка заполнение листа личных достижений можно рекомендовать родителям.

    Введение продуманной методики «Портфеля личных достижений ученика» призвано обогатить систему оценивания, представить учителю, родителю дополнительную информацию об индивидуальном развитии ребенка, способствовать активизации детей в оценке своей собственной работы (развитии навыков контрольно-оценочной деятельности).

    На основе обобщения учителем итоговых результатов по окончании учебного года в сравнении с результатами предыдущих тестовых данных (стартовой работы) ему возможно будет выстроить аналитическую работу по корректировке и планированию изучения учеником содержания как предмета ИЗО, так и других курсов данной образовательной области в следующем учебном году.
    написать администратору сайта