Главная страница
Навигация по странице:

Психологические особенности личности тренера



Скачать 32.7 Kb.
Название Психологические особенности личности тренера
Анкор Psikhologia.docx
Дата 05.05.2017
Размер 32.7 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Psikhologia.docx
Тип Документы
#7757

Психологические особенности личности тренера.

Как любой педагог, учитель физкультуры, преподаватель физического воспитания или тренер призваны решать задачи по всестороннему развитию личности воспитываемых. Воспитательные функции такого специалиста не исчерпываются руководством физическим образованием и развитием физических способностей. Чтобы успешно осуществлять процессы воспитания, обучения и развития, ему необходимо знать как присущие человеку социально обусловленные черты, так и свойства личности. В условиях спорта такие педагогические процессы имеют ряд особенностей. Тренер, осуществляя учебно-воспитательную работу, выполняет следующие основные функции:

  1. управленческую;

  2. формирующую;

  3. гностическую;

  4. регулирующую;

  5. воспитательную.

Управленческая функция тренера необходима для разносторонней подготовки спортсмена, так как обеспечивает ему принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию.

Тренер осуществляет управление при информационном взаимодействии со спортсменом посредством речи. Планы, наставления, советы, указания, замечания, беседы и т.п. – это наиболее распространенные формы управляющей информации со стороны руководителя. Приняв решение, тренер должен прогнозировать эффективность его реализации и возможность принимать следующие решения. При этом он должен владеть таким стилем мышления, который аналогичен научному: он должен быть поисковым, проблемным, оригинальным и системным.Известно, что под влиянием тренировки состояние спортсмена изменяется.

Различают три типа состояний спортсмена:

  • этапные состояния (состояние спортивной формы или, напротив, состояние недостаточной тренированности и т.п.);

  • текущие состояния (изменяются под влиянием одного или нескольких занятий);

  • оперативные состояния (возникают под влиянием отдельных упражнений и быстро изменяются).

Постоянно изменяющиеся возможности спортсмена, колебания его состояния служат основой для управления процессом спортивной тренировки при помощи обратных связей:

  1. сведения, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, настроение, отношение к работе и т.д.);

  2. сведения о поведении спортсмена (объем тренировочной работы, ее выполнение, замеченные ошибки и т.д.);

  3. данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функциональных системах, которые вызваны тренировочной нагрузкой);

  4. сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности).

Чтобы успешно и грамотно построить занятия, важно иметь развернутое представление о факторах, определяющих эффективность соревновательной деятельности спортсмена, о взаимосвязях между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности:

  1. компоненты соревновательной деятельности (старт, особенности соревновательной борьбы, финиш);

  2. интегральные качества, определяющие эффективность действий спортсмена при выполнении соревновательной деятельности (например: скоростно-силовые способности, специальная выносливость);

  3. функциональные параметры и характеристики, определяющие уровень интегральных качеств (мощность, емкость систем энергообеспечения, устойчивость и подвижность функциональных систем и т.п.);

  4. частные показатели функциональных параметров и характеристик (объем сердца, минутный объем кровообращения, объем легких и т.д.).

Все это, учитывая функциональные возможности спортсмена, структуру предстоящей соревновательной деятельности и соответствие структуры подготовки к соревнованиям, позволяет диагностировать результативность соревновательной деятельности и создать фундамент эффективности управления тренировочным процессом. Спортивное совершенствование возможно лишь в условиях регулярного контроля со стороны тренера за уровнем работоспособности воспитанников, за их умением переносить нагрузки, за процессом восстановления и их психическим состоянием. Формирующая функция направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки необходимых технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности спортсмена. Формирование двигательных актов и психических явлений осуществляется в экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности в соответствии с намеченным конечным результатом. Оно происходит на базе автоматизированного управления действиями, состоящими из определенной системы движений и регуляторных актов. Гностическая функция связана с сообщением спортсмену необходимых знаний и умений, со стимулированием его познавательной активности. Регулирующая функция способствует оптимизации действий, процессов, психических состояний личности, организации этических норм поведения. Наиболее актуальны регулирующие воздействия на спортсмена накануне соревнований в условиях психических срывов, переутомления и т.п. Здесь полезны беседы о причинах срыва, переключение внимания на благоприятные мысли, приемы психорегулирующей тренировки и средства восстановления спокойствия. Воспитательная функция направлена на выработку у спортсмена морально-волевых качеств, нравственных черт характера общественного самосознания. Для решения воспитательных задач тренер должен сформировать сплоченный дружный коллектив, в котором каждый отдельный его член ощущает общую поддержку, заботу, учится подчинять свои интересы интересам коллектива, понимать и чувствовать радость от общей деятельности и т.д.

Специальные требования к тренерской деятельности:

  1. знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;

  2. умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;

  3. умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;

  4. способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;

  5. умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;

  6. способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.

Тренер – это глубоко творческая личность. Исследователи проблем творчества придают большое значение выявлению особенностей творческой личности.

Так, в работах Я.А. Пономарева (СНОСКА: См.: Пономарев Я.А. Психология творчества. – М, 1976.) выделяются следующие особенности: перцептивные (необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость); интеллектуальные (интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний); характерологические (уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность).

Профессионально важные качества тренера.

Все профессионально важные качества тренера можно разделить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт), волевые, интеллектуальные, — включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), — двигательные (психомоторные).

Мировоззрение тренера мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.

Отражением общественного мировоззрения тренера являются такие качества, как чувство ответственности за будущее каждого ученика как активного члена общества, ответственность за судьбу общества в целом. Воспитывая патриотизм, тренер должен сам быть патриотом. Патриотизм тренера должен проявляться в гордости как за достижения отечественных спортсменов на международной арене, так и за достижения страны в развитии науки, литературы, искусства, массовой физической культуры. Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах.

Тренер должен обладать целым комплексом нравственных качеств гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т. д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но, прежде всего па личном примере.

Тренер должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков и в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью. В. А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя — это основа доверия ребенка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.

Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают тренеру устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы тренера. К этим качествам относится и педагогический такт.

Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности тренера. К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость.

Большое значение для тренера имеет такое качество, как находчивость. На тренировке часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения.

Непременным качеством тренера должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают тренеров, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения тренера, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие. Особую роль в деятельности тренера играет оперативность мышления, характеризующая способность тренера быстро находить оптимальное решение возникающих педагогических задач, а также экстраполирование, то есть предвидение результатов педагогического воздействия на учащихся.

Особую роль играет такое качество, как распределенность внимания. Тренер одновременно должен следить за многими объектами и моментами в своей деятельности: за содержанием и формой изложения им материала, качеством показываемого упражнения и доходчивостью даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой и одновременно постоянно держать под наблюдением всю группу.

Таким образом, успешная педагогическая деятельность тренера связана и с мнемическими качествами — быстротой и прочностью запоминания.

Психомоторные качества особенно необходимы тренеру. Многие упражнения, которые он должен демонстрировать учащимся, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой тренера является поддержание их на необходимом уровне. А это связано с соблюдением двигательного режима, режима питания, со слежением за своим здоровьем.

Психомоторные качества тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д. Поэтому деление профессионально важных качеств тренера на группы не следует воспринимать как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их комплексирование, взаимообусловливание.

Стили управления в тренерской деятельности.

Авторитарный стиль руководства командой характеризуется прежде всего тем, что тренер принимает решение единолично без учета мнения спортсменов. Он не терпит возражений, категоричен в суждениях, требует от подчиненных пунктуального выполнения указаний, оставляя минимум возможностей для проявления их личной инициативы, не передает своих полномочий. Все связи при таком стиле руководства замыкаются на тренере, спортсмен получает минимум информации. Опорой такого стиля руководства являются формальные должностные права тренера, его административная власть, а не личное влияние. Длительное использование в своей работе авторитарного стиля создает специфический психологический климат в команде, который отличается постоянной напряженностью, слабыми межличностными связями спортсменов. Под воздействием такого стиля работы может сформироваться авторитарный тип личности тренера, который будет стремиться к авторитарности везде — на занятиях, на заседаниях федерации и тренерских советов, при подборе подчиненных и т. д., в связи с чем он будет действовать часто в условиях психологического барьера, возникающего между ним и другими тренерами и спортсменами. Тренер такого типа часто отличается и в обыденном поведении неприветливостью, излишней озабоченностью, недовольством, постоянным предъявлением претензий к окружающим. Основными причинами появления авторитарного стиля руководства являются: особенности темперамента, недостатки воспитания, попустительское отношение к поведению тренера со стороны руководства и спортивной общественности. Авторитарный стиль руководства спортивной командой или группой целесообразно использовать в определенных ситуациях, а именно: в командах, среди членов которой имеется значительное число агрессивных спортсменов; в случаях, когда в команде или группе отсутствуют порядок и дисциплина, запущена воспитательная работа; в экстремальных ситуациях, требующих максимального напряжения сил команды. Демократический стиль руководства спортивной командой характеризуется тем, что тренер рассматривает спортсменов как активных участников и реализаторов своих концепций, идей, замыслов. В связи с этим он не занимается мелочной опекой, а четко формулирует основные цели, определяет задачи, показывает варианты их решения, предоставляя спортсмену реальную возможность проявления собственной инициативы. При этом учитываются как формальная, так и неформальная структура команды, желания и стремления спортсмена, особенности его характера и спортивной деятельности. Для демократического стиля руководства командой характерны также постоянное внимание к вопросам воспитательной работы, поощрение деятельности общественных органов управления, опора на лидеров, на спортивный актив, передача части полномочий капитану, комсоргу команды и т. п.Базой для демократического стиля руководства является, с одной стороны, высокий уровень личностных и профессиональных качеств тренера, использование им научных принципов социального управления. С другой стороны, этот стиль руководства требует от команды определенного уровня социальной зрелости. Спортивная команда, воспитанная на основе принципов демократического руководства, отличается сплоченностью, сознательностью, самодисциплиной, творческой активностью, способностью самостоятельно решать самые трудные задачи в условиях тренировки и соревнований. Либеральный стиль руководства спортивной командой определяется прежде всего тем, что тренер минимально вмешивается в процесс тренировки, играя зачастую лишь роль посредника между спортсменами и другими работниками (администраторами, врачами и т. д.), решая в основном организационные вопросы. Базой для такого стиля руководства является, с одной стороны, достаточно высокий уровень подготовки спортсмена, его компетентность, а с другой — неспособность тренера по тем или иным причинам выйти на уровень действительного руководства. В качестве основных причин такого явления можно назвать нежелание тренера повышать уровень своей компетентности, а также «мягкость» его характера. Тренер-либерал, как правило, не способен достаточно долгое время удержать руководство командой на должном уровне и обычно рано или поздно попадает под влияние своих подчиненных или команды. Опасность либерального стиля руководства в спорте заключается в том, что объект управления (спортсмен или команда) становятся субъектом и начинают навязывать свою волю не только тренеру, но и спортивной организации. В этой ситуации команда постепенно может превратить свою спортивную деятельность из средства решения социальных задач в средство достижения личных целей. В целом либеральный стиль руководства в спорте следует признать как недостаточно эффективный. Он скорее пригоден для работы в сфере физической культуры в занятиях с группами здоровья, выходного дня, общей физической подготовки и т. п.Манипулирование как стиль руководства спортивной командой характеризуется: непостоянством социальной ориентации тренера относительно того или иного спортсмена, неопределенностью статусов и ролей спортсменов в команде, явным преобладанием в оценке деятельности спортсменов субъективной позиции тренера, неопределенностью спортивного будущего запасных. Тренер манипулятор всегда стремится создать в команде состояние неопределенности, личной зависимости каждого спортсмена от его воли и желания, сознательно блокируя и подавляя наиболее самостоятельных спортсменов и поощряя реактивную структуру поведения. Базой для такого стиля руководства являются: низкий уровень сознательности и профессиональной компетентности тренера, эгоцентризм, отсутствие должного контроля его работы со стороны администрации, пренебрежение вопросами политико-воспитательной работы спортсменов и тренеров. Манипулирование как стиль руководства приводит к росту психической напряженности в команде, приспособленчеству, непреходящим межличностным конфликтам, превращению команды в конгломерат. Такой метод руководства противоречит идеям советского спорта.В практике тренерской деятельности в «чистом» виде указанные стили руководства встречаются весьма редко, обычно наблюдается преобладание черт того или иного стиля. Формирование рационального стиля руководства спортивной командой — трудное дело, требующее от тренера постоянной работы по воспитанию спортсменов, самообразованию и самовоспитанию. Тренер, стремящийся не только к достижению высоких спортивных результатов, но и к своему социальному и профессиональному росту, должен этим заниматься непрерывно.

Профессиональное выгорание спортивного тренера

Введение. Проблема выгорания в спорте стала чрезвычайно интересовать профессионалов в связи с оценкой эффективности человеческой деятельности. Выгорание ("burnout") - это сложный психофизиологический феномен эмоционального, умственного и физического истощения, личностной отстраненности и снижения самооценки личностных достижений. Не так давно эмпирические исследования начали сосредотачиваться на выгорании в спортивной среде. Очевидно, что в контексте рассматриваемой проблемы личность тренера до сих пор остается в спортивной психологии малоизученной. Возрастает очевидность того, что личностные факторы могут объяснить, почему люди в одинаковой окружающей рабочей среде, обладая одинаковым образованием и подготовкой по-разному реагируют на те же самые стрессоры. Напряженность, свойственная спорту, позволяет рассматривать эмоциональную устойчивость, как профессиональное качество личности, препятствующее выгоранию. Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка формирования эмоциональной устойчивости тренеров к профессиональному выгоранию. Методы исследования - реферирование литературы, анкетный опрос, метод экспертных оценок, батарея тестов, методы математической статистики. Результаты и обсуждение. Анализ полученных данных позволил проследить взаимозависимости отдельных компонентов выгорания и их связи с эмоциональной устойчивостью личности. Так, эмоциональная устойчивость тренера, оказывает влияние на его способность адекватно оценивать стрессогенные ситуации и реагировать на них, осуществлять соответствующий своевременный волевой контроль всех проявлений психики и контроль необходимых тактико-технических действий. Высокие показатели отличают спортивных тренеров спокойных, эмоционально зрелых, хорошо приспособленных к сбивающим факторам окружения. Среди факторов, способствующих формированию и усилению эмоционального выгорания, следует назвать уровень мотивации. Еще одним фактором, неоднозначно связанным с уровнем истощения эмоциональной сферы, является их самооценка. Выводы. Экспериментальное исследование специалистов в области физического воспитания и спорта позволяет спрогнозировать развитие синдрома выгорания в зависимости от возраста, профессионального стажа и ряда личностных характеристик. Имеющиеся данные убеждают, что преодоление или уменьшение влияния стресс-факторов на личность спортивного тренера возможно при усовершенствовании организации учебно-тренировочного процесса с привлечением ведущих психологов отрасли для формирования эмоциональной устойчивости к неблагоприятным факторам спортивной деятельности.
Ключевые слова: синдром профессионального выгорания, физическое и психологическое истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.

Введение. В начале 70х гг. американский психолог Х. Фрейденберг (Freudenberg, 1974) впервые использовал термин «Burnout» (в переводе с англ. – выгорание) в связи с требованиями к профессиям, связанным с работой с людьми. Термин «сгорание», или «выгорание», был введен в практику для характеристики психологически здоровых людей, которые находятся в тесном и интенсивном общении с другими людьми при исполнении профессиональных обязанностей.

В связи с этим синдром психического выгорания обозначается рядом авторов понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личностной деформации профессионала под влиянием длительного стажа работы по одной и той же специальности [1, 3 и др.]. Синдром выгорания – это истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам.

Следует отметить, что эмоциональное выгорание может влиять на личность специалиста сильно, подрывая его здоровье и желание работать. Особенно опасен синдром выгорания в начале своего развития, так  как специалист не осознаёт его симптомов. Поэтому проблема профессионального выгорания является актуальной и требует дальнейшего исследования и доработок. Достаточно важным для решения как теоретических, так и практических вопросов является изучение отрицательного влияния профессии на личность специалиста, так как это влияние ведет к снижению эффективности, продуктивности и качества деятельности работника.
написать администратору сайта