Главная страница
Навигация по странице:

Уст.Тв.2012 (1) - копия. Рабочая программа по дисциплине История зарубежной литературы принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол 5 от 29 июня 2012 г


Скачать 174.5 Kb.
Название Рабочая программа по дисциплине История зарубежной литературы принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол 5 от 29 июня 2012 г
Анкор Уст.Тв.2012 (1) - копия.doc
Дата 03.05.2017
Размер 174.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Уст.Тв.2012 (1) - копия.doc
Тип Рабочая программа
#6671


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Филологический факультет

Кафедра всемирной литературы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г.


рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.12 Устное народное творчество



Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Литература и Русский язык

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 5 лет


Н. Новгород

2012

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденного «17» января 2011г., номер государственной регистрации 46.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профилю подготовки «Русский язык и Литература», «Литература и Русский язык», утвержденного «__» ______ 2012 г.


Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол № 5 от «29» июня 2012 г.


Разработчики: д.филол.н. М.П.Шустов

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой всемирной литературы

_________________/Н.М.Ильченко/

«____»_______________201__г.
СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой

русской литературы

________________/В.Т.Захарова/

«___» ___________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/Т.А.Ефимова/

«____»_______________201__г.



  1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Устное народное творчество является формирование у студентов знания о закономерностях фольклорного процесса в России

Задачи дисциплины:

- понимание художественного значения фольклорного произведения в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений;

- умение провести аналогии и связи между фольклором и русской литературой на разных этапах развития;

- готовность к филологической интерпретации и анализу фольклорных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции и трансформации фольклорных жанров.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цикл (раздел) ООП: Дисциплина «Устное народное творчество» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами ООП: Для освоения дисциплины «Устное народное творчество» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Русская литература».

Дисциплина «Устное народное творчество» логически связана с дисциплиной «История русской литературы» и позволяет сформировать представление об общих особенностях литературного процесса, связи истории отечественной литературы с основными фольклорными жанрами.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

- ОК-3 - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

- ОК-14 – готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

- ПК-9 – способность разрабатывать и реализовывать, с учетом профессионального опыта, культурно-просветительские программы.
В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать:

- основной процесс фольклорного развития;

- содержание и художественную специфику фольклорного текста;

- важнейшие фольклорные произведения;

уметь:

- понимать вариативную природу фольклора и анализировать его конкретные произведения;

- пользоваться научной и справочной литературой;

- правильно записывать бытующие сегодня фольклорные тексты;

владеть:

- навыками анализа фольклорного текста;

- знаниями об истории и принципах изучения устного народного творчества;

- приёмами текстологического анализа фольклорных жанров.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 1

Общая трудоемкость дисциплины

4

144

144

Аудиторные занятия

54

54

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах







Лекции

36

36

Практические занятия

18

18

Самостоятельная работа

54

54

Вид итогового контроля

экзамен


5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоя-тельная работа

Раздел 1. Историческое развитие фольклора.

8

4

14

26

1.1. Специфика фольклора. Фольклор доклассового общества и эпохи феодализма.

4




6

8

1.2. Зарождение жанровой системы фольклора. Обрядовая поэзия.

4

4

8

12

Раздел 2.Жанровая система фольклора.

20

12

26

58

2.1. Малые прозаические жанры фольклора.

4

4

6

12

2.2. Сказочные прозаические жанры.

2

2

6

8

2.3. Несказочные прозаические жанры.

4

2

4

8

2.4. Стихотворные эпические жанры.

4

2

4

10

2.5. Стихотворные лирические жанры.

2




2

4

2.6.Драматургические жанры.

2

2

2

6

2.7. Жанры детского фольклора.

2




2

4

Раздел 3.Фольклор эпохи капитализма и современный фольклор.

8

2

14

24

3.1. Разрушение традиционной жанровой системы фольклора. Образование новых фольклорных жанров.

2




6

8

3.2. Фольклор и литература.

4




4

8

3.3.Сказочная традиция в русской литературе.

2

2

6

8

Экзамен










36

Итого

36

18

54

144


5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1.Историческое развитие фольклора.

1.1. Специфика фольклора. Фольклор доклассового общества и эпохи феодализма.

Происхождение фольклора. Специфика фольклорного произведения его отличие от литературно-художественных произведений.

1.2. Зарождение жанровой системы фольклора. Обрядовая поэзия. .

Становление жанровой системы фольклора. Происхождение народных обрядов и обрядовой поэзии. Календарно-обрядовая и семейно- обрядовая поэзия.

Раздел 2. Жанровая система фольклора.

2.1.Малые прозаические жанры фольклора.

Происхождение загадок. Определение жанра. Эволюция жанра загадки .Современное функционирование загадок. Пословицы и поговорки как два самостоятельных жанра. Поэтические особенности пословиц и поговорок.

2.2. Сказочные прозаические жанры.

Сказка как жанр фольклора. Определение жанра. Три основные жанровые разновидности сказки и их поэтические особенности. Судьба сказочного жанра в современную эпоху. Художественные особенности нижегородских сказок. Сказочные сборники.

2.3.Несказочные прозаические жанры.

Предания ,легенды, бывальщины и былички. Специфические особенности каждого из названных жанров. Условия перехода одного жанра в другой. Общие и отличительные черты легенды и предания, предания и бывальщины, легенды и былички. Условия бытования и поэтические особенности.

2.4.Стихотворные эпические жанры.

Былина как жанр фольклора. Изучение и собирание былин. Периодизация русского былинного эпоса. Трудности исторического изучения былин. Поэтика былин. Былина и историческая песня: точки соприкосновения и отличия .Классификация исторических песен. Современное бытование исторических песен на территории Нижегородской области. Балладные песни как самостоятельный жанр фольклора. Художественная специфика балладных песен.

2.5. Стихотворные лирические жанры.

Обрядовые и не обрядовые лирические песни. Тематическая классификация лирических песен. Протяжные и частые лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Роль лирической песни в современном фольклоре.

2.6.Драматургические жанры.

Народный театр и его разновидности. Обряды, игрища, кукольный театр, мастерство исполнителей фольклорных произведений как составные части народной драмы. Поэтические особенности народной драмы. Народные драмы «Лодка» и «Царь Максимильян».

2.7.Жанры детского фольклора.

Общее понятие о детском фольклоре. Два подхода к пониманию детского фольклора. Специфические особенности жанров детского фольклора. Основные жанры детского фольклора: считалки, дразнилки, страшилки и т.д. Их стилистическое своеобразие. Педагогические и мировоззренческие возможности детского словотворчества.

Раздел 3. Фольклор эпохи капитализма и современный фольклор.

3.1. Разрушение традиционной жанровой системы фольклора. Появление новых фольклорных жанров.

Судьба традиционных фольклорных жанров в новую историческую эпоху. Умирание одних и трансформация других традиционных жанров. Приспосабливание их к новым историческим условиям. Разные подходы исследователей к судьбе таких традиционных жанров фольклора как былина и сказка. Частушка как новый и наиболее перспективный жанр фольклора. Спор о времени и месте возникновения частушки. Тематическая и внутрижанровая классификация частушек.

3.2. Фольклор и литература.

Роль и место фольклора в развитии художественной литературы. Фольклор в творчестве известных русских писателей (А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко, А.М.Горького и др.) Двуединость проблемы взаимоотношения фольклора и литературы.

3.3. Сказочная традиция в русской литературе.

Народная сказка как матрица художественного произведения. Народная и литературная сказка. Два направления в развитии сказочной традиции в русской литературе.
5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОК-3

+

+

+

ОК-14

+

+

+

ПК-9

+

+

+


6. Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Устное народное творчество» рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения. Предусмотрено прослушивание фольклорных произведений, просмотр фрагментов фольклорных фильмов; посещение музея областной Ленинской библиотеки, Нижегородского государственного художественного музея, Нижегородского этнографического музея, театров Нижнего Новгорода. Во время занятий демонстрируются слайды – репродукции произведений ИЗО, фотографии.

Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах:

  1. Обрядовая поэзия. – 2 часа


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

1.Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: Учеб. пособие для студентов вузов.- М.,2004.-333с.

2.Русское устное народное творчество. Хрестоматия-практикум: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. С.А.Джанумова.- М.,2007.- 399с.

3.Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: учебное пособие / Под ред. Ю.Г.Круглова. – М.,2003.- 710с.

4.Шустов М.П. А.С.Пушкин- создатель образцовой литературной сказки.- Н.Новгород,2010.-240с.

7.2. Дополнительная литература:

1. ЗуеваТ.В,Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М., 2003.-400с.

2. Русское народное творчество/ Под. ред. А.М.Новиковой.– М., 1986.-

3. Аникин В.П.,Круглов Ю.Г. Русское народное творчество.-Л.,1987.-478с.

4. Кравцов Н.И.,Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.-М.,1983-448с.

5. Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М., 1983.- 464c.

6. Фрезер Д. Золотая ветвь. – М., 1980.- 703c.

  1. Зуева Т.В.Сказки А.С.Пушкина. – М., 1989.- 156с.

  2. Круглов Ю.Г. Фольклорная практика.- М.,1986.-128с.

  3. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора.-М.,1981.-221с.


7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.feb-web.ru/

Фундаментальная библиотека

http://legendy.claw.ru/

Мифы и легенды народов мира

http://www.neva.ru

Библиотека Академии наук

http://www.nounb.sci-nnov.ru

Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека

http://www.rsl.ru

Российская государственная библиотека

http://sci-lib.com

Большая научная библиотека


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (компьютер, ноутбук, проектор, экран, DVD-плеер, магнитофон).
9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций

Показатели сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОК-3 – способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

Знает: основной процесс фольклорного развития;

Умеет: понимать вариативную природу фольклора и анализировать его конкретные произведения;

Владеет: знаниями об истории и принципах изучения устного народного творчества.


Контрольная работа

Пров. раб. на знание текста, составление конспекта


Индивидуальное задание

ОК-14 – готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

Знает: содержание и художественную специфику фольклорного текста;

Умеет: правильно записывать бытующие сегодня фольклорные тексты;

Владеет: навыками анализа фольклорного текста;


Пров. раб. на знание текста, составление конспекта.

с

Пров. раб. на знание текста, составление конспекта.


Индивидуальное задание

ПК-9 – способность разрабатывать и реализовывать, с учетом профессионального опыта, культурно-просветительские программы.

Знает: важнейшие фольклорные произведения;

Умеет: использовать научную и справочную литературу;

Владеет: приёмами текстологического анализа фольклорных жанров.

Конспектирование монографии

Индивидуальное задание

Конспектирование монографии


Контрольные вопросы к экзамену
1.Своебразие творческого процесса в УНТ.

2.Фольклористика как наука об УНТ.

3.Значение русского народного творчества.

4.Идеи и задачи УНТ.

5.Календарно-обрядовая поэзия и ее специфика.

6.Обряд и обрядовая поэзия.

7.Семейно- обрядовая поэзия.

8.Основные жанры обрядовой поэзии.

9.Загадка как жанр.

10.Отличие пословицы от поговорки.

11.Художественная специфика пословиц и поговорок.

12.Жанр сказки и ее жанровые разновидности.

13.Поэтика и стиль каждой из жанровых разновидностей сказки.

14.Быличка как жанр.

15.Виды быличек, их темы и стиль.

16.Легенды. Художественное начало в легендах.

17.Предания. Жанровые признаки, тематические группы, художественное своеобразие.

18.Бывальщина как жанр.

19.Былина как жанр УНТ. История их собирания.

20.Периодизация русского эпоса.

21.Историческая действительность, отраженная в былине.

22.Принципы изображения людей и событий в былинах.

23.Поэтика былин.

24.Былины об Илье Муромце.

25.Былины об Алеше Поповиче.

26.Былины о Добрыне.

27.Новгородские былины о Садко и Василии Буслаеве.

28. Исторические песни и их специфика.

29.Художесвенное своеобразие лирических песен.

30.Балладные песни. Тематика и поэтика.

31.Народная драма и ее специфика.

32.Трудности исторического изучения фольклора.

33.Детский фольклор и его основные жанры.

34.Фольклор эпохи капитализма.

35. Частушка как жанр фольклора.

36. Фольклор на современном этапе.

37.Своеобразие сказок А.С.Пушкина.

38.Реорганизация жанра сказки в русской литературе Х1Х века.

39.Сказка в творчестве русских писателей

40.Сказочная традиция в русской литературе.

Рабочий план практических занятий
Занятие 1. Календарно-обрядовая поэзия.
Задание: выучить несколько образцов календарно-обрядовой поэзии (колядки, веснянки, троицко- семицкие и дожиночные песни …)
Вопросы
1.Причины возникновения календарно-обрядовой поэзии;

2.Следы «двоеверия» в календарных обрядах;

3.Обрядовые элементы годового календарного цикла;

4.Изучение и собирание календарно – обрядовой поэзии.
Литература

1 Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество.- Л.,1997;

2.Поэзия крестьянских праздников. -Л., 1970;

3.Пропп В.Я. Русские аграрные праздники.- Л., 1963;

4. Пропп В.Я. Проблема комизма и смеха. -М., 1976 (гл.24,26);

5.Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия.- М., 1970.
Занятие 2. Семейно-обрядовая поэзия.
Задание: выучить несколько свадебных песен и причетов невесты, прочитать несколько похоронных и рекрутских причитаний.

Вопросы

1.Свадебный обряд как лирико-драматический жанр ( последовательность действий в свадебной игре, игровые и лирические компоненты свадьбы, магические действия, действующие лица, типы свадебных песен и причитаний).

2.Похоронный обряд и две разновидности причитаний;

3.Рекрутский обряд и сопровождающие его причитания;

4.Собирание и изучение семейно-обрядовой поэзии.
Литература

1.Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество.- Л., 1997;

2.Колпакова Н.Н. Лирика русской свадьбы,- Л., 1963;

3.Березин П.А. Свадьба в Заветлужье.- Горький,1981;

4.Свадьба на земле Нижегородской.- Н.Новгород,2004.

5. Шустов М.П. О влиянии христианства на нижегородский свадебный обряд // Русское православие как основа сохранения национальной идентичности.- Н.Новгород,2007.- С.155-159;

6. Шустов М.П.Влияние мордовского этноса на нижегородский свадебный обряд // Карповские чтения. Вып.4- Арзамас, 2012.-С.52-57.
Занятие 3. Загадки
Задание: выучить по 2 загадки из каждой тематической группы ( Классификация В.В.Митрофановой).
Вопросы
1.Происхождение загадки;

2 Бытовая основа образности в загадке;

3.Поэтические особенности загадки;

4. Собирание и изучение загадок.
Литература

1.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. -М., !967;

2.Митрофанова В.В. Русские народные загадки.- Л.,1978;

3.Малые жанры русского фольклора. Хрестоматия.- М.,1986 / Под ред. Морохина В.Н. ;

4.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. -М.,1990;

5.Вятские старинные и нижегородские традиционные загадки. – Арзамас,1998 / Под ред. Шустова М.П.
Занятие 4. Пословицы и поговорки
Задание: отобрать 10 пословиц, в которых отражаются те или иные исторические события, из сборника В.И.Даля выбрать пословицы об условиях крестьянского труда в Нижегородской губернии, привести примеры пословиц: а) построенных по принципу контраста и параллелизма; б) имеющих звуковые повторы и рифму; в) содержащие в своем составе метафору.
Вопросы

1.Определение жанра пословицы и поговорки;

2.Отличие пословиц от поговорок;

3.Поэтика пословиц и поговорок;

4. Собирание и изучение пословиц и поговорок.
Литература

1.Даль В.И. Пословицы русского народа ( любое издание)

2.Малые жанры русского фольклора. Хрестоматия.- М.,1986 / Под ред. Морохина В.Н.

3.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. -М.,1990;

4.Шустов М.П. Русская пословица о чести и достоинстве человека // О достоинстве, свободе и правах человека.- Н.Новгород, 2009.- С.165-170;

5. Шустов М.П. Православный антропологический аспект народной пословицы // Учение о человеке в русской богословско - филосовской традиции.-Н.Новгород,2010.- С.174-178.
Занятие 5. Сказки
Задание: прочитать по 5сказок каждой жанровой разновидности.
Вопросы

1 Сказка как жанр фольклора;

2.Поэтические особенности сказочного жанра;

3.Сказки о животных и их особенности;

4. «Вымысел» в социально- бытовой сказке;

5. Нижегородская сказка в современном бытовании;

6.Собирание и изучение сказок.
Литература

1.Померанцева Э.В.Судьбы русской сказки.- М., 1965;

2. Аникин В.П. Русская народная сказка. -М., 1977;

3.Рошияну Н.Традиционные формулы сказки.- М.,1974;

4.Морохин В.Н. Русская народная сказка в современном бытовании.- Горький, 1975.

5.Сказки, которые нам рассказывают. -Н.Новгород, 2003.
Занятие 6. Русский героический эпос.

Задание: прочитать по 2 былины из каждого исторического периода
Вопросы

1.Жанровые признаки былин;

2.Периодизация былин;

3.Поэтика былин;

4 История изучения и собирания былин.
Литература

1.Пропп В.Я. Русский героический эпос.- М.,1958;

2.Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. -М., 1968;

3.Юдин Ю.И. Героические былины. М., 1975;

4.Аникин В.П. Русский богатырский эпос .-М., 1994.
Художественные тексты:

1.Обрядовая поэзия: колядки, подблюдные песни, масленичные песни, троицкие песни, жнивные песни ( по 3-4 текста из любой хрестоматии по фольклору);

2.Свадебные песни: величальные, корильные, свадебные причеты;

3. Похоронные и рекрутские причитания ( по 3-4 текста из любой хрестоматии)

4. Пословицы, поговорки, загадки ( из любой хрестоматии)

5. Сказки: волшебные , бытовые и сказки о животных ( по 10 сказок каждой жанровой разновидности из сб. Афанасьева А.Н. «Народные русские сказки»)

6. Былины: « Волх Всеславьевич», «Святогор и тяга земная», « Вольга и Микула», « Добрыня и змей», « Добрыня и Маринка», «Бой Добрыни и Дуная», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Илья Муромец и Идолище», « Илья в ссоре с Владимиром», « Илья и Калин царь», «Илья и Сокольник», « Алеша Попович и Тугарин», «Добрыня и Алеша», « Садко», Василий Буслаев», «Ставр Годинович» ( можно по любой хрестоматии, но лучше по сборникам былин, Например , « Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 года.- Т.1-111.- любое издание);

7.Исторические песни: « Щелкан Дудентьевич», «Авдитья Рязаночка», «Взятие Казани», « Иван Грозный и сын», «Михайло Скопин», « Разин в казацком кругу», «Стеньки Разина сынок», «Смерть Разина», «Стрелецкий атаман и Петр», «Емельян ты наш», «Атаман Платов», « Похвалялся вор французик», « Об Аракчееве» ( из любой хрестоматии по фольклору, но лучше из сб. « Исторические песни Х111-ХV1 веков», « Исторические песни ХV11 века», «Исторические песни ХV111 века», « Исторические песни Х1Х века»);

8. Баллады: « Дмитрий и Домна», « Князь Роман жену терял», «Василий и Софья», «Чурилья-игуменья», « Жена разбойника», «Братья разбойники и сестра», «Ванька ключник и князь Волконский»( из любой хрестоматии, но лучше из сборника « Народные баллады» /сост. Балашов Д.М.- М.-Л, 1963);

9.Лирические песни: Любовные, семейные, рекрутские и солдатские, разбойничьи, ямщицкие ( по 3 текста из любой хрестоматии);

10. Частушки ( из любой хрестоматии);

11.Народная драма: «Барин», «Пахомушка», «Маврух», «Лодка», «Царь Максимильян» (Сб. Фольклорный театр.-М.,1988.

написать администратору сайта