Главная страница
Навигация по странице:

ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ. С древнейших времен до конца XV века


Скачать 0.55 Mb.
Название С древнейших времен до конца XV века
Анкор ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ.docx
Дата 12.04.2017
Размер 0.55 Mb.
Формат файла docx
Имя файла ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ.docx
Тип Документы
#241
страница 1 из 17
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО КОНЦА XV ВЕКА
ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ

2015 тысяч лет назадначало заселения территории края людьми

II тысячелетие до н. э. — фатьяновская культура

I тысячелетие до н. э. I тысячелетие н. э. дьяковская культура

IX в. — первое упоминание племени меря, начало заселения края славянами

862 г. — первое упоминание в летописи города Ростова

9881010 гг. — княжение в Ростове Ярослава Мудрого

992 г. — начало христианизации Ярославского края

1071 г. — первое упоминание в летописи города Ярославля

1148 г. — первое упоминание в летописи города Углича

1152 г. — основание города Переславля-Залесского

1207г. — выделение Ростовского княжества

. 1218 г. — выделение Ярославского княжества

12371238 гг. — нашествие монголо-татар на Северо-Восточную Русь

4 марта 1238 г. — битва на реке Сить

1240 г. — Невская битва

1242 г. — Ледовое побоище

1257, 1262 гг. — восстания в городах края против монголо-татар

12601299гг. — официальные даты княжения Федора Черного в Ярославском княжестве

8 сентября 1380 г. — Куликовская битва, в которой вместе с другими русскими войсками приняли участие ярославские полки

II половина XV в. — окончательное включение ярославских земель в состав Московского государства

§1. ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ЗЕМЛИ

Каменный век

Ученых очень давно интересовал вопрос о времени появления человека на территории нашего края. Существовали разные точки зрения по этой проблеме. Сейчас благодаря археологии мы знаем: наши далекие предки появились на территории Верхней Волги примерно 13—14 тысяч лет назад. Это время древнего каменного века — палеолита.

Самая древняя стоянка людей этого времени называется Золоторучье. Она находится недалеко от города Углича. Археологи обнаружили здесь разнообразные орудия труда из кремня: резцы, топоры, ножи, проколки и другие предметы. Люди этого периода вели охоту на быков, северных оленей, а также на более мелких лесных животных.

В эпоху среднего каменного века — мезолита (12—10 тысяч лет назад) на территории нашего края жили племена охотников и рыболовов. Эти племена строили свои поселения по берегам рек.

Во время охоты они умели использовать не только копье, но также лук и стрелы. В их жизни большую роль играли рыболовство и собирательство.

Люди жили небольшими родовыми общинами, а для жилья использовали вырытые в земле небольшие полуземлянки.

Примерно 8—6 тысяч лет назад наступила эпоха нового каменного века — неолита. Люди этого времени продолжали заниматься охотой и рыболовством. При археологических раскопках были найдены кремневые наконечники стрел и копий, костяные гарпуны, рыболовные крючки, деревянные ловушки для рыб. Наши предки знали и различные средства передвижения — лодки, лыжи, сани, плоты.

Одна из стоянок людей эпохи неолита была обнаружена в 1970-е годы прямо на территории современного Ярославля — в Заволжской части города, напротив Стрелки. Это стоянка Заволжье. Она существовала примерно 6—4 тысячи лет назад. Это самое древнее поселение человека на территории Ярославля.

Как видно из приведенных примеров, в эпоху каменного века территория нашего края начала заселяться первобытными охотниками и рыболовами.

Бронзовый век

На территории Ярославского края известны и племена бронзового века. Эти племена были названы фатьянов-скими, потому что первые следы этих племен были обнаружены у деревни Фатьяново недалеко от Ярославля.

Сейчас известно множество могильников этих племен. Например, Волосово-Даниловский, где было найдено около 120 захоронений.

Фатьяновцы были скотоводами. Они разводили свиней, овец, коров и лошадей. Подсобными занятиями были рыболовство и охота. В погребениях встречались кости медведей, кабанов, оленей и других зверей. Во всех могильниках обнаружены поделки из костей медведя, его зубы и клыки. Вероятно, медведь считался у фатьянов-цев священным животным, покровителем скота. Пережитки медвежьего культа сохранялись на территории Ярославского края и в дальнейшем.

Фатьяновцы использовали орудия труда из бронзы, но у них долго сохранялись и изделия из камня.

Они сами занимались металлообработкой, умели выплавлять топоры, наконечники копий, а также всевозможные металлические украшения — колечки, перстни, браслеты.

Гончарным делом у фатьяновцев занимались женщины. Они лепили из глины сосуды, а затем обжигали их на костре. Племена фатьяновцев находились на стадии патриархата, то есть главную

роль в хозяйстве и управлении играли мужчины. Хозяйственная деятельность была строго разделена по полу и возрасту. Продолжительность жизни доходила до 40 лет, хотя в некоторых погребениях похоронены люди и в возрасте от 50 до 60 лет.

Позднее фатьяновские племена столкнулись с многочисленными финно-угорскими племенами и растворились в них. А пережитки фатьяновской культуры прослеживаются археологами вплоть до появления на Верхней Волге славянских племен.
Железный век
А как жили наши далекие предки в эпоху железного века? Об этом мы также можем судить по материалам археологических раскопок. Они свидетельствуют о том, что лесная полоса была заселена тогда многочисленными племенами дославянского, финно-угорского населения — дьяковцами. Их назвали так по имени городища, найденного археологами у села Дьяково под Москвой.

Городище Березняки (Реконструкция)

Одно из таких городищ существовало на территории центральной части современного Ярославля. Ученые назвали его Медведиц-кое городище. Оно находилось на берегу Медведицкого ручья примерно в том месте, где сейчас находится церковь Спаса на Городу.

Самым известным поселением дьяковцев на нашей территории является городище Березняки, раскопанное археологами недалеко от Рыбинска в том месте, где в Волгу впадает речка Сонохта. Это городище представляло собой хорошо укрепленный рвом, валом и бревенчатой оградой поселок. В нем обнаружены остатки большого дома в центре поселка, кузницы, нескольких жилых построек,

а также так называемый «домик мертвых» с находками пережженных костей. Возможно, это остатки трупосожжений.

Жители поселка занимались изготовлением железных орудий труда, а также скотоводством. Археологами были найдены железные топоры, ножи, наконечники стрел, бронзовые и стеклянные украшения.

Еще одно поселение дьяковцев — Попадьинское селище. В отличие от городища селищем в археологии называют неукрепленный поселок. Этот поселок существовал на расстоянии около 20 км от Ярославля в районе современного санатория «Красный Холм». Он располагался на возвышенном правом берегу Волги в том месте, где в нее впадает небольшая речка Пекша.

Археологи раскопали большесемейный дом. Он представлял собой бревенчатую постройку длиной 20 метров и шириной 6 метров с углубленным земляным полом.

В доме находились три действующих и два заброшенных очага. Это были углубления в полу около одного метра диаметром, выложенные по окружно-СТИ камнями.

В центре дома была небольшая глинобитная печь, стоявшая на камнях. Такой многоочажный дом говорит о разложении родовых отношений у дьяковцев и о выделении отдельных семей. Эти семьи строили бревенчатые дома с земляным полом и каменными очагами. Размеры таких семейных жилищ составляли около 25 квадратных метров. Всего на поселении существовало 12 построек.

Жители селища занимались скотоводством и земледелием. Среди домашних животных преобладали свиньи и лошади, мясо которых употреблялось в пищу. Из кости жители делали разнообразные орудия труда, а также резные фигуры животных. Была найдена, например, костяная фигурка медведя. Эта находка связана с религиозными представлениями населения, среди которого продолжал существовать культ медведя. Пережитки этого культа сохранились до X—XI веков и в дальнейшем нашли отражение в ярославском гербе.

Жители Попадьинского селища занимались также рыболовством, об этом говорят находки грузил. Охота давала им пушнину — товар, который обменивался на металл и украшения. Среди находок встречаются привозные вещи, например, крестовидные фибулы (застежки), которые тогда были распространены в Южной Прибалтике, а также стеклянные бусы.

Попадьинское селище было внезапно покинуто жителями в связи с какой-то катастрофой, которая закончилась пожаром. Спасаясь от пожара, жители были вынуждены оставить многие вещи, по которым археологи и восстановили жизненный уклад поселка.

Меряне

В VI—IX веках на территории Ярославского Поволжья обитали племена финно-угорской этнической группы — меря, которые исторически являлись преемниками дьяковцев.

О мерянах нам известно не только по археологическим памятникам. О них сохранились некоторые летописные свидетельства. Известная русская летопись «Повесть временных лет» под 907 годом рассказывает о меря как о племени, которое живет в районе озер Неро и Клещино (Плещеево). В том же году, сообщает летописец, меряне участвовали в походе киевского князя Олега на Византию.

Ярославское Поволжье являлось окраиной земли мери, но и здесь сохранились следы их пребывания. Известное мерянское селище Медвежий угол находилось на Стрелке, в центре современного Ярославля. Именно с ним легенда связывает приезд сюда князя Ярослава Мудрого, убийство медведя и основание города. До сих пор на карте Ярославской области сохранились многочисленные мерянские названия населенных пунктов, рек, озер и т. п. Например, Тимерево, Которосль, Курба, Нерль, Неро, Туношна, Толга и другие.

Наиболее известным мерянским поселением на нашей территории было Сарское городище. Оно существовало с VII по XI век в месте впадения реки Сары в озеро Неро. В городище было развито кузнечное, бронзолитей-ное и ювелирное производство.

Археологи обнаружили там большое количество предметов труда, оружия, украшений, клады монет и торговый инвентарь, что говорит о развитых торговых связях поселения. Хозяйство жителей поселения основывалось на земледелии и скотоводстве. Среди домашних животных преобладал крупный рогатый скот.
Славянская колонизация края

В IX веке в Волго-Окском междуречье появились первые славянские поселенцы. Они создавали здесь новые поселения или оседали на уже обжитых землях. Местные жители — меря — частично были вытеснены славянами, частично вошли в состав нового населения и довольно быстро растворились среди славян.

Самые известные археологические памятники этого периода — Тимеревский, Михайловский и Петровский могильники. Они были открыты еще в конце XIX века недалеко от Ярославля и получили свои названия по близлежащим населенным пунктам.

В XX веке археологи подробно изучили эти памятники и обнаружили много интересного. Рядом с Тимерев-ским могильником было открыто крупное поселение. На его территории на берегу реки Сечки в 1968 году был найден клад серебряных восточных монет — дирхемов, которые относились к VIII—IX векам. Часть клада была утрачена, но все-таки удалось собрать около 1500 монет.

В 1973 году на берегу той же речки был обнаружен еще один клад дирхемов численностью около 2760 монет. Ученые установили, что найденные монеты чеканились на огромной территории — Дирхем из Тимеревского поселения в Средней Азии, в Персии, в Сирии, на Аравийском полуострове и в других местах. Эти сведения позволили ученым сделать вывод об очень тесных торговых связях нашей территории со странами Востока через Великий Волжский путь. Среди находок археологи обнаружили и «скандинавский след». Во время раскопок археологи нашли мужское погребение с мечом, боевым ножом и другими воинскими доспехами. Рукоятка меча была украшена орнаментом, а на клинке виднелась надпись на латыни — ULFBERHT. Это было клеймо известной Рейнской мастерской, что говорило и о торговых связях нашей

земли с Западной Европой.

Найденные вещи, а также изучение погребений людей привели ученых к очень важным выводам. Оказалось, что среди захоронений X века 13 % относились к скандинавским, 12 % — к славянским и 75 % — к финно-угорским. Состав населения был смешанным, но пока преобладали меряне.

Уже в XI веке славянский элемент значительно увеличился, скандинавский почти исчез, а мерянский сильно сократился. Как говорят ученые, славяне ассимилировали мерян. Так шел процесс формирования населения Ярославского Поволжья.

На первом этапе в славянской колонизации участвовали ильменские славяне, пришедшие из новгородских земель. Затем в этот процесс включились вятичи, которые шли с юго-запада и юга. Они двигались по Оке и далее вверх по ее притокам.

Из Ярославского Поволжья через озеро Неро славяне попадали на Клещино озеро. Городище Клещин из центра мерянской округи стало для них опорным пунктом при освоении Залесского края. Славяне селились на незанятых территориях без военного захвата мерян-ских земель. Археологам не удалось обнаружить следов разрушения мерянских поселений и городищ. Местная мерянская знать вошла в состав славянской знати.

Славянская колонизация сопровождалась культурным влиянием на племена мерян. Смешение славянских и мерянских племен облегчалось еще и тем, что разница в их социально-экономическом развитии была невелика.
Это интересно

Среди монет второго Тимеревского клада, который насчитывал около 2760 восточных монет, ученые обнаружили несколько очень редко встречающихся, уникальных монет. К ним относится, например, дирхем правителя Арабского халифата Идриса II (820—821 гг.), отчеканенный в городе Ватите. На сегодняшний день в мире известны только две такие монеты. Одна хранится в нумизматической коллекции Национальной библиотеки в Париже. А вторая, ярославская, была передана на постоянное хранение в Государственный Эрмитаж в Петербурге.

?

1. К какому времени можно отнести появление первых людей на территории нашего края? Найдите на карте Ярославской области и покажите места первых поселений человека в крае.

2. Расскажите о хозяйственной деятельности племен каменного века.

3. Расскажите о хозяйственной деятельности жителей железного века.
Ярославский край с древнейших времен до конца XV века

4. Каким образом люди древнейшего периода изготавливали орудия труда?

5. Расскажите о наиболее известных поселениях древних людей в нашем крае (Попадъинское селище, Березняки, Медвежий угол и другие).

6. Найдите на карте Ярославской области географические названия, имеющие финно-угорское происхождение. Какие этнические группы участвовали в формировании древнерусского населения Верхневолжья?

7. Какие интересные находки были сделаны археологами при раскопках Тимеревского могильника? Расскажите о них подробнее.
§2. ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ

В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОГО

ГОСУДАРСТВА

В конце X — начале XI века Ростовская земля, в состав которой тогда входил и Ярославский край, превратилась в одну из крупных земель Древнерусского государства. Здесь происходил процесс формирования древнерусской народности, в котором наряду со славянами приняли участие и меря. Вместе со славянской колонизацией края начался процесс возникновения древнерусских городов.

Главными причинами их возникновения были успехи в хозяйственном развитии. Сооружение каждого города было очень трудоемким делом. Ученые подсчитали, что для постройки деревянных укреплений длиной около одного километра требовалось не менее 80 тысяч кубометров леса и огромный объем земляных и плотницких работ. Большое число городов в нашем крае было показателем высокого уровня экономического развития.'

Города нашего края возникали на крупнейших водных путях, что было очень важно для развития торговли. Кроме того, у каждого русского города были свои предшественники — протогорода. Так ученые называют те мерянские ро-до-племенные центры, которые уже существовали к моменту прихода славян на Верхнюю Волгу. Предшественником Ярославля называют, например, Тимеревское городище, предшественником Ростова — Сарское городище, а предшественником Пере-славля-Залесского — городище Клещин.
Основание городов

С появлением славянских укрепленных городов произошло угасание старых мерянских языческих центров. Их функции перешли к древнерусским городам. Ученые назвали этот процесс переносом города.

Ростов был одним из древнейших русских городов и самым древним городом в нашем крае. Известная летопись «Повесть временных лет» упоминает Ростов в рассказе о призвании варягов на Русь в 862 году. В договоре киевского князя Олега с Византией (907 год) Ростов называется в числе крупнейших центров Киевской Руси, который находился в зависимости от киевского князя.

К концу X века Ростов уже был крупным по тем временам городом. В 988 году киевский князь Владимир отдал его с землями на княжение своему сыну Ярославу (будущему Ярославу Мудрому). В 1010 году Ярослав получил княжеский престол в Новгороде, княжение в котором считалось более почетным. Ростов же достался его младшему брату Борису. Но княжение Ярослава и Бориса в Ростовской земле еще не означало, что она стала самостоятельной. Ярослав и Борис выполняли лишь роль наместников киевского князя.

До нас дошло несколько легенд и преданий об основании Ярославля. Наиболее известно «Сказание о построении града Ярославля». В нем рассказывается о том, что на том месте, где был основан город, находилось ме-рянское селище Медвежий угол. Его жители занимались скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Нередко они грабили торговые суда, шедшие по Волге.

Князь Ярослав, проплывая однажды на ладьях со своей дружиной по Волге, увидел, как жители Медвежьего угла напали на купеческие суда и разграбили их. Он приказал дружине устрашить разбойников. После этого князь велел им подчиниться его власти и креститься. Жители Медвежьего угла согласились на все условия кроме крещения. Тогда князь приехал к ним еще раз, но уже вместе с епископом, пресвитерами и другими церковниками. Но язычники не пустили его в селение, выпустили на него «лютого зверя» (как полагают, медведицу) и натравили собак. Однако князь не растерялся, убил медведицу секирой и этим устрашил язычников. После этого он будто бы приказал построить на том месте храм Пророка Ильи и срубить город «во свое имя», то есть Ярославль.

Ни одно сказание не называет дату основания города, поэтому у историков существовало несколько версий об основании Ярославля. Одна из версий связана с событиями 1024 года, когда произошло восстание в Суздальской земле, во главе которого стояли волхвы — языческие жрецы. Для его подавления сюда прибыл великий киевский князь Ярослав, жестоко расправившийся с восставшими. Именно тогда, по мнению некоторых историков, он и основал город Ярославль, как опорный пункт и центр княжеской власти на Волге.

Более достоверной датой, связанной с основанием Ярославля, является 1071 год, когда Ярославль впервые упоминается в летописи. При этом о нем говорится как об уже хорошо известном городе, то есть возникшем задолго до этого времени.

В последние годы официальной датой основания города стали считать 1010 год. Это последний год правления Ярослава Мудрого в Ростове. Князь, по этой версии, все годы своего правления в Ростове очень активно занимался укреплением своего княжества. Он же построил крепость Ярославль для защиты стольного града Ростова. Ярославль, согласно этой версии, вскоре отметит свое тысячелетие.

Пока мы не можем подробно проследить древнейшую историю такого города, как Углич. По одному из местных преданий, он был основан в 947 году сборщиком дани, посланным сюда княгиней Ольгой. Археологические изыскания на территории Углича подтверждают его существование с X века. Первое же упоминание в летописи датирует «Углече поле» 1148 годом.

Название города некоторые историки производят от слова «уголь» — на этом месте в древности выжигали древесный уголь, другие — от слова «угол»: здесь Волга делала поворот. Есть также версия, что название города происходит от искаженного названия одного из славянских племен — «уличей».

Первое упоминание в летописи города Переславля-Залесского (до XV века писали — Переяславль) относится к 1152 году. Он был основан недалеко от Клещина, старого мерянского поселения, в котором еще с IX века начали селиться славяне.

Постепенно Клещин превратился в древнерусский центр со смешанным населением, которое включало в себя и обрусевшую мерю, и славян-переселенцев. Клещин был протогородом Переслав ля. Впоследствии произошел перенос города. По приказу князя Юрия Долгорукого из Клещина город переместился в Переслав ль, который стал новым центром уже княжеской власти.

Здесь, на берегу реки Тру беж, были заложены крепость и каменный Спасо-Преображенский собор. Это древнейший каменный памятник на территории нашей области.

Название города Переславля ученые объясняют древнерусским личным именем — Переяслав, то есть это город Переяслава. Есть, правда, предание, которое объясняет название города так: это город, который «перенял славу» от южнорусского города с таким же названием.
Принятие христианства

В 988 году на Руси было принято христианство. Переход от язычества к христианству был прогрессивным явлением. В этом году был крещен Киев, а вслед за ним Новгород. Но при Владимире была крещена лишь малая часть Руси, да и то часто с помощью принуждения. Крещение остальной Руси растянулось более чем на сто лет.

В Ростовской земле христианизация началась с конца X века. Прибыв в Ростов, как рассказывает летопись, Владимир сокрушил языческих идолов и поставил здесь своего епископа. Князь приказал объявить в городе и по волостям, чтобы жители шли принимать крещение в озере Неро. Собралось множество народа с женами и детьми. Взрослых загнали в озеро, а детей оставили на берегу. Некоторые стояли «по уши» в воде. В одной стороне находились мужчины, в другой — женщины.

Священники ездили по озеру на плотах и крестили стоявших в воде. При этом они давали крестившимся христианские имена. Князь Владимир вместе с митрополитом и всем священным собором стоял на берегу и наблюдал за ходом крещения. Все это произошло в июле 992 года.

Крещение Ростовской земли не привело к полной победе новой религии. Христианство распространялось здесь с большими трудностями. Славянское и мерянское население сопротивлялось христианизации и не хотело подчиняться церкви и государственной власти. «Повесть временных лет» упоминает о восстании местного населения в 1071 году, во главе которого стояли волхвы — языческие жрецы.

Через несколько лет первый ростовский епископ Леонтий был убит язычниками, не желавшими подчиняться церкви. К христианству Ростовская земля шла очень медленно и постепенно. Даже в XII веке здесь еще сохранялись языческие общины, укрывавшиеся в лесах от княжеской и церковной власти. Но в целом христианство способствовало укреплению Древнерусского государства, формированию древнерусской народности, становлению древнерусской культуры.

Годы правления Ярослава Мудрого на киевском престоле (1019—1054) стали временем расцвета Древнерусского государства. При Ярославе переписывались и переводились с греческого на русский язык многие книги. Он собрал обширную библиотеку. При нем были открыты первые школы. Появилась «Русская Правда» — первый свод законов Киевской Руси. Впоследствии Ярослав получил прозвище «Мудрый».

После его смерти в 1054 году Киевская Русь стала быстро распадаться. Территория ее была поделена между наследниками великого князя.

Ростовская земля досталась его любимому сыну Всеволоду. Это был очень образованный для своего времени человек, знавший пять языков и являвшийся умным и искусным дипломатом. Впоследствии Всеволод стал великим князем. Становление феодальных отношений в Ростовской земле вело к обострению отношений между смердами и феодальной знатью.
Народные восстания

Первым проявлением недовольства было восстание смердов в Суздальской земле в 1024 году. Поводом к восстанию стал голод, охвативший Суздальскую землю. Движение возглавили волхвы. Они обвинили «старую чадъ» (знать) в том, что она скрывает запасы хлеба и прочих продуктов — «голод пущает». Движение приняло невиданные для того времени размеры. Это отметил летописец, записавший, что «был мятеж велик».

Восставшие избивали «старую чадъ», которая сосредоточила в своих руках запасы продуктов. Восстание началось в Суздале, потом перекинулось в Ростовскую землю.

Ярослав Мудрый, узнав о восстании, немедленно направился со своей дружиной в Суздаль, чтобы расправиться с волхвами. Летописец сообщал, что «захватив их, он одних из них сослал, а других казнил». Но голод удалось прекратить, только доставив из Волжской Болгарии «жито», то есть продовольствие.

В 1071 году подобное восстание произошло в Ростовской земле. Поводом также послужил голод. Летопись рассказывает, что в Ростовской земле появились два волхва из Ярославля, которые повели восставших вверх по берегу Волги. Они сказали: «Мы знаем, кто хлеб держит», — ив каждом погосте указывали на «лучших», то есть знатных женщин, говоря: «Вот эти жито держат, эти мед, эти рыбу и меха». Восставшие убивали знатных женщин и забирали их имущество. Когда они по берегу Шексны дошли до Белоозера, то их уже было 300 человек.

В это время там собирал дань воевода киевского князя Святослава Ян Вышатич. Вышатич стал доискиваться, чьи это смерды и волхвы. Узнав, что они князя Святослава, он потребовал от восставших выдать ему волхвов. Когда восставшие отказались это сделать, Ян взял с собой двенадцать вооруженных дружинников и отправился с ними к волхвам в лес. Восставшие набросились на него с топорами и чуть не убили. Тогда Ян приказал дружинникам бить их. Смерды бросились в бегство. После этой стычки Ян возвратился в город и потребовал от жителей, чтобы они схватили волхвов, грозя в противном случае пробыть у них целый год.

Тогда белоозерцы схватили волхвов и привели их к Яну. Ян повелел бить волхвов, вырвать у них бороды, вложить в рот обрубок и пустить перед собой в лодке вниз по Шексне. Когда приплыли к устью реки, он спросил у лодочников, у кого из них волхвы убили родных. Те отвечали, что у одного убили мать, у другого сестру, у третьего дочь. «Мстите за своих», — сказал Ян. Лодочники схватили волхвов, убили их и повесили на дубе. Так закончилось это восстание, за религиозной окраской которого просматривались и его антифеодальные черты.
Политическое дробление

Северо-Восточной Руси

К середине XII века Ростово-Суздальская земля была одной из самых развитых областей Северо-Восточной Руси. При сыновьях Владимира Мономаха Ростовская земля стала самостоятельным княжеством. В середине XII века его сын Юрий Долгорукий (1125—1157) значительно расширил территорию княжества. Но свой княжеский стол он основал не в Ростове Великом, а в Суздале, поэтому княжество называлось Ростово-Суздальским.

При сыне Юрия Долгорукого Андрее Боголюбском (1157—1174) столица княжества была перенесена в город Владимир. Князь это сделал для того, чтобы не зависеть от богатого и влиятельного ростовского боярства. Теперь княжество стало называться Владимиро-Суздаль-ским. Княжеской резиденцией стал замок Боголюбове, недалеко от Владимира. Отсюда и прозвище князя — Боголюбский. Политическое соперничество древнего и богатого Ростова с Владимиром превратилось в открытую вражду, которая часто заканчивалась кровопролитными сражениями. Ростовская земля по-прежнему была одной из самых развитых в Киевской Руси, а город Ростов входил в пятерку Недовольные князем бояре организовали заговор, и князь был ими убит.

После двухлетней усобицы, которая началась после смерти князя, к власти пришел его брат Всеволод Большое Гнездо (1176—1212). Это был крупный государственный деятель и сильный правитель. Но ни ему, ни его сыну Юрию Всеволодовичу (1218—1238) не удалось остановить процесс распада княжества.

Самостоятельное Переславское княжество образовалось в 1175 году, когда после смерти Андрея Боголюб-ского эти земли достались его брату Всеволоду. Всеволод Большое Гнездо был великим князем владимирским и одновременно имел титул удельного переславского князя. В состав Переславского княжества тогда входил и Ростов.

В 1207 году Всеволод отдал Ростов вместе с Ярославлем в удел своему старшему сыну Константину. Так возникло самостоятельное Ростовское княжество. Константин, в свою очередь, в 1218 году передал Ярославль своему сыну Всеволоду. Так образовалось самостоятельное Ярославское княжество, в состав которого поначалу входили угличские, мологские и другие земли.

В том же 1218 году возникло и самостоятельное Угличское княжество, где правил сын Константина Владимир.

На этом процесс дробления не остановился. В 1321 году Молога стала центром небольшого удельного княжества. А в 1408 году это княжество распалось еще на четыре части. Возникли Мологский, Сицкий, Прозоровский и Шуморовский уделы.

В XV веке ярославские земли продолжали делиться на новые уделы — Нов ленский, Курбский, Шехонский, Ухорский и другие.

Постоянные кровавые усобицы, борьба князей за земли, за власть ослабляли Русь и делали ее легкой добычей кочевников.
Это интересно

Известный ярославский краевед М. Г. Мейерович в своих мемуарах «У меня появилась мечта» так описывал процесс появления официальной даты основания Ярославля — 1010 год: «[В 1959 году] я написал "Справку об основании Ярославля" страниц на 10—12. Через некоторое время меня вызвали в обком и сказали, что нужны положительные отзывы солидных ученых по сути вопроса. Я сказал, что отзыв нужно брать у академика М. Н. Тихомирова, автора книги "Древнерусские города". Вторым я назвал имя Н. Н. Воронина, доктора наук, археолога, копавшего в Ярославле в 1940 году, и великолепного ученого...

Академика М. Н. Тихомирова мы застали в Институте истории Академии наук СССР. Он внимательно прочитал справку, одобрительно покивал, задал несколько вопросов и обещал, что положительный отзыв пришлет через несколько дней. К Н. Н. Воронину мы поехали домой... Прочитав "Справку", он улыбнулся (в его работах упоминался 1024 год в качестве даты основания города) и сказал, что 14 лет — разница небольшая, что, несмотря на всю "условность даты", одобрительный отзыв он тоже пришлет».

?
1. Назовите самые древние города нашего края. Расскажите об их возникновении по схеме: протогород (мерянский центр)перенос городаславянский город (княжеский центр).

2. Когда и при каких обстоятельствах возникло Рос-тово-Суздальское княжество? Назовите известных князей, которые управляли этой территорией.
3. Когда и при каком князе выделяется самостоятельное Ярославское княжество?

4. Составьте хронологическую таблицу, показывающую процесс политического дробления Владими-ро-Суздальского княжества.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
написать администратору сайта