Главная страница
Навигация по странице:

Ярославский край в глубокой древности и в составе Древнерусского государства Древнейшая история Ярославского края



Скачать 1.35 Mb.
Название Ярославский край в глубокой древности и в составе Древнерусского государства Древнейшая история Ярославского края
Анкор Istoria_Yar_kraya_do_20veka_Selivanov.doc
Дата 14.04.2017
Размер 1.35 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Istoria_Yar_kraya_do_20veka_Selivanov.doc
Тип Документы
#1006
страница 1 из 21
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Ярославский край в глубокой древности и в составе

Древнерусского государства
Древнейшая история Ярославского края

Наши представления о древнейшей истории Яро­славского края основываются прежде всего на данных археологии. Первые археологические исследования на территории края были проведены еще полтора века на­зад, и с того времени изучение древнейшей истории края не прекращается.

Каменный век

В 1967 г. Верхневолжская археологическая экспедиция АН СССР обна­ружила неподалеку от города Углича, у села Золоторучье, стоянку древнего человека эпохи верхнего палеолита. Были найдены самые настоящие мастерские по изготовлению каменных орудий труда. Здесь было множество отщепов, полуфабрикатов, а так­же готовых уже орудий труда из кремня.

Археологи пришли к выводу, что эта стоянка суще­ствовала примерно 20 - 15 тыс. лет назад. Эта дата и может считаться временем появления первых людей на территории Ярославского края. Вполне возможно, по мнению ученых, что заселение Верхней Волги происхо­дило с территории Верхнего Дона и Средней Десны.

В эпоху мезолита (12-8 тыс. лет назад) люди про­должали заселять наш край. На территории Ярослав­ской области известны мезолитические стоянки - Золо торучье II, Скнятино, Коприно, Дудкино, Воздвиженье и другие. Люди эпохи мезолита занимались охотой на крупных и мелких животных. Кроме копья они уже имели лук и стрелы. Большую роль в их жизни играло собирательство и рыболовство. Люди жили родовыми общинами. Они строили небольшие полуземлянки, что позволяет говорить о переходе к оседлому образу жизни. На смену мезолиту пришел новый каменный век -неолит (6—3 тыс. лет до н. э.). Люди этой эпохи про­должали заниматься охотой, собирательством и рыбо­ловством. Встречающиеся в ходе археологических рас­копок кости свиней, овец и крупного рогатого скота по­зволяют говорить о зачатках примитивного скотовод­ства. В это время появились новые приемы обработки камня: пиление, сверление, точение и шлифование. Ис­ключительно важное значение имел каменный топор. С его помощью человек боролся с лесом, строил жилища, сооружал загороди для скота, создавал средства пере­движения: плоты, челны, сани, повозки, лыжи.

Селения людей эпохи неолита находились, как пра­вило, по берегам рек и озер. Чаще всего это были не­большие поселки в пять - десять жилищ. Из стоянок этого времени на территории края известны Уница у озера Неро, Польцо на берегу Плещеева озера. Андреев­ское и Устье - обе недалеко от Ярославля на левом бере­гу Волги. В начале 70-х гг. археологическая экспедиция Ярославского государственного университета обнаружи­ла неолитическую стоянку в заволжской части Ярослав­ля напротив Стрелки. Она датируется IV - II тыс. до н. э., то есть это самое древнее поселение человека на территории современного Ярославля.

Фатьяновская культура

В первой половине II тыс. до н. э. в Волго-Окское междуречье и в соседние с ним области Заволжья вторглись чужие племена, пришедшие сюда из междуречья Вислы и Днепра. Оттесняя, уничтожая или подчиняя себе местные племена, они расселялись по Верхней Волге и в Волго-Окском междуречье. Это были фатьяновские племена, получившие свое название по найденному археологами могильнику у деревни Фатья-ново близ Ярославля. На территории Верхней Волги они существовали примерно с 1800 до 1200 гг. до н. э.

Племена фатьяновской культуры отличались от со­седних племен ярко выраженными особенностями. Их основным оружием были сверленые ладьевидные топо­ры-молоты. Кроме них фатьяновцы применяли камен­ные шлифованные клиновидные топоры и копья из кремня, камня и кости. Но они были знакомы и с ме­таллом (не случайно это время уже относят к бронзово­му веку). Археологи находят при раскопках фатьянов-ских поселений бронзовые вислообушные топоры, ши­лья и украшения. Фатьяновцы умели делать глиняную лепную посуду - шаровидные сосуды с высокой шейкой, богато украшенные узором: ромбами, елочками, зигза­гами, решетками.

Главным занятием фатьяновцев было скотоводство. Они разводили овец, свиней, коров и лошадей. Жили патриархально-родовыми коллективами, переходя от матриархальных отношений к патриархату.

Самостоятельное существование фатьяновских пле­мен насчитывает несколько столетий. Затем они были поглощены финно-угорскими племенами, которые при­шли в Волго-Окское междуречье из Прикамья и Заура­лья.

Дьяковская культура

Во второй половине I тыс. до н. э. - первой половине I тыс. н. э. (время культура железного века) территорию Верхней Волги занимали уже финно-угорские племена. По имени городища, найденного археологами у села Дьяково под Москвой, они получили название дья­ковских. Наиболее древние дьяковские городища отно­сятся к VI - IV вв. до н. э., а наиболее поздние - к VI в. н. э. Дьяковские городища представляли собой неболь­шие, искусно укрепленные валами и рвами поселения. Иногда валы обмазывались глиной, которую обжигали с помощью костров. По валу или даже вокруг всего по­селка сооружался деревянный тын. С первых веков н. э. наряду с укрепленными городищами стали появляться открытые селища. Дьяковцы разводили крупный рога­тый скот, а также лошадей, овец и свиней. Прежде все­го они были скотоводами, земледелие у них имело под­собный характер.

• Наиболее известным поселением дьяковцев на тер­ритории Ярославского края является городище Березня ки, находившееся недалеко от Рыбинска, на правом бе­регу Волги в устье реки Сонохты. Оно относится к III -IV вв. н. э. Городище было обнесено бревенчатой огра­дой, внутри которой находилось общественное здание, шесть бревенчатых жилищ и хозяйственные постройки, в том числе кузница.

Городище Березняки было ремесленно-металлурги­ческим центром и обеспечивало железными изделиями всю округу. Его жители занимались также и скотовод­ством. Археологи обнаружили здесь во время раскопок так называемый "домик мертвых", куда складывались остатки трупосожжений. Там же были найдены желез­ные топоры, ножи, стрелы и украшения.

Еще один дьяковский поселок - Попадьинское се­лище - существовал в VI - VII вв. н. э. недалеко от Яро­славля, на правом берегу Волги, в устье речки Пекши. Недалеко от села Курба археологами было раскопано го­родище Копок, которое существовало с IV - III вв. до н.э. до X в. н. э. А на территории современного Ярославля уже в VIII - IV вв. до н. э. находилось раннедьяковскс поселение - Медведицкое городище.
Меряне

Ученые считают, что дьяковские племена являлись непосредственными пре; ками других финно-угорских племен меря и весь. Первые сведения о мерянских племенах от носятся к VI в. н. э. В это время их упоминает в свое: сочинении готский историк Иордан, отмечая, что еще середине IV в. готы подчинили себе мерю. Хотя это у! верждение и вызывает сильное сомнение, но оно все ж говорит о каких-то связях готов с мерянскими племенами, возможно о военных столкновениях. Мерю знает русская летопись "Повесть временных лет". Помещая е в районе озер Неро и Клещино (Ростовского и Плещеев, озер), летописец записал об этом так: "На Белоозере седят весь, на Ростовском озере меря, а на Клещине озер меря же".

В середине I тыс. н. э. родовой строй у мерянскиз племен распался. На смену ему пришла сельская общи на, состоявшая из больших и малых семей. Одновремен но происходило отделение ремесла от сельского хозяйства. В племенных центрах получила развитие обработка металлов, которая была рассчитана на обслуживание более или менее значительной округи. Мерянские племеш подошли к классовому обществу.

В VIII - IX вв. у мерян появились поселения город­ского типа (некоторые ученые называют их "протогородами"). Из них мы знаем Сарское, Тимерев­ское, Михайловское и Петровское городища. Вполне возможно, что мерянским был и племенной центр на Александровой горе у Клещина озера - будущий город Клещин. Все эти поселения в той или иной мере уже являлись центрами ремесла и торговли.

Сарское городище предшествовало сменившему его Ростову, первое упоминание в летописи о котором отно­сится к 862 г. Тимеревское, Михайловское и Петровское городища, предшествовавшие Ярославлю, находились в его ближайших окрестностях. Михайловское городище, располагавшееся примерно в 10 км к северу от совре­менного Ярославля на левом берегу Волги, возникло в IX в. и достигло своего расцвета в середине X в. Оно имело торговый характер и в то же время являлось военно-сторожевым пунктом на Волжском пути недале­ко от поворота в Ростовскую землю. Петровское городи­ще (оно находилось примерно в 11 км к юго-западу от современного Ярославля) так же, как и Михайловское, имело торгово-ремесленный характер, но оба они замет­но уступали Тимеревскому поселению - самому крупно­му в крае торгово-ремесленному центру протогородского типа (примерно в 12 км от современного Ярославля). Оно появилось в IX в. и довольно быстро приобрело большое значение в качестве транзитного торгового пун­кта, хотя уже к концу X в. это свое значение потеряло. Следует также отметить и поселение на мысу, образо­ванном при впадении Каменного ручья в Волгу, на месте современного Углича. По своим размерам оно соответст­вовало укрепленным поселениям дьяковской эпохи. По­селения, о которых шла речь как о "протогородах", предшествовали городам, были их предвестниками. Славянская колонизация края

Большое влияние на переход финно-угорских пле­мен к классовому обществу оказали славяне. На рубеже IX - X вв. они начали проникать в междуречье Оки и Волги. Славянская колонизация имела несколько на­правлений, Иа ее раннем этапе (в IX в.) волна славян­ского заселения шла с северо-запада по рекам Мете, Мо-логе, Волге и ее правым притокам, а также по левым притокам Клязьмы. В состав этой волны входили иль­менские словене, а также ославянившаяся весь и, воз­можно, чудь. Примерно в то же время началось пересе­ление кривичей с верховьев Днепра. В конце X - начале XI в. в этот процесс включились вятичи, которые шли с юго-запада и юга. Они двигались по Оке и далее вверх по ее притокам.

Проникновение славянского населения в земли ме­рян отмечается уже с IX в. Из Ярославского Поволжья через озеро Неро и прямо с Верхней Волги славяне по­падали на Клещино озеро. Клещин из центра мерянской округи стал для них опорным пунктом при освоении За-лесского края. Сначала славяне селились на незанятых территориях, без военного захвата мерянских земель. Во всяком случае, археологам не удалось обнаружить сле­дов разрушения мерянских поселений и городищ. Мест­ная мерянская знать вошла в состав славянской вер­хушки. Славянская колонизация сопровождалась и культурным влиянием на племена меря и веси, сказы­валась на их материальной культуре. Культурная и языковая ассимиляция мерянских племен славянами облегчалась еще и тем, что разница в их социально-экономическом развитии была невелика,

На раннем этапе колонизации (в IX в,) в славянском освоении Северо-Востока участвовали и скандинавы, Они незначительными группами проникали на Волгу в составе славянского потока. Следы их проникновения археологи находят в могильниках Ярославского Повол­жья, в которых обильно представлены вещи скандинав­ского происхождения. Но количество выходцев из Скан­динавии в Северо-Восточной Руси в IX - начале X в. бы­ло небольшим и не представляло собой отдельной соци­альной или этнически независимой группы. В конце X -начале XI в. скандинавские элементы здесь уже отсутст­вуют. В состав местной знати могли входить лишь еди­ничные представители варягов.

Ярославский край

в составе Древнерусского государства

В конце X - начале XI в. Ростовская земля, в состав которой тогда входили и ярославские земли, преврати­лась в одно из крупных древнерусских княжеств. Она была одним из важных районов Руси. Здесь происходил процесс формирования древнерусской народности, в ко­тором наряду со славянами приняла участие и меря.

Ростовская земля

Ростов был одним из древнейших

русских городов. Отмечая его древ­ность, летописец XII в. писал: "Здесь город старый", то есть древний. Уже в конце X - начале XI в. Ростов был главным городом края, который стал называться Ростовской землей. В договоре киевского князя Олега с Византией (907 г.) Ростов называется в числе наиболее крупных русских городов. Из того же договора следует, что Ростовская земля находилась в определенной зависимости от киевских князей.

Со времени объединения Киева и Новгорода началось проникновение в Верхнее Поволжье и Волго-Окское ме­ждуречье представителей феодальной знати. Процесс феодализации Северо-Восточной Руси пошел значитель­но быстрее.

Временем высшего подъема Древнерусского государ­ства было княжение Владимира, державшего власть над всеми подчиненными землями. Для укрепления их свя­зи с Киевом он заменил местных "светлых и великих князей" своими боярами или сыновьями, которых у не­го было двенадцать. В 988 г. он отдал Ростов своему сы­ну Ярославу. В 1010 г., когда умер брат Ярослава - нов­городский князь Вышеслав, Ярослав получил стол в Новгороде, княжение в котором считалось более почет­ным. Ростов же достался его младшему брату Борису,

Княжение Ярослава и Бориса в Ростовской земле со­всем не означало, что она стала самостоятельной. Яро­слав и Борис выполняли лишь роль наместников вели­кого князя.

В 988 г. на Руси было принято христианство. Пере­ход от язычества к христианству - религии классового общества - был прогрессивным явлением. В этом году был крещен Киев, а вслед за ним Новгород. Но при Вла­димире была крещена лишь малая часть Руси, да и то с помощью принуждения к чисто формально. Крещение остальной Руси растянулось более чем на сто лет.

Крещение

В Ростовской земле христианизация началась с конца X в. Ее крещение приписывается самому князю Владими­ру. Прибыв в Ростов, как рассказывается в летописи, Владимир сокрушил языческих идолов и поставил епи­скопа. Князь приказал объявить в городе и по волостям, чтобы жители шли принимать крещение в озере Неро. Собралось множество народа с женами и детьми. Взрос­лых загнали в озеро, а детей оставили на берегу. Неко­торые стояли "по уши" в воде. В одной стороне находи­лись мужчины, в другой - женщины, "Попы" ездили по озеру на плотах и крестили стоявших в воде. При этом они давали крестившимся христианские имена. Князь Владимир вместе с митрополитом и всем священным со бором стоял на берегу и наблюдал за ходом крещения. Все это произошло, как полагают, 15 июля 992 г.

Крещение Ростовской земли не сделало, однако, ее обитателей сразу правоверными христианами. Христи­анство распространялось здесь со значительными труд­ностями. Славянское и мерянское население сопротив­лялось христианизации и не хотело подчиняться церкви и государственной власти. "Повесть временных лет" упоминает о восстании местного населения в 1071 г. Че­рез несколько лет первый ростовский епископ Леонтий был убит язычниками, не желавшими подчиняться го­сударственной церковной организации. К христианству Ростовская земля шла очень медленно и постепенно. Не исключено, что даже в XII в. здесь еще сохранялись языческие общины и язычники-одиночки, укрывавшие­ся в лесах от княжеской администрации.

Основание Ярославля

Ко времени княжения Ярослава в Ростовской земле относится основание Ярославля. Он был основан, как счи­тают многие историки, не позднее 1010 г. Однако некоторые исследователи в качестве даты основания города называют 1024 г. и дру­гие даты.

Основание Ярославля окутано густым туманом легенд и преданий. Наи­более известно из них "Сказание о построении града Ярославля". В нем рассказывается, что на том месте, где был осно­ван город, рос дремучий лес и находилось селение Медвежий угол, судя по всему - мерянское. Его жители занимались ско­товодством, охотой и рыбной ловлей, а при

случае грабили купеческие суда, плывшие по Волге. Князь Ярослав во время правления в Ростове, проплывая однажды на ладьях со своей дружиной по Волге, увидел, как жители Медвежь­его угла напали на купеческие суда и разграбили их. Он приказал дружине устрашить разбойников. После этого он потребовал подчиниться его власти и креститься. Жители Медвежьего угла согласились на все условия, кроме крещения. Тогда князь приехал к ним еще раз, по уже вместе с епископом, пресвитерами и другими церковниками, Но язычники не пустили его в селение, ныпустили на него "лютого зверя" (как полагают, мед­ведицу, так как у мерян был медвежий культ) и натра­вили собак. Однако князь не растерялся, убил медведи­цу секирой и этим устрашил язычников. После этого он будто бы приказал построить на том месте храм и сру­бить город "во свое имя", то есть Ярославль.

Вторая версия основания Ярославля связана с 1024 г., когда произошло сильное восстание в Суздаль­ской земле, во главе которого стояли волхвы - языче­ские жрецы. Для его подавления сюда прибыл великий киевский князь Ярослав, жестоко расправившийся с восставшими. Именно тогда, по мнению некоторых ис­ториков, он и основал город Ярославль.

Вполне достоверной датой, связанной с основанием Ярославля, является и 1071 г., когда Ярославль впервые упоминается в летописи. При этом о нем говорится как о давно уже и хорошо известном городе, то есть, очевид­но, возникшем задолго до того.

Пока мы не можем подробно проследить древнейшую историю такого города, как Углич. По одному из мест­ных преданий он был основан в 947 г. сборщиком дани, посланным сюда княгиней Ольгой. Первое же упомина­ние в летописи датирует "Углече поле" 1147 г. Название города ряд исследователей производят от слова "уголь" (на этом месте в древности выжигали древесный уголь), другие - от слова "угол" (здесь Волга делала поворот). Известный ярославский краевед И.А. Тихомиров пола­гал, что поселение называлось "угол" по аналогии с яро­славским названием "Медвежий угол". Есть также вер­сия, что название города происходит от искаженного имени одного из славянских племен - "уличей".

Первое упоминание в летописи города Переславля-Залесского относится к 1152 г. Он был основан недалеко от Клещина, старого мерянского поселения» в котором еще с IX в. начали селиться славяне. Клещин сыграл роль "протогорода" Переславля. Впоследствии в ходе процесса, названного некоторыми историками "перено­сом города", центр из Клещина переместился в Пере-славль, который стал новым центром уже княжеской власти.

В начале XI в. территория Ростовской земли вклю­чала в себя Белоозеро, Ростов, Ярославль и Суздаль.

Ярослав Мудрый

В 1015 г. неожиданно умер вели кий киевский князь Владимир, оста­вив после себя многочисленных сыно­вей, борьба между которыми положила начало длитель­ной междоусобной войне. Только в 1019 г. на киевском престоле утвердился Ярослав Владимирович, княжив­ший до того в Ростове и Новгороде. Именно с его име­нем и связано основание города Ярославля. Он вошел в русскую историю и культуру с примечательной лето­писной характеристикой: "Отец ведь его Владимир зем­лю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное". В исследовательской литературе последних лет дается ме­нее "светлый" образ, но более приближенный к реально­сти того времени. Ярослав не только "мудрый", но и до­вольно ловкий и грозный политик. Хотя в оценке фигу­ры князя Ярослава единодушия между учеными пока еще нет.

Укрепившись на киевском престоле, Ярослав затра­тил большие усилия и средства на украшение своей сто­лицы по образу и подобию столицы Византии - Констан­тинополя (Царьграда).

При Ярославе переписывались и переводились с гре­ческого языка на русский многие книги. Он собрал об­ширную библиотеку, размещенную в построенной в это же время церкви святой Софии. При нем были органи­зованы школы по начальному обучению грамоте. Увле­чение книжным делом являлось для Ярослава составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки. В 1051 г. Ярослав сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главою русской церкви – митрополита Иллариона.

С именем Ярослава связано и появление "Русской Правды" - памятника раннефеодального права в Киев­ской Руси.

Впоследствии за свою государственную деятельность и заботу о просвещении Ярослав получил прозвание "Мудрый". Княжение Ярослава Мудрого было временем укрепления русской государственности и превращения Руси в могучую и сильную страну, не уступающую в своем развитии другим европейским государствам.

Годы правления Ярослава Мудрого можно назвать высшей точкой истории единой и сильной Киевской Ру­си. После его смерти (1054 г.) она стала быстро распа­даться. Территория ее была поделена между наследни­ками великого князя.

Ростовская земля досталась его любимому сыну Все­володу. Это был широкообразованный для своего време­ни человек, знавший пять языков и являвшийся умным и искусным дипломатом. Впоследствии Всеволод стал великим князем.

Ростово- Суздальская земля

В это же время на Руси происходил процесс усиления отдельных феодальных княжеств, все более отчетливо земля проявлявших стремление к освобождению от власти Киева и великого киев­ского князя. Ростово-Суздальская земля, подобно дру­гим землям, стала обособляться в самостоятельную об­ласть, имевшую свои социально-экономические особен­ности.

В 60-х гг. XI в. часть Ростовской земли (Белоозеро, Ярославль и погосты по рекам Шексне и Волге) перешла во владение Святославу Ярославичу. Святослав получил ее по определенному договору со Всеволодом. После смерти Святослава Белоозеро и Поволжье снова перешли к Всеволоду. Во время княжения Всеволода в Киеве Рос­товская земля находилась во владении его сына Влади­мира Мономаха, хотя и управлялась княжескими по­садниками. Только после смерти Всеволода (1093 г.) княжить в Ростове стал сын Мономаха, Мстислав, а по­сле него Владимир Мономах посадил на ростовский стол его брата, Вячеслава. Кроме того, Мономах выделил в Ростовской земле стол для своего сына Юрия (будущего Долгорукого), посадив его в Суздале. К середине XII в. Суздаль станет старшим городом Ростовской земли, ко­торая с этого времени будет называться Ростово-Су здалъской.

Ростов же стал быстро усиливаться, богатеть и при­обретать политическое значение еще с XI в. Уже тогда в нем были церкви "чюдна зело и преудивенна, якоже не была и немых будет ли". Так писал летописец об Успен­ском соборе в Ростове, который для него имел такое же значение, как Софийские соборы для Киева и Новгоро­да. В Ростове и Суздале прочно укрепился вечевой строй. На вече, ограничивавшем княжескую власть, господствовало боярство. Ростовский летописец писал о зависимости князя от бояр, к которым он был вынужден проявлять "ласковость".

В Ростовской земле в XI в. уже было классовое об­щество и складывались те же социальные силы, что и в других русских землях. Из среды смердов-общинников выделилась верхушка "лучших людей", или "старая чадь". Смерды-общинники попадали в зависимость от феодалов, хотя еще смотрели на себя как на свободных людей, право суда над которыми принадлежало князю. Однако в отличие от Южной Руси, где большинство смердов было закрепощено, в Ростовской земле еще пре­обладали смерды-общинники, платившие дань князю и подчинявшиеся княжеским чиновникам-данщикам.

В конце XI в. территория Ростовской земли по меньшей мере доходила до левого притока Волги - реки Медведицы (в современной Тверской области). На юге ростовским владением были земли по среднему течению реки Клязьмы. Точно определить границы Ростовской земли для того времени довольно трудно.

В политическом отношении Ростовская земля про­должала зависеть от Южной Руси. Одним из проявлений этой зависимости была военная помощь, которую долж­на была оказывать Ростовская земля Южной Руси. Юж­норусские князья считались верховными собственника­ми этой "окраины государства". Они владели правом по­лучать отсюда дань и судить местное население, облагая его различными повинностями. Южнорусские князья также строили в северо-восточных землях города и церкви.

Появление и развитие городов сопровождалось обра­зованием вокруг них своего рода "областей". Город свя­зывался с определенной, зависимой от него территорией. Так, в 1071 г. летописец территориально помещал Яро­славль в Ростовскую "область". В конце XI в. уже суще­ствовало понятие "Ростовская земля", включавшая в се­бя Ростов, Суздаль и Ярославль. Главным из этих горо­дов был Ростов. Однако к концу XI - началу XII вв. ме­жду Ростовом и Суздалем возникли противоречия. Из соперничества двух наиболее крупных городов Ростов­ской земли победителем вышел Суздаль.

Народные восстания

Становление феодальных отношений в Ростовской земле приводило к

восстания обострению отношений между смерда­ми и раннефеодальной знатью ("старой чадью", "лучшими людьми").

Первым крупным народным движением антифео­дального характера было восстание смердов в Суздале в 1024 г. Поводом к восстанию послужил голод, охватив­ший Суздальскую землю. Движение возглавили волхвы.

Смерды обвинили "старую чадь" в том, что она скрыва запасы хлеба и прочих продуктов - "голод пущаеч Движение приняло невиданные для того времени рази ры. Это отметил летописец, записавший: "...и бе мята велик". Восставшие избивали "старую чадь", преж всего хозяев богатых домов, которые сосредоточили своих руках запасы продуктов, утаиваемые от голода] щих. Вполне вероятно, что движение, начавшееся в С> дале, могло захватить и Ростовскую область, посколы летописец отмечал, что тот "голод по всей был стороне Голод удалось прекратить, только доставив из Волжск* Болгарии "жита и тако ожиша".

Ярослав Мудрый, узнав о восстании, немедленно н правился со своей дружиной в Суздаль, чтобы расправиться с волхвами. "Захватив их, он одних из них с слал, а других казнил". Восстание ставило под угрозой выплаты дани с Суздальской земли. Кроме того, оно бе покоило князя и своей социальной и религиознополитической стороной.

В 1071 г. подобное восстание произошло и в Ростовской земле. Поводом также послужил голод. Возглавив движение здесь, как и в Суздале, волхвы. В летопись рассказывается, что в Ростовской области появились д] волхва из Ярославля, которые повели восставших все по берегу Волги. Они сказали: "Мы знаем, кто хлдержит", - и в каждом погосте указывали на "лучших то есть знатных женщин, говоря: "Вот эти жито держа эти мед, эти рыбу и меха". Восставшие убивали знатых женщин и забирали их имущество себе. Когда они I берегу Шексны дошли до Белоозера, то их уже бы; триста человек. В это время там собирал дань тысяцкн киевского князя Святослава Ян Вышатич. Белозерц обратились к нему за помощью против восставших, г воря, что те побили много женщин по Волге и Шексн Вышатич стал доискиваться, чьи это смерды и волхв! Узнав, что они князя Святослава, он потребовал от во ставших выдать ему волхвов. "Выдайте сюда этих волхвов, - сказал он, - потому что они смерды моего князя Когда восставшие отказались это сделать, Ян взял с собой двенадцать вооруженных дружинников и отправился с ними к волхвам в лес. Восставшие, увидев его, прислали навстречу ему трех человек, которые сказали Яну: "Смотри, идешь на смерть, не ходи". Ян же в ответ на это приказал их убить. Но те бросились на него с топо­рами и чуть не убили. Тогда Ян приказал дружинникам бить их. Смерды бросились в бегство. После этой стычки Ян возвратился в город и потребовал от белозерцев, что­бы они схватили волхвов, грозя в противном случае про­быть у них целый год. Тогда белозерцы схватили вол­хвов и привели их к Яну. Тот стал допрашивать вол­хвов. Он сказал им: "Для чего вы погубили столько че­ловек?". Они отвечали: "Те держат обилие; если истре­бить их, то будет урожай...". Ян повелел бить волхвов, вырвать у них бороды, вложить в рот обрубок и пустить перед собой в лодке вниз по Шексне. Когда приплыли к устью реки, он спросил у лодочников, у кого из них волхвы убили родных. Те отвечали, что у одного убили мать, у другого сестру, у третьего дочь. " Мстите за сво­их", - сказал Ян. Лодочники схватили волхвов, убили их и повесили на дубе. Так закончилось и это восстание, за религиозной окраской которого скрывался его анти­феодальный характер.

К середине XII в. Ростово-Суздальская земля была одной из самых развитых в экономическом и политиче­ском отношениях областей Северо-Восточной Руси.
Глава II
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
написать администратору сайта