Главная страница
Навигация по странице:

Семинар 8 Тема Социальные институты и социальные организации



Название Семинар 8 Тема Социальные институты и социальные организации
Анкор Sotsiologia_seminar_8.docx
Дата 12.04.2017
Размер 68 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Sotsiologia_seminar_8.docx
Тип Семинар
#688

Семинар № 8 Тема: Социальные институты и социальные организации.


______________________________________________________________________________

Основные вопросы:

  1. Понятие социального института и основные социологические подходы к нему.


Высшей формой социальной связи являютсясоциальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение), образующие базовый элемент общества. Поэтому можно сказать, что общество — это совокупность социальных институтов и связей между ними. В понимании социального института нет теоретической определенности. Прежде всего, неясно отношение между «социальными системами» и «социальными институтами». В марксистской социологии их не различают, а Парсонс рассматривает социальные институты как регулятивный механизм социальных систем. Далее, неясно различие между социальными институтами и социальными организациями, которые часто отождествляют.

Понятие социального института пришло в социологию из юриспруденции. Там оно обозначает совокупность юридических норм, регулирующих правовую деятельность людей в какой-то сфере (семейной, экономической и т. п.). В социологии социальные институты — это (1) устойчивые комплексы социальных регуляторов (ценностей, норм, убеждений, санкций), они (2) контролируют системы статусов, ролей, способов поведения в различных сферах человеческой деятельности (3) существуют ради удовлетворения общественных потребностей и (4) возникают исторически в процессе проб и ошибок. Социальными институтами являются семья, собственность, торговля, образование и т. и. Рассмотрим перечисленные признаки.

Во-первых, социальные институты носятцелесообразный характер, т. е. создаются для удовлетворения каких-тообщественных потребностей. Например, институт семьи служит для удовлетворения потребности людей в продолжении рода и социализации, экономические институты — для удовлетворения потребностей в производстве и распределении материальных благ, институты образования — для удовлетворения потребностей в знаниях и т. д.

Во-вторых, социальные институты включают в себя систему социальныхстатусов (прав и обязанностей) иролей, в результате чего образуется иерархия. Например, в институте высшего образования таковыми являются статусы и роли ректоров, деканов, заведующих кафедрами, преподавателей, лаборантов и т. п. Статусам и ролям института соответствуют устойчивые, формализованные, разнообразныерегуляторы социальных связей: идеология, ментальность, нормы (административные, правовые, моральные); формы морального, экономического, правового и т. п. стимулирования.

В-третьих, в социальном институте социальные статусы и роли людей выполняются в силу превращения в ценности и нормы, связанные с потребностями и интересами людей. «Только благодаря интернационализации институционализированных ценностей имеет место подлинная мотивационная интеграция поведения в социальной структуре: оченьглубоко залегающиеслои мотивации начинают работать на выполнение ролевых ожиданий», — пишет Т. Парсонс.

В-четвертых, социальные институты возникают исторически, как бы сами собой. Их никто не придумывает так, как изобретают технические и социальные блага. Это происходит потому, что общественная потребность, которую они должны удовлетворять, возникает и сознается не сразу, а также развивается. «Многим из своих величайших достижений человек обязан не сознательным устремлениям и, тем более, не преднамеренно скоординированным усилиям многих, а процессу, в котором индивидуум играет не вполне постижимую для самого себя роль. Они <...> являются результатом соединения знаний, охватить которые один-единственный ум не в состоянии», — писал Хайек.

Социальные институты представляют собой своеобразные самоуправляющиеся системы, состоящие из трех взаимосвязанных частей.Исходную часть этих систем образует сеть согласованных статусов-ролей. Например, в семье это статусы-роли мужа, жены, детей. Ихуправляющую систему образуют, с одной стороны, потребности, ценности, нормы, убеждения, разделяемые участниками, а с другой стороны, общественное мнение, право, государство.Преобразовательная система социальных институтов включает согласованные действия людей, в которыхпроявляются соответствующие статусы и роли.

Социальные институты характеризуются набором институциональных признаков, отличающих этиформы социальной связиот других. К ним относятся: 1) материально-культурные признаки (например, квартира для семьи); 2 институциональная символика (печать, фирменный знак, герб и т. п.); 3) институциональные идеалы, ценности, нормы; 4) устав или кодекс поведения, фиксирующий идеалы, ценности, нормы; 5) идеология, объясняющую социальную среду с точки зрения данного социального института. Социальные институты — это итип (общее) социальной связи людей, и ихконкретное (единичное) проявление, и система конкретных институтов. Например, институт семьи представляет собой и определенный тип социальной связи, и конкретную семью, и множество отдельных семей, находящихся между собой в социальных связях.

Важнейшей характеристикой социальных институтов являются их функции в общественной среде, состоящей из других социальных институтов. Основными функциями социальных институтов являются следующие: 1) стабильное удовлетворение потребностей людей, ради которых институты возникли; 2) сохранение устойчивости субъективных регуляторов (потребностей, ценностей, норм, убеждений); 3) определение прагматических (инструментальных) интересов, реализация которых ведет к производству благ, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей; 4) адаптация имеющихся в наличии средств к выбранным интересам; 5) интеграция людей в кооперативную связь вокруг выделенных интересов; 6) трансформация внешней среды в необходимые блага.

Социальные институты: структура, функции и типология


Важным структурообразующим элементом общества выступаютсоциальные институты. Сам термин «институт» (от лат. institutum — установление, учреждение) был заимствован из юриспруденции, где он использовался для характеристики определенного комплекса юридических норм. В социологическую науку это понятие впервые ввел Г. Спенсер. Он полагал, что всякий социальный институт складывается как устойчивая структура «социальных действий».

В современной социологии существуют разные определения данного понятия. Так, российский социолог Ю. Левада определяет «социальный институт» как «нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы». В западной социологии под социальным институтом чаше всего понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобных определений обобщением может служить следующее: социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить воспроизводство общественных отношений. надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам достигаются стабильность и порядок в социуме, становится возможной предсказуемость поведения людей.

Существует множество социальных институтов, которые появляются в обществе как продукты социальной жизни. Процесс образования социального института, предполагающий определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности, называетсяинституционализацией.

Этот процесс включает несколько последовательных этапов:

  • возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

  • формирование общих целей;

  • появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методом проб и ошибок;

  • возникновение процедур, связанных с нормами и правилами;

  • формализация норм, правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;

  • установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

  • создание системы соответствующих статусов и ролей;

  • организационное оформление возникшей институциональной структуры.

Структура социального института


Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Если говорить оструктуре социальных институтов, то они чаще всего обладают определенным набором составных элементов, зависящих от типа института. Ян Щепаньский выделил следующие структурные элементы социальною института:

  • цель и сфера деятельности института;

  • функции, необходимые для достижения цели:

  • нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института:

  • средства и учреждения достижения цели и реализации функций, включая соответствующие санкции.

Общей и основной для всех социальных институтовфункцией являетсяудовлетворение социальных потребностей, ради чего он создается и существует. Но для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников и другие функции, в том числе: 1) закрепления и воспроизводства общественных отношений; 2) регулятивная; 3) интегративная: 4) транслирующая; 5) коммуникативная.

Деятельность любого социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Если же социальный институт не выполняет своих основных функций, то говорят о егодисфункциональности.Она может выражаться в падении общественного престижа, авторитета социального института и, как следствие, привести к его вырождению.

Функции и дисфункции социальных институтов могут бытьявными, если они очевидны и всеми осознаются, инеявными (латентными) в случае, когда они носят скрытый характер. Для социологии важно выявить скрытые функции, поскольку они могут привести не только к росту напряженности в обществе, но и к дезорганизации социальной системы в целом.

В зависимости от целей и задач, а также выполняемых в обществе функций все многообразие социальных институтов принято делить наосновные инеосновные (частные). В числе первых, удовлетворяющих фундаментальные потребности общества, выделяют:

  • институты семьи и брака - потребность в воспроизводстве человеческого рода;

  • политические институты - в безопасности и социальном порядке;

  • экономические институты - в обеспечении средств существования;

  • институты науки, образования, культуры - в получении и передаче знаний, социализации;

  • институты религии, общественной интеграции — в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.


  1. Признаки социальных институтов (общая характеристика). Виды социальных институтов.


Каждый социальный институт имеет как специфические особенности. так и общие признаки с другими институтами.

Выделяют следующие признаки социальных институтов:

  • установки и образцы поведения (для института семьи — привязанность, уважение, доверие; для института образования — стремление к знанию);

  • культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — гимн, герб, флаг; для бизнеса — фирменная марка, патентный знак, для религии — иконы, кресты, Коран);

  • утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для образования — классы, библиотека; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование);

  • устные и письменные кодексы поведения (для государства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии);

  • идеология (для семьи — романтическая любовь, совместимость; для бизнеса — свобода торговли, расширение дела; для религии — православие, католицизм, ислам, буддизм).

Следует отметить, что институт семьи и брака находится на пересечении функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, культуры, права, религии и др.), являясь при этом классическим примером простого социального института. Далее мы остановимся на характеристике основных социальных институтов.

Социальные институты так же, как и социальные отношения, которые они воспроизводят и  регулируют, могутбыть формальными и неформальными.

  • Формальныеинституты — это институты, в которых объём функций, средства и методыфункционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов,формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальныминститутам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п. Свои управленческие и контрольныефункции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных ипозитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидациисовременного общества. «Если социальные институты — могучие канаты системы социальных связей, тоформальные социальные институты — это достаточно прочный и гибкий металлический каркас,определяющий прочность общества»[21]

  • Неформальныеинституты — это институты, в которых функции, средства и методы деятельности неустановлены формальными правилами (то есть четко не определены и не закреплены в специальныхзаконодательных и других нормативных актах). Несмотря на это, неформальные институты так же, как иформальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, таккак являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан(объединения по интересам, различные досуговые и др.). Социальный контроль в таких институтахосуществляется на основе неформальных санкций, То есть с помощью норм, зафиксированных вобщественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции)часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другиеформальные санкции. Порой люди предпочитают наказание со стороны представителей власти илиофициального руководства, чем негласное осуждение друзей, коллег по работе, родных и близких.[22]


3. Функции и дисфункции социальных институтов.


У каждого социального института есть главная функция, определяющая его «лицо», связанная с его главнойсоциальной ролью по закреплению и воспроизводству определенных социальных практик и отношений. Еслиэта армия, то её роль состоит в обеспечении военно-политической безопасности страны путем участия вбоевых действиях и демонстрации своей военной мощи. Помимо неё есть и другие явные функции, в той илииной степени свойственные всем социальным институтам, обеспечивающие выполнение главной.

Наряду с явными, существуют ещё и неявные –латентные (скрытые)  функции.  Так, Советская Армия в своевремя выполняла ряд скрытых несвойственных ей  государственных задач — народно- хозяйственных, пенитенциарных,  братской помощи  «третьим странам», усмирения и подавления массовых беспорядков,народного недовольства и контрреволюционных путчей как внутри страны, так и в странах соцлагеря. Явныефункции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и  закреплены в  системе  статусов  и ролей.  Латентные  функции  выражаются  в  непредусмотренных  результатах деятельности  институтов или лиц,  представляющих их.  Так,  демократическое государство, установившееся вРоссии в начале 90-х  годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизньнарода, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковыбыли явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизнинаселения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуюто том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — о том, что из этогополучилось.

Выявление латентных функций социальных институтов позволяет не только создать объективную картинусоциальной жизни, но и дает возможность минимизировать их негативное и усилить позитивное влияние стем, чтобы осуществлять контроль и управлять протекающими в ней процессами.

Социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи:

  • обеспечивают возможность удовлетворить индивидам, социальным общностям и группам различные своипотребности;

  • регулируют действие индивидов в рамках социальных отношений, стимулируя желательное и репрессируянежелательное поведение;

  • определяют и поддерживают общий социальный порядок системой своих социальных регуляторов иосуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которыевыполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества);

  • производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннююсплоченность общности[18].

Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтовкак определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разныхнаправлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченнойсистемы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа».Представители институциональной школы в социологии (СЛипсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыреосновных функции социальных институтов[19]:

  • Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но кней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

  • Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способовдеятельности — институты семьи, образования, религии и др.

  • Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления иконтроля — органы власти.

  • Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний,реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административныерешения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему санкций.

Кроме решения своих специфических задач, каждый социальный институт выполняет универсальные,свойственные всем им функции. К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнестиследующие[20]:

  1. Функциязакрепленияивоспроизводстваобщественныхотношений. Каждый институт располагаетнабором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников иделающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которыхдолжна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивостьструктуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивыемалые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи,ограничивает возможность её распада.

  2. Регулятивнаяфункция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами обществапутем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разныхсоциальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно,человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение,выполняет ролевые требования и ожидания.

  3. Интегративнаяфункция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимнуюответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил,системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышениюустойчивости и целостности элементов социальной структуры.

  4. Транслирующаяфункция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждыйинститут для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших егоправила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений.Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.

  5. Коммуникативныефункции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутриинститута (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействиимежду институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средствмассовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию.Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — вменьшей.

Функциональные качества


Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

  • Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации,преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формыполитической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. 

  • Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводствокультурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а такжесоциализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец,защиту определённых ценностей и норм.

  • Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведенияиндивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Этиинституты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы иэтику поведения.

  • Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил ипредписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность нормобеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

  • Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны наболее или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном инеофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные актыгруппового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения,регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламентсобраний, заседаний, деятельность объединений.

Дисфункция социального института


Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество илисообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основойформирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той илииной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорениятемпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности ненаходят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. Врезультате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункциявыражается в неясности целей деятельности института, неопределённости функций, в падении егосоциального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальнуюдеятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности.Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, гдекаждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играетопределённые роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать всоответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции взависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативнонеурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счётнарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода можетвыражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов являетсяпричиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество,кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального институтаили же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

4. Понятие социальной организации и её основные признаки.


Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур.

Известный российский социолога. И. Пригожий выделяет следующие признаки социальной организации:

? целевую природу;

? распределение членов организации по ролям и статусам;

? разделение труда и специализацию функций;

? построение по вертикальному (иерархическому) принципу;

? наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;

? целостность социальной системы.

Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей.

Цели – задания –это оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня (преподавание в школе, прием пациентов в поликлинике, исследования в НИИ – все это цели – задания, определяющие смысл существования этих организаций).

Цели – ориентации –это совокупность целей, реализуемых через организацию (сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации).

Цели – системы –это цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему (т. е. обеспечить ее равновесие, стабильность и целостность).

Наряду с этими базовыми целями организации существует множество вторичных, производных, промежуточных целей: стимулирование работников, укрепление их дисциплины, улучшение условий труда, повышение качества работы и др. Каждое подразделение организации имеет набор своих целей, выполнение которых способствует реализации общих базовых целей.

Социологи, изучающие организации, классифицируют их по самым различным признакам. Так, американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы: 1)добровольные организации,члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.); 2) принудительные организации,членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психиатрические лечебницы и др.); 3) утилитарные организации,члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).

Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций:

деловые организации,членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);

общественные организации,представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т. д.);

промежуточные организации,сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т. п.);

ассоциативные организации,возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т. д.).

Широкое распространение получила типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др. Классификация организаций разрабатывается не только социологами, но и экономистами (в зависимости от профиля продукции, численности персонала, технологического режима и т. д.), юристами (по ведомственной принадлежности, административным структурам, подчинению и т. д.) и представителями других общественных наук.

Важный аспект социологического исследования социальной организации связан с изучением вопросов ее управления. Основные принципы управления организацией впервые были сформулированы французским специалистом в области управления А. Файолем в начале XX в. Он установил, что управленческая деятельность предполагает следующие обязательные функции:планированиедеятельности организации; рациональное использованиечеловеческих и материальных ресурсов; распорядительствос целью оптимизации функционирования организации;координациюдействий работников для достижения общих целей; контрольза исполнительской дисциплиной в соответствии с существующими правилами и нормами.

Современные организации имеют более сложную систему управления, которой присущи следующие характеристики:

? выработка стратегии управления организацией;

? деятельность по руководству персоналом организации;

? получение, отбор и распространение деловой и социально значимой информации;

? рациональное распределение ресурсов организации;

? проведение кадровой политики;

? ведение деловых переговоров;

? внедрение принципов инновационного управления;

? распространение рекламы;

? планирование и проектирование работы в организации;

? контроль и координация действий работников.

Это далеко не полный перечень функций специалиста, осуществляющего управленческую деятельность. В настоящее время такие специалисты являются ключевыми фигурами в организации. Они определяют стратегию развития организации, решают вопросы распределения ресурсов, ориентируют работников на достижение общих целей, собирают информацию и доводят ее до персонала, разъясняют политику и основные цели организации, выступают в качестве ее представителя.

Внутри социальных организаций могут складываться неформальные связи и отношения. Они возникают стихийно и являются результатом продолжительного межличностного и внутригруппового общения. Неформальные отношения служат своеобразным механизмом снятия напряжения, порожденного противоречием между индивидуальными интересами и жесткими правилами формальной организации. Вместе с тем групповые нормы, присущие неформальным отношениям, могут иногда негативно сказываться на эффективности работы организации. Поэтому руководители организаций должны учитывать наличие неформальных связей и отношений, направляя их развитие в русло конструктивного взаимодействия.

Таким образом, социальная организация играет важную роль в жизни общества. По образному выражению американского социолога У. Уайта, современный человек – это «человек организации». Организация требует от него ориентацию на рациональный стиль поведения, компетентность, знания и умения. В свою очередь личность может реализовать эти качества только в рамках эффективно работающей организации. Социология призвана решать социальные проблемы оптимизации условий функционирования социальных организаций.

3.12. Бюрократия как тип социальной организации

В социологии под бюрократией понимается безличный механизм управления, основанный на формально-рациональных отношениях и иерархической системе власти.

Бюрократия в современном ее понимании возникла в начале XIX в. в Европе и сразу же стала означать, что официальные лица, обладающие специальными знаниями, являются ключевыми фигурами в управлении. Бюрократия имела доступ ко всем рычагам управления и потому оказывала большое влияние на жизнь общества.

Социологическая концепция бюрократии впервые была разработана М. Вебером (2.5), который видел в ней оптимальную систему управления, основанную на принципах рациональности. Согласно веберовской теории, бюрократической организации присущи следующие черты и особенности:

? строгое разделение труда, причем каждую функцию должен выполнять компетентный и знающий специалист, принимаемый на работу по контракту и несущий полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей;

? организация строится на принципах иерархии, предполагающей ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими;

? функционирование организации регулируется на основе формально установленных правил и инструкций, что обеспечивает единообразие и непрерывность управленческой деятельности;

? должностные лица обязаны соблюдать безличностный подход к решению управленческих задач, т. е. быть максимально объективными, не допускать личных пристрастий и руководствоваться только интересами дела («идеальный администратор трудится без гнева и пристрастия»);

? продвижение по службе осуществляется в зависимости от деловых, профессиональных качеств сотрудников, их уровня квалификации и стажа работы;

? деятельность сотрудников основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит административному контролю.

Таким образом, бюрократия для Вебера – «идеальный тип» управления, ориентированный на рациональное и эффективное выполнение стоящих перед организацией задач. Совершенно очевидно, что ни одна реально существующая организация не может в полной мере соответствовать веберовской модели бюрократии. Более того, бюрократия, предназначенная для достижения целей организации, на деле часто отходит от них и начинает сдерживать развитие всех прогрессивных процессов. Доводя формализацию деятельности до абсурда, она ограждается формальными правилами и нормами от реальной жизни.

Негативные стороны бюрократии были проанализированы в работах известного американского социолога Р. Мертона. Основные недостатки бюрократической организации он видел в узкой специализации функций, конформизме, неспособности чиновников принимать самостоятельные решения, стремлении поставить свои интересы выше интересов общества. Рутинизация и формализация деятельности организации порождают бюрократический стиль мышления, формируют особый тип личности, консервативный по складу ума и психологии. Главное для бюрократии – самосохранение системы, что приводит к подмене реального выполнения важных для общества целей и задач рутинной деятельностью по формальному исполнению должностных инструкций. При этом усиливаются корпоративный дух, «кастовость», замкнутость бюрократической организации.

Проблема противоречия между бюрократическими принципами управления и творческой инновационной деятельностью стала предметом социологического анализа современного французского исследователя М. Крозье. В своих работах он убедительно показал, что характер сложившихся в бюрократической организации связей и отношений препятствует инновационной деятельности. Иерархическая система власти предполагает оценку действий подчиненных в соответствии с внутренними инструкциями и приказами, регулирующими деятельность организации. Однако знания и способность к инновациям не могут передаваться в приказном порядке. Практикуемые меры поощрения в бюрократической организации также не способствуют творчеству, а культивируют конформизм поведения сотрудников.

Сдерживание бюрократией развития инновационных процессов обусловлено и тем, что она стремится к однотипности в организационных системах. Между тем именно многообразие задач, функций и элементов организации создает возможность для внедрения инноваций. Проведя эмпирические исследования, американские социологи П. Блау и Т. Скотт доказали, что организации, выполняющие простые задачи, решают их лучше при иерархической структуре управления. Напротив, решение сложных проблем, скорее, требует не иерархической, а горизонтальной структуры организационных связей, более демократичных и менее формализованных.

Несмотря на многочисленные недостатки, следует признать, что бюрократия, по мнению ряда специалистов, сохраняет свою работоспособность в качестве формы управления и в настоящее время. Поэтому одна из задач современного управления – корректировать деятельность бюрократии в соответствии с принципами, разработанными М. Вебером. Путь к достижению этой цели многие исследователи видят в изменении социальных установок представителей бюрократии, в повышении их мотивации и заинтересованности в конечных результатах деятельности организации.


  1. Виды и функции социальных организаций.


Организация часто употребляется в связи с такими понятиями, как трудовая, производственная иобщественная организация.
I. Трудовая организация  это: организационно закрепленная совокупность людей, действующих поединому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенногообщественно необходимого продукта или оказания услуг. Необходимо различать и такие понятия, кактрудовая и производственная организация. Трудовая организация значительно шире производственной иохватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских,административных и других организаций.
II. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в нейобъединяются работники с целью производства материальных благ. Трудовые организации действуют вовсех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям:
1) по форме собственности. В настоящее время можно выделить следующие формы собственности:
а) государственная;
б) кооперативная;
в) акционерная;
г) собственность трудового коллектива;
д) частная;
е) совместная с иностранным капиталом;
ж) иностранная;
2) по сферам деятельности:
а) организации, действующие в сфере материального производства (в промышленности, строительстве,транспорте, сельском хозяйстве и т.д.),
б) организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения,образования и т.д.).
III.Общественные организации  неправительственные/негосударственные добровольные объединенияграждан на основе совместных интересов и целей. Выделеются экологические, политические, спортивные,досуговые, благотворительные, культурные и др.
По степени сплоченности среди социальные организаций выделяются следующие: организация-ассоциация,организация-кооперация, организация-коллектив, организация-корпорация.

Рубежный контроль – тестирование

Основные понятия:

Социальный институт -

социальные потребности - Потребности, связанные с определенными аспектами социальногоповедения  например, потребность в дружбе, потребность в одобрении окружающих или стремление квласти.

основной социальный институт -

динамика социальных институтов - - а) жизненный цикл  института от момента зарождения до егоисчезновения, б) функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций,появление и преодоление дисфунций, б) эволюция института - изменение вида, формы и содержания висторическом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

жизненный цикл социального института- Фазы жизненного цикла социального института. Зарождение института – появляется устав, определяются задачи, символика, распределяются роли, назначаются руководители. Фаза зрелости Фаза формализации – правила и нормы перестают быть средством социального контроля и превращаются в самоцель Потеря жизнеспособности - накопление дисфункции, реорганизация.

системность социальных институтов -


латентные функции социальных институтов -внешне  не проявляющиеся  (скрытые)  функции социального института или лиц, представляющих его.

социальные организации - это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур.

социальная иерархия - система последовательно подчиненных  элементов ,  расположенных от низшего к высшему, и характеризующая много уровневость  социального целого. 


бюрократия - организация профессиональных государственных служащих  для  квалифицированного ,  эффективного исполнения общественной политики. 

гражданское общество -  сфера  спонтанного  самопроявления  свободных  индивидов  и добровольных ассоциаций и организаций,огражденная законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороныорганов государственной власти. 

написать администратору сайта