Главная страница
Навигация по странице:

Семинарское занятие 2 ч План Назначение, цели и задачи уголовного процесса



Скачать 199 Kb.
Название Семинарское занятие 2 ч План Назначение, цели и задачи уголовного процесса
Анкор Prakticheskie_raboty_1_polugodie (2).doc
Дата 26.04.2017
Размер 199 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Prakticheskie_raboty_1_polugodie (2).doc
Тип Семинар
#4005
страница 3 из 3
1   2   3
Тема 6. МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.

Семинарское занятие – 2 ч

План

1. Понятие, значение и виды мер уголовно-процессуального принуждения.

2. Задержание подозреваемого: основания, условия и порядок. Конституционные и международно-правовые гарантии прав задержанного, закрепление их в УПК РФ.

3. Место и роль мер пресечения в системе мер уголовно-процессуального принуждения.

4. Процессуальные гарантии прав и свобод личности при применении мер уголовно-процессуального принуждения.

Методические указания

При изучении темы студентам необходимо уяснить, что включает в себя понятие мер процессуального принуждения, какие меры процессуального принуждения характерны для отечественного уголовного судопроизводства, в отношении кого и в каких случаях они могут быть применены.

При ответе на первый вопрос следует обратить внимание на содержащуюся в литературе классификацию мер процессуального принуждения (направленность на решение конкретных задач уголовного судопроизводства, к которым, в частности, относятся меры, обеспечивающие не уклонение обвиняемого от правосудия; меры, направленные на достижение истины по уголовному делу, обнаружение и фиксацию доказательств, возмещение материального ущерба; меры, направленные на поддержание порядка в суде и т.д.).

Среди мер процессуального принуждения, прежде всего, необходимо обратить внимание на задержание подозреваемого. Курсанту необходимо уяснить правовые основания задержания, учитывая положения, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 22). Помимо оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ студент должен раскрыть понятие цели и мотивов задержания. При рассмотрении процессуального порядка задержания, следует уделить особое внимание разъяснению конституционного принципа обеспечения обвиняемому и подозреваемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ).

Особое внимание следует уделить таким мерам уголовно-процессуального принуждения, как меры пресечения. Рассматривая этот вопрос, необходимо не только уяснить определение мер пресечения, их виды, но и место мер пресечения в системе мер уголовно-процессуального принуждения. При этом необходимо остановиться на отличиях между мерами принуждения и мерами пресечения. Так, если меры пресечения применяются лишь к обвиняемому (в исключительных случаях к подозреваемому), то меры принуждения могут применяться по отношению к широкому кругу участников процесса. Интересными и заслуживающими внимания представляются вопросы о сроках действия мер пресечения и мер принуждения; о процессуальном порядке их избрания и т.д.

Готовясь к занятию, необходимо четко уяснить основные проблемы, относящиеся к обеспечению процессуальных гарантией конституционного права граждан на неприкосновенность личности при применении мер принуждения.
Контрольные вопросы

  1. Каково соотношение понятий мер процессуального принуждения и пресечения?

  2. В чем заключаются гарантии законности и обоснованности мер пресечения?

  3. Какие меры пресечения относятся к специальным?

  4. Чем отличается подписка о невыезде от отобрания обязательства о явке?

  5. Каковы условия выполнения привода?

  6. В чем особенности наложения ареста на имущество и денежного взыскания?

  7. В каких случаях происходит отстранение от должности?


Практическое занятие – 2ч

Решение задач.

Задачи

1

Следователь, расследуя дело о мошенничестве, направил с нарочным гражданину Тищенко повестку о вызове его на допрос в качестве свидетеля. Тищенко от явки по вызову отказался, заявил нарочному, что ничего не знает о мошенничестве, и повестку по этой причине не принял.

Вправе ли следователь подвергнуть Куцева приводу?

2

В ходе судебного рассмотрения уголовного дела по обвинению Знаменских в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ (Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей), потерпевшая Трегубова, стала раздавать присутствовавшим в зале судебного заседания фотографии своего погибшего сына, громко плакать и призывать суд к строгому наказанию Знаменских. Председательствующий, предупредил ее о недопустимости такого поведения, но поскольку она долго не могла успокоиться, судебный пристав по просьбе суда удалил ее из зала судебного заседания. На следующий день, Трегубова демонстративно отказалась вставать при входе судей и в дальнейшем произнесла несколько язвительных реплик в адрес суда. За нарушение порядка в судебном заседании, суд, своим определением наложил на Трегубову денежное взыскание в размере двадцать пять минимальных размеров оплаты труда.

Соответствуют ли действия суда закону?

3

Сеженов, водворенный в следственный изолятор, заявил дежурному, что в отношении него осужденный Реутов совершил акт мужеложства. Следователь вынес постановление об освидетельствовании как Сеженова, так и Реутова. Сеженов категорически отказался от освидетельствования, считая, что он уже достаточно подвергся унижению со стороны преступника.

Как должно поступить в этом случае следователь?

Является ли освидетельствование принудительной мерой?

4

Следователь Иванов, расследуя уголовное дело по факту хищения денежных средств в крупных размерах директором АО «Цемент» Карандашовым, установил, что директор потребовал в плановом отделе и бухгалтерии собрать всю документацию и передать ему якобы для ревизии.

Какие меры процессуального принуждения вправе провести сле­дователь с целью решения задач уголовного судопроизводства?

5

В РОВД был доставлен с вокзала гражданин Песков, ранее неоднократно судимый за кражи, неработающий, временно проживающий на квартире у знакомых. В отношении Пескова имелись оперативные данные о том, что он совершает кражи вещей у пассажиров на вокзале.

Достаточных оснований для предъявления Пескову обвинения по делу собрало не было. Сам Песков причастность к кражам категорически отрицал. Следователь Панкратов принял решение о применении к Пескову меры пресечения – подписки о невыезде.

Оцените правильность решения следователя Панкратова.

Каковы условия применения меры пресечения?

6

Уголовное дело было возбуждено 1 марта. В этот же день, Щеголеву, было предъявлено обвинение и избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Во время свидания с защитником Щеголев решил выяснить у него, когда именно истекает срок его ареста. Защитник пояснил Щеголеву, что его арестовали на два месяца и формально этот срок истекает первого мая. Но поскольку и первое, и второе мая – нерабочие дни, то если его и освободят из-под стражи, то только третьего мая.

Согласуется ли сказанное защитником с нормативными положениями УПК РФ?

7

Чернов, находясь в нетрезвом состоянии в кинотеатре «Русь», мешал гражданам смотреть кинофильм. Он громко разговаривал, свистел, выражался не­цензурными словами, разрезал осколком бутылки обшивку сиденья, за сделанное замечание ударил гр-ку Иванову, причинив ей легкий вред здоровью. Чернову было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 214; п.а ч.2 ст. 115 УК. Чернов – ученик 11 класса, ему 16 лет, по учебе характеризуется положительно, активно участвует в жизни школы, проживает с родителями, к уголовной ответственности ранее не привлекался.

Решите вопрос о применении в отношении Чернова меры пресечения. Назовите виды мер пресечения.

8

При расследовании дела по обвинению Петрова в преступлении, предусмотренном ч. 1 ч.1 ст. 264 УК, следователь избрал Петрову меру пресечения – подписку о невыезде, мотивируя свое решение тем, что Петров ранее не судим, по работе характеризуется положительно, имеет постоянное место жительства, семью, в связи с чем нет оснований полагать, что он скроется от следствия.

Обосновано ли избрание меры пресечения? Назовите основания для избрания меры пресечения. Можно ли в отношении обвиняемого не применять меру пресечения?

9

Студент сельско-хозяйственного института Ремнев, находясь на уборке урожая в совхозе «Пролетарий», по предварительному сговору с шофером этого совхоза Бутыриным похитил машину сахарной свеклы. По судебному решению к Ремневу была применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Через неделю после ареста к следователю поступило заявление матери Ремнева с просьбой освободить из-под стражи ее сына, так как она тяжело больна, а других членов семьи, кроме сына, у нее нет. Из института, где учился Ремнев, также поступило ходатайство об изменении ему меры пресечения. Следователь изменил ранее избранную обвиняемому меру пресечения на подписку о невыезде, не согласовав это с судьей.

Имел ли следователь право принять такое решение? Изложите порядок применения, отмены или изменения меры пресечения.

10

При расследовании дела, возбужденного по ч. 3 ст. 158 УК РФ, следователь с судебной санкции избрал в отношении обвиняемого Серегина меру пресечения в виде заключения под стражу. До ареста Серегин проживал в частном доме с тремя несовершеннолетними детьми, занимался фермерским хозяйством, имел автомашину «Форд», гараж, 50 голов домашнего скота. При аресте Серегин просил следователя позаботиться о его детях и имуществе.

Какие меры должны быть приняты следователем в связи с заключением под стражу обвиняемого Серегина?

11

Спицын и Гвоздев совершили хищение двух электромоторов на станкостроительном заводе. Кроме того, при снятии моторов, они повредили оборудование, причинив заводу ущерб на общую сумму 510 тыс. руб. При расследовании дела в отношении Спицына была избрана мера пресечения – заключение под стражу, а в отношении Гвоздева – подписка о невыезде. Руководитель следственного отдела, проверяя это дело, дал следователю в письменной форме указание о производстве ряда следственных действий, а также просил следователя изменить в отношении Гвоздева меру пресечения на более строгую Необходимость изменения меры пресечения мотивировалась том, что Гвоздев может помешать ходу следствия.

Как должен поступить в данном случае следователь? Вправе ли руководитель следственного отдела давать следователю указания, касающиеся избрания, отмены или изменения меры пресечения?

12

Укажите в приведенном перечне меры пресечения, для избрания которых необходима судебная санкция:

– домашний арест,

– заключение под стражу,

– подписка о невыезде,

– наблюдение командования воинской части,

– залог,

– личное поручительство.

В чем содержание той или иной меры пресечения?
Тема 7 ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА. СТАДИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.
Семинарское занятие – 2 ч. (первое)

План

  1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела.

  2. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

  3. Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу.

  4. Решения, принимаемые на стадии производства по уголовному делу.


Семинарское занятие – 2 ч. (второе)

План

1) Понятие, значение и задачи стадии предварительного расследо­вания. Система предварительного расследования. Общие условия предварительного расследования

2) Формы предварительного расследования. Органы предварительного расследования.

3) Понятие и виды дознания. Органы дознания, их виды и компетенция.

4) Участие специалиста, понятых.

5) Подследственность и ее виды.

6) Сроки предварительного расследования

7) Соединение и выделение уголовных дел.

8) Процессуальные формы взаимодействия следователя и органов дознания
Методические рекомендации

При подготовке к семинарским занятиям по данным темам студенты должны уяснить для себя значимость стадии предварительного расследования в системе стадий уголовного процесса, уметь дать общую характеристику стадии предварительного расследования. При этом следует иметь в виду, что эта общая характеристика определяет назначение и со­держание предварительного расследования по уголовного делу.

Необходимо знать основных участников стадии предварительного расследования, рассмотреть особенности их процессуальною положения в этой стадии, охарактеризовать положение закона о равенстве прав участ­ников судебного разбирательства по предоставлению доказательств их ис­следования и заявления ходатайств, а также показать гарантии этого ра­венства в уголовном процессе.

Контрольные вопросы:

1.Каковы формы предварительного расследования?

2. В различие между органами дознания и предварительного следствия?

3. Какие установлены сроки для предварительного расследования?

4. Каково соотношение общих условий предварительного расследования с принципами уголовного процесса?

5. Как должен поступить следователь, если он не согласен с указаниями прокурора или начальника следственного отдела?

6. Вправе ли следователь давая поручение органу дознания о производстве розыскных действий, указывать, какие конкретно оперативно-розыскные меры должны быть приняты?
Практическое занятие -2ч (первое)

План

Решение задач.

Задачи

1

Бухгалтер Власова написала заявление начальнику ИК-2 с просьбой привлечь к уголовной ответственности Кузьмина, кочегара колонии, за причинение ей телесных повреждений из хулиганских побуждений.

- Какое решение должен принять начальник ИК?

- По делам о каких преступлениях он выступает как орган дознания?

2

Начальник РОВД Р.В. Пантелеев возбудил уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч 1 ст. 158 УК РФ, и передал его начальнику следственного отдела РОВД с указанием провести расследование и направить в суд. Свое решение он мотивировал тем, что специально выделенный для производства дознания работник заболел.

- Правомерны ли действия начальника РОВД

- Перечислите сотрудников органов милиции, которые правомочны производить дознание. Кто определяет круг таких лиц?

Вариант. Как следует решить вопрос о проведении расследования, если в подразделении милиции действительно не окажется сотрудника для производства дознания.

3

Солдат Санин дезертировал из воинской части, дислоцированной в Хабаровске, и скрылся в Воронеже у своей знакомой гражданки Доброходовой, которая явилась инициатором дезертирства и обещала укрыть его еще перед побегом со службы. Командир воинской части возбудил уго­ловное дело о дезертирстве Санина, а начальник Воронежскою гарнизона возбудил уголовное дело после задержания Санина.

- Кто должен расследовать действия указанных лиц?

4

По делу о квартирной краже оперативный уполномоченный ОУР Иванов возбудил уголовное дело и в течение 3-х суток произвел все возможные неотложные следственные действия. После этого уголовное дело находилось в его производстве еще четверо суток, но никаких следственных действий по нему не проводилось. Затем дело было передано следователю. Последний указал оперативному уполномоченному ОУР на допущенное им нарушение закона. Однако Иванов никаких нарушений в своих действиях не усмотрел.

- Кто в данном случае прав? Оценитe действия следователя и оперативного уполномоченного ОУР.

5

Неизвестный преступник под угрозой холодного оружия отобрал у шофера такси Ануфриева дневную выручку в сумме 945 рублей и скрылся.

- В какой форме должно вестись предварительное расследование по данному факту?

Вариант: сообщение о преступлении поступило в районный отдел внутренних дел.

- Кто в отделе является органом дознания и какие мероприятия должны быть им проведены в связи с поступившим заявлением?

6

Расследуя дело о краже со взломом в сельском магазине, следователь признал необходимым провести в ближайшие дни следующие следственные действия.

1) обыски в домах Семенова и Вознесенского, проживающих в по­селке Брюковцы;

2) выемку документации в магазине;

3) освидетельствование сторожа магазина;

4) задержание гр-на Артюшкова, гостящего в доме Вознесенского;

5) арест корреспонденции, поступающей в адрес Семенова и Вознесенского;

Какие следственные действия следователь вправе провеса само­стоятельно, а какие требуют санкции прокурора или разрешения суда?
Тема 8. СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ПРИВЛИЧЕНИЕ ЛИЦА В КАЧЕТВЕ ОБВИНЯЕМОГО.

Семинарское занятие 1 (2 часа).
План:

Вопросы к семинару:

  1. Понятие, виды и система следственных действий.

  2. Протокол следственного действия. Удостоверение, факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия.

  3. Вызов и допрос свидетеля и потерпевшего. Особенности вызова малолетних и несовершеннолетних свидетелей. Порядок допроса.

  4. Очная ставка. Условия и порядок проведения.

  5. Понятие обыска и выемки. Основания и порядок производства обыска и выемки. Протокол обыска и выемки.

  6. Понятие и виды осмотра. Основания и порядок производства осмотра. Протокол осмотра. Понятие и порядок производства освидетельствования.

  7. Понятие следственного эксперимента. Условия и порядок его производства.

  8. Назначение и производство экспертизы, основания и порядок. Особенности назначения стационарной судебно-психиатрической экспертизы.

  9. Проверка на месте показаний – обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, ее доказательственное значение.

  10. Предъявление для опознания, его понятие и виды. Порядок предъявления для опознания. Лица, участвующие в опознании.


Семинарское занятие 2 (2 часа).

План:

1. Основания и порядок привлечения в качестве обвиняемого. Содержание и форма постановления о привлечении в качестве обвиняемого.

  1. Предъявление обвинения, его срок и порядок. Оформление факта ознакомления обвиняемого с постановлением.

  2. Допуск защитника, его права. Случаи обязательного участия защитника с момента предъявления обвинения.

  3. Предмет и правила допроса обвиняемого.

  4. Основания и порядок изменения и дополнения ранее предъявленного обвинения.


Практическое занятие (2 часа).

Деловая игра

Сценарий

«Деловой игры» с распределением ролей по ситуации сквозной фабулы преступления
Следователь

Сразу после получения задания студент, играющий роль следователя, принимает на себя руководство и организацию проведения опознания, предварительно допросив потерпевшую о приметах запомненных ей часов, отразив это в дополнительном протоколе допроса.
Следователь. – Гражданка Васнецова, для последующего проведения опознания. Вас необходимо дополнительно допросить о приметах часов, увиденных Вами на нападавшем в день совершения преступления. Вы предупреждаетесь об уголовной ответственности за отказ и дачу ложных показания и по ст. 51 Конституции РФ. Далее следователь, не фиксируя паспортных данных, допрашивает Васнецову о приметах часов.
Васнецова : К сказанному ранее могу добавить следующее, что я могу опознать часы наручные, которые были на руке напавшего на меня 15.10.2004 года и похитившего мою сумку. Часы я хорошо запомнила: потому что видела перед своими глазами около 5 минут, пока нападавший держал меня. Могу опознать эти часы по следующим приметам
Секретарь оформляет протокол. Далее потерпевшая, прочитав протокол, подписывает его и следователь.
Следователь, отпустив Васнецову в коридор, раскладывает на столе 3 наручных часов, предварительно прикрепив к ним бирку с указанием номера, затем вызывает двух понятых. Секретарь начинает оформление протокола.
Следователь просит представиться понятых. И разъясняет им права.

Следователь: Тов.__________________________Вы будете присутствовать при опознании г Васнецовой часов, которые она видела на руке преступнике 15.10.2012. Согласно ст. УПК РФ Вы имеете право ____________________________________о чем прошу Вас в протоколе расписаться.
Следователь просит понятого пригласить в кабинет опознающую Васнецову
Следователь Тов. Васнецова, Вам предлагается осмотреть представленные часы и ответить нет ли среди них тех, которые Вы видели 15.10.2012, одетыми на преступнике во время совершения на Вас нападения. Перед началом опознания Вы предупреждаетесь об уголовной ответственности за отказ и дачу ложных показаний, о чем прошу расписаться в протоколе опознания.

Прошу Вас внимательно осмотреть представленные часы и сказать, какие из них Вы видели на преступнике 15.10.2012 г. Если какие-то часы Вы опознали, прошу назвать их номер.
Васнецова Среди представленных мне для опознания часов, я опознаю часы под номером____, как часы которые были одеты на руке преступника который напал на меня 15. 10. 2012 г и похитил сумку. Опознаю я часы по следующим приметам.
После ответа потерпевшей, следователь фиксирует результаты опознания в протокол, который зачитывает вслух. Спрашивает участников, есть ли у них замечания и дополнения

Предлагает ознакомиться с протоколом, поставить свои подписи, после чего подписывает сам протокол и оканчивает следственное действие.

Тема 9 ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ. ПРЕКРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА. ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.

Семинарское занятие (4часа).

План:

  1. Понятие приостановления предварительного следствия, основания и условия.

  2. Порядок приостановления предварительного следствия.

  3. Розыск, скрывающегося обвиняемого при приостановлении производства по делу.

  4. Возобновление производства по приостановленному делу. Прекращение предварительного следствия по приостановленному делу.

  5. Окончание предварительного расследования, проводившегося в форме дознания.

  6. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением.

  7. Ознакомление с материалами уголовного дела. Протокол ознакомления.

  8. Понятие обвинительного заключения, содержание и форма.

  9. Прекращение уголовного дела: основания и порядок.

  10. Форма и содержание постановления о прекращении уголовного дела.

  11. Уведомление о прекращении уголовного дела.

  12. Обжалование постановления о прекращении уголовного дела. Возобновление производства по прекращенному уголовному делу.
1   2   3
написать администратору сайта