Главная страница
Навигация по странице:

Семинарское занятие 2 ч План Назначение, цели и задачи уголовного процесса



Скачать 199 Kb.
Название Семинарское занятие 2 ч План Назначение, цели и задачи уголовного процесса
Анкор Prakticheskie_raboty_1_polugodie (2).doc
Дата 26.04.2017
Размер 199 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Prakticheskie_raboty_1_polugodie (2).doc
Тип Семинар
#4005
страница 1 из 3
  1   2   3

Тема 1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТАДИИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА РОССИИ.


Семинарское занятие 2 ч

План

  1. Назначение, цели и задачи уголовного процесса.

  2. Стадии уголовного процесса, их система, признаки.

  3. Основные уголовно-процессуальные понятия и категории.

  4. Понятие и порядок реализации уголовного преследования.

  5. Соотношение уголовного процесса и других учебных дисциплин.

Методические указания

Подготовку к практическому занятию студентам (слушателям) следует начать с изучения различных точек зрения относительно понятия «уголовный процесс». Выяснив их сходства и различия, установить существенные признаки уголовного процесса и постараться дать собственное определение этого понятия, мотивировать свою позицию. Необходимо обратить, внимание на определение уголовного процесса как вида государственной деятельности. Важно уяснить соотношение понятий «уголовный процесс» и «уголовное судопроизводство», «уголовный процесс» и «правосудие», «уголовно-процессуальная деятельность» и «оперативно-розыскная и административно-служебная деятельность ОВД»

Отвечая на первый вопрос, следует раскрыть содержание статьи 6 УПК РФ. Кроме того, важно определить свое отношение к существующим в юридической литературе мнениям о соотношении целей и задач уголовного судопроизводства. Подкрепить свое видение проблемы ссылками на нормы закона. Уметь выделить задачи уголовного процесса в свете Конституции РФ.

Ответ на второй вопрос должен содержать определение понятия стадии уголовного процесса и ее признаков. Необходимо назвать этапы производства по уголовному делу, не являющиеся стадиями уголовного процесса. Говоря о системе стадий, следует раскрыть их содержание и дать краткую характеристику каждой стадии.

Рассматривая третий вопрос, необходимо уметь выделить направления уголовно-процессуальной деятельности и раскрыть сущность каждой уголовно-процессуальной функции. Говоря об уголовно-процессуальных отношениях, следует знать их сущность и состав. Особое внимание следует уделить понятию процессуальной формы, проблемам ее унификации, дифференциации и последствиям нарушения процессуальной формы. Кроме этого, студенту требуется определить понятие и привести примеры уголовно-процессуальных гарантий, закрепленных в УПК РФ и Конституции РФ.

Давая понятие уголовного преследования, следует раскрыть его содержание. Далее следует назвать и охарактеризовать виды уголовного преследования, и определить, как реализуется функция обвинения на различных стадиях уголовного процесса каждого из видов.

При подготовке к пятому вопросу, необходимо уяснить понятие уголовно- процессуального права РФ и уметь выделить взаимосвязь между уголовным процессом как наукой и как практической деятельностью с другими отраслями права и знаний.
Темы рефератов для выступлений:

  1. Правовой статус личности в уголовном процессе, его законодательное закрепление.

  2. Состязательный уголовный процесс: историческое развитие и современное содержание.

Контрольные вопросы:

        1. Каково соотношение понятий «уголовный процесс» и «правосудие»?

        2. Назовите сущность и значение уголовного процесса Российской Федерации

        3. Правильно ли суждение о том, что «уголовный процесс» - это понятие, тождественное «уголовному судопроизводству»?

        4. Назовите основные элементы понятия уголовного процесса.

        5. Какова взаимосвязь между категориями «задачи» и «цели» в уголовном судопроизводстве?

        6. Укажите критерии и признаки положенные в основу разграничения уголовно- процессуальной деятельности на определенные стадии.

        7. Сопоставьте стадию предварительного расследования и судебного разбирательства, указав их общие и отличительные черты.

        8. Совпадают ли между собой функции уголовного процесса и функции его участников?

        9. Назовите понятие и виды уголовно- процессуальных функций.

        10. Каковы отличия уголовно процессуальной формы от уголовно- процессуальных актов?

        11. Приведите примеры уголовно-процессуальных гарантий правосудия, закрепленных в Конституции РФ.

        12. Каково значение уголовно-процессуальной формы и уголовно процессуальных гарантий?

        13. В чем отличие дел частного и частно-публичного обвинения?

        14. Какой вид уголовного преследования в уголовном процессе России является доминирующим?

Задачи

1

Включены ли в данный перечень задачи уголовного процесса? Если да, то какие именно?

1. Задержание подозреваемого.

2. Перевоспитание осужденного.

3. Укрепление законности.

4. Предупреждение преступлений.

5. Собирание доказательств.

6. Установление истины по уголовному делу.

2

  1. На место преступления прибыла следственно-оперативная группа. Проверяя обстоятельства заявления о преступлении, следователь, оперуполномоченный уголовного розыска и участковый уполномоченный милиции стали получать объяснения очевидцев. Следователь и оперуполномоченный оформляли письменные документы, именуемые «объяснения», и не ссылались ни на какую статью УПК РФ. Участковый инспектор же в объяснении ссылался на статью 144 УПК РФ.

  2. Какой из видов деятельности осуществлял каждый из членов следственно-оперативной группы?

  3. Обоснуйте свой ответ, используя знания о понятии «уголовный процесс».

Тема2.УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО –ПРОЦЕСУАЛЬНЫЙ ЗАКОН. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Семинарское занятие – 2 ч
План
1. Понятие и значение принципов уголовного процесса РФ и их развитие в Конституции РФ и УПК РФ 2002г.

2. Система и общая характеристика принципов уголовного процесса.

3. Проявление принципов уголовного процесса в различных стадиях производства по уголовному делу.

Методические указания

Готовясь к семинару, студентам следует уяснить понятие принципов уголовного процесса, их демократического характера и значения для достижения задач уголовного судопроизводства. Следует обратить внимание на отсутствие в нормах права определения принципа уголовного процесса. Также следует осмыслить дальнейшее расширение и углубление демократических начал уголовного процесса в связи с принятием Конституции 1993 г. и УПК РФ 2002 г.

В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно системы принципов уголовного процесса, поэтому курсанту необходимо разобраться в этом дискуссионном вопросе. При анализе отдельных принципов следует раскрыть:

- его место в системе принципов;

- содержание принципа и законодательную базу;

- в каких стадиях уголовного процесса он действует и в чем это про­является;

- правовые гарантии осуществления принципа.

Контрольные вопросы

  1. Какие положения, лежащие в основе Российского уголовного судопроизводства, нашли отражение в Конституции РФ?

  2. Должны ли быть закреплены в законе принципы уголовного процесса?

  3. Назовите принципы, действующие в стадии предварительного расследования.

  4. Как проявляется действие принципа публичности в стадии возбуждения уголовного дела?

  5. Какие имеются исключения из принципа публичности?

  6. Что понимается под уголовно-процессуальными гарантиями реализации принципов уголовного процесса?

Задачи

1

При проверке сообщения о краже радиоаппаратуры и компьютера из помещения клуба АО «Заря» было установлено, что сторож Нестеров в ночь, когда была совершена кража, самовольно оставил свой пост и ушел домой спать, взлом же двери аппаратной он обнаружил только утром.

Директор АО Грибовский сообщил в РОВД, что похищенная радиоаппаратура и компьютер стоит 28.000 руб., которые Нестеров в кассу АО внес, поскольку кража произошла по его халатности. Одновременно он просил прекратить дальнейшую проверку по данному факту, так как ущерб возмещен, а вызовы рабочих в РОВД в период уборочной кампании неблагоприятно отразятся на ходе сельскохозяйственных работ.

Оперуполномоченный уголовного розыска Крюков вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту кражи, мотивировав свое решение тем, что причиненный АО «Заря» ущерб возмещен полностью и дальнейшая проверка и розыск лиц, похитивших радиоаппаратуру и компьютер, нецелесообразен.

Проанализируйте принятое решение в свете принципов российского уголовного процесса.
2

Двадцать пятого сентября в районном народном суде рассматривалось дело по обвинению ученика 7-го класса Игоря Липатова в совершении квартирной кражи. На судебное заседание пришли классная руководительница и группа учеников этого класса. Секретарь предложила ученикам покинуть зал судебного заседания, мотивируя это тем, что несовершеннолетние в суд не допускаются. Классная руководительница обжаловала действия секретаря судебного заседания федеральному судье. При этом она сослалась на то, что по закону судебный процесс является гласным и каждый гражданин независимо от возраста может присутствовать при разбирательстве уголовного дела.

Кто в данном случае прав?

3

Хвостов, обвиняемый в совершении убийства, заявил ходатайство об участии в качестве защитника адвоката Воронина. В связи с тем, что Воронин находился на стационарном лечении с тяжелым заболеванием, следователь пригласил адвоката Галкина. Однако Хвостов от участия в деле адвоката Галкина отказался, заявив, что будет осуществлять свою защиту самостоятельно. Причины отказа следователь не выяснил.

В ходе судебного разбирательства Хвостов заявил о нарушении его права на защиту, пояснив, что адвокат Галкин, от которого он отказался, является родственником потерпевшей.

Каким принципом уголовного процесса следует руководствоваться при оценке данной ситуации?

4

Поскольку в соответствии со ст.8 УПК РФ никто не может быть признан виновным иначе как по приговору суда, какие из перечисленных утверждений являются верными?

1) Никто не вправе называть человека виновным, пока приговор в от­ношении него не вступил в законную силу.

2) Следователь не имеет права считать человека виновным, даже когда выносит в отношении него постановление о привлечении в качестве об­виняемого;

3) Судья не имеет права считать человека виновным даже когда выно­сит в отношении него постановление о назначении судебного заседания.

4) Судья не имеет права считать лицо виновным, пока приговор не вступил в законную силу.

Объясните свой выбор.

5

Во Фрунзенском РОВД находится дело о краже у гражданки Свиридовой А.А. музыкального центра. В ходе расследования было установлено, что кражу совершил племянник потерпевшей – Свиридов А.Г., которому предъявлено соответствующее обвинение.

После предъявления обвинения потерпевшая Свиридова А.А. обратилась к следователю с ходатайством о прекращении уголовного дела в отноше­нии ее племянника. Свое обращение она мотивировала тем, что ущерб, по ее мнению, был для нее незначительным и она не желает привлече­ния к ответственности Свиридова А.Г.

Каким принципом уголовного процесса должен руководствоваться сле­дователь при разрешении ходатайства Свиридовой А.А.?
6

В порядке ст. 100 УПК РФ до предъявления обвинения в отношении Алескерова с санкции суда вынесено постановление об избрании в качестве меры пресечения залога. Подозреваемый Алескеров потребовал предоставить ему защитника. Следователь отказал подозреваемому, мотивировав свое решение тем, что Алескеров не задержан в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ, не заключен под стражу и не привлечен в качестве обвиняемого.

Следователь предоставил подозреваемому возможность ознакомиться с содержанием ч. 3 ст. 49 УПК РФ, которой предусмотрено, что защитник допускается к участию в деле с возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а также с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, в порядке установленном ст.2231 УПК РФ.

Подозреваемый заявил о своем праве на защиту, закрепленном в ст. 16 УПК РФ, и обжаловал решение следователя прокурору. Пока прокурор ознакомился с жалобой, следователь вынес постановление о привлечении в качестве обвиняемого и предъявил его с участием адвоката.

Оцените действия следователя и подозреваемого. Нарушен ли в данной ситуации принцип обеспечения подозреваемому права на защиту?

7

Согласно паспорту допрашиваемый - русский по национальности и всю свою жизнь прожил в России. Однако он требует переводчика и обосновывает свое требование следующим образом: «В соответствии со ст. 26 Конституции РФ каждый вправе определять свою национальную принадлежность. На допросе я хочу изменить свою национальную при­надлежность и стать арабом. Прошу предоставить мне переводчика, ко­торый владеет арабским языком».

Как в таком случае должен поступить следователь?

8

Обвиняемый не владеет языком, на котором ведется судопроизводст­во, но при этом отказывается от защитника. Следователь взял расписку о том, что обвиняемый не будет иметь претензий по поводу лишения его возможности пользоваться услугами защитника. Следователь пригласил переводчика, а защитника не приглашал. Защитник был предоставлен подсудимому на стадии судебного разбирательства.

Нарушен ли в данной ситуации принцип обеспечения обвиняемому права на защиту?

Тема 3. УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

семинарское занятие - 2ч

План

  1. Соотношение понятий «участники» и «субъекты» уголовно-процессуальной деятельности.

  2. Понятие и классификация субъектов уголовного процесса.

  3. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу. Обстоятельства, исключающие участие в судопроизводстве.

  4. Участники уголовного процесса, интересы которых затронуты в уголовном деле.

  5. Защитники.

  6. Иные участники уголовного процесса.

Методические указания

В юридической литературе существуют различные мнения по определению понятий «субъект» и «участник уголовного процесса». Поэтому, готовясь к занятию, студентам необходимо показать знание существующих в литературе позиций по дискуссионному вопросу о субъектах и участниках процесса, уметь раскрыть понятие субъекта уголовного процесса и соотношение этого понятия с понятием участника процесса. Следует уделить внимание гарантиям прав и безопасности участников процесса.

Изучая тему, студент должен уметь ориентироваться в различных точках зрения по вопросу классификации субъектов уголовно-процессуальной деятельности.

Отвечая на вопросы, касающиеся конкретного субъекта уголовного процесса, следует дать его понятие, показать основания и порядок появления в уголовном деле, раскрыть права и обязанности.

Контрольные вопросы

  1. Кто является участником уголовного процесса?

  2. Назовите участников, входящих в каждую классификационную группу.

  3. Какие обстоятельства исключают участие в деле следователя?

  4. Назовите права обвиняемого.

  5. Каковы сроки пребывания лица в качестве подозреваемого?

  6. Каково соотношение понятий «защитник» и «адвокат»?

  7. Могут ли быть участникам» уголовного процесса юридические лица?

  8. С какого момента в уголовном деле появляется «потерпевший», какими правами он наделен?

  9. Назовите случаи обязательного участия защитника в уголовном деле.

  10. Может ли быть потерпевший одновременно и гражданским истцом?

  11. Может ли давать показания по делу представитель потерпевшего?

  12. Чем отличается «специалист» от «эксперта»?

  13. Имеет ли право давать показания в качестве свидетеля понятой?

  14. Каков процессуальный порядок заявления ходатайств об отводе?

Практическое занятие — 2ч

План

1. Работа с архивными уголовными делами.

2. Решение задач.
Ознакомиться и проанализировать архивное уголовное дело по вопросам своевременности и законности вступления в дело потерпевшего, подозреваемого (если есть), обвиняемого; полноты разъяснения им прав и обязанностей; предоставления возможности воспользоваться своими правами.

Задачи

1

С. обвинялся в убийстве Д. По уголовному делу следователь назначил комиссионную судебно-медицинскую экспертизу. Жена убитого заявила ходатайство о включении в состав экспертной комиссии крупного специалиста в области нейрохирургии Г., но обвиняемый С. заявил ему отвод на том основании, что тот производил наружный осмотр трупа Д.

Может ли Г. быть экспертом по настоящему делу?

В каком порядке должен быть разрешен заявленный отвод?
2

Расследуя дело о дорожно-транспортном происшествии, следователь собрал достаточные (с его точки зрения) доказательства для направления дела в суд.

Прокурор в порядке надзора изучил дело и дал письменные указания о прекращении дела по п. 2 ч.1 ст. 24 УПК РФ.

Как в этом случае следует поступить следователю? Подлежат ли приобщению к уголовному делу указания прокурора? Связан ли суд при рассмотрении дела указаниями, которые прокурор дает следователю в ходе предварительного следствия?

3

С. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного статьей 160 УК РФ (хищение чужого имущества путем присвоения). Он был допрошен в качестве обвиняемого. Присутствующий при производстве этих процессуальных действий защитник обвиняемого обратился к следователю с просьбой ознакомить его с материалами дела.

Подлежит ли ходатайство защитника удовлетворению?

4

К следователю ОВД Октябрьского района обратился начальник отдела кадров ОАО «Электроприбор» Ф. с просьбой приобщить к делу доверенность, выданную администрацией предприятия, на выступление в качестве защитника рабочего К., обвиняемого в совершении хулиганских действий. Ф. изъявил желание встретиться с обвиняемым и ознакомиться с материалами дела.

Какое решение должен принять следователь?

5

При осмотре места пожара следователь Х. пригласил из толпы людей, скопившихся около места происшествия, двух граждан для участия в осмотре в качестве понятых. Ими оказались супруги С..

Как должен поступить следователь?

Кто может быть понятым по уголовному делу?

6

Оперуполномоченный уголовного розыска С. ехал на попутной машине, управляемой водителем Н. Последний, находясь в нетрезвом состоянии, совершил аварию, в результате которой С. Был причинён легкий вред здоровью. Пострадавший доставил водителя Н. в районный отдел внутренних дел и допросил его в качестве подозреваемого по факту совершения аварии.

Дайте оценку действиям оперуполномоченного уголовного розыска.

7

Осужденный С. за совершение тяжкого преступления был на основании ст.ст. 91, 92 УПК РФ водворен в ШИЗО, считая свое задержание необоснованным, он обратился с письменной жалобой на имя прокурора.

Оцените правомерность обращения С. к прокурору. Какими правами и обязанностями обладает задержанный?

8

Двенадцатого октября Д., которая поздно вечером возвращалась домой из театра, остановил неизвестный гражданин и попросил разрешения проводить Не получив согласия, неизвестный вырвал у нее дамскую сумку и скрылся. На следующий день утром пострадавшая сообщила о случившемся в милицию. Одновременно она подала исковое заявление, в котором просила взыскать с виновного 3.000 руб., которые (с ее слов) находились в похищенной сумке.

Дежурный по отделению милиции составил протокол устного заявления Д., но исковое заявление не принял, разъяснив, что его она должна подать следователю, к которому дело поступит через десять дней. Через двенадцать дней Дьякова обратилась с этим заявлением к следователю ОВД и одновременно попросила описать имущество у преступника, чтобы обеспечить возмещение ущерба. Следователь отказался принять исковое заявление, сославшись на то, что виновный не установлен.

Пострадавшая обратилась к начальнику следственного отдела, который принял исковое заявление и дал указание следователю приобщить его к материалам дела.

Оцените действия дежурного следователя и начальника следственного отделения.

9

Осужденный Ц., обвиняемый по ч. 1 ст. 111 УК РФ, при выполнении требований ст. 217 УПК РФ заявил ходатайство о допросе свидетелей - осужденных Ш. и Ч., видевших, как потерпевший грубо оскорбил его (Ц.), и ударил кулаком в лицо, после чего и произошло преступление, в совершении которого он обвиняется. Следователь в удовлетворении ходатайства, отказал. Ц. обжаловал постановление следователя прокурору.

Каков порядок обжалования действий органа дознания, следователя и прокурора?

Какое решение в данном случае должен принять прокурор?

10

В результате автодорожного происшествия по вине А., водителя лесовоза, погиб гражданин К., а его 18-летнему сыну причинен тяжкий вред здоровью. Жена погибшего предъявила иск на сумму 15000 руб., израсходованную на погребение мужа.

Кто и в каком порядке должен быть признан в качестве потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика?

  1   2   3
написать администратору сайта