Главная страница
Навигация по странице:

к лабораторной 1 УМБ. Швейная мастерская Рис. 1



Скачать 1.04 Mb.
Название Швейная мастерская Рис. 1
Анкор к лабораторной 1 УМБ.doc
Дата 21.02.2018
Размер 1.04 Mb.
Формат файла doc
Имя файла к лабораторной 1 УМБ.doc
Тип Документы
#16920

Швейная мастерская



Рис. 1. Планировка мастерской обработки ткани на 15 учащихся:
1 - стол учителя; 2 - стул учителя; 3 - демонстраци­онный стол; 4 - доска классная; 5 - универсальный рабо­чий cтол; 6 - стул; 7 - учебпый манекен; 8 - швейная машина; 9 - трельяж; 10 - секционные шкафы; 11 ­оверлок; 12 - ящик для таблиц; 13 - экран; 14 - под­ставка для проекционной аппаратуры; 15 - гладильная доска; 16 - шторы затемнения; 17 - компьютер; 18-телевизор; 19 - видеомагнитофон


Рис. 2. Планировка мастерской с промышленными швейными машинами площадью - 67 .м2 с подсобным помещением:

1 - стол демонстрационный; 2 - стол учителя; 3 стул учителя; 4 - универсальный рабочий стол; 5 - стул; 6 - машина швейная; 7 - доска классная; 8 - экран; 9 - ящик для таблиц; 10 - шкаф; 11 - подстав­ка для проекционной аппаратуры; 12 - оверлок; 13 - машина швейная; 14 - трельяж; 15 - ширма; 16 - до­ска гладильная; 17 - учебный манекен; 18 - подставка для графопроектора; 19 - шторы затемнения; 20 - стол раскройный; 21 - стеллажи.


Укладки с инструментами и приспособлениями для работы с тканью


Освещение

Для обеспечения комфортных условий в швейной мастерской применяется как естественное, так и ис­кусственное освещение. Рабочие столы размещают таким образом, чтобы свет из окон падал с левой сто­роны и чтобы все рабочие места были освещены. Искусственное освещение обеспечивает комфортные ус­ловия для деятельности учащихся при отсутствии или недостаточности естественного. Применение ис­кусственных источников света позволяет решать за­дачи, которые практически невыполнимы при использовании только естественного освещения.

В интерьере мастерской основным источником ис­кусственного освещения служат люминесцентные лампы и лампы накаливания. Основным экономиче­ским показателем лампы является ее световая отдача. Так, при одинаковой мощности световая отдача люминесцентной лампы в 4-5 раз больше, чем лампы накаливания. Существенным показателем ламп явля­ется также спектр светового излучения, влияющий на качество цветопередачи.

Светильник - это устройство, состоящее из лампы и рассеивателя, который перераспределяет свет лам­пы в пространстве и преобразует его свойства. Коли­чеcтвo и тип светильников определяются условиями зрительной работы учащихся. Наименьшая освещен­ность рабочих мест учителя и учащихся в мастерских по обработке ткани при люминесцентных лампах должна составлять 400 люкс, а при лампах накаливания - 200 люкс, в проходах между столами - 100 и 50 люкс на полу.

Светящие элементы осветительных установок де­лятся на три типа: точечные, линейные и поверхност­ные. К первому типу относятся установки, где каж­дый светильник используется как самостоятельный элемент, например подвесные светильники, плафоны, люстры, бра. Ко второму типу относятся установ­ки, собранные из групп светильников, световые поло­сы, панели. К третьему типу относятся установки, в которых нельзя выделить отдельные светильники, например световые карнизы, светящие потолки и другие устройства, где светильник скрыт от глаз наблюдателя.

Точечные светильники могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими типами. Встроенный в рукав швейной машины точечный све­тильник обеспечивает дополнительное освещение ра­бочей зоны. Дополнительные светильники могут быть установлены у зеркала примерочной или в других функциональных зонах для усиления их освещенности.

Светящие поверхности могут занимать всю плос­кость потолка или его большую часть (более 60%). Светящие потолки различаются светотехнической схемой, фактурой поверхности, формой, цветом, све­торассеивающим и светоотражающим материалом, распределением яркости по светящей поверхности, источниками света. Фактура светящей поверхности зависит от материала рассеивателя: гладкие поверх­ности молочного или опалового светотехнического стекла, поверхности узорчатого, рифленого, литого, призматического стекла формованных пленок. Широ­ко применяются различные решетки из светопропус­кающего и непрозрачного материалов. Светящие по­толки дают ровный рассеянный свет по всей поверх­ности мастерской без ярко выраженных теней.

Вентиляция

Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений и снабжены удобными для открывания и закрывания приспособлениями. Воздухообмен в мастерских при естественной, меха­нической и смешанной вентиляции должен быть не меньше 20 м3/ч на одного человека. Принудительная вентиляция должна быть установлена в кабинете ку­линарии над электрическими плитами и жарочными шкафами.

Температура в мастерских в холодное время года должна быть не ниже 1°С при относительной влаж­ности 40-60% .
Электроснабжение

Электропроводка и установка электрооборудова­ния в мастерских должны выполняться специалиста­ми-электриками в строгом соответствии с правилами оборудования и эксплуатации электроустановок в по­мещениях с повышенной опасностью, а также с со­блюдением следующих требований:

- устройство электрической сети кабинетов и мас­терских должно соответствовать «Правилам по техни­ке безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ»;

- электропроводка к рабочим столам должна быть скрытой и стационарной;

- сечение проводов питания электротехнического оборудования должно определяться потребляемой мощностью с таким расчетом, чтобы плотность тока не превышала 4,2 А/мм2;

- на рабочие столы учащихся должно подаваться напряжение переменного тока 42 В, а на рабочее мес­то учителя - 42 В и 220 В, причем штепсельные ро­зетки, применяемые для напряжения 42 В, должны отличаться по конструкции от розеток с напряжени­ем 220 В и быть промаркированы по напряжению;

- электроэнергия на рабочие места учащихся должна подаваться с распределительного щита; включение и выключение всей электросети мастер­ских осуществляет с рабочего места учитель одним общим рубильником. Электросеть мастерских долж­на быть оснащена устройством защитного отключения.
Интерьер мастерской

Основной задачей оформления интерьера мастер­ской обработки ткани является создание в ней таких эмоциональных условий, которые способствовали бы более успешному выполнению задач технологическо­го образования, трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников.

Типичным недостатком оформления интерьера мастерской обработки ткани является его перегру­женность. Это объясняется тем, что для экспозиции различных стендов недостаточно места, так как в мас­терской в обязательном порядке должны быть посто­янно вывешены правила безопасной работы: на швей­ной машине, с утюгом, с колющими и режущими ин­струментами и т. д., а также стенд к уроку, стенд по профориентации и другие. Если все необходимые стен­ды экспонировать одновременно, то интерьер мастер­ской окажется настолько перегруженным, что восп­ринимать такое количество информации учащимся будет очень сложно. Поэтому в основу оптимального оформления мастерской должен быть положен прин­цип соответствия изучаемой теме. При переходе к но­вой теме следует привести в соответствие ей информа­циoннyю часть оформления мастерской.

С целью расширения профориентационной работы среди учащихся, демонстрации их лучших работ, вы­полненных на уроках и в кружках, можно разместить эти материалы не только в мастерской, но и в рекре­ациях школы, на лестничных маршах. Оформление экспонируемых материалов и наиболее удачных ра­бот учащихся должно гармонично сочетаться с окра­ской стен, цветом и отделкой мебели, учитывать ори­ентацию близлежащих кабинетов.

На стенах мастерской можно разместить стенды: «Правила безопасной работы», «Справочные матери­алы по технической информации», ГОСТы и ОСТы, «Классификация стежков и швов», «Изделия швей­ныe. Термины и определения». На стендах, распо­ложенных в рекреации, можно дать информацию о новых моделях швейных изделий, технологиях швейного производства, тесты для профессионального са­моопределения.

Наглядные пособия по пооперационной обработке изделий, чертежи, образцы швов и т. д. учитель поме­щает на стенде «К уроку».

Комфортность в интерьере связана с созданием при помощи цвета таких условий, при которых снижает­ся физическая утомляемость, улучшается психологи­ческий настрой, повышается эмоциональный тонус. Средствами стимуляции деятельности являются так­же цветовые эффекты, частично компенсирующие не­благоприятные воздействия технологических процес­сов и микроклимата. Цветовая среда, образованная случайным сочетанием цветов нескольких отделоч­ных материалов, утомляет своей пестротой или монотонностью. При создании интерьера необходимо корректировать его цветовую гамму, сообразуясь с производственными и эстетическими потребностями.

Для нормального функционирования человеческо­го организма важную роль играет психофизиологиче­ское воздействие цвета. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами транс­формировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприя­тии цвета - символа. Так, желтый и красный цвета (солнце, огонь) создавали ощущение тепла и стали «теплыми»; голубой и синий цвета (небо, воздух, лед) стали «холодными». На этой основе образовались следующие ассоциации: радостный - печальный, лег­кий - тяжелый, громкий (звучный) - тихий, ди­намичный - статичный и т. д. Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами.

Для целенаправленного использования цвета необ­ходимо знать устойчивые связи между цветом и пси­хологической реакцией человека. В этом аспекте ус­тановлен ряд закономерностей: предпочтительность цветового тона, образная ассоциативность цветов, гармоничность цветовых сочетаний. Предпочтитель­ное отношение к определенным цветам заметно про­является в разных возрастных группах. Для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности (чистый цвет), для взрослых - холодные цвета сред­ней насыщенности и более смешанные, для пожи­лых - ахроматические цвета пастельных тонов.

Врожденная эмоциональная восприимчивость че­ловека воспитала в нем чувство цветовой гармонии, возникающей при уравновешенных цветовых сочета­ниях. Количество же таких сочетаний практически неограниченно, поскольку возникают они от взаимо­действия многих условий. И все же для установления закономерностей была проведена классификация цве­тов на ахроматические и хроматические, основные и дополнительные. Гармония при восприятии сочета­ния цветов возникает именно тогда, когда создается ощущение бело-серого ахроматического цвета на сет­чатке глаза. Цветовой круг в связи с этим указывает на дополнительные цвета, противолежащие относи­тельно диаметра, как на компоненты гармоничного сочетания (рис. 4).

Помимо цветовых тонов на гармоничность сочета­ния дополнительных цветов влияют их насыщен­ность, световой тон, отношение площадей. «3акон площадей» отражает ощущение равновесия сочетаю­щихся цветов и выражается в следующих ее отноше­ниях (приблизительно):

желтый - фиолетовый = 1:3,

синий - оранжевый = 2: 1,

красный - зеленый = 1: 1.

Гармония трех цветов осуществляется по схеме треугольника, соединяющего основные цвета - крас­ный, желтый, синий. Гармония четырехцветная пред­ставляет, по существу, двойные дополнительные цве­та. Она возникает при замене цветов, расположенных на каждом конце диаметра, двумя цветами, симмет­ричными ему. Следуя этим путем, можно расширить количество гармоничных сочетаний при условии, что геометрические фигуры, на вершинах которых располагаются цвета, будут симметричными.


желтый



сине­зеленый


красно­оранжевый


фиолетовый


Рис.4. Цветовой круг uз двенадцати цветов
Указанные сложные сочетания могут обогащаться присутствием характерного (доминирующего) цвета, который определяет особенности ансамбля. Этот цвет может быть новым или получен путем усиления одно­го из участвующих.

Наряду с чисто хроматическими имеются и типы контрастных гармоний, возникающих при сочетании основных цветов и серых. Наиболее выразительны следующие сочетания:

светлый серый - синий, зеленый или фиолето­вый;

средний серый - красный, оранжевый или синий;

темный серый - желтый, оранжевый, синий или зеленый.

Множество условий для возникновения гармонич­ных сочетаний (цвет, насыщенность, «закон площа­дей», контрасты и т. д.) исключает возможность конкретных рецептов. Определяющими условиями должны быть интуиция, вкус, воображение и конк­ретная решаемая задача. Установленные закономер­ности гармоничных сочетаний следует рассматривать как первоначальную схему для творческого решения при создании психологического комфорта для учебной деятельности школьников.

Компенсация тепловой избыточности или недоста­точности прямо связана с холодными или теплыми цветами. Отсюда идут и рекомендации окраски стен помещений в зависимости от ориентации по сторонам света. В помещениях, обращенных на юг, холодные тона лучше поглощают тепловые лучи, снижают яр­кость освещения, ликвидируют психологическое воз­действие «жаркого» солнечного света. Повышенный шум в помещении может быть частично компенсиро­ван преобладанием теплых цветов, поскольку они уменьшают слуховую чувствительность.

Санитарно-гигиенические условия чаще связыва­ются с чистотой помещения и белым цветом (или светлым тоном), на котором заметнее пыль, грязь, по­сторонние предметы. Цвет становится психологиче­ским фактором более частой уборки, поддержания чистоты и порядка.

Цвет также может быть использован для своеоб­разного смыслового кодирования: красный - опас­ность, запрет; желтый - повышенное внимание; зе­леный - безопасность. Цвет размещается на оборудо­вании или на поверхностях ограждения.

Функциональная роль цвета имеет большое значе­ние для компенсации утомления и раздражения от окружающей среды. В общем виде рекомендуется вы­делять рабочее место, используя допустимые степени контраста и яркостей. Для среднего и заднего плана лучше при менять менее яркие тона. Значение фона проявляется как компенсирующее цветовое поле «зрительного отдыха».

Хорошо оживляют интерьер зеленые растения, которые размещают в кашпо, сделанные в технике плетения макраме, из бересты или лозы. Зелень рас­тений, являясь органичным элементом интерьера мастерских и рекреаций, оказывает благоприятное воздействие на трудоспособность и психологическое состояние обучаемых. Наличие в мастерских керами­ческих ваз, кувшинов, кашпо, кензанов, декоративных ваз из дерева, капа, корней, изготовленных уча­щимися в мастерских, и другого дополнительного оборудования позволяют сформировать у школьни­ков навыки составления декоративных композиций в интерьере, развить художественный вкус, положи­тельную экологическую направленность.

На школьные мастерские возлагаются дополни­тельные функции по организации досуга школьни­ков. С этой целью УМБ мастерских дополнена специ­альным оборудованием и приспособлениями, которые обеспечивают возможность проведения занятий по изучению различных видов рукоделий: плетения в технике макраме, фриволите, лоскутной пластики, различных видов вышивки, росписи по ткани.

Очень важное значение для создания положитель­ной мотивации учения у школьников играют конкур­сы, олимпиады, выставки творческих работ, защита творческих проектов. Для реализации этих техноло­гий требуется разработать дополнительное оборудова­ние и средства обучения: стеллажи, выставочные стенды и т. д.

В целях создания более комфортных условий для адаптации новых учащихся или пропустивших заня­тия по болезни следует иметь в мастерской специаль­ные видеофильмы уроков технологии, просмотрев ко­торые школьники смогут быстрее восстановить про­белы в знаниях, вспомнить пройденный материал. Повторные просмотры видеофильмов позволяют сфор­мировать необходимые технологические умения и на­выки при максимальном сокращении времени инст­руктажа учителя. Такие видеоматериалы по трудовым операциям в комплекте с инструкционными картами, техническими рисунками и натуральными образцами позволяют осуществить действительно дифференци­рованный подход к каждому школьнику с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовки, позволяют глубоко осваивать весь курс в удобном для него темпе, строить свою «траекторию обучения».

Расширенный и дополненный комплекс УМБ для технологической подготовки позволяет включать каж­дого школьника в выполнение творческих проектов. От индивидуальных проектов дети переходя т к работе в бригадах, группах. Особенно сильное воспитательное воздействие оказывают проекты, в которых участвует весь класс, вся школа, город. Например, на базе мастер­ской обработки ткани можно выполнить проект на тему «Организация и проведение традиционных народных праздников». При этом актуализируются знания, полу­ченные по основным предметам, вырабатываются уме­ния по их применению в практической творческой де­ятельности. Внедрение результатов своей деятельности в учебный процесс школы оказывает неоценимое воспи­тательное воздействие на формирование ценностных ориентиров личности, способствует осознанному выбо­ру профессии, формирует бережное отношение к ре­зультатам человеческого труда, к окружающей среде.

Кабинет кулинарии



Рис. 5. Планировка кабинета кулинарии площадью не менее 66 м²

1- раскладной обеденный стол, 2 – стул, 3 – секционный шкаф для посуды, 4 – холодильник, 5 – умывальник для мытья рук, 6 – классная доска, 7 – стол учителя, 8 – ящик с таблицами, 9 – плита электрическая, 10 – рабочий кухонный стол, 11 – двухъёмкостная мойка.


Рис. 6. Рабочее место бригады учащихся в кухне-лаборатории




Рис. 7. Планировка комбинированной мастерской на 12 рабочих мест

1- универсальный рабочий стол, 2 – стул, 3 – стол учителя, 4 – стул, 5 – классная доска с ящиком для плакатов, 6 – экран, 7 – передвижной стол для проекционной аппаратуры, 8 шкаф для хранения учебно-наглядных пособий и работ учащихся, 9 – стол и стул для учителя, 10 – раздвижной обеденный стол, 11 – мойки, 12 – кухонный стол, 13 – электроплита, 14 – холодильник, 15 – место для ВТО, 16 – зеркало, 17 – умывальник, 18 – шторы для затемнения, 19 – раскройный стол.
Рабочие места учащихся

В кабинете кулинарии у каждого учащегося име­ются два основных рабочих места: в теоретическом классе - место за ученическим столом, в кухне-лабо­ратории - рабочее место бригады.

На рабочем месте бригады имеются двухъёмкост­ная мойка, рабочий стол, электрическая или газовая плита (газовые плиты по соображениям безопасности лучше заменять на электрические). Над рабочим сто­лом располагается двухстворчатая полка для хранения продуктов, а над мойкой - металлические полки или шкаф-сушка для посуды. Подвешивают полки на высоте 500-600 мм от поверхности рабочего стола. Над плитами также устанавливают принудительную вытяжную вентиляцию. В школах, где отсутствуют раковины с подводкой горячей воды или специально установленные мойки, можно временно использовать для последовательного мытья посуды три эмалиро­ванных таза, которые маркируют исходя из назначе­ния каждого из них.

Рабочие столы, используемые в кухне-лаборатории, должны иметь пластиковое или металлическое по­крытие (листовой алюминий или нержавеющая сталь). Их размещают между мойкой и плитой. Оптимальная высота рабочей поверхности стола 780 х 800 мм, а ее минимальные размеры - 1000 х 650 мм. В комплект с рабочим столом входит табурет с подъемным сидень­ем. Для оборудования кабинета можно использовать производственные рабочие столы СПСМ-2, СПСМ-3, СПСМ-4. Инвентарь и посуду для приготовления пи­щи размещают в секциях и выдвижных ящиках рабо­чего стола.

Кухонное оборудование (тумбы под мойками, пол­ки, рабочие столы) должны быть выполнены из мате­риалов с гладкой поверхностью, прочных и водоне­проницаемых. Поскольку с кухонного оборудования должны легко удаляться налипшие кусочки продук­тов, брызги и другие загрязнения, поверхность ра­бочих столов должна быть устойчивой к действию ор­ганических кислот и иметь антикоррозионные свой­ства.

Разделочные доски, предназначенные для нарезки и обработки мяса, рыбы, овощей и других продуктов, должны быть изготовлены из целого куска древеси­ны, без трещин и зазоров, хорошо отшлифованы и промаркированы.

Кухонная посуда должна быть изготовлена из ма­териалов, не изменяющих внешнего вида, вкуса и за­паха продуктов и готовых блюд. Лучше всего этим требованиям соответствует посуда из нержавеющей стали. Для приготовления пищи можно использовать и эмалированную посуду, но обязательно следить за тем, чтобы эмаль не имела повреждений.

Столовая и чайная посуда (тарелки, чашки, блюд­ца) должна быть фаянсовой или фарфоровой. Не до­пускается использование для приготовления пищи пластмассовой посуды, которая чаще всего предназ­начена для хранения холодных блюд и напитков, су­хих продуктов (салатницы, хлебницы, креманки, ста­канчики для салфеток и др.). Столовые при боры (ложки, вилки, ножи) должны быть только из нержа­веющей стали.

Подробнее остановимся на кухонных ножах. Су­ществует несколько типов ножей: разделочные, ре­жущие, специальные (рис. 2).

Разделочные ножи. Наиболее универсальными из них являются нож повара и кухонный нож, которые предназначены для рубки и нарезки пищи ломтя­ми. Размеры лезвия таких ножей колеблются между 7,5 и 23 см; 15 см - идеальная длина ножа. Ножи с зубчиками подходят для нарезки помидоров и дру­гих мягких овощей тонкими ломтями; и если они со­храняются острыми, то могут использоваться и для мяса. Не следует путать маленькие ножи с ножами для овощей или ножами для очистки кожуры. Лез­вия таких ножей могут быть прямыми или изогнуты­ми, с зубчиками или ровными. Размеры их лезвий ­от 6 до 9 см. Ножи для снятия с мяса с костей имеют узкие лезвия длиной до 12 см. Для приготовления филе лучше всего использовать специальный нож с гиб­ким лезвием.

Режущие ножи. Традиционный набор ножей состо­ит из режущего ножа, двузубой режущей вилки и на­пильника. Меньшие по размеру режущие ножи более гибки (особенно они подходят для филе), но может по­надобиться и длинный нож, если потребуется быстро разделать большой кусок мяса. Специальные ножи с длинными, закругленными на концах и прямыми лезвиями предназначены для ветчины, семги и ин­дейки. Маленькие ножи с загнутыми вверх лезвиями годятся для нарезки и расчленения птицы. Размеры их лезвий от 16 до 28 см.


Специальные ножи. Широкий нож для морожено­го мяса имеет усиленный, грубый зубчатый край для работы именно с замороженным мясом. Если нужно нарезать большое количество замороженного мяса, можно воспользоваться и обычным ножом, но он лег­ко может повредиться. Хлебный нож достаточно дли­нен, чтобы отрезать большой ломоть, но он не должен быть острым как бритва; традиционны лезвия с зуб­цами. Совмещенный нож-лопатка для пирога удобен для нарезки и сервировки кондитерских изделий. Есть специальный нож для сыра с лезвием, не позво­ляющим сыру прилипать к ножу.
В кабинете кулинарии дежурные должны ежеднев­но проводить влажную уборку: мыть полы, удалять пыль, протирать подоконники. Не реже одного раза в месяц следует проводить генеральную уборку: мыть стены, осветительную аппаратуру, очищать стекла от пыли и копоти. Принадлежности для уборки должны иметь маркировку и использоваться только в помеще­нии кабинета кулинарии. Необходимо иметь доста­точное количество чистых прокипяченных и прогла­женных горячим утюгом светлых кусков ткани для протирки столов, марлю для накрывания кухонной посуды и кухонного инвентаря.
Размещение и хранение оборудования и пищевых продуктов

Правильная организация хранения посуды, инвен­таря, пищевых продуктов в кабинете кулинарии иг­рает решающую роль в сохранении качества, предуп­реждении порчи и профилактике пищевых отравле­ний.

Хранение сухих продуктов в кабинете должно быть организовано в специальном шкафу или на пол­кe. Основания шкафа и полки должны быть приподняты над полом не меньше чем на 25-30 см. Сы­пучие продукты удобно хранить в железных короб­ках или в мешочках из хлопчатобумажной ткани с со­ответствующими надписями. Периодически крупы проверяют на наличие плесени и амбарных вреди­телей. Хранить сыпучие продукты следует не более 30 дней.

Особо важное значение имеют условия хранения скоропортящихся продуктов: молока, мяса, рыбы, творога и т. п. Их следует хранить в холодильнике, где постоянно поддерживаются порядок и чистота. Продукты и готовую пищу надо размещать в хо­лодильнике с учетом циркуляции холодного воздуха и товарного соседства. Продукты, непосредственно употребляемые в пищу (гастрономические, готовые кулинарные изделия), следует хранить отдельно от сырых. Предварительно просушенную и уложен­ную в пакет зелень и фрукты хранят отдельно от ово­щей. Продукты с острым запахом (сельдь, сыры, кол­басы) не следует хранить рядом с продуктами, впи­тывающими посторонние запахи (молоко, масло, кисломолочные продукты). Желательно отвести от­дельное место для каждого вида скоропортящихся продуктов. Для выполнения всех этих требований не­обходимо иметь специальную тару (наборные эмали­рованные лотки, небольшие кастрюльки с крыш­ками).

Одним из основных санитарно-гигиенических тре­бований при приготовлении пищи является раздель­ная обработка сырых и вареных продуктов с исполь­зованием промаркированных разделочных досок. Хранят доски в вертикальном положении в специаль­ном стеллаже с решетчатыми ячейками, причем до­ски не должны соприкасаться друг с другом. Стеллаж для разделочных досок может устанавливаться на столе или на решетчатой полке под крышкой рабоче­го стола.

Рабочий стол, оснащенный полками и выдвижны­ми ящиками, заполняется всем необходимым инвен­тарем и посудой для приготовления пищи. Часть по­суды, инструментов и приспособлений с помощью креплений можно повесить на стене или установить на столе в специальных держателях. Правильная ор­ганизация рабочего места позволит членам бригады не создавать друг другу неудобств в пользовании ин­струментами и инвентарем.

Столовое белье, приборы, столовую посуду, а так­же рабочую одежду хранят в специально отведенных секциях стенки или в шкафах. На все оборудование, имеющееся в кабинете, необходимо завести картотеку с указанием точного адреса хранения.

Таблицы и плакаты хранят в ящиках для таб­лиц. На каждой таблице в верхнем уг­лу с изнаночной стороны должен быть написан но­мер, который указан в списке необходимого учебного оборудования на дан­ный урок. На крышке ящика прикрепляется список находящихся в нем таблиц.

Книжный фонд кабинета кулинарии составляют учебные пособия, дидактический материал, словари, справочная литература, книги о профессиях, науч­но-популярные и специализированные журналы.
Интерьер кабинета кулинарии

Наиболее распространенным элементом оформле­ния интерьера является стенд, размещение информа­ции на котором должно вестись с учетом специфики кабинета кулинарии. В зоне, непосредственно отве­денной под приготовление пищи, т. е. в кухне-лабора­тории, информация на стендах должна носить сиг­нальный характер или иметь профилактическую на­правленность, например: «Правила обращения с электроплитой», «Порядок работы с горячими жидкостями», «Признаки доброкачественности продук­тов» содержать сведения об инструментах и приспо­соблениях, применяемых на занятиях.

Своеобразной памяткой станут для учащихся све­дения, оформленные в виде таблицы «Масса пищевых продуктов в наиболее употребляемых мерах объема».

Таблицу лучше вывесить на стенде в той части клас­са, где проходят теоретические занятия, чтобы учени­ки перед работой могли делать расчеты по рецептуре блюд.

В подборке, обработке и оформлении разнообраз­ной информации учащиеся могут принимать самое непосредственное участие.

Помимо стендов, теоретический класс, который переоборудуется в столовую, оформляют зелеными растениями, создающими благотворный микрокли­мат помещения. Они понижают температуру воздуха и повышают его влажность, улучшают состав возду­ха, обогащая его кислородом. Дополнительный уют создают наличие предметов декоративно-прикладного творчества (подносы, керамические тарелки с национальным орнамен­том, предметы с росписью по дереву и др.). Некото­рые из них могут быть сделаны самими учащимися.




написать администратору сайта