Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа по дисциплине: «Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов»Тема: Социальное консультирование в социальной работе

  • Сущность социального консультирования

  • Технология социального консультирования

  • Принципы организации социального консультирования.

  • Принципы осуществления социального консультирования 2.1. Принцип компетентности и профессионализма

  • Принцип доверительности и сотрудничества

  • Принцип конфиденциальности

  • Принцип результативности

  • Частные социальные технологии

  • Социальное Консультирование. Социальное консультирование в социальной работе



    Скачать 232.93 Kb.
    НазваниеСоциальное консультирование в социальной работе
    АнкорСоциальное Консультирование.docx
    Дата24.04.2017
    Размер232.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциальное Консультирование.docx
    ТипКонтрольная работа
    #2131
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Министерство образования Республики Карелия

    ГАОУ СПО «Петрозаводский педагогический колледж»

    Контрольная работа

    по дисциплине: «Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов»


    Тема: Социальное консультирование в социальной работе

    с пожилыми людьми и инвалидами


    Выполнила студентка

    401 группы

    И.В. Березина

    Специальность 040401

    «Социальная работа»

    Преподаватель:

    Г.Н.Михеева


    Петрозаводск

    2013

    Оглавление


    Сущность социального консультирования______________________2-4
    Технология социального консультирования____________________5-21
    Список литературы__________________________________________22


    1. Сущность социального консультирования


    Ряд проблем, с которыми сталкивается человек, он может успешно решить либо самостоятельно, либо с помощью близких ему людей. Но в ряде случаев ему не хватает знаний, опыта, информации и т. п. Тогда человек вынужден прибегнуть к помощи специалиста, т.е. получить консультацию.

    При этом о потребности в консультации можно говорить только в случае, если человек не отказывается от самостоятельного воздействия на ситуацию, от самостоятельной деятельности по решению возникшей у него проблемы. Подобного рода потребность создаёт возможность для организации и осуществления социального консультирования как вида социальной помощи и как разновидности профессиональной деятельности социальных работников и других специалистов.

    В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования:

    1.Функциональный, при нём консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. направление лечащим врачом пациента к узкому специалисту для получения дополнительной информации о состоянии его здоровья, это рассматривать как пример подобного консультирования. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.

    2.Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

    Реализация процесса социального консультирования на практике требует дифференцированного подхода к этому виду деятельности, что проявляется в существовании различных его видов. Как любое социальное явление, социальное консультирование можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

    По объекту воздействия выделяют индивидуальное консультирование, предполагающее работу с отдельным человеком, и групповое консультирование, когда объектом воздействия специалиста является собой какая-либо группа или коллектив. Следует иметь в виду, что объектом социального консультирования может быть только малая социальная группа – семья, студенческая группа и т.п.

    Более широкий спектр разновидностей социального консультирования, можно выделить по такому основанию как характер и содержание обсуждаемых и решаемых с клиентом проблем. Многообразие проблем и сложностей, с которыми сталкивается на протяжении своей жизни каждый человек, приводит к существованию таких видов консультирования как медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, управленческое и другие. Эти виды социального консультирования хорошо знакомы каждому человеку, который хоть раз обращался за помощью в решении различных проблем к соответствующему специалисту – врачу, медику, юристу, чиновнику и т.п.


    1. Технология социального консультирования


    Многообразие видов социального консультирования позволяет, тем не менее, говорить о существовании ряда универсальных его характеристик. Одной из них является то, что, будучи методом оказания социальной помощи, видом социальных услуг, социальное консультирование независимо от своей видовой принадлежности оказывается на добровольной основе тому, кто в этой услуге нуждается. В этом реализуются важные принципы социальной работы как вида профессиональной деятельности – уважение к личности человека, его правам, неприкосновенности частной жизни.

    Человек, столкнувшийся с какой-либо проблемой и не имеющий возможности решить её самостоятельно, может осознать и обозначить зону собственных затруднений, но, как правило, не представляет, что именно и каким путём необходимо изменить, чтобы проблема была решена. Следовательно, он не может точно указать какая именно помощь или услуга ему необходима для преодоления возникшего затруднения. В такой ситуации консультант и приходит на помощь, реализуя на практике вышеназванные виды социального консультирования.

    Ещё одной универсальной характеристикой социального консультирования являются его принципы. Даже краткое рассмотрение основных видов социального консультирования позволяет с высокой степенью достоверности предположить, что в процессе своей профессиональной деятельности консультанту приходится, во-первых, быть достаточно компетентным по целому ряду социальных и личностных проблем, во-вторых, доверительно общаться с клиентом, в-третьих, брать на себя определённую ответственность за решение его проблемы. Для того, чтобы быть достаточно эффективной и результативной, такая деятельность должна опираться на следующие группы принципов: принципы организации социального консультирования и принципы его осуществления. Каждая из этих групп, включает строго определённые элементы. Рассмотрим их более подробно.

    1. Принципы организации социального консультирования.

    1.1.Принцип анализа подтекста, предполагающий наличие у консультанта способности и умения различать в запросе и словах клиента несколько «слоёв», своеобразное умение «читать между строк». Это позволяет специалисту, не перебивая и не напрягая излишними вопросами человека, понять, в чём состоит суть его проблемы или затруднения.

    1.2.Принцип отказа от конкретных рекомендаций, направленный на то, чтобы исключить навязывание клиенту какого-либо одного способа поведения и деятельности. Консультант должен предложить некоторый определённый спектр возможностей. Выбор из предложенного – прерогатива клиента и только его.

    1.3.Принцип системности, позволяющий консультанту при работе с клиентом выделить своеобразную «единицу анализа обсуждаемой проблемы»: семья, определённые цели и потребности клиента, особенности его личности и т.п. Это позволяет определить основу формирования проблемы, с которой столкнулся человек и возможные пути её решения.

    1.4.Принцип уважения личности клиента, направленный на пресечение любых попыток консультанта «перевоспитать» или «переделать» клиента в соответствие с собственными представлениями о человеке в целом, его свойствах и качествах.

    2. Принципы осуществления социального консультирования

    2.1.Принцип компетентности и профессионализма, предполагающий наличие у консультанта необходимых знаний, умений и навыков, которые он предоставляет в распоряжение клиента. Личные интересы консультанта при этом должны быть подчинены интересам клиента. I. Профессиональный подход – помочь клиенту понять, как он может сам себе помочь, – основная задача консультанта.

    Консультант – это профессионал, обладающий определенным объемом знаний, навыков и умений, которые он приобрел с помощью системы профессионального обучения и тренировки, практической работы. И эти знания и опыт он предоставляет в распоряжение клиентов.

    Компетентность консультанта – это основа его профессионального подхода к решению проблемы. Он должен обладать теми знаниями и умением, которые необходимы данному клиенту.

    Консультант должен хотеть и быть способным критически оценивать свои собственные знания и умения, рассматривая новое задание.

    Можно выделить пять элементов профессионализма:

    1)  социальные знания и методы;

    2)  соответственно подготовленные опытные кадры;

    3)  совокупность стандартов для обеспечения выполнения работ на профессиональном уровне;

    4)  заинтересованность консультанта и клиента в совместной работе;

    5)  наличие специализированных организаций для выполнения заказов.
    2.2.Принцип доверительности и сотрудничества, реализация которого на практике позволяет создать атмосферу взаимного доверия между консультантом и клиентом. В таких условиях возможность решения проблемы клиента становится более реальной. Кроме того, атмосфера доверия и доверительности является залогом того, что при возникновении подобных проблем и затруднений в будущем, клиент вновь обратится за помощью к консультанту.

     Принцип доверительности в консультировании является наиболее важными между консультантом и клиентом. Консультант сам может обратиться за советом к клиенту, доверяет ему и полагается на него. Необходимо делиться своими чувствами и открыто признавать свои ошибки, недостатки, нехватку знаний. Целью всего этого является создание атмосферы сотрудничества и взаимной ответственности для достижения общей цели. Клиент должен верить, что заинтересованность консультанта в участии и взаимном доверии искренна и не является видимостью, а сотрудничество – действительно правильный путь достижения желаемых результатов. Для этого консультанту следует избегать одностороннего влияния и контроля, следует подключить клиента к активному обсуждению и решению проблем.
    2.3.Принцип конфиденциальности, гарантирующий, что пол ученная консультантом в процессе консультации информация о клиенте не будет распространена и обнародована без согласия и разрешения последнего. Нарушение этого принципа является для консультанта недопустимым превышением своих полномочий.

    Работа с клиентом предполагает, что консультант обладает определенной информацией, касающейся деятельности и проблем клиента. Без разрешения клиента консультант не вправе распространять имеющуюся у него информацию в каком бы то ни было виде (статья, доклад, реплика и т.д.). Если консультант дает такую информацию, то он превышает свои права и его поступки можно считать нарушением соглашения между ним и клиентом. Не имеет значения, каким способом эта информация была дана (высказывание, показ посторонним лицам документов клиента и др.). Клиенты должны быть уверены, что могут доверять консультантам, иначе консультирование не может быть успешным. Нарушение частности и конфиденциальности ведет к потере доверия к консультанту, и тем самым он теряет своих будущих клиентов.
    2.4.Принцип результативности, направленный на то, чтобы усилия консультанта либо помогли клиенту решить возникшую у него проблем у, либо создали для этого необходимые условия. При этом, ведущая роль в оценке результативности работы консультанта принадлежит клиенту.

    Особенно трудно решить вопрос об эффективности конечных результатов консультирования. Между выполнением консультантом своих обязанностей и результатами его работы существует определенная взаимосвязь, но предъявлять какие-то претензии к консультанту трудно, так как он выступает лишь в роли советчика. Нельзя ожидать и тем более требовать от консультирования, чтобы результаты были точно такими же, как у других клиентов. Но если консультант обещал больше, чем клиент получил, то консультант несет за это ответственность как за невыполненную работу.

    Результативность консультативной деятельности можно определять исходя из взаимного уважения, доверия, понимания.

    Рассмотрев основные принципы консультирования, можно выделить профессиональные ценности консультанта.

    1.  Прямо и честно говорить то, что думаешь, обращая внимание на впечатление, которое твои слова производят. Не выражать свои мысли в грубой форме, неприятные вещи сообщать в подходящей ситуации.

    2.  Открытость в общении и работе. Стремиться быть понятным.

    3.  Консультант и клиент должны вместе определять, какую работу необходимо провести.

    4.  Принцип взаимного выигрыша при рассмотрении конфликтных вопросов, то есть разрешение споров без ущерба для любой из сторон.

    5.  Строить работу в три этапа: действие, его осмысление, извлечение уроков (коррекция действий).

    6.  Постоянная обратная связь.

    7.  Стремиться к установлению атмосферы доверия.

    8.  С пониманием относиться к ситуации, когда люди говорят "нет".

    Вышеизложенные принципы подходят для консультанта, работающего в любой сфере.

    Специалист, работающий в области социального консультирования, должен владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным. Он выделил шесть принципов.

    1.  Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе клиента и выделять способы работы с этими слоями).

    2.  Принцип отказа от конкретных рекомендаций (человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).

    3.  Принцип стереоскопического диагноза (в семейном консультировании необходим учет мнения более чем одной стороны).

    4.  Принцип системности (выделение системной единицы анализа, будь то индивид, семья как целое или индивидуальный жизненный путь как целое).

    5.  Принцип уважения личности клиента (отказ установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на принятие, понимание клиента).

    6.  Принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различие дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д.).

    Консультант должен иметь возможность оценивать любую ситуацию, говорить правду, предлагать четкие и объективные рекомендации клиенту, не задумываясь о том, как это повлияет на его собственные интересы.
    Рассмотренные выше виды социального консультирования, принципы его организации и осуществления позволяют рассматривать процесс консультирования как направление социоинженерной деятельности, объектом которой выступает система ценностей, норм и установок человека или группы. Важнейшая задача консультанта состоит в том, чтобы способствовать преобразованию внутреннего мира клиента на основе переосмысления им своих жизненных ценностей. Подобный процесс получил в теории и практике социальной работы название аксикреация.

    В дословном переводе на русский язык этот термин означает «создание, творение ценностей». Более строгое определение этого понятия звучит следующим образом.

    Аксикреация – это процесс порождения, формирования и закрепления у человека или группы новых ценностей, а также регенерация, переосмысление и принятие переосмысленных прежних ценностей. Изменение ценностных структур происходит в результате длительного и систематического общения клиента с консультантом, в процессе реализации разнообразных видов консультирования.

    Длительность этого процесса позволяет выделить последовательный ряд этапов социального консультирования, каждый из которых направлен на решение определённых задач и достижения определённых целей.

    1.Анализ проблемы, задача которого состоит в том, чтобы клиент мог «взглянуть на себя со стороны». Подобный взгляд позволяет понять, что многие затруднения связаны не столько с объективными трудностями и обстоятельствами, сколько с субъективными установками, стремлениями, целями и идеалами человека.

    2.Постановка проблемы, при которой происходит непосредственное воздействие на систему ценностей клиента с целью её изменения. Именно здесь, собственно, и начинается процесс аксикреации и личностной реинтеграции, т.е. восстановление связей между субъектом и окружающим его миром. Успешным и результативным подобное воздействие станет тогда, когда последовательно будут решены важнейшие задачи процесса аксикреации, а именно:

    «разблокирование» предыдущей системы ценностей, т.е. её пересмотр и переоценка, в ходе которых свойственные человеку ценностнонормативные структуры подвергаются сомнению, становятся менее прочными, в результате

    чего создаётся пространство для формирования новой системы ценностей, норм и установок;

        «изменение» существующей системы ценностей, когда человек получает возможность апробировать новые, не свойственные ему ранее ценности и нормы; при этом, он может попытаться идентифицировать себя с теми субъектами, для которых эти нормы и ценности являются привычными, оценив, таким образом, их достоинства и недостатки;

        «заблокирование» новой ценностно-нормативной системы, т.е., окончательное принятие человеком новых ценностей, норм и установок, которые становятся неотъемлемым элементом его личности.

    Необходимо помнить, что для решения всего комплекса задач требуется время, в течение которого клиент нуждается в поддержке, поощрении и необходимой помощи.

    Новый ценностный и мотивационный комплекс, который формируется у человека в ходе решения вышеуказанных задач, продолжает развиваться в процессе дальнейшего общения с консультантом и последующей жизнедеятельности, приобретая всё новые и новые элементы, черты и свойства. Единство этих процессов может быть обозначено как аксиогенез, т.е., последовательное и непрерывное совершенствование и развитие системы ценностей субъекта. Этот процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека и непосредственно влияет на то, какие пути, средства и способы самореализации он для себя выбирает.

    3.Формулировка целей, на котором человек, при поддержке и помощи консультанта, получает возможность поставить перед собой новые цели в соответствии с новой системой ценностей, выработанных на предыдущем этапе.

    4.Выработка решений, на котором в ходе совместной с консультантом деятельности клиент имеет возможность выработать определённый диапазон возможных решений и при их практической реализации становится возможным достижение им новых жизненных целей.

    5.Реализация решения, на котором осуществляется процесс выбора и реализации человеком какого-либо из принятых ранее решений по достижению новых целей.

    Последние, как и новые мотивы деятельности человека становятся основой для его последующей жизнедеятельности, выполнения им новой системы социальных ролей и приобретения новых социальных позиций и статусов.

    В зависимости от условий происходит процесс аксикреации, что представляют собой проблемы и потребности клиента и возможности консультанта, выделяются следующие основные формы и способы социального консультирования. При этом, наиболее существенную роль в выборе конкретных способов и форм работы в каждом случае играют рассмотренные выше целевые установки клиента. В настоящее время в практике социальной работы в целом и социального консультирования в частности используются следующие формы и способы деятельности:

       монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом;

       диалог, свободная беседа клиента и консультанта;

       ответы консультанта на прямые вопросы клиента;

       разнообразные тестирования;

       различные тренинги и обучения и т.п.

    Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует от специалиста, во-первых, искреннего желания помочь человеку, во-вторых, деликатности при контакте с ним, и, в-третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе.

    Для успешной и эффективной организации и осуществления процесса социального консультирования необходимо соблюдение ряда принципов, помимо тех, которые были перечислены выше.

    1.Принцип заинтересованности клиента, предполагающий, что при работе с клиентом консультант должен, в первую очередь, убедить его в необходимости и полезности аксикреации или аксиокоррекции с целью последующего решения существующей проблемы.

    2.Принцип ситуативного контроля, соблюдение которого позволяет консультанту даже в условиях напряжённой работы сохранять возможность трезвого и объективного взгляда на ситуацию, чтобы вмешаться в неё в случае возникновения негативных или деструктивных тенденций.

    3.Принцип органичности и естественности, заключающийся в том, что консультанту не следует форсировать и искусственно ускорять процесс аксикреации. Он должен быть естественным результатом совместной деятельности консультанта и клиента по осмыслению и анализу возникшей проблемы.

    4.Принцип незавершённости, направленный на то, чтобы оставить клиенту возможность принятия другого решения, формирования новых, дополнительных ценностей, пересмотра решений, принятых ранее.

    Реализуя эти принципы в практике своей профессиональной деятельности, консультант всегда должен помнить о том, что ведущая роль в процессе консультирования принадлежит клиенту. Именно он выбирает конкретный вид консультирования, формы и методы его осуществления. В распоряжении консультанта – опыт, знания, информация, умения и навыки, которые он предлагает в распоряжение клиента. Задача консультанта состоит в том, чтобы побудить клиента к принятию правильного и адекватного в данной ситуации решения, не демонстрируя при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.

    Как любая другая социальная технология, социальное консультирование предполагает выполнение ряда значимых для общества и человека функций. К ним можно отнести следующие:

       передача определённых норм, ценностей и представлений об оптимальных   моделях поведения и способов деятельности;

       предоставление необходимой клиенту информации;

       контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневной жизни клиента;

       формирование у клиента адекватных представлений о себе, своих возможностях, ценностях и идеалах и об окружающем мире;

      обучение человека эффективным и адекватным способам разрешения
    ценностно-нормативных конфликтов.

    Развитие в обществе системы органов и учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере социального консультирования, укоренение в общественном и массовом сознании представлений об эффективности подобной помощи, развитие системы подготовки соответствующих специалистов позволит в будущем значительно повысить уровень социальной защищённости как общества в целом, так и каждого отдельного человека

    3. Частные социальные технологии.

    3.1. Социальная работа с бедными и малоимущими.

    Неоднозначность процессов, происходящих в современном российском обществе, порождает яростное столкновение взглядов, мнений, оценок. Но практически все участники научных и политических дискуссий, независимо от мировоззренческой, научной и политической ориентаций, соглашаются с тем, что одной из наиболее болезненных проблем современной России является проблема бедности, проблема стремительного имущественного расслоения населения. Сегодня бедность приобретает черты масштабного и массового явления, не обращать внимание на которое уже невозможно.

    Методы социального консультирования можно разделить на две группы.

    Первая группа. Консультант может предложить наиболее подходящие рекомендации или советы исходя из своих знаний и опыта работы. Используя такие методы, консультант отвечает за качество и законченность совета.

    Вторая группа. Консультант стремится развить у организации способности самостоятельного решения проблем.

    Это разделение на группы зависит от поведенческих ролей консультанта, его "директивного" и "недирективного" поведения.

    Директивный – консультант занимает позицию руководителя и является инициатором действий.

    Недирективный – позволяет клиенту активно участвовать в выработке решений.

    Рассмотрим методы консультирования: проективное консультирование, рефлексивное консультирование, консультирование процесса, прогностическое консультирование, диагностическое интервью, элемент социально-психологического тренинга, игровые методы.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    написать администратору сайта