Главная страница
Навигация по странице:

К теме 5. Тема Государственноправовые основы социальной работы



Скачать 129.5 Kb.
Название Тема Государственноправовые основы социальной работы
Анкор К теме 5.doc
Дата 16.01.2018
Размер 129.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла К теме 5.doc
Тип Документы
#15287


Тема 5. Государственно-правовые основы социальной работы

1. Социальная политика в России: основные направления социальной работы. 2. Конституция РФ. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере социального обслуживания населения, и механизмы их принятия в центральных государственных органах и на местах.
1. Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик, объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных (здоровых) потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось, малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжелобольных и т. д.

В начале 90-х гг. социальная политика имела дело с последствиями экономических преобразований и трансформировала институты социальной сферы, реагируя на экономические реформы, в основном на изменения в финансировании. По такому сценарию, в частности, разворачивались события в секторах, которые составляют основу любой социальной системы, – в пенсионной системе и социальном страховании. Здесь основные действия были сведены к созданию новых финансовых институтов, так наз. внебюджетных социальных фондов – Пенсионного фонда (ПС), Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонда социального страхования (ФСС). Одновременно появление принципиально нового для российской экономики феномена масштабной безработицы потребовало быстрого принятия Закона о занятости населения РФ (1991 г.), создания соответствующего внебюджетного фонда Государственного фонда занятости населения РФ (ГФЗН) и Федеральной службы занятости (ФСЗ), прерогативой которой стала политика противодействия безработице. С середины 90-х гг., на рубеже 1996-97 гг., начался второй этап в формировании социальной политики. Отношение к ней резко изменилось: начались обсуждение и подготовка целого ряда преобразований. К середине 90-х созрело понимание, что с экономической и финансово-бюджетной точек зрения поддержание социальной сферы в том виде, в котором она сложилась к этому моменту, малоэффективно, неперспективно, а главное, дорого. Стало очевидно, что драматические демографические события, неразрешенность многих социальных проблем, неэффективность традиционных институтов социальной сферы, неблагополучные социальные процессы, особенно в сфере доходов населения, и прочие негативные факторы тормозят дальнейший экономический рост. В середине 90-х бесспорным было лишь одно крупное экономическое достижение – достижение финансовой стабилизации.

С февраля 2002 г. вступило в силу новое трудовое законодательство. И хотя новый Трудовой кодекс несет в себе генетические черты своего предшественника КЗоТа (1971 г.), его принятие позволило рационализировать трудовые отношения, привести их в соответствие рыночной экономике, стало определенным шагом вперед. В 2002 г. стартовала пенсионная реформа, предусматривающая изменение принципов пенсионной системы: переход к страховой системе и формированию накопительного компонента. 2005 г. ознаменовался стремительным перемещением социальных проблем с политической периферии в эпицентр социально-экономических программ и политики. В начале года ступил в силу Федеральный закон № 122, который дал начало реформе социальных льгот. В сентябре 2005 г. Президент РФ провозгласил начало реализации четырех приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие сельского хозяйства». В мае 2006 г. в послании президента Федеральному собранию РФ сформулирована программа по преодолению демографического кризиса. Активизируются действия в миграционной сфере. 2005 г. стал поворотным для социальной политики в России, которая вступила в новый, третий, этап своего развития. На протяжении всех последних десятилетий наиболее острым социальным вопросом остается проблема низких доходов населения. Она имеет множественные проявления и пронизывает все стороны социально-экономического развития. Зрелость и эффективность любой социальной системы определяется также отношением к пожилым и детям.

Из Послания Президента Российской Федерации

Федеральному Собранию (12.12.12)

http://президент.рф/news/17118
1. Глобальное развитие становится всё более неравномерным. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера. Ужесточается конкуренция за ресурсы. … не только за металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект. Кто вырвется вперёд, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от её внутренней энергии; как говорил Лев Гумилёв, от пассионарности, от способности к движению вперёд и к переменам.

2. В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.

3. После 70-летнего советского периода граждане России прошли через необходимый и естественный этап восстановления значимости своих частных интересов. Это абсолютно нормально. Но работа каждого на себя имеет и свои пределы, имеет и свои границы. Нельзя достичь благополучия, если за порогом твоего дома разруха, неустроенность и отсутствие безопасности. Нельзя прожить особняком, не помогая слабым, не расширяя ответственность за пределы своей семьи либо профессиональной группы или ассоциации. Сегодня это понимает всё большее и большее число граждан нашей страны. Идёт становление гражданской активности. Люди начинают соотносить свою собственную жизнь, свою работу с заботами об окружающих, с устремлениями всего народа и интересами государства.

4. В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.

5. Сегодня доля молодого, активного, трудоспособного населения России от 20 до 40 лет – одна из самых высоких в развитых странах мира. Но уже через 20 лет численность такой возрастной категории может сократиться в полтора раза; если ничего не делать, такая тенденция продолжится. Либо именно сейчас мы сможем открыть для этих поколений жизненную перспективу, трудиться на хорошей, интересной работе, строить бизнес, обзаводиться жильём, создавать большую и крепкую семью, воспитывать много детей, быть счастливыми в своей собственной стране, либо уже через несколько десятилетий Россия превратится в бедную, безнадёжно постаревшую по возрасту (в прямом смысле этого слова) и неспособную сохранить свою самостоятельность и даже свою территорию страну.

6. Демографические программы, принятые в прошлом десятилетии, слава богу, работают. Численность населения страны не только стабилизировалась, но и начала расти. За январь–сентябрь текущего года она выросла более чем на 200 тысяч человек. При этом впервые за всю новейшую историю нашей страны мы пять месяцев подряд фиксируем естественный прирост населения: рождаемость наконец стала превышать смертность.

Сегодня продолжительность жизни в России за последнее четырёхлетие выросла почти на 2,5 года – это хороший показатель – и превысила 70 лет. Однако уровень смертности у нас ещё очень высок, особенно среди мужчин среднего возраста. Мы вместе обязаны преодолеть, прямо скажу, безответственное отношение общества в вопросах здорового образа жизни. Наряду с развитием здравоохранения больше внимания следует уделять сбережению здоровья. Конечно, это не означает, что мы с меньшим вниманием станем относиться к улучшению медицинской помощи, повышению её доступности, вовсе нет. Но действий только в области медицины недостаточно. Правительство должно внедрять программы замещения мест с вредными условиями труда, повышения безопасности на дорогах. Только курение – мы знаем об этом с вами хорошо и много раз уже повторяем, – алкоголизм, наркомания преждевременно уносят сотни тысяч жизней наших граждан ежегодно.

Важнейшее направление – развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодёжи. Ведь именно для того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятия физкультурой и спортом стало модным, престижным делом, мы и организуем в нашей стране крупнейшие международные соревнования. Но эту задачу, задачу занятий спортом и физической культурой, массовым спортом, не решишь лишь за счёт проведения международных спортивных форумов и увеличения даже учебных часов физкультуры в школах и вузах. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий прежде всего для детей, хочу это подчеркнуть, для детей младшего возраста. Именно в этом возрасте, как мы знаем, на всю жизнь закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать.

7. У нас принята программа предоставления семейного капитала при рождении второго ребёнка. Она работает, и работает успешно, будет действовать, как и предусмотрено, до конца 2016 года. …Уже начиная с 2013 года начнём выплаты дополнительных пособий при рождении третьего и последующего детей в тех регионах страны, где демографическая ситуация пока хуже, чем в среднем по стране. Таких субъектов Федерации у нас пятьдесят. Большая их часть сосредоточена в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах. … Демографы утверждают, что выбор в пользу второго ребёнка – это уже потенциальный выбор в пользу третьего. Важно, чтобы семья сделала такой шаг. И, несмотря на сомнения некоторых экспертов – а я отношусь к ним с уважением, – я всё-таки убеждён, что нормой в России всё-таки должна стать семья с тремя детьми. Но, чтобы это было так, нужно многое сделать.

8. …у нас есть уникальный шанс в ближайшее десятилетие кардинально решить и другую застарелую российскую проблему – жилищную. Считаю этот вопрос наиболее важным как для Правительства Российской Федерации, так и для руководителей регионов России. На первом этапе реализации нацпроекта «Жильё» удалось создать условия для развития ипотеки. Объём ипотечных кредитов растёт в последние два года по 40–50 процентов в год. Это хороший показатель, но, прямо скажем, и это мы с вами тоже хорошо знаем, ипотекой пользуются в основном люди с доходами выше среднего. Остальным гражданам она пока не по карману. … надо перейти к решению жилищного вопроса для более широких категорий граждан: молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, учёных, инженеров, принять меры по увеличению ввода доступного жилья эконом-класса, а также значительно расширить возможности аренды жилья.

9. …к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Это главное направление нашего удара. Нам нужно возродить инженерные школы и подготовку рабочих кадров. …на человека труда нужно больше обращать внимания.

10. Отдельно хочу сказать о социальной сфере. За специалистами, работающими здесь, закрепилось казённое определение «бюджетники». Это, однако, те люди, которые имеют высокое образование, квалификацию; по содержанию своего труда, по культурным потребностям, по социальной активности они часть так называемого креативного класса. Креативный класс, а если использовать традиционное слово, интеллигенция – это прежде всего врачи, учителя, преподаватели вузов, работники науки, культуры, и такие люди работают в каждом регионе, в каждом посёлке, в каждом городе. В то же время по уровню доходов они пока не дотягивают до среднего класса, вынуждены отказывать себе и в нормальном отдыхе, и в жизненном комфорте, и в профессиональном развитии, искать постоянно дополнительные заработки. Долгие годы государство недоплачивало этим специалистам, просто не имело возможности, прежде всего потому, что мы обязаны были решить другие серьёзные, острейшие проблемы, такие, например, как повышение пенсий, потому что пожилые люди находились в ещё более худшем положении, часто просто за гранью нищеты. Сейчас мы можем кардинально изменить ситуацию в социальных отраслях.

11. На улицах наших городов и посёлков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребёнка выплеснули. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И всё это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше – создаёт долгосрочные угрозы обществу, безопасности да и целостности России.

12. …явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. …Укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России.

13. Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать. Школа не просто передаёт набор знаний. Думаю, вы со мной согласитесь: качественное обучение без воспитания невозможно. Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты, и в первую очередь она должна быть современной. …развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции, летние спортивные лагеря, специальные познавательные туристические маршруты для детей. Всё это должно быть доступно каждому ребёнку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи.

14. Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство – изначально так было, – государство-цивилизация, скреплённое русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире. … Мы с огромным вниманием и с огромным уважением относимся, и должны, и будем относиться к каждому этносу, к каждому народу Российской Федерации. В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила. Мы не допустим появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила.

15. Процесс получения гражданства для наших соотечественников, для тех, кто культурно и духовно близок России, затруднён и до безобразия забюрократизирован. … В вопросах миграционной политики исключительно важна роль общественных институтов. В этой связи считаю правильным расширить возможности национально-культурных автономий, в том числе предоставлять им бюджетные гранты для реализации программ по правовой, социальной, культурной адаптации мигрантов. Кстати, во многих странах такой опыт показывает свою эффективность.

16. …дисбалансы территориального развития, рынка труда, социальной сферы. Сегодня найти работу с достойной заработной платой, как правило, можно только в столицах или сырьевых регионах, получить качественное образование и медпомощь в нескольких крупных городах.
1.1. Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции; социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования; социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства; социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества.

1.2. Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие, как инвалиды; безработные; участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; труженики тыла во время Великой Отечественной войны; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, в других войнах и мирное время; бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные; беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мест заключения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; лица без определенного места жительства; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инвалидов; семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи (в том числе студенческие); матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормящие матери; самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки; дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, семьи, где родители педагогически несостоятельны; лица, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидным поступкам.

2. В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и развития системы социальных служб (См.: Конституция Российской Федерации. М., 1993. С. 6). В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах. Принятые в 1995 г. Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» положили начало созданию правовых основ, устанавливающих основные законодательные нормы социального обслуживания и способствующих развитию социальной работы. Право в виде законов и подзаконных актов имеет общее социальное значение для становления системы социальной работы и играет обеспечительно-организационную роль в функционировании социальных служб: во-первых, в обеспечении социальных гарантий, развитии социального обслуживания от минимальной необходимости к оптимальной достаточности; во-вторых, в воспроизводстве различных социальных услуг, необходимых для постоянного удовлетворения потребностей клиентов социальных служб (настоящих и потенциальных); в-третьих, в регламентации технологий социального обслуживания, видов и форм предоставления социальных услуг; в-четвертых, в определении основополагающих принципов организации обратной связи и обмена информации внутри системы социального обслуживания. Правовое обеспечение имеет большое значение как для создания и развития организационно-управленческих систем социального обслуживания населения, так и обеспечения гарантий качественного обслуживания клиентов социальных служб, высокого качества социальной работы в целом. Понятие «правовое обеспечение социальной работы, социального обслуживания» непосредственно связано с понятием «механизм правового регулирования социального обслуживания». Последнее, как подчеркивает ряд исследователей, охватывает все юридические средства, участвующие в правовом регулировании социального обслуживания, и те отношения, в которых осуществляется становление и развитие социальных служб, предоставление гражданам России социальных услуг. Указанный механизм, как представляется, состоит из основных компонентов правовых норм, правоотношений и правовых актов, объектов и субъектов правового обеспечения системы социального обслуживания.

При этом необходимо иметь в виду, что нормативная правовая база социального обслуживания населения на территории Российской Федерации не может противоречить признанным Россией международным нормативным правовым актам. Например, вступившим в силу в 1975 г. Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и Международному пакту о гражданских и политический правах, вместе составляющим Международный билль о правах человека. В 1975 г. генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах инвалидов. В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения приняла международную классификацию дефектов, инвалидности и нетрудоспособности. Конвенция о правах ребенка (1989) запретила дискриминацию по признаку инвалидности. 20 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Стандартные правила обеспечения равных возможностей» – 22 правила, которые затрагивают разные сферы жизни инвалидов: медицинское обслуживание, реабилитацию, образование, занятость, социальное обеспечение, семейную жизнь, культуру, отдых и спорт, религию, подготовку персонала организации инвалидов и т.д. 3 мая 2008 г. вступила в силу Конвенция ООН о правах инвалидов.

Задолго до ее принятия в августе 1988 г. было учреждено Всероссийское общество инвалидов, с конца 80-х гг. получает дальнейшее развитие пресса для инвалидов. В ст. 39 Конституции РФ (1993) говорится, что каждому гражданину «гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае его болезни, инвалидности», и правовой статус инвалидов определен ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Права пожилых граждан и инвалидов на социальное обслуживание, его виды и содержание установлены ФЗ от 2.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». После принятия ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» появились новые благотворительные организации и фонды, призванные помогать инвалидам. В развитие основных положений Конвенция ООН о правах инвалидов Указом Президента РФ от 17.12.2008 № 1792 создан Совет по делам инвалидов при главе государства. Приказом Роспечати от 19.03.2009 № 66 «Об организации работы по предоставлению государственной поддержки в сфере периодической печати в 2009 году» был образован Экспертный совет Роспечати по обору организаций – получателей государственной поддержки в сфере периодической печати, осуществляющих реализацию социально значимых проектов и выпуск периодических печатных изданий для инвалидов. Положения, обеспечивающие инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, содержатся в Градостроительном кодексе РФ.

К началу 1990-х годов процесс, начатый еще в 60-х годах прошлого столетия, завершился: Россия присоединилась к зоне действия ряда международных конвенций, гарантирующих права на развитие, образование и социальное обеспечение для детей с ограниченными возможностями, де-юре признала за собой ответственность за их выполнение и сделала решительный шаг к гуманизации общества. Впервые в отечественной практике была создана правовая основа интеграции в социум детей с нарушенным развитием. Государство закрепило свою обязанность обеспечить всех детей, в каком бы состоянии они ни находились, необходимым им образованием.

Конституция РФ (п. 4 ст. 15) декларирует примат международного права, и российское законодательство в соответствующей области должно опираться на подписанные Россией международные договора и иные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права. Международное право «сверхавторитетно» и может служить основанием для отстаивания законных интересов ребенка в суде.  К документам, формирующим правовую позицию международного сообщества по этим вопросам, относятся прежде всего Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования и Конвенция о правах ребенка . Приведем принципиально важные с точки зрения обеспечения прав особых детей на полноценные образование и реабилитацию положения данных документов.
Из Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования
(принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.;
ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 2 июля 1962 г.)

Статья 1.1. В настоящей Конвенции выражение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение.., которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства в области образования, и в частности:

а) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа ;

<�…>

d) положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

Статья 3. …Государства… обязуются:

а) отменить все законодательные постановления и административные распоряжения и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования…

Статья 4. Государства… обязуются…:

с) поощрять или развивать подходящими методами образование лиц, не получивших начального образования или не закончивших его, и продолжение их образования в соответствии со способностями каждого…

Статья 9. Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются.
Из Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
(ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР
от 13 июня 1990 г.)

Статья 23.

1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется по возможности бесплатно, с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

Статья 28.

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование…

Статья 29.

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме…

b) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия…

2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством…

Статья 39.

Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации… или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения… Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.
Основные признаки правового обеспечения в Российской Федерации можно сгруппировать в пять блоков:

– согласованный единый комплекс федеральных законов, касающихся социального обслуживания населения в целом;

– правовые акты субъектов Российской Федерации, выражающие нормы правообеспечения социального обслуживания;

– подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системами и подсистемами социального обслуживания;

– нормативная регламентация деятельности отдельных учреждений и категорий специалистов социальных служб;

– правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиентов социальных служб;

– определенный уровень правосознания населения и работников социальных служб и др.

Для государственных органов управления в субъектах Российской Федерации чрезвычайно важно учитывать, что правовое обеспечение социального обслуживания должно представлять собой, с одной стороны, комплекс средств правового воздействия на общественные отношения в регионе, а с другой — упорядоченную совокупность правовых норм на уровне субъекта Российской Федерации, регламентирующих прежде всего систему управления социальным обслуживанием и обеспечивающих упорядоченность деятельности социальных служб, а в конечном счете гарантирующих право каждого человека на получение высококачественных социальных услуг. Нормативно-правовая регламентация системы управления в социальном обслуживании населения реализуется через проектирование социальных служб (отработка моделей), формализацию, стандартизацию, лицензирование, нормирование и информирование. Это аксиомы управления социальным обслуживанием, по крайней мере, в государственном секторе.

В отечественной практике неоднократно предпринимались попытки провести ревизию действующих норм и вооружить работников социальных служб правовыми актами по вопросам социального обслуживания населения. Так, в 1994 г. был подготовлен сборник нормативных актов «Организация социального обслуживания населения» (См.: Организация социального обслуживания населения: Сб. нормативных актов (1993-1994 гг.). М.: Минсоцзащиты России, 1994). В 1997 г. вышли «Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях» и «Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей» (См.: Сборник нормативно-правовых актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях. Части I, П. М.: Минтруд России, ЦБНТИ, 1997; Топчий Л. В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. М., 1997). В них были представлены документы, имеющие отношение к сфере социального обслуживания населения и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации. К первой группе отнесены такие международные акты, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей» и др.; ко второй — Конституция (Основной Закон) Российской Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (15 декабря 1995 г.), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (17 мая 1995 г.) и др.; к третьей — нормативно-правовые акты, разработанные и принятые в субъектах Российской Федерации. Что касается нормативных правовых актов, принятых в Российской Федерации и направленных непосредственно на регулирование процессов в области социальной работы и в сфере социального обслуживания, то, видимо, корректно говорить, по крайней мере на федеральном уровне, о двух типах документов:

1. законы как акты, обладающие высшей юридической силой (Конституция России, федеральные законы);

2. подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции министерств и ведомств).

Не принижая значимость правовых нормативных актов, которые принимаются в субъектах Российской Федерации, например, таких, как «О статусе работника социальной службы Калужской области» (принят Законодательным собранием Калужской области 27 июня 1996 г., № 538), Закон Республики Карелия «О защите прав детей» (27 декабря 1995 г.), следует иметь в виду, что они осуществляют локальное правовое регулирование социальной работы, являются производными от федеральных законов и действуют на определенной территории, сфера их применения ограничена. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 1995 г. в целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» разработаны и приняты следующие нормативные акты: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 454 «О Межведомственной комиссии по вопросам социального обслуживания населения»; Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами»; Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 830 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения». В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» были приняты: Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»; Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания». Принципиальное значение приобрел «Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», утвержденный Правительством РФ. Нормы, заложенные в нем, стали основой для регламентации социального обслуживание различных категорий семей и детей, по существу явились нормами, направленными на правовую защиту семьи как самостоятельного объекта правовой охраны.

В условиях существовавшей тогда в стране политической, социально-экономической ситуации было весьма сложно теоретически обосновать и построить систему социальных нормативов. Об этом свидетельствовал предложенный Минэкономики России проект федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах» (1996). Особенно было затруднено широкое применение социальных нормативов в управлении становлением системы социального обслуживания в различных регионах Российской Федерации. Не были определены оптимальный перечень общедоступных и бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетов различных уровней нормы, и нормативная обеспеченность различных категорий населения услугами учреждений социального обслуживания, устанавливаемые на основании государственных стандартов Правительством РФ. Далеко не всегда творчески и всесторонне использовались нормы ст. 25 Федерального закона «Кадровое обеспечение социальных служб», устанавливавшие порядок предоставления гарантий и льгот работникам государственной системы социальных служб (субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные гарантии и льготы, опираясь на собственный бюджет) и предусматривавшие сохранение льгот для медицинских и педагогических кадров, перешедших на работу в систему социального обслуживания. При этом в Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 36. Права социальных работников) был четко зафиксирован перечень прав социальных работников, занятых в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, а п. 3 ст. 36 Закона предусматривал установление субъектами Российской Федерации дополнительных льгот. Некоторые субъекты Российской Федерации, опираясь на указанные федеральные законы, приняли свои законы, которые установили дополнительные гарантии и льготы работникам социальных служб, например, Законом Калужской области «О статусе работника социальной службы Калужской области» (27 сентября 1996 г. № 538) в разделе III «Основы социально-правового положения работников социальной службы» были предусмотрены гарантии и льготы для работников социальной службы, определен порядок оплаты их труда, предполагалось повышение должностных окладов за звание «Заслуженный работник социальной защиты Российской Федерации», а также другие (моральные) поощрения.

В сборнике нормативных актов Минсоцзащиты России «Организация социального обслуживания населения» (1993-1994) были опубликованы примерные положения учреждений социального обслуживания семьи и детей с соответствующими приложениями – примерными штатными расписаниями. При этом необходимо иметь в виду, что все примерные положения о центрах и штатные расписания являются ведомственными подзаконными актами, утвержденными приказами министров. Несмотря на это, они являются исходной нормативной базой, которая может уточняться и расширяться на местах с учетом специфики субъектов Федерации и особенностей социальных служб. Новые задачи в области социальной работы, естественно, требуют и новых, нестандартных и оперативных правовых решений. Субъекты Федерации не могут долго ждать новых федеральных законов, которые так медленно принимаются Государственной Думой. Рамочный Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» позволил субъектам Российской Федерации самостоятельно разрабатывать и принимать необходимые законы и подзаконные акты, регулирующие социальное обслуживание различных категорий населения, семьи, женщин и детей.

В 1991-1996 гг. появились следующие важнейшие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере социального обслуживания населения:

1. Федеральные законы:

О занятости населения в Российской Федерации (1991);

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993);

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995);

О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (1995);

Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (1995);

О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (1995).

2. Указы Президента Российской Федерации:

О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы (1992);

О мерах по социальной поддержке многодетных семей (1992);

«Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей) (1995);

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995);

3. Постановления Правительства Российской Федерации:

О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993);

О федеральной программе «Дети России» (1993);

О порядке разработки и структуре Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года (1994);

О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995-1997 годы (1996).

На этой основе в последующие годы для работников социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе стало создаваться правовое поле, позволяющее успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию. Так, вопросы реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями рассмотрены в Федеральном законе от 4.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлена единая система пенсионного обеспечения. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (п. 30 ч. 1 ст. 14), к вопросам местного значения муниципального района – организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью (п. 27 ч. 1 ст. 15), к вопросам местного значения городского округа – организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе (п. 34 ч. 1 ст. 16). В части местного самоуправление можно активно использовать конструкцию ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

К числу важнейших можно отнести следующие Федеральные законы, принятые после 1996 г.:

от 24.06.98 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

от 25.06.02 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

от 6.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

от 5.04.10 N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

Их основные положения развивают Постановления Правительства РФ. Например, «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 18 декабря 2006 года № 1760-р; «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 года)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.


написать администратору сайта