Главная страница
Навигация по странице:

лекции учет налогов. Тема Состав и структура налоговых органов рб



Скачать 1.15 Mb.
Название Тема Состав и структура налоговых органов рб
Анкор лекции учет налогов.rtf
Дата 22.12.2017
Размер 1.15 Mb.
Формат файла rtf
Имя файла лекции учет налогов.rtf
Тип Документы
#13652
страница 1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

Тема 1. Состав и структура налоговых органов РБ.

  1. МНС РБ, его задачи и функции.

  2. Центральный аппарат МНСРБ, его структура и функции.

  3. Инспекции по НиСРБ, их состав, задачи и функции.

  4. Должностные лица налоговых органов, их права и обязанности.

  5. Взаимодействие налоговых органов в РБ между собой, таможенными органами, банками и другими государственными органами.


Вопрос 1 Государственная налоговая служба Республики Беларусь создана постановлением Совета Министров БССР от 02.04.1990 N 78 в системе Министерства финансов БССР. В подчинении Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов БССР находилось 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.

С обретением суверенитета наша страна встала на путь крупномасштабного реформирования и структурной перестройки экономики. Создание национальной налоговой системы стало важнейшей задачей, от эффективного решения которой зависела финансовая стабильность молодого государства. По мере развития белорусского суверенного государства налоговая служба нашей страны подвергалась поэтапному реформированию.

Указом Президента Республики Беларусь от 17.10.1994 N 150 Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств.

В 1997 г. Указом Президента Республики Беларусь N 30 Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь была преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, который вошел в систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь.

В сентябре 2001 г. Указом Главы нашего государства Государственный налоговый комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Деятельность налоговых органов в республике регламентируется

Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»,

Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь,

Налоговым кодексом Республики Беларусь,

Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС от 28.12.2001 № 136 (в редакции постановления МНС от 19.03.2010 № 17).

Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек. 

В структуру МНС входят 157 инспекций МНС, из них 7 – по областям и г.Минску, 150 – по районам, городам, районам в городах.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС) является республиканским органом государственного управления:

проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта (далее - алкогольная продукция) и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

реализующим государственную политику в сфере игорного бизнеса, в том числе осуществляющим лицензирование деятельности в данной сфере, а также координирующим деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных органов.

Структура:

- Главное управление

- управление

- отделы

Основные задачи налоговых органов определены в статье 2 законодательства о государственной налоговой инспекции:

  1. контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в пределах своей компетенции.

  2. Обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет.

  3. Обеспечение учета налогов.

  4. Разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов.

  5. Осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

  6. Предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности лиц виновных в нарушении законодательства о налогах и предпринимательстве.

  7. Подготовка соглашений с другими государствами в области налогообложения.

  8. Изучение опыта работы их налоговых органов.

  9. Издание методических указаний, инструкций, разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов.


Вопрос 2

Управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения

Управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения является самостоятельным структурным подразделением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

В состав управления входят:

- отдел контроля и делопроизводства;

- административно-хозяйственный отдел.

Главное управление методологии налогообложения организаций

Главное управление методологии налогообложения организаций (далее – главное управление) является самостоятельным структурным подразделением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС).

Главное управление состоит из двух управлений:

-         управления косвенного налогообложения;

-         управления прямого налогообложения и прочих налогов и сборов.

Главное управление налогообложения физических лиц

Главное управление налогообложения физических лиц является самостоятельным структурным подразделением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Главное управление налогообложения физических лиц состоит из двух управлений:

управления налогообложения индивидуальных предпринимателей;

управления налогообложения граждан, декларирования доходов и имущества.

Управление международного налогового сотрудничества

Управление международного налогового сотрудничества является самостоятельным структурным подразделением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Главное управление учета налогов и ведомственного контроля

Главное управление учета налогов и ведомственного контроля является структурным подразделением центрального аппарата Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Главное управление состоит из трех управлений и одного отдела:

- управление учета налогов, отчетности и взыскания платежей;

- управление ведомственного контроля;

- управление по рассмотрению обращений плательщиков;

- отдел экономического анализа.

Главное управление информационных технологий

Главное управление информационных технологий является самостоятельным структурным подразделением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

В состав управления входят пять отделов:

- отдел разработок автоматизированных информационных систем;

- отдел современных компьютерных технологий;

- отдел постановки задач автоматизированных информационных систем;

- отдел внедрения системных программ и технического обслуживания;

- отдел информационной безопасности.

Главное управление организации контрольной деятельности

Главное управление организации контрольной деятельности является структурным подразделением центрального аппарата Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Главное управление состоит из двух управлений:

1. управление анализа, планирования и координации контрольной деятельности;

2. управление организации проверок.

Управление организации проверок.

Главное управление контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров

Главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий является структурным подразделением центрального аппарата Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Главное управление состоит из трех управлений:

управление контроля подакцизных товаров;

управление электронных систем контроля реализации товаров;

управление лицензирования и контроля в сфере игорного бизнеса.

Управление организационно-кадровой политики

Управление организационно-кадровой политики является самостоятельным структурным подразделением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Юридическое управление

Юридическое управление является самостоятельным структурным подразделением аппарата Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Управление состоит из двух отделов:

- экспертно-правовой отдел;

- отдел исковой работы и систематизации законодательства.

Управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности

Управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности является самостоятельным структурным подразделением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Отдел информационно-разъяснительной работы

Отдел информационно-разъяснительной работы является самостоятельным структурным подразделением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и подчиняется Министру по налогам и сборам Республики Беларусь.
Вопрос 3

Управление учета налогов и взыскания платежей:

- отдел учета и отчетности;

- отдел экономического анализа;

- отдел взыскания платежей;

- отдел учета уплаты косвенных налогов в торговле с Российской Федерацией;

- сектор работы с конфискованным имуществом

Управление контроля налогообложения организаций:

- отдел контроля налогообложения организаций № 1;

- отдел контроля налогообложения организаций № 2;

- отдел контроля налогообложения организаций № 3;

- отдел контроля налогообложения предприятий с иностранными инвестициями;

- отдел оперативных контрольных мероприятий.

Управление контроля налогообложения индивидуальных предпринимателей и физических лиц:

- отдел контроля налогообложения индивидуальных предпринимателей;

- отдел учета платежей индивидуальных предпринимателей;

- отдел контроля налогообложения физических лиц;

- отдел декларирования доходов и имущества;

Отдел консультаций;

Сектор правовой работы;

Сектор организационно-кадровой работы;

Сектор бухгалтерского учета;

Сектор информационного обеспечения;

Административно-хозяйственный отдел

Задачи аналогичны вопросу 1

Инспекция МНС в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:

- осуществляет в соответствии с законодательством контроль за:

соблюдением налогового законодательства, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты иных обязательных платежей в бюджет;

соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь;

соблюдением законодательства, регулирующего деятельность страховых организаций;

игорным бизнесом и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;

соблюдением установленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи;

соблюдением установленного порядка использования иностранной безвозмездной помощи;

целевым использованием денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и отчислениями, взимаемыми в бюджет, а также в государственные внебюджетные фонды;

полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также имущества, взыскание на которое обращено в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней;

соблюдением законодательства:

регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, по вопросам налогового учета, учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения, особых режимов налогообложения; законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками, о ведении кассовых операций, об осуществлении посреднической деятельности при продаже товаров, об обращении нефтяного жидкого топлива,

исполнением решений, принятых по обращениям граждан,  индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

- осуществляет валютный контроль;

- обеспечивает взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет;        

- ведет Государственный реестр плательщиков (иных  обязанных лиц);

- регистрирует кассовое оборудование, применяемое   для приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);        

- обеспечивает учет изъятого,  арестованного или выявленного ею имущества, подлежащего обращению в доход государства либо на которое обращается взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней;

- проводит разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства,  декларирования физическими лицами доходов и имущества;

- рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения;

- проводит анализ отчетных данных, результатов проверок, осуществляемых налоговыми органами;

- осуществляет  в  пределах  своей  компетенции  подготовку предложений по упрощению налоговой системы;

- обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, организует их подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

- принимает меры по обеспечению защиты сотрудников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;

- осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.
Вопрос 4 Права должностных лиц:

  1. Проводить налоговые и иные проверки на предприятиях, организациях, учреждениях.

  2. Проверять все документы, связанные с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, исчислением и уплатой налогов.

  3. Получать от налогоплательщиков необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам проводимых проверок.

  4. Бесплатно получать необходимую информацию от других государственных органов, организаций, физических лиц.

  5. При проведении проверок изымать у налогоплательщиков документы, свидетельствующие о налоговых правонарушениях, если есть основания предполагать, что эти документы могут быть уничтожены или изменены.

  6. Вызывать в налоговые органы налогоплательщиков или их представителей, в связи с проведением проверок.

  7. Обследовать с соблюдением установленного порядка склады, торговые или иные помещения.

  8. Приостанавливать полностью или частично операции плательщиков по счетам банков в установленных законодательством случаях.

  9. Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений в ходе проверок и контролировать исполнение этих требований.

  10. В бесспорном порядке взыскивать с плательщиков задолженности по налогам, суммы санкций, пени.

  11. Применять к налогоплательщикам различные меры ответственности за нарушение налогового законодательства (административного, финансового).

  12. Обращаться в суды с ходатайством о запрещении занятия предпринимательской деятельностью или о ликвидации организации и т.д.

Обязанности должностных лиц:

  1. Действовать в строгом соответствии с законодательством.

  2. Осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства.

  3. Вести в установленном порядке учет налогоплательщиков.

  4. Проводить проверки налогоплательщиков.

  5. Осуществлять возврат, зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, сборов пеней.

  6. Соблюдать налоговую тайну.

  7. Быть вежливыми, корректными с налогоплательщиками, не унижать их честь и достоинство.

  8. И выполнять другие обязанности определенные законодательством.

Налоговые органы и должностные лица также несут ответственность за неправомерные решения действия или бездействие по вопросам применения налогового законодательства.
Вопрос 5. Взаимодействие с регистрирующими органами:

  1. Регистрирующие органы обязаны сообщать в налоговые органы по месту нахождения организации или ИП об их государственной регистрации в 15 дневный срок со дня ее проведения, а о ликвидации организации или прекращения деятельности ИП в 5 дневный срок со дня вынесения соответствующего решения. Нарушение или невыполнение данной обязанности влечет наложения на должностное лицо штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.

  2. В случаях установленных налоговым органом следующих фактов нарушений: (нарушение сроков и порядка формирования уставного фонда, неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и несообщение налоговому органу сведений о причинах, препятствование собственникам имущества ЧУП, местонахождением которого является жилое помещение, проведение налоговых проверок) налоговые органы направляют регистрирующему органу представление о ликвидации организации или прекращении деятельности ИП.

До принятии решения о ликвидации организации, регистрирующий орган обязан обратится в налоговый орган о подтверждении сведений об исполнении налогового обязательства данной организации.

Взаимодействие с банками:

  1. Налоговые органы обязаны в течение одного банковского дня сообщить банку о присвоении учетного номера плательщику и о выдачи дубликата извещения о присвоении УНП. В свою очередь банки после открытия счета субъекта хозяйствования в течении 1 банковского дня обязаны сообщить об этом налоговому органу.

  2. Банки и отделения связи обязаны представлять в налоговый орган сведения о выданных или перечисленных физическим лицам доходов, поступивших из-за границы.

  3. Банки обязаны, безусловно, исполнять предписание налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика.

Взаимодействие с лицензирующими органами:

Лицензирующие органы обязаны сообщать о выдачи плательщику специального разрешения (лицензии) в налоговый орган по месту постановки его на учет в 5 дневный срок. В случаи выявления в течении календарного года налоговым органом нарушения законодательства о лицензировании. Лицензирующий орган предъявляет нарушителю требования об устранении выявленных нарушений в срок.

Взаимодействие с судами:

  1. Налоговый орган имеет право обращаться в соответствующий суд с предположением о вынесении решения о взыскании в местный бюджет доходов, полученных от деятельности без государственной регистрации, без лицензии или запрещенного вида деятельности.

  2. Налоговый орган в праве обратится в суд с исками: о взыскании налогов, сборов, пени, за счет имущества плательщиков; о признании осуществления деятельности незаконной; о признании сделок недействительными.

  3. Налоговые органы могут проводить проверки на основании постановления судов.

Взаимодействие с иными органами:

  1. При проведении налоговых проверок налоговые органы имеют право привлекать на договорной основе специалистов обладающих специальными знаниями и навыками.

  2. Нотариальные органы обязаны сообщать в налоговые органы сведения о нотариальном оформлении права на наследство, договоров дарения.


  1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта