Главная страница
Навигация по странице:

Теории организации в систем е научных знаний. Теории организации в системе научных знаний Классическая школа управления Школа научного управления Фредерик Тейлор Управление фабрикой



Скачать 182.5 Kb.
Название Теории организации в системе научных знаний Классическая школа управления Школа научного управления Фредерик Тейлор Управление фабрикой
Анкор Теории организации в систем е научных знаний.doc
Дата 26.05.2017
Размер 182.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Теории организации в систем е научных знаний.doc
Тип Документы
#9709
страница 1 из 3
  1   2   3

Теории организации в системе научных знаний
Классическая школа управления:

  • Школа научного управления: Фредерик Тейлор («Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного управления» (1911)), Генри Лоуренс Гантт, Фрэнк и Лилия Гилберт, Г. Эмерсон, А. Черч

  • Административная школа управления: Анри Файоль, Д. Муни, Рейли, Т.Девис, Линдалл Урвик («Золотая книга менеджмента, «Основы администрирования»), А. Гьюлик, Макс Вебер



Неоклассическая школа управления:

  • Школа человеческих отношений: Элтон Мэйо, Честер Барнард, Дэвид МакКлелланд, Мэри Паркер Фоллет, Этциони

  • Поведенческая школа: Абрахам Маслоу, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг, Ф. Ротлисбергер, Питер Друкер, Р. Ликерт, Уильям Оучи, Ренсис Лайкерт


Количественная школа:

  • Школа науки управления: Черчмен, Форестер, Райф



  • Школа ситуационного подхода: Берне, Сталкер, Вудворд, Томпсон



  • Александр Александрович Богданов,

Ричард Сайерт, Джеймс Марч

К.Сил, Дж.Мартин

П.М.Блау, У.Р.Скотт

А.Смит

Этциони Амитай

Сенге Питер

Минцберг Генри

Гарольд Ливитт

Осип Аркадьевич Ерманский

Алексей Феоктистович Журавский

Алексей Капитонович Гастев

Платон Михайлович Керженцев

Иосиф Менделевич Бурдянский

И.Н.Циммерлинг

Николай Андреевич Витке

Яков Самойлович Улицкий

Классическая школа (1885-1950), в которой многие выделяют школу научного управления и административную школу управления.

Школа научного управления

(Фредерик Тейлор, Фрэнк и Лилия Гилбрет (Гильберт) («Азбука научной организации труда». «Изучение движения»), Генри Лоуренс Гантт («Труд, заработная плата и доход», «Промышленное руководство», «Организация труда»), Г.Эмерсон («Двенадцать принципов производительности»), А.Черч)

Толчком к развитию научной мысли о процессах управления послужила так называемая Пятая управленческая революция (конец XIX — на­чало XX вв.), основными результатами которой явились: фор­мирование крупных иерархических структур, разделение управ­ленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности класса управлен­цев.

Идеологом и родоначальником данной школы является Фредерик Тейлор. Американский инженер Ф. У. Тейлор опубликовал свою книгу "Principles of Scientific Management" ("Принципы научного управления"), которую многие считают началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований. Однако, еще задолго до опубликования трудов Тейлора, в американском обществе инженеров-механиков большой шум наделал доклад Тауна, в котором он провозгласил принцип, что всякий инженер должен быть также и экономистом. Подобный лозунг не был идеологическим измышлением, в нем была сформулирована уже назревшая и успевшая фактически сказаться тенденция и отчасти указаны ближайшие практические перспективы. Многие инженеры увидели в нем правильное выражение складывавшегося положения вещей. С особым вниманием отнесся к данной проблеме и Тейлор, посвятивший впоследствии долгие годы кропотливой работы правильному, как ему казалось, ее разрешению.

В основу своей теории научного управления Тейлор заложил три принципиальных положения: рационально-организованный труд рабочих; наличие фор­мальной структуры организации; поиск механизмов сотрудничества управляющего и управляемого.

Максимальный уровень производительности труда рабо­чих — вот основной объект исследования и цель Тейлора, для достижения которой он разработал оптимальные методы вы­полнения трудовых операций. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта (около 8,6 кг).

По сути, управление персоналом по Тейлору сводится к управлению трудом рабочих с целью максимизации его производительности исключительно на ос­нове ускорения и совершенствования производственно-техни­ческого процесса. В этих условиях система заработной платы приняла строго индивидуальный, дифференцированный харак­тер в зависимости от выполнения установленных норм (систе­ма прямой сдельщины).

Именно эта сторона учения Тейлора нашла широкое при­менение на промышленных предприятиях. Положение же о сотрудничестве между администрацией и рабочими и равномер­ное распределение ответственности между ними, как отмечал сам Тейлор, достигнуты не были.

Ф. Тейлор родился в известной и состоятельной семье в Филадельфии. В детстве и юности он получил разносторонние и достаточно глубокие знания. Тейлор окончил институт, получил фундаментальную подготовку по инженерным и математическим наукам одновременно, усиленно занимался теоретическими науками и экспериментами, сделал немало изобретений в области организации производства, некоторые из них — на мировом уровне. Несмотря на блестящие перспективы, открывшиеся перед ним благодаря происхождению и социальному статусу семьи Тейлор начал жизненный путь простым рабочим, зыбился в мастера, затем в главные инженеры, стал пайщиком нескольких крупных компаний, а под конец жизни стал миллионером, известным всему миру публицистом и консультантом, преподавателем в лучших американских университетах и школах бизнеса.

Тейлор впервые заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке этой концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного управления» (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометра, стандартизации приемов и орудий труда.

Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда было изучение задачи, которая должна была давать информацию для построения рационального набора операций по ее решению. Он исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также расти.

Основные принципы научного управления, которые Тейлор называл законами управления, состоят в следующем:

  • создание научного фундамента, заменяющего собой старые, грубо-практические методы работы. Научное исследование каждого отдельного вида трудового действия;

  • отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев;

  • сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научной организации труда;

  • равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами. Будучи необходимым участником производственного процесса. Каждый из них должен точно и своевременно выполнять свой собственный круг задач.

Тейлор открыл и разработал модель «экономического человека», которая заключается в том, что работник выполняет свою работу только для получения определенного количества прибыли, т. е. платы за свой труд. Индивидуальные особенности работника подлежат унификации и нивелировке с тем, чтобы оказывать лишь минимальное субъективное воздействие на производственный процесс, построенный на строгом объективном, обоснованном научном знании. Организационная гармония и экономическая целесообразность являются основой и важнейшей аксиомой тейлоровской «геометрии труда».

Тейлор полагал то, что если труд во всех звеньях и участках производства организован на научной основе, т. е. на рабочем месте имеется все необходимое, применяются рациональные методы и приемы труда, установлены достаточно высокие нормы, то рабочее время будет использовано с наибольшей пользой. Следовательно, повысить эффективность производства можно, лишь решая двуединую задачу разработки технико-организационных и социально-психологических методов управления.

Значительный вклад в становление школы научного управ­ления внесли также Фрэнк и Лилия Гилбреты, которые в начале 1900-х годов начали изучать рабочие операции, используя ки­нокамеру и микрохронометр.

Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой исследований научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Так, например, Тейлор скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера. Гилберты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждая из них. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения, и тем самым повысить эффективность работы. Научное управление не пренебрегало и человеческим фактором.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование материального стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало возможность руководству установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Авторы работ по научному управлению признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, а также подчеркивали большое значение обучения. Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.

Американский инженер Генри Гант (англ. Henry Gantt) в 1906 году работал в честорской сталелитейной компании и был приглашен в 1908 году в компанию «Банкрофт», производившую хлопчатобумажные ткани для консультаций по «трудовым проблемам». Генри Гант быстро уловил и понял сущность системы Тейлора и, не смотря на отдельные разногласия, стал главным учеником Тейлора. Начиная с 1901 года, работал консультантом и развивал теорию. Он имел более 150 публикаций, включая три книги «Труд, заработная плата и доход» (1910), «Промышленное руководство» (1916), «Организация труда» (1919), запатентовал больше десятка изобретений, читал лекции в университетах, оставаясь одним из наиболее успешных консультантов по управлению. Генри Гант разрабатывал свои оригинальные идеи в области методики премиальной оплаты, составил карты-схемы для производственного планирования (так называемые гант-схемы), а также внес вклад в разработку теории лидерства.

Работы Г. Ганта характеризует осознание ведущей роли человеческого фактора в промышленности и убеждение в том, что рабочему человеку должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. Именно ему принадлежит фраза: «Из всех проблем менеджмента наиболее важной является проблема человеческого фактора». Он писал: «Все, что мы предпринимаем, должно находиться в согласии с человеческой природой. Мы не можем понукать людьми; мы обязаны направлять их развитие».

Гант полагал, что этот идеал может быть достигнут путем постановки перед каждым рабочим конкретной производственной задачи с перспективой получения премии за своевременное и точное исполнение. Уже в 1901 г. Гант разработал первую премиальную систему оплаты досрочного и качественного выполнения производственных заданий. С ее внедрением на ряде предприятий производительность труда возросла более чем вдвое. В статье «Обучение рабочих навыкам промышленного труда и сотрудничества» (1908) Гант отмечал, что с формированием навыков индустриального труда задача приобретения рабочими знаний и квалификации существенно упрощается. Становится возможным не только совершенствовать их производительные способности, но и развивать эффективную систему кооперации с хозяевами. В книге «Организация труда» Г. Гант поднялся до уровня широких общественных проблем и раскрывал социальную ответственность бизнеса, которая только и может обеспечить его долговременную перспективу. Он писал, что система бизнеса должна воспринять социальную ответственность и посвятить себя, прежде всего, служению обществу, в противном случае общество, в конечном счете, предпримет попытку сокрушить ее, чтобы свободно действовать в соответствии со своими собственными интересами.

Будучи обеспокоенным остротой социальных противоречий и забастовочным движением, Г. Гант утверждал, что обязательным условием стабильности предприятий и общества могут быть отношения взаимной выгоды, а не конфликта, а конечной целью экономической активности должно быть служение, а не прибыль. Он писал: «Доктрина служения — это не просто исправно работающая экономика... Единственным условием промышленного мира является промышленная демократия... Должна быть очевидной мысль о том, что с возрастанием сложности современной системы предпринимательства эффективная работа может быть обеспечена только следованием за теми, кто фактически умеет выполнять функции контроля и при этом сполна осознает социальную ответственность. Если же предпринимательской системой попытаются управлять люди, не осознающие реальных движущих сил, ее эффективность снизится... Иными словами, условия, в которых может функционировать развитая производственная и предпринимательская система для обеспечения сложных системных требований современной цивилизации, должна определяться только подлинными лидерами — людьми, понимающими механизм действия движущих сил общества и видящими свою высшую цель — служение обществу».

Гант применил аналитические методы для исследования отдельных производственных операций. Он разработал методы планирования последовательности производственных операций. Эти методы не потеряли свое значение и в современных условиях. Исследование системы человек-машина позволило Ганту связать организационный и мотивационный аспект производства.

Генри Гант работал вместе с Ф. Тейлором над количественными методами организации производства. Один из методов наглядного упорядочения работ - диаграммы Ганта (Gantt Charts) - и сегодня считается одним из стандартов де-факто. Генри Гант изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны и предложил свою диаграмму контроля и визуализации выполнения задач в проекте, названную позднее в его честь. Диаграммы Ганта были революционны в 20-ых годах XX века, и применялась в таких грандиозных инженерных проектах как строительство дамбы Гувера, начатое в 1931 г. и в построении сети скоростных автострад США в 1956г.

Один из важнейших ресурсов для менеджера — это временной ресурс. Если вы хотите четко отслеживать ход выполнения работ, укладываться в поставленные сроки — вам просто необходима увязка всех задач по проекту со временем. А поскольку большая часть информации усваивается человеком через зрение, менеджеру очень удобно иметь под рукой инструмент делающий это наглядным.

Таким инструментом и является диаграмма Ганта. Эта ленточная диаграмма представляет собой две шкалы: шкала выполняемых задач и временная шкала. В соответствии с отведенным проектом каждой задаче сроком, он откладывается на временной шкале. Дата на сегодняшний день является как бы границей, по левую часть от которой подразумевается что все уже выполнено, по правую - что еще предстоит сделать.

Так же на диаграмме с помощью стрелок можно отображать взаимосвязи задач друг с другом. Диаграммы предоставляет возможность наглядно представлять как последовательные шаги выполнения проекта, так и задачи требующие одновременного выполнения.

Диаграмма Ганта является очень наглядным и удобным инструментом для управления проектом. Несмотря на то, что при большом количестве задач она становиться перегруженной, этот метод легок и доступен каждому.

Диаграмма Ганта оказалась таким мощным аналитическим инструментом, что в течение почти ста лет не претерпевала изменений. И лишь в начале 1990-х для более подробного описания взаимосвязей в нее были добавлены линии связи между задачами.

Вопросы научной организации труда особенно широко исследованы Г. Эмерсоном. Он разработал комплексный, системный подход к организации управления. Основные положения освещены в широко известной книге «Двенадцать принципов производительности».

Двенадцать принципов Эмерсон давал в следующей последовательности:

  • точно поставленные цели:

  • здравый смысл;

  • компетентная консультация;

  • дисциплина;

  • справедливое отношение к персоналу;

  • оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет;

  • диспетчирование;

  • нормы и расписания;

  • нормализация условий;

  • нормирование операций:

  • написанные стандартные инструкции:

— вознаграждение за производительный труд.

Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что делает успешнее всего. Такой подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу. Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Однако, авторы, писавшие о научном управлении, посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Тейлор и Гилберт начинали свою карьеру простыми рабочими, что, безусловно, повлияло на их представления об управлении организацией.

Основные идеи представителей данной школы менеджмен­та относительно управления персоналом в комплексном виде представлены в общих принципах управления, сформулиро­ванных Тейлором:

1) разработка оптимальных методов осуществления рабо­ты на базе научного изучения затрат времени, миграций, уси­лий и других факторов;

2) строгое соблюдение утвержденных стандартов;

3) работник должен работать на том рабочем месте, где он будет приносить наибольшую пользу;

4) оплата труда напрямую зависит от результатов деятель­ности рабочих;

5) привлечение к управлению профессиональных менед­жеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

6) формирование исключительно дружеских и вместе с тем профессиональных отношений между менеджерами и ра­бочими.

Возникновение теории научного управления можно счи­тать переломным этапом, благодаря которому начали четко прорисовываться многие аспекты управления персоналом: подбор квалифицированных кадров, формирование дружес­ких отношений в коллективе, нормирование труда и многое другое.
  1   2   3
написать администратору сайта