Главная страница
Навигация по странице:

Психология_Дубровина, Прихожан. Учебник для студ сред пед учеб заведений



Скачать 1.1 Mb.
Название Учебник для студ сред пед учеб заведений
Анкор Психология_Дубровина, Прихожан.docx
Дата 26.04.2017
Размер 1.1 Mb.
Формат файла docx
Имя файла Психология_Дубровина, Прихожан.docx
Тип Учебник
#3803
страница 4 из 29
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Тема 3 ПСИХИКА И МОЗГ

Строение и функции нервной системы. Физиологические механизмы психической деятельности. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии.

Вы уже знаете, что психика - свойство высокоразвитого мозга активно отражать окружающую действительность и на основе созданного индивидуального образа объективного мира регулировать свое поведение и деятельность.

Возникновение и развитие психики обеспечивается развитием нервной системы и особенно головного мозга. Развитие нервной системы, в свою очередь, вызвано усложнением и изменением условий существования животных и человека. Подробно нервную систему, мозг, их особенности у человека и животных вы изучали в школе. Рассмотрим теперь строение и деятельность нервной системы и мозга с точки зрения психологии человека.

3.1. Строение и функции нервной системы

Нервная система включает центральную и периферическую. Центральную нервную систему образуют головной мозг и находящийся в позвоночнике спинной мозг. Она является важнейшим органом психической деятельности. Периферическая нервная система представляет собой сеть нервных проводников, передающих команды мозга всем точкам тела,органам чувств, мышцам и сухожилиям. Основной элемент нервной системы - нервная клетка (нейрон) (рис. 1). Она воспринимает раздражения, поступающие к ней по коротким разветвленным отросткам - дендритам (их у каждого нейрона несколько), перерабатывает их, а затем по одному длинному отростку - аксону - передает другим отросткам или рабочим органам. Нервную систему человека образуют десятки миллиардов взаимосвязанных между собой нейронов. Действует нервная система во много раз успешнее и может неизмеримо больше, чем самый совершенный электронный мозг компьютера. Недаром немецкий поэт Г. Гейне писал: «Как великий художник природа умеет небольшими средствами достигать великих эффектов».

Нервная система имеет множество функций. Она способствует поддержанию постоянства внутренней среды организма, взаимодействию всех его органов и систем, позволяя ему действовать как единое целое. Ее важнейшей функцией является также обеспечение деятельности психики и поведения живого существа.



Рис. 1. Нервная клетка (нейрон) -основной элемент нервной системыНервная система развивается по мере усложнения окружающей среды. Чем сложнее становится окружающая живой организм среда, тем развитее, сложнее - нервная система (рис. 2).



Рис. 2. Общая схема строения нервной системы:

а - пчелы; б - человека: 1 - головной мозг, 2 - спинной мозг, 3 - нервы

Формируются различные специализированные виды ощущений и соответственно более сложные формы поведения. Элементы нервной системы все более концентри-

Рис. За. - Развитие мозга млекопитающихруются в голове. Их становится все больше, они уплотняются, между ними образуются сложные связи. Так возникает головной мозг, достигающий своего максимального развития у человека.

Психика - свойство высокоорганизованного мозга. Чем более развит мозг, чем более тонко дифференцирована его структура, тем сложнее и разнообразнее деятельность психики, или психическая деятельность, тем сложнее и разнообразнее поведение (рис. За, 36). Особое значение в этом плане приобретает развитие коры больших полушарий мозга.



Рис. 36. Мозг человека

Развитие мозга человека, формирование коры больших полушарий происходило в процессе исторического развития человека. Особое значение при этом имели членораздельная речь и изготовление орудий, способствующие развитию руки. Поэтому в коре больших полушарий человека значительное место занимают клетки, связанные с речью и кистью руки (рис. 4).

Рис. 4. «Представительство» (проекция) разных частей тела в двигательной области коры (по Пенфилду)

В изучение того, как работа мозга обеспечивает сложнейшие формы психической деятельности, существенный {Клад внесла нейропсихология. Один из ее создателей, отечественный психолог А.Р. Лурия (1902-1977) установил, что для осуществления психической деятельности необхо-jjhmo взаимодействие трех основных блоков (аппаратов) человеческого мозга.

1. Энергетический блок, поддерживающий тонус, необ-(одимый для нормальной работы коры больших полушарий головного мозга. Мозговые структуры, обеспечиваю-цие деятельность этого блока, располагаются в подкорко-)ых отделах мозга и в стволе мозга.2. Блок приема, переработки и хранения информации. Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность этого блока, расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает прием и переработку определенного типа информации: затылочная - зрительной, височная - слуховой и теменная - общечувствительной.

Этот блок состоит из трех надстроенных друг над другом корковых зон. Первичные зоны принимают нервные импульсы, вторичные - обрабатывают полученную информацию и, наконец, третичные - обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, для выполнения которых необходимо участие различных областей мозговой коры. В третичных зонах осуществляются логические, грамматические и другие сложные операции, требующие участия абстрактного мышления. Они ответственны за сохранение информации, человеческую память.

3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Этот блок расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.

Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных областей, зон головного мозга влечет за собой множественные нарушения. А.Р. Лурия и его сотрудники исследовали, как больные с локальными (т.е. местными, ограниченными) поражениями различных частей мозга выполняют различные умственные операции, например решают задачи. Так, например, нарушение отделов коры височной области приводит к тому, что больной оказывается не в состоянии удержать в памяти сложное условие задачи. Поэтому части условия у них пропадают.

Еще более сложные нарушения возникают при нарушениях лобных долей. Вот что пишут по этому поводу А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова: «Больные с массивным поражением лобных долей мозга не испытывают никаких затруднений в усвоении и сохранении условий задачи; память их обычно не страдает, умение воспринимать смысл логико-грамматических отношений и оперировать числовыми величинами остается сохранным. Однако решение сколько-нибудь

1 Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М., 1997. - С. 57-58.сложных задач оказывается для них недоступным на этот раз из-за невозможности составить четкий план их решения, затормозить побочные ассоциации и принять нужное решение из всех возможных операций выбрать только соответствующие условиям задачи.

Данные больные, повторяя условия задачи, легко могут подменить ее конечный вопрос привычным, иногда уже входящим в условия и воспроизводят условие задачи „На двух полках было 18 книг, но не поровну, на одной в два раза больше, чем на другой; сколько книг было на каждой полке?" как „На двух полках было 18 книг и т.д.; сколько книг было на обеих полках?" Даже правильно повторяя и удерживая условие, они не могут сделать его основным фактором, направляющим ход дальнейшего решения; как правило, они не начинают систематически работать над усвоением этого условия, созданием плана решения задачи, а вместо этого легко выхватывают один из фрагментов условия, соскальзывают на бесконтрольно всплывающие и несоответствующие условию операции. Именно поэтому решение вышеприведенной задачи принимает у них часто такую форму: „Ага, ясно... на двух полках 18 книг, на одной из них в два раза больше... значит, 36... а всего 36 + 18 = 54" и т.п. Несоответствие хода решения условиям задачи, бессмысленность полученного ответа не смущают этих больных. Полученный результат не сличается ими с исходным условием, и даже после разъяснения его бессмысленности больной снова соскальзывает на подобные фрагментарные, бесконтрольно возникающие действия»1.

Напомним, что в обоих примерах речь идет о больных людях с серьезными повреждениями мозга. Однако и в этих случаях можно преодолеть дефекты мыслительной деятельности с помощью специального восстановительного обучения. Вот, например, какую программу рекомендуют авторы больным с повреждением лобных долей:

1. Прочитайте задачу.

2. Разбейте задачу на смысловые части и отделите их друг от друга чертой.

3. Выпишите эти части одну под другой.

4. Подчеркните и повторите, что спрашивается в задаче.

5. Решайте задачу.

6. Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи? Если нет, то...

7. Посмотрите внимательно на условие задачи и найдите, что неизвестно.8. Как можно узнать это неизвестное! Напишите первый вопрос задачи и выполните нужное действие.

9. Сверьте его с условием.

10. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если нет, то...

11. Напишите второй вопрос задачи и выполните нужное действие.

12. Сверьте его с условием задачи.

13. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если нет, то...

14. Напишите третий вопрос задачи и выполните нужное действие.

15. Сверьте его с условием задачи.

16. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если да, то...

Сделайте общий вывод: каков ответ задачи?1

С поражениями или недостаточным развитием отдельных областей, зон мозга бывают связаны и некоторые трудности в обучении детей, в усвоении ими учебного материала, выполнении учебных обязанностей, недисциплинированность и т.п. Конечно, у детей это чаще всего связано не с поражениями мозга, а с особенностями его развития, его созревания. Существенное значение имеет, с одной стороны, степень соответствия предъявляемых ребенку требований его возможностям, обусловленным особенностями развития мозга, а с другой - обеспеченность его нормального функционирования.

Последний вопрос, который необходимо рассмотреть при анализе строения мозга, касается функций больших полушарий коры головного мозга. Эта проблема в психологии обозначается как проблема функциональной асимметрии мозга.

Полушария мозга выполняют разные функции. Одно выполняет ведущую (доминантную) функцию, другое - подчиненную. От того, какое именно полушарие является главным, зависит, какой рукой человек лучше действует - правой или левой. У тех, кто лучше действует правой рукой -«правшей», доминирует левое полушарие, у тех, кто лучше действует левой - «левшей», - правое. Известно, что «правшей» значительно больше, чем «левшей».

Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления и т.п. Его называют «рацио-

1 См.: Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М., 1997. - С. 59.нальным», т.е. разумным, целесообразным. Поступающую информацию оно перерабатывает последовательно и постепенно, как бы разбирая его на части, а затем объединяя.

Правое полушарие - «образное», эмоциональное. Оно воспринимает поступающую информацию - множественную, идущую из разных источников, - вместе, как единое целое. Поэтому ему часто отводится ведущая роль в творчестве, причем не только художественном, но и научном.

Проблема функциональной асимметрии мозга в настоящее время разрабатывается очень интенсивно. Приведем пример результатов одного исследования, задачей которого было изучение и описание психических процессов, протекающих в каждом из полушарий, и установление их связи с некоторыми типичными способами понимания, познания мира1.

Левое полушарие Правое полушарие

Вербальные2 Невербальные, зрительно-пространственные

Последовательные, временные Одновременные, пространственные

Дискретные Непрерывные Рациональные Интуитивные Западный техницизм Восточный мистицизм

Многие ученые считают также, что вклад каждого полушария в психическую деятельность различен в разные периоды жизни человека. Так, есть данные о том, что правое полушарие созревает быстрее левого и поэтому в дошкольном возрасте вносит больший вклад в психическую деятельность, чем в более взрослые периоды. Отсюда -образный характер познания и восприятия мира детьми-дошкольниками, их бурная фантазия.

Эти данные послужили основой создания новых программ для начальной школы, ориентированных не столько на развитие речевого и логического мышления (как Это преимущественно происходит в настоящее время), сколько на образное, чувственное, целостное, т.е. «правополу-шарное» познание мира.

1 См.: Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М., 1994. - С. 182.

2 Вербальные - словесные.Но в этой проблеме еще очень многое остается неясным. Существует много данных об очень сложных взаимодействиях в развитии отдельных зон, находящихся в разных полушариях. Кроме того, отмечается, что при описании функций полушарий учитывается только деятельность мозга «правшей». В то же время у «левшей» ситуация несколько иная. Например, речевые процессы у них представлены в обоих полушариях.

Этот вопрос имеет не только научный, но и практический интерес. Долгое время «левшество» рассматривалось как вредная привычка или болезнь. Детей, которые пытались писать или делать что-либо левой рукой, наказывали, высмеивали, привязывали левую руку к туловищу так, чтобы они не могли ею действовать, и т.п. Неудивительно, что такое «воспитание», такое «переучивание» нередко заканчивалось срывами, неврозами. Потребовалось несколько столетий, чтобы люди поняли, что «левшество» - такое же свойство человека, как, например, темперамент. Было установлено, что многие гениальные люди были «левшами». Например, великий художник и ученый Леонардо да Винчи, знаменитый математик, автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл. Вспомним и подковавшего блоху мастера Левшу, героя произведения Н.С. Лескова. Это не значит, конечно, что «левши» обязательно умнее, талантливее «правшей». Но это подтверждает, что «левшество» не мешает человеку развиваться, достигать самых больших высот.

В настоящее время и психологи, и физиологи, и врачи единодушны в том, что леворуких детей не надо переучивать. Кстати, многие из них сами научаются почти одинаково хорошо действовать обеими руками. Однако в школе такие дети требуют особого внимания педагога, поскольку не только обучение школьным навыкам, но и само здание, сама архитектура школы, расположение парт, доски рассчитаны на «правшей». Если своевременно обращать на это внимание, проблем, как правило, не возникает. При проявлении каких-то особых трудностей учителю следует обратиться к школьному психологу.

3.2. Физиологические механизмы психической деятельности

Многие физиологические механизмы психической деятельности являются общими для животных и человека.Однако у человека они приобретают качественно иной характер. Это происходит благодаря тому, что его биологическая природа претерпевает существенные изменения под влиянием социально-культурных факторов, он начинает сознательно управлять своим поведением и деятельностью, планировать их и оценивать их результаты. У него развивается сознание и формируется личность. В дальнейшем изложении на эти отличия будет обращено особое внимание.

Основная форма нервной деятельности - рефлексы. Рефлекс - ответная реакция организма на раздражения из внешней и внутренней среды. Такая реакция осуществляется с участием центральной нервной системы.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы обеспечивает:

1. Восприятие воздействий, идущих из внешней среды и внутренних органов и систем организма.

2. Преобразование их в нервные (электрические) импульсы и передачу команд в мозг.

3. Переработку принятой информации и передачу их соответствующим органам и системам организма.

4. Прием и переработку информации о результатах действия (обратную связь).

5. Коррекцию повторных реакций и действий с учетом этой обратной связи.

В изучение рефлексов головного мозга существенный вклад внесли русские физиологии И.М. Сеченов (1829— 1905) и И.П. Павлов (1849-1936). Именно И.П. Павлову принадлежит идея о том, что рефлексы делятся на две большие категории. К первой принадлежат врожденные рефлексы - сосание, глотание, рефлекс «что такое?» (направление взгляда на новый раздражитель), отступление в случае опасности. Подобные рефлексы были названы безусловными, т.е. возникающими безо всяких дополнительных условий, от рождения. Такие рефлексы однотипно проявляются у живых существ одного и того же вида. Они принадлежат не отдельной особи, не отдельному индивиду, а виду в целом.

Ко второй категории относятся рефлексы, которые вырабатываются в процессе индивидуальной жизни и развития животных, человека, в процессе их взаимодействия с социальной и природной средой. Такие рефлексы возникают при совмещении какого-либо раздражения, не имеющего значения для живого существа (нейтрального раз-дражителя) с жизненно важным для него (например, пищей или опасностью). Наличие такого обязательного условия и позволило назвать эти рефлексы условными. Они индивидуальны - принадлежат индивиду, особи.

И.П. Павлов и его сотрудники проводили множество интереснейших опытов с собаками, обезьянами. В наиболее известных его экспериментах собаки научались реагировать на нейтральный раздражитель (звонок, вспышки света и т.п.) так же, как реагируют на пищу выделением слюны.

Почему это происходит? Каждый раздражитель вызывает в коре мозга очаг возбуждения. Между двумя очагами прослеживается связь, которая становится тем более сильной, чем чаще повторяется такое совпадение двух раздражителей во времени. Образование временных (условных) нервных связей - важнейший принцип деятельности коры больших полушарий мозга.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
написать администратору сайта