Главная страница
Навигация по странице:

Учебник для вузов Издательство норма москва, 2002 Издание третье переработанное и дополненное


Скачать 4.69 Mb.
Название Учебник для вузов Издательство норма москва, 2002 Издание третье переработанное и дополненное
Анкор Osnovy_rossyskogo_prava_Kashanina_T_V_Kashanin.doc
Дата 30.04.2017
Размер 4.69 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Osnovy_rossyskogo_prava_Kashanina_T_V_Kashanin.doc
Тип Учебник
#4888
страница 3 из 58
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58
§ 4. Форма правления

В мире существует около двухсот государств. Они могут быть классифицированы в зависимости от уровня экономиче­ского, политического развития, от идеологической, религиоз­ной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную политику, и т. д. Но и в пределах одной груп­пы, имея единую сущность, одни и те же задачи, государства разнятся по своей форме.

Когда мы говорим о форме государства, мы имеем в виду его строение, которое проявляется в совокупности его внешних признаков.

На форму государства большое влияние оказывают не толь­ко экономические факторы, но и природные, климатические условия, религиозные воззрения, национальные особенности, культурный уровень народа, исторические традиции и др.

'Форма государства включает три взавимосвязанных элемен­та: форму правления, форму государственного устройства и поли­тический режим.

Форма правления (рис. 1.3) характеризует организацию госу­дарственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.

Так, в Непале вся полнота власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а факти­чески — парламент и правительство во главе с премьер-мини­стром; США — республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. Однако при всем многообразии государств по форме правления их можно разде­лить на две группы: монархии и республики.

Монархия (в пер. с греч. — власть одного) как форма прав­
ления иначе может быть названа как персональное единовла­
стие. Ее отличают следующие признаки: ,.





16 Глава 1. Теория государства

Рис. 1.3. Форма правления

  1. существование единоличного главы государства;

  2. обладание монархом всей полнотой власти, которая явля­ется верховной, нераздельной и суверенной (независимой);

  3. наследственный порядок передачи власти;

  4. бессрочное правление монарха;

  5. юридическая безответственность монарха.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

Для абсолютной монархии характерно отсутствие представи­тельных учреждений народа, сосредоточение всей государствен­ной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чи­новников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократиче­ская монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман),

§ 4. Форма правления 1 7

для которой характерно сосредоточение в руках монарха и госу­дарственной и религиозной власти.

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирую­щий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, в России до ре­волюции 1917 г. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент.

Парламентарной монархии (ее иногда называют конституци­онной) свойственно ограничение власти монарха как в зако­нодательной, так и в исполнительной сфере. Несмотря на то что формально главу правительства и министров назначает монарх, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее символиче­ская, являющаяся своего рода данью традиции, нежели власт­ная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция, Велико­британия).

Существует несколько систем наследования престола:

  1. кастильская, принятая в странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значение при наследовании престола имеет не пол наследника, а стар­шинство. Следовательно, наличие в семье монарха старшей до­чери не дает возможности стать королем младшему сыну;

  2. салическая, допускающая к престолу женщин только в том случае, если у короля нет сыновей. Другими словами, младший брат исключает возможность для старшей сестры за­нять престол;

  3. австрийская — самая жесткая система, принятая в России после правления Екатерины II, допускающая женщин к пре­столу только в том случае, если в царском роду вообще не оста­нется мужчин.

Республика (в пер, с лат. — дело общественное) как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире.

Республике присущи следующие признаки:

1) правление осуществляется коллективно, т. е. не одним лицом, а системой государственных органов;

1 8 Глава 1. Теория государства

2) республиканское правление основано на принципе разде­ления властей на законодательную, исполнительную и судеб­ную;

• 3 ) в формировании власти участвует народ; в процессе вы­боров власти могут применяться различные избирательные сис­темы, одни менее, другие более демократичные;

  1. представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;

  2. высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.

Практике государственного строительства известны два ос­новных вида республики.

Президентская республика характеризуется значительной ро­лью президента в системе государственных органов, соедине­нием в его руках полномочий главы государства и главы прави­тельства. Поскольку президент и правительство избираются внепарламентским путем, то эти институты власти в опреде­ленных ситуациях могут политически противостоять парламен­ту. Президентская республика создает благоприятные предпо­сылки для сосредоточения в руках президента больших полно­мочий, что стабилизирует государственную власть. Обычно это крайне необходимо на переходных этапах (Мексика), в госу­дарствах, где сильны монархические традиции (Румыния), в си­туациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ (Чили), в государствах, имеющих обшир­ную территорию или многонациональный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких, как война (Сирия). Большинство из перечисленных факторов присуще современ­ной России, поэтому вопрос выбора вида республики здесь должен быть решен, конечно, в пользу президентской респуб­лики.

Парламентская республика характеризуется провозглашени­ем принципа верховенства парламента, перед которым прави­тельство несет всю полноту ответственности за свою деятель­ность. Участие президента в формировании правительства ми­нимально: оно формируется партией, получившей большинство в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влия­ния на осуществление государственной власти, как, например, в Германии. Парламентская республика — менее распростра­ненная форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной

§ 5. форма внутригосударственного устройства 19

мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Тур­ция и др.). В мире не так много таких стран. Россия еще очень далека от введения данной формы правления.

Существуют и другие виды республики: суперпрезидентская, смешанная (полупрезидентская или полупарламентская) респуб­лики.

Следует заметить, что форма правления не может быть вы­брана произвольно. Во многом она зависит от уровня сознания людей, проживающих в данном государстве.

§ 5. Формы внутригосударственного устройства

Каждое государство обладает своей собственной территори­ей, на которой проживает его население. Государственная власть распространяется на каждого человека, регулирует в той или иной мере все стороны его поведения. Однако многие во­просы, возникающие на местах, трудно разрешить из центра. Например, в Москве не могут знать всех проблем гражданина, живущего где-нибудь в Хабаровском крае. Поэтому возникает необходимость в распределении власти таким образом, чтобы какие-то вопросы решались централизованно, другие — на мес­тах.

Существует два способа распределения власти (рис. 1.4). Можно передать часть полномочий региональным органам го­сударственной власти, оставив их в подчинении центральных органов. В этом случае территория государства остается еди­ной, разделяющейся лишь на административные единицы (рай­оны, провинции), т. е. части территории, не обладающие госу­дарственностью, а существующие лишь для удобства управле­ния. Такие государства называются унитарными.

Однако возможен другой вариант, когда региональные орга­ны государственной власти самостоятельны в решении некото­рых государственных вопросов. В этом случае территория госу­дарства состоит из самостоятельных частей, обладающих госу­дарственностью и называющихся субъектами федерации, а само государство является федерацией.

Форма внутригосударственного устройства — это способ орга­низации государственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства, в соотношении власти центра и мест.

2 Основы российского права

20

Глава 1. Теория государства



Рис. 1.4. Формы государственного устройства

Унитарное государство имеет следующие основные признаки:

  1. единая структура государственного аппарата на террито­рии всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в рав­ной степени в отношении территориальных единиц;

  2. в основном равный юридический статус административ­но-территориальных единиц по отношению к центральным ор­ганам;

  3. единое гражданство;

  4. единая система права, основу которой составляет единая для всего государства конституция;

  5. единая судебная система;

  6. одноканальная система налогов.

Таким образом, в унитарном государстве имеет место цен­трализация управления и вводится прямой либо косвенный контроль над всеми органами местной власти. Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княже­ства, партикулы и т. п. — явление прогрессивное. Однако с развитием рыночных отношений, усилением интеграционных процессов унитарные государства уступают место государст-

§ 5. Форма внутригосударственного устройства 21

венным объединениям и, в частности, федеративным государ­ствам.

Федеративное государство — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образова­ний в единое государство (США, ФРГ, Индия, Бразилия). Фе­деративная форма сложна и многолика. Тем не менее всем фе­дерациям свойственны общие черты:

  1. территория федерации состоит из территорий ее субъек­тов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обла­дают определенной самостоятельностью. Степень суверенности отдельных субъектов федерации может быть разной;

  2. в федерации существуют два уровня государственного ап­парата: федеральный и республиканский (уровень штата, зем­ли). Как правило, на высшем уровне федеративный характер государства проявляется в создании союзного (федеративного) парламента, одна из палат которого отражает интересы субъек­тов федерации;

  3. наличие двойного гражданства, хотя чаще всего на прак­тике особых юридических последствий не порождающего;

  4. субъекты федерации имеют право создавать свою право-вуюч систему, принимать свою конституцию, что, впрочем, не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установ­ленными федерацией;

  5. субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему, и в таких случаях рассмотрение апелляций заканчива­ется в высшем суде субъекта федерации, а высшая судебная ин­станция федерации не рассматривает апелляции на решения судов их субъектов;

  6. в федерации используется двухканальная система нало­гов — устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъ­ектов.

Различают федерации:

а) национальные, где субъекты образуются по национально­
му признаку, и территориальные;

б) симметричные, характеризуемые равным юридическим
статусом ее субъектов, и асимметричные — с разным статусом
субъектов.

Унитарные и федеративные государства представляют собой идеальные типы в том смысле, что в политической действи­тельности они никогда не встречаются в «чистом виде». Самое централизованное государство оставляет определенные рамки автономии некоторым местным или областным органам, тогда

22 Глава I. Теория государства

как федеральное государство имеет центральные органы, власть которых распространяется на всю территорию. Таким образом, различие между двумя формами государства — в степени, но не в сути, в уровне децентрализации политической власти.

§ 6. Формы межгосударственного устройства

Форма государства зависит и от того, с какими государства­ми оно взаимодействует, какого рода связи с ними поддержи­вает. Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международной жизни должны в определенной мере посту­питься собственной самостоятельностью ради достижения об­щих для этих государств целей.

Различают добровольные и насильственные межгосударст­венные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся конфедерации, содружества, сообщества, ассоциации.

Конфедерации обычно создаются путем подписания между­народных договоров представителями соответствующих госу­дарств для достижения экономических, политических или иных целей, что позволяет обеспечить более благоприятные условия для их развития. Государства, входящие в конфедерацию, не теряют своей государственности и в любой момент могут выйти из состава конфедерации. В конфедерации образуются полити­ко-административные органы, власть которых признается госу­дарствами-членами, как в Швейцарской конфедерации или в ЕС. Как правило, конфедерация ведет к дальнейшему слиянию государств в единое государство. Отношения между ними чаще всего симметричные. Однако государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут необходимым.

Что же касается внутренней организации конфедерации, то следует отметить следующие моменты: а) финансовые средства образуются за счет добровольных взносов государств-членов;

б) в законодательный орган входят обладающие равными пол­
номочиями представители всех объединенных государств;

в) исполнительные органы имеют коллегиальный характер;

г) нормы права становятся обязательными, если они опублико­
ваны каждым государством-членом; д) вооруженные силы при­
надлежат каждому из государств-членов, хотя могут формально
находиться под общим командованием; е) международная по-

§ 6. Форма межгосударственного устройства 23

литика проводится совместно, хотя это не исключает самостоя­тельности в конкретных вопросах.

Содружество — это объединение государств, характеризую­щихся определенной однородностью, обусловленной экономи­ческой общностью, интеграцией хозяйственных связей (как, например, у стран СНГ), либо языковым единством (как у стран Британского Содружества Наций), либо общностью пра­вовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран). Связи между членами содружества менее тесные, нежели у участников конфедераций, а потому порядок вступления и выхода из содружества более простой.

Сообщество — объединение государств для решения вопро­сов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе, например Организация стран — экспортеров нефти.

Ассоциация — это объединение государств по вопросам, от­носящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохране­ние мира, охрана окружающей среды, рациональное использо­вание природных ресурсов и т. п.). В качестве примера можно привести Ассоциацию стран тихоокеанского региона — АСЕАН, розданную для поддержания мира и порядка в этой зоне.

К насильственным формам объединения государств относят­ся союзы и империи. Правда, такие объединения скорее из об­ласти прошлого, хотя и не столь отдаленного.

Союзы — объединения государств, основанные далеко не всегда на истинной добровольности. В союзы объединяются государства, как правило, вынужденно, поскольку в против­ном случае им придется испытать куда более неблагоприятные последствия и нести серьезные издержки. К примеру, это страны Балтийского союза — Литва, Латвия, Эстония, поста­вившие себе в качестве цели отдаление от России, некоторые среднеазиатские республики бывшего СССР, на протяжении многих веков испытывавшие на себе давление своих южных соседей.

Империи образуются путем либо физического завоевания (Османская империя, Римская империя), либо оказания эконо­мического, политического и другого вида давления (например, СССР). Как правило, империи имеют следующие характери­стики: а) обширная территория; б) сильно централизованная власть; в) стремящаяся к экспансии элита; г) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и перифе-

24 Глава 1. Теория государства

рией; д) разнородный этнический, культурный и националь­ный состав. Империя держится на применении или угрозе при­менения принуждения (военного, экономического, политиче­ского, идеологического), и как только этот фундамент исчезает, империя рушится. Имперские же элиты, жертвы миражей бес­смертия и иллюзий мирового господства, мечтают о распро­странении своей власти на всю планету и ради этой цели спо­собны развязывать опустошительные войны. Мировое сообще­ство, к счастью, теперь уже в состоянии их обуздать.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58