Главная страница
Навигация по странице:

  • «ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» О С Н О В Ы

  • Учебное пособие для студентов 2 курса педиатрического факультета Ярославль 2008 УДК 15 ББК 88.8

  • Основы возрастной психологии (от рождения до юности)

  • Предмет и задачи возрастной (детской) психологии.

  • Возрастная психология. Учебное пособие для студентов 2 курса педиатрического факультета Ярославль 2008 удк 15 ббк 88. 8


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов 2 курса педиатрического факультета Ярославль 2008 удк 15 ббк 88. 8
    АнкорВозрастная психология.doc
    Дата05.05.2017
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВозрастная психология.doc
    ТипУчебное пособие
    #7722
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

    Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

    О С Н О В Ы

    ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    (от рождения до юности)



    Учебное пособие для студентов 2 курса

    педиатрического факультета

    Ярославль

    2008

    УДК 15

    ББК 88.8
    Кафедра педагогики и психологии с курсом ФПДО


    Составитель:

    Барабошин Александр Тимофеевич – доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ФПДО, кандидат медицинских наук.

    Рецензент: доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова, кандидат психологических наук Румянцева Т.В.


    Основы возрастной психологии (от рождения до юности): Учебное пособие для студентов 2 курса педиатрического факультета.- Ярославль, Аверс Плюс, 2008, __ стр. Библиогр. 10 .
    Медицинская наука обладает достаточными сведениями об анатомо-физиологических особенностях организма ребенка и о показателях его физического развития. Изучение же особенностей психического развития детей различных возрастных периодов, как и изучение проблемы возраста в целом, должно содействовать решению вопросов, стоящих перед практической деятельностью врача. Зная основные закономерности психического развития, его цели, факторы, а также происходящие в каждом возрастном периоде качественные и количественные изменения психики, будущий врач-педиатр сможет оптимально построить лечебный процесс, разработать профилактические мероприятия, выработать индивидуальный профессиональный стиль поведения в зависимости от возраста пациента.

    В целом, содержание пособия направлено на формирование у студентов адекватного представления об основах возрастной психологии, ее основных направлениях, возможностях практического использования, что является необходимым условием профессионального становления будущего врача-педиатра.

    Утверждено и разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом академии (протокол № 3 от 12 февраля 2008 г.)
    Содержание


    1.

    Предмет и задачи возрастной (детской) психологии……………………....




    2.

    Основные теории детского развития………………………………………..




    3.

    Перинатальный период развития……………………………………………




    4.

    Кризис рождения……………………………………………………………..




    5.

    Развитие ребенка на первом году жизни……………………………………




    6.

    Кризис первого года жизни………………………………………………….




    7.

    Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)…………………………………………




    8.

    Кризис трех лет……………………………………………………………….




    9.

    Дошкольное детство………………………………………………………….




    10

    Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе………………...




    11.

    Младший школьный возраст…………………………………………………




    12.

    Подростковый возраст………………………………………………………..




    13.

    Кризис подросткового возраста……………………………………………...




    14.

    Юношеский возраст…………………………………………………………..




    15.

    Литература……………………………………………………………………..





    В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждому из которых соответствует расцвет определенных психических функций и свойств. Изучение в возрастном аспекте основных параметров нормального развития психики имеет большое практическое значение, так как это позволяет понимать многие факты детского поведения. Кроме того, возрастная психология имеет большое значение для выработки возрастного нормирования (например, параметры готовности к школьному обучению). Возрастная психология имеет тесную связь с медициной. Для врача знание основных закономерностей становления психических процессов позволяет оптимально построить лечебный процесс, разработать научно обоснованной системы профилактики и охраны здоровья, выработать индивидуальный профессиональный стиль поведения в зависимости от возраста пациента. В связи с чем, знания об основных закономерностях возрастной динамики психики имеют особенное значение в практике врача-педиатра.

    Предмет и задачи возрастной (детской) психологии.
    Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста. Предмет возрастной психологии – изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих научных теорий основных особенностей психологического развития людей, в том числе и при их переходе от одного возраста к другому.

    Возрастная психология отмечает изменения, происходящие как в психике, так и в поведении человека. Эти изменения охватывают значительные периоды жизни (от нескольких месяцев для младенцев, до нескольких лет для индивидов старшего возраста) и зависят от постоянно действующих факторов (биологическое созревание, психофизиологическое состояние организма, место ребенка в системе человеческих социальных отношений, достигнутый уровень интеллектуального развития и т.д.).

    Существуют и так называемые ситуационные изменения, включающие то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания, а также в связи с влиянием конкретной сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще).

    Первые изменения психики и поведения очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления так как, однажды сформировавшись, остаются навсегда. Их функция заключается в преобразовании психологии человека как личности в сторону прогресса. Ситуационные – наоборот, очень неустойчивы и обратимы. Их закрепление происходит в последующих упражнениях с помощью тренировки, кроме того, они оставляют личность без видимых перемен и затрагивают лишь формы поведения – знания, умения, навыки. Все эти изменения являются одной из составляющих предмета возрастной психологии.

    Другой составляющей предмета возрастной психологии являются специфические сочетание психологии и поведения, обозначенные понятием возраст (возрастные особенности познавательных процессов человека, личности, интересов, суждений, мотивов поведения и т.д.). Последняя и одна из главных составляющих предмета – движущие силы, условия и законы психологического и поведенческого развития человека.

    Движущие силы - это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и всегда направляют его (развитие) в нужное русло.

    Условия психологического развития представляют собой внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые не являются движущим силами, но сильно влияют на развитие сами, постепенно направляя его ход, что существенно формирует динамику и главное определяет конечный результат.

    Законы определяют общие и частные закономерности, с помощью которых описывается психологическое развитие человека и опираясь на которые развитием можно управлять.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    написать администратору сайта