Главная страница
Навигация по странице:

Методичка_по_методике_Стовичек. Учебное пособие для студентов специальности Культурология Ярославль, 2008 ббк удк с печатается по решению редакционноиздательского совета ягпу имени К. Д. Ушинского



Скачать 236 Kb.
Название Учебное пособие для студентов специальности Культурология Ярославль, 2008 ббк удк с печатается по решению редакционноиздательского совета ягпу имени К. Д. Ушинского
Анкор Методичка_по_методике_Стовичек.doc
Дата 24.04.2017
Размер 236 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Методичка_по_методике_Стовичек.doc
Тип Учебное пособие
#2694
страница 1 из 3
  1   2   3


Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского

М. В. Стовичек

Теория и методика обучения культурологии

Учебное пособие для студентов специальности «Культурология»

Ярославль, 2008
ББК

УДК

С

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЯГПУ имени К.Д.Ушинского
Стовичек М.В. Теория и методика обучения культурологии. Учебное пособие для студентов специальности «Культурология». Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. с.
Аннотация

Рецензент: Е.А. Ермолин, доктор педагогических наук, профессор.
© Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, 2008.

© М.В. Стовичек, 2008.
Пояснительная записка

Теория и методика обучения культурологии входит в блок специальных дисциплин подготовки студентов, обучающихся по специальности 032800 – Культурология.

Целью курса является формирование у студентов знаний в области методики преподавания гуманитарных дисциплин культурологического цикла в средней общеобразовательной школе и развитие основных педагогических навыков и умений, необходимых учителю.

Задачами курса являются изучение многообразия методов и приемов обучения культурологии; формирование умения подготовки, проведения и анализа уроков мировой художественной культуры, культурологии и других предметов культурологического цикла; формирование навыков педагогической и методической работы в контексте урока или внеклассного мероприятия по предметам культурологического цикла. Подготовка студентов к работе по основной (педагогической) специальности, создание индивидуальной методической базы, возможность применения полученных знаний, умений и навыков на практике дают возможность достаточного профессионального ориентирования студентов специальности «культурология». Курс методики преподавания культурологических дисциплин рассчитан на изучение в течение 3 лет обучения в VI, VIII, IX семестрах. Периоды освоения теоретической части курса перемежаются формированием практических навыков в условиях средней общеобразовательной школы (учебно-ознакомительная и две производственные практики запланированы в VII, VIII, IX семестрах в течение 6, 6 (4 основная специальность + 2 дополнительная) и 6 (4 основная специальность + 2 дополнительная) недель соответственно). Написание курсовой работы по теории и методике обучения культурологии (VIII семестр) должно способствовать укреплению полученных знаний и формированию собственного индивидуального подхода к преподаванию дисциплин культурологического цикла в средней школе и/или системе дополнительного образования. Высокая вариативность школьного курса мировой художественной культуры и других предметов культурологического цикла дает возможность студентам разработать пути реализации результатов собственного научного исследования в системе преподавания культурологических дисциплин в средней школе. Данный аспект методических исследований содержится в выпускной квалификационной работе в соответствии с государственным стандартом высшего педагогического образования по специальности 032800 – Культурология.

Итогом изучения курса теории и методики преподавания культурологии является экзамен, в структуру которого включается творческий отчет студентов о возможности реализации результатов их собственных научных исследований в школьной практике преподавания культурологических дисциплин.
Программа курса лекций

Тема 1. Введение. Теория и методика обучения культурологии как наука.

Теория и методика обучения культурологии является частной дидактикой. Ее цель – изучение процесса обучения предметам культурологического цикла в средней школе.

Пока эта педагогическая дисциплина находится в стадии формирования, поэтому готовых универсальных «рецептов» обучения культурологии нет. Относительно недавнее включение предметов культурологического цикла в школьную программу поставило перед педагогами задачу быстро разработать и освоить методическую базу предмета, однако без достаточного опыта и профильного педагогического образования сделать это практически невозможно.

Предмет изучения методики может быть сформулирован в виде ряда вопросов: зачем учить, чему учить, как учить, как учится ребенок.

Первым вопросом определяется цель обучения культурологии, которая формулируется с учетом государственной концепции гуманитаризации образования, развивающих и воспитательных задач, а также конкретных образовательных целей, разрешаемых в процессе общего среднего образования.

Второй вопрос касается содержания образования. При определении этих параметров учебного предмета необходимо руководствоваться государственным стандартом образования. Сложность этого подхода применительно к обучению культурологии заключается в том, что учебная дисциплина с таким названием входит в объем высшего, а не среднего образования. Государственный стандарт высшего профессионального образования по культурологии для негуманитарных специальностей предполагает следующие разделы:
(см. подробнее: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., 1995. 251 с.)

Государственный стандарт общего среднего образования по дисциплинам культурологического цикла определен весьма схематично. Основным предметом школьного изучения является Мировая художественная культура (МХК). Существует стандарт образования по МХК, содержащий следующие формулировки:

«В результате изучения мировой художественной культуры на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

уметь

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;

  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • самостоятельного художественного творчества».

Вопрос «как учить» предполагает определение методов и приемов обучения предметам культурологического цикла. В их число входят и методы общих гуманитарных дисциплин и специфичные способы преподавания. Методы и приемы обучения культурологии выбираются в зависимости от конкретных образовательных задач, решаемых на данном уроке, а также с учетом специфики изучаемого материала.

Проблема «обратной связи», обозначенная четвертым вопросом, в рамках школьного цикла обучения практически не решается. Оказывается сложным собрать информацию о том, как ученики используют полученный на уроках опыт за пределами школы. Трудность заключается не в том, чтобы проверить, помнят ли школьники содержание предмета в объеме стандарта, а в том, чтобы убедиться, что знания о различных формах, видах культуры, их специфике и навыки общения с культурным наследием, искусством полезны и востребованы детьми в их обычной жизни. Даже если есть некоторая информация о собственном опыте общения детей с культурными артефактами, у учителя практически нет возможности систематизировать это общение за пределами школы.

Целью методики преподавания культурологических дисциплин в средней школе является формирование теоретической и практической базы изучения процесса обучения предметам данного цикла с учетом специфики их материала.

Задачи курса определяются следующим образом: обобщение и систематизация знаний студентов по теории и истории культуры на основании практического применения их в процессе педагогической деятельности; осмысление специфики культурологических дисциплин как учебных предметов; формирование педагогической и методической грамотности студентов.

Тема 2. Мировая художественная культура как учебная дисциплина.

Мировая художественная культура, как было отмечено выше, является базовым школьным предметом культурологического цикла. Данная дисциплина появилась в школе относительно недавно, с чем связаны основные сложности его преподавания.

Первая проблема возникает при определении предмета изучения МХК в школе. Название курса – Мировая художественная культура – оказывается очень широким, так что ограничивать объем и глубину изучаемого материала необходимо самому педагогу по собственному усмотрению. Заостряет данную проблему и то, что отсутствуют единый государственный стандарт образования по предмету (см. ) и универсальная учебная программа.

Вторая сложность взаимосвязана с первой. Она заключается в резком несоответствии большого объема материала очень незначительному количеству учебного времени, выделяемому на его изучение. Одним из неблагоприятных условий решения этой проблемы является то, что в настоящее время Мировая художественная культура входит в региональный компонент среднего образования, то есть школы выбирают по своему усмотрению, в каких классах и в каком объеме будет преподаваться предмет. Это приводит к обострению несоответствия объемов материала и учебного времени.

Не менее значимой проблемой является отсутствие разработанной методической базы или обобщенного в публикациях опыта педагогов-культурологов.

Таким образом, преподаватель Мировой художественной культуры вынужден руководствоваться только собственными представлениями о предмете и вариантах реализации целей и задач его преподавания в средней школе.

Вместе с тем, Мировая художественная культура является необходимой для изучения в средней школе, так как усиливает гуманитарный цикл предметов (состоящий в старших классах из истории, литературы, основ права и основ современных цивилизаций – последние два преподаются обычно в течение полугода). Кроме того, в силу своей специфики позволяет школьнику создать более-менее целостную картину мира, объединяемую общим понятие «культура».

Исходя из этого, мы понимаем Мировую художественную культуру в школьном изучении не только как историю искусства, хотя этот компонент очень важен, и тем более не как исключительно изобразительное искусство, как иногда представляется на практике. Предмет изучения задается через базовое понятие – художественную культуру как совокупный процесс и результат творческой деятельности человека. Такой подход наиболее точно выражает специфику предмета и одновременно значительно усложняет задачу учителя тем, что еще больше расширяет предмет изучения, под которым подразумевается художественная культура в целом. Тогда Мировая художественная культура – название учебного курса, главной особенностью которого является интегративность, то есть способность собрать в единую картину мира разнородные знания учеников по разным учебным предметам, что позволяет сформировать у них целостное сознание.

Курс Мировая художественная культура в средней школе направлен на развитие учеников средствами художественной культуры; приобщение их к миру художественных ценностей; осмысление учащимися значения художественной деятельности в развитии индивидуума и общества в целом.

Таким образом, можно сформулировать цель курса МХК: приобщить обучаемого к художественной культуре; сформировать в нем готовность, способность и потребность в самостоятельно восприятии художественных ценностей; способствовать разностороннему развитию личности обучающегося. Данное понимание цели курса предполагает формирование в процессе изучения курса МХК самостоятельно мыслящей и активно воспринимающей художественные явления личности, которая способна обращаться к произведениям искусства в повседневной жизни за пределами школы.

Этим определено содержание курса, которое складывается из нескольких компонентов:

– изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязи и противоречиях;

– изучение мировоззренческих оснований творчества в разные эпохи у разных народов;

– изучение общих закономерностей художественного развития человечества.

Итогом изучения курса должны быть следующие знания, умения и навыки учеников:

– осмысление связей художественной культуры с другими сферами деятельности людей, ее связи с материальным и духовным миром человека;

– усвоения навыков общения с художественными произведениями разных видов искусства и жанров;

– создание художественной картины мира;

– создание образных представлений о разных типах культур в разные эпохи;

– владение эмпирическим материалом, навыком анализа произведений различных видов искусства.

Последний пункт не является самоцелью, хотя на практике ему отводится наибольшее внимание. Однако следует учесть, что механическое заучивание специфических черт разных видов искусства не даст ученику возможности составить целостное представление о мире и месте художественной культуры в нем, а лишь добавит еще одну строчку в дневниковой расписание. Акцент в учебной деятельности должен ставиться не на механическое заучивание новых понятий, а на общение и приобщение через материальную основу произведения (художественную форму) к его духовному смыслу и личностное развитие с помощью этого общения.

Структура школьного курса МХК. В настоящее время в большинстве школ на изучение Мировой художественной культуры отводится 3 года (8, 10 и 11 классы). В ряде школ ведется изучение предмета только в базовой средней школе (5–9 или 5–8 классы). Это обусловлено переводом МХК из обязательного (федерального) компонента образования в разряд предметов по выбору школы (региональный компонент образования), а также значительно возросшей в последние годы учебной нагрузкой детей в школе. В течение года на изучение МХК выделяется обычно 1 час в неделю, то есть всего 34 часа.

Тема 3. Принципы построения курса МХК в средней школе.

Существуют два основных принципа построения изучения любого школьного курса: линейный и циклический. Они отличаются подходами к компоновке материалов, изучаемых в течение одного учебного года.

Циклический принцип предполагает изучение всех тем, входящих в содержание предмета, на протяжении одного года с постепенным (от года к году) усложнением материала, на котором рассматриваются темы. Например, культура Древней Греции может изучаться таким образом: первый год – мифология; второй – искусство; третий – философия и т.д.

Достоинствами циклического принципа являются следующие черты:

– возможность повторять ранее изученный материал, актуализировать знания учащихся по темам курса, логично включать повторение в контекст изучения новых тем;

– возможность учета возрастных особенностей учеников, степень развития их мыслительных операций, абстрактного мышления, тем более, что восьмиклассники и десяти-, одиннадцатиклассники по психофизиологическому развитию относятся к разным группам. Такая дифференциация позволяет выбрать наиболее оптимальные для данной возрастной группы учеников методы обучения.

– позволяет логично завершить цикл обучения ребенку, получающему в школе неполное среднее образование.

Наряду с достоинствами, можно назвать и следующие недостатки циклического принципа построения курса:

– не все темы можно логично разделить по уровням сложности, а искусственное деление ведет к схематизированию, упрощенному подходу к явлениям культуры;

– поверхностность обучения, так как за ограниченное количество времени (примерно 34 часа в год – 1 урок в неделю) необходимо рассмотреть все темы, которые входят в содержание курса;

– отсутствие целостности в восприятии учениками каждой изученной темы и всего историко-культурного процесса, что значительно снижает возможность систематизации материала на основе мировой художественной культуры.

Не является недостатком, но осложняет применение данного подхода и сложность интегрирования тем курса МХК, построенного циклически, с другими предметами гуманитарного цикла, так как скорость и объем прохождения тем МХК не позволяет уделить достаточное внимание межпредметным связям при одновременном изучении смежных тем по истории, литературе, обществоведению и др.

Условия применения циклического принципа построения курса МХК:

– большее количество учебного времени, отведенного на изучение Мировой художественной культуры (2 часа в неделю или углубленное изучение предмета с 5 класса, или наличие факультатива / кружка по предмету, позволяющее рассмотреть целую тему отдельно: драматический кружок – история театра с выходом в практику, киноклуб, краеведение и т.д.);

– преподавание МХК в классах, где большинство учащихся не предполагает продолжения обучения в 10–11 классах;

– полны переход в школе на циклическое изучение литературы в старших классах (по программе Кутузова).

Линейный принцип построения Мировой художественной культуры предполагает последовательное изучение тем курса, выстроенных обычно на основе хронологической последовательности (с древнейших времен до наших дней) или на основании другого общего принципа. Данный принцип долгое время считался доминирующим в планировании предметов гуманитарного цикла и сохраняется сейчас преимущественно в преподавании истории (и мировой, и отечественной). В программах по литературе проводилась попытка полного перехода на циклический принцип преподавания в старших классах (программа Кутузова), но вариативность курса позволяет учителям выбрать оптимальный, на их взгляд, подход.

Достоинства линейного принципа:

– позволяет проследить весь культурно-исторический процесс, выявить взаимосвязь и взаимовлияния различных явлений культуры, удаленных друг от друга хронологически и географически;

– дает возможность систематизировать знания на основе хронологической последовательности, как наиболее понятной и привычной учащимся логике изложения материала;

– дает возможность углубления в отдельную тему в соответствии с конкретными образовательными целями и задачами;

– позволяет соблюсти логику изложения каждой темы в составе курса, а также в достаточной степени глубины проанализировать составляющие темы.

У линейного принципа построения курса также существуют недостатки:

– нет возможности повторного подробного обращения к ранее изученным темам, то есть фактически исключается повторение давно изученного материала;

– не учитываются возрастные особенности учеников, что осложняет работу учителя и заставляет упрощать материал, адресованный ученикам восьмого класса;

– знания, полученные выпускниками девятого класса, являются неполными, а возможность дальнейшего изучения тем будет не у всех.

С учетом замечаний в адрес обоих принципов организации учебного процесса по МХК представляется наиболее логичным их комбинированное использование: циклическое (замкнутое) построение курса МХК в восьмом классе (и до восьмого класса, если предмет изучается углубленно) и линейное построение курса в 10–11 классе. Эта комбинация позволяет компенсировать принципиальные недостатки обоих подходов и в полной мере использовать их достоинства. По содержанию курса представляется возможным разделить материал предмета следующим образом: базовые знания по морфологии искусства, навыки владения эмпирическим материалом будут заложены в 8 классе, а основные знания по теории и истории культуры – в старших классах.

  1   2   3
написать администратору сайта