Главная страница
Навигация по странице:

Ярошевский М. Г. 1996 История психологии. Учебное пособие для высших учебных заведений. М. Издательский центр Академия, 1996. 416 с. М. Г. Ярошевский


Скачать 1.74 Mb.
Название Учебное пособие для высших учебных заведений. М. Издательский центр Академия, 1996. 416 с. М. Г. Ярошевский
Анкор Ярошевский М. Г. 1996 История психологии.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.74 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Ярошевский М. Г. 1996 История психологии.doc
Тип Учебное пособие
#248
страница 1 из 35
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


Word 2003
Первоисточник:

Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.


М.Г. Ярошевский

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

от античности до середины ХХ в.

М., 1996
От автора

Глава I

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Психологическая наука и ее предмет

Теоретическое и эмпирическое знание

Предмет истории психологии

Научная деятельность в трех аспектах

Логика развития науки

Общение – координата науки как деятельности

Личность ученого

Задачи истории психологии
Глава II

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО

Анимизм

Гилозоизм

Гераклит: душа как «искорка Логоса»

Демокрит: душа – поток огненных атомов

Гиппократ: учение о темпераментах

Алкмеон: мозг – орган души

Анаксагор: «ум» как начало вещей

Софисты: учителя мудрости

Сократ: познай самого себя

Платон: душа и царство идей

Аристотель: душа – способ организации тела

Психологические воззрения в эпоху эллинизма

Стоики

Эпикурейцы

Проблемы нравственного поведения и воспитания

Александрийская наука

Гален

Филон: пневма как дыхание

Плотин: понятие о рефлексии

Августин: понятие о внутреннем опыте

ИТОГИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Глава III

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ


АРАБОЯЗЫЧНАЯ НАУКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Глава IV

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ


ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА

Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»

Бенедикт Спиноза: Бог – Природа

Готфрид-Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного

Томас Гоббс: ассоциация идей

Джон Локк: два вида опыта

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение

Давид Гартли: основоположник ассоцианизма

Джордж Беркли: вещь как комплекс

Дэвид Юм: субъект – пучок ассоциаций

Историческая судьба учения об ассоциациях

Психологические взгляды французских просветителей

Ростки исторического подхода

Глава V

ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Естественнонаучные предпосылки

Развитие ассоцианизма

Джон Стюарт Милль: ментальная химия

Александр Бэн: пробы и ошибки

Герберт Спенсер: эволюционная психология

Иоганн-Фридрих Гербарт: статика и динамика

Появление принципа биологического детерминизма

Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии

Глава VI

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

«Сертификат» на независимость

Эрнст Вебер: зарождение психофизики

Густав Теодор Фехнер: основы психофизики

Франц Дондерс: время реакции

Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии

Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции

Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов

Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии

Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов

Изучение навыков

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Проблема индивидуальных различий

Френсис Гальтон: наследственность гения

Развитие метода тестов

Альфред Бине: диагностика умственного развития

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область

Стенли Холл: рождение педологии

Джеймс Семи: ассоцианизм в детской психологии

Эрнст Мейман: педагогическая психология

Эдуард Клапаред: идея саморазвития

Арнольд Гезелл: нормальное детство

Джеймс Марк Болдуин: культурное развитие ребенка

Карл Бюлер: стадии психического развития

Маргарет Мид: этнопсихология детства
ЗООПСИХОЛОГИЯ

Дарвин и подъем сравнительной психологии

Психика животных и психика человека

«Закон экономии» Ллойд-Моргана

Дискуссия о вариативности поведения

Жак Леб: теория тропизмов

Можно ли приписать сознание инфузории?

Между Сциллой и Харибдой – механицизмом и антропоморфизмом

Познаваемость психических актов
СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

«Психология народов»

«Коллективный организм»

Вклад психоневрологов

Внушение и подражание

Э. Дюркгейм: коллективные представления

Концепция ценностей

Концепция инстинктов
ПСИХОТЕХНИКА

Глава VII

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ


КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ

СТРУКТУРАЛИЗМ

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

БИХЕВИОРИЗМ

НЕОБИХЕВИОРИЗМ

СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ

ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа

Карл Густив Юнг: аналитическая психология

Альфред Адлер: индивидуальная психология

НЕОФРЕЙДИЗМ

Карен Хорни: образ Я

Эрих Фромм: «бегство от свободы»

Гарри Стэк Салливен: межличностные отношения

Эрик Эриксон: Эго-психология

ТЕОРИЯ ШТЕРНА

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глава VIII

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Середина века

Два направления в проблеме человека

Антропологический принцип в философии Н.Г. Чернышевского

П.Д. Юркевич о душе и внутреннем опыте

К.Д. Кавелин о культурной детерминации психики

А.А. Потебня: язык народа как орган, образующий мысль

Изменение социальной ситуации в конце XIX века

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА

Университетские психологические школы

Вл.С. Соловьев: неохристианская концепция души

Л.М. Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество

Н.Я. Грот: личность и свобода воли

Н.О. Лосский: теория интуитивизма и идеал-реализма

С.Л. Франк: душа человека

М.И. Владиславлев: соединение этики и эстетики

А.И. Введенский: знание и вера

Д.Н. Овсянико-Куликовский: психология творчества

Л.И. Петражицкий: правовые и нравственные чувства

Некоторые итоги
РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Первые шаги

Г.И. Челпанов: создание Института экспериментальной психологии

Н.Н. Ланге: естественнонаучная ориентация психологии
РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ

Достойный памятник русского ума

И.М. Сеченой – основатель науки о поведении

И.П. Павлов – создатель учения об условно-рефлекторной деятельности

Объективная психология В.М. Бехтерева

А.А. Ухтомский – учение о доминанте
ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-50-е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ

Реактология

Психология социального бытия Г.Г. Шпета

Разгром педологии

Л.С. Выготский: теория высших психических функций
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

М.Я. Басов: человек – деятель в среде

С.Л. Рубинштейн: единство сознания и деятельности

А.Д. Леонтьев: строение деятельности
О СУДЬБАХ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Послесловие

Рекомендованная литература

Михаил Григорьевич Ярошевский

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XX В.

Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.

3

От автора



Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.

Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же – «ничто так не меняется, как неизменное прошлое»; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя.

В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют «драмой идей», есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину

4

этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной.

Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла.

Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.

Этим установкам автор стремился следовать в своих историко-психологических работах, многие положения которых использованы в данном пособии.
5

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
написать администратору сайта