Главная страница
Навигация по странице:

Елизаров. основы семейного консультирования. Учебное пособие Ось89 удк 159. 9(075. 8) Ббк 88. 8я73 Е511



Скачать 1.9 Mb.
Название Учебное пособие Ось89 удк 159. 9(075. 8) Ббк 88. 8я73 Е511
Анкор Елизаров. основы семейного консультирования.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.9 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Елизаров. основы семейного консультирования.doc
Тип Учебное пособие
#428
страница 2 из 31
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

11

и конфликты; под контрпереносом - склонность специали­ста, оказывающего воздействие, проецировать свои отноше­ния со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.

4. Отличия, связанные со сроками работы. Психологиче­ское консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5-6 встреч с клиентом. Психотерапия зачас­тую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

5. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практиче­ски любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оп­лачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обла­дающих для этого достаточным количеством времени и моти­вацией.

6. Отличия в требованиях к уровню подготовки специа­листа, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психоло­гического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-кон­сультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психо­лога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультан­та с последующим анализом деятельности. Психотерапевт не сильно привязан к психологическому диплому (многие психо­терапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, го­раздо более далеких от психологии). Ему необходимо полу­чить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве на­правлений необходим длительный опыт собственной психоте­рапии (для того чтобы понять, что ощущает клиент во время ра­боты с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса) и длительный период самостоятельной работы под наблюдени­ем опытного руководителя.

12
1.2. Предмет и задачи консультативной психологии
Консультативную психологию можно определить как раз­дел современной науки, направленный на изучение структу­ры и закономерностей процесса психологического консульти­рования.

Вне зависимости от того, как трактовать психологическое консультирование, очевидно, что этот вид деятельности на на­стоящем этапе развития общества является реальностью, тре­бующей своего изучения.

Возникновение консультативной психологии подготовлено всем ходом развития психологии, вплоть до начала XXI в.

На разных этапах развития психологии возникали и стано­вились актуальными различные ее отрасли.

Психологическая наука зародилась как наука о закономер­ностях психической деятельности, направленная на изучение такого сложного объекта, как психика. Сначала авторов инте­ресовали наиболее общие законы психической деятельности. Изучалось:

а) как человек вообще (некий обобщенный, абстрактный че­ловек) познает окружающий мир;

б) как на основе отдельных ощущений, поступающих от ор­ганов чувств, у него складывается некоторый целостный образ мира и себя в этом мире;

в) как он выстраивает образ своего действования в мире; ■*

г) как он реально в этом мире действует.

Так появилась и начала развиваться общая психология.

Со временем на этом пути психология подошла к факту су­ществования индивидуальных различий, благодаря чему поя­вилась дифференциальная психология, стала интенсивно раз­виваться психодиагностика. Исследование закономерностей поведения человека вообще стало себя исчерпывать. Как это показывает в своем исследовании А. Анастази [1982, с. 20-22], для психологов-экспериментаторов школы Вильгельма Вундта (1832-1920) не было очевидным, что люди неодинаковы, что они по-разному познают окружающий мир и по-разному пред­почитают действовать в нем. Для утверждения этого потребова-

13

лась определенная научная дискуссия. Так, Джеймс Маккин Кэттелл (1860-1944) в Лейпциге вопреки неприятию В. Вунд-том такого типа исследований специально написал диссерта­цию об индивидуальных различиях во времени реакции.

Сначала возникли типологии индивидуальных различий, затем методики для их выявления. Использование данных об индивидуальных различиях сильно продвинуло науку и проч­но вошло к концу XX в. в обиход психологов-практиков.

Далее направление исследований начинает все более сме­щаться в сторону такой уникальности, которая не поддается типологизации. Теперь уже мы все чаще говорим об уникаль­ности, непредсказуемости каждого человека. Естественно, что и общие закономерности психического существуют, и ти­пологии, например, темперамента, характера, оправданны. Но мы все более подходим к тем аспектам, которые невозмож­но было исследовать с помощью старых парадигм. Этому фак­ту соответствуют появление и развитие гуманистической пси­хологии.

Здесь же закладываются основы и консультативной пси­хологии. Когда стали исследовать уникальность, познавать ее законы, использовать эти законы в практике оказания помо­щи конкретному человеку, вместо закономерностей психики предметом научного анализа становились закономерности диалога, позволяющие работать с индивидуальностью. Локус исследования сместился с индивидуальных различий на различия в способах ведения диалога, в формах организа­ции взаимоотношений между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом. Ученых стало интересовать, какие способы организации диалога способствуют выявлению зако­номерностей функционирования уникальности конкретного человека, а какие препятствуют этому процессу, блокируют его, делают порой совсем невозможным; какие параметры взаимоотношений помогают оказывать психологическую по­мощь в опоре на закономерности уникальности клиента, а какие мешают. Примером такого рода исследования явля­ется работа Джеймса Бьюдженталя «Искусство психотера­певта», опубликованная на Западе в 1987 г., а в нашей стране в 2001 г.

Другим важным шагом на пути развития психологии, пред­определившим появление консультативной психологии, было

14

включение в контекст психологического анализа социальной среды, в которой человек живет. Стали изучать влияние факта включенности в большие и малые группы на психическую ак­тивность человека. Этому соответствовало возникновение и раз­витие социальной психологии в области научных и прикладных исследований.

Но и в психотерапии, в области, возникшей из практики оказания психологической помощи и благодаря этой практи­ке, локус анализа на протяжении XX в. все более смещается в сторону социального контекста. Теперь мы видим, что со­гласно многим направлениям современной практической пси­хологии фактор текущей социальной среды вообще признает­ся решающим для объяснения поведения человека вопреки, скажем, его прошлому, детству. Ярким примером этого слу­жит современная семейная терапия, где в рамках крупнейше­го и влиятельнейшего системного подхода (Сальвадор Мину-хин, Мюррей Боуэн, Натан Аккерман, Карл Витакер, Иван Бошормени-Надь, Теодор Лидс и другие) межличностный контекст (фокусирование на текущих взаимодействиях) все­цело доминирует над интрапсихическим контекстом (концен­трация внимания на прошлом индивида) [Браун Дж., Кри-стенсен Д., 2001, с. 32].

Следует по достоинству оценить роль психотерапии для возникновения консультативной психологии. На начальных этапах своего развития психология была преимущественно академической наукой. Не стоял вопрос о широком использо­вании ее достижений, поскольку достижений этих было не так много. Неотложные и наиболее болезненные задачи практики положили начало возникновению в конце XIX - начале XX вв. на Западе психотерапии. Путем напряженной работы с край­ними, тяжелыми формами душевных расстройств представи­телям этого движения, которому на начальных этапах отка­зывали в научности, на протяжении XX в. удалось накопить и использовать огромный материал, который по праву можно именовать золотым фондом современной психологии. Почти единственным методом, который позволил накопить этот мате­риал, является рефлексивность, рефлексивное отношение к тому, что делаешь в момент работы с клиентом, постоянные раздумья над тем, что же реально происходит. Такое отноше­ние к диалогу помогло открыть и описать многие феномены,

15

которые имеют или могут иметь отношение к консультативно­му диалогу. Так начали закладываться основы консультатив­ной психологии. Кроме этого сильно увеличился объем психо­логических знаний вообще, например, психотерапия значи­тельно продвинула вперед такую отрасль общей психологии, как психология личности [см., например, Хьелл Л., Зиг-лерД., 1998].

Далее же, конечно, должен следовать анализ и систематиза­ция накопленного и осмысленного опыта, сопоставление выво­дов различных авторов относительно исследуемого предмета касательно как природы человеческого поведения и его нару­шений, так и конструктивных форм диалога, взаимоотноше­ний между психологом и клиентом. Следует отметить, что ре­шение этих задач еще не завершено. Прошедший век оставил нам калейдоскоп блестящих теорий, которые, впрочем, не все­гда ясно и систематически изложены. Требуется много време­ни, чтобы их понять, ими овладеть, знакомясь с ними по перво­источникам. Но даже после решения этой задачи останется другая — реконструировать на основе имеющихся теорий цело­стное представление:

а) о душевных расстройствах;

б) о факторах, их обусловливающих;

в) о признаках и чертах гармонично устроенной психики человека;

г) об условиях ее гармоничного формирования;

д) об условиях, которые должны существовать между клиен­том и специалистом, оказывающим воздействие, для того, чтобы способствовать исчезновению душевного расстрой­ства.

На первый взгляд, только последняя из перечисленных выше задач имеет отношение для консультативной психоло­гии. Но, похоже, при решении остальных четырех исследова­тели так или иначе будут обращаться к природе человеческих взаимоотношений, травмирующих личность или же откры­вающих горизонты к совершенству, эффективному функцио­нированию. Тут потребуются данные консультативной пси­хологии. Конечно, исследовать природу человеческих взаи­моотношений не обязательно в условиях психологической

16

консультации. Однако консультативный диалог обладает уникальным свойством сочетания:

  • профессионала, который 10, а то и 20 лет своей жизни за­нимается исследованием психологических феноменов;

  • крайне заинтересованного в неформальном общении кли­ента, чье существование в данный момент представляет динамику (человек, который приходит к психологу, уже по самому факту обращения готов к переменам).


Наличие профессионала обусловливает редкое сочетание включенности и рефлексии (в смысле наблюдения, размышле­ния над процессом консультирования). Наличие заинтересо­ванного клиента не позволяет процессу общения стать фор­мальным, способствует раскрытию наиболее глубинных сто­рон человеческого бытия в процессе общения.

Конкурентной этой ситуации является лишь ситуация пре­бывания психолога в семье. Таким образом, консультативная психология обладает значительным потенциалом, чтобы вне­сти свой вклад в решение остальных четырех задач.

Ну и, естественно, сама практика психологического кон­сультирования постоянно порождает запрос на те знания, ко­торые может или могла бы предложить консультативная пси­хология.

Психологическое консультирование возникло в середине XX в. именно благодаря успехам психотерапии, когда накоп­ленные знания позволили перейти к оказанию помощи психи­чески здоровым людям. У людей же успехи психотерапии во многом обусловили интерес к получению психологической по­мощи.

На первых этапах развития психологического консульти­рования естественным был интерес к природе той реальности, с которой сталкивается клиент в своей жизни, которая порож­дает проблемы, с которыми он приходит в психологическую консультацию. Например, психолог, занимающийся психоло­гическим консультированием в организации, естественный интерес будет проявлять к психологии организаций, к тем психологическим закономерностям, которые обусловливают поведение людей в организациях. Психолога, работающего с семейными проблемами, будет интересовать психология се­мьи. И так далее. Такой интерес, безусловно, оправдан и поле-

17

зен. Но в последнее время все более отчетливо заявляет о себе другой ракурс анализа - что реально происходит в момент консультирования между консультантом и лицом, находя­щимся в положении клиента. Многие психологи-консультан­ты, оказывающие помощь на основе доведения до клиентов имеющей отношение к их проблемам психологической инфор­мации, не раз отмечали, что в процессе диалога между ними и клиентами возникало и еще что-то (кроме объективного кон­текста), что помогало решать проблемы. После консультации с проблем клиента они переключались на анализ самого диа­лога. Этому ракурсу и соответствует консультативная психо­логия.

Примером интереса современных психологов-консультантов к контексту консультативного взаимодействия может служить то, как Г.С. Абрамова [2001, с. 370] определяет предмет прак­тической психологии - «изучение индивидуальной жизни через воздействие на нее». Такое воздействие, как пишет Г.С. Абрамова [2001, с. 272], может осуществляться в разных сферах: психологической диагностике, психологической коррекции, психологическом консультировании, психотера­пии.

Можно выделить несколько аспектов анализа структуры и факторов консультативного процесса, каждый из которых задает сразу несколько задач применительно к исследуемому предмету.

Если существуют индивидуальные различия между людь­ми, то, возможно, существуют подобные различия и в консуль­тативных ситуациях. Тогда можно создать типологию консуль­тативных ситуаций и исследовать различные факторы, обу­словливающие эту типологию. Рассмотрим некоторые группы этих факторов:


  1. на первое место, безусловно, выйдут индивидуальные различия как клиентов, так и консультантов. Задача ис­следования индивидуальных различий между психоло­гами и клиентами и влияния этого фактора на само пси­хологическое консультирование очень важна. Даже степень компетентности психолога в той реальности, с ко­торой у клиента возникают проблемы, зависит по сути как от индивидуальных различий между психологами, так и факторов, их определяющих;

18


  1. реальность, с которой обращается клиент в психологиче­скую консультацию, которая может задавать различные формы работы с ним. Необходимо создать типологию запроса и применительно к различным формам запро­са выделить и описать конкретные виды и формы пси­хологического консультирования, так как нельзя ре­шать многие задачи одним методом. В этом плане представляется интересным анализ консультативной деятельности психологов в разных областях: политике, менеджменте, образовании, работе с последствиями пребывания в деструктивных культах, семейном консуль­тировании;




  1. не менее актуальна задача создания типологии ситуа­ций, не привязанной к конкретным сферам консульти­рования, но имеющей отношение к различным состоя­ниям клиента. Речь здесь может идти, например, об эмоциональной подоплеке проблемы, эмоциональном состоянии клиента. Применительно к такого класса типологиям также необходимо выделить и описать специ­фические виды и формы психологического консультиро­вания;




  1. актуальна и мало изучена проблема влияния социально­го контекста, среды, в которой живут психолог и клиент на процесс консультирования;




  1. так же актуальна и мало изучена обратная проблема -влияние психологического консультирования на соци­альный контекст, на среду, на социальное сообщество; проблема функционирования человека, обращающегося за психологической помощью, в социальной среде.


По мере развития психологии знание о строении индиви­дуальной психики человека становилось все более детализи­рованным. Например, мы имеем развернутую структуру личностных свойств, отдельно говорим даже о структуре ха­рактера, темперамента. А насколько детализировано наше знание о консультативной беседе? Сколько мы знаем элемен­тов, понятий, помогающих нам рефлексивно воспринимать сам консультативный процесс? Насколько полны наши зна­ния о том, что происходит и вообще может происходить

19

в различных ситуациях консультативного диалога? Эти во­просы ставят перед нами задачу выявления и описания ос­новных параметров структуры консультативной беседы. Цель этого - создание новых возможностей для рефлексивно­го анализа консультативной беседы в плане повышения ее эф­фективности.

Психолог и клиент, - и каждый сам по себе, и если рас­сматривать их вместе как некую целостную единицу - не су­ществуют независимо от сообщества, членами которого они являются. Ошибочной была бы их позиция вне культурной среды, социальных ценностей, которые являются достиже­ниями развития человеческого сообщества. Это делает акту­альной задачу выработки этических норм, этического кодек­са поведения как для психолога-консультанта, так и для клиента.

Необходим анализ различных форм организации диалога между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане необходимо исследовать специфику, например, дистантного консультирования, куда входят консультирование на телефоне доверия, посредством переписки, электронных средств комму­никации, печатных изданий.

Необходимо разрабатывать научные основы организации тру­да психолога, исследовать проблему «сгорания» психолога-кон­сультанта, изучать жизненный путь психолога-консультанта и трудности этого пути, обусловленные спецификой профес­сии.

Необходимо разрабатывать новые исследовательские ме­тоды для решения задач, стоящих перед консультативной психологией. Традиционные для психологии XIX и XX сто­летий исследовательские методы достаточно надежны, но на данном этапе развития науки их возможности во многом исчерпаны. С нашей точки зрения, особое внимание здесь следует уделить методологии рефлексивного анализа субъ­ективного опыта применительно к различным классам ре­альности. Полагаем, что основы такой методологии зало­жены в трудах психологов гуманистической ориентации. Однако этот пласт знаний крайне слабо структурирован и мало доступен вследствие субъективного характера стиля изложения.

В данном курсе мы отчасти рассмотрим эти вопросы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
написать администратору сайта