Главная страница
Навигация по странице:

диплом. Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем



Скачать 152.24 Kb.
Название Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем
Анкор диплом.docx
Дата 24.04.2017
Размер 152.24 Kb.
Формат файла docx
Имя файла диплом.docx
Тип Документы
#2220
страница 3 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Глава 2 Методики изучения познавательной сферы старшеклассников на этапе выбора профессии

Подростковый период- это самый сложный возрастной период. Он представляет собой становление личности. Подростки стремятся к самосовершенствованию, самопознанию, так же продолжают формироваться волевые качества, личностные ценности, организаторские способности. Именно в этом возрасте у ребёнка формируется необходимые деловые качества. Первые профессиональные интересы появляются в труде и учёбе. В этом возрасте молодые люди отличаются высокой познавательной активностью. Многие подростки стремятся заработать деньги в свободное от учёбы время. Это благоприятная возможность для формирования нужных профессиональных и деловых качеств.[1]

2.1Методики изучения познавательной сферы старшеклассников на этапе выбора профессии

Решение задач, стоящих перед молодыми людьми, требует комплексной помощи со стороны школьных педагогов психологов, социальных работников, медиков, причем начинаться такая работа должна уже в средней школе. Ведь чем раньше подросток поймет, какие черты характера свойственны, тем больше у него шансов всесторонне подготовиться к поступлению в интересующее его учебное заведение. Именно для того, что бы помощь старшеклассникам не только определиться со своей будущей профессиональной деятельностью, но и понять, каким образом можно в сложных современных условиях добиться успеха, приводим далее изучаемые рекомендации.[5]

Методика В. Смекала и М. Кучера «Изучение направленности личности».

«В основе методики Смекала-Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Баса. Данная методика основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет определить основную жизненную позицию».

Методики изучения познавательной сферы старшеклассников на этапе выбора ими профиля обучения и, по итогам завершения школы, - профессии разделяют на 3 этапа.

«Анкеты. Чаще всего в профконсультации применяют «Анкету старшеклассника» Б.А. Федоришина, «Карту интересов» Голомштока, «Ориентировочно-диагностическую анкету» С.Я. Карпиловской». Профориентационная работа начинается с их заполнения. Процедура проведения анкетного опроса способствует установлению контакта педагога со старшеклассниками и организации совместной работы профориентационной направленности. Задаваемые во время проведения исследования вопросы-уточнения и ответы на них способствуют закреплению контакта и создают благоприятные предпосылки для дальнейшего профконсультационного взаимодействия».

Опросники.Она включает в себя разработанный Е.А. Климовым «Дифференциально-диагностический опросник» и его модифицированный вариант – «Профессионально-диагностический опросник». Испытуемым предлагается выбрать из трех десятков парных суждений наиболее подходящие для них альтернативы. Целью применения опросников являются раннее выявление интересов и склонностей учащихся, распределение их предпочтений по основным типам профессий, классифицируемых по предмету труда: «человек-природа»(зоотехник), «человек-техника» (инженер), «человек-человек» (учитель), «человек-знак» (корректор), «человек – художественный образ» (актер).

Тесты. Более сложный в проведении, обработке данных и интерпретации. Сложность может состоять в количестве утверждений для выбора или вопросов, на которые следует дать осмысленный ответ. Например, в «Структуре интересов» В. Хенинга в модификации О.П. Елисеева (1994) их 136. «Тест интересов и склонностей» С.И. Вершинина (1996) требует много времени на обработку и интерпретацию результатов, чтобы подготовиться к проведению профконскультации. Очень трудоемким по обработке является «Тест определения профпригодности подростков», однако, полученные после его применения стоят того. «Опросник профессиональной готовности» Л.Н. Кабардовой может применяться только в компьютерном варианте. Это потому, что бланковый вариант методики по объему составил бы целую брошюру. Данный компьютерный вариант предоставляет богатейший школьный материал для профессиональной профконсультации, однако подготовительная работа к проведению тестирования трудоемка.

К этой группе методик следует отнести предложенные Е.А. Климовым и Н.С. Пряжниковым исследовательские задания «Моды», «Восьмиугольник выбора профессии», «Схема анализа профессии».

Методики исследования познавательной сферы школьников могут использовать педагоги, социальные работники и другие специалисты, обученные процедурам их применения.

Далее, приведем определения наиболее популярных и актуальных методик по профориентации.

  1. Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова). На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.

  2. "Карта интересов", опросник разработан А. Е. Голомштоком. Тест используется в целях профориентации при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Исходя из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности (биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт).

  3. "Карта интересов", модификация О.Г. Филимоновой. Опросник А.Е. Голомштока представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило автора к некоторому его усовершенствованию. В новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес.

  4. "Матрица выбора профессии". Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.

  5. Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек).

  6. "Ориентация" анкета И.Л. Соломина. Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие.

  7. Оценка профессиональной направленности личности учителя. Методика разработана для определения степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности.

  8. "Профессиональные намерения". Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы).

  9. "Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации. Можно использовать для профессиональной ориентации подростков и взрослых.

Таким образом, благодаря методикам профориентации, старшеклассники вооружаются ценными информациями в выборе профессии. Молодые люди, заблуждаясь в интересах и своих способностях, смогут найти окончательное решение после профессиональной ориентации. Ныне, профориентационные методики становятся все больше популярными и актуальными и приобретают новейшие подходы. Но все-таки, на сегодняшний день остается проблема сложности выбора профессии среди выпускников школ. Об этом подробно расскажем в следующей главе.

Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится к особой разновидности, поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе. «Старшеклассник очень часто не знает, что он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст жизненного мира. С этой точки зрения процесс построения альтернатив является, в сущности, процессом построения их смысла для субъекта».

Чтобы сделать полноценный выбор, оптимальный для субъекта, он должен получить возможно более полное и адекватное представление о каждой из альтернатив. В том, что касается отдельных следствий тех или иных решений, необходимо их спрогнозировать, построить образ возможного будущего, которое возникнет в результате выбора той или иной альтернативы. [11]

«Задача конструирования возможных вариантов будущего опирается на разнообразные довольно сложные когнитивные процессы и механизмы. Построить относительно реалистичный образ того, что последует за тем или иным решением, - нелегкая задача даже для мудрого и опытного эксперта. Надо связать между собой множество факторов и условий, вычислить тенденции, представить себе следствия принятия определенных решений, следствия этих следствий, затем новые решения, которые, как и их следствия, придется рассматривать. Это только для одного варианта будущего, но в ситуации выбора приходится учитывать как минимум две, а чаще всего больше альтернатив».

Байтингер О.Е., проводивший масштабные экспериментальные исследования развития ориентации на будущее и планирования в подростковом возрасте, приходит к выводу о том, что в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования отнюдь не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа Из этого следует в частности, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.

Таким образом, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстрополяции этой картины в будущее.

В последнее время в системе образования все больше внимания уделяется профильному обучению. При грамотном подходе обучение в профильном классе должно помочь ребенку в выборе будущей профессии, облегчить подготовку в вуз. Выбор профиля, а в последующем, и будущей профессии, связан с наличием у ребенка определенных способностей, интересов и склонностей. Профильные классы призваны помочь ученику развить именно те способности, которые у него выражены, тем самым повысить стремление к учебе, развить уверенность в своих силах, в завтрашнем дне и сохранить здоровье. Результатом неверного выбора может стать снижение учебного интереса, увеличение психосоматических заболеваний и прочие неприятности.

«И ещё один немаловажный фактор. Нынешняя молодёжь воспитывается совершенно на других примерах, соответственно цели в дальнейшей жизни - тоже другие. Облегчённая жизнь, наполненная удовольствиями, завораживает и приглашает всех подчиняться её законам и правилам. Поэтому большинство молодых людей уже не хотят работать, но при этом желают иметь много денег, падающих с неба. И стремятся найти такое учебное заведение, где и учиться не трудно, да и после обучения не придётся спину гнуть. [6]

Иногда друзья и подруги играют решающую роль в выборе профессии. Несколько одноклассников, не разлей вода, идут поступать в одно учебное заведение и на один факультет, чтобы постоянно быть вместе. И это всё замечательно, но вряд ли для разных людей, даже с одинаковыми на данный момент взглядами на жизнь, подходят абсолютно идентичные специальности. Каждый должен сам делать свой собственный выбор. Если даже будущий абитуриент во всём хорошо разобрался, знает, что он хочет от этой жизни, всё равно возникают трудности с выбором

Следует учитывать и необходимость той или иной профессии в будущем. Надо выпускникам помнить: только от личных усилий и желаний (ну и небольшой помощи окружающих) зависит счастливое будущее».

Личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. Осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.

Формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.[11]

Отсутствие выбора собственной позиции, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения и не способствует таким образом ее психическому здоровью.

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. У молодых людей, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств. Профессиональные качества оцениваются не так объективно. Кроме того, существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

Таким образом, в профессиональном самоопределении большая роль принадлежит самосознанию старшеклассников. Для того, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстраполяции этой картины в будущее.

Использование в профессиональном консультировании методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.[9]

1) В практике профессионального консультирования применяется, например,

методика И. Кона описания себя: «Кто я есть» и «Я через 5 лет». (Инструкция: «Напишите сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет»). Эта методика позволяет прежде всего выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры. Самоописание позволяет определить:

  1. социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя

относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя

идентифицирует),

  1. ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими,

  2. способность делать прогнозы в отношении себя, место про­фессии в общем жизненном контексте человека.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я».

Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

2) Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров

самосознания можно использовать различные модификации методики

Дембо—Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны включать как профессионально значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств. Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценивания: ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность, справедливость, смелость, уступчивость, вспыльчивость, упрямство, осторожность, решительность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, здоровье, счастье.

Каждая шкала — отрезок длиной 10 см, Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала шкалы до отметки испытуемого на шкале.

Инструкция: допустим на этом отрезке расположены все люди:
1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта