Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

вторая треть 2011. Вопросы к экзамену по русской литературе второй половины XIX века



НазваниеВопросы к экзамену по русской литературе второй половины XIX века
Анкорвторая треть 2011.doc
Дата17.09.2017
Размер56 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлавторая треть 2011.doc
ТипВопросы к экзамену
#10235

Вопросы к экзамену по русской литературе второй половины XIX века.

  1. Проблема периодизации отечественного историко-литературного процесса XIX века. Соотношение тенденций общественного развития и художественной проблематики в русской литературе изучаемого периода. Творческие принципы реалистической художественной системы в литературе. Суждения аргументировать конкретными примерами.

  2. Культурно-исторические, идейно-философские и художественно-эстетические основания, условия и формы развития в русской литературе реалистической системы мировоззренческих и эстетических представлений. Этапы становления классического реализма в русской литературе XIX века, эволюция реалистической художественной системы.

  3. Основные идейно-эстетические искания и литературная борьба в журналистике тридцатых годов, виднейшие участники «литературных партий» эпохи. Становление мировоззрения и философской основы критико-эстетических представлений В.Г. Белинского в 1830-е годы. Логика его идейно-художественной эволюции. Белинский как историк отечественной словесности, теоретик литературы и литературный критик. Суждения подкреплять ссылками на конкретные работы В.Г. Белинского.

  4. Идейно-эстетические искания и литературная борьба в журналистике 1840-х годов, виднейшие участники «литературных партий» эпохи. В.Г. Белинский как литературный идеолог, теоретик реализма и социальный критик. Идеи Белинского, своеобразие критического метода, определяющие оценки «сороковых» годов. Дать анализ одной из статей критика.

  5. Особенности отечественного историко-литературного процесса первой половины 1840-х годов. «Натуральная школа»: теория и художественная практика, этапы эволюции. Своеобразие проблематики, системы персонажей, повествовательной организации, авторской позиции, стиля в русском «физиологическом» очерке. Ведущие беллетристы «натуральной школы», черты индивидуального художественного своеобразия в их произведениях. Анализ одного из «физиологических» очерков (В.И. Даль «Петербургский дворник», Д.В. Григорович «Петербургские шарманщики», Н.А. Некрасов «Петербургские углы», Е.П. Гребенка «Петербургская сторона»).

  6. Рефлексивная лирика в историко-литературном процессе 1840-х годов: основные представители, способы и формы выражения позиции лирического субъекта, образно-стилевые особенности лирических систем. Предложить литературную интерпретацию стихотворения.

  7. «Антологическая» лирика в историко-литературном процессе 1840-х годов: черты творческой индивидуальности поэтов, проблематика и поэтика творчества. Предложить литературную интерпретацию стихотворения.

  8. Художественные тенденции и типология жанрового, идейно-тематического и стилевого развития поэзии в сфере влияния «натуральной школы», поэты-«натуралисты» 1840-х годов. Черты художественной индивидуальности, проблематика и поэтика творчества Н.А. Некрасова (1840-е гг.) как пародиста, сатирика и социального лирика. Влияние художественной традиции в его поэзии и новаторский вклад Некрасова в реформу русской поэзии. Суждения подкрепить ссылками на конкретные стихотворения Н.А. Некрасова.

  9. Пути и формы развития отечественной драматургии в 1840-е годы. Художественная трансформация традиционных жанров. Драматургические новации Н.А. Некрасова и И.С. Тургенева. Новое отношение к действию и действующему лицу, изменение природы конфликта и оснований композиционного построения пьесы, роль сценической и речевой детали. Предложить разбор одной из пьес Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, В.А. Соллогуба (1840-е годы).

  10. Особенности отечественного литературного процесса второй половины 1840-х годов. Охарактеризовать художественно-эстетическую природу творческого «переворота» середины «сороковых» годов. Основные тенденции, формы и явления в развитии прозы этого периода. Ведущие писатели периода. Показать черты индивидуального своеобразия одного из писателей «второго ряда» данной эпохи (В.А. Соллогуб, И.И. Панаев, А.В. Дружинин) на примере его произведения.

  11. Своеобразие творческой индивидуальности А.И. Герцена. Этапы становления литературного дарования, творческая позиция писателя и формы его прозы сороковых годов. Жанрово-композиционная организация, структура конфликтов, способы создания образов персонажей, повествовательно-речевая организация в романе «Кто виноват?».

  12. Особенности становления творческой индивидуальности И.А. Гончарова. Специфика жанра «физиологического» очерка в творчестве Гончарова. Своеобразие жанра и композиции, литературного материала, конфликтной организации, системы персонажей, повествовательной манеры в романе «Обыкновенная история».

  13. Особенности формирования творческой индивидуальности И.С. Тургенева – поэта и прозаика. Эволюция замысла, проблемно-тематический диапазон, своеобразие жанровой конструкции, образов персонажей, повествователя цикла, образа России как национального целого в книге «Записки охотника». Дать сопоставительный анализ двух очерков цикла.

  14. Черты творческой индивидуальности Д.В. Григоровича. Его путь от беллетриста-«физиолога» до автора социально-аналитических повестей и социально-бытового романа. Дать монографический анализ повести Д.В. Григоровича «Деревня» (или «Антон Горемыка»).

  15. Особенности формирования и природа творческой индивидуальности молодого Ф.М. Достоевского. Творческое становление, репертуар художественных замыслов, важнейшие произведения «сороковых» годов. «Бедные люди» как новаторский тип «социально-психологического» романа.

  16. Особенности отечественного историко-литературного процесса 1850-х годов. Основные художественно-эстетические проблемы периода. Поиски новой художественной формы ведущими писателями эпохи. Художественное исследование частной жизни в общественном быту. Суждения подтверждать ссылками на конкретные произведения конкретных авторов.

  17. Открытие «нового психологизма» в русской литературе 1850-х годов. Реалистическое исследование собственных закономерностей внутренней жизни человека. Психологическая проблематика книги А.И. Герцена «Былое и думы».

  18. Творческая индивидуальность А.Ф. Писемского. Становление творческой проблематики, литературного материала, концепции мира и человека, метода и стиля писателя. «Народные» очерки и «бытописательские» повести Писемского. Дать монографический анализ одного из произведений писателя.

  19. Своеобразие творческой индивидуальности Л.Н. Толстого (1850-е). Периодизация его литературной деятельности. Замысел, своеобразие проблематики, сюжетики, характерологии, психологизма, форм повествования и стиля в трилогии Л.Н. Толстого «Детство» - «Отрочество» - «Юность». Дать анализ художественного своеобразия одного из входящих в трилогию произведений.

  20. Проблема «героя времени» в русской литературе второй трети XIX века и ее эволюция от «лишнего человека» к «идеологическому герою». Индивидуальные художественные открытия на пути разработки данной проблематики. Предложить анализ одного из ранних прозаических или лиро-эпических идеологических произведений И.С. Тургенева или Н.А. Некрасова.

  21. Художественный тенденции и типология жанрового, идейно-тематического и стилевого развития поэзии 1850-х годов. Черты творческой индивидуальности, проблематика и поэтика творчества поэтов «антологической», «камерно-психологической», «историко-патриотической» традиций периода. Предложить литературную интерпретацию двух различных в поэтическом отношении стихотворений.

  22. Черты творческой индивидуальности Ф.И. Тютчева. Периодизация творчества Тютчева, своеобразие отдельных периодов его художественной эволюции. Концепция бытия и человека, субъектная организация, своеобразие образности и стиля поэзии Тютчева. Предложить анализ произведения поэта.

  23. Черты творческой индивидуальности А.А. Фета. Этапы его творческой эволюции. Диапазон лирических мотивов его поэзии. Концепция бытия и человека, субъектная организация, своеобразия образности и стиля поэзии Фета в разные периоды творчества. Предложить анализ стихотворения.

  24. Н.А. Некрасов как интимно-психологический лирик. Концепция мира и человека, позиция лирического субъекта, новаторство психологизма, событийно-композиционная, образная и повествовательно-речевая организация в любовной и «покаянной» лирике Некрасова, в стихотворениях о поэтическом самоопределении художника. Проанализировать два стихотворения поэта из названных тематических групп.

  25. Проблематика, система образов, авторский идеал, повествовательно-речевая организация гражданских, идеологических и сатирических стихотворений Н.А. Некрасова 1850-х годов. Проанализировать два-три стихотворения из названных тематических групп.

  26. Проблематика, система образов, авторский идеал, повествовательно-речевая организация народно-гуманистических стихотворений Н.А. Некрасова. Проанализировать стихотворение данной проблематики.

  27. Становление творческой индивидуальности А.Н. Островского в конце 1840-х - начале 1850-х годов. Островский и «натуральная» школа. Путь от «Семейной картины» до «Свои люди – сочтемся»: особенности художественной организации ранних пьес. Островский и «молодая редакция» «Москвитянина». Эстетические открытия первой половины 1850-х годов. Монографический анализ одной из ранних пьес художника.

  28. Пути развития общественной мысли, «либеральная весна» Александра II, диапазон журнальных позиций и критики второй половины 1850-х годов. Ведущие идеологические и литературно-критические «партии», их видные представители. Важнейшие статьи-манифесты эпохи подготовки «великих реформ». Суждения подкрепить ссылками на конкретные тексты критических статей.

  29. Исследование социально-исторической и национально-культурной природы устройства российской жизни, духовно-психологического склада русского человека и проблема жизненного искушения «антигероя времени» в творчестве И.А. Гончарова («Фрегат «Паллада»», роман-монография «Обломов»). Дать картину своеобразия художественной организации романа «Обломов», интерпретацию его проблематики, концепции мира и человека.

  30. Духовные искания и этико-психологическое исследование внутреннего мира личности Л.Н. Толстым во второй половине 1850-х годов. Идейно-художественное своеобразие выражения авторской позиции, проблематики, системы образов, психологизма, форм повествования и стиля в «военных», «светских», «социально-критических» рассказах и повестях Л.Н. Толстого этого периода. Дать монографический анализ одного из произведений.

  31. Проблематика, типы конфликтов, сюжетно-композиционное построение, структура характеров персонажей, приемы повествовательной организации, стиль романов И.С. Тургенева 1850-х годов («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»). Дать монографический анализ художественного своеобразия одного из романов.

  32. Социально-идеологическая, нравственно-психологическая, философско-мировоззренческая проблематика, сюжетно-характерологическая организация, способы выражения авторской позиции, стилевые особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Суждения аргументировать конкретными примерами из текста произведения.

  33. Художественные искания А.Н. Островского в пьесах о «герое обыденности» и о «горячем сердце» второй половины 1850-1860-х годов. Проблематика, типы конфликтов, характерология, драматургическая поэтика и стиль, жанровые формы пьес. Дать монографический анализ одной из пьес указанного периода.

  34. Особенности отечественного историко-литературного процесса «шестидесятых» годов. Идеологические тенденции времени, направления развития журналистики и критики эпохи. Ведущие «партии» и деятели литературной публицистики этого времени. Суждения подтвердить ссылками на текст конкретных статей.

  35. Художественные тенденции и особенности развития русской драматургии 1850-1860-х годов. Образ мира и человека, особенности взаимосвязи события и человека, характер развития конфликта и композиции, черты творческой индивидуальности одного из крупных драматургов эпохи (А.В. Сухово-Кобылин, А.К. Толстой, А.А. Потехин, А.Ф. Писемский).

  36. Художественные искания А.Н. Островского в пьесах середины 1860-1870-х годов о духовной деградации личности в эпоху «первоначального накопления капитала». Проблематика, типы конфликтов, характерология, драматургическая поэтика и стиль, жанровые формы пьес. Дать монографический анализ художественного своеобразия одной из пьес драматурга данного периода.

  37. Пародийно-сатирическая, идеологическая и народно-крестьянская лирика эпохи «шестидесятых» годов. Проблематика, поэтические приемы, творческие индивидуальности. Предложить анализ стихотворения одного из поэтов.

  38. Пути развития русской поэмы 1840-1860-х годов. Выдающиеся лиро-эпики эпохи. Диапазон творческих исканий, проблематика, характерология, типы конфликтов, повествовательные формы поэм того времени. Предложить анализ одной из значительных поэм (И.С. Тургенева, А.Н. Майкова, И.С. Аксакова, А.А. Григорьева, И.С. Никитина).

  39. Диапазон творческих исканий Н.А. Некрасова в лиро-эпических формах. Проблематика, характерология, типы конфликтов, повествовательные формы некрасовских поэм. Предложить монографический анализ одной из поэм Н.А. Некрасова.

  40. Проблемно-стилевые тенденции в беллетристике 1860-х годов. Позиции писателей, типы конфликтов, стиль «шестидесятнической» беллетристики. «Народная» и «разночинская» темы в творчестве Ф.М. Решетникова, Г.И. Успенского, Н.Г. Помяловского, В.А. Слепцова, Н.Г. Чернышевского. Дать монографический анализ художественного своеобразия одного из произведений указанных авторов.

  41. Особенности творческой индивидуальности Н.С. Лескова. Концепция мира и человека, проблематика, характерология, способы выражения авторской позиции в произведениях 1860-х годов. Дать монографический анализ одного из произведений указанного периода.

  42. Сущность духовного перелома, произошедшего с Ф.М. Достоевским на каторге. Идейно-художественное своеобразие миросозерцания и средств выражения авторской позиции, новая концепция мира и человека, жанровые поиски, типы конфликтов, характер сюжетосложения, особенности композиции в произведениях конца 1850- первой половины 1860-х годов. Дать монографический анализ художественного своеобразия одного из произведений данного периода.

  43. Место в беллетристике 1860-1870-х годов «антинигилистической прозы. Проблематика, характеры, особенности конфликтов, авторский пафос, особенности повествовательной структуры произведений. Дать монографический анализ одного из произведений данной проблематики.

  44. Роман И.А. Гончарова «Обрыв»: основные сюжетно-тематические линии, историко-контекстуальная и символическая трактовка образов главных персонажей. Суждения подкрепить конкретными ссылками на текст произведения.

  45. Генезис содержания и формы поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Динамическое развертывание ее проблематики, вариативность конфликта, образно-стилевые и стиховые особенности, жанр, композиционное построение и характерологическая система произведения.

  46. Логика творчества А.Н. Островского середины 1870-1880 годов. Жанровый диапазон, проблематика, типы конфликтов, эволюция драматургической поэтики и стиля. Дать монографический анализ одной из пьес данного периода.

  47. Идеологический кризис в миросозерцании И.С. Тургенева в середине 1860-х годов. Поздние романы и социально-бытовые повести писателя 1860-1870-х годов. Проблематика, типы конфликтов, сюжетно-композиционное построение, характерология, повествовательные приемы, стиль. Дать монографический анализ художественного своеобразия одного из произведений данного периода.

  48. Эволюция формы камерно-психологической повести в творчестве И.С. Тургенева в 1850-1870-е годы в направлении от романтического «случая» к «парапсихологической» «студии». Концептуальное и художественное своеобразие «таинственных повестей» писателя и «Стихотворений в прозе». Монографический анализ художественного своеобразия произведения данного периода.






написать администратору сайта