Главная страница
Навигация по странице:

Темы эссе Философия. Законам диалектики Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что Мудрое ото всех обособлено. Гераклит. Самое страшное, что может случиться с человеком, это если боги лишат его наказания



Скачать 23.42 Kb.
Название Законам диалектики Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что Мудрое ото всех обособлено. Гераклит. Самое страшное, что может случиться с человеком, это если боги лишат его наказания
Анкор Темы эссе Философия.docx
Дата 12.04.2017
Размер 23.42 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Темы эссе Философия.docx
Тип Закон
#294

Темы эссе


  1. В чем состоит значение философии сегодня?


  2. В чем состоит отличие философского мировоззрения от религиозного?


  3. Каково соотношение философии с наукой и религией?


  4. Можно ли согласиться с Энгельсом, что развитие природы, общества и мышления подчиняется законам диалектики?

  5. «Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что Мудрое ото всех обособлено». Гераклит.

  6. «Самое страшное, что может случиться с человеком, - это если боги лишат его наказания». Сократ

  7. «Любовь - это стремление к бессмертному». Платон.

  8. «Философу свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии». Платон.

  9. «Человек вне общества — или бог, или зверь». Аристотель.

  10. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно». Эпикур. «Логика оттолкнула от меня мир». Пьер Абеляр.

  11. «Знание — настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника». Фома Аквинский.

  12. «Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими». Никколо Макиавелли.

  13. «Истина была единственной дочерью времени». Леонардо да Винчи.

  14. «Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим». Джордано Бруно.

  15. «Всякий человек, желающий подняться до познания чего либо, необходимо должен верить в то, без чего он не может подняться». Николай Кузанский.

  16. "Все разумное действительно, и все действительное - разумно". Г.В.Ф.Гегель.


  17. Согласны ли Вы с Юмом, что мы не можем быть уверены в том, что между явлениями объективного мира существуют причинные связи?


  18. Согласны ли Вы с Кантом, что существуют априорные знания, которые определяют наше знание о мире?


  19. Существуют ли вещи, которые в принципе непознаваемы?

  20. "Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?» Ф.Ницше.

  21. Является ли человеческое познание отражением (репрезентацией) объективного мира или конструированием собственного «жизненного мира»?


  22. Что есть истина?


  23. Существует ли универсальная природа человека?


  24. Согласны ли вы с Гальпериным в том, что у человека отсутствуют инстинкты?


  25. Согласны ли вы с социобиологами в том, что соблюдение моральных норм генетически предопределено?


  26. Благодаря каким факторам человек выделился из мира животных?


  27. Был ли труд решающим фактором в формировании Homo sapiens?


  28. Является ли альтруизм результатом естественного отбора?


  29. Является ли психоанализ научной теорией?


  30. Может ли человек управлять своими бессознательными процессами?

  31. "Человек - это прежде всего замысел, который живет своей собственной жизнью, вместо того, чтобы быть мхом, плесенью или цветной капустой". Ж.-П.Сартр.


  32. Согласны ли вы с Сартром, что человек сам устанавливает для себя ценности?


  33. Согласны ли вы с Сартром, что человек абсолютно свободен?


  34. Существует ли смысл жизни?


  35. Согласны ли вы с Б.Уильямсом, что бессмертие бессмысленно?

  36. Противоречия морального сознания.


  37. Практична ли мораль?

  38. Соотношение долга и пользы в морали.

  39. Любовь к ближнему как этический идеал.

  40. Абсолютное и относительное в морали.

  41. Нравственный идеал и жизненные реалии.

  42. По ту сторону добра и зла.


  43. Существует ли нравственная свобода?

  44. Мистический и религиозный опыт.

  45. Будущее религии.

  46. Критерии произведения искусства.


  47. Русская идея: миф или реальность?

  48. Место теории относительности на фоне проблемы выражения возможных свойств Мегавселенной

  49. Возможность зарождения Вселенной в Вечности

  50. Разум человека, по выражению Р.Тагора, подобен лампе: «Чем ярче свет, тем гуще тень сомнений». О какой ступени познания идёт речь, и о какой форме этой ступени?

  51. Существует ли абсолютный способ обоснования знания? Дайте анализ специфики обоснования знаний в различных науках.

  52. "Сомневаться во всем, верить всему - два решения одинаково удобные: и то, и другое избавляет нас от необходимости размышлять". А.Пуанкаре.

  53. В романе И.С.Тургенева «Рудин» есть реплика одного из героев (Пигасов), обращённая к женщине: «Да, уж я думаю, Дарья Михайловна, что Вам легче было бы жить без истины, чем без Вашего повара Степана, который такой мастер варить бульоны! И на что Вам истина? Ведь чепчика из неё не сошьёшь»… Прав ли Пигасов? Нужна ли истина Дарье Михайловне?


  54. Как конкретизируется классическая концепция истины в философии ХХ века?

  55. Какую роль играют философские идеи в становлении нового знания.

  56. Восток и Запад: различия в традиционном понимании человека, его взаимоотношениях с природой и обществом.

  57. Индивидуальность и коллективизм: извечная дилемма


  58. Человек: путь к гибели природы!?


  59. Человек - мера всех вещей?


  60. Почему человеку так трудно познать самого себя? И какие опасности подстерегают его на пути к самопознанию?


  61. Человек приближается к свободе?

  62. Воздействие условий пребывания в месте обучения на свободу личности (средовой подход в педагогике).

  63. Смертная казнь и свобода


  64. Надо ли бороться за свободу?


  65. Несвободному живётся проще и легче?


  66. Оправдано ли принуждение, если оно осуществляется от имени общества?


  67. Свобода – это осознанная необходимость?


  68. В какой степени мы ответственны за себя и других?

  69. Казнить нельзя помиловать.

  70. Глобальные проблемы, порождённые противоречиями общественного развития.

  71. Глобальные проблемы, связанные с противостоянием общества и природы.

  72. «Жизнь, – писал Ксавье де Местр, – представляет собой вечную борьбу того, что я хочу, с тем, чего хочет животное, в котором я живу». Какое противоречие человеческой природы имел в виду французский мыслитель?

  73. Кто, на Ваш взгляд, – славянофилы или западники – оказались исторически более правы в своём споре о судьбах России?


Методические рекомендации по написанию творческой работы (эссе)
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной теме.

Эссе - это форма самостоятельной работы студента объемом 2-3 печатных листа. Цель написания эссе - научиться формулировать свое мнение и уметь его обосновывать.

Тему эссе можно выбрать из предложенного преподавателем списка, а также можно самостоятельно сформулировать проблему. Но в последнем случае необходимо согласовать тему с преподавателем.

Кроме тем эссе, предложенных выше, можно сформулировать проблему, основываясь на диалогах древнегреческого философа Платона. Выбор диалогов Платона в качестве объекта размышлений обусловлен, прежде всего, своей литературной, художественной, философской ценностью, способной пробудить интерес к философии у студентов-первокурсников. Здесь можно выбрать темы справедливости, прекрасного, блага, добродетели, истины, государства, диалектики бытия и небытия (иного) и др. При работе над эссе необходимо не только осмыслить выбранную проблему, но также соотнести ее с современностью, определить собственную позицию по рассматриваемому вопросу. Следует помнить, что творческая работа не является рефератом и не должна носить описательного характера. Большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

Приступая к написанию эссе, изложите в одном предложении, что именно вы будете утверждать и доказывать (свой тезис). Далее надо определить, каким образом убедить читателя в правильности тезиса, какие аргументы следует привести в своем эссе. Постарайтесь предусмотреть возможные возражения и ответить на них.

Требования к оформлению работы. Общий объем самостоятельной работы – 3-5 страниц машинописного (шрифт – 14, интервал – 1,5, поля – 2,5 со всех сторон). В правом верхнем углу листа следует указать свою фамилию, номер группы, дату написания работы. Сдать работу необходимо не позднее двух недель до завершения изучения дисциплины.

Примечание. Самостоятельная работа не подлежит оглашению и публичному обсуждению. Она будет прочитана только преподавателем.
Критерии оценки эссе

Эссе оценивается по следующим критериям:

1) Тезис.

- тезис оригинальный и сформулирован ясно – 3 балла

- тезис неоригинальный, ясно сформулирован – 2 балла

- тезис сформулирован расплывчато – 1 балл

2) Обоснование.

- обоснование всестороннее и глубокое – 4 балла

- обоснование есть, но не всестороннее – 3 балла

- обоснование есть, но аргументы противоречат тезису – 2 балла

- обоснование свидетельствует о неглубоком понимании автором проблемы - 1 балл

3) Использование литературы.

- использована дополнительная литература и даны ссылки на нее – 2 балла

- использованы первоисточники и даны ссылки – 1 балл

4) Оформление.

- эссе написано аккуратно и разборчиво, грамматические ошибки отсутствуют – 1 балл
написать администратору сайта