Главная страница
Навигация по странице:

ответы по философии. 1. Философия и мировоззрение. Возникновение философии. Философия это особый тип мировоззрения. Мировоззрение


Скачать 0.55 Mb.
Название 1. Философия и мировоззрение. Возникновение философии. Философия это особый тип мировоззрения. Мировоззрение
Анкор ответы по философии.doc
Дата 15.12.2017
Размер 0.55 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ответы по философии.doc
Тип Документы
#12560
страница 1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

1. Философия и мировоззрение. Возникновение философии.
Философия – это особый тип мировоззрения.

Мировоззрение – это то, что присуще каждому здоровому психически человеку. Это знание о мире в целом и о своём месте в этом мире. Существуют и выделяются исследователи 2 типа мировоззрения:

  1. Стихийно сформированное. На обыденном языке называется здравым смыслом или в науке обыденным сознанием. Формируется стихийно в повседневной деятельности, его особенность состоит в том, что оно не может быть отделёно от обыденной жизни. Главная функция здравого смысла - приспособиться к окружающей среде. Но есть и недостатки. Здравый смысл приобретается в обычной, привычной для него жизни. Обыватель панически боится сложности. Практически опыт – это настоящее, это то, что противостоит прошлому и будущему. В здравом смысле нет прошлого и будущего, и поэтому он не историчен. Здравый смысл некритически относится к собственному чувственному опыту. Он его абсолютизирует. Человеческая психика так устроена, что всё существующие она разделяет на двойственные различия. Здравый смысл весь мир предельно упрощает, наделяя противоположными значениями.

  2. Сознательно сформированное. Возникло антропоморфное мировоззрение ещё в древности. Это миф и религия, в них мир уподобляется сверхчеловеку, это человеческие герои. Затем идёт художественное мировоззрение, наблюдается у представителей искусства, осуществляется в чувственных образах, оно творческое, создаёт яркие образы. Но у него есть минус, оно может отрываться от реальности. Есть ещё и научное мировоззрение. Задачи науки абстрагироваться от чувственных уровнях. Оно упирается на разум человека. Философия особый тип мировоззрения. В том, что она, опираясь на разум, использует неразумные формы освоения миры. Формы понимания, переживания, интуицию, и веру. Во-вторых, если наука стремится к истине, то она основывалась на том что философ критикует своих предшественников. Философия это такое мировоззрение, которое постоянно изменяется и трансформируется.

Возникновение философии.

Философия возникла на рубеже 6-7 веков до н. э. в трёх регионах. В древней Греции, Индии, Китае. Они были изолированы друг от друга на переходе к новой цивилизации. С переходом от варварства к цивилизации, социальные связи резко усложнились. Цивилизация принесла связи поселенческие, экономические, управленческие. Цивилизация означала появление городов. Общество резко усложнилось. Благодаря власти и деньгам, общество стало непрозрачным. В условиях цивилизации надо было различать что было на поверхности и что было скрыто. Резко ускоряется развитие мышления и господствующие позиции приобретают абстрактные мышления. Абстрактное мышление получило импульс развития. Но помимо этого шёл другой процесс, проникновение в природу, расширялся кругозор, и люди начали постепенно узнавать новое о жизни других обществ. Появилось сравнение соседей. Из такого сравнения появлялись диалектические мысли, у соседей могло быть и лучше. Привело к появлению критического мышления. Усложнения общества при переходе от варварства к цивилизации, дало толчок к развитию мышления. Происходит момент когда миф, столкнувшись с новыми знаниями плюс критическое мышление, он начал разлагаться. Из рецептурных знаний стало появляться преднаука. Из метафор языка, из образных выражений стало появляться искусство. Из символов стало появляться религия в современных формах. Из мифологических обобщений появилась философия.

Философия появилась в результате конфликта мифологического знания с новым знанием и критическим мышлением, которое возникло у людей. Человечество простилась с мифами предков.

2. Предмет философии. Специфика философского знания.
Предметом философии являются всеобщие свойства, связи и отношения в природе, обществе и человеческом мышлении. Всеобщие свойства, это те свойства которые характерны и для отдельных объектов и для их множеств. Идеальное и реальное бытие не совпадают.

Вопрос о соотношении материи и сознании, об объективной и субъективной реальности. Каждый из нас - это система. Второй предмет: системность бытия. Противоречивость бытия.

Вопрос о смысле жизни. Вопросы о жизни, смерти и бессмертия. Что такое истина? Предмет философии не дан нам в непосредственном восприятии, он дам в абстрактном размышлении. Предмет философии требует абстрактного мышления.

Все философские проблемы появляются на грани знания и незнания. Поэтому ответы философов носят гипотетический характер. Моделируя сферу непознанного, философия уменьшает страх человека перед неизвестным. Каждое поколение людей решает философские проблемы, опираясь на свой собственный опыт, поэтому они не имеют однозначных решений и человечество всё время их пересматривает.
3. Функции философии. Философия и конкретные науки.
Мировоззренческая функция, формирует у людей широкую картину мира. Философия расширяет кругозор.
Методологическая функция. Философия должна научить человека мыслить критически и самостоятельно.
Гуманистическая функция. Должна ответить на вечный вопрос о смысле жизни. Стоит ли жить, и если да, то для чего?
Общекультурная функция. Философия должна обеспечить культурную преемственность культурной традиции.
Для прикладных наук философия имеет только теоретическое значение. Важна для ТГП.

4. Основные черты древнегреческой философии. Натурфилософия Древней Греции.

Античная философия – это философия рабовладельческого общетва. Это общество, которое было основано на примитивных основах, в котором прибавочный продукт получался посредством труда рабов. Эта неразвитость общества, его зависимость от природы сказался на мировоззрение общества.
Черты философии:

  1. Космоцентризм. Мир представляет собой порядок. Этот мир и назывался космосом. Главная проблема была такова: объяснить космос и себя самого естественными причинами, без религии и мифа. Она пыталась понять мир силой человеческого разума. Греки не выделяли себя из космоса, общество и человек часть природы.

  2. Человек – микрокосм. Человек это не личность, это не индивидуальность, это уменьшенный космос, уменьшенная модель космического порядка. Идеал красоты и совершенства это единение с мировым целым.

  3. Ценность меры. Соответствование стандарту меры, красоты.

  4. Цикличный характер времени. Всё в мире движется по кругу, как и звёзды и времена года и так далее. Оно появилось в обществе, где не было идей прогресса, нет идей изобилия, материального и абсолютного достатка.

  5. Зависимость от природы, крайняя неразвитость человеческого знания приводило к тому что многие гениальные конструкции античной философии аргументировались наивно. Очевидность философии - её несистематичность.

Древнегреческая натурфилософия.

Она охватывает период с 7 по 5 век до новой эры.

Философы создали единую картину природы.
Милетская школа. Основателем был Фалес, именно он был самым старым мудрецом, его позиция состояла в том, что в природе есть первоначало, это есть некоторое первосущество (субстрат) – вода. Вода есть всё и всё есть вода. Аргументация: ребёнок рождается в лоне окружённый водой, тело разлагается, выделяя воду. Его последователи пытались найти другие объяснения.

Анаксимандр объявил субстратом апейрон.

Анаксимен выбрал субстратом воздух.

Гераклит объяснял субстрат текучестью и избрал огонь. Это такое вещество, которое обладает уникальными свойствами, он умеет карать и судить и поучать. Мир – это процесс, он текуч.

Пифагорейцы. Основателем был Пифагор. Он развивает концепцию, что всё порождается числом. Число – это идеальная сущность.

В городе Элея образовалась новая школа Элеата. Раз мир текуч, подвижен, то всё текучее и подвижное - это не субстрат. Они разделили мир на два слоя: на мир мнения и на вечное неизменное бытие. В бытие можно только мыслить. А весь остальной мир – это призрак. Мышление тождественное бытию и существует только то, что можно мыслить. Именно Парменид пытался отделить сущность от явления. Сущность – это неизменная часть бытия, а явление это то, что дано чувством, в страстях. Зенон попытался сделать из этого скандальное мнение. Он был первый кто пришёл к выводу, движение мыслить невозможно. Простое движение существует, но движение нельзя мыслить. Человечество, вплоть до 19 века, решало проблему, как мыслить движение.

Философы афинской школы. Среди них выделяется Демокрит. Именно он создаёт философскую систему, которая даёт нам целостную картину природы. Бытие представляет собой атомы + пустота. Атом – это особый субстрат, он недоступен для органов чувств, он умопостигаем. Но у него есть второе свойство, он материален. Атомы не только движутся, но и соединяются. Откуда берётся порядок? Космос устроен так, что атомы движутся по заданным траекториям, нет случайностей. Демокрит впервые ввёл понятие причины, но он не отличал закономерную причину от случайной. Демокрит был первым, кто объяснил человеческое сознание. Все вещи постоянно испускают из себя оболочки, эти оболочки, излучаясь, летят в пустоте и попадают на различные предметы, попадая на глаза, оно показывает нам природу. Сознание – это отражение реального мира. Эта конструкция была настолько прочной, что существовала до 20 века.

5. Поворот древнегреческой философии к проблемам человека и общества. Софисты, Сократ.
На рубеже 6-5 вв. до н.э.

Вместо тирании устанавливается демократия, она принесла 2 изобретения: народное собрание, публичный суд.

Образовывается школа софистов. «София» - мудрость. Софисты были замечены в очень неприличных вещах, они сомневались в существовании богов. Протагор – наш разум в каждом из нас есть бог. Софисты заявили, что всё в мире подвижно и текуче, ибо бытие это слово. Слово – основа бытия. Как возникают вещи вокруг нас, человек произносит слово, раб слышит слово и делает это. Тот, кто знает и использует слово, тот и властен. Вывод: раз есть мир из слов, а слова относительны, то всё в мире относительно, человек есть мера всех вещей: существующих что они существуют, и несуществующих, что они не существуют. Человеческий мир относителен. 2 вывод: касается того, чем же заниматься философу. Деление на 2 уровня: бытие от природы (фюзис), бытие от установления. Цель философа - изучать бытие от установления (законы, правила, государственный порядок, армию, искусство). Главная проблема философии – это не проблема бытия, а ответ на вопрос как жить в обществе. Главная проблема – проблема смысла жизни, цели в жизни и так далее.
Сократ говорил: бытие это не слово, это смысл слова. Он пытался найти смысл в словах. Прежде всего свободный гражданин должен искать смысл нравственной добродетели и объяснить это всем и каждому. Помимо разума на поведение влияют другие мотивы: традиция, чувство, авторитет, общественное мнение, которые внушают совсем другое. Сократическая беседа: познание это диалог, оно начинается с иронии (люди всегда считают себя умными, поэтому его надо позлить, Сократ насмехается над собеседником), вторая часть - это искусство задавать вопросы, которые приведут собеседника к выводу, собеседник сам рождает истину, философ занимается трудом, каким занимается акушер, третья часть – это определение добродетели, что такое мужество, мудрость, красота. Сократ хочет обнаружить инвариант смысла, который сохраняется во всех проявлениях, это и есть идеальное. Философия создаёт идеальные модели вещей, она занимается идеальным моделированием реальности.

6. Философия Платона
5-4 века до новой эры.
Платон был учеником Сократа. Представлял собой уникальную личность. Он пытался найти инвариант смысла добродетели. И приходит к выводу, что порядок мира возможен, если миром правит некая высшая идея (единая идея) и одновременно считая, что единое - это благо. Из высшей идеи вытекает особый мир идеи, объясняя сущность каждого, в основании космического бытия – материя. Идеи оформляют материю и возвышают её. За счёт активности идеи возникают вещи.

Первое значение слово идея – эталон.

Второе значение слово идея – активная движущая сила.

Третье значение слова идея – это особые объекты которые существуют для того, чтобы разуму было чем заняться.

Четвёртое значение слова идея – общее в вещах.

Подлинное бытие – это бытие общих идей.
7. Философия Аристотеля
Аристотель говорит что бытие – это бытие единичных вещей.

8. Философия эллинизма(4-1 вв. до н.э.)
Данный период представлен следующими философскими школами:

  • Кинизм

  • Скептицизм

  • Эпикуреизм

  • Стоицизм


1). Кинизм. Киническая философия возникла в Афинах как реакция социальных низов свободной бедноты, метеков, вольноотпущенников на ухудшение жизни, усиление политической и экономической неустойчивости на рубеже V — IV вв. до н. э. Ее родоначальником считается Антисфен (ок. 445 — 360 гг. до н. э.), который учил в гимнасии, называвшемся Киносаргом (“Белая собака”). Этот гимнасий за городской стеной предназначался для неафинян. Идеи основанной Антисфеном школы, которая по месту ее существования и по бесприютному образу жизни ее последователей, сходному с собачьим, получила название кинической, широко разошлись по античному миру. Наиболее значительными представителями кинизма наряду с Антисфеном являются Диоген Синопский (ок. 412 — 323 гг. до н. э.), Кратет из Фив (акме — расцвет творчества — падает на 328 — 325 гг. до н. э.), Керекид из Мегалополя (ок. 290 — 220 гг. до н. э.), Дион Хрисостом (ок. 40 — 120 гг. н. э.).

Кинизм представляет собой не только философию, обосновывающую специфическую форму мировоззрения, но и способ жизнедеятельности, для которого характерно неприятие ценностей рабовладельческого общества, его законов, обычаев, традиций и морали. Киники не удалялись от жизни, а наоборот жили среди людей и пропагандировали идеалы внутренней свободы, презрения к богатству, опрощения и бедности, равноправия, космополитизма и другие.

Для киника теория и практика философствования максимально сближены. Эта философия находила своих приверженцев среди людей, осознавших несправедливость общественной жизни, утративших надежду на то, что жизнь можно улучшить общепринятыми средствами, изверившихся в установлениях государства и обещаниях политиков. Кинизм был философией бедных, гонимых и разочаровавшихся, но не утративших желания видеть мир людей иным. Словом, эта философия отражала противоречия в сознании бедноты, она включила в себя достоинства и недостатки тех, чьи интересы она выражала.

К числу наиболее существенных жизненных принципов, распространяемых киниками, относится практическое воплощение философии в жизнь посредством упражнений, сопутствующих неукоснительному следованию избранному жизненному пути. Упражнения при этом делятся киниками на те, что укрепляют тело и на те, что укрепляют душу. Другой жизненный принцип — ограничение своих потребностей в благах, в том числе еде и одежде. Киник стремится максимально освободиться от потребностей и от владения вещами. Грубый плащ, котомка и посох — это единственное его достояние. Третий принцип заключается в стремлении к независимости и самодостаточности, умении довольствоваться своим. Киник бездомен и неприкаян.

Киник ведет деятельную и подвижническую жизнь, направленную на то, чтобы продемонстрировать людям, как неправильно они живут. Легендарный киник Диоген Синопский прославил себя многими причудами. Он “средь бела дня” с зажженной лампой или, как говорят, “днем с огнем” ищет, бродя по многолюдным улицам, хорошего человека, плюет в лицо богатого хозяина, пригласившего его в дом с красивым полом и многочисленными ценными вещами и произведениями искусства, объясняя это тем, что худшего места, куда можно плюнуть, кроме лица хозяина, в доме нет.

Сторонники этой философии считали, что боги дали людям все необходимое, обеспечив им легкую и счастливую жизнь, но люди утратили меру в потребностях и в погоне за ними обретают лишь несчастья. Богатство, к которому стремятся люди, расценивается киниками как источник человеческих бед, оно же рассматривается как источник тирании.

Последователи кинической философии Антисфен, Диоген Синопский и другие противопоставили экономические отношения рабовладельческого общества и отношения морали. Они полагали, что достичь богатства можно лишь ценой моральной деградации, путем обмана, насилия, грабежа, неэквивалентной торговли. Провозглашая, что труд есть благо, они ограничивали в соответствии с индивидуалистическими установками своего времени размеры трудовых усилий лишь достижением минимума материальных средств поддержания личной жизни. Для киника идеал простой жизни, отвечающей природе, фактически оборачивается максимальным опрощением, реализацией требования тотального участия всех членов общества в простом физическом труде связанном с личным жизнеобеспечением.

В социально-экономических воззрениях киников отразился протест обездоленной массы свободного населения в ответ на угнетение, непосильные налоги, несправедливость властей, алчное хищничество и расточительство тех, кто сколачивал громадные состояния и жил праздно в роскоши. Киники в противовес этому выдвинули пренебрежение к жизненным благам, презрительное отношение к собственности и собственникам, негативное отношение к государству и общественным установлениям, пренебрежительное отношение к науке.

Отчаянный подвиг в борьбе с несовершенствами мира со стороны киников означал, что организация хозяйственной жизни, базирующаяся на рабовладении, вступила в непримиримое противоречие с чаяниями обедневших слоев общества.

2). Скептицизм (от греческого скептикос, буквально — рассматривающий, исследующий) возникает как направление в философии, очевидно, в связи с крушением у некоторой части образованных людей надежд на прежние претензии философии. В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Акцентируя внимание на относительности человеческого познания, скептицизм сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма. В рамках скептицизма был поставлен ряд проблем диалектики познания. Однако скептицизм имел и другие последствия, так как безудержное сомнение в возможностях познания мира вело к плюрализму в понимании социальных норм, к беспринципному приспособленчеству, угодливости, с одной стороны, и пренебрежению человеческими установлениями, с другой.

Скептицизм противоречив по своей природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других — к воинствующему невежеству и аморализму.

Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360 — 270 гг. до н. э.). Философия скептиков дошла до нас благодаря трудам Секста Эмпирика. Его труды дают нам представление об идеях скептиков Пиррона, Тимона, Карнеада, Клитомаха, Энесидема.

Согласно учению Пиррона, философ — человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.
Тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса:

  1. из чего состоят вещи;

  2. как следует к ним относиться;

  3. какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним.

Пиррон полагал, что на первый вопрос нельзя дать никакого ответа, как нельзя и утверждать, что нечто определенное существует. Более того, всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Из признания невозможности однозначных утверждений о вещах Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений. Это объясняется тем, что наши чувственные восприятия хотя и являются достоверными, но не могут быть адекватно выражены в суждениях. Этот ответ предопределяет и ответ на третий вопрос: польза и выгода, вытекающая из воздержания от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости или безмятежности. Такое состояние, называемое атараксией, базирующейся на отказе от знаний, рассматривается скептиками как высшая ступень блаженства.

Усилия скептиков Пиррона, Энесидема и Агриппины, направленные на то, чтобы сковать человеческую любознательность сомнением и затормозить движение по пути прогрессивного развития знаний, были тщетными. Будущее, которое представлялось скептикам как ужасное наказание за веру во всесилие знания, все же пришло и остановить его никаким их предостережениям не удалось.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта